Главная
Регистрация
Вход
Пятница
26.04.2024
09:30
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [138]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Село Горицы Суздальского района

Село Горицы

Горицы – село в Суздальском районе Владимирской области России. Входит в состав Новоалександровского сельского поселения.
Село расположено в 5 км на восток от центра поселения села Новоалександрово и в 10 км на север от Владимира. «Село Горицы реке Рпени находится в 10 верстах от губернского города (Владимирский уезд)». [1]

- Городище (р.ж.в., 2-я пол. 1-го тыс. н.э.) располагалось в 3 км. к югу от села Горицы, мыс левого коренного берега р. Рпень между двумя оврагами. Площадка трапециевидная в плане, размерами 60х30-40 м., протянулось с запада на восток, возвышается над поймой на 20-22 м., с напольной восточной стороны - сопковидный вал высотой до 7 м., длиной 24 м. и сильно размытый ров перед ним глубиной до 4 м. Керамика лепная, с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности и гладкостенная, дьяковской к-ры, и мерянская. Установлено, что у южного склона вала культурные отложения залегают под основанием насыпи и содержат обломки сетчатой керамики.
«У с. Красное мне не могли указать курганов — их по-видимому нет. У с. Сущева тоже. У с. Горицы над протекающей здесь реченкой, уже на спуске вниз, с общей плоскости, занятой пахотью — поросшая лесом, несколько странной формы, возвышенность, как-бы отдельный выступающий мыс, направленный по своей длине с В на З, общие пропорции ее = 2:1; в восточной части мыс отрезан от общей площади глубокой канавой; на самой площади мыса, у канавы, как-бы насыпан высокий, короткий и широкий вал, в виде неправильного треугольника; в южной части насыпь окружена небольшой террасой, лежащей ниже площади самой насыпи. Поверхность площадки имеет наклон к протекающей глубоко внизу реченке. В валу с В большая кладоискательская яма, самого позднейшего происхождения. У местных жителей насыпь известна под именем «Могилки». По-видимому, естественный мыс, выступавший длинным языком в котловину, был утилизирован древними обитателями — отрезанный канавой и валом от общей поверхности образовал небольшое пространство характера городищ» (Макаренко,1908.).


Село Горицы. Вид с северо-запада, со стороны села Хотенское

Начало этого поселения восходит по крайней мере к XV в. В жалованной грамоте великого князя Василия Иоанновича от 1515 г. в числе сел, с которых великий князь приказывал ежегодно давать определенный сбор в пользу притча Владимирского Дмитриевского собора, упоминаются "Старыя и Новыя Горицы". Первое название «Старыя» указывает на то, что село Горицы существовало задолго до нач. XVI в. По местному преданию, на кургане, находящемся на юго-восточной стороне села, была когда-то деревянная церковь. Может быть, здесь и было одно из упомянутых в грамоте сел.
Великим князем Иоанном Васильевичем село Горицы пожаловано Рождественскому Владимирскому монастырю, во владении которого и находилось до упразднения монастырских вотчин.

Численность населения: в 1859 г. – 370 чел.; в 1926 г. – 447 чел.; в 2010 г. – 10 чел.


Село Горицы

В конце XIX — начале XX века село входило в состав Богословской волости Владимирского уезда.
С 1929 года село входило с состав Новоалександровского сельсовета Владимирского района.
«В селе Горицах, ново-александровского сельсовета имеется водяная мельница, ранее находящаяся в ведении арендатора Хорлукова. С зимы прошлого года мельница у Хорлукова была отобрана и передана горицкому СККов. Сам же Хорлуков был арестован и заключен в изолятор за темные делишки.
СККОВ взяв мельницу, в свое ведение, принялся за дело и прежде всего пригласил в качестве заведующего мельницей жену арендатора Хорлукову, дав ей, помимо оклада готовую квартиру при мельнице, харчи и право наема рабочих засыпщиков по своему усмотрению.
Хорлукова, сколотив теплую кампанию, принялась за работу, стараясь путем всяких ухищрений и уловок „нагреть руки".
Вот факты. 7-го октября гр-н д. Масленки, Спиридонов П.А. привез молоть пшеницу в количестве 136 килограмм. Ему дали квитанцию за №29, в котором указали: принято (от такого-то) 136 килограмм ржи. При этом не было помечено о взыскании гарнца и проставлена подпись приемщика. Одна только печать СККОВ-а.
О чем все это говорит? Это говорит за хищение гарнца, так как по ржи взимается около 2 кг, а по пшенице - больше.
Кроме того, есть сведения, что когда ревизионная комиссия снимала остатки, то на мельнице оказались большие излишки гарнца, но они были скрыты.
В конце надо отметить, что недавно вернувшийся муж Хорлуковой из изолятора, также поместился на жительство при мельнице.
Необходимо снять кулаков Хорлуковых с мельницы и предать суду за все эти проделки» («Призыв», 26 октября 1930).
С 1945 года в составе Ставровского района.
«Когда идёшь вечером по селу Горицы, то скучно смотреть на улицу. Редко, где увидишь в окнах домов колхозников огоньки, да и их рано гасят, так как у многих жителей села с перебоями бывают керосин и ламповые стёкла, которые не всегда можно купить в магазинах сельпо.
Очень трудно работать животноводам. В вечернее и ночное время фермы освещаются ручными фонарями, что создаёт много неудобств.
Жители села Горицы не сколько раз обращались к председателю сельхозартели «Знамя Октября» тов. Корытному с просьбой электрифицировать село. Для этой цели были заготовлены столбы, но света в Горицах до сих пор нет. Столбы же пустили на другие цели.
Л. СЕРГЕЕВ, с. Горицы» («ВК», 22 февраля 1955).

С 1965 года в составе Суздальского района.

Церковь Спаса Преображения

Название Гориц селом в грамоте 1515 г. указывает на то, что и тогда была здесь церковь. Существование ее в нач. XVII в. подтверждается записью в патриарших окладных книгах 136 (1628) г. где сказано: "церковь Преображения Господа Бога Нашего Иисуса Христа в селе в Горицах в вотчине Рождественного монастыря... дани 9 алтын 2 денги; в 164 (1656) г. дани положено 1 рубль 16 алтын, заезда гривна».
В 1710 г. при церкви был «поп Степан Власов, дьякон Михаил Власов, дьячек Илья Алексеев». В 1746 г. на Горицкую церковь дани было положено 1 руб. 88 коп.
В 1748 году при церкви Преображения Господня приходских дворов 47, церковной усадебной земли десятина, полевой пахотной 20 четвертей в поле, а в двух потому ж, сенных покосов 20 копен. При церкви состоят: поп Гаврило Лаврентьев, дьячок Михайло Афанасьев и пономарь Александр Михайлов.

В 1829 г. был пристроен придел в честь Николая Чудотворца – на память о церкви, бывшей в приходской деревне Масленке. (153 — 155 гг. в вотчине того ж монастыря село Масленка, а Олексино тож, на рчк. на Масленке, а в селе цер. Николая чуд. древяна клецки, а на церк. земле места: попово, дк., пн. и просв, пашни церк. перелогом добрые земли 10 чети в поле, а в — ж, сена 10 копен, 9 дв. крест, и боб.).
В 1838 г. заложена была новая каменная церковь. Освящена в 1857 г. В 1875 г. трапеза была расширена. Колокольня окончена в 1865 г.
30 января 1865 г. умер заштатный священник с. Гориц Феодор Горицкий.

Престолов в церкви два: в настоящей, холодной - в честь Преображения Господня (над этим престолом устроена сень), в приделе - во имя Святителя Николая Чудотворца. [1]
Из святых икон пользовалась особенным уважением у прихожан и почитается ими за чудотворную древняя икона Святителя Николая, перенесенная сюда из церкви, бывшей в селе Масленке. В церковной библиотеке хранилось Евангелие, печатанное при патриархе Иосифе. Был крест напрестольный серебряный с частицами св. мощей разных Угодников. На одном из потиров, бывших в церкви, была надпись: «за упокой Климента, Ирины, Емельяна, Абрама от создания вдовы Любовской в церковь Рождества Богородицы». По преданию, эти сосуды пожертвованы в Горицкую церковь из Рождественского монастыря, в вотчине которого находилось село Горицы. [1]
Причта по штату положено: священник и псаломщик. Доходы причта – от требоисправлений и земли около 500 руб. в год. Дома у причта собственные, на церковной земле. [1]
Приход состол из села Гориц, деревень Масленки (в 2-х верстах от села), Бродина (в 3 верстах) и Зеленей (в 2 верстах); в приходе по клировым ведомостям числилось в 1897 г. 480 душ мужского пола и 535 женского пола, из коих раскольников - поморцев 8 душ обоего пола. [1]

Освящение придельного храма, во имя Трех Святителей, в с. Горицах Владимирского уезда

Не часто на долю сельских жителей выпадают такие духовные торжества, какое происходило 5-го сентября 1893 года в селе Горицах, Владимирского уезда. В нем в этот день был освящен правый придел трапезной церкви во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, построенный ревнителем православия, потомственным почетным гражданином, Московским 1-й гильдии купцом Григорием Григорьевичем Исаковым на собственные средства. Освящение церкви было совершено Высокопреосвященнейшим Сергием, Архиепископом Владимирским и Суздальским.
Хотя доселе в селе Горицах и был каменный трапезный храм, построенный, как значится в церковной летописи, «тщанием прихожан», но он был тесен, беден и ветх, а главное – в зимнее время не отоплялся, зимой было в нем чрезвычайно холодно, а ранней весной и осенью – сыро. Вследствие этих неудобств потребность в построении просторного и теплого храма давно чувствовалась, а в последнее время, ввиду значительных трещин в стенах и сгнившего от времени деревянного потолка в церкви, с каждым годом становилась ощутительнее. Нельзя думать, чтобы ее не сознавали и предшествовавшие пастыри с своими пасомыми, но не находя верных средств к совершению такого великого дела, как построение церкви, которое без значительных материальных средств не мыслимо, вопрос о перестройке церкви откладывался до благоприятного времени. И Бог знает, когда бы оно настало у Горицких прихожан. Если бы за это святое дело, за постройку церкви, не взялся означенный благочестивый, состоятельный и добрый человек Григорий Григорьевич Исаков. Урожденный деревни Зеленей, прихода села Гориц, он, еще будучи юношей, оставил с дозволения своих родителей свою родину и поселился в городе Москве сначала для заработков, а потом и для постоянного жительства. Здесь Господь наделил его значительным состоянием, не малую часть которого он ежегодно жертвовал и жертвует на дела благотворения и преимущественно на нужды православных храмов. Не забывалась им и Горицкая церковь: ежегодно, в продолжение лет сорока, она получала от него все нужное для богослужения. Местный священник, высоко ценя жертву Григория Григорьевича для Горицкого храма, неоднократно сам ездил в Москву лично благодарить жертвователя, при этом говорил о неудобствах совершения службы Божией в зимнее время в холодном храме, о ветхости Горицкого храма, о малопоместительности его,- всесторонне раскрывал целесообразность своего желания распространить храм аршин по пяти в стороны. «Тогда,- говорил священник,- прах родителей Ваших, Григорий Григорьевич, как погребенных около самой трапезной стены, с расширением храма покоился бы в алтаре правого придела, который служил бы для них вечным и святым памятником; а сели бы Бог привел распространенный храм сделать на зимнее время теплым, тогда не стало бы у прихожан отговорки в непосещении его по причине холода, не пошли бы они, вместо своего храма, в раскольнические теплые и не без удобств устроенные молельни, как некоторые из них доселе делают – именно по причине холода в своем храме».
Все эти и подобные сообщения о необходимости перестройки трапезной церкви глубоко запали в добрую душу Григория Григорьевича,- и он, после продолжительной болезни местного священника от холодного храма, едва не сведшей его в могилу, в марте месяце 1892 г. сделал распоряжение о приобретении потребного количества строительного для церкви материала. 7-го июня 1892 г. была произведена закладка трапезного храма, а 5-го сентября снаружи храм был окончен. С наступлением весны 1893 г. было приступлено к внутренней отделке храма, которая окончена к 6-му августа. Приходские крестьяне, перед которыми в такое непродолжительное время вырос величественный храм и так благолепно украсился, с нетерпением ожидали освящения его, которое назначено было на 5-е сентября 1893 г.
4-го сентября, накануне освящения, прибыл в село Горицы ключарь кафедрального собора свящ. П. Евгенов и сделал необходимые приготовления к предстоящему торжеству. Вслед за о. ключарем прибыл в Горицы из Москвы храмоздатель с детьми и внуками.
В 6 часов вечера началось всенощное бдение, которое совершал приглашенный к освящению храма священник погоста Архангельского, Гороховецкого уезда, Иоанн Троицкий. На литию и величание выходили семь священников во главе с своим благочинным И. Талантовым. Во время всенощного бдения весь трапезный храм был богато освещен, а святые при входе в ограду врата были иллюминованы разноцветными огнями.
Наутро, в день освящения, священником села Хотенского И. Смирновым была совершена в холодном (среднем) храме ранняя литургия; в 8 часов началось водоосвящение, а в полчаса 9-го прибыли из гор. Владимира для священнослужения: ректор духовной семинарии архимандрит Никон, ключарь собора священник П. Евгенов, преподаватель семинарии священ. В. Боголюбов, протодиакон и хор Архиерейских певчих.
В 9 часов, при колокольном звоне, прибыл Владыка и был встречен при дверях храма священнослужителями, предназначенными для соучастия в священнодействии. Вскоре затем начался по уставу церковному обряд освящения престола, его одежд и принадлежностей, антиминса, жертвенника и всего храма. По прочтении молитвы заключительной освящение храма окончено провозглашением многолетия Государю Императору, Государыне Императрице, Государю Наследнику и всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду, Высокопреосвященнейшему Сергию, храмоздателю и всем православным христианам. Величественное Архиерейское служение и стройное пение певчих в продолжение всего священнодействия производили сильное впечатление на присутствующих и вызвали в молящихся видимые проявления духовного восторга и умиления. К тому-же молитвенному настроению располагал редко совершающийся и особенно привлекающий внимание народа обряд освящения храма содержанием своих молитв, внятно и с благоговением произнесенных Святителем.
По освящении престола и всего храма тотчас началась божественная литургия, во время которой было совершено рукоположение во диакона. Вместо причастного стиха, с благословения Владыки, было произнесено поучение священником села Хотенского И. Смирновым.
По окончании божественной литургии, когда на Архипастыря возложена была мантия, местный священник обратился к храмоздателю с речью следующего содержания:
«Досточтимейший благодетель, Григорий Григорьевич! Почти полстолетия церковь Горицкая знает Вас, как щедрого благотворителя своего. Каждогодно она получала от Вас и деньги, и свечи, и утварь церковную. Кроме того, Вы своим пожертвование помогли здешним крестьянам в приобретении большого колокола; Вы участвовали своими средствами в сооружении здания для здешней церковно-приходской школы. Наконец, ныне Господь расположил Вас к более щедрой жертве, чем прежние: Вы построили теплый и просторный сей храм и украсили его благолепно. За все это Ваше доброе для нас я и мои духовные дети изъявляем Вам нашу сердечную благодарность и просим принять от нас святые иконы: Святителя и Чудотворца Николая и Трех Вселенских Святителей. Изображенные на них Угодники Божии, в честь и память коих Вы соорудили и украсили сии два придела, да будут ходатаями пред престолом Божиим и молитвенниками о Вашем здравии и благополучии».
По окончании речи Владыка сам благословил храмоздателя подносимыми ему иконами. Затем, преподав народу Святительское благословение, Высокопреосвященнейший Сергий прибыл в дом местного священника, где предложен был участвовавшим в Богослужении и приглашенным гостям чай и обеденный стол. Другой такой же стол одновременно был сервирован на 60 лиц в здании местной церковно-приходской школы. Обеденный стол был достоин праздника, и гостеприимство храмоздателя соответствовало величию церковного торжества. Во время обеда Высокопреосвященнейшим Сергием был возглашен первый тост за здравие Государя Императора, Государыни императрицы, Наследника Цесаревича и всего Царствующего Дома. После троекратного «ура» всеми присутствующими было пропето «Боже, Царя храни». Второй тост был произнесен храмоздателем за здравие Высокопреосвященнейшего Сергия. Дружно пропето было трижды «многая лета». Третий тост был сказан Владыкой за храмоздателя и четвертый храмоздателем за прибывшее для освящения храма духовенства и светских гостей.
Так кончилось торжество освящения придельного храма в селе Горицах. Это торжество пребудет незабвенным в летописях Горицкой церкви и памятным для прихожан ее, признательность которых к храмоздателю никогда не изгладится в сердцах их.
/Священник Алексей Троицкий./

Храмоздателем устроены были два придела в трапезной церкви, освящение второго придела - во имя Святителя Николая Чудотворца - было совершено 24-го октября членом Консистории протоиереем В.В. Косаткиным с другими священнослужителями.
Устройство обоих приделов со всеми принадлежностями и украшениями стоило до 22000 руб.

Поучение по освящении придельного храма, во имя Трех Святителей, в селе Горицах

Прихожане святого храма сего! Приветствую вас с торжеством настоящего, знаменательного для вас, дня. Вот, самое горячее и самое лучшее желание ваше – иметь просторный и благолепный храм Божий теперь исполнилось,- одна из самых высших и существенных потребностей верующего христианского чувства теперь удовлетворена; теснота и скудость прежнего храма и едва переносимый холод в нем в зимнее время теперь навсегда устранены. Храм ваш в непродолжительное время расширен, благолепно украшен и благодатию Всесвятого Духа ныне освящен. Достойно и праведно исповедать теперь о храме сем, что он от Господа вам и «дивен в очесех наших». Дивен храм сей для местности нашей и по виду своему: по тщательности исполнения строителями начертанного плана и по богатству благоукрашения храм сей далеко не из обыкновенных. Но не это главным образом соделывает храм сей «дивным в очесех наших»: дивно особенно то, что храм сей от Господа нам. Поистине, благочестивые слушатели, храм сей для вас дар благодати Божией. В настоящем благоустройстве его самым очевидным образом видна благая воля Божия о вас и всесильная от Господа помощь. У вас было одно только желание просторного и теплого храма,- желание, правда, общее и единодушное, но не было полной надежды на осуществление его по недостатку средств. И однако же дело благоустроения храма получило начало и движение. Каким образом? По божественному промышлению о вас, одному из благочестивых родичей сих мест Господь Бог положил на сердце то, чего нельзя было и предвидеть. Им принесена такая жертва, которая даже превзошла ваши желания. И вот, повторяю, у вас все стало благолепно. Итак, не дар ли это вам Божий и притом дар великий? Да будут же сердца и уста ваши полны хвалы и благодарения к Щедродателю Богу за этот, приемлемый вами, великий дар Его.
Теперь несколько слов о том, какое благо составляет для вас благоустроенный храм. В храме невидимо и таинственно обитает Бог; в храме вы принимаете освящающую благодать через св. таинства; в храме вы поучаетесь слову Божию. В храме всякая церковная песнь, каждое молитвословие направлены к возбуждению в вас чувства благочестия, духа умиления. А это все заставляет сознаться каждого из нас, что мы не так живем, как следовало бы жить, как жили святые мужи и святые жены, имевшие такую же плоть, какую и мы. И случалось, и всегда может случится, что и великий грешник, пришедши в храм, слушая со внимание песнопения и назидания церковные, ощутить тяжесть грехов своих, и сердце его расположится к сокрушению и умилению. Вот на это пример. «Один развратный юноша из любопытства послушать певчих зашел в церковь. на эту пору говорена была проповедь о блудном сыне. Юноше казалось, что проповедник говорит о нем и даже на него смотрит. Несколько усилий сделал он, чтобы выйти из церкви, но что-то удерживало его, и он не мог выйти. Выслушав всю проповедь, он вышел из церкви в слезах и раскаянии в грехах своих, и наконец из развратного юноши сделался благочестивым человеком, оплакав и забыв гибельный путь своей порочной жизни». Не благодать ли Божия, присущая в храме, как веруем и утверждаем мы, коснулась сердца этого погибавшего грешника? Действительно, для иного искра благочестия, запавшая в его сердце во время общественного богослужения в храме, служит началом к исправлению его порочной жизни. У другого может быть только и останется добра во всей его жизни, что он во храме иногда воздыхал о грехах своих, молился и тем подавал хороший пример и другим. Поистине, великие и спасительные блага может получить человек, со вниманием и благоговением присутствующий в храме Божием.
Итак, братие, благодарить вам должно Господа Бога за его великие к вам милости и благодеяния и молиться Ему усердно за того, кто для вашего духовного блага не пощадил своих вещественных благ.
Кроме молитв за храмоздателя, нужно, братие, как можно чаще ходить в храм Божий, и для его поддержания и украшения по силе своей делать пожертвования. Иначе за небрежение к нему Господь накажет. Вот и пример. Во дни пророка Аггея случилась страшная засуха, и народ недоумевал, за что Господь прогневался. Тогда Господь Сам через пророка людям грешным сказал: «за то. Что храм ваш пуст и вы не ходите туда, небеса удерживают росу и земля оскудела произрастениями» (Агг. 1 гл. 9 ст.).
Итак, чаще ходить в храм и молиться за строителя его обязываетесь вы, православные прихожане. Да даст Господь Бог вашему благотворителю вместо тленных нетленная, вместо временных вечная!

В 1915 г. в с. Горицы священником был Садиков Е.И.


Церковь Спаса Преображения

Церковь в Горицах была закрыта в 1939 г.
Церковь села возобновила свою деятельность в 1992 г., когда была предана религиозной общине Русской Православной Церкви. До этого она никем не использовалась. В кон. 80-х – нач. 90-х гг. в числе очень не многих сельских храмов Преображенская церковь в Горицах была отреставрирована, в январе 1995 г. она получила статус памятника архитектуры.
27 декабря 1999 г. был зарегистрирован приход Спасо-Преображенского храма села Горицы Суздальского района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви. Руководитель религиозной организации - Слинкин Александр Владимирович. Адрес: с. Горицы, Суздальский р-н, Владимирская область.

Деревня Масленка

Масленка – деревня в Суздальском районе Владимирской области России. Входит в состав Новоалександровского сельского поселения.
По другую сторону от деревни течёт небольшая река с древним названием Исахра. Она сродни угро-финским названиям наших озёр Исехра, Санхар (Санхр), Юхор (Юхр), Печхар (Печхр), Учхор (Учхр) где «хр», по мнению языковедов, означало «озеро». В ранних письменных источниках река названа Масленкой.
Деревня Масленка в пол. XVII в. была селом и называлась Алексино, принадлежала чашнику Ивану Афанасьевичу Плещееву, который «променял его Вознесенскому, что на Москве, девичью монастырю». В писцовых книгах 1650 г. относительно Масленки сказано: «село Масленка, а Олексино тож, на речке Масленке, а в селе церква Николая Чудотворца древяна клецки а на церковной земле место попово, место дьячково, место пономарево, место просфорницино, пашни церковные перелогом добрые земли десять четв. В поле, а вдву потому ж, сена десять копен, да в селе крестьян 6 дворов, да бобылей 4 двора. Пашни паханые добрые земли 46 четв. Да перелогом 2 чет. В поле, а дву потому ж, сена по рч. По Рпени и по речке по Масленке 400 копен, лесу непашеннаго вдоль на полверсты, а поперег тож» (Влад. Губ. Вед. 1852 г. с.241). Дальнейшая судьба этой церкви не известна. Есть предание, что она сгорела, на ее месте была построена новая, но она почему-то не была освящена, а обращена в часовню. В этой часовне и находился образ Николая Чудотворца до перенесения его в Горицкую церковь в 1822 г.
«СОРЕВНОВАНИЕ ДВУХ КОЛХОЗОВ
Полтора месяца назад, в декабрьское утро, между председателем Зеленского колхоза Павлом Васильевичем Никеровым и руководителем Масленской артели Александром Васильевичем Арефьевым произошел такой разговор:
— Надо бы проверить договор,— сказал т. Никеров.
— Еще год не истек, да и работы не все кончены,— отвечал тов. Арефьев.
— Разве ты не слышал, — стал пояснять т. Никеров. — В середине февраля в Москве откроется XVIII партийная конференция.
В этот же день вечером в обоих колхозах состоялись собрания колхозников. Говорили о предстоящей ХѴIII Всесоюзной партийной конференции. Руководители колхозов напомнили членам артелей о ряде важнейших решений партии и правительства, направленных к дальнейшему росту и укреплению колхозов и повышению личного благосостояния колхозников.
Приведенные на собраниях факты неоспоримо подтверждали сказанное. В Зеленском колхозе вместо обычных за многие годы 40-50-пудовых урожаев пришли стопудовые. Выражаясь точно, председатель тов. Никеров сказал, что в 1940 году с зеленских полей снят урожай озимой ржи 15,56 ц. в среднем со всей площади, или 97 пудов, а яровой пшеницы — 89 пудов с гектара и т. д. Урожай картофеля с отдельных участков доходил до 1600 пудов с гектара.
На районной сельскохозяйственной выставке экспонаты Зеленского колхоза занимали почетное место.
— Но мы получили эти урожаи не за ряд лет, а поэтому не завоевали еще права участия на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Отсюда вывод...
Но вывод сделали сами члены артели. Они постановили, чтобы немедленно был проверен договор на социалистическое соревнование с соседним Масленским колхозом и заключен новый на 1941 год, и с таким пунктом, который обязывал бы оба колхоза добиться стопудовых урожаев по всем зерновым культурам, и подготовку к весеннему севу закончить ко дню открытия XVIII Всесоюзной партийной конференции.
Такое же решение вынесли и члены Масленской артели.
И с января закипела в обоих колхозах работа.
Сегодня XVIII Всесоюзная партконференция приступает к работе. Дата, к которой два соседних колхоза обязались по договору в соревновании подготовиться к весне, наступила, и обе соревнующиеся стороны могут показать результаты соревнования.
В сухих и чистых складах, в побеленных сусеках хранится золотой фонд Зеленской сельхозартели — семенное зерно. Паспортички говорят о том, что овес «Шатиловский» хорош не только по виду, но он проверен в контрольно-семенной лаборатории и имеет оценку в 99 процентов всхожести и полную кондицию по остальным посевным качествам. Вполне кондиционны горох «Виктория» и рядовой. В особых сусеках остальные семена для ярового сева. В картофелехранилище, что называется, ни потинки. Кладовщик т. Николаев с нескрываемой гордостью говорит:
— Такие семена наши поля примут еще впервые. Эти семена в подарок XVIII партийной конференции.
Выполнен зеленскими колхозниками пункт договора с Масленским колхозом и об удобрениях. На полях сложено по всем правилам агротехники 300 возов навоза, под крышей хранятся около 400 пудов минеральных удобрений. Под ответственностью колхозника Юрия Никерова собрано более 300 пудов местных удобрений, и до сева будет собрано еще <столько же.
— Есть чем подкормить посевы, — рассуждают колхозники, видя горы удобрений и уверенно, говорят о сталинских урожаях на своих полях в нынешнем году.
На конном дворе стоят готовые хоть сейчас к выезду на пахоту кони.
Агроном А.Н. Беляев, участник ВСХВ в 1940 году, частый посетитель Зеленского и Масленского колхозов. Он передает им свой опыт, на примерах передовиков района и участников Всесоюзной и районной с.-х. выставок знаниями подковывает колхозников на предстоящую почетную борьбу в соревновании.
К 16 февраля в колхозах уже есть конкретный агронлан, предусматривающий самые передовые агротехнические способы борьбы за урожай: перекрестный сев по пшенице и широкорядный по гречихе.
Зеленский колхоз обогнал в подготовке к весне Масленский. Но масленцы люди энергичные. Инвентарь, удобрения у них запасены, семян вполне достаточно.
— Досадно, что зеленцы перегнали нас по семенам, но мы догоним. Машины в порядке, опытные люди есть, в случае чего вторично отсортируем, но не сдадимся. Встретим сев не хуже соседей.
Социалистическое соревнование, как основа успехов земледелия в борьбе за сталинские 8 миллиардов пудов зерна, показало еще раз свою непреодолимую силу, которая ведет колхозное крестьянство к неисчерпаемому обилию всех продуктов.
Н. Богословский» («Призыв», 15 февраля 1941).
Численность населения в 2010 г. – 1 муж. и 3 жен., всего 4 чел.
Масленка испытана на большое стечение народа, когда здесь проходил рок-фестиваль «Небо славян». Благодаря рельефу, около 15 тысяч человек удобно разместилось перед сценой фестиваля. И быстрая доставка большого количества людей из Владимира до Масленки и обратно во Владимир не вызвала проблем.
Масленка - родина Александра Андреевича Немонтова, генерального директора Владимирского опытного завода прецизионного оборудования (позже объединение «Техника»), Героя Социалистического труда.


Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года

Раньше дорога в Юрьев-Польский шла слева от деревни. Спуск к реке Масленке (он же, подъём от реки) был настолько крутым, что на нём часто случались происшествия.
Близ этой деревни находится, известная в прошлом, злополучная Масляная гора. Старый путь из Владимира на Юрьев-Польский проходил через эту гору. В лесистом овраге за этой горой в старину лихие люди часто грабили обозы торговых людей. Гора настолько крута, что на нее трудно выехать, но еще труднее спуститься. Спускались с помощью «башмаков» и разных тормозных приспособлений и очень часто калечили лошадей. Да и позже, уже в наше время, там бывали частые катастрофы. Так продолжалось почему-то сотни лет и лишь после Великой Отечественной Войны, когда началось новое строительство и благоустройство дорог, вновь построенная трасса обошла эту гору.

Недалеко от Масленки расположено стрельбище МВД, и это место давно присмотрели функционеры от биатлона. Стрельбище очень удобно расположено и по направлению стрельбы (с юга на север), и по защите от преобладающих ветров. А вокруг живописная местность с нормативными уклонами, позволяющими создать отвечающие самым строгим требованиям лыжную и роллерную трассы. Хорошая обозреваемость всей трассы для зрителей (даже лучше, чем в знаменитом итальянском Антерсельве, где проводятся соревнования высшего международного уровня). По самым скромным намерениям здесь можно создать лучшую в стане тренировочную базу для российских биатлонистов (недалеко от Москвы, рядом с Владимиром). А по большому счёту, можно проводить соревнования любого уровня. Есть люди, намеренные реализовать эти планы. Так, например, один из инвесторов выкупил землю, находящуюся в частной собственности и готов передать её бесплатно для строительства биатлонного центра.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 1]. Владимир и Владимирский уезд / Сост. В. Добронравов и В. Березин. - 1893. - 283 с.
Храмы и часовни Суздальского района
История Суздаля и Суздальского района.
Село Хотенское.
Село Новгородское.
Село Сновицы.
Категория: Суздаль | Добавил: Николай (30.05.2015)
Просмотров: 5161 | Теги: суздальский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru