Главная
Регистрация
Вход
Четверг
25.04.2024
04:56
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Село Крапивье, Суздальский район

Село КРАПИВЬЕ

Крапивье — село в Суздальском районе Владимирской области России, входит в состав Селецкого сельского поселения.
Село расположено на берегу речки Каменка (бассейн Клязьмы) в 6 км на запад от райцентра города Суздаль. «Село Крапивье расстоянием от Владимира 35 вер., а от Суздаля (Суздальский уезд) в 5-ти верстах, при речке Каменке». [1]

44. Селище Крапивье-1 (XI-XIII вв.) расположено в 0.25 км. к северу от села, берег правобережной старицы р. Каменка. Протянулось вдоль берега с северо-запада на юго-восток, размеры ок. 250х80 м., высота над рекой 5-6 м. Керамика гончарная древнерусская.
45. Селище Крапивье-2 (XI-XIII вв.) расположено в 0.2 км. к северо-востоку от села, правый берег р. Каменка, 100 м. к востоку от Селища 1. Площадь ок. 1 га., высота над рекой 4-5 м. Керамика гончарная древнерусская.
- Селище Крапивье-3 (XIV-XVII вв.), центральная часть села Крапивье (приречная территория, у церкви, правый берег р. Каменка).
- Селище Крапивье-4 (XI-XIII, XIV-XVII вв.), юго-западная часть села Крапивье.
- Селище Крапивье-5 (XI-XIII вв.), расположено 1,15 км. ССВ от церкви с. Крапивье, левый берег р. Каменка. [2]

По мнению суздальского историка И. Стаховского с. Крапивье, помимо прочих пригородных сел – Красного, Кибола, Глебовского, Гнездилово, было выделено Суздальским князьям из его фонда княжеских земель для епископской кафедры, открытой вновь после периода непосредственного управления епархией митрополитом в 1330 г. Именно с этого момента село стало вотчиной Суздальского архиерейского дома.
Село Крапивье в старинных документах упоминается в «Царской жалованной грамоте Суздальскому Епископу Варлааму 1578 года», в которой оно значится вотчиной Суздальского Архиерейского дома.


Вид на село Крапивье, вдали село Янево

Село Крапивье

«Дом односельчан»

У "Дома односельчан"

Памятник жителям села погибшим в ВОВ

1911 г. «Школа. Длина и ширина класса по 12 арш., высота 5 арш., учится 70 чел. При введении всеобщего обучения на 85 чел., следов. хватит помещения при минимальных требованиях. Сидят по 4 чел. на парте; парты одинаковой величины, несоответственны возрастам. Всего 17 парт. Окна около 3-х арш. высоты. Кухня и комната учителя по 6 арш., коридор 4 арш.; нужно к восточной части пристройки пристроить дровник, иначе дрова или в коридоре, или на улице. Печь в школе хороша; но одна только форточка; полы не крашены. Нужно починить печь у учителя. Нужно проконопатить стены: пакля с западной стороны вылезает – отсюда холодно. Весь ремонт на 30 руб. Школа построена 7 лет назад на земские средства» (Доклады Суздальской уездной Земской Управы очередному Суздальскому Уездному Земскому собранию 1911 г.).

В конце XIX — начале XX века село входило в состав Яневской волости Суздальского уезда.
С 1929 года село входило в состав Гавриловского сельсовета Суздальского района.
«РОЩИЦА ВОЛКОВЫХ
В селе Крапивье Суздальского района, что расположилось по шоссейной дороге Суздаль—Новокаменское, немало мест, заросших репьем, крапивой, другими высокими сорными травами. Сельский Совет много делает, чтобы село культурно смотрелось: высылает трактор «Беларусь» с косилкой для удаления сорняков, а иногда и бульдозер для их корчевания, но бороться с ними очень трудно.
Смотрели на это Волковы — Леонид Васильевич, ветеран труда, награжденный в октябре прошлого года орденом Трудового Красного Знамени, и его жена Таисия Александровна, учительница-пенсионерка, — и решили помочь. Как раз в центре села, за магазином, очень большие заросли бурьяна, и с ними никак не могли справиться. Волковы решили искоренить их. Несколько годов подряд они скашивали заросли 5—6 раз за лето, а пырей оставляли для осеменения. Мало этого, они решили на этом месте посадить рощицу из 70 деревьев, и все это в честь 70-летия великого Октября. Старые коммунисты (скоро исполнится тридцать лет, как они в партии) добились своего, не жалея времени и сил.
Теперь на радость людям в центре села видна рощица из осинок, ив и тополей. Деревцам уже 3—4 года, а под ними изумрудный ковер луговых трав. Бурьяна как и не бывало.
А Волковы уже о большем думают. Теперь они беспокоятся, что мал ассортимент деревьев, готовы купить саженцы лип, березок, кленов, ясеней и декоративных кустарников и заменить ими некоторые тополя и ивы. Подскажите им, пожалуйста, где их можно приобрести.
А. ЕМЕЛИН, инвалид войны» («Призыв», 17 сентября 1987).

Численность населения: в 1859 г. – 504 чел.; в 1897 г. – 666 чел.; в 1926 г. – 801 чел.; в 2010 г. – 107 чел.
ООО "Агроэксперт" зарегистрирована 30 января 2014 г. Генеральный директор - Гаврилов Максим Сергеевич. Юридический адрес: Центральная улица, дом 49. Основным видом деятельности является «Торговля оптовая зерном, необработанным табаком, семенами и кормами для сельскохозяйственных животных».

Церковь Георгия Победоносца


Церковь Георгия Победоносца

Каменная церковь во имя Св. Великомученика Георгия построена в 1797 г. усердием прихожан, с такой же колокольней. Престолов в ней три: во имя Св. Великомученика Георгия, Казанской Божией Матери и Свв. Муч. Флора и Лавра. [1]
Причт-штат (кон. XIX века): священник и псаломщик. При церкви земли: усадебной 1 дес., сенокосной 6 десят. и пахотной 30 дес. План на землю и межевая книга имелись. На содержание от земли и за требоисправления причт получал до 700 руб. сер. в год. Дома причт имел собственные. Приход состоял из одного села, в котором 82 двора, 310 душ мужского пола и 350 душ женского пола. [1]
Обучавшийся на курсах пения Василий Рыбкин, 4 февраля 1908 г., определен на псаломщическое место в село Крапивье, Суздальского уезда.

В селе – школа грамотности в доме псаломщика.

«Я, священник с. Крапивье, Суздальск. района, Зяблицкий Я.А., порываю всякую связь с религией и хочу заняться физическим трудом» («Призыв», 1930 г.).
Церковь села была закрыта в нач. 30-х гг. Священнослужитель о. Василий (Исаков) по решению группы бедноты и Яневского сельского Совета к которому относилось с. Крапивье был репрессирован, его хозяйство раскулачено. 24 февраля 1995 г. Управлением внутренних дел Владимирской обл. Исаков Василий Александрович 1888 г. рождения реабилитирован.

О закрытии храма в с. Крапивье Суздальского района

Автор: А.Л. Ершов
В 1930 г. верующие с. Крапивье не смогли уплатить налоги за пользование храмом из-за того, что «в селении была стихия бедствия градобития ерового поля и ржаного». Они уплатили только 500 рублей из 747. В июле 1930 г. Суздальский райисполком за долги расторг договор с верующими на пользование Георгиевской церковью (с августа верующие не пользовались храмом). Облисполком не торопился утверждать закрытие храма. С 14 апреля по 22 мая 1931 г. верующим ненадолго разрешили пользоваться храмом, а потом райисполком снова запретил (постановление райисполкома от 9 июня 1931 г.).
Хотя храм не был ликвидирован (был только расторгнут договор с общиной верующих), местные активисты рассматривали его как окончательно закрытый. Так, уже 10 июня 1931 г. состоялось собрание колхозников и единоличников с. Крапивье (160 человек), на котором М.В. Качалова предложила «снять колокола на сельскохозяйственные машины, а помещение под культурные нужды». Присутствовавшие одобрили и предложение снять колокола за исключением большого и пожарного, и предложение использовать помещение под культурные нужды.
Всю вторую половину 1931 г. между инстанциями велась довольно активная переписка по поводу дальнейшей судьбы храма. Верующие сначала написали в облисполком просьбу разрешить богослужения в храме, потом, 20 июля, во ВЦИК. 31 июля ВЦИК приказал облисполкому разобраться с постановлением райисполкома, оформленным с нарушениями закона. К этому времени облисполком не только затребовал у райисполкома информацию, но уже 8 июля получил ответ. Тот утверждал, что постановления вынесены правильно, долг составляет 1389 рублей, срок гашения истек полгода назад; при этом никаких действий по изъятию здания храма у общины не было, верующих только информировали о расторжении договора.
В жалобе верующих примечательно высказывание «без разрешения службы в храме платить совершенно нечем». Т. е. верующие в то время еще не доросли до того уровня ответственности, который наблюдался во второй половине 30-х годов, когда ради сохранения своего храма верующие готовы были отдать последнее. Пока же храм воспринимался как самоокупающееся предприятие: все налоги верующие считали возможным уплачивать только из сумм, полученных священником за исполнение треб.
26 сентября облисполком приказывает райисполкому открыть храм и предоставить верующим месячный срок для уплаты всех долгов, в случае неуплаты – возбудить вопрос о расторжении договора на пользование церковью перед облисполкомом. 8 декабря распоряжение было повторено. Следует предположить, что указание было исполнено. А уже 21 января 1932 г. Яневский сельсовет, заслушав сообщение о неуплате верующими недоимки в сумме 2376 рублей и решения собраний колхозников о закрытии церкви и переоборудовании ее под культурный очаг, постановил ходатайствовать перед райисполкомом о расторжении договора с верующими. 8 февраля того же года Суздальский райисполком, заслушав решение Яневского сельсовета, постановил просить облисполком о расторжении договора, ликвидации культового имущества и передаче здания колхозу под ссыпной пункт. Уже на этом этапе высокие пожелания колхозников об использовании храма под культурные цели были заменены использованием под ссыпной пункт.
16 апреля облисполком запросил у райисполкома: соблюден ли порядок расторжения договора с верующими, под какие цели предполагается использовать храм (нет ли желающих среди верующих), имеется ли план переоборудования и смета, средства на переоборудование и где находится ближайший действующий храм. Получив ответ, 26 апреля 1932 г. Комиссия по рассмотрению религиозных вопросов при президиуме облисполкома постановила: т.к. общиной не погашена задолженность, заявлений о передаче церкви в пользование других общин не поступало и местный колхоз просит передать церковь под склад – договор расторгнуть, церковь как молитвенное здание ликвидировать с передачей его колхозу под указанные цели. 28 мая 1932 г. облисполком утвердил постановление Комиссии.
Судя по всему, сельсовет с середины 1931 г. не предпринимал попыток приступить к переоборудованию здания. Теперь же, после постановления облисполкома, решил осуществить задуманное еще в июне прошлого года. И сразу же, 27 июня верующие пишут жалобу во ВЦИК, прося оставить «колкола», а также разрешить богослужения. 28 июня Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК телеграфирует в Суздальский райисполком: «Приостановите изъятие колоколов и церкви с. Крапивье, вышлите доклад [о] причинах изъятия». 29 июня последний отвечает, что изъятие колоколов в исполнение еще не произведено, но предполагается на основании постановления облисполкома.
Выждав некоторое время, местные власти, видимо, снова решили приступить к ликвидации церкви. И снова 28 августа верующие пишут жалобу во ВЦИК, в которой просят разрешить им богослужения. 14 октября ВЦИК снова приказывает обл- и райисполкомам рассмотреть дело о закрытии. 20 октября облисполком высылает во ВЦИК весь материал о закрытии храма, а райисполком отвечает, что церковь закрыта решением облисполкома, в настоящее время находится в пользовании верующих, но уже более года не функционирует из-за долгов в сумме 1420 рублей. 8 января 1933 г. облисполком по собственной инициативе высылает подробную роспись долгов церковной общины с. Крапивье.
Постановление облисполкома не содержало всей необходимой информации для ликвидации храма, поэтому 4 марта 1933 г. Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК запрашивает само постановление облисполкома о закрытии, а не только выписку из него, а также спрашивает, где находится ближайшая к Крапивью действующая церковь. Но власти на местах и сами продолжали собирать нужный материал. Так 28 февраля колхоз «Луч социализма» сообщает в Яневский сельсовет, что для переоборудования имеется 2000 рублей и стекла, а ближайшая церковь функционирует в с. Янево. 14-м января 1933 г. датируется акт осмотра церкви, который гласит, что крыша храма проржавела, требует окраски, кое-где отсутствует, лестница на колокольню в аварийном состоянии (до колоколов нельзя добраться – опасно для жизни), внутри помещения пыль, голубиный помет, рамы погнили, стекол нет на 85 %, из-за чего зимой наметает снег, своды грозят падением, т.е. здание требует срочного ремонта, который должны провести верующие либо колхоз.
11 и 27 марта Суздальский райисполком высылает в Ивановский облисполком весь собранный материал: акт осмотра церкви, ходатайства колхозников, сообщает о сумме долга, расстоянии до с. Янево (2 км), наличии у колхоза 2000 рублей на переоборудование, что церковь не действует с 1931 г. Особенностью времени было примечание, что церковь находится в почти полностью коллективизированном селе (не принято в колхоз только 8 хозяйств). 1 апреля облисполком весь этот материал выслал во ВЦИК.
21 апреля 1933 г. Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК затребовала план использования церкви. Проект переоборудования предполагал в алтаре установить сцену, меньшую восточную часть храма использовать под клуб, большую западную – под склад, в проеме между ними поставить кинобудку. Смета от 5 июля предполагала возведение межэтажных перекрытий, лестницы на второй этаж, постройку кинобудки и фундамента для нее, возведение стен внутри помещения, в западной части храма, переоборудованной под склад, предполагалось разобрать старую печь и заделать окна. 13 июня облисполком высылает во ВЦИК фотографию и план-чертеж церкви, смету и справку о наличии средств для переоборудования.
Вскоре Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК составила заключение по храму: «Церковь закрыта постановление Ивановского облисполкома от 28/5. – 32 г. и постановлением Культовой комиссии облисполкома от 26/4. – 32 г. Мотив к закрытию – долги и нефункционирование церкви более года (отношение райисполкома от 26/Х. – 32 г.). Действия местных работников по закрытию церкви были обжалованы во ВЦИК в августе 1931 г. ВЦИК предлагал облисполкому действия райисполкома выправить. Вопрос не получил урегулирования – церковь фактически закрыли. Материалы облисполком выслал в апреле 1933 г., фотографию и план – 13/7. – 33 г. Ближайшая церковь в 2 км. Т.к. до ближайшей церкви 2 км, закрытие не противоречит закону, согласиться с закрытием. Отметить райисполкому нарушение порядка, установленного законом, и недопустимую затяжку дела». 10 сентября 1933 г. Президиум ВЦИК утвердил ликвидацию Георгиевской церкви с. Крапивье.

Колокольня Георгиевской церкви была разрушена в 1932 г.; кирпич использовали при строительстве клуба, бани, и фермы колхоза "Луч социализма". Сама церковь использовалась под зерносклад до объединения колхоза с. Крапивье с Яневским колхозом "Большевик" в 50-е гг. С этого времени церковь пустовала.
В октябре 1960 г. Георгиевская церковь получила статус памятника архитектуры.


Церковь Георгия Победоносца

Церковь Георгия Победоносца - образец поздне-суздальской школы зодчества. Двусветный одноглавый четверик с архаичным декором, с трапезной.
Местная Религиозная Организация Приход Св. Георгия Победоносца Российской Православной Автономной Церкви действует с 14 марта 2000 г.
16 февраля 2010 года Владимирский арбитражный суд вынес решение об удовлетворении трех исков департамента имущественных и земельных отношений (ДИЗО) администрации Владимирской области к общинам РПАЦ; согласно решению суда, РПАЦ должна освободить и передать ДИЗО храмы преподобного Ефрема Сирина в селе Омутское, Георгия Победоносца в селе Крапивье и Архистратига Михаила в селе Ивановское Суздальского района Владимирской области.
Организация МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИХОД СВ. ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА РОССИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ АВТОНОМНОЙ ЦЕРКВИ ликвидирована 30 марта 2015 г.


Церковь Георгия Победоносца

Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма в Честь Великомученика Георгия Победоносца села Крапивье Суздальского района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) зарегистрирована 30 июля 2018 г.
Настоятель, председатель приходского совета - Лавров Дмитрий Павлович.
Юридический адрес: село Крапивье, Центральная улица, д. 52а.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 1]. Владимир и Владимирский уезд / Сост. В. Добронравов и В. Березин. - 1893. - 283 с.
2. Археологическая карта России Владимирская область. Под редакцией Ю.А. Краснова. Москва. 1995.
Храмы и часовни Суздальского района
Село Янево.
Категория: Суздаль | Добавил: Николай (26.06.2015)
Просмотров: 4424 | Теги: суздальский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru