Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
11.12.2017
03:23
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 388

Категории раздела
Святые [133]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [729]
Суздаль [256]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [186]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [101]
Судогда [31]
Москва [41]
Покров [53]
Гусь [46]
Вязники [122]
Камешково [46]
Ковров [134]
Гороховец [29]
Александров [132]
Переславль [84]
Кольчугино [21]
История [14]
Киржач [37]
Шуя [74]
Религия [2]
Иваново [30]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [15]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [25]
Учебные заведения [9]
Владимирская губерния [7]
Революция 1917 [44]

Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Улица Большая губернского города Владимира

Улица Большая губернского гор. Владимира

В.И. Титова «Владимир в волшебном зеркале топонимии» история города в названиях его улиц, переулков, площадях и др. Владимир 2012

Улица Большая Московская идёт от Золотых ворот до здания бывшей Владимирской духовной семинарии, где в настоящее время размещается художественно-графический факультет университета и Центральные офицерские курсы. Далее на восток она продолжается под именем Большой Нижегородской. С давних пор вместе они назывались Большой улицей.
Почти в каждом городе есть похожая улица, которая называется или Большой, или Главной, или Центральной. Правда, в некоторых губернских городах это были Александровские или Николаевские улицы. Имя Большой улицы во Владимире варьировалось. На открытках и снимках разных лет она значится и Главной, и Большой, и Центральной, хотя названия эти не вполне официальные.

Видела Большая улица разные события, влиявшие не только на жизнь владимирцев. 14 ноября 1263 года, возвращаясь из поездки в ханскую Орду, занемог в дороге и скончался в городе Городце-на-Волге великий Владимирский князь Александр Ярославич Невский. Митрополит Кирилл, узнав об этом, воскликнул: «Солнце Отечества закатилось!» Вот как описал дальнейшие события Н.М. Карамзин: «Все оцепенели от ужаса: ибо Невский казался необходимым для государства и по летам своим мог бы жить ещё долгое время. Духовенство, дворяне, народ в глубокой скорби повторяли одно слово: “погибаем!”... Тело великого князя уже везли в столицу: несмотря на жестокий зимний холод, митрополит, князья, все жители Владимира шли навстречу ко гробу до Боголюбова; не было человека, который бы не плакал и не рыдал; всякому хотелось облобызать мёртвого и сказать ему, как живому, чего Россия в нём лишилась <...> Тело Александрово было погребено в монастыре Рождества Богоматери (именуемом тогда великою архимандритиею), где и покоилось до самого XVIII века, когда Пётр I вздумал перенести сии останки бессмертного князя на берега Невы, как бы посвящая ему новую свою столицу и желая тем утвердить её знаменитое бытие».

Особенно ярко роль транзитной магистрали Большой улицы проявлялась во время больших войн: Отечественной 1812 года и Великой Отечественной 1941-1945 годов. Исход москвичей в 1812 году и осенью 1941 года сделал улицу почти непроходимой. Сплошным потоком двигались повозки, телеги, шли пешеходы, в 1941 году двигались и машины. Очевидцы вспоминают, что улицу невозможно было перейти.

Владимир долгие годы считался городом одной улицы: «Это очень недурной городок, и если судить по той улице, через которую мы проезжали, то - не хуже Нижнего; но кондуктор говорит, что только одна улица и есть порядочная во всём Владимире»,- писал Н.А. Добролюбов своим родителям в августе 1863 года, проезжая из Нижнего Новгорода в Москву через Владимир. Один из авторов, писавших о Владимире в конце XIX века, А.П. Субботин, утверждал, что часть улицы от Золотых ворот до Борисоглебской церкви «могла бы с честью фигурировать и в столице». Эта часть улицы, действительно, в некотором смысле имела что-то общее с Невским проспектом, о котором писатель П.Ф. Вистенгоф писал: «...почему в Петербурге так многолюден Невский проспект? Потому что он - и место для гулянья за недостатком почти другого в центре города; он - и необходимый путь чиновника в своё министерство и всякого, кому есть надобность, в какое бы то ни было присутственное место; на нём Гостиный двор, галантерейные лавки, магазины и гостиницы...»
Большая улица начиналась от Золотых ворот, которые в древности обозначали западную границу города, и продолжалась до Серебряных ворот, которые находились в районе современной площади им. Фрунзе (точнее - к югу от нее, ближе к заводу «Владалко»). Она проходила по вершине холма между Клязьмой и Лыбедью и играла важнейшую градообразующую роль, которую сохраняла на протяжении многих лет.

Нижегородская дорога являлась частью пути из Москвы в Нижний Новгород. В древности в Нижний Новгород попадали иначе: через Летнеперевозинскую улицу, от Муромской улицы сворачивали на мост через Клязьму и далее на Муромскую дорогу, от Мурома дорога шла вдоль правого берега Оки до самого Нижнего Новгорода и подходила к нему с юга (через с. Богородск).
Дорога из Владимира до Нижнего Новгорода проходила и по-другому: через города Вязники, Гороховец она выходила к устью Клязьмы. Ехавшие этим путём переправлялись через р. Оку выше устья Клязьмы. Дальше дорога шла на г. Горбатов. В районе нынешнего г. Богородска эта дорога сливалась с той, которая шла от г. Мурома на Нижний Новгород, и подходила к Московской заставе. Московская застава в Нижнем Новгороде находилась в районе современной площади им. М. Горького, т.е. на южной окраине города. Путь от Москвы через города Владимир, Вязники, Гороховец и Горбатов нижегородские источники называют Старо-Московской дорогой. Он был частью знаменитой Владимирки.
В сер. XIX века «Шоссе из Москвы через Владимир в г. Нижний-Новгород (государственное шоссе 1-го разряда), проходит в пределах Владимирской губернии, на протяжении 256 верст, по уездам Покровскому, Владимирскому, Судогодскому, Ковровскому, Вязниковскому и Гороховскому, через г. г. Покров, Владимир, Вязники и Гороховец. Полотно его разделяется на две половины: одна усыпана щебнем, другая оставлена земляная, для облегчения езды в сухое и хорошее время года; по бокам оно обрыто канавами, но деревьями не обсажено. Земляная насыпь, значительно поднята только в двух местах…
От Владимира до границ Нижегородской губернии, шоссе следует местностью возвышенной; но мало населенною. Выйдя из города, оно спускается полого, на протяжении 3 верст к р. Рпени (Арпень), перейдя которую подымается на Добросельскую гору, в ¾ версты длины, к с. Доброму, а оттуда до с. Боголюбова, пересекается несколькими оврагами, из коих Суетнинский замечателен по крутому спуску и подъему: на нем устроен мост на арках в 24 саж. длины. За с. Боголюбовым, шоссе спускается к реке Малой Нерли, через которую проходим по мосту, устроенному на 8 плашкотах (весной мост разводится, а переправа производится на пароме); далеe, до станции Хохлова, шоссе идет по местности волнистой и лесистой, а оттуда до р. Клязьмы по открытым и ровным местам: за ¾ версты до левого берега реки, земляная насыпь поднята так высоко, что обыкновенные весенние воды реки не покрывают ее. Часть моста через реку, от левого берега, устроена на 8 плошкотах, по причине большой глубины и быстроты реки в этом месте, а другая на сваях (весной плошкоты разводятся и для переправы употребляются паромы); подъем на правый берег довольно крут и извилист. Далее до ст. Павловской, местность волнистая, первые 13 верст до ст. Дроздова, покрытая лесом (между ст. Дроздовой и Павловским, пересекающие шоссе возвышенности наз. Дмитриевскими горами); от Павловского до г. Вязников местность довольно ровная, исключая первых 6 верст, значительно волнистых и открытых, исключая не многих мест, покрытых лесом. У Вязников шоссе спускается с правого нагорного берега Клязьмы и, пройдя половину города, поднимается на гору к Еропольской слободе, вошедшей в 1849 году в состав города; далее первые 7 верст шоссе идет по местности ровной и открытой, а потом до ст. Красного Села беспрестанно пересекается крутыми оврагами; особенно замечателен из них по крутому спуску и подъему, овраг у ст. Слободищи. От Красного-Села до границы Нижегородской губернии, 9 верст, шоссе следует поймой р. Клязьмы, по устроенной земляной дамбе, поднятой в некоторых местах до 3 саж. над горизонтом, потом, на протяжении 3 вер. слабо поднимается в гору, в вслед за тем, на таком же протяжении, полого спускается; местность покрыта большею частью лесом средней величины и густоты…» (Пути сообщения Владимирской губернии в сер. ХIX века).
Спрямленный позднее путь в настоящее время подходит от Владимира к Нижнему Новгороду с запада.

От Большой улицы к северу и к югу отходили небольшие улицы и переулки. Эти улицы и переулки имели архитектурные завершения в виде храмов. Так, в конце улицы Спасской - церковь Николо-Спасская, в конце Никитской ул. - церковь Никитская, Георгиевская улица завершается Георгиевской церковью, а ул. Девическая выводит к Княгинину монастырю, Борисоглебский переулок имел обрамление в виде двух храмов: с одной стороны была церковь, имя которой он носил (Храм Бориса и Глеба), с другой - церковь Троицкая. Напротив Гостиного двора красовалась Пятницкая церковь. И восточной части Большой улицы просматривались церкви Богословская, Ильинская, Богородицкая. Прямо посреди улицы, почти на одной оси с Золотыми воротами стояла Сергиевская церковь, которая в народе называлась Красной из-за окраски стен.

В прежние времена часть Большой улицы от Золотых ворот до Рождественского монастыря была средоточием торговой и коммерческой жизни, административным центром, мостом парадов войсковых частей, крестных ходов, праздничных гуляний.

Ещё в начале XIX века на Большой улице было два моста, сохранявшихся с древности. Они входили во внутреннюю оборонительную систему древнего города, были перекинуты черед рвы и соединяли отдельные его части.
Торговый мост соединял самую старую часть города, одновременно и аристократическую,- Кремль - с западной частью Владимира, так называемым Новым городом. Мост был разобран в 1830-е годы. Существующий на его месте сейчас мост построен в 1959 году.
Ивановский мост находился в районе гостиницы «Владимир»; он тоже был перекинут через ров, и соединял Кремль с восточной частью Владимира - Ветшаным городом.

Большая улица сохранила большинство строений конца XVIII—XIX веков, когда шла застройка в соответствии с генеральным планом 1781 года. Кроме жилых каменных домов в два-три этажа, здесь находились важные для города общественные здания: Городской думы, Гостиного двора, Городской управы, «Присутственных мест», Духовной консистории, Дворянского Собрания, мужской гимназии и т.д. А началось строительство этих зданий после губернской реформы 1775 года, когда последовал указ вывести все административные здания из Кремля. Образование наместничества в 1796 году, центром которого становится Владимир, утверждение регулярного плана его застройки вызвало к жизни большое строительство общественных и жилых зданий. Они строились как раз вдоль Большой улицы. Многие из них сохраняются до настоящего времени, являясь памятниками истории, культуры, архитектуры.

Улица долгое время оставалась немощёной, только в 1836 году был создан городской общественный комитет «по изысканию средств к вымащиванию мостовых и площадей камнем». Почти через 20 лет была выложена булыжником Торговая площадь. Очередь Большой улицы подошла позднее.
Проезжавший через Владимир в 1861 году будущий историк В.О. Ключевский, с восторгом отзываясь о Владимире, особенное внимание обратил на чистоту мощёных улиц: «Улицы чистые, выложены камнем, так что пылинки нет, кажется, на них; стройные, окаймлены высокими красивыми домами...».

Видела Большая улица и различные празднества. Большим торжеством было отмечено 700-летие перенесения столицы из Киева во Владимир, которое отмечалось 4 июля 1857 года. Необычным выглядел центр города: с 8 часов утра вдоль Большой улицы на всём расстоянии от Успенского собора до Рождественского монастыря выстроились солдаты расквартированного в городе Московского Гренадерского Гросс Герцога Фридриха Мекленбургского полка. Из Рождественского монастыря с крестным ходом в Успенский собор пронесли Боголюбовскую икону Божьей Матери. После крестного хода была отслужена литургия в Успенском соборе. В Дворянском собрании после литургии был устроен торжественный обед для дворян и почётных лиц губернии, а на улице солдаты угощались водкой и калачами. Вечером весь город был иллюминован.

Когда в конце XIX века появились велосипеды, разрешалось покататься в определённые часы по Большой улице, но только от Золотых ворот до Владимирской часовни на Соборной площади.

На рубеже ХIХ-ХХ веков западный участок Большой улицы значился уже Большой Московский, а восточный - Большой Нижегородской. Они расходились от Соборной пощади, которая была границей между ними. Улицы заканчивались заставами - Московской и Нижегородской. В обиходе улица сохраняла и прежнее название - Большая, без уточняющих названий - Московская и Нижегородская.

До революции Большая улица была местом крестных ходов, праздничных гуляний; здесь проходили парады стоявших во Владимире воинских частей.
Любопытны сохранившиеся в местных газетах, в том числе и в газете «Владимирские губернские ведомости», описания различных гуляний в XIX веке. Автором большинства из них был В.И. Доброхотов.
В Троицын день улица украшалась; вдоль неё по обеим сторонам ставили молодые берёзки, липки, рябинки, которые накануне покупались у приезжавших в город крестьян. На Большой улице устраивались катанья в экипажах от Золотых ворот до Ивановского моста: «Разнообразные красивые экипажи с разряженными дамами и кавалерами почти непрерывно следуют в два ряда и привлекают пешеходов, которые наполняют тротуары до самого вечера, когда уже совершенно прекращается катанье»,- пишет очевидец во «Владимирских губернских ведомостях» в январе 1855 года. Катанья устраивали не только горожане. Вот как описывает тот же очевидец происходящее в городе в праздник Крещенья: «В Крещенье обыкновенно съезжаются во Владимир на разных окрестных селений крестьяне погулять, накупить себе обнов и покататься. Крестьянские девицы, набелённые и нарумяненные, в штофных и атласных шубах с куньими и даже собольими воротниками, покрытые шёлковыми фатами, из-под которых виднеются длинные косы с вплетёнными в них алыми лентами, весело поглядывают на горожан и пощёлкивают орехи, а парни и суконных кафтанах, в шляпах, украшенных золотыми позументами и павлиньими перьями, катают их на санях, покрытых коврами, отважно управляя лошадьми, украшенными с головы до ног медными бляхами. Такие съезды из селений бывают ещё в пятницу на Масленице».

Владимирка часто упоминается в мемуарной и художественной литературе, дорога оставила следы в народном творчестве, в живописи. Известна картина художника И. И. Левитана «Владимирка», которая была навеяна ему песней на стихи А.К. Толстого «Колодники».
Описание кандальной Владимирки сохранилось в творчестве писателя Н.Н. Златовратского. Вот некоторые из сцен, увиденных будущим писателем в середине XIX века на Большой улице:
«Вспоминается мне, была уже ранняя весна, когда вдруг распространился в городе слух, что с вокзала погонят партию «кандальных» поляков в наши арестантские роты <...>. Это было зрелище для нас новое и поразительное. Мы, прячась за калитками и заборами соседних домов, могли, к нашему изумлению, видеть, как прошла по Владимирке целая партия человек в тридцать таких же почти юнцов, как мы сами, и эти юнцы, окружённые конвоем с ружьями, крупно и бойко шагая, в ухарски надетых конфедератках, шли с такой юношески беззаветной и даже вызывающей бодростью!». В описываемом им случае заключённых, прибывших из Москвы в вагоне железной дороги, вели в пересыльную тюрьму по центральной улице. Были и другие картины, увиденные Златовратским в то время: «Посередине, рядами в несколько человек, шагали сотни молодых и старых крестьян в сопровождении конвойных солдат. Перегоняя друг друга, рыдая и причитая, бежали бабы, таща за собою за руки ребятишек; на них кричали солдаты и хожалые; из лавок и некоторых домов выбегали люди и подавали «кандальным» кала чи, пироги, хлебы и деньги; за пешими тянулся длинный ряд телег, доверху наполненных мешками и узлами с одеждой, поверх которых сидели плачущие бабы с малыми детьми; над всей улицей висела густая туча пыли, сквозь которую нёсся сплошной гул невыразимо резавших ухо разнообразных звуков». Событие, которое описывает Златовратский, произошло незадолго до отмены крепостного права в 1861 году. Из архивных документов известно, что судогодский помещик Задаево-Кошапский ссылал в Сибирь целую деревню. К подобным картинам горожане привыкли, они были обыденностью губернского города. Жители нередко выносили подаяние колодникам: хлеб, овощи, деньги.
Осуждённым представителям привилегированных классов дозволялось ехать в собственных экипажах или в казённых - в сопровождении жандармов.
В деревнях, через которые проходила Владимирка, рассказывали, был такой обычай: новорождённым давали имя осуждённого, который шёл первым в очередной партии каторжан. Судя по всему, это был тот же обычай давать имя ребёнку «от противного»: Злоба, чтобы был добрым, Некрас, чтобы был красивым и т.д. Так и в этом случае: чтобы уберечь ребёнка от подобной судьбы.

В 1903 году на Большой улице начали испытывать новые керосиновые фонари. До этого она освещалась лампами «с минеральной жидкостью», которые появились в городе в 1864 году. В феврале 1909 года часть Большой улицы от мужской гимназии до Рождественского монастыря впервые осветилась электрическими фонарями. В том же году, когда закончилось оборудование электростанции в Манежном тупике, фонари поставили от здания Дворянского собрания до Золотых ворот.

После Октябрьской революции по ней проходили торжественные демонстрации трудящихся в дни празднования 1 Мая и 7 Ноября. Практически эти шествия двигались тем же путём, что и гулянья предшествовавших веков: от Золотых ворот до Рождественского монастыря (где разместилось ГубЧК, до 1992 г. - управление КГБ), после чего правильные колонны грудящихся рассыпались, растекаясь по прилегающим улочкам и переулкам. Правда, в течение первых десяти лет Октябрьские демонстрации имели большую протяжённость и заканчивались на Князь-Владимирском кладбище, где в 1917 году, после Февральской революции, был поставлен монумент в память о революционерах, погибших в стенах каторжной тюрьмы. Позднее эта традиция была забыта, а монумент разрушился.

Обе улицы пережили процесс переименований в советское время. В 1919 году Большая Московская была переименована в улицу III Интернационала и продлена до церкви Сергиевской, которая стояла напротив Владимирской духовной семинарии посредине улицы. После сноса церкви в 1929 году новая граница между улицами была лишена ориентира. В 1927 году Большая Нижегородская стала улицей им. М.Н. Фрунзе. Эти имена улицы носили до 1995 года, кода им были возвращены прежние названия. Сейчас восточный конец Большой Московской является указателем места снесённой Сергиевской церкви.
В 1920-е годы на восточной окраине города начали работать сначала красильно-отделочная фабрика им. газеты «Правда», а потом вновь созданные заводы - химический и "Автоприбор". Рабочие этих предприятий ходили на работу пешком. Надо было сделать более удобной дорогу для них. По специальному решению горисполкома соорудили деревянные тротуары вдоль всей Большой улицы, которые долгое время такими и оставались.
«Тротуары от спиртоводочного завода до завода «Автоприбор», грамзавода и фабрики «Пионер» пришли в полную негодность. Об этом хорошо известно горкомхозу, но ничего не делается для того. Чтобы благоустроить их. Тротуары представляют из себя настил из досок, которые во многих местах выломаны, провалились. Нужно быть очень осторожным, иначе легко можно сломать ногу, или покалечиться. Особенно опасно ходить ночью. На пути к фабрике «Пионер» нет освещения. Дорога же здесь вся захламлена…» (газета «Призыв» 24 апреля 1941).
Асфальтовое покрытие заменило булыжную мостовую Большой улицы только после того, как в августе 1944 года Владимир стал центром области, выделившейся из Ивановской с придачей незначительных территорий из соседних областей. 26 декабря 1944 года было принято решение исполкома областного совета депутатов трудящихся об асфальтировании дороги Москва-Горький в пределах города.

В 1928 году была сделана попытка открыть автобусное движение по Большой улице до заводов на окраине города, оказалось, что рабочие не могут воспользоваться автобусом из-за дороговизны проезда. До этого времени средством передвижения по городу, в том числе и по центральной улице, были извозчики.
Постоянное автобусное движение началось с 1 апреля 1935 года по маршруту Ново-Ямская слобода - Химкомбинат со следующими остановками: Московская застава - угол Студёной Горы - Золотые ворота - угол Коммунального спуска и улицы Ворошилова (ныне Осьмова) – поликлиника - поворот к фабрике «Пионер».
7 ноября 1952 года по центральной улице прошёл и первый троллейбус, который соединил район кинотеатра «Буревестник» с химическим заводом. Основная часть его маршрута тоже прошла по Большой улице.

Запомнилась владимирцам похоронная процессия во время Великой Отечественной войны, в сентябре 1943 года: по Большой улице от Золотых ворот до центра города пронесли гроб с телом Героя Советского Союза Дмитрия Дмитриевича Погодина, которого похоронили на центральной площади города, в сквере перед зданием банка. На состоявшийся по этому поводу траурный митинг собралось множество горожан. Событие было настолько значимым для Владимира, что ходили слухи о возможном переименовании Владимира в город Погодин.

Широко отмечалось в городе в августе 1958 года его 850-летие. В центре площади Свободы был заложен камень под Монумент в честь юбилея Владимира (открывали его тоже: торжественно 30 октября 1960 года). После Великой Отечественной войны это было первое по-настоящему народное празднество - многолюдное, радостное, с закладкой новых памятников, с концертами на улицах и площадях, в театре и в концертном зале. Казалось, что много пережившие за годы воины и после её окончания люди, наконец, поверили в своё будущее, которое может быть и радостным, и счастливым... Бурлила и Большая улица, ставшая центром праздника.

Сохраняется в разговорной речи коренных владимирцев и неофициальное название Большой улицы, точнее, её части от Соборной площади до Золотых ворот: Шалопаевка. Это было излюбленное место прогулок владимирской молодёжи, причём, тоже с давних пор. Ещё в начале XX века, как пишет в своих воспоминаниях краевед М.В. Косаткин, «по Шелопаевке слонялись бездельники и гульливая молодёжь». Происхождение названия - на поверхности: Шелопаевка (позднее - Шалопаевка) - от слова шалопай, т.е. бездельник. Этот термин употребляется и поколением современной молодёжи.

Улица Большая Московская. Правая сторона
Улица Большая Московская. Левая сторона
Улица Большая Нижегородская
Соборная площадь
Владимирский тракт
Стромынская дорога (Стромынка).
Нижегородское шоссе и промышленность Владимирской губернии

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (07.12.2017)
Просмотров: 10 | Теги: Владимир, улицы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика