Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
05.02.2023
14:34
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1517]
Суздаль [452]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [484]
Музеи Владимирской области [63]
Монастыри [7]
Судогда [13]
Собинка [144]
Юрьев [247]
Судогодский район [112]
Москва [42]
Петушки [169]
Гусь [189]
Вязники [344]
Камешково [114]
Ковров [428]
Гороховец [131]
Александров [291]
Переславль [116]
Кольчугино [97]
История [39]
Киржач [93]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [121]
Писатели и поэты [191]
Промышленность [130]
Учебные заведения [160]
Владимирская губерния [42]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [77]
Медицина [63]
Муромские поэты [6]
художники [53]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2282]
архитекторы [30]
краеведение [69]
Отечественная война [268]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [12]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [41]

Статистика

Онлайн всего: 28
Гостей: 28
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Село Яновец Суздальского района

Село Яновец

Яновец — село в Суздальском районе Владимирской области России, входит в состав Селецкого сельского поселения.
Село расположено на берегу реки Рпени в 16 км на юго-запад от райцентра города Суздаль.

Древнерусское селище Яновец-1 (X-XIII вв.) расположено в 1 км. к юго-востоку от села Яновец, склон левого берега р. Варварка (правый приток р. Рпень), 0.4 км. к юго-западу от устья. Размеры ок. 260х210 м, высота над рекой 2-10 м. Керамика лепная и гончарная древнерусская, куски печины, обожженные камни, кости животных.
Древнерусское селище Яновец-2 (XII-XIII вв.) расположено в 0.65 км. к юго-востоку от села Яновец, склон правого берега р. Рпень, 0.2 км. к северо-западу от Селища 1. Размеры ок. 340х100 м., высота над рекой 3-10 м. Керамика гончарная древнерусская. [2]

Село Яновец упоминается в грамоте великого князя Ивана Васильевича от 7012 г., (1504) г., коею он жалует митрополита Симона, в числе других сел. Таким образом в начале XVI столетия село Яновец было домовым селом митрополита Московского. С учреждением патриаршества оно перешло во владение патриархов в качестве домового патриаршего села.

В конце XIX — начале XX века село входило в состав Оликовской волости Владимирского уезда, соседнее с. Тарбаево уже входило в состав Суздальского уезда.
«Молодежь, бери пример. (дер. Яновец, Оликовской вол., Владим. у.). Вместо хулиганства наша молодежь занялась просвещением. Кроме постановки спектаклей, молодежь из полуразрушенного дома попа собственными силами устроила помещение под избу-читальню. Изба-читальня торжественно открыта 10 февраля.
Выписывается много газет. Есть не большая и библиотечка, книжки из которой выдают читать на дом всем желающим. Посещают избу-читальню много взрослых крестьян» («Призыв», 20 февраля 1924).
С 1929 года село входило в состав Туртинского сельсовета Суздальского района.

Численность населения: в 1859 г. – 304 чел.; в 1926 г. – 372 чел.; в 2010 г. – 3 чел.

Церковь Космы и Дамиана

В 7208 (1700) г. по просьбе старосты крестьян села Яновца Ивашки Прокофьева разрешено было построить в этом селе церковь «вновь во имя Козьмы и Дамиана». При этой церкви были определены священник, дьячок, пономарь и просвирня, и в пользование им отведено было «земли пахотной по 6 чети в поле, а в дву потому ж, и сенных покосов с 10 копен». Дани положено было на церковь 22 алтына 3 деньги. В новопостроенную церковь из домовой патриаршей казны выдано было «кадило медное чеканное (13 алтын 2 денги), укропник да ковшичек медные (10 алтын 4 денги), да пояс служебный нитяной (6 алтын 4 денги); куплено напрестольное евангелие с евангелистами серебряными басемными золочеными, с медными посеребряными застежками за 2 руб. 10 денег».
В 1710 г. при данной церкви был поп Адриан Козмин, а в 1716 г. определен, вероятно — сын его, Фома Адрианов, который после поступил в монахи в Николаевский Волосов монастырь.
Как долго существовала эта церковь, не известно. [1]
Каменная церковь в селе Яновце во имя святых Космы и Дамиана выстроена на средства прихожан в 1826 г., с такой же колокольней. [1]
Престолов в ней один во имя святых Космы и Дамиана.
Церковные документы хранились в целости: копии метрических книг с 1827 г., исповедные росписи с 1829 г. [1]
Земли имелось церковной: усадебной 88 кв. саж., пахотной и сенокосной 33 дес.
Причта по штату положено: священник и псаломщик. Содержание причта от земли и прихода до 200 руб. в год. Для причта выстроен прихожанами каменный дом. В приходе числилось 385 душ крестьян обоего пола в селе Яновце,- все православные. [1]
«В Спасо-Ефимьевском монастыре г. Суздаля обнаружена крупная кража золотых и серебряных вещей. Кража была обнаружена раньше, еще в декабре 1918 г. Все монастырские ценности Спасо-Ефимьевского монастыря хранились в ризнице, ключи от которой были у ризничьего иеромонаха Матвея Правдива.
В 1918 г. монастырь был занят Чрезвычайной Комиссией и все монахи были оттуда удалены. Иеромонах Правдин тоже перевелся в с. Яновец Владимирского уезда.
После ухода Ч.К. монахи решили возобновить богослужение. Потребовался антиминс. Послали за Правдиным. Он пришел, пригласил послушника Якова Ей-Бог и отправился в ризницу, проникнуть в ризницу не удалось, так как замок у второй двери был поломан.
Не сумев отпереть его, Правдин вернулся к иеромонаху Нифонту и, отдавая ему ключи, сказал: Составь акт, что в ризнице все в порядке. После этого он уехал.
Ей-Бог в дот же день доложил настоятелю монастыря, епископу Павлу Борисовскому о своих подозрениях. На другой день епископ Павел собрал комиссию из монахов и представителя Уличкома и вскрыли ризницу.
Вторая дверь в ризницу оказалась поломанной, но третья и 4 запертыми, при чем ключей не оказалось. В ризнице царил полнейший хаос, все было перерыто, многие предметы валялись на полу.
Была создана другая комиссия под председательством благочинного А. Златоустова для выяснения количества похищенного. Новой комиссии удалось выяснить, что в общей сложности похищено 48 предметов золотых, серебряных и посеребренных, преимущественно мелких.
Работу второй комиссии продолжала третья, в состав которой вошел: представитель от Сузд. Отдела по охране памятников старины.
Подозрение падало на Правдина. Но он упорно отрицал вину и даже уклонялся от явки на допросы.
Комиссия, созданная для расследования дела, работала долго; сначала Правдин был отстранен от исполнения обязанностей по священнослужению, но потом после длительного периода следствия, когда епископа Павла перевели в Вятку, Владимирский епископ Афанасий препроводил дело митрополиту Сергию Строгородскому, который дело закончил и восстановил Правдина в прежних правах.
Невольно встает вопрос: сознательно или бессознательно священная братия не передавала этого уголовного дела на суд гражданской власти? Один епископ Павел вел действительн. расследование, остальные князья церкви по-видимому с целью затушевали это дело.
Когда 5/IV—22 г. дело перешло в ведение Губ. Полит. Управления, при обыске у гр. с. Яновец Марковой найдены один серебряный крест и железная банка с митрой, в которой, как оказалось, хранились серебряные монеты, кредитные Николаевские деньги, деньги Керенского, серебряные вещи и облигации аннулированных ценных бумаг, которые должны были быть сданы, согласно распоряжения Советской власти; у гр. Петрова найдены 2 золотых наперстных креста. Все эти вещи сданы Правдиным на хранение, хотя он это упорно отрицает» («Призыв», 3 июня 1922).
«Хищение церковных ценностей (Процесс 9-10 июня).
10 часов утра. В проходах и на лестницах Гарнизонного клуба шумно. Ждут.
Пробирается старушка...
— Где судить-то будут?..
— Здесь, здесь...
Двери еще заперты.
— Ох, скоро-ли?..
Вдруг все вскочили и бросались в двери, поднялась давка.
— Тише, граждане...
— Каждому ведь хочется попасть вперед...
Концертный зал полон.
На скамье подсудимых священник Правдин, епископ Афанасий (Сахаров) и митрополит Сергий (Страгородский).
Правдин обвиняется в хищении ценностей из ризницы Спасо-Ефимьевского монастыря (г. Суздаль). Сахаров и Старогородский обвиняются в непередаче акта о хищении гражданским судебным властям.
Начинается допрос.
— Подсудимый Правдин, признаете вы себя виновным?..
— Мет...
— Да вот на вас показывает епископ Павел.
— Кривит душой; это он по неприязни ко мне...
— Вот и другие тоже показывают, например, Феодосий, Сергий...
— Да они ссыльные...
— Значит вы все там ссыльные...
— Да... н... нет... я не ссыльный…
— А откуда у вас митра?..
— Мне подарили...
— Да ведь вы носить то ее не имеете право...
— Плох тот солдат, который не хочет быть генералом... Пригодится...
«Батя» на старости лет захотел сделаться князем церкви... Знает, где потеплее...
Правдин путается... Дает разные показания...
Допрашивается Сахаров. Упорно отрицает свою вину.
— Это меня на касается. Я разбирал духовное дело о запрещении Правдину служить. Гражданские власти должны сами принять меры к расследованию пропажи ценностей.
Старогородский (Митрополит Сергий) ссылается на то же.
Очевидно, для князей церкви нет никакого дела до расхищения народного достояния. Они не сознают, чти эти ценности украдены у голодных поволжан.
На следующий день Революционный Трибунал выносит приговор.
Все подсудимые признаются виновными. Правдин приговаривается к 5 г. лишения свободы с зачетом предварительного заключения. По амнистии срок сокращается до 3-х лет и 4 месяцев.
Епископ Сахаров и митрополит Старогородский приговариваются к 1 году лишения свободы. По амнистии от наказания освобождаются.
Присутствующие приветствуют приговор. Князья церкви получили очередной заслуженный урок» («Призыв», 13 июня 1922).

Центральный храм возведен формой классического двухэтажного четверика с массивным сводом, разрушенным в 30-х годах ХХ-го века, когда распоряжением советских властей приход был закрыт, а помещения передали на баланс колхозу под сельскохозяйственные склады, от чего серьезно повредилась внутренняя отделка, стерлись оригинальные фрески и росписи.
Помещение трапезной примыкает с западного торца, с восточного - небольшая апсида. Наружная отделка проста и лаконична, кладочного декора практически не присутствует. Церковь Космы и Дамиана пустует и с каждым годом все больше ветшает.


Церковь Космы и Дамиана. Фото Геннадия Халтурина. 2017 г.

Источники:
1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 3]. Суздальский и Юрьевский уезды / Сост. препод. Владимирск. семинарии В. Березин]. - 1896. - 526, VIII с.
2. Археологическая карта России Владимирская область. Под редакцией Ю.А. Краснова. Москва. 1995.
Село Подберезье
Село Старый Двор
Село Клементьево.
Село Обращиха.
Село Головенцыно.
Категория: Суздаль | Добавил: Николай (26.06.2017)
Просмотров: 1623 | Теги: Владимирский уезд, суздальский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2023
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru