Главная
Регистрация
Вход
Пятница
19.04.2024
06:13
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Пути сообщения Владимирской губернии в сер. ХIX века

Пути сообщения Владимирской губернии

/Военно-статистическое обозрение Российской империи. Том VI. Часть 2. Владимирская губерния. Санктпетербург. 1852./

Все дороги и мосты на них исправляются натуральной повинностью, по сделанной и каждый год поверяемой раскладке губернской строительной и дорожной комиссией и уездными дорожными комитетами, смотря по качеству грунта земли и большей или меньшей порче дорог, к которым приписано известное число деревень.
Губернская строительная и дорожная комиссия образована в 1850 году из строительной губернской Комиссии и дорожного комитета, в виде опыта, на 3 года.

1) Шоссе из Москвы через Владимир в г. Нижний-Новгород (государственное шоссе 1-го разряда), проходит в пределах Владимирской губернии, на протяжении 256 верст, по уездам Покровскому, Владимирскому, Судогодскому, Ковровскому, Вязниковскому и Гороховскому, через г. г. Покров, Владимир, Вязники и Гороховец. Полотно его разделяется на две половины: одна усыпана щебнем, другая оставлена земляная, для облегчения езды в сухое и хорошее время года; по бокам оно обрыто канавами, но деревьями не обсажено. Земляная насыпь, значительно поднята только в двух местах.
От границы Московской губернии до г. Владимира, шоссе следует вдоль левого берега р. Клязьмы, не подходя к ней ближе 4-х верст (между г. Покровом и станцией Петушки) и не удаляясь более 15 верстт (в окрестности ст. Болдина); оно проходит но местам большей частью низменным, но сухим и довольно ровным, имея общее наклонение к г. Владимиру. Между станцией Петушками и Болдиным, шоссе пересекают реки: Липня, Пекша и другие незначительные речки и ручьи, текущие в крутых берегах. За половину станции от с. Ворши к г. Владимиру, шоссе подымается на возвышенность, образовавшуюся соединением нагорных берегов Клязьмы и М. Нерли; а за 9 верст до города оно спускается в долину, которою следует 2 версты, — остальные же 7 верст, полого подымается в гору. Через реки, речки и ручейки, пересекающие шоссе, устроены постоянные мосты; из них, замечательны только на двух реках: Киржач и Колокше, каждый на 4 каменных арках в 40 саж. длины. От Владимира до границ Нижегородской губернии, шоссе следует местностью возвышенной; но мало населенною. Выйдя из города, оно спускается полого, на протяжении 3 верст к р. Рпени (Арпень), перейдя которую подымается на Добросельскую гору, в ¾ версты длины, к с. Доброму, а оттуда до с. Боголюбова, пересекается несколькими оврагами, из коих Суетнинский замечателен по крутому спуску и подъему: на нем устроен мост на арках в 24 саж. длины. За с. Боголюбовым, шоссе спускается к реке Малой Нерли, через которую проходим по мосту, устроенному на 8 плашкотах (весной мост разводится, а переправа производится на пароме); далеe, до станции Хохлова, шоссе идет по местности волнистой и лесистой, а оттуда до р. Клязьмы по открытым и ровным местам: за ¾ версты до левого берега реки, земляная насыпь поднята так высоко, что обыкновенные весенние воды реки не покрывают ее. Часть моста через реку, от левого берега, устроена на 8 плошкотах, по причине большой глубины и быстроты реки в этом месте, а другая на сваях (весной плошкоты разводятся и для переправы употребляются паромы); подъем на правый берег довольно крут и извилист. Далее до ст. Павловской, местность волнистая, первые 13 верст до ст. Дроздова, покрытая лесом (между ст. Дроздовой и Павловским, пересекающие шоссе возвышенности наз. Дмитриевскими горами); от Павловского до г. Вязников местность довольно ровная, исключая первых 6 верст, значительно волнистых и открытых, исключая не многих мест, покрытых лесом. У Вязников шоссе спускается с правого нагорного берега Клязьмы и, пройдя половину города, поднимается на гору к Еропольской слободе, вошедшей в 1849 году в состав города; далее первые 7 верст шоссе идет по местности ровной и открытой, а потом до ст. Красного Села беспрестанно пересекается крутыми оврагами; особенно замечателен из них по крутому спуску и подъему, овраг у ст. Слободищи. От Красного-Села до границы Нижегородской губернии, 9 верст, шоссе следует поймой р. Клязьмы, по устроенной земляной дамбе, поднятой в некоторых местах до 3 саж. над горизонтом, потом, на протяжении 3 вер. слабо поднимается в гору, в вслед за тем, на таком же протяжении, полого спускается; местность покрыта большею частью лесом средней величины и густоты. Мосты, устроенные на пролетах дамбы Клязьмы, следующие: от Красного-Села на 2-й версте № 1-й, 40 саж. длины, 35 арш. ширины; на 3-й версте, № 2-й 60 саж. длины, 35 арш. ширины; № 3-й, 25 саж. длины, 35 арш. ширины; на 4-й версте № 4-й, 40 саж. длины, 35 арш. шир.; на 5—й версте № 5-й, 44 саж. длины. 35 арш. ширины: все на сваях; на 6-й версте по р. Клязьме наплавной мост в 30 саж. длины, 3 ½ саж. ширины, в водополье разводится, а вместо его содержится перевоз на двух паромах; на 7-й версте на пролете дамбы р. Клязьмы мост № 8—й на сваях, 30 саж. длины и 35 арш. ширины.
Шоссе от Пенкинского перевоза (по р. Клязьме) до с. Красного, проходя либо по откатам, либо по самому нагорному берегу Клязьмы, в зимнее время, сильно заносится снегом.
Московско-Нижегородское шоссе служит продолжением Петербургско-Московского в Сибирский край. Большая часть товаров, отправляемых из обеих столиц на ярмарки: Нижегородскую, Ирбитскую, и Тюменскую, следуют этим путем; по чему безошибочно можно сказать, что это шоссе есть одно из важнейших сообщений, для внутренней торговли России. По количеству проезда и шоссейных сборов, шоссе следует разделить на 2 части: 1-я от Москвы до Владимира; 2-я от Владимира до Нижнего-Новгорода; у Владимира на первую половину шоссе выходит Саратовский тракт, идущий на г. г. Муром и Судогду; на него так же выходят дороги из Тамбовской и Рязанской губернии; а потому можно положить с достоверностью, что по первой половине шоссе, езды, а следовательно и шоссейных сборов, вдвое более, чем на второй.
Сбор с каждой лошади имеет следующие подразделения: а) с дилижансов и почтовых лошадей взимается, летом, по 3 ½ коп. сер. за 10 верст, а зимой по 2 ½ коп. б) с обозных, летом 1 ½ коп., а зимою ½ коп.; с порожних экипажей по 2 коп. сер.; в) с лошадей порожних, летом, 1 коп., а зимой ½ коп. за 10 верст. В 1849 году на всех 4 заставных домах собрано 69136 руб. 41 коп. сер. и большею частью с обозных лошадей.
Важность шоссе в торговом отношении доказывается еще отчасти тем, что как только приступлено было к устройству с. Петербургской-Московской железной дороги, то тотчас явилась частная компания, для продолжения железной дороги до Нижнего-Новгорода.
Для движения войск Московско-Нижегородское шоссе следует рассматривать тоже в 2 частях: 1) из Москвы до Владимира оно составляет кратчайший путь, проходимый безостановочно во всякое время года, потому что на реках, пересекающих шоссе, устроены постоянные мосты. Для расположения войск по квартирам, на этом же протяжении, ночлежные пункты имеют достаточно населенности и в домах жителей удобно можно расположить все роды войск, по имеющимся в каждом доме, в деревнях, лежащих на шоссе, хорошим крытым сараям, потому, что каждый дом составлять вместе и постоялый двор. Эта же часть шоссе входит в состав Сибирского этапного пути. На ней расположены этапные команды в г. Покрове, с. Ундоле и г. Владимире;
2 часть от Владимира до Нижнего-Новгорода составляет тоже кратчайший путь, но проходит по местам малонаселенным; при том, во время разлития вод, мосты на р. р. Клязьме и М. Нерли, снимаются недели на 4 и заменяются паромами, замедляющими переход. Однако же и здесь деревни, лежащие на шоссе и ближайшие их окрестности, с каждым годом, заселяются более и более, так что движение небольших команд, в пределах Владимирской губ., не встретит на нем теперь препятствия. До сих пор, этапные команды были расположены на старом Нижегородск. шоссе, содержащимся единственно с этою целью в хорошем состоянии; но теперь устраиваются, и вероятно уже устроены, этапные дома по шоссе. Чисто в военном смысле, шоссе не может иметь, как было сказано и о всей губернии, вообще никакого значения; можно однако же заметить одно, что на всем протяжении по Владимирской губернии, оно следует вдоль судоходной р. Клязьмы, что в удобное для судоходства время может способствовать к заготовке и перевозке провианта и тяжестей.

2) Шоссе из Москвы в Ярославль (губернское, 2 разряда) проходит в пределах Владимирской губернии на протяжении 79 ½ верст, по уездам Александровскому и Переяславскому, через г. Переяславль-Залеский. Оно состоит из одного полотна, середина коего усыпана щебнем в ширину 2 ½ саж., а глубиной 7 дюймов; по бокам насыпи находятся земляные полотна в 8 ½ фунтов ширины, назначенные для летнего пути, в сухое время: по бокам полотен сделаны земляные обочины, в 1 саж. ширины, для складки каменных материалов, перерезанные через каждые 10 саж. дерновыми воронками для стока дождевой воды. Вообще, полотно возвышается более 5 саж. от поверхности земли, в местах низменных и не углублено более 20 футов, в местах возвышенных. Там, где полотно возвышено более одной сажени, устроены деревянные надолбы. Шоссе входит во Владимирскую губернию из Московской Дмитровского уезда и идет в г. Переяславль, по местности значительно волнистой и покрытой лесами; между волнистыми встречаются значительные болотистые пространства, особенно в Переяславском уезде. От Переяславля до границы Ярославской губернии, шоссе идет по открытым и ровным местам. На реках и ручейках устроены постоянные мосты числом 40; из них замечательные: а) через р. М. Нерль. или вернее через болото, откуда это река берет начало, пересекающее шоссе между Переяславлем и Ярославскою губернию, верстах в 9 от первого, в 215 саж. длины; д) через р. Трубеж, 27 саж. в г. Переяславле; с) через р. Яхрому, 18 саж. длины; д) через р. Кубру, 18 сажень, оба на протяжении между Переяславлем и ст. Новой; е) через р. Саблю 18 саж.; ж) через два озера, каждый по 27 саж. длины; д) через ручей Сурьму 28 саж.; л) через р. Дубну 18 сажень — все на пространстве между станциями Новой и Дубно; к) через р. Кунью 15 сажень, между станцией Дубно и границей Московской губернии. Правила для сбора шоссейных денег те же, что и на Москвовско-Нижегородском шоссе.
Московско-Ярославское шоссе очень важно для торговых сношений Ярославской губернии с Москвой и Петербургом. Чтобы убедиться в этом, достаточно указать что с 15 сентября 1849 года, со времени открытия шоссе, по 1 января 1850 года, на одной шоссейной заставе, близ г. Переяславля, собрано шоссейных денег 1367 руб. 41 кои. серебром. Но, проходя по западной оконечности Владимирской губернии по уездам, смежным с Московской, шоссе это выгодно только для Переяславля-Залеского; ряд же фабричных городов, каковы: Юрьев, Александров, Суздаль, ничего от него не выигрывают, потому что все товары, идущие из Москвы в Шуйский уезд и в упомянутые города и обратно, следуют Стромынским трактом, т. е. из Москвы прямо на г.г. Киржач и Юрьев, для избежания чрезвычайно затруднительной дороги из Сергиевского посада в Александров.

Почтовые дороги

1) Дорога из Владимира в Саратов, через г.г. Судогду и Муром (Саратовский тракт) проходит по уездам: Владимирскому, Судогодскому, Меленковскому и Муромскому; на протяжении от Владимиpa до г. Мурома, по обеим сторонам дороги сделаны земляные насыпи, обсаженные двумя рядами деревьев, так что дорога идет постоянно в углублении. От Владимира, она очень круто и извилисто, на протяжении ¼ версты, спускается к р. Клязьме, которую проходит по мосту на плотах и идет далее поймою реки 2 версты, от чего переправа на пароме весною (мост снимается) бывает в начале довольно затруднительна. Пройдя пойму, дорога поднимается на песчаный, довольно пологий и еще не высокий правый, нагорный берег р. Клязьмы, после чего, 9 верст, идет местностью ровной и покрытой лесом, а далее, до Судогды, довольно волнистой, на которой встречаются незначительные спуски и подъемы. На всем этом протяжении дорогу пересекают р.р. Сойма у д. Соймы, Воймига — близ д. Беседа: на них устроены деревянные на сваях мосты. За ½ версты до Судогды, дорога переходит болото по бревенчатому накатнику, а пройдя город пересекается р. Судогдой, через которую сделан мост на плотах; затем снова идет через болото в 1 ½ верст длины, по низкому бревенчатому мосту и деревянному накатнику, а следующие 9 верст, до д. Лекина — местностью, хотя низменною, но сухой, песчаной и покрытой лесом; у д. Лекина дорога поднимается в гору и местностью слабо- волнистою, частью покрытою лесом, следует до станции Ушны (Суровцово) где переходить через реку Ушну, по деревянному на сваях мосту, который, иногда, в сильный весенний разлив реки (как наприм. было в 1849 году) сносится. Спуск к реке довольно крут, подъем легче. От Ушны до г. Мурома только первые 5 верст дорога идет лесом, а потом местностью ровной, или слабо волнистой и почти на всем протяжении открытой. Муром стоить на крутом, возвышенном, левом берегу Оки. Поcтоянная переправа через реку, на пароме, находится в черте города; спуск к реки довольно крут: за рекою дорога идет по пойме 11 верст, до д. Липня. Весною вся пойма до этой деревни покрывается водою, месяца на 1 ½ , тогда переправа через реку переносится на 3 версты выше, к с. Карачарову, жители которого искусные и опытные лоцманы, с незапамятных времен занимаются перевозом через реку, в это время, на особо устроенных для сего судах, наз. завознями. Переправа бывает иногда довольно опасна, особенно в бурное время, при сильных ветрах, когда суда нередко останавливаются на средине, причалив к кустам, растущим на пойме. От д. Липни, до границы Нижегородской губернии, дорога идет густыми, строевым, сосновым лесом и у станции Савостлейки пересекается р. Велетьмою, которую проходит по прочно устроенному мосту и мельничной плотине. Грунт Земли на всем протяжении преимущественно песчаный. От Владимира до ст. Новая Деревни, на дороге лежит сыпучий песок, затрудняющий не только проезд тяжестей, но и легкую езду, а отгула до Мурома песок смешан с илом и оттого грунт тверже. Саратовский тракт соединяет восточные и юго-восточные губернии с Москвой и С. Петербургом и потому входить в разряд важных торговых путей в России. По нему провозятся в обе столицы все местные произведения юго-восточных и восточных губернии, не отправленные водяным путем, а особливо много тянется обозов, зимою, из Астрахани, Саратова, Пензенской и других губернии. Г. Муром с своим уездом, и уезды: Меленковский и Судогодский отправляют по ней произведения своих фабрик, а также заводов стеклянных, чугунных и проч., на нее выезжают обозы, идущие через г. Меленки и ст. Ушну, из губерний Тамбовской и Рязанской: между тем качество дороги весьма не соответствует ее важности: летом сыпучий песок, а зимою ужасные ухабы чрезвычайно затрудняют проезд обозов, от чего на возы кладется малая тяжесть и за перевоз платится дорого.
По распоряжению правительства, с 1848 года делаются изыскания в пределах Владимирской губернии, для устройства шоссе из Владимира в Симбирск.
Для движения войск и особливо с тяжестями, дурное состояние дороги, по грунту земли, и весеннее разлитие, на довольно продолжительное время, рек Клязьмы и Оки представляют большие неудобства. Для расположения же войск по квартирам, ночлежные пункты с их районами достаточно населены и удобны, для расположения всех родов войск, по хорошим домам с большими крытыми сараями.

2) Дорога из Владимира через г. г. Суздаль, Шую в Кострому и Ярославль, проходит по уездам: Владимирскому, Суздальскому, Ковровскому и Шуйскому. От Владимира, она полого спускается в долину р. Рпени (Арпени) и переходить реку по деревянному мосту на сваях; с правого берега она очень круто и извилисто подымается к Красному-Селу и потом до г. Суздаля идет по открытой совершенно безлесной и слабо волнистой местности. В 3 верстах от Владимира, вправо от дороги, виден бугор, где стоял Федоровский монастырь, построенный Иоанном Грозным, а по левую сторону дороги, в овраге, находится святой колодец, как называет его народ; вода его считается целебною, особенно в лихорадках: при нем стоит столбик с образом Иоанна Крестителя и сверх того на столбике висят медные кресты и ладонки, которые надевают крестьяне страдающие каким-нибудь недугом. К этому месту, из близлежащего села, бывает крестный ход, в день св. апостолов Петра и Павла. Не доезжая ½ версты до с. Борисовского, виден холм, вышиной 5 футов и в окружности шагов до 30, известный под названием Батыевского кургана; об нем существует два предания: 1) что Батый на пути к Суздалю, которому он готовил гибель, расположился станом на равнине где стоит ныне Батыево село, и на этом холме находилась его ставка; 2) что близ его происходило сражение между Татарами и Сузлальцами и что холм обозначает могилу последних. В Суздале, дорогу эту пересекает р. Каменка, на которой устроен высокий деревянный, на тарасах, мост с ледорезами, а 5 верст ниже города пересекает дорогу М. Нерль; через нее ведет мост на плотах, и в весеннее время переправа производится на двух больших лодках, по причине весьма значительного разлития реки. Далее, до Золотницкой пустыни, дорога следует по местности ровной, низменной, открытой, исключая последних трех верст, покрытых кустарником; в 2 ½ верстах за Золотницкою пустынью, дорога вступает в густой сосновый лес, которым идет 6 верст, затем переходит через болото в версту шир. по деревянному накатнику, а через 3 версты отсюда,— через р. Вязьму, по деревянному на сваях мосту, с земляною насыпью по обеим сторонам и гатью, устланною бревнами на 100 саж. длины. В с. Лежневе пересекает дорогу р. Ухтомка; на ней мост на сваях с ледорезами, 20 сажен длины, а за 3 ½ версты, до станции Хозниковой дорога переходит р. Уводь, по деревянному на сваях мосту, который весною разбирается, и тогда переправа производится на пароме. Местность от Лежнева до г. Шуи открытая; но до Хозникова встречается несколько значительных спусков и подъемов, а оттуда до Шуи она перерезывается болотными жилами, устланными по дороге деревянным накатником. У Шуи дорога переходит через р. Тезу по деревянному на сваях, с ледорезами, мосту с земляною насыпью по обеим сторонам, в уровень с берегами реки и идет, до с. Гоголева, местностью слабо волнистою, покрытою большею частью редким и мелким лесом, или кустарником. За ½ версты до д. Гоголевой, она сходить в ущелье, образуемое крутыми и покрытыми густым лесом берегами незначительного ручья, впадающего в р. Уводь, которая проходит, в с. Кохме, по деревянному на сваях, с ледорезами, мосту, подобному Шуйскому, с земляною насыпью по обеим сторонам его, в уровень с берегами реки. От Кохмы до с. Иванова и оттуда до границы Ярославской губернии, характер местности тот же что и от г. Шуи до с. Иванова. В с. Иванове дорога переходит через р. Уводь по мосту на плотах. Грунт земли, от Владимира до Суздаля, глинистый с примесью чернозема, мягкий, легко распускающийся при мокрой погоде, от чего весною и осенью проезд чрезвычайно затруднителен; далее грунт, большею частью, песчаный с примесью ила и твердый. Дорога эта, соединяя г. Шую и окрестные с.с. Иваново, Тейково, Дунилово и другие, весьма замечательные по фабричной (миткалевой и ситцевой) промышленности, с г. Владимиром и далее с Москвой и С. Петербургом, носить название большого торгового тракта. Правительство, видя беспрерывно возрастающую фабричную деятельность в Шуйском уезде вообще и в особенности в г. Шуе и с. Иванове, для облегчения проезда и перевозки товаров и материалов для фабрик, осенью 1838 г., утвердило проект шоссе, которое должно было отойти от Нижегородского, в 13 верстах от Владимира, при c. Лемешках, и идти оттуда почти по прямому направлению в Шую на протяжении 80 верст; но кажется, приведение в исполнение его отложено на неопределенное время. Кроме того, в 1848 г., правительство изменило исключительно для с. Иванова, почтовый тракт шедший прежде из Шуи на с. Дунилово. По описываемой дороге, езды мало, а обозов с тяжестями и фабричными изделиями еще менее, не потому только что дорога, в теперешнем ее состоянии, не совсем и не всегда удобна для проезда, но главное потому, что сбыт изделий Шуйского уезда идет по другому направлению: Шуйские, Ивановские и прочих сел и деревень, фабриканты товары свои, в известное время года (преимущественно зимою) отправляют на ярмарки: Нижегородскую, Ирбитскую, Тюменскую, Ростовскую, Харьковскую, Курскую, в Тифлис и проч. и только немногие решаются соперничать с Московскими изделиями, отправляя свои в обе столицы: большое количество товара они сбывают также на ярмарках внутри губернии: Холуйской, Шуйской, Ковровской и на еженедельных базарах (по понедельникам) в с. Иванове, и много продают на месте, так называемым офеням (ходебщикам). Материалы для фабрик закупаются ими тоже преимущественно на ярмарках: Ростовской и Нижегородской; а что и привозится из обеих столиц, как то: английская и русская пряденая бумага, некоторые краски, хлопки и проч., то большею частью зимою, по другому пути (Стромынскому тракту).
Переправы на паромах, во время весеннего разлития рек М. Нерли и Уводи, крутой подъем у Красного-Села, дурное состояние дороги в весеннее и осеннее время от Владимира до Суздаля, представляют для движения войск, особенно с тяжестями, некоторые неудобства. Для расположения же их по квартирам, станции: Борисовское, Торчино, Лежнево, Иваново, по большему количеству дворов и хорошему их устройству, очень удобны, но кроме с. Борисовского, нет уже таких хороших сараев, какие имеются на трактах Сибирском и Саратовском.

3) Дорога из г. Владимира на Гавриловский посад, г. г. Юрьев-Польский и Переяславль-Залеский проходит по уездам: Суздальскому, Юрьевскому и Переяславскому. Она отделяется от Шуйского почтового тракта у г . Суздаля и, до ст. Симы, идет по местности ровной, открытой и совершенно безлесной; за 10 верст до Гавриловского посада и у самого посада она пересекается речкою Воймигою; в первом месте река течет в широкой, низменной, луговой долине, через которую ведет мост на сваях, а по луговым местам — бревенчатая гать, в ½ вер. длины; весною когда река разливается на две версты, мост снимается и недели две ходит паром. У самого посада, через речку идет высокий мост на сваях в 50 саж. длины. От Симы до ст. Елизаровой, дорога 7 верст идет по местности открытой на версту, в обе стороны и довольно ровной, после чего спускается в долину, в 3 версты ширины и затем, поднявшись на гору, идет по нагорному хребту до 18 версты, где спускается к реке Шахе, текущей в довольно крутых берегах; проходит ее по высокому на тарасах мосту и подымается к д. Елизаровой. Вообще, местность от седьмой версты до д. Елизарова весьма волнообразна и возвышена. От 12 до 17 версты дорогу сопровождает густой сосновый лес; от Елизарова до г. Переяславля, дорога, за д. Рязанцевой, круто спускается к р. Нерли, переходит ее по деревянному на сваях мосту, следует потом 5 верст луговою долиною левого берега этой реки и подымается на оконечность боковой отрасли нагорного хребта, тянущегося по западной границе Александровского уезда. По хребту, дорога идет 11 верст, местностью слабо волнистою, довольно открытою и оставляя его вправо, круто спускается в долину р. Трубежа. От Симы до Рязанцева дорога обсажена деревьями с обеих сторон, а от Рязанцева до Переяславля, попеременно то с одной, то с другой стороны. Грунт земли от Суздаля до Гавриловского посада и от Симы до Переяславля — ил, смешанный с черноземом, твердый, а от Гавриловского посада до Симы, чернозем с примесью ила, мягкий, в дождливое время распускающийся. Зимою же эта часть дороги сильно заносится снегом.
Дорога эта имеет значение только почтового тракта, соединяющего два уездные города и посад с губернским городом; она не представляет даже и кратчайшего пути между ними, а входит скорее (с некоторыми изменениями) в состав дороги, идущем из г. Калязина, Тверской губернии, в г. Ковров и далее в Нижний-Новгород; кроме незначительном реки Воймоги, разливающемся недели на две, все мосты, на реках пересекающих ее, постоянные и потому движение по ней, можно сказать, безостановочное.

4) Дорога из Рязанской и Тамбовской губернии в г. Нижний-Новгород проходит по уездам: Меленковскому и Муромскому, через г.г. Меленки и Муром. От станц. Оршова (на границе Тамбовской губернии) до г. Мурома, она следует хотя в значительном расстоянии (18 и 20 вер.) параллельно левому, высокому нагорному берегу Оки, в которую с высот стекает множество речек и ручейков, что придает характеру местности вид несколько волнообразный. Из пересекающих дорогу рек, замечательна одна: Нилевна, текущая по границе Меленковского уезда с Муромским; через нее устроен мост в 15 саж. длины, весною разбираемым, недели на две, и тогда ходит паром через разлив в 400 саж. ширины; остальные ручейки и речки текут в низменных долинах: дорога проходит через них по деревянным на сваях мостам и гатям, составляющим, в общей сложности, до 3 верст протяжения, устланного бревенчатым накатником. Местность большей частью открытая; лесом дорога проходит в различных местах не более 8 верст. Грунт земли, кроме низменных мест, исключительно песчаный. Переправа через Оку та же, что и по Саратовскому тракту. Далее дорога идет по луговым открытым местам до с. Познякова и по твердому грунту; на 6-й и на 9-й верстах она пересекается реками Велетьмою и Тешею: первую переходит по деревянному на сваях мосту, вторую — на плотах.
Во время разлития, р. Велетьма сливается с Окою и тогда тракт, месяца на полтора, до спадения вод, изменяет свое направление. От Мурома переправа переносится к с. Карачарову, откуда перевозят на судах через разлив Оки (11 верст) к д. Липне; от Липни другой перевоз на пароме через полую воду р. Велетьмы до д. Окуловой, откуда сухим путем до д. Новошино, где снова перевоз на пароме через р. Тешу в с. Куторико, а из последней можно ехать прямо или на станцию Монаково или в с. Позняково. От Познякова к ст. Нехайке, местность легко волнистая и лесистая, грунт земли песчаный. От Нехайки к с. Озябникову дорога заметно поднимается в гору, окрестности становятся волнистыми, грунт, земли серый и глинистый; а от Озябникова до границы Горбатовского уезда, местность делается сильно волнообразною и по дороге часто встречаются довольно крутые спуски и подъемы; грунт земли глина, смешанная с песком. На всем протяжении от с. Познякова, дорога идет (9 вер.) густым сосновым лесом и (7 вер.) кустарником.
Дорога эта служит прямым сообщением южных губернии с Нижним-Новгородом и далее с Сибирью; езда но ней особенно усиливается во время Макарьевской ярмарки, а также тянется по ней много обозов с хлебом из Томбовской и Рязанской губернии, на еженедельные Муромские базары. От границы Тамбовской губернии до г. Мурома дорога имеет этапный путь.
Кроме медленном переправы через р. Оку, на пароме, в Муром, дорога не, представляет никаких неудобств для движения войск, исключая 1 ½ месяца весеннего времени, когда чрезвычайно затруднительный и медленный перевоз через Оку от с. Карачарова к д. Липне и оттуда два перевоза через р. Велетьму и р. Тешу делают движение, значительными массами, в эго время можно сказать невозможным.

5) Дорога из г. Меленков во Владимир. От г. Меленков отходит побочный почтовый тракт, соединяющий Тамбовско-Нижегородскую дорогу с Саратовскою, у ст. Ушны (Суровцово). У самого города, дорога переходит через р. Яльсовку по деревянному на сваях мосту, в 10 саж. длины, идет местностью легко возвышенною, слабо волнистою и большею частью открытою до с. Архангела, а оттуда — ровною и покрытою перелесками до с. Горохова, за которым в двух верстах входит в лес, а на 9-й вер. переходит через р. Унжу по мосту на сваях в 7 саж. длины, и следует за тем еще две вер. лесом, а потом частью открытою местностью, частью перелесками достигает с. Ушны; за 7 верст от последней станции пересекает ее р. Ушна, которую она проходит, летом и осенью, по мельничной плотине, весною же, вовремя разлития реки делается объезд на прежний почтовый тракт к д. Драчево, увеличивающий расстояние на 9 верст. Грунт земли от г. Меленков до с. Архангела песчаный, а оттуда до Ушны песок, смешанный с илом.
Дорога эта есть малая почтовая; между г. Меленками и с. Ушною находится одна только промежуточная станция в с. Бутылицах. Почта по ней не ходит, а она служит для облегчения переезда из Тамбовской и Рязанской губерний в г. Владимир и далее.

6) Дорога из г. Покрова в г. Переяславль-Залеский проходит по уездам: Покровскому, Александровскому и Переяславскому, через города: заштатный Киржач и уездный Александров. От Покрова до Коржача она следует по местности ровной, большею частью покрытой лесом, по грунту песчаному или песчано-каменистому; через реки и ручейки, пересекающие дорогу, устроены постоянные мосты; из них на р. Шеребахе мост в 20 саж. длины; на р. Вахгелке, 25 саж. длин.; на р. Вандюихе 20 саж. Г. Киржач, с присоединением к нему Селивановской горы, стоит на возвышенных берегах р. Б. Киржача, через который ведет мост в 30 саж. длины; весною река разливается на ¼ версты и тогда ходит паром. От Киржача, дорога, на протяжении 11 верст до д. Ковердяки, и 9 верст за нею, идет по местности ровной, первые 9 верст покрытой лесом, по грунту песчаному, после чего проходит лесом 3 ½ вер. по местности низменной, грунту болотистому и подымается за тем на местность возвышенную, а за пять верст до г. Александрова круто с нее спускается к ручью Сорокуше и также круто подымается на противный берег. Грунт земли иловато-глинистый. От Александрова до д. Копылихи, местность возвышенная, волнистая, безлесная; грунт глинистый; на 2-й, 6-й и на 14-й верстах, крутые спуски и подъемы: в первом и последнем местах через овраги, а в среднем через р. Серую, на которой мост в 30 саж. длины; пройдя версту за д. Копылиху, дорога входит в густой лес, продолжающийся 5 верст и идет по местности низменной, грунта болотистого, на котором устроен бревенчатый накатник в 1 ½ вер. длины. Потом дорога следует местностью ровною, покрытою редким кустарником; после чего, на протяжении ½ вер., поднимается в гору и, местностью волнистою и безлесною, по грунту суглинистому, смешанному с черноземом, идет остальные 7 верст до г. Переяславля-Залеского.
Дорога эта составляет малый почтовый тракт.

«Об устройстве хостов в гатей.
Г. Владимирский губернатор, отношением от 11-го сентября 1880 года за № 5,550, уведомил уездную управу: «Суздальский уездный исправник довел до сведения г. губернатора, что по вверенному ему уезду мосты на почтовых трактах устроены в одно полотно и до того узки, что разъезд на них двух экипажей положительно невозможен: в случае же каких-либо незначительных повреждений — проезд по ним необходимо должен вовсе прекращаться. Так же узко устроены и все гати, не представляющие никакой возможности к разъезду по ним двух экипажей» (Журналы очередного Суздальского уездного Земского Собрания 1880 года).

Зимние дороги

Нигде может быть важность зимних дорог так не ощутительна как во Владимирской губернии, вследствие ее промышленной деятельности. Сбыт фабричных и заводских произведений, также произведений различной мелкой промышленности, которою отличается каждый уезд в губернии, производится зимою и в это же время ввозится в губернию огромное количество хлеба из губерний: Тамбовской, Рязанской, Нижегородской, Пензенской и Симбирской. Замечательные зимние дороги суть следующие:

1) Из Владимира в г. Рязань, по важности пунктов соединяемых ею, она должна бы была войти в состав больших торговых дорог; но она находится в таком дурном состоянии и починка ее требует таких огромных издержек, что нет никакой надежды, чтобы она могла быть, когда-нибудь, исправлена натуральною повинностью; притом это исправление было бы только временное, потому что следующей же весною, разлившиеся реки снесли бы мосты, испортили бы гати на болотных местах и дорога пришла бы снова почти в прежнее состояние, а между тем болота, ее окружающие, не допускают никаких объездов. По Владимирскому уезду она идет местностью ровною и открытою, далее до д. Коровиной — мелким лесом, и потом до д. Горнина (24 вер.) строевым сосновым лесом; вслед за тем 5 вер. до Ерлекса (Ерлесов) открытым местом, и снова 17 вер. до д. Орлова — строевым лесом; в 2-х вер. от д. Коровиной дорога переходит через дол в 50 саж. ширины, а потом через р. Поле, по мосту с накатником в 190 саж. дл., далее следует между р. р. Поле и Бужею (впадающею в первую) до д. Ерлекса и, перейдя на этом протяжении болото, по мосту в 160 саж. дл., за Ерлексою пересекается вновь рекою Поле, проходит ее по мосту, во 150 саж. дл. и входит в топкое болото, на котором нет возможности устроить ни моста, ни бревенчатого накатника. Все эти мосты на реках и болотах пришли в совершенную негодность, и потому эта дорога причислена к зимним трактам. Как зимний путь, она очень важна: по ней из Рязанской губ., каждую неделю, тянется множество обозов с хлебом, на Владимирские базары; этою же дорогою доставляется хлеб в Судогду, свернувши от погоста Елекса, на погосты: Емельяновский и Покровский.

2) Из г. Мурома в Тамбовскую губ. дорога идет на д. Панфилово, мимо с. Карачарова, по близости коего спускается в р. Оку, которою следует до пограничного пункта Владимирской губ. с. Орлова. По ней обыкновенно, когда замерзнет река, везется хлеб из Тамбовской губернии, на еженедельные Муромские базары.

3) Из г. Шуи в Холуйскую слободу, до д. Якушева, идет летним трактом, а оттуда сворачивает на д. Хотисиль, переходит тут р. Тезу и далее, через д. Селище, в Холуйскую слободу. Шуйские и Ивановские фабриканты отправляют этим путем товары на зимние Холуйские ярмарки.

4) Дорога из Вязников в Холуйскую слободу до с. Мстеры (Богоявленская слобода) идет Клязьмою, а оттуда, ручьем, впадающим в Клязьму, на Мередище, откуда направляется к Холуйской пристани и потом р. Тезою в Холуйскую слободу. По ней отправляются изделия Вязниковских фабрик на Холуйские ярмарки.

5) Из г. Мурома в Ковров дорога идет на д. д. Петраково, Талызино, Дуброво, Ильинский погост, Лопатиху и Иваново.

6) Дорога из Судогды в Вязники идет на д. д. Митково, Ильинской и Никологорский погосты.

7) Из Судогды в г. Егорьевск, Рязанской губернии, идет через леса и болота, пересекая Касимовский тракт, у д. Арсаки, Рязанской губернии, на д. д. Грандину, Андреевскую и Бордуно, на тракте из Владимира в Егорьевск.

8) Из Переславля-Залеского в г. Корчеву (Тверской губернии) идет на д. д. Весково, Родионовку, Мартынки, через р. Кубру и д.д. Ведомку и Шепелеву; у Веригиной пересекает тракт из Москвы в Углич, потом продолжается на д. д. Остров и Лазылину (Тверской губернии).

Торговые и военные дороги

См. Торговые и военные дороги Владимирской губернии в сер. ХIX века.
Историко-статистический очерк Московско-Нижегородского шоссе 1845-1869 гг.
Рязанский тракт
Нижегородское шоссе и промышленность Владимирской губернии
Владимирский тракт
Стромынская дорога (Стромынка).
Древние дороги Александровской земли

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Николай (25.03.2017)
Просмотров: 2504 | Теги: владимирская губерния | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru