Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
28.04.2024
08:56
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [139]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Село Суходол Суздальского района

Село Суходол

Суходол - старинное село в Суздальском районе Владимирской области на р. Суходолке. Входит в состав Павловского сельского поселения.
Село расположено близ автодороги М7 «Волга» Владимир — Иваново в 13 км на юг от центра поселения села Павловское и в 2 км на север от города Владимир.




Река Суходолка

Свое название село получило от речки Суходолки, являющейся левым притоком реки Суворощ. Что касается названия речки, оно, несомненно, произошло от особенностей местности, по которой Суходолка протекает. В «Списке населенных мест» по сведениям 1859 г. слово «суходол» объясняется как «овраг, образовавшийся от высохшей реки». В толковом словаре С.И. Ожегова - «долина, заполняемая лишь талыми водами, исчезающими к лету». Именно здесь, на суходоле, на окраине Суздальского ополья и обосновались первые жители села. Старые названия улиц «Завражье», «Покаляиха», «Рачки», «Поповская» и окрестностей «Ивка», «Долгий враг», «Мышкино», «Оспицыно», «Удавленница» и другие позволяют предположить, что основатели села были славянами-переселенцами.
Есть ранние упоминания этого села, относящиеся к XII в. в связи с походом Всеволода III против Ростово-Суздальского боярства. Легенды, живущие в народе, рассказывают о том, что село это было названо Суходолом монголо-татарами в период их нашествия из-за отсутствия в этих местах воды.
Суздальская дорога из Владимира шла в противоположной стороне Ветшаного города к северо-востоку и проходила мимо Зачатьевского монастыря через броды на реке Лыбеди, мимо Федоровского монастыря, через реку Рпень, далее по горе через село Красное на Суходол, Борисовское (и село Батыево), Порецкое, Васильково, Спасское Городище и Суздаль. Другая дорога в Суздаль шла из Владимира (Серебряные ворота) в Боголюбово, далее на нынешнее село Новое и в Порецкое, Васильково, Спасское Городище и Суздаль..

Село упоминается в грамоте великого князя Василия Иоанновича от 1515 г. Великий князь с этого дворцового села приказывает давать в пользу причта Дмитриевского собора во Владимире «по 2 четверти ржи, по 1 четверти пшеницы, да по ситу гороху, да по две деньги на соль и дрова».
До XVII в. село было дворцовым. В пол. XVII в. село Суходол находится во владении Андрея и Ивана Акинфовых.

Языковы относились к родовитому дворянству. В конце XVIII в. на Дворянской улице в гор. Владимире жили два представителя этого рода - Евграф Михайлович Языков и Василий Андреевич Языков.
Дом Евграфа Языкова стоял на вершине Студёной горы на том месте, где в 1885 г. было выстроено здание Мальцовского ремесленного училища.
В 1785 г. дворянству было предписано собрать доказательства благородства и древности своей фамилии для записи в губернские родословные книги. В 1801 г. Евграф Михайлович Языков представил в дворянское собрание свой послужной список с родословной, которую он составил по справке из Разрядного архива. Род Языковых, согласно справке, восходит к выезжим из Золотой Орды Алексею, Захарии и Ивану. Его предкам Тимофею и Ивану Нестеровым Языковым поместье во Владимирской округе было отказано ещё в 1687 г. - село Брыкино возле села Суходола с деревнями и пустошами.
Отец Евграфа Михайловича Михаил Семенович служил сначала в гвардии, затем в штатской службе, и на 1712 г. владел во Владимирском уезде 227 душами, доставшимися ему по купчей крепости от поручика Ю.А. Ананьина. В 1747 г. прапорщик Михаил Семенович Языков находился на государственной службе во Владимирской провинциальной канцелярии на должности воеводского товарища и имел дом во Владимире.
Сын Евграф родился у него ок. 1744 г., в 1759 г. вступил в военную службу и после подготовки молодым юнкером зачислен в 1761 г. в Ингерманландский полк в чине прапорщика, затем в Первый Московский полк, откуда в 1772 г. был уволен в светское ведомство на должность прокурора Суздальской провинциальной канцелярии. Женился в 1760-х годах на дворянской девице Ольге Ивановне Алымовой. В браке родились сыновья Сергей (1769), Платон (ок. 1776) и Иван (1781) и дочери Екатерина и Федосья.
В 1776 г. Евграф Михайлович был назначен членом в Контору строения домов и садов Ее Величества, то есть контору по управлению дворцовыми имениями, где прослужил до 1783 г.
После смерти родителей Евграф унаследовал родовое имение: село Суходол и село Брыкино во Владимирской, а также селения в Меленковской, Муромской и Вязниковской округи – всего 470 душ.
Во Владимир он приехал в 1784 г., когда получил назначение на должность советника Владимирской гражданской палаты. Евграф Михайлович проживал сначала в собственном доме в приходе Николо-Галейской церкви, в 1794 г. он продал свой дом по купчей от 14 ноября генерал-аншефу Михаилу Федотовичу Каменскому, екатерининскому полководцу в отставке, и переехал в свой новый, выстроенный на Студёной горе, дом.
В 1796 г. статский советник Е.М. Языков избран губернским предводителем дворянства, но уже в следующем 1797 г. получил назначение вице-губернатором в Тамбовскую губернию, в 1798 г. от службы уволен и вернулся во Владимир.
Документы говорят о том, что с конца XVIII в. Евграф Языков был вынужден занимать деньги в кредитных учреждениях. В 1799 г. он взял ссуду в 19200 руб. в Государственном заёмном банке сроком на 25 лет, брал ссуды в приказах общественного призрения - 1500 руб. во Владимирском и 2900 руб. в Ярославском. В 1800 г. Языков занял у фельдмаршала М.Ф. Каменского 3500 рублей под залог своего дома в Дворянской улице.
Действительный статский советник Е.М. Языков умер в 1809 г., а двумя годами ранее, в 1807 г., умерла его жена Ольга Ивановна. Его наследникам, сыновьям Платону, Ивану и двум дочерям Федосье и Екатерине, достались не только дом и земельные владения отца в уездах Владимирской и других губерний, но и его долги.
Сыновья Евграфа оставили свой след в истории губернии, служа в полицейских должностях в разных городах. Из них последним владельцем дома на Дворянской и села Суходол стал Платон Языков. Оставив военную службу в 1798 г., в 1812 г. он был избран на должность владимирского полицмейстера, но уже через год, в ноябре 1813 г. он стал председателем Палаты гражданского суда, а в 1823-1826 гг. занимал должность владимирского вице-губернатора. От жены Ольги Антоновны (в девичестве Остророг) на 1815 г. имел дочь Елизавету 11-ти лет. Погребён Платон Языков в трапезе церкви в своём родовом имении Суходол, над его могилой была высечена надпись: «Сей муж усердный к церкви был, он не щадил себя и сил, примерный гражданин и воин, конечно, всех похвал достоин».
После мужа владелицей стала вдова Ольга Антоновна Языкова, умерла в селе Суходоле в 1838 г.
Село переходит генералу Баранову. О последнем известно, что жил он в Петербурге, а в имение лишь временами наезжал. До сер. XIX в. село было небольшое - 40 дворов. В центре находился господский дом с большим садом.
Дворов тогда было мало, но семьи были многочисленные. В 40 дворах 383 человека жили, по 9-10 человек в семье. К нач. XX в. количество дворов увеличилось до 100, а количество жителей до 869 человек. Пожалуй, никогда, ни позже, ни раньше, не было село так многолюдно. Земли только вот маловато было. На душу приходилось по 0,49 десятин удобной земли. Приходилось арендовать у соседей.
В конце XIX — начале XX века село входило в состав Борисовской волости Владимирского уезда. Третий благочиннический округ.
«В селе Суходол (Владимирск. у.), жители которого занимаются разведением крыжовника, последний весь заражен мучнистой росой. Есть опасения за урожай крыжовника в текущем году» («Призыв», 4 апреля 1926).
С 1929 года село входило в состав Красносельского сельсовета Владимирского района.
«Под боком у фабрики «Пионер» в селе Суходоле, в разгаре классовой борьбы, весной 1930 г. организовался колхоз им. фабрики «Пионер». В колхоз вошло 9 хозяйств с 64 едоками.
Пророчества и карканье кулаков и подкулачников в селе о нежизненности колхоза, его неминуемой гибели и пр., после первого колхозного лета разбиты успехами колхоза. Колхоз показал свою жизненность и преимущество коллективного труда перед трудом единоличника.
Посевная площадь расширилась. Если до вступления в колхоз 9 хозяйств имели посевную площадь в озимом клину — 10,6 га, в яровом клину 31,2 га, под огородами — 0,15 га в колхозе эти же 9 хозяйств, при коллективной обработке довели посевную площадь до 18,5 га (увеличение на 74,5 проц. по сравнению с тем, что у них было, когда они были единоличниками), в яровом клину до 52,25 га (увеличение на 67,4 проц.), под огородами до 2,15 га (увеличение на 1433 проц.).
Коллективный труд продуктивнее. Несмотря на увеличение посевной площади, уменьшение рабочей силы с уходом некоторых колхозников на заработки (из 14 чел. — 8 чел. были на заработке), колхоз успешно закончил полевые работы.
Уборка урожая яровых культур колхозниками закончена раньше единоличников, имеющих ярового посева в два раза меньше, чем в колхозе. С уборкой картофеля в виду дождя задержались, но все же к 11 /X картофель убран полностью.
Осенний сев при наличии 8 лошадей, из коих было отвлечено от полевых работ - 4 лошади, закончен вместе с единоличниками.
Вся работа по уборке урожая и осеннему севу протекала своими силами (мужчин 6, женщин 12 и подростков 3), без какой либо помощи со стороны.
Колхозный урожай выше. Вложенный весной и летом труд окупился урожаем, которым могут гордиться колхозники. Так, овес в колхозе прошел сам 10, в то время, как в единоличных хозяйствах лучший — сам 6—7.
Самое зажиточное хозяйство единоличника сняло 1800 снопов на хозяйство, а в колхозе в среднем падает 2600 снопов на хозяйство.
Валовой доход при скромном подсчете в колхозе на хозяйство в среднем выражается в 500 р., а в единоличных хозяйствах 200—250 рублей.
Колхозники сейчас за счет только огородных культур, получили по 200 руб. деньгами. Остальной урожай еще не поделен.
Своевременное распределение тормозится отсутствием счетного работника. Колхозсоюз до сего времени не раскачался прислать инструктора или счетовода. Это положение надо исправить в самом непродолжительном времени.
Помогли и единоличникам. Помощь единоличникам-беднякам оказывалась колхозом по силе возможности. Характерный пример — у одного хозяйства пала лошадь. Соседи - единоличники, несмотря на просьбы о помощи, не помогли. Колхоз при недостатке тягловой силы оказал эту помощь, предоставив лошадь для работы.
В настоящее время колхозники развернули работу по обмолоту яровых культур и готовятся к проведению — вспашки под зябь, уборки и сдачи государству льно-волокна и пр.
Излишки государству. Колхоз сдал государству 400 пудов картофеля, что составляет по 45 пудов на хозяйство, в то время, как единоличные хозяйства с. Суходол сдали только по 2—3 пуда. Сдача овса государству на-днях будет проведена.
Шеф—спиной к колхозу. К стыду нашему шеф — фабрика „Пионер" ни в коей мере не уделяет внимания своему колхозу. Шеф до сего времени никакой работы не вел. Они перестроились, но только по-оппортунистически —„лицом... (?!) только не к деревне и коллективизации".
Наша задача — достижения колхоза, не скрывая неполадок в работе, поставить на обсуждение широчайших масс трудящихся Сеславского сельподрайона, мобилизовать бедноту и середняков на выполнение одной из важнейших задач партии и правительства — коллективизации сельского хозяйства, через укрепление существующих и организацию новых колхозов.
Встречая ярое сопротивление кулачества, их сообщников, нужно укрепить союз бедноты, колхозников и середняков на борьбу с рвачами и пособниками срыва социалистического переустройства c.-хозяйства и на основе сплошной коллективизация — выполнить решение партии — „о ликвидации кулачества, как класса"» («Призыв», 30 окт. 1930).
«В суходольский колхоз «Пионер», сеславского сельсовета, вновь вступило 17 бедняцко-середняцких хозяйств» («Призыв», 18 января 1933).
«Суходольская школа 1-oй ступени сеславского сельсовета строится с 1932 г. и закончить строительство этой школы к 1933-1934 учебному году есть все возможности. Колхозники с. Суходола, немало сделавшие для окончания строительства своей школы, возмущаются оппортунистическим благодушием сеславского сельсовета. Сельсовет вместо ударной работы в этой области срывает стройку — он, имея деньги на строительство школы, систематически нe выдавал рабочим зарплату, в результате рабочие (4 ч.) ушли с работы; не использует имеющуюся квалифицированную силу (кровельщиков), не дает этим заниматься и тем, кто этого желает; саботирует в взыскании стройматериалов (кирпича), несмотря на постановление пленума сельсовета. В результате школа, если сейчас же не принять решительных мер, к новому учебному году готова не будет. А это значит — срыв всеобуча в с. Суходоле» («Призыв», 9 августа 1933).
«В Суходольской артели «Пионер» участник ВСХВ 1941 года кузнец т. Степан Михайлович Кузнецов стахановскими темпами и на отлично по качеству отремонтировал весь уборочный инвентарь: молотилку, лобогрейку, жнейку, двое конных граблей, сортировку, четыре веялки, 27 телег, трое десятичных весов и т. д.
— Никакой задержки во время уборки хлебов, чтобы не было ни одного часа промедления, — говорят суходольцы» («Призыв», 2 августа 1941).
«Тысячи лишних пудов
Удаление сорняков с полей и огородов в Суходольском колхозе «Пионер» закончено. Полевых культур прополото 250 га, овощных — 13 га. Кроме того освобожден от сорняков и клевер на площади в 93 га., яровая пшеница прополота два раза.
Работы было много, но зато результаты очень хорошие. Все культуры заметно усилили рост. Несомненно прополкой мы обеспечили повышение урожая на своих угодьях на тысячи пудов.
В. Калинин, председатель колхоза» («Призыв», 29 июня 1943).
«КОНЦЕРТНАЯ БРИГАДА
В Суходольском колхозном клубе организована концертная бригада. Её участники уже выступили во всех производственных бригадах сельхозартели. В ближайшие дни они выедут в соседние сёла.
В программе концертов одноактные пьесы, песни советских композиторов, танцы.
Большим успехом у зрителей пользуются выступления кружковцев тт. Ульяновой и Савельева» («ВК», 22 мая 1954).
«С приходом на работу тов. Масленниковой заметно оживилась деятельность Суходольского колхозного клуба. Много сейчас интересных мероприятий проводится в нём. Сюда часто приезжают участники художественной самодеятельности из города Владимира. Колхозники сами не раз были в областном драматическом театре.
Недавно перед тружениками села с большим успехом выступила агитбригада районного Дома культуры. Как только автомашина с голубым кузовом остановилась у здания клуба, по всему селу разнеслась радостная весть:
— Агитбригада приехала!..
Наскоро поужинав, в клуб заспешили колхозники. А в это время участники художественной самодеятельности районного Дома культуры готовились к началу концерта.
... И вот на сцену выходит счетовод райсобеса Фаина Круглова. Она приветствует собравшихся, желает им успеха в труде.
Концерт начался.
На клубной сцене — ветеринарный фельдшер Николай Родионов. Внимательно слушают колхозники лирические песни: «Помнишь, мама» и «В любимом Бухаресте».
Долго не смолкают аплодисменты после того, как Николай кончает петь.
С успехом исполняет русские народные песни «На горе белым бела», «Позарастали стёжки дорожки» Мария Тарица.
Любят труженики села слушать родные сердцу народные песни.
Инесса Кукушкина, заведующая отделом школ райкома ВЛКСМ, выразительно читает стихотворение Михаила Голодного «Не выйдет это, господа».
У Жени Макаровой всегда свежий репертуар. Она спела песни «Назначай поскорее свидание», «На крылечке» и другие.
В программе концерта имеются и неплохие танцевальные номера.
Песни «Ленинские горы» и «Родина» с глубокой теплотой поёт Дмитрий Ерёмин. Сильный у солиста голос.
Как река в половодье выходит из берегов, так и песня в его исполнении выливается за стены клуба и несётся по широкой улице села:
«Это — русская сторонка, это — Родина моя».
Слышны далеко слова любимой песни.
Концерт окончен.
— Хорошо отдохнули, — говорят колхозники.
С. РОМАНОВА» («ВК», 19 июня 1954).
«Оживлённо было в колхозном селе Суходол в воскресенье 12 декабря. Ещё до 6 часов утра у местного клуба собрались колхозники. Все они по-праздничному одеты и с нетерпением ждали, когда откроются двери избирательного пункта.
Но вот голосование началось. Первой получила избирательные бюллетени 18-летняя девушка Юлия Фирсина. Она с радостью отдала свой голос за кандидатов блока коммунистов и беспартийных. За нею подошли к урне избирательница Лидия Кузнецова, престарелый колхозник Пётр Иванович Котов и другие.
Дружно и организованно прошли выборы в Суходоле. К 11 часам дня более 80 процентов избирателей уже побывали на пункте и отдали свои голоса за кандидатов в народные судьи, народные заседатели. К 6 часам вечера голосование было закончено.
***
Всего один год существует библиотека в селе Суходол, но тысячи пятьсот книг, собранных здесь, уже явно нахватает. Спрос на литературу очень разнообразен.
Члены нашего колхоза просмотрели экспонаты, представленные на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в городе Москве и была поражены успехами работников земледелия и животноводства. У многих явилось твёрдое желание изучить и использовать опыт передовиков нашей Родины.
Читатели нашей библиотеки предъявляют серьёзные претензии к областному бибколлектору и просят комплектовать присылаемые нам библиотечки с учётом запросов тружеников села.
Л. СТАРОВА, заведующая сельской библиотекой» («ВК», 14 декабря 1954).
«Библиотека в селе Суходол создана недавно, но уже завоевала любовь и уважение читателей.
Но вот председателя Сухоходольского сельского Совета тов. Вавилова не увидишь в библиотеке. Он не позаботился и о том, чтобы своевременно подвести к ней топливо. Сейчас в помещении стало холодно, неуютно.
Заведующая библиотекой тов. Старова несколько раз обращалась с просьбами в сельский Совет. Она своевременно ставила вопрос о завозе топлива. Но её просьбы так и остались без внимания» («ВК», 4 января 1955).
«Суходольский сельский Совет — один из крупных в районе. После объединения сельсоветов в него входят теперь все селения, которые раньше находились на территориях Сеславского и Красносельского сельских Советов.
Центром объединённого сельсовета было утверждено село Суходол. Но избрав центр, райисполком не помог сельскому Совету подыскать помещение, где бы можно было разместить его работников. В Суходоле такого помещения не оказалось. Временно сельский Совет разместился в одной из комнат Суходольской начальной школы, по существу не пригодной к работе, так как она пришла в ветхость. Кроме того, имеются законные претензии районо об освобождении помещения. Вот почему работники сельсовета вынуждены сейчас заниматься кто в правлении колхоза, кто на своих квартирах.
Началась избирательная кампания по выборам в Верховный Совет РСФСР, а также в местные Советы депутатов трудящихся. Стоит ли доказывать, какая огромная работа предстоит сейчас сельскому Совету по подготовке к выборам, а также в проведении других мероприятий.
По договоренности с бухгалтером колхоза тов. Ерёминым часть работников сельсовета перешла в правление колхоза. Но председатель сельхозартели тов. Старов не соглашается с этим, он требует освободить помещение. Таком образом сейчас, в ответственный момент подготовки к выборам, секретарю сельсовета и другим работникам снова приходится размещаться по квартирам. А ведь вполне возможно в правлении колхоза хотя бы временно выделить для этого сельсовета одну комнату, пока будет разрешён вопрос с помещением для него. Но этим делом никто не желает заниматься.
Обстановка требует немедленно создать необходимые условия для нормальной работы Суходольского сельского Совета» («ВК», 8 января 1955).
«Анну Ивановну Вострухину и Алексея Васильевича Иванова гостеприимно встречают в каждом колхозном доме. Они всегда несут труженикам села добрые вести, рассказывают о новостях в стране, об успехах в сельском хозяйстве, о том, что предстоит сделать в колхозе в ближайшее время.
В нынешнем году учительница Вострухина и бригадир Иванов являются уполномоченными по займу. Нужно отметить, что с этой работой оба справились успешно. На их участках все колхозники полностью оплатили подписку.
В сельхозартели «Согласие» немало и других товарищей, которые со всей ответственностью отнеслись к порученному делу. Не случайно, здесь сбор средств по займу близится к концу.
Хуже обстояло дело со сбором денег в колхозе «Пионер». Но сейчас здесь выдаётся денежный аванс на трудодни, и оплата подписки улучшилась.
Кроме того, сельский Совет принял ряд мер, чтобы поправить создавшееся положение. В дома колхозников вместе с уполномоченными заходят депутаты сельского Совета. Они разъясняют населению, на какие цели идут займы в нашей стране.
И. ЧИРЦОВ, председатель Суходольского сельского Совета» («ВК», 13 августа 1955).
«Холодно в Суходольской библиотеке
В прошлом году Суходольская библиотека размещалась в небольшой комнатке при колхозном клубе, которая не отвечала необходимым требованиям и больше напоминала книгохранилище, чем культпросветучреждение. Заведовала в то время библиотекой тов. Старова. Она неоднократно ставила перед сельским Советом вопрос о том, чтобы выделили другое помещение и добилась своего. Новое помещение дали. В комнате переделали печь. Сельский Совет позаботился о подвозке дров. Но дело до конца не доведено.
Теперь заведует библиотекой другой работник тов. Красуля. Любит она своё дело. Часто библиотекаря можно видеть на фермах за проведением бесед или выпуском «боевых листков». Но вот в библиотеке тов. Красуля какую-либо массовую работу с читателями проводить не может: в помещении очень холодно, так как не вставлены зимние рамы.
Председатель сельского Совета тов. Чирцов хорошо знает об этом, но мер к окончанию ремонта библиотеки не принимает» («ВК», 15 декабря 1955).
«ДЕТСКИЙ УТРЕННИК
Интересный детский утренник прошел на днях в Суходольской библиотеке. Учащиеся первых — четвертых классов Наташа Рябова, Надя Агулова, Тамара Маркина, Ира Лобанова и другие увлекательно рассказывали по картинкам сказки: «О рыбаке и рыбке», «Аленушка», «Конек Горбунок», «По щучьему велению» и т.д.
Всего рассказчиков было шестнадцать, восемь из них получили подарки.
Намечается также проведение утренника «Рассказы о Ленине».
Е. ГОЛИКОВА, заведующая Суходольской школой» («ВК», 13 апреля 1961).
«17 января 1962 года скоропостижно скончалась заведующая Суходольской начальной школой Голикова Евдокия Сергеевна.
Голикова Евдокия Сергеевна родилась в 1908 году в семье крестьянина, в селе Александрово, Судогодского района. С первых дней организации колхозов семья Голиковых вступила в артельное хозяйство. В 1935 году Е.С. Голикова окончила сельскохозяйственный рабфак и с этого времени началась ее трудовая деятельность в Малаховской начальной школе, Судогодского района. С 1937 года Е.С. Голикова работала в школах Владимирского района. Работая в школе, повышала свою квалификацию учителя заочно и в 1951 году окончила Владимирский учительский институт.
За трудовую деятельность в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Длительное время Е.С. Голикова работала в борисовской семилетней школе. Добросовестно относилась к своим обязанностям, была дисциплинированным работником, чутким, отзывчивым товарищем. Пользовалась большим авторитетом среди населения, проводила большую общественную работу на селе.
В течение нескольких лет была бессменным секретарем первичной партийной организации, активным селькором. Неоднократно руководила агитколлективом, вела педагогическую пропаганду среди населения.
Работая в Суходольской начальной школе, проявляла большую заботу о детях, сделав много для благоустройства школьного здания» («ВК», 20 января 1962).
С 1965 года — в составе Садового сельсовета Суздальского района.

Численность населения: в 1859 г. – 409 чел., в 1897 г. – 562 чел., в 1905 г. – 873 чел., в 1926 г. – 650 чел., в 2002 г. – 262 чел., в 2010 г. – 303 чел. (128 муж. и 175 жен.).

ООО "Содружество" действует с 11 июля 1999 г. Учредителем Общества являлся Щавлев Александр Викторович, который занимал должность генерального директора. Юридический адрес общества: Суздальский район, с. Суходол, д. 99.
Основным видом деятельности Общества, согласно данным выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, является: "Производство прочей верхней одежды". Учредительными документами Общества определены следующие его виды основной деятельности: производство суровых и готовых тканей, швейных ниток; производство (пошив) верхней и нижней детской одежды; производство (пошив) женской, мужской, молодежной и рабочей одежды; оказание услуг гражданам и организациям в индивидуальном пошиве одежды; любая другая деятельность, не запрещенная законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 2 Устава).
24.01.2017 г. определением Арбитражного суда Владимирской области было возбуждено поризводство по делу о признании ООО "Содружество" несостоятельным (банкротом). Решением Арбитражного суда Владимирской области от 24.07.2017 г. по делу, должник - ООО "Содружество" был признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. Определением суда, конкурсным управляющим утвержден Нехаев Артем Алексеевич. Организация ликвидирована в 2019 году.

Церковь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы

В патриарших окладных книгах XVII в. (1670 г.) значится церковь святого апостола Андрея Первозванного «в вотчине Андрея Акинфова». Церковь была деревянная.
Каменная церковь Тихвинской иконы Божией Матери построена в 1704 г. в стиле петровского барокко на средства окольничего Никиты Ивановича Акинфова.
В 1825 г. надстроена трапезная и устроено еще 2 придела (в честь Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца).
В 1825 г. церковь имела четыре престола: в холодной в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы, в приделах теплых на южной стороне в память Усекновения головы св. Ионна Предтечи, на северной во имя св. Апостола Андрея Первозванного; четвертый придел устроен во втором этаже над трапезной - во имя св. Николая Чудотворца.
Под церковной трапезной погребено несколько лиц из бывших помещиков этого села. Над местом погребения вышеупомянутого Языкова медная доска, на коей между прочим написаны следующие стихи:
"Сей муж усердный к церкви был,
Он не щадил себя и сил.
Примерный гражданин и воин,
Конечно всех похвал достоин"...
О внутреннем убранстве, очень богатом когда-то, мы можем судить только по описанию, дошедшему до наших дней. В нем упоминаются древние иконы, в том числе чудотворная Тихвинская икона Божьей Матери (праздник 26 июня), в ризу которой был вделан крест со святыми мощами. Из ценных вещей были Евангелие 1653 г. и напрестольный «среброназлащенцый крест» 1767 г. В церкви были погребения помещиков села, жертвенники в окнах. Из всего убранства в церкви к моменту ее ремонта остались лишь надписи над жертвенниками в окнах и око всевышнего под куполом.

Отдельно от церкви в 1840 г. на средства помещицы генеральши Барановой была построена каменная колокольня.
Причта по штату положено священник и псаломщик. Содержание причт получал от земли 260 руб., от служб и требоисправлений до 135 руб., процентов с капитала (1227 р. 50 к.) завещанного в разное время в пользу причта, 58 р.,- всего 563 руб. Кроме сего местным помещиком ежегодно выдавалось на отопление священнику 55 р. псаломщику 25 р. Для священника выстроен церковный деревянный дом; псаломщик же жил в своем доме. [1]
Приход составляло одно село Суходол, в коем 508 душ обоего пола (234 д. муж. и 274 жен.), из них в 1887 г. было раскольников поморской секты 3 д. мужеского и 12 душ женского пола. [1]

15-го июня 1912-го года в селе Суходоле, совершено ужасное злодейство: убит среди белого дня, в местном храме, двумя злоумышленниками священник села Суходола, о. Иоанн Симеонович Федоровский.
В храме села Суходола находится старинная, по всей округе чтимая Тихвинская икона Божией Матери и Животворящий Крест с частицами мощей св. угодников Божиих. Это привлекает окрестных жителей к поклонению святыне; приходили болящие, привозили страждущих различными недугами, чающих получить исцеления от святынь, находящихся в храме. о. Иоанн служил водосвятные молебны пред святой иконой, окроплял болящих святой водой от погружаемого Животворящего Креста Господня и, по вере болящих, совершались исцеления.
15-го июня о. Иоанн был дома с своим взрослым сыном, а матушка с дочерьми ушли в Боголюбово. Около полудня приходят к нему на дом двое неизвестных людей, — один из них средних лет (по словам сына убитого о. Иоанна — около 25 — 27 лет), а другой — молодой, лет 17-ти, с едва пробивающимися черными усиками. Старший притворился недужным и просил о. Иоанна совершить моление пред св. иконой в храме. Сыну убитого о. Иоанна оба незнакомца показались подозрительными, и он предостерегал отца, но последний, не обратив внимания на сыновнее предостережение, отправился с незнакомцами в церковь. Время — 15-го июня — горячее, рабочее; крестьяне все были заняты возкой навоза; около храма никого не было. Хотя в самом храме производится ремонт — окраска внутренних стен и окон, но рабочие в это время ушли обедать, так что в храме тоже никого не было.
С уверенностью можно предполагать, что в храме произошло следующее. С.Ф. обыкновенно совершал моление перед Животворящим Крестом в северном приделе теплого храма, где уже всегда стоял столик для молебствия и на особом аналое лежал крест и евангелие. Вошедши в храм, он положил шляпу на окно, и тут-же к нему, не дав облачиться, приступили злодеи с требованием отдать им деньги.
С.Ф., несмотря на преклонность возраста — ему 67 лет, — обладал твердым духом и довольно большой физической силой; нужно думать, что он не исполнил требования их, а начал звать на помощь и обороняться. Крик его о помощи слышал сын, оставшийся дома, но не придал ему особенного значения, а потому не поспешил на помощь отцу. Тогда злодеи выстрелили в оборонявшегося о. Иоанна из револьвера на близком расстоянии, так что выстрелом опалило ему волосы на голове, но промахнулись; пуля, только оцарапав ему висок, ударилась в откос окна, выбила в нем ямку, потом рикошетом отскочила в окно, вышибла два стекла (в зимней и летней раме) и упала за окном, где ее и нашли 17-го июня. Несмотря на выстрел, о. Иоанн продолжал обороняться, и тогда злодеи нанесли ему несколько ран кинжалом; одна из них, в полость груди, безусловно смертельная, — кинжал пронзил легкое, печень и селезенку и вошел в тело более, чем на 4 дюйма; кроме того, злодей его там повернул. Другим ударом злодеи распороли живот, так что вышли наружу внутренности. Видя же, что жертва все еще обороняется, или, может быть, слыша, что на выстрел стал сбегаться народ, злодеи побежали из церкви, оставив там израненного о. Иоанна. Что о. Иоанн оборонялся до потери последних сил, видно из того, что руки его оказались израненными, — очевидно, он ими хватался за кинжал, и в пальцах его оказался зажатым чужой русый волос. После того, как злодеи убежали, о. Иоанн, собрав остаток последних сил и зажав руками рану, пошел из церкви; но пошел не к дому, а по направлению колокольни, отстоящей от церкви в десятке шагов, намереваясь, очевидно, ударить в набат за веревку сторожевого колокола; но, не дойдя до нее, обессилел и упал. Здесь к нему прибежал сын, поднял его и повел под руку домой, при чем о. Иоанн три раза слабеющим голосом проговорил: „убили меня... убили меня... убили меня"... Потеря крови в храме была небольшая, — оказались только две — три капли с пятикопеечную монету, но, начиная с паперти до веревки колокола, был сплошной кровавый след. Сын привел раненого домой, уложил его в постель и немедленно послал в город за врачом и полицией, а в село Красное — за священником. Но ни священник, ни доктор в живых о. Иоанна не застали, так как раненый через 20 — 30 минут испустил последний вздох.
В тоже время на звуки набата стал к церкви сбегаться народ со всего села и преимущественно женщины, так как мужчины в большинстве находятся в отхожих промыслах. Злодеи же, по выходе из храма, пошли через овраг на другую сторону села, по направлению к селу Сеславскому; попадавшимся им навстречу говорили, что горит село Сеславское, и тем сбивали всех с толку. Когда же собравшийся на набатный звон народ одумался и бросился за ними, то они уже были далеко, так что пешие догнать их не могли; один из крестьян верхом на лошади погнался за ними, но, когда он стал настигать их, они вынули револьвер и стали стрелять, и он, опасаясь за свою жизнь, принужден был оставить их в покое. Когда прибыла полиция, после убийства прошло около пяти часов, свежий след уже был затерян.
Злодеи, проливши кровь священнослужителя пред святым алтарем Господним, ничего не успели взять и ничем не воспользовались; деньги, бывшие в храме, все оказались на лицо, а равно не тронуто ничего из храмовых вещей.
Погребение убиенного о. Иоанна последовало 18-го июня. Отдать последний долг своему собрату — мученику — собрались многие соседние иереи. В 10-ть часов утра в сей день останки почившего, при колокольном звоне, при стечении большой толпы прихожан, были священнослужителями вынесены из дома и, в преднесении хоругвей и св. икон, внесены во храм, обагренный его кровию. По распоряжению Его Высокопреосвященства накануне храм был вымыт и совершено было в нем малое освящение. Заупокойную литургию совершали пять иереев при двух диаконах; вместо причастного стиха депутатом округа, священником села Овчухов, было сказано поучение на текст из послания св. апостола Павла (к Еф. 5 глава, 15 — 16): «Блюдите, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудры, искупующе время, яко дние лукавы суть». Перед отпеванием сказал поучение сосед почившего, священник села Красного, о. Сергий Богословский.
Умилительный чин отпевания совершил местный благочинный, священник села Спасского, о. Петр Лавров, в сослужении восьми иереев, собравшихся отдать последний долг почившему. Гроб с останками почившего, по окончании последнего целования, на раменах иереев был обнесен кругом храма и, при вопле и стенании близких и прихожан, был опущен в могилу на южной стороне храма, близ алтаря, в котором перед престолом Божиим почивший приносил безкровную жертву и ступени которого рука злодеев обагрила его кровию.
Убиенный иерей — Иоанн Симеонович Федоровский — имел от роду 67 лет; родился в селе Снятинове, Александровского уезда, в котором родитель его исполнял должность псаломщика. Обучался во Владимирской духовной семинарии, где и окончил в 1868-м году полный курс наук. С 1868 года по 1871-й год проходил должность псаломщика и учителя земского училища в селе Давыдове, а с 1871-го года по 1873-й год занимал те же должности в селе Боголюбове. Высокопреосвященным Антонием, Архиепископом Владимирским и Суздальским, определен 4-го марта 1873-го года священником в село Туртино, Суздальского уезда, где священствовал по 1895-й год. Здесь он оставил по себе очень хорошую память. Пишущий эти строки лично слышал от крестьянина села Туртина следующий об нем отзыв: «Дай, Боже, ему (о. Иоанну) Царство Небесное! Хороший был батюшка! Когда у нас был, почти все требы исполнял в долг, так что до полторы тысячи осталось за селом долга, когда он от нас уходил». В селе Суходоле священствовал с 1895-го года по конец своей жизни. По кончине его осталась неутешной вдовой его матушка, Анна Николаевна, проведшая с о. Иоанном в постоянном труде и глубоком согласии почти сорок лет семейной жизни, и четверо детей: сын, окончивший курс наук во Владимирской духовной семинарии, продолжает дальнейшее образование в одном из высших учебных заведений, и три дочери, из которых две окончили курс в Епархиальном женском училище, а третья — самая младшая — еще продолжает образование.
Свящ. Гр. Архангельский (В. Е. В. № 31-й. 1912 г.).
Заштатный псаломщик Иоанн Виноградов, 19 октября 1913 года, определен на псаломническую вакансию к церкви села Суходола.
Вокруг церкви стояла ограда из деревянных брусьев на кирпичном фундаменте. Вдоль ограды росли сирень и акация. Внутри ее находилось кладбище, где хоронили почетных и знатных людей села. Массивные мраморные памятники, ажурные ограды и даже склепы можно было здесь увидеть.
Первоначально церковь называлась Казанской. Но однажды в поле нашли икону Богоматери Тихвинской. Хотя ее достали из-под снега, она была совершенно неиспорченной. От места находки иконы до церкви прошел крестный ход, икону посчитали богоявленной и церковь переосвятили из Казанской в Тихвинскую.
Церковь села не закрывалась. Она прекратила свою деятельность по свидетельствам старожилов села из-за отсутствия прихожан: в 1937-1938 гг. в церковь приходило 2-3 человека. Сначала сослали священника Морева с семьей. Последний священнослужитель о. Федор оставался в селе, но ездил во Владимир, где работал сторожем. Церковные ценности были вывезены, остальное растащено. С колокольни сняли все 12 колоколов, вывезли металлическую утварь, второй этаж трапезной порушили, кирпич использовали на столбы животноводческой фермы колхоза "Пионер".
В 50-е гг. разрушили колокольню, кирпич использовали для строительства фермы. Помещение церкви использовали под зерносклад, электрическую мельницу; в 70-х гг. Владимирские базы торга хранили в ней стиральный порошок.
Статус памятника суходольская церковь получила в мае 1967 г.
К Олимпиаде 1980 г. стоящая на туристском маршруте церковь Тихвинской иконы Божией Матери в с. Суходол была отремонтирована, оклады вывезены.
В феврале 1996 г. категория государственной охраны была повышена с местной до федеральной.




Церковь Тихвинской иконы Божией Матери

В 1998 г. началось восстановление церкви на пожертвования прихожан. Печальное зрелище она представляла собой и внутри, и снаружи: голые, исписанные непотребными словами стены, выломанные окна и двери, груды мусора и обвалившаяся крыша. Жители села создали церковную общину. В нее вошли люди, которые остались верны своим религиозным взглядам. Старостой выбрали Н.И. Кузину, уважаемую на селе женщину. Сначала добровольцы вывезли грязь и мусор, отмыли стены, принесли свою кое-какую утварь (столы, иконки, покрывала) и в апреле 1999 г. на Пасху возобновились церковные службы, можно сказать, произошло второе рождение церкви.
12 ноября 2002 года была зарегистрирована местная православная религиозная организация «Приход Тихвинской иконы Божией Матери села Суходол». Руководитель - Уткин Дмитрий Вячеславович.
Адрес: 601271, Владимирская обл., Суздальсукий р-он, с. Суходол


Колодец при церкви

Звонница церкви Тихвинской иконы Божией Матери

За прошедшие годы церковь преобразилась и приобрела свое былое величие. Белоснежные стены, голубой купол и сверкающий золотом крест радуют взоры жителей села. Слова благодарности произносят отцу Александру, который начал восстановление, отцу Владимиру, который занимается этим, суходольским мастерам Ю. Шершову, Н. Шканову, В. Шиленкову и другим, мужчинам и женщинам, кто не пожалел времени, сил и денег на это благое дело. Благодарны сельчане и всем, кто помогал и помогает средствами: уроженцу села А.В. Щавлеву, администрации района и АО «17 МЮД» (Ф.Н. Рянину) и другим спонсорам.
9 июля 2003 г. в церкви была проведена праздничная служба в честь Тихвинской богоматери (престольный праздник в селе). Вел службу архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. Все было очень торжественно, красиво. Архиепископ поблагодарил церковную общину села, прихожан за то, что они возродили церковь, и выразил надежду на духовное возрождение нашего общества. Отец Владимир, суходольский священник, рассказал об истории церкви и поздравил прихожан с 300-летием храма. Службу посетили люди, которые помогали: А.В. Щавлев, зам. главы администрации Садового сельского округа, О.А. Казаковцева и другие. Храм был освящен. В заключение архиепископ Евлогий побеседовал с жителями села, а отец Владимир подарил икону Андрея Первозванного со святыми мощами и веткой оливы с горы Афон. Автор текста: Т. Иванова, староста с. Суходол.


«Вечная память павшим в боях за Родину жителям села Суходол. 1941-1945 гг.»

Библиотека с. Суходол

Магазин

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 3]. Суздальский и Юрьевский уезды / Сост. препод. Владимирск. семинарии В. Березин]. - 1896. - 526, VIII с.
Храмы и часовни Суздальского района
История Суздаля и Суздальского района.
Категория: Суздаль | Добавил: Николай (17.05.2015)
Просмотров: 4791 | Теги: суздальский район, Владимирское благочиние | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru