Богоявленская церковь Владимирской Духовной Семинарии
Богоявленская церковь Владимирской Духовной Семинарии
Подробные сведения о семинарской Богоявлевской церкви встречаем в описях 1747 и 1749 гг. Описи эти составлены были незадолго до учреждения Владимирской духовной семинарии, и составление их стояло в ближайшей связи с ее открытием. Епархиальное начальство, предположив завести во Владимире духовную семинарию, выбрало для помещения ее здания Богородицкого девичьего монастыря, пришедшие по недостатку средств в полный упадок. Намереваясь закрыть Богородицкий девичий монастырь и на месте его основать семинарию, епископ Владимирский Платон и распорядился составить подробную опись его зданий и имущества. Лица, которым поручено было исполнить это дело, нашли в ризничем сундуке подробную опись двух монастырских церквей, составленную в 1747 году. Найденную опись они переписали, дополнив своими замечаниями и поправками. Таким образом и появились описи Богородицкой церкви 1747 и 1749 гг. Они и сообщают нам первые подробные и точные сведения о Богоявленской семинарской церкви.
Богородицкая церковь в семинарии
В 1749 году каменная Богоявленская церковь, расположенная близ Богородицкой, была покрыта тесом, имела главу черепичную зеленую и железный прорезной крест. В церковь вели две двери с нутряными замками и с железными петлями. У паперти имелся шатер каменный, крытый железом. В церкви стояло две печи муравленых изразчатых (ветхих). Царские двери, сень и столицы писаны были красками и золочены. На правой стороне иконостаса помещался местный образ Богоявления Господня, на котором было пять венцов серебряных, образ Успения Пресвятой Богородицы — на нем убрус жемчужный и венчики серебряные, образ Печерския Пресвятыя Богородицы, а внизу его Распитие и Преображение Господне. С левой стороны — образ Собора Пресвятыя Богородицы, образ Архангела Михаила, образ Николая Чудотворца в чудесех, образ Изосимы Савватия Соловецких Чудотворцев (с железной лампадой), образ мученицы Параскевы, нарицаемой Пятницы, в чудесех, образ Пресв. Богородицы Смоленския, образ Покрова Богородицы, образ св. патриарха Модеста. Вверху в деисусах Спасителев образ и разных святых, всего 19 образов. Пред царскими вратами — паникадило большое медное, на нем 10 шандалов, кисть шелковая. В алтаре на престоле верхнее одеяние выбойчатое, бумажное; покров такой же. За престолом образ Пресвятыя Богородицы Владимирския, на другой стороне образ Николая Чудотворца. На жертвеннике одеяние крашенинное синее; св. сосуды — дискос, два блюдца, звезда, лжица оловянныя. В паперти означенной церкви был образ господских праздников на одной длинной доске. С северной стороны при Богоявленской церкви был устроен придел каменный, «точию в том приделе царских дверей и святых икон, и престола, и жертвенника и никакого церковного благолепия не имелось,— стоял пуст».
Таков в общих чертах был внешний вид и внутреннее убранство Богоявленской семинарской церкви в 1749 г. Общая запущенность, какой подвергся в половине ХѴIII века весь Богородицкий монастырь, коснулась и Богоявленской церкви и особенно отразилась на состоянии северного придела, лишенного всякого церковного благолепия. С переходом зданий Богородицкого монастыря в ведение семинарии, Богородицкая церковь вскоре была ремонтирована,— однако из консисторских дел, относящихся к ремонту семинарской Богородицкой церкви, не видно, чтобы на этот раз подверглась ремонту и церковь теплая Богоявленская. Ее ремонтировали лишь в 1779 году при священнике Иоанне Иоанновиче (Певницком) и, кажется, по его инициативе и под его непосредственным надзором. На этот pаз в Богоявленской церкви был устроен новый иконостас, выбрана перемычка, пробиты большие окошки, переложены печи и произведена внутренняя побелка. Но заплатить за все эти работы заведующий ремонтом был не в состоянии, так как доходы семинарской церкви отличались, чрезвычайною скудостью. Священник Богородицкой церкви И. Певницкий изыскал средства выйти из такого затруднительного положения. Он обратился к преосв. Иерониму, еп. Владимирскому, с ходатайством о разрешении продать два паникадила семинарских церквей. По его словам, их имелось в семинарских церквах шесть, и «все они висели праздно, по неимению прихода церковных денег на покупку свеч». Ходатайство свящ. Певницкого было принято во внимание, и преосв. Иероним разрешил продать в Успенский Кафедральный собор за сходную цену два паникадила. Паникадилами дело не ограничилось. Одновременно с ними или может быть несколько позже, по изустному приказанию еп. Иоронима, Богородицкой церковью были проданы Кафедральному собору «жемчужныя ряски». За ряски эти получена крупная по тому времени сумма в 164 руб. 60 коп. Судя по цене, ряски эти являлись ценным достоянием Богородицкой ризницы и проданы были, очевидно, вследствие той же стеснительности в средствах материального обеспечения. В марте месяце 1781 г. преемник о. И. Певницкого свящ. Петр Меморский обратился с просьбою о разрешении в счет этих средств произвести наружный ремонт Богоявленской церкви. В своем докладе по этому поводу он говорил, что «кровля на теплой Богоявленской церкви и на папертях около большой Успенской церкви так прогнила, что во многих местах сквозь оных бывает большая течь». Разрешение было дано, и в 1781 году произвели наружный ремонт Богоявленской церкви. Но, очевидно, Богоявленская церковь в конце ХVIII века настолько обветшала и пришла в такой упадок, что даже и эти ремонты, купленные потерей некоторых ценных предметов церковной ризницы, не могли предотвратить ее окончательного разрушения. В 1803 г. протопоп Знаменской церкви Ставровский, по осмотре теплой семинарской церкви, представил консистории следующее: «Внутри церкви от подгнития столбов престол несколько колеблется, в алтаре поперег свода разсадина, там же над всеми окошками и ниже оных в стенах до самого фундамента сквозная трещина; в иконостасе в верхнем ярусе образа облиняли; на паперти по всему своду трещина; среди церкви чрез весь свод немалые рассадины: извне глава покрыта деревянною чешуею и от времени пообилась: деревянная кровля столь обветшала, что на трапезу во время дождя бывает течь». Церковных сумм нужных для починки не оказалось. Резолюцией владыки было положено: «теплую каменную церковь, за оказавшеюся крайнею ветхостию и за неимением церковной суммы для исправления, упразднить; иконостас и прочие церковные вещи обратить в настоящую церковь, в коей нужно будет устроить для зимнего времени теплый придел; материалы употребить, как на починку ветхих семинарских покоев, так и на построение новых…, а потому и сумму потребную работникам употребить из семинарских денег». Материалы полуразвалившейся Богоявленской церкви пошли, таким образом, отчасти на ремонт старых зданий, а отчасти на постройку того семинарского корпуса, который известен под именем классного и к капитальному ремонту которого приступили сто лет спустя после приведенного выше определения еп. Ксенофонта об упразднении Богоявленской церкви и использовании ее материалов для строительных нужд Владимирской семинарии.