Главная
Регистрация
Вход
Четверг
25.04.2024
17:36
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [138]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Село Овчухи, Суздальский район

Село Овчухи

Овчухи — село в Суздальском районе Владимирской области России, входит в состав Павловского сельского поселения.
Село расположено на правом берегу реки Рпень (приток Клязьмы) в 12 км на юго-запад от центра поселения села Павловское и в 15 км на север от Владимира. «Село Овчухи при реке Рпени находится в 18 верстах от г. Владимира (Владимирский уезд)».

- Курганная группа «Овчухи-1», XI-XII вв. Юго-восточнее с. Овчухи, высокое плато.

В 1515 г. великий князь московский Василий Иоаннович пожаловал его Дмитриевскому собору во Владимире.
Впоследствии село принадлежало Большому Успенскому собору в Москве, во владении которого находилось до 1764 г.

В конце XIX — начале XX века село входило в состав Оликовской волости.

7 марта 1917 г. в В.И.К. под конвоем 10-ти женщин, был доставлен крестьянин с. Овчухи, бывший председатель волостного попечительства, Афанасов. Конвоирующие его женщины обвиняют П.И. Афанасова в злоупотреблениях при выдаче пайка семьям призванных. Афанасов передан в распоряжение уездного комиссара.
«По инициативе женщин в с. Овчухи Оликовской волости Владимирского уезда открывается детский сад.
На днях был произведен осмотр нескольких квартир для детского сада, для чего была приглашена зав. детским дошкольным подотделом Угоротнароба гражданка Хайлова. Присутствие Хайловой дело не подвинуло вперед, а еще более затянуло. А привезти ее стоило что-то около 100 тысяч.
В домах, которые намечались под детский сад, живут бывшие буржуи и заведующая находила неудобным выселить их, вероятно, из сочувствия к их участи. Председатель волисполкома тов. Волков вполне соглашался с ней. Если нельзя допустить, что т. Волков – партиец сочувствует буржуям, тогда ясно – ему хотелось соравать эту женскую затею.
Видя, что они оба не хотят открыть сада и, находя их препятствия мелочными, я категорически заявляю, что сад будет открыт. Заведующая начинает соглашаться. Далее – я делаю заявление в Оликовский волисполком об освобождении намеченной квартиры.
Волков принял заявление неохотно. Через несколько дней прихожу в волисполком справиться о результатах начатого дела и узнаю, что весь волисполком не согласен с моим заявлением и выселить буржуя Афонасова в один из пустующих домов (а таких домов в Овчухах много) не может.
На моем заявлении т. Волков пишет резолюцию, что заведующая нашла помещение неудобным. Я уже говорила, что неудобно оно только потому, что в нем живет буржуй. Пришлось переговорить с Уездным Исполкомом и дело с помещением может быть и уладится.
Если так встречены первые шаги, то возможно, что и дальше работа будет тормозиться.
Т.т. мужчины, нельзя смотреть на дело женщин, как на пустую болтовню. Здесь большая и важная работа – создание нового быта; нельзя созн. мешать женщине на этом пути. В противном случае зачем эти отделы по работе среди женщин и стремление втянуть женщин в активную работу? Тогда они бесцельны» («Призыв», № 73, 1921).
«В № 73 «Призыва» помещена заметка т. Михайловой по поводу поездки моей в с. Овчухи для осмотра помещений под детский сад, при чем мне и председателю местного Волисполкома т. Волкову брошено обвинение в отстаивании интересов местного буржуя гр. Афанасова. Сыр бор разгорелся из-за того, что т. Михайлова «нашла», что детский сад нужно обязательно открыть в доме Афанасова, мое же и т. Волкова заключение — открыть сад в доме гр. Кузнецова, у которого более просторное и светлое помещение, удовлетворяющее требованиям гигиены и дошкольной педагогики. Необходимо только произвести постройку в этом помещении голландской печи из кирпича, имеющегося в Волисполкоме. Итак помещение для организуемого Овчуховского детского сада найдено и приспособление и оборудование его начнется с ближайших дней по отводе этого помещения Угорисполкомом.
Но в чем же дело? Почему открывается детский сад не там, где хочет т. Михайлова, а там, где нашла более удобным Комиссия. Ответ уже ясен — ищем, где лучше. И Кузнецов и Афанасов оба кулаки подрядчики: первый «работал» в Москве, второй во Владимире. Предпочли москвича…
Заведующая Дошкольным Подотделом Владимирского Угоротнароба И. Михайлова» («Призыв», 2 июня 1921).
«Радио-бюро губполитпросвета установило громкоговоритель при красном уголке с. Овчухов, Стародворской вол. Посещаемость уголка взрослым населением сильно увеличилась. При уголке организован кружок радиолюбителей. В будущем радиобюро предполагает установить такие громкоговорители и в ряде глухих мест губернии» («Призыв», 18 февраля 1926).
С 1929 года село входило в состав Брутовского сельсовета Владимирского района.
«Овчуховская школа первая в районе готова к новому учебному году
Под непосредственным руководством и содействии со стороны овчуховского колхоза, благодаря помощи брутовского сельсовета и рай-ОНО, овчуховская школа рапортует учительской районно-городской конференции о готовности школы к новому учебному году.
Что практически проделано:
Проведена побелка всей школы и ремонт. Топливом школа обеспечена на зиму полностью. Отпущенные 75 к/м дров подвезены к школе. Средства на учебники имеются в размере 306 руб., т.е. то, что требовалось для приобретения учебников. Из закрепленного за школой культ-га на горячие завтраки школьникам выделяются: пол-га ржи, одно га пашни картофеля, одна тонна капусты и 10 пудов пшеницы.
Помещением для столовой обеспечена и оборудована. Письменные принадлежности: тетради и карандаши имеются. По договоренности с колхозом, последний в осенне-посевную кампанию засевает на общественное питание школьников одно га пшеницы и пол-га ржи.
В целях дополнительного снабжения работников школы — засажен земельный участок картофелем.
Заведующий овчуховской школой Розов. Председатель овчуховского колхоза Афанасьев» («Призыв», 20 августа 1933).
«В селе Овчухи закончилась постройка колхозного клуба. В нем оборудованы сцена, зрительный зал на 100 человек.
Колхозная молодежь имеет теперь возможность культурно проводить свой досуг в клубе, участвовать в кружках художественной самодеятельности» («ВК», 5 августа 1951).
«До начала занятий в школах остается меньше месяца. Однако Овчуховская средняя школа к ним не готова. Здесь до сих пор не приступали к ремонту помещения. Многие стекла в окнах выбиты, двери не утеплены, инвентарь не готов.
Исполком Брутовского сельсовета не финансирует работы по ремонту.
А. СМИРНОВ» («ВК», 2 августа 1951).
«В другом населённом пункте Брутовского сельского Совета — Овчухах плохо обстоит дело с кинопоказом. Киномеханик Петров неделями не завозит сюда фильмов. В об этом известно тов. Сурикову, однако мер не принимается» («ВК», 20 июля 1954).
«В селе Овчухи, Брутовского сельского Совета, плохо работает магазин. Его заведующая тов. Кириллова нарушает часы торговли. Она выходит на работу в 11 часов, делает обеденные перерывы когда ей вздумается, а иногда в рабочее время уезжает по личным делам в город или уходит в лес за орехами.
Колхозники вынуждены в горячее время уборки тратить много лишнего времени для поездок в город за самыми необходимыми товарами.
Колхозницы ДМИТРИЕВА, МИТЯКОВА, СЕМЕНОВА, РЕМИЗОВА» («ВК», 19 августа 1954).
«В Овчуховской начальной школе состоялось родительское собрание. На него явились все родители школьников, обучающихся здесь. Оно прошло активно.
Учительница тов. Носкова подробно остановилась на успеваемости детей, рассказала родителям, как надлежит поставить воспитание в семье, призвала их всегда держать тесную связь со школой.
Тов. Носкова сделала замечания в адрес тех родителей, которые не следят за внешним видом своих детей. В связи с этим родители высказали немало упрёков Борисовскому сельпо, которое плохо заботится о завозе детской одежды.
У меня — двое школьников. С июля я пытаюсь купить для них зимние пальто и не могу — в наших сельских магазинах таких товаров не бывает, хотя на базе райпотребсоюза они имеются.
С. МАТВЕЕВ, колхозник» («ВК», 18 ноября 1954).
«Правление сельхозартели «Ударная весна» проявило неплохую инициативу, решив построить колхозный клуб в Овчухах. Но, к сожалению, начатое дело здесь не доведи до конца. Помещение оставили без зимних рам и печки. Длительное время в нём хранили зерно. Сейчас клуб освободили от зерна, но работы в нём никакой не проводится. Заведующий тов. Устинов ограничивается лишь только тем, что открывает и закрывает клуб, когда в нём демонстрируются кинофильмы.
В стороне от налаживания культурно-массовой работы стоит и молодёжь, которой в Овчухах немало.
В. МАРКЕЛОВ» («ВК», 14 апреля 1955).
«Ещё в 1954 г. должна была закончиться электрификация деревни Овчухи, Брутовского сельского Совета, но света ни в культурно-бытовых учреждениях, ни на фермах, ни в домах колхозников до сих пор нет.
Объясняется это тем, что облсельэлектро не выполняет заключённого с колхозом договора. Правда, столбы уже установили, сделали наружную и внутреннюю проводки, но дальше дело не пошло, так как не оказалось трансформатора.
Трансформатор обещали установить сначала в феврале текущего года, затем в мае, но так ничего и не сделали.
Когда же у нас будет электросвет?
В. НАЗАРОВА, Н. КАРАВАЕВА, Н. КИРИЛЛОВА, колхозницы» («ВК», 4 июня 1955).
«Большое удовольствие для нас — просмотр интересной, содержательной кинокартины. Но, к сожалению, это явление в нашем селе очень редкое. Районный отдел кинофикации и его руководители, как видно, забыли о культурных запросах наших колхозников, иначе они не смирились бы с тем фактом, что у нас вот уже три с половиной месяца не демонстрировалось ни одного фильма. А ведь в Овчухах есть хороший клуб, куда часто в свободное время заходят пожилые колхозники и молодёжь.
В. НАЗАРОВА, Н. КАРАВАЕВА, Н. КИРИЛЛОВА, жители села Овчухи» («ВК», 14 июня 1955).
«О Нине Караваевой добрым словом отзывается каждый овчуховский колхозник. Эта простая девушка заслужила уважение самоотверженным честным трудом. Работая в дни уборки хлебов на автомашине по обслуживанию комбайна, на вывозке зерна государству, а сейчас на сортировке семян, она показывает пример другим.
Молодая колхозница в нынешнем году уже заработала 250 трудодней» («ВК», 17 сентября 1955).
«Когда в Овчухах построили колхозный клуб, молодёжь сельхозартели «Ударная весна» да и пожилые колхозники с удовольствием проводили в нём свободное от работы время, особенно осенью и зимой. Но вот уже на протяжении нескольких лет председатель колхоза тов. Михайлов завёл в клубе свои порядки. Начиная с момента уборки урожая, клуб заполняется зерном и превращается в хранилище. В то же время он требует ремонта, на это выделены и средства, но ничего не делается.
На просьбы молодёжи деревень Овчухи и Житково освободить клуб от зерна и привести его в порядок, тов. Михайлов отвечает, что это делать не обязательно. По его мнению выходит, что клуб не нужен колхозникам.
А. ВАСИЛЬЕВ, д. Овчухи» («ВК», 11 ноября 1955).

С 1965 года — в составе Садового сельсовета Суздальского района.
В селе Овчухи на реке Рпень было создано водохранилище.


Водохранилище в с. Овчухи

Численность населения: в 1859 г. – 688 чел.; в 1897 г. – 913 чел.; в 1926 г. – 925 чел.; в 2010 г. – 69 муж. и 84 жен., всего 153 чел.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Название Овчухов в первой грамоте (1515 г.) селом дает основание думать, что уже в это время здесь была церковь. В первой пол. XVII в. церкви здесь не было и церковная земля числилась в числе «пустыхъ». Причиной тому могло быть литовское разорение, во время которого исчезли не только церкви, но и целые селения. Построена была церковь – во имя Рождества Пресвятой Богородицы в 1650 г. «дани съ этой церкви, по патриаршимъ окладнымъ книгамъ положено 20 алтынъ; въ 1658 г. дань увеличена 31 алтынъ 5 денегъ, а въ 1746 г. 1 руб. 35,5 коп». Судьба этой деревянной церкви не известна.
Существующая ныне каменная церковь Богородице-Рождественская построена в 1848-1861 гг. Трапезная построена в 1848 г., главная же церковь построена в 1861 г. Колокольня построена на средства прихожан в 1873 г.
«Престолов в церкви три: в настоящей – в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в трапезе с правой стороны – в честь Московских святителей Петра, Алексея и Ионы, с левой – в честь Архистратига Михаила. Над престолом в настоящей церкви устроена сень на четырех столбах.
От прежде бывшей церкви до настоящего времени сохранились: 1) икона трех святителей Московских, пожертвованная Московским Успенским собором, и 2) Евангелие, обложенное малиновым бархатом и серебряными изображениями; приложено также Успенским Московским собором,- Евангелие печатано в 7171 (1663) г., на нем надпись: «лета 7175 книга Евангелие построена царствующаго града Москвы церкви собора Пресвятыя Владычицы нашея бцы и приснодевы Марии честнаго и славнаго ея Успения домовой вотчине Волод. округи с. Овчуховъ въ храмъ Пресв. Бцы рождества при протопопе Михаиле».
Причта по штату положено: священник и псаломщик. Содержание причт получает от требоисправлений, хлебного сбора и земли до 470 руб. в год. Причт живет в собственных домах, на церковной земле.
Приход состоит из одного села Овчухов, в коем по клировым ведомостям числится 424 души муж. пола и 441 души жен. пола, из них раскольников 18 душ обоего пола».
/Историко-стратистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1896 г./

С 1885 г. в селе открыта церковно-приходская школа в доме священника. За обучение взимается плата отъ 1 до 2 р. в зиму с ученика; в школе учатся мальчики и девочки.
В 1902 г. в селе открыто начальное земское мужское училище на соединенные средства земства и местных обществ. Каменное здание училища построено братьями Киселевыми, лес отпущен казной.

22 августа 1914 г. псаломщик с. Овчухов, Владимирского уезда Ястребов, умер.
Надзиратель Владимирского духовного училища Андрей Сапоровский 3 октября 1914 г. определен во псаломщики к церкви с. Овчухи.

Богородице-Рождественская церковь представляет собой симбиоз официального классицизма, характерного для построек сер. XIX в., и суздальских храмов с их небольшими объемами, уютом и малозатратным характером постройки. Вначале храм, особенно вблизи, кажется грубоватым, лишенным индивидуальности, однако на расстоянии, вписанный в окружающую природу, он становится зрительно чрезвычайно привлекательным и органичным, с прекрасной «развесовкой» объемов. Внутри церкви ощущение простора и удобства. Простор обеспечен прежде всего бесстолпной трапезной с довольно сложной системой сводов и поддерживающих арок и приделами, а также цилиндрическим завершением основного объема, раздвигающим верхний горизонт взгляда.
Церковь использовалась под склад, поэтому неплохо сохранилась. В интерьерах сохранились следы фресок.



Колокольня церкви Рождества Пресвятой Богородицы


Церковь Рождества Пресвятой Богородицы


Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года

«При школе дер. Б. Житково, брутовского сельсовета, организовался пионерский отряд в память «8 годовщины смерти Ленина». Организоваться он организовался, но никто никакой помощи ему не оказывает. Несколько раз обращались работники отряда к сельсовету, правлению колхоза, сельПО с просьбой об оказании помощи отряду, но с их стороны не уделяется этому вопросу никакого внимания и не отпускается на содержание отряда ни одной копейки. Не оказывают отряду помощь и партийная и комсомольская ячейки. Они не учитывают важности коммунистического воспитания подрастающего поколения и пионердвижением совершенно не интересуются» («Призыв», 15 июля 1932).
«Школьники и пионеры б.-житковской школы 1 августа объявили месячник подготовки школы к новому учебному году.
Вот результаты месячника:
Закончен ремонт школы. Учебные пособия и принадлежности запасены. Деньги на учебники переведены. Школьники в августе получили 4 пары обуви и шесть пионер- костюмов. Горячие завтраки в школе будут.
Договор с колхозом заключен.
1 сентября открылся пионер-клуб, где школьники и пионеры найдут свое место для проведения культурного отдыха.
Открывается рабочая комната по труду.
Школа начала свою работу с 1 сентября. Коллектив школьников и пионер-отряд просит райОНО об отпуске школе кроликов. К приему кроликов школа готова.
По поручению учащихся зав. б.-житковской школой Б. СИНЯГИН» («Призыв», 3 сентября 1932).

Деревня Житково, Садовый сельсовет, решением № 319 от 16.05.1986 г. признана, как фактически не существующей.
Храмы и часовни Суздальского района
История Суздаля и Суздальского района.
Категория: Суздаль | Добавил: Николай (30.05.2015)
Просмотров: 4504 | Теги: суздальский район | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru