В.И. Титова «Владимир в волшебном зеркале топонимии» история города в названиях его улиц, переулков, площадях и др. Владимир 2012
Улица Большая Московская идет от Золотых ворот до здания бывшей Владимирской духовной семинарии, где в настоящее время размещается художественно-графический факультет университета и Центральные офицерские курсы. Далее на восток она продолжается под именем Большой Нижегородской. С давних пор вместе они назывались Большой улицей. Почти в каждом городе есть похожая улица, которая называется или Большой, или Главной, или Центральной. Правда, в некоторых губернских городах это были Александровские или Николаевские улицы. Имя Большой улицы во Владимире варьировалось. На открытках и снимках разных лет она значится и Главной, и Большой, и Центральной, хотя названия эти не вполне официальные.
Видела Большая улица разные события, влиявшие не только на жизнь владимирцев. 14 ноября 1263 года, возвращаясь из поездки в ханскую Орду, занемог в дороге и скончался в городе Городце-на-Волге великий Владимирский князь Александр Ярославич Невский. Митрополит Кирилл, узнав об этом, воскликнул: «Солнце Отечества закатилось!» Вот как описал дальнейшие события Н.М. Карамзин: «Все оцепенели от ужаса: ибо Невский казался необходимым для государства и по летам своим мог бы жить еще долгое время. Духовенство, дворяне, народ в глубокой скорби повторяли одно слово: “погибаем!”... Тело великого князя уже везли в столицу: несмотря на жестокий зимний холод, митрополит, князья, все жители Владимира шли навстречу ко гробу до Боголюбова; не было человека, который бы не плакал и не рыдал; всякому хотелось облобызать мертвого и сказать ему, как живому, чего Россия в нем лишилась <...> Тело Александрово было погребено в монастыре Рождества Богоматери (именуемом тогда великою архимандритиею), где и покоилось до самого XVIII века, когда Петр I вздумал перенести сии останки бессмертного князя на берега Невы, как бы посвящая ему новую свою столицу и желая тем утвердить ее знаменитое бытие».
С 1778 г. Владимир становится центром Владимирского наместничества, а затем с 1796 г. – Владимирской губернии. Приобретение статуса административно-политического центра послужило толчком к архитектурному обновлению города. Местные власти, стремясь придать городу «достойный» вид, в 1780 г. издали распоряжение, предписывающее жителям центральной части г. Владимира немедленно начать каменное строительство. Перепланировка и застройка города контролировались и осуществлялись специальными учреждениями и должностными лицами. При наместническом правлении были учреждены должности губернского архитектора и «архитекторского помощника». По указу 1 Десятина – единица измерения площади, приблизительно равная 1,1 га. 13 1781 г. все казенное строительство в городе контролировалось так называемой строительной экспедицией при владимирской Казенной палате. Надзор за расходованием средств осуществляла городская дума.
Первым владимирским губернским архитектором (1779 – 1788) был Николай фон Берк при генерал-губернаторе Владимирского Наместничества Воронцове Романе Илларионовиче (1717-1783). Он спроектировал первые деревянные казенные здания – дом наместника, дом губернатора, палаты Присутственных мест и др. Однако эти замыслы не были осуществлены. Новые градостроительные и архитектурные идеи, распространявшиеся в России с периода реформ Петра I, предлагали четкую и ясную структуру города. В ее основе лежали геометрически строгие кварталы, образованные перпендикулярно пересекающимися улицами.
План новой застройки г. Владимира был утвержден Екатериной II 31 марта 1781 г. Он закрепил границы города, основные направления улиц, установил габариты кварталов, разделил кварталы на участки домовладельцев. Авторами проекта были максимально учтены особенности древней планировки города. По плану 1781 г. было сохранено традиционное деление города на части в соответствии с основными функциями: административная (от Золотых ворот до Торгового моста), торговая (от Торгового моста до Нижегородской заставы), ремесленно-жилая (бывшие слободы).
Следуя топографии древних валов, вновь проложенные короткие улицы под прямым углом пересекали Большую улицу, образуя четкие прямоугольные участки. Территория города в целом была увеличена почти в 1,5 раза. Генеральный план определил и новый характер застройки по так называемым «образцовым проектам» с учетом санитарно-гигиенических и пожарных требований. Сочиненные и утвержденные заранее чертежи фасадов жилых домов были приложены к плану города и присланы в губернию одновременно с ним. Было разработано большое число вариантов и типов жилых домов. Все проекты разбиты по категориям и подразделялись на 5 номеров. По первому и второму номерам возводились двух и трехэтажные каменные дома, по третьему номеру – полукаменные двухэтажные: низ каменный, а верх – деревянный. Четвертый и пятый номера были представлены одноэтажными деревянными домами. Каждый дом строился вдоль «красной линии», а размеры усадеб были почти стандартными. Такая градация в застройке жилых кварталов создала определенную упорядоченность и предопределила расселение жителей по социальному признаку.
В градостроительном отношении подчеркивалась роль центральной улицы. Дома здесь стояли почти вплотную друг к другу и образовывали сплошную одновысотную линию застройки. Ближе к окраинам застройка была более свободной. Здесь могли располагаться даже большие садово-огородные участки. Центральная улица должна была застраиваться домами по первому и второму номерам. Это были преимущественно особняки, которые стоили недешево и были по карману лишь состоятельным людям, в основном дворянам и богатым купцам. Одним из первых обратился с просьбой выделить место для постройки дома по первому номеру «близ самого Торгового мосту» владимирский купец, ратман городового магистрата Семен Лазарев. Ему в 1781 году под строительство выделили 625 кв. саженей земли. На этом месте он выстроил трехэтажное каменное здание. Боковые улицы, прилегающие к центральной, застраивались домами под третьим номером – это были, как правило, двухэтажные купеческие и мещанские строения. На периферии под четвертым и пятым номерами строились одноэтажные деревянные дома рядовых горожан.
«В 1789 году мостилась от Торгового моста (ныне от Владимирской часовни) до золотых ворот большая улица, называвшаяся тогда Златовратскою. С 1787 по 1791 год строился каменный гостинный двор, подрядчиком был крестьянин села Порецкого Грачев; кирпич покупался по 5 р. 70 к. асс. за тысячу. Близ торгового моста против каменной часовни устроена будка» (Протокол годичного собрания Владимирского губернского статистического комитета. 1877 года).
Особенно ярко роль транзитной магистрали Большой улицы проявлялась во время больших войн: Отечественной 1812 года и Великой Отечественной 1941-1945 годов. Исход москвичей в 1812 году и осенью 1941 года сделал улицу почти непроходимой. Сплошным потоком двигались повозки, телеги, шли пешеходы, в 1941 году двигались и машины. Очевидцы вспоминают, что улицу невозможно было перейти.
Владимир долгие годы считался городом одной улицы: «Это очень недурной городок, и если судить по той улице, через которую мы проезжали, то - не хуже Нижнего; но кондуктор говорит, что только одна улица и есть порядочная во всем Владимире»,- писал Н.А. Добролюбов своим родителям в августе 1863 года, проезжая из Нижнего Новгорода в Москву через Владимир. Один из авторов, писавших о Владимире в конце XIX века, А.П. Субботин, утверждал, что часть улицы от Золотых ворот до Борисоглебской церкви «могла бы с честью фигурировать и в столице». Эта часть улицы, действительно, в некотором смысле имела что-то общее с Невским проспектом, о котором писатель П.Ф. Вистенгоф писал: «...почему в Петербурге так многолюден Невский проспект? Потому что он - и место для гулянья за недостатком почти другого в центре города; он - и необходимый путь чиновника в свое министерство и всякого, кому есть надобность, в какое бы то ни было присутственное место; на нем Гостиный двор, галантерейные лавки, магазины и гостиницы...» Большая улица начиналась от Золотых ворот, которые в древности обозначали западную границу города, и продолжалась до Серебряных ворот, которые находились в районе современной площади им. Фрунзе (точнее - к югу от нее, ближе к заводу «Владалко»). Она проходила по вершине холма между Клязьмой и Лыбедью и играла важнейшую градообразующую роль, которую сохраняла на протяжении многих лет.
Нижегородская дорога являлась частью пути из Москвы в Нижний Новгород. В древности в Нижний Новгород попадали иначе: через Летне-Перевозинскую улицу, от Муромской улицы сворачивали на мост через Клязьму и далее на Муромскую дорогу, от Мурома дорога шла вдоль правого берега Оки до самого Нижнего Новгорода и подходила к нему с юга (через с. Богородск). Дорога из Владимира до Нижнего Новгорода проходила и по-другому: через города Вязники, Гороховец она выходила к устью Клязьмы. Ехавшие этим путем переправлялись через р. Оку выше устья Клязьмы. Дальше дорога шла на г. Горбатов. В районе нынешнего г. Богородска эта дорога сливалась с той, которая шла от г. Мурома на Нижний Новгород, и подходила к Московской заставе. Московская застава в Нижнем Новгороде находилась в районе современной площади им. М. Горького, т.е. на южной окраине города. Путь от Москвы через города Владимир, Вязники, Гороховец и Горбатов нижегородские источники называют Старо-Московской дорогой. Он был частью знаменитой Владимирки. В сер. XIX века «Шоссе из Москвы через Владимир в г. Нижний-Новгород (государственное шоссе 1-го разряда), проходит в пределах Владимирской губернии, на протяжении 256 верст, по уездам Покровскому, Владимирскому, Судогодскому, Ковровскому, Вязниковскому и Гороховскому, через г. г. Покров, Владимир, Вязники и Гороховец. Полотно его разделяется на две половины: одна усыпана щебнем, другая оставлена земляная, для облегчения езды в сухое и хорошее время года; по бокам оно обрыто канавами, но деревьями не обсажено. Земляная насыпь, значительно поднята только в двух местах… От Владимира до границ Нижегородской губернии, шоссе следует местностью возвышенной; но мало населенною. Выйдя из города, оно спускается полого, на протяжении 3 верст к р. Рпени (Арпень), перейдя которую подымается на Добросельскую гору, в ¾ версты длины, к с. Доброму, а оттуда до с. Боголюбова, пересекается несколькими оврагами, из коих Суетнинский замечателен по крутому спуску и подъему: на нем устроен мост на арках в 24 саж. длины. За с. Боголюбовым, шоссе спускается к реке Малой Нерли, через которую проходим по мосту, устроенному на 8 плашкотах (весной мост разводится, а переправа производится на пароме); далеe, до станции Хохлова, шоссе идет по местности волнистой и лесистой, а оттуда до р. Клязьмы по открытым и ровным местам: за ¾ версты до левого берега реки, земляная насыпь поднята так высоко, что обыкновенные весенние воды реки не покрывают ее. Часть моста через реку, от левого берега, устроена на 8 плошкотах, по причине большой глубины и быстроты реки в этом месте, а другая на сваях (весной плошкоты разводятся и для переправы употребляются паромы); подъем на правый берег довольно крут и извилист. Далее до ст. Павловской, местность волнистая, первые 13 верст до ст. Дроздова, покрытая лесом (между ст. Дроздовой и Павловским, пересекающие шоссе возвышенности наз. Дмитриевскими горами); от Павловского до г. Вязников местность довольно ровная, исключая первых 6 верст, значительно волнистых и открытых, исключая не многих мест, покрытых лесом. У Вязников шоссе спускается с правого нагорного берега Клязьмы и, пройдя половину города, поднимается на гору к Еропольской слободе, вошедшей в 1849 году в состав города; далее первые 7 верст шоссе идет по местности ровной и открытой, а потом до ст. Красного Села беспрестанно пересекается крутыми оврагами; особенно замечателен из них по крутому спуску и подъему, овраг у ст. Слободищи. От Красного-Села до границы Нижегородской губернии, 9 верст, шоссе следует поймой р. Клязьмы, по устроенной земляной дамбе, поднятой в некоторых местах до 3 саж. над горизонтом, потом, на протяжении 3 вер. слабо поднимается в гору, в вслед за тем, на таком же протяжении, полого спускается; местность покрыта большею частью лесом средней величины и густоты…» (Пути сообщения Владимирской губернии в сер. ХIX века). Спрямленный позднее путь в настоящее время подходит от Владимира к Нижнему Новгороду с запада.
От Большой улицы к северу и к югу отходили небольшие улицы и переулки. Эти улицы и переулки имели архитектурные завершения в виде храмов. Так, в конце улицы Спасской - церковь Николо-Спасская, в конце Никитской ул. - церковь Никитская, Георгиевская улица завершается Георгиевской церковью, а ул. Девическая выводит к Княгинину монастырю, Борисоглебский переулок имел обрамление в виде двух храмов: с одной стороны была церковь, имя которой он носил (Храм Бориса и Глеба), с другой - церковь Троицкая. Напротив Гостиного двора красовалась Пятницкая церковь. И восточной части Большой улицы просматривались церкви Богословская, Ильинская, Богородицкая. Прямо посреди улицы, почти на одной оси с Золотыми воротами стояла Сергиевская церковь, которая в народе называлась Красной из-за окраски стен.
В прежние времена часть Большой улицы от Золотых ворот до Рождественского монастыря была средоточием торговой и коммерческой жизни, административным центром, мостом парадов войсковых частей, крестных ходов, праздничных гуляний.
Еще в начале XIX века на Большой улице было два моста, сохранявшихся с древности. Они входили во внутреннюю оборонительную систему древнего города, были перекинуты черед рвы и соединяли отдельные его части. Торговый мост соединял самую старую часть города, одновременно и аристократическую,- Кремль - с западной частью Владимира, так называемым Новым городом. Мост был разобран в 1830-е годы. Существующий на его месте сейчас мост построен в 1959 году. Ивановский мост находился в районе гостиницы «Владимир»; он тоже был перекинут через ров, и соединял Кремль с восточной частью Владимира - Ветшаным городом.
Большая улица сохранила большинство строений конца XVIII—XIX веков, когда шла застройка в соответствии с генеральным планом 1781 года. Кроме жилых каменных домов в два-три этажа, здесь находились важные для города общественные здания: Городской думы, Гостиного двора, Городской управы, «Присутственных мест», Духовной консистории, Дворянского Собрания, мужской гимназии и т.д. А началось строительство этих зданий после губернской реформы 1775 года, когда последовал указ вывести все административные здания из Кремля. Образование владимирского наместничества в 1778 году, центром которого становится Владимир, утверждение регулярного плана его застройки вызвало к жизни большое строительство общественных и жилых зданий. Они строились как раз вдоль Большой улицы. Многие из них сохраняются до настоящего времени, являясь памятниками истории, культуры, архитектуры.
Улица долгое время оставалась немощеной, только в 1836 году был создан городской общественный комитет «по изысканию средств к вымащиванию мостовых и площадей камнем». Почти через 20 лет была выложена булыжником Торговая площадь. Очередь Большой улицы подошла позднее. Проезжавший через Владимир в 1861 году будущий историк В.О. Ключевский, с восторгом отзываясь о Владимире, особенное внимание обратил на чистоту мощеных улиц: «Улицы чистые, выложены камнем, так что пылинки нет, кажется, на них; стройные, окаймлены высокими красивыми домами...».
На месте площади Фрунзе протекала Лыбедь, через которую строителям Московско-Нижегородского шоссе пришлось построить в 1837 г. мост. Мост через р. Лыбедь во Владимире построен из Ковровского белого камня, с гранитными столбами и чугунными перилами. Мост этот стоил 4857 р. 47 коп. Через этот мост проходит шоссированная улица (часть Московско-Нижегородского шоссе), проложенная тоже в 1837 году, и стоившая 3667 руб.
Видела Большая улица и различные празднества. Большим торжеством было отмечено 700-летие перенесения столицы из Киева во Владимир, которое отмечалось 4 июля 1857 года. Необычным выглядел центр города: с 8 часов утра вдоль Большой улицы на всем расстоянии от Успенского собора до Рождественского монастыря выстроились солдаты расквартированного в городе Московского Гренадерского Гросс Герцога Фридриха Мекленбургского полка. Из Рождественского монастыря с крестным ходом в Успенский собор пронесли Боголюбовскую икону Божьей Матери. После крестного хода была отслужена литургия в Успенском соборе. В Дворянском собрании после литургии был устроен торжественный обед для дворян и почётных лиц губернии, а на улице солдаты угощались водкой и калачами. Вечером весь город был иллюминован.
Когда в конце XIX века появились велосипеды, разрешалось покататься в определенные часы по Большой улице, но только от Золотых ворот до Владимирской часовни на Соборной площади.
На рубеже ХIХ-ХХ веков западный участок Большой улицы значился уже Большой Московский, а восточный - Большой Нижегородской. Они расходились от Соборной пощади, которая была границей между ними. Улицы заканчивались заставами - Московской и Нижегородской. В обиходе улица сохраняла и прежнее название - Большая, без уточняющих названий - Московская и Нижегородская.
До революции Большая улица была местом крестных ходов, праздничных гуляний; здесь проходили парады стоявших во Владимире воинских частей. Любопытны сохранившиеся в местных газетах, в том числе и в газете «Владимирские губернские ведомости», описания различных гуляний в XIX веке. Автором большинства из них был В.И. Доброхотов. В Троицын день улица украшалась; вдоль нее по обеим сторонам ставили молодые березки, липки, рябинки, которые накануне покупались у приезжавших в город крестьян. На Большой улице устраивались катанья в экипажах от Золотых ворот до Ивановского моста: «Разнообразные красивые экипажи с разряженными дамами и кавалерами почти непрерывно следуют в два ряда и привлекают пешеходов, которые наполняют тротуары до самого вечера, когда уже совершенно прекращается катанье»,- пишет очевидец во «Владимирских губернских ведомостях» в январе 1855 года. Катанья устраивали не только горожане. Вот как описывает тот же очевидец происходящее в городе в праздник Крещенья: «В Крещенье обыкновенно съезжаются во Владимир на разных окрестных селений крестьяне погулять, накупить себе обнов и покататься. Крестьянские девицы, набеленные и нарумяненные, в штофных и атласных шубах с куньими и даже собольими воротниками, покрытые шелковыми фатами, из-под которых виднеются длинные косы с вплетенными в них алыми лентами, весело поглядывают на горожан и пощелкивают орехи, а парни и суконных кафтанах, в шляпах, украшенных золотыми позументами и павлиньими перьями, катают их на санях, покрытых коврами, отважно управляя лошадьми, украшенными с головы до ног медными бляхами. Такие съезды из селений бывают еще в пятницу на Масленице».
Владимирка часто упоминается в мемуарной и художественной литературе, дорога оставила следы в народном творчестве, в живописи. Известна картина художника И. И. Левитана «Владимирка», которая была навеяна ему песней на стихи А.К. Толстого «Колодники».
Описание кандальной Владимирки сохранилось в творчестве писателя Н.Н. Златовратского. Вот некоторые из сцен, увиденных будущим писателем в середине XIX века на Большой улице: «Вспоминается мне, была уже ранняя весна, когда вдруг распространился в городе слух, что с вокзала погонят партию «кандальных» поляков в наши арестантские роты <...>. Это было зрелище для нас новое и поразительное. Мы, прячась за калитками и заборами соседних домов, могли, к нашему изумлению, видеть, как прошла по Владимирке целая партия человек в тридцать таких же почти юнцов, как мы сами, и эти юнцы, окруженные конвоем с ружьями, крупно и бойко шагая, в ухарски надетых конфедератках, шли с такой юношески беззаветной и даже вызывающей бодростью!». В описываемом им случае заключенных, прибывших из Москвы в вагоне железной дороги, вели в пересыльную тюрьму по центральной улице (см. Военно-судная комиссия для польских мятежников в гор. Владимире). Были и другие картины, увиденные Златовратским в то время: «Посередине, рядами в несколько человек, шагали сотни молодых и старых крестьян в сопровождении конвойных солдат. Перегоняя друг друга, рыдая и причитая, бежали бабы, таща за собою за руки ребятишек; на них кричали солдаты и хожалые; из лавок и некоторых домов выбегали люди и подавали «кандальным» калачи, пироги, хлебы и деньги; за пешими тянулся длинный ряд телег, доверху наполненных мешками и узлами с одеждой, поверх которых сидели плачущие бабы с малыми детьми; над всей улицей висела густая туча пыли, сквозь которую несся сплошной гул невыразимо резавших ухо разнообразных звуков». Событие, которое описывает Златовратский, произошло незадолго до отмены крепостного права в 1861 году. Из архивных документов известно, что судогодский помещик Задаево-Кошапский ссылал в Сибирь целую деревню. К подобным картинам горожане привыкли, они были обыденностью губернского города. Жители нередко выносили подаяние колодникам: хлеб, овощи, деньги. Осужденным представителям привилегированных классов дозволялось ехать в собственных экипажах или в казенных - в сопровождении жандармов. В деревнях, через которые проходила Владимирка, рассказывали, был такой обычай: новорожденным давали имя осужденного, который шел первым в очередной партии каторжан. Судя по всему, это был тот же обычай давать имя ребенку «от противного»: Злоба, чтобы был добрым, Некрас, чтобы был красивым и т.д. Так и в этом случае: чтобы уберечь ребенка от подобной судьбы.
В 1903 году на Большой улице начали испытывать новые керосиновые фонари. До этого она освещалась лампами «с минеральной жидкостью», которые появились в городе в 1864 году. В феврале 1909 года часть Большой улицы от мужской гимназии до Рождественского монастыря впервые осветилась электрическими фонарями. В том же году, когда закончилось оборудование электростанции в Манежном тупике, фонари поставили от здания Дворянского собрания до Золотых ворот.
После Октябрьской революции по ней проходили торжественные демонстрации трудящихся в дни празднования 1 Мая и 7 Ноября. Практически эти шествия двигались тем же путем, что и гулянья предшествовавших веков: от Золотых ворот до Рождественского монастыря (где разместилось ГубЧК, до 1992 г. - управление КГБ), после чего правильные колонны грудящихся рассыпались, растекаясь по прилегающим улочкам и переулкам. Правда, в течение первых десяти лет Октябрьские демонстрации имели большую протяженность и заканчивались на Князь-Владимирском кладбище, где в 1917 году, после Февральской революции, был поставлен монумент в память о революционерах, погибших в стенах каторжной тюрьмы. Позднее эта традиция была забыта, а монумент разрушился.
Обе улицы пережили процесс переименований в советское время. В 1919 году Большая Московская была переименована в улицу III Интернационала и продлена до церкви Сергиевской, которая стояла напротив Владимирской духовной семинарии посредине улицы. После сноса церкви в 1929 году новая граница между улицами была лишена ориентира. В 1927 году Большая Нижегородская стала улицей им. М.Н. Фрунзе. Эти имена улицы носили до 1995 года, кода им были возвращены прежние названия. Сейчас восточный конец Большой Московской является указателем места снесенной Сергиевской церкви. В 1920-е годы на восточной окраине города начали работать сначала Красильно-отделочная фабрика «Правда», а потом вновь созданные заводы - химический и "Автоприбор". Рабочие этих предприятий ходили на работу пешком. Надо было сделать более удобной дорогу для них. По специальному решению горисполкома соорудили деревянные тротуары вдоль всей Большой улицы, которые долгое время такими и оставались. «Тротуары от спиртоводочного завода до завода «Автоприбор», грамзавода и фабрики «Пионер» пришли в полную негодность. Об этом хорошо известно горкомхозу, но ничего не делается для того. Чтобы благоустроить их. Тротуары представляют из себя настил из досок, которые во многих местах выломаны, провалились. Нужно быть очень осторожным, иначе легко можно сломать ногу, или покалечиться. Особенно опасно ходить ночью. На пути к фабрике «Пионер» нет освещения. Дорога же здесь вся захламлена…» («Призыв» 24 апреля 1941). Асфальтовое покрытие заменило булыжную мостовую Большой улицы только после того, как в августе 1944 года Владимир стал центром области, выделившейся из Ивановской с придачей незначительных территорий из соседних областей. 26 декабря 1944 года было принято решение исполкома областного совета депутатов трудящихся об асфальтировании дороги Москва-Горький в пределах города.
В 1928 году была сделана попытка открыть автобусное движение по Большой улице до заводов на окраине города, оказалось, что рабочие не могут воспользоваться автобусом из-за дороговизны проезда. До этого времени средством передвижения по городу, в том числе и по центральной улице, были извозчики. Первые автобусы появились в городе в 1925 году. Постоянное автобусное движение началось с 1 апреля 1935 года по маршруту Ново-Ямская слобода - Химкомбинат со следующими остановками: Московская застава - угол Студеной Горы - Золотые ворота - угол Коммунального спуска и улицы Ворошилова (ныне Осьмова) – поликлиника - поворот к фабрике «Пионер». 7 ноября 1952 года по центральной улице прошел и первый троллейбус, который соединил район кинотеатра «Буревестник» с химическим заводом. Основная часть его маршрута тоже прошла по Большой улице.
Запомнилась владимирцам похоронная процессия во время Великой Отечественной войны, в сентябре 1943 года: по Большой улице от Золотых ворот до центра города пронесли гроб с телом Героя Советского Союза Дмитрия Дмитриевича Погодина, которого похоронили на центральной площади города, в сквере перед зданием банка. На состоявшийся по этому поводу траурный митинг собралось множество горожан. Событие было настолько значимым для Владимира, что ходили слухи о возможном переименовании Владимира в город Погодин.
Широко отмечалось в городе в августе 1958 года его 850-летие. В центре площади Свободы был заложен камень под Монумент в честь юбилея Владимира (открывали его тоже: торжественно 30 октября 1960 года). После Великой Отечественной войны это было первое по-настоящему народное празднество - многолюдное, радостное, с закладкой новых памятников, с концертами на улицах и площадях, в театре и в концертном зале. Казалось, что много пережившие за годы воины и после ее окончания люди, наконец, поверили в свое будущее, которое может быть и радостным, и счастливым... Бурлила и Большая улица, ставшая центром праздника.
Сохраняется в разговорной речи коренных владимирцев и неофициальное название Большой улицы, точнее, ее части от Соборной площади до Золотых ворот: Шалопаевка. Это было излюбленное место прогулок владимирской молодежи, причем, тоже с давних пор. Еще в начале XX века, как пишет в своих воспоминаниях краевед М.В. Косаткин, «по Шелопаевке слонялись бездельники и гульливая молодёжь». Происхождение названия - на поверхности: Шелопаевка (позднее - Шалопаевка) - от слова шалопай, т.е. бездельник. Этот термин употребляется и поколением современной молодежи.