Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
05.12.2016
01:24
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 194

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [396]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [101]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [81]
Камешково [24]
Ковров [28]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [35]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [14]
Религия [1]
Иваново [10]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 5
Пользователей: 1
Jupiter

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Село Заполицы, Суздальский район

Село Заполицы

- Заполицы. Селище, XI-XIII вв. Восточная окраина села, правый коренной берег р. Нерль. Протянулось вдоль края берега, размеры ок. 400х150 м., высота над рекой 2 м. Керамика гончарная древнерусская.

«Село Заполицы отъ Владимира 23 версты, а отъ Суздаля 10 1/2 верстъ, при реке Нерли».
Название села происходит от слова "заполица", что означает "отдалённое поле в перелесках, на неудобных для пахоты местах; место, расположенное за основными пахотными полями".
В первой пол. XV в. село было вотчиной князя Бориса Константиновича, который передал его во владение Суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю. Меновая грамота значится в описи Спасо-Евфимиева монастыря под 1660 г.
В 1660 г. архиепископ Авраамий променял Заполицы суздальскому князю Андрею Андреевичу на его село Коровники. Меновая грамота значится в описи Спасо-Евфимиева монастыря 1660 года. «Меновая князь Андрея Андреевича, что променялъ архимандриту Фоме съ братиею свое село Коровнитское на село Заполитское, меновая ветха».
В кон. XIX в. в Заполицах на Нерли работала водяная мельница суздальского купца Сергея Дмитриевича Швецова, построенная в 1879 г.
20 августа 1868 г. «Рапорт Заполицкого волостного правления за № 110 с донесением, что крестьянин деревни Раменья г. Богданович половинная часть хлеба разобрана осенью 1867 года самовольно без всякого на то от начальства разрешения, как они показали в данном правлению отзыве, по случаю градобития в прошлом году хлеба и плохого урожая онаго, а вторая половина хлеба разобрана ими с дозволения Суздальской дворянской опеки в прежнее время, и села Заполиц г. Родионовой крестьянам разобран также самовольно в 1868 г. яровой хлеб 44 ½ четв.: без разрешения от начальства, и к допущению самовольного разбора упомянутого хлеба крестьянами тех селений, правление виновным нисколько не состоит, а виновными состоят сами крестьяне оных селений… 1) по селу Заполицам крестьян г. Родионовой состоит 115 душ, хлеба же озимого хранится 107 четв. и 13 ярового, потому что когда крестьяне вышли из крепостной зависимости, было только 107 душ, по числу коих и хранится хлеб, но по уставной грамоте получили надел 115 душ, но на прибылые 8 душ еще хлеба в магазин невложено, который по ведомости показан в растрате ошибочно, ярового хлеба показано 13 ч., а последний разобран крестьянами самовольно в 1865 году, донесения же об этом не было… Уездная управа, основываясь на 49 ст. врем. прав. земских учреждений, постановила: дело о самовольном разборе крестьянами деревни Раменья и села Заполиц из магазинов хлеба передать к г. мировому посреднику 1 участка на его распоряжение, для взыскания с виновных должностных лиц, допустивших самовольный разбор».

В советское время здесь была построена Заполицкая ГЭС, снабжавшая электроэнергией Суздаль и окрестные сёла.
Колхоз в селе носил имя Павла Степановича Батурина, комиссара легендарной Чапаевской дивизии уроженца с. Заполицы.
Входило в Порецкий сельсовет, с 2006 г. относится к Павловскому сельскому поселению. Село превращается в дачное поселение.


Вид на село Фомиха Камешковского района

Вид на село Фомиха Камешковского района

Вид на р. Нерль

Вид на р. Нерль

Павел Батурин

Родился Павел Батурин в селе Заполицы Суздальского уезда в 1889 году, но рос во Владимире, в доме бабушки на Ильинской-Покатой. Павел явно должен был ходить и по Воскресенскому (Галкину) переулку. С Залыбедья на Ильинскую-Покатую - удобный путь.
Учась во Владимирской гимназии, Павел вступил в социал-демократический кружок. Замеченный в неблагонадежности, был выслан в Вологодскую губернию. Во Владимире познакомился с Михаилом Фрунзе, контактировал с ним, даже когда Фрунзе сидел тут в централе.
Потом Батурин поступил в Московский университет, на физико-математический факультет, но с Владимиром не порывал. Когда за революционность исключили из университета, возвратился сюда, воссоздавал в городе местную организацию социал-демократов.
С Михаилом Фрунзе они еще больше сдружились после Октябрьской революции. По воспоминаниям товарищей, Батурин учил Фрунзе метанию гранат, когда они вместе жили на даче под Иваново-Вознесенском в 1918 году. (Павел во время 1-ой мировой успел окончить военное училище). Оба с административной работы добровольцами отправились на фронт воевать с белыми.
Батурин сменил комиссара Чапаевской дивизии Фурманова. И 5 сентября 1919 года погиб вместе с Чапаевым.
Фрунзе пережил друга почти на шесть лет.

24 декабря 1927 года по решению Владимирского горисполкома Воскресенский (Галкин) переулок города Владимира переименован в улицу Батурина.

Церковь Казанской иконы Божией Матери

Первоначально в селе была деревянная церковь с одним престолом в честь Святого Великомученика Феодора Тирона и построена она была в 1770 г. на средства прихожан. Колокольня деревянная.
В 1845 г., с разрешения Епархиального Начальства, церковь была покрыта железом, а колокольня «подрублена и вычинена вновь».
В 1852 г. стены внутри церкви были оштукатурены и возобновлен иконостас.
«Причтъ-штатъ: священникъ и псаломщикъ.
Земли при церкви: усадебной, пахатной и сънокосной 33 дес. Плана на землю и межевой книги не имъется. Дохода отъ земли и за требоисправленiя причтъ получаетъ до 525 руб. сер. въ годъ. Дома причтъ имъеть церковные».
В 1873 г. Заполицкий приход, «по бедности его», был закрыт и причислен к селу Воскресенская Слободка и селу Мордышу.
В 1878 г. объявляется признательность Епархиального Начальства Крестьянину с. Заполиц и церковному старосте Ивану Гурьянову, за приобретение в свою приходскую церковь хоругвей в меднопозлащенных ризах и четырех отбеленных подсвечников ценой в 120 руб.
В 1878 г. в должности церковного старосты утвержден с. Заполиц – крестьянин Козьма Павлов.
В 1889 г. прихожанами были изысканы средства для открытия вновь самостоятельного прихода. В приходе значится «106 дворовъ, 258 душъ мужск. пола, а женск. пола 307 душъ».
В 1889 г. при церкви открыт книжный склад от Братства Св. Благов. Кн. Александра Невского .
В 1889 г. в селе открылась церковно-приходская школа.

Каменный храм был построен между 1893 и 1894 гг., в честь Казанской иконы Божией Матери. Архитекторы: Чижов и Корицкий.
Церковь представляет собой плотнособранное в длину сооружение с большим основным объемом, небольшой трапезной и невысокой колокольней. Храм стоит на высоком холме, обрывисто спускающимся к реке Нерль. Церковь нарядно и узорчато украшена различными фигурами из кирпичной кладки и выглядит очень своеобразно.
Церковь закрыли в 1938 г., хотя изъятие ценностей и древних книг Владимирского православного Братства Александра Невского было произведено в 20-е гг. Большая часть их поступила во Владимирский Губернский Музей. Закрытая церковь использовалась под мельницу, затем как склад минеральных удобрений. Храм длительное время находился в бесхозном состоянии и подвергался системному вандализму, южный и западный входы были лишены входных дверей.
Решением облисполкома от 18.03.1974 г. эта церковь была признана памятником архитектуры.
В 2010 г. церковь передана в бессрочное безвозмездное пользование Владимирской Епархии РПЦ, начато восстановление, устроены новые главы и медные кровли, вставлена пластиковая столярка в трапезную.


Село Воскресенская Слободка

Село расположено на берегу р. Нерль.

Поблизости от села находится памятники археологии:
- Неолитическая стоянка "Старица-III" (IV-III тыс. до н.э.). 3 км. к юго-востоку от села, дюнообразное всхолмление южного берега левобережной старицы р. Нерль. Всхолмление протянулось вдоль старицы, высота над уровнем воды 4 м., занято редколесьем. Площадь стоянки ок. 4000 кв. м. На глубине 0.5-0.8 м. от современной поверхности, под слоем наносного песка без находок, выявлен культурный слой толщиной 0.7-0.8 м., разделяющийся на три стратиграфических горизонта. В двух верхних слоях обнаружены обломки лепной посуды с ямочно-гребенчатой орнаментацией льяловской культуры, кремневые наконечник стрелы листовидной формы и отщепы. В нижнем горизонте найдены обломки такой же посуды, а также лепной керамики с накольчато-гребенчатой орнаментацией, верхневолжской культуры, кремневые резец на конце сломанной пластины, обломок проколки, отщепы и пластины.
- Поселение бронзового века "Старица-I" (I-II тыс. до н.э.). 3.5 км. к юго-востоку от села, дюнообразное всхолмление южного берега левобережной старицы р. Нерль. Протянулось вдоль берега старицы, размеры ок. 105х20-25 м., высота над уровнем старицы 3-4 м. Территория всхолмления поросла молодым лесом. Площадь поселения ок. 2000 кв. м. Керамика лепная, с примесями шамота в глиняном тесте, с орнаментом из ямчатых вдавлений неправильной формы и нарезок, предположительно поздняковской культуры, кремневые отщепы.
- Поселение бронзового века "Старица-II" (II тыс. до н.э.). 3.4 км. к юго-востоку от села, южный берег левобережной старицы р. Нерль, 0.17 км. к востоку от стоянки. Протянулось узкой полосой вдоль берега старицы, площадь ок. 500 кв. м., высота над уровнем воды в старице 2.0-2.5 м. Керамика лепная, с примесями шамота в глиняном тесте, без орнамента, кремневые отщепы.

«Село Воскресенская слобода разстояниемъ отъ Владимира 25 верстъ, а отъ Суздаля 13 верстъ, при реке Нерли».
Слобода, слободка – название сохранившееся из старины, когда оно означало поселение, освобожденное от некоторых государственных повинностей. Большинство слобод на официальном языке зовется селами или деревнями, смотря потому, имеется ли в них церковь.
В пол. XVI в. это село принадлежало князю Петру Михайлову Щенятеву, как видно из «Разъезжей полюбовной этого князя съ Спасо-Евфимиевымъ монастыремъ 1558 г.», в которой о дер. Жаденке (в приходе села Круглова), вотчине монастыря, отстоящей от Воскресенской слободки в полуверсте, говорится, как о пограничной деревне с имением князя Щенятева.
Отчего село в простонародье стало называться «Щенячья слободка» («Щенятья Слободка»).
Некогда часть «Щенячьей Слободки» принадлежала князю Вяземскому (кон. XVIII в.).
В кон. ХIX в. в селе работала круподерка Андрея Ермолаева. В XIX в. среди жителей был распространен отхожий промысел каменщиков, кровельщиков, маляров.
Раньше относилось к Порецкому сельсовету, с 2006 г. входит в состав Павловского сельского поселения.
В Воскресенской Слободке находится дача экс-губернатора Владимирской области Николая Виноградова.

Церковь Воскресения Христова

Каменная двухэтажная церковь была построена в 1743 г.
«Колокольня при ней каменная же. Престоловъ въ церкви четыре: въ нижнемъ этаже: главный престолъ въ честь Воскресения Христова, придельные престолы – во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя Св. Великомученника Дмитрiя Солунского; въ верхнемъ этаже во имя Св. Равноапостольнаго Князя Владимiра…
Причтъ-штатъ: священникъ и псаломщикъ. При церкви земли: усадебной 1 дес., пахатной и сънокосной 33 дес. Планъ на землю имъется. Отъ земли дохода причтъ получаетъ до 300 руб сер. и за требоисправленiя до 300 руб. сер., а всего въ годъ около 600 руб. сер. Дома причтъ имъетъ собственные, на церковной землъ.
Приходъ состоитъ изъ одного села, въ коемъ 111 дворовъ, 404 души мужскаго пола, а женскаго пола 414 душъ».
Храм принадлежит к так называемому нарышкинскому стилю, расцвет которого относится к последнему десятилетию XVII в. Конечно, отдельные памятники этого стиля появлялись и в первые десятилетия следующего столетия, но уж точно не в 1740-е гг. Эти запоздалые постройки по своей композиции и декору всегда были провинциальны и никогда не поднимались даже до среднего уровня храмов эпохи расцвета стиля.
В церкви Воскресенской Слободки мы, наоборот, сталкиваемся с необычайно сложной композицией, острым силуэтом и тонким по исполнению декором. Основу композиции составляет характерный для нарышкинского стиля объем «восьмерик на четверике» с пониженным трехчастным алтарем. В восточной части четверика размещен балкон хор, что встречается только в усадебных церквах крупнейших вельмож раннепетровского времени. С востока к храму примыкает необычная двухэтажная трапезная, во втором этаже которой находятся два придела, отмеченные изящными световыми восьмериками. Две дополнительные главы в сочетании с ярусным восьмериком храма и главкой над алтарем создают оригинальный многоглавый силуэт храма. Само расположение двух приделов по сторонам прохода на «владельческие» хоры восходит (через множество промежуточных ступеней) к таким памятникам константинопольской архитектуры времени Палеологов, как церковь Паммакаристос нач. XIV в.
Сложный и «столичный» декоративный набор на фасадах храма, включающий колонки на постаментах, наличники с разорванными фронтонами, восьмигранные окна и даже «царственные» раковины, свидетельствует, наравне с композиционными особенностями, о том, что храм в Воскресенской Слободке сооружен в период расцвета стиля где-то на рубеже XVII–XVIII вв.
Короткая трапезная храма несколько позже была расширена к западу, причем декор достроенной части буквально повторяет первоначальный. Еще позже, вероятно, в том самом 1743 г., была построена высокая колокольня, острый силуэт которой завершил формирование комплекса. Четыре яруса колокольни украшены плоскими пилястрами в духе «протестантского» барокко, характерного для времени императрицы Анны Иоанновны. Образцом для этих ярусов послужила очень похожая колокольня московской церкви Козьмы и Дамиана в Кадашах (1730-е гг.), тогда как завершающая часть с полуглавиями и шатриком взята, вероятно, из колокольни усадебной церкви в Вешняках (1734 г.). Так что и колокольня принадлежит к памятникам, связанным со столичной, московской архитектурой. Кажется, что именно во время постройки колокольни в интерьере храма появилась изысканная лепная декорация в духе северного барокко.
/Березин В., Добронравов В. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Вып. III. Владимир, 1896./

В 1914 г. изъявлена благодарность Епархиального Начальства прихожанам церкви с. Воскресенской Слободки, Суздальского уезда, за пожертвование 800 руб. на благоустройство местного храма в с. Воскресенской Слободке. Преподано Архипастырское благословение священнику церкви с. Воскресенской Слободы Димитрию Георгиевскому за пожертвование 163 руб. 90 коп. на благоустройство храма.



Колокольня

Вход в колокольню

Лестница на колокольню

Воскресенская церковь представляет себя довольно большой, единый, живописный и богато декорированный комплекс. Очень высокий основной объем с сохранившимися элементами барокко в интерьере и деревянной резной статуей распятого Иисуса Христа под куполом.
Чрезвычайно легкие белые завитки лепнины на нежно-голубых стенах позволяют представить прежний облик храма. Основной объем имел хоры. Трапезная двухэтажная, с южным приделом. Деревянные перекрытия не сохранились. Особое внимание привлекает колокольня. Своей высотой она занимает уникальное положение в окружающем ландшафте полей и малолюдного села. Колокольня оштукатурена и небогата архитектурными деталями, это придает ей определенную строгость и яркое своеобразие. Один пилон площадки звона выломан, видимо с целью сбрасывания колоколов. Можно предположить основной колокол был значительных габаритов.
Храмы и часовни Суздальского района
История Суздаля и Суздальского района.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Суздаль | Добавил: Jupiter (30.05.2015)
Просмотров: 995 | Теги: суздальский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика