Главная
Регистрация
Вход
Вторник
13.11.2018
21:38
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

Мини чат

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 536

Категории раздела
Святые [132]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [970]
Суздаль [314]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [312]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [5]
Судогда [5]
Собинка [49]
Юрьев [114]
Судогда [37]
Москва [42]
Покров [71]
Гусь [101]
Вязники [183]
Камешково [53]
Ковров [278]
Гороховец [76]
Александров [159]
Переславль [91]
Кольчугино [37]
История [15]
Киржач [39]
Шуя [84]
Религия [2]
Иваново [34]
Селиваново [13]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [28]
Писатели и поэты [9]
Промышленность [54]
Учебные заведения [20]
Владимирская губерния [21]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [73]
Медицина [22]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 23
Гостей: 22
Пользователей: 1
Jupiter

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Торговые и военные дороги Владимирской губернии в сер. ХIX века

Торговые и военные дороги Владимирской губернии в сер. ХIX века

/Военно-статистическое обозрение Российской империи. Том VI. Часть 2. Владимирская губерния. Санктпетербург. 1852./

1) Дорога из Владимира в г. Касимов (Рязанской губернии) проходит по уездам: Владимирскому, Судогодскому и Меленковскому. Она отделяется от Саратовского тракта в 4 верстах по переходе через р. Клязьму и идет до д. Перевозниковой, лесом и местностью слегка волнистой, а оттуда до д. Мурыдиной открытыми и ровными местами; далее же до границы Рязанской губернии сосновым лесом, исключал незначительных прогалин, в 1 ½ или 2 версты около деревень, и последних 8 верст, открытого места. Грунт земли по уездам Владимирскому и Судогодскому, песчаный твердый, а по Меленковскому сыпучий песок. В некоторых местах, дорога проходит по болотным жилам, устланным бревенчатым накатником. Дорогу эту пересекает множество речек и ручьев, впадающих частью в бассейн р. Клязьмы и в р. Судогду, частью в бассейн р. Оки и в р. Колпь. На них устроены прочные мосты. Замечательные здесь по величине реки суть: Сойма, на ней мост 80 саж. длины; Воймига, с мостом в 60 саж. длины, Чарсевка на ней мост 23 саж. длины; и Хавсинка, на которой мост 25 саж. длины. Дорога большая торговая. По ней отправляются в Москву и в С. Петербург изделия стеклянных заводов и бумаго-прядильных фабрик Судогодского и Меленковского уездов и везутся из Москвы материалы на эти заводы и фабрики, а также изделия других губерний и в особенности промышленного г. Касимова; зимой же по ней идет множество обозов с хлебом из Рязанском губернии, на еженедельные Владимирские базары и в Москву. Дорога эта замечательна еще тем, что движение по ней не замедляется и не останавливается во время разлития вод, потому что на реках, ее пересекающих, устроены прочные постоянные мосты.

2) Дорога из Владимира, через г. Юрьев, в г. Ростов (Ярославской губернии) проходит по уездам Владимирскому и Юрьевскому. Она почти на всем протяжении по Владимирской губернии, и именно до станции Симы, следует полосою земли совершенно безлесною, по грунту глинистому с примесью чернозема; а от Симы до правого берега р. Нерли (границы Ярославской губерн.) идет сосновым лесом, по грунту песчаному. От Владимира до Юрьева эта дорога пролегает по возвышенности, с которой стекает множество речек и ручьев, впадающих, вправо от дороги, в бассейн р. Нерли, а влево — в бассейн Колокши. Реки текут быстро, в крутых берегах и перерезывая местность в различных направлениях, придают ей вид волнообразный, который выравнивается однако же, по мере приближения к Юрьеву: так до первого ночлежного пункта, Старого Двора, окрестности очень волнисты, особенно пространство между д. д. Моссейкою и Ковалевой; у этих деревень и у д. Maрьина находятся крутые спуски и подъемы к ручьям, впадающим в р. Рпень; в особенности крут и извилист спуск у д. Моссейки; до второго ночлежного пункта, с. Федоровского, местность менее волнообразна, а оттуда до Юрьева окрестности легко волнистые и здесь встречается один только значительный спуск к ручью, у д. Рябинки. От Юрьева до границы Ярославской губернии местность ровная. По этой дороге перед великим постом тянутся обозы с товарами, идущими из губерний Владимирской, Нижегородской, Тамбовской, Рязанской и друг. на Ростовскую ярмарку: сверх того, еженедельно, зимою идут обозы из уездов Переяславского и Юрьевского, с хлебом, на Владимирские базары и провозится конопляное масло из Арзамаса в г. г. Юрьев, Александров и Переяславль-Залеский.

3) Дорога из Владимира на г. г. Ковров, Вязники, Гороховец и Горбатов (Нижегородской губ.), Сибирский этапный тракт, проходит по уездам: Владимирскому, Ковровскому, Вязниковскому и Гороховскому. Она отходить от Московско-Нижегородского шоссе, за р. Клязьмой, у с. Лемешек и идет через с. с. Добрынское, Лаптево, Сергеевцово в г. Ковров. По Владимирскому уезду местность слабо волнистая и открытая, исключая промежутка, от 10 до 12 в., покрытого дровяным лесом, а по Ковровскому идет местностью ровною, покрытою частью лесом, частью мелким кустарником. На 11 версте, у д. Сергеевцева, через ручей, соединяющий дна безымянных озера, построен мост в 25 с. длины. Грунт земли сначала серопесчаный, потом песчаный и глинисто-иловатый; у Коврова дорога переходит через р. Клязьму, по мосту на плотах; весною река разливается с левого берега на 4 вер., тогда переправа производится на пароме, сначала к городу, а когда вода начинает сбывать,— то от д. Сергеевцовой к с. Погосту, расположенному на правом берегу реки в 4 вер. выше города. От Коврова до Вязников дорога следует по Ковровскому уезду, половину пространства лесом, а другую — накрытыми, но довольно волнистыми местами; переходит через много оврагов без мостов, которые в весеннее время наливаются водою, впрочем не останавливающею движения. По Вязниковскому уезду до с. Сарыево в 1 ½ в. за ним, дорога идет по местности ровной и открытой, потом переходит р. Тару (впадающей в р. Клязьму) по мосту на сваях в 20 саж. дл. и тотчас входить в лес, продолжающийся до с. Станки, откуда до Вязников идет правым нагорным берегом Клязьмы, по местности ровной и совершенно открытой. Грунт земли, по Ковровскому уезду, частью песчаный, частью иловатый, а по Вязниковскому исключительно песчаный. Из Вязников в Гороховец дорога следует по Нижегородскому шоссе и потом сворачивает влево, на д. Городище, прямо в Гороховец. От Гороховца до границы Горбатовского уезда (Нижегородской губернии 19 1/3 в.) дорога, на второй версте пересекает, у Красного-Села, Нижегородское шоссе и идет 13 верст в местностью совершенно открытою, а последние 6 ¼ вер.— частью покрытою редким лесом и мелким кустарником, а частью открытыми и ровными местами. На 11 версте пересекает ее, так называемый, Лесниский дол; на нем мост в 45 саж. длины с гатью в 25 саж. длины, а на 12 версте дорога переходит через р. Суровеш, по мосту в 18 саж. длины (весною мост разбирается на месяц, и переправа производится на пароме и лодках). На границе Горбатовского уезда, через р. Оку, устроена переправа на пароме. Грунт земли по Гороховскому уезду песчаный.
Это Сибирская этапная дорога для препровождения арестантов. На протяжении ее расположены этапные команды в следующих местах: в Владимире, в д. Пропостицах (в с. с. Мыжачихе, Крестникове и Сельщах), в г. Вязниках и в г. Гороховце. Теперь однако же есть предположение перевести этапный тракт на Нижегородское шоссе и тогда дорога эта потеряет свою важность. Отдельные ее части однако же служат продолжением других торговых путей, о чем будет подробно сказано при описании тех дорог.

4) Дорога из Владимира в г. Егорьевск, Рязанской губернии (Коломенский тракт), проходит по уездам: Владимирскому и Покровскому. Она отделяется от шоссе из Владимира в Москву у с. Ундола и, до пересечения ее р. Клязьмой, идет по местности ровной и открытой, а перейдя реку, входит в лес, который тянется до границы Рязанском губернии, оставляя незначительные промежутки открытого пространства, только при въезде в деревни и при выезде из них, по местности большей частью низменной, болотистой, устланной беспрерывным деревянным накатником; особливо болотисто пространство между д. д. Селище и Лемежиково, где бревенчатая гать простирается на 2 ½ версты. Через р. Клязьму, в 37 саж. ширины переправляются на пароме; весною река разливается на 9 верст и переправа тогда производится тоже на паромах и на досчениках.
Дорога эта считается в числе больших торговых трактов; по ней едут обозы, преимущественно зимою, с хлебом, овсом и сеном в г. г. Владимир, Покров и в другие места, на еженедельные базары.

5) Дорога из Владимира в Александров (так называемая военная дорога) проходит по уездам: Владимирскому, Покровскому и Александровскому. Она отходит от шоссе из Владимира в Москву, у д. Колокши, по переходе через реку того же имени, и направляется к с. Ставрову, вдоль правого берега Колокши, по местности довольно ровной, покрытой редким кустарником и по грунту суглинистому. Кроме весеннего времени, из Владимира команды отправляются прямо на Ставрово (25 верст), где переходят р. Колокшу, по мельничной плотине (весной размывается). Далее дорога следует по местности ровной и открытой до д. Дубки, а оттуда до границы Александровского уезда — покрытой большей частью лесом и довольно волнистой; на остальном же протяжении до г. Александрова местность становится заметно волнообразной. Грунт земли от Ставрова до Черкутина чернозем с примесью глины, а оттуда до Александрова ил, мешанный с глиною. Из пересекающих дорогу рек,— р. Ворша, у д. Куделина, р. Пекша у с. Завилина и р. Малая-Киржач у с. Рожествена, весною разливаются и сносят настилки, устроенных на сваям, мостов, и тогда переправа на первой реке производятся на плотах; на второй — разливающейся на версту в ширину, переправа возможна только для пеших в лодках, а во время разлития последней (на 200 сажен в обе стороны) продолжающегося не более одной недели, дорога изменяет направление, именно: от д. Федяевой (стоящей на тракте) делается попорот вправо, к д. Вязниковой, а оттуда к д. Легкой (стоящей на тракте из Юрьева в Александров), где переходят ту же р. Малую-Киржач, по постоянно устроенному мосту и следуют далее Юрьевско-Александровским трактом; от чего два перехода, на это время, соединяются по необходимости в один. Дорога содержится в исправности единственно для прохода военных команд.

6) Дорога из Москвы в г. Шую (Стромынский путь) проходит по уездам: Покровскому, Юрьевскому, Суздальскому и Шуйскому, через заштатный г. Киржач и уездный Юрьев. От границы Богородского уезда, Московской губернии, до Киржача, дорога проходит лесом, по местности ровной, грунту — частью песчаному, частью суглинистому; около д. Дубков и от д. Храпкова к г. Киржачу перерезывают ее болотные жилы: в первом месте на ¾ верст., а в последнем на две вер.— устланные бревенчатым накатником. Мосты на реках построены на сваях постоянные, а именно: через р. Мележи, 23 саж. длины: через. р. Старицы, 24 саж. длины; через р. Шерну 40 саж;. длин. с ледорезами и наконец между д.д. Филиповским и Дубками, через пойму, низкий на сваях мост, в 460 саж. длины. От Киржача в Юрьев местность заметно возвышается и, по мере приближения к последнему, становится волнистой; 2/3 протяжения от Киржача дорога проходит лесом; грунт земли серый. Пересекающие дороги реки: у г. Киржача, р. Киржач, на ней мост в 33 саж. длин., а весною во время разлития реки — паром: в двух вер. от Киржача через р. Вондюимку, мост 20 саж. длин. и вслед за тем каменная мостовая 210 саж., через болотную жилу; у с. Ильинского — через р. Пекшу, мост 24 саж. длин. От Юрьева до Гавриловского посада дорога идет почтовым трактом из Переяславля во Владимир. От Гавриловского посада до станции Золотницкой-Пустыни дорога (23 вep.) идет открытыми местами, а остальное пространство, частью сосновым, частью еловым лесом, по чернозему с примесью глины. Через р. Нерль, близ с. Кибергина, летом, дорога переходит по мельничной плотине, а весною до спадения воды, ходит паром. От Золотницкой-Пустыни до г. Шуи дорога следует почтовым трактом из Владимира в Шую.
По этой дороге, особливо зимою, тянется множество обозов с материалами, закупаемыми в Москве для фабрик вышеозначенных уездов, и с товарами из Москвы же на ярмарки: Шуйскую, Холуйскую, Ковровскую и проч.; и так как этот путь все таки есть кратчайший, в сравнении с другими, то многие, для избежания шоссейных сборов отправляют по нем, и летом, обозы с товарами; эта же дорога соединяет Москву с промышленною Вологодскою губернией. Часть ее, от Юрьева-Польского до Шуи, составляет этапный путь.

7) Дорога из Сергиевского посада (Московской губернии) в г. г. Александров и Юрьев-Польский, проходит по уездам: Александровскому и Юрьевскому. От границы Дмитровского уезда Московской губернии до Александрова, она идет по местности весьма волнистой. Значительнейшие спуски и подъемы по крутизне и длине, находятся в следующих местах: 3 версты от границы Дмитровского уезда, через р. Воидюиху (на ней мост 8 саж. д.); на 5-й версте у д. Дерюзиной, на 6-й, на 9-й и на 11-й верстах; у с. Слатина, через овраги; на 12-й за д. Шириным, через р. Мологчу (на ней мост 50 саж. длин. и гать в 40 саж. длин.); на 13-й и на 20-й вер. у д. Шоблыкина через овраги; на 26-й вер. через р. Пекчуру (на ней мост в 48 саж. длины). Из болотных жил, перерезывающих дорогу, значительна только одна: за д. Коринским; через нее устроена гать в 100 саж. дл. Лесом дорога покрыта: 2 версты от границы Дмитровского уезда, ¼ вер., на 18-й версте от той же границы, и на 27-й версте: оттуда же прилетает к ней с левой стороны еловая роща, на ½ вер. длины. Грунт земли преимущественно глинистый и вязкий. В Александрове, дорога круто спускается к р. Серой, переходит ее по постоянному, на сваях мосту, потом также круто подымается на левый берет и идет до г. Юрьева местностью сначала легко волнистою, а потом ровною; от Александрова до с. Андреевского, окрестности безлесны; при выходе из д. Легково к р. М. Киржачу находится значительный спуск, на котором устроен постоянный на сваях мост в 30 саж. дл.; от с. Андреевского до с. Петровского, дорога, на ½ вер. в обе стороны, открытая и, на 8 версте у д. Богачи, довольно крутой спуск к реке того же имени; на ней мост на сваях в 20 саж. длины; от села Петровского дорога проходить тотчас через р. Пекшу по деревянному на сваях мосту и идет 9 ½ вер. местностью открытою и ровною. Грунт земли от г. Александрова до Юрьева-Польского суглинок с примесью чернозема. Дорога эта составляет кратчайший путь из Александрова в Москву; по ней отправляется туда фабричные произведения, как Александрова так и Юрьева и доставляются из Москвы некоторые материалы для фабрик. Эта дорога этапная, на всем своем протяжении.

8) Дорога из Мурома на г. Гороховец в г. Лух (Костромской губернии) проходит по уездам: Муромскому и Гороховецкому. Из Мурома 9 верст она идет по левому, нагорному берегу Оки, а потом по правому Ушны, впадающей в первую, по местности ровной, открытой, грунту серопесчаному, твердому, а потом чрезвычайно круто спускается в дол, перейдя который подымается в гору, но подъем этот гораздо отложе спуска; на 11 версте дорога снова спускается к ручью, впадающему в р. Ушну, переходит его по мосту в 16 с. д. и очень круто подымается на песчаною гору к с. Чаадаеву, а оттуда до с. Борисоглебского, следует местностью ровной и открытой, по грунту сыпуче-песчаному. От с. Борисоглебского переходит р. Ушну по мосту на сваях, а потом гатью в ¼ вер. длины (весною Ушна разливается от напора вод из Оки, и тогда недели две ходит бревенчатый плот, а иногда завозня), и далее входит в лес, прекращающийся за 2 версты до с. Татарова. Местность на этом протяжении значительно волнистая, особливо от границы Гороховского уезда, где дорогу пересекает множество речек и ручейков, впадающих в Оку; на незначительном протяжении, она имеет семь крутых спусков, и подъемов, затрудняющих переезд, почему это место носит название семи овражков. Проезжающие, для избежания их, сворачивают с большого тракта, у 12 вер. вправо, к д. Ожогиной и вновь выезжают на дорогу у д. Ольчиной, что увеличивает расстояние всего на 3 вер.; грунт земли сыпучий песок. От Татарова до д. Внукова, дорога идет по местности ровной, на половину поросшей редким лесом и кустарником; за 6 вер. до д. Внуковой дорогу пересекает р. Суровеш: на ней построены 3 моста, в 15 саж. длины; весною они разбираются и переправа в продолжении двух недель производится на пароме, через полую воду в 1 ¼ вер. ширины: за рекою сделана гать в 450 саж. длины. От Внукова до г. Гороховца дорога идет 12 верст по местности довольно волнистой, но открытой, исключая пространства между 4-й, 6-й, 10-й и 11-й верстами, покрытого редким лесом; на 13-й вер. дорога выходит на Московско-Нижегородское шоссе, которым следует 3 вер., сворачивая затем влево на д. Городище, а оттуда к Гороховцу. Грунт земли от Татарова до Заозерья, серопесчаный; от Заозерья до д. Внукова — песчаный, а оттуда до Гороховца, иловатый и твердый. От Мурома до с. Борисоглебского и от Татарова до пересечения дороги с Московско-Нижегородским шоссе, она обсажена по обеим сторонам деревьями. Выходя из Гороховца, она переходит р. Клязьму по мосту на плотах, в 80 саж. длины и далее 1 ½ версты идет открытым лесом, а потом до четвертой версты, местностью поросшею редким кустарником; все это пространство весною заливается, недели на 2, водою р. Клязьмы, с которой мост тогда снимается, на 50 дней, и в то время содержится перевоз на досчениках и лодках. Далее до Флорищевой пустыни дорога следует по местности слабо волнистой и покрытой лесом. От пустыни дорогу пересекают реки: в 4 верстах, р. Утрех, на ней мост в 38 саж. длины и гать 30 саж. дл., которая весною затопляется, дня на три, и тогда переправа производится на плоте; на 10-й вер. р. Сезуды, на ней мост в 45 саж. и гать в 260 саж. дл.; на 16 вер. р. Пурех: на ней мост в 16 саж. и гать 315 саж. дл. От Луполово до ст. Пестаков дорога идет местностью ровною и большею частью открытою, за исключением 6 верст, покрытых лесом. На этом протяжении дорога проходит р. Пурех в 3-х местах: на 6-й версте, по мосту в 15 саж. дл. и по гати в 75 саж. дл., на 8-й версте по мосту в 7 саж. дл. и гатью в 85 саж. дл., на конец, на 16-й вер., по мосту в 15 саж. дл. и гатью во 180 саж. дл. От Пестяков до границы Костромской губ. дорога идет по местности довольно волнистой и большою частью открытой, исключал пространства между 17-й и 19-й вер., покрытого лесом; на 14-й вер. от Пестяков дорогу пересекает р. Ландих, на ней мост 23 саж. дл. и гать 90 с. дл. и на 1-й версте от Затаевской слободы к границе Костромской губернии р. Таих, на пей мост 30 саж. дл. и гать 55 саж. Грунт земли от Гороховца, 7 вер. твердый, далее до Флорищевой пустыни песчаный, оттуда до Луполова серо-песчаный и твердый, а от Луполова до Пестяков, снова песчаный, и потом до границы Костромской губ. серо-глинистый и твердый.
Эта дорога большая торговая; она важна по соединению промышленных уездов: Меленковского и Муромского и южных губерний с северными: Костромской, Вологодской и другими. Обозы тянутся по ней преимущественно зимой: такт, каждую неделю проходит по ней возов 30, а великим постом до 50, с пряжею из Костромской и других губерний, особенно из с. Гороховца и Путеша Нижегородской губернии, в Муром для продажи на полотняные фабрики, — а от с. с. Макарьева, Путеша и других мест везется фаянсовая посуда на юг в Харьков, Курск и проч. Для движения войск, кроме неудобства от весеннего разлития р. р. Ушны, Сувореша, Клязьмы и Утреха, она имеет еще то важное неудобство что от Гороховца до Луполова, на протяжении 40 вер., нельзя назначить промежуточного ночлежного пункта потому, что дорога проходит глухими, совершенно незаселенными местами и лесом. На маршрутной карте, по необходимости, назначен промежуточный пункт в Флорищевой пустыни, отстоящей от Гороховца на 25 вер., где имеется, кроме монастырских здании, только постоялый двор и гостиница.

9) Дорога из Мурома в г. г. Вязники, Шую и Кострому, проходит по уездам: Муромскому, Гороховскому, Вязниковскому и Шуйскому; она отходит от тракта из Мурома в Гороховец у ст. Татаровой и следует до г. Вязников, по местности совершенно открытой и большей частью ровной; на 11-й и 17-й версте от вышесказанного села, она идет местностью болотистою, устланною бревенчатым накатником: в первом месте на 100 саж., во втором на ¼ версты. За ½ вер. до с. Успенского погоста дорога пересекается р. Суворешем, которую проходит по высокому, на террасах мосту, подымается затем на гору, на которой расположено с. Успенский погост. У Вязников, дорога эта очень круто спускается к ручью, протекающему поперек города и отделяющему от него Яропольскую слободу; проходит его вброд и следует за тем ½ вер. вдоль его крутого, почти отвесного правого берега, составляющего вместе и правый ногорный берег р. Клязьмы; потом снова переходит ручей вброд и входит в город. Обыкновенная глубина воды в ручье этом не более вершка, но весною и осенью вода подымается значительно, от прилива воды из р. Клязьмы, в которую впадаете ручей. По этому тогда обыкновенно делается объезд, вправо на д. Селище и за ним на Московско-Нижегородское шоссе в 3-х вер. от города. Грунт земли на всем протяжении иловатый и потому удобный для езды во всякое время года; первые 17 верст дорога обсажена деревьями с обеих сторон, а последние — то с одной, то с другой стороны. От Вязников к Шуе, до г. Станки, дорога следует правым нагорным берегом Клязьмы, местностью ровною и открытою, по грунту песчаному. От Станки до с. Мстеры (Богоявленской слободы) дорога идет большею частью долиною Клязьмы; на 8 версте подымается на нагорным берег, и пройдя по нему ½ версты снова спускается в долину. Грунт земли частью песчаный, частью иловатый и твердый. Весною, во время разлития вод, делают объезд на д. Рамень, стоящую влево от дороги на правом нагорном берегу. В Мстере дорога переходит через р. Тору, по прочно устроенному, на сваях мосту, в 30 саж. длины и продолжает идти до пересечения ее р. Клязьмою, по местности ровной и открытой. Спуск к Клязьме очень крут, длинен и вязкого, глинистого грунта; от того, для проезда обозов, особливо в дождливое время года очень затруднителен; переправа через реку производится на пароме. За тем дорога идет 5 верст, поймой левого берега Клязьмы, покрытой редким лесом, и далее, до Изотина, открытыми местами. Грунт земли суглинистый и колеистый. Затруднительный спуск к Клязьме и опасность переезда через нее, в зимнее время, при малейшей оттепели, или слабых морозах, заставила изменить направление тракта до Изотина, на все время года. Для чего, у д. Леснинской сворачивают с большого тракта вправо к д. Мердище, к перевозу Холуйской пристани (паром на канате), 4 ½ вер. ниже Казарова перевоза, а оттуда в Изотино. Этим увеличивается расстояние на 4 версты (Зимой тракт из Мстеры на Шую совсем оставляется, и дорога прокладывается на Холуйскую слободу, частью по Клязьме, частью долиной этой реки, а из Холуйской слободы до Шуи — по р. Тезе). От Изотина до Якушева дорога идет местностью ровной, покрытой редким лесом или кустарником; перед входом в Якушеве, она пересекается р. Тезою, проходит ее по мосту на плотах, и следует оттуда до Шуи по местности ровной и открытой, исключая пространства между 7-й и 9 верстами, поросшего кустарником, по местности низменной, устланной бревенчатым накатником на 1 ½ вер. длины; у д. Орловой, дорога довольно круто спускается к ручью, впадающему в Тезу, переходит его по постоянному мосту на сваях и входит в лес, оканчивающийся за 3 версты до Шуи, откуда следует долиною р. Тезы. Грунт земли от Изотина до Шуи - суглинок, далее, до Костромской губернии, дорога 7 верст, до пересечения ее р. Мордасом, через которую сделан постоянный мост на сваях, идет местами ровными и открытыми, а за тем до ст. Дуниловой следует лесом. В Дунилове переходит она через р. Тезу, по мосту, на плотах (а весной во время разлития реки,— на пароме) и вслед за тем идет через ручей по постоянному мосту на сваях с гатью в 160 саж. длин. и далее до границы губернии — ровными и открытыми местами. Грунт земли частью песчаный, частью иловатый. От Вязников до. д. Станки и от Мстеры до Изотина дорога обсажена с обеих сторон деревьями. От с. Дунилова отходит от нее дорога в г. Кинешму Костромской губернии. В пределах Владимирской губернии (13 ½ в.) она идет по местности ровной, покрытой большей частью мелким кустарником. Дорога из Мурома в Кострому торговая; часть ее от г. Мурома до г. Вязников, составляет этапный путь Владимирской губернии. По ней тянутся обозы из Костромской губернии со льном, на полотняные фабрики Вязниковские и Муромские, и постоянно ездят окрестные жители, занимающиеся тканием полотен у себя дома, на купцов тех же городов; по ней же из Мурома гонится скот, отправляемый из южных губерний в обе столицы и в другие места Империи.

10) Дорога из г. Балахны, Нижегородской губернии, в г. Ярославль проходит по уездам: Гороховскому, Вязниковскому и Шуйскому. От границ Нижегородской губернии до Затаевской слободы, она идет местностью ровною и открытою, 27 верст; затем 2 версты мелким лесом и за две версты до слободы — густым, строевым лесом, по грунту серо-глинистому. От Затаевской слободы до границы Костромской губ. местность также ровная и открытая, за исключением 10 верст до с. Дунилова, покрытых кустарником. Грунт земли, сначала серо-глинистый, потом частью иловатый, частью песчаный и 10 вер. до с. Дунилова болотный, топкий. Тотчас за слободой, дорогу перерезывает р. Дух, через которую построен мост на сваях и вслед затем — болото, на котором настлан деревянный накатник на 2 ½ в., а в с. Дунилове дорога переходить р. Тезу по мосту на плотах; весною же, во время разлития реки — на пароме. Мосты и гати, построенные на топком месте (за 10 вер. до Дунилова) от каждогодной порчи весною и осенью пришли в совершенную негодность и потому тут делаются объезды, вправо и влево от дороги. Между тем, дорога эта составляет коммерческий и этапный тракт. По ней провозятся изделия фабрик и заводов Ярославской губернии на Нижегородскую ярмарку и закупаются на ярмарке материалы для означенных фабрик. От этого тракта, у с. Васильевского, отходит дорога влево, в г. Шую, вправо в г. Лух (Костромской губернии); первая идет по местности ровной и только последние 7 верст покрытой редким лесом и кустарником; грунт земли, первые 10 верст, иловатый и твердый, но во многих местах встречаются топкие места, устланные бревенчатым накатником. Вторая — проходит до границы Костромской губернии, по местности ровной, покрытой кустарником, по грунту иловатому и твердому.

11) Дорога из Коврова в Шую. От Коврова спускается к р. Клязьме, переходит ее по мосту на плотах (а весною на пароме); затем 4 версты, до д. Сергеевцова, идет поймою реки, по грунту топкому, редким кустарником, и далее мелким лесом по грунту песчаному до д. Малышева, за которою переходит р. Уводь, по мосту на плотах (весною мост снимается, а ходят: паром и две большие лодки, на протяжении 3 верст до д. Крячковой), подымается затем на высокую, песчаную гору, на которой расположено с. Большое Всегодище (Стеголицы); отсюда до д. Внуковой следует открытыми местами, по грунту песчано-глинистому, а потом до Шуи мелким кустарником, по грунту глинисто-иловатому. У д. Сергеева (Архангельский погост) дорога переходит р. Тезу, сначала по мельничной плотине, а потом по шлюзу, устроенному для облегчения судоходства по реке, за тем —: гатью во 150 саж. длины. При разлитии реки, гать затопляется и портится до того что езда тут ежегодно прекращается месяца на 1 ½ и тогда делается объезд к д. Якушевой, на тракте из Вязников в Шую, где через Тезу переправляются на пароме. Дорога эта этапная, и в торговом отношении не важна. Зимою ходят по ней обозы на ярмарки Шуйскую и Ковровскую. Весной, месяца на 1 ½ езда по ней очень затруднительна от порчи, производимой разлитием р. р. Клязьмы, Уводи и Тезы.

11) Дорога из Суздаля в Ярославль проходит по уездам: Суздальскому и Юрьевскому. От Суздаля до границы Ярославской губернии, она следует местностью ровною, открытою, по грунту глинистому и иловатому, смешанному с черноземом до р. Нерли, далее — по иловатому и, при выходе из Владимирской губернии, по песчаному. На р.р. Ирмише и Нерли, пересекающих дорогу: первая в 5 верстах от Суздаля, вторая у с. Малютина, построены мосты первый на сваях; второй наплавной; но весною, во время разлития рек, переправа через них производится на паромах. От с. Анькова отходит дорога в г. Ростов (до границы Ярославской губернии 9 в.) и идет первые 5 верст по местности болотистой, устланной бревенчатым накатником, а последние четыре версты местностью сухою и открытою, по грунту песчаному и у д. Семертина входит в Ростовский уезд, через р. Суходу, по мосту на сваях с ледорезами.
Эго самый кратчайший путь, соединяющий г. г. Суздаль и Владимир (от Суздаля до Владимира почтовый тракт есть Шуйский с Ярославлем и главное с Ростовом, замечательным по одной из значительнейших в России ярмарок, бывающей на 1 неделе великого поста. Поэтому, и большая езда по описываемой дороге бывает только в известное время года, а именно за несколько времени, до открытия Ростовской ярмарки и по окончании ОНОЙ.

13) Дорога из Коврова в Суздаль проходит по уездам Ковровскому, Владимирскому и Суздальскому. Она отделяется у с. Веденского (стоящего на Сибирском этапном тракте) и идет до Суздаля местностью ровною и открытою, исключая 1 ½ в. до д. Березницы, покрытых лесом; по грунту песчаному, до пересечения дороги р. М. Нерлей, а потом по глинистому, с примесью чернозема; через р. Нерль дорога проходит, у д. Кадикша, по мосту на плотах, а весною, во время разлития реки, здесь существует перевоз на пароме и на лодках.
Эта дорога этапная. Она соединяет два уездные города и входит в состав торгового тракта из Нижнего-Новгорода в г. Суздаль. Гавриловский посад, Переславль-Залеский и Калязин, Тверском губернии.

14) Дорога из Переславля-Залеского в г. Калязин, Тверской губернии, следует 11 верст, нагорным берегом Плещеева озера, спускается потом, у с. Усолья, в болотистую долину р. Нерли, которую переходит в 40 в. от Переславля, у с. Святова, по мосту на тарасах, в 30 саж. длины. Первые 12 верст местность открытая, а затем, до входа в Тверскую губернию, дорога следует лесом. Грунт земли 11 верст песчаный, далее 12 верст ил с примесью песка, потом до с. Святова, до перехода через р. Б. Нерль, болотистый и мягкий; особенно болотисты первые 3 версты устланные бревенчатым накатником, а от правого берега р. Нерли, до границы Тверской губернии грунт снова песчаный и твердый. Во время разлития рек, часть дороги, от с. Усолье до с. Святова, заливается р. Б. Нерлью, а потому, на это время, делается объезд из Переславля, по северному берегу Плещеева озера, на с. с. Егреново и Кутань к с. Святову.

15) Дорога из Коврова на Холуйскую слободу, в г. Балахну, Нижегородском губ. проходит по уездам Ковровскому, Вязниковскому и Гороховскому. Она отделяется от тракта из г. Коврова в Шую, у с. Б. Всегодищи (Б. Стеголицы) и идет, до с. Набережна, местностью ровною, открытою, исключая 4—х верст от д. Смехры, где находится лес не более 1 версты глубины в обе стороны; за д. Коболохаловой, дорога проходит болотистую жилу в 1 версту ширины, по бревенчатому накатнику, а перед с. Набережна — р. Шимегду по мосту на плотах; весною же — на пароме и досчениках. От д. Набережны до с. Изотина (на тракте из г. Вязников в г. Шую) местность ровная, открытая, а от Изотина до Холуйской слободы,— ровная, но покрытая мелким лесом и кустарником. В Холуйской слободе дорога переходит р. Тезу, по мосту на плотах и идет до с. Мугреева большою частью лесом, по местности ровной, переходит за тем р. Лух, по мосту на плотах (весною река разливается на 2 ½ вер., тогда мост снимается и ходит паром) и следует до границы Нижегородской губ. ровною и открытою местностью, исключая 3-х верст, между с. с. Мугреевым и Нижним Ландехом, которое окружено сосновым лесом. Грунт земли от Коврова иловато-глинистой, а потом песчаный, до входа в Нижегородскую губернию; но от Холуйской слободы, встречаются болотные места, устланные бревенчатым накатником. Дороге придает большое значение с. Холуйская слобода, куда на четыре ярмарки свозятся фабричные изделия всех уездов Владимирской и множество товаров из Московской губернии. На эти ярмарки приезжают из всех мест покупщики, развозящие, взятый у купцов, товар (преимущественно в долг, на сроки от 6 до 18 месяцев), по Европейской и Азиатской России; по этой же дороге из Вятской губернии, каждую среду, проходит в Холуйскую слободу возов от 50 до 60, с досками для образов, писанием которых исключительно занимаются жители слободы; а из Коврова и его уезда еженедельно приезжают покупщики образов, развозящие их для продажи по всей России.

16) Дорога из Коврова в с. Иваново Шуйского уезда. У Коврова дорога переходит р. Клязьму, летом по мосту на плотах, весною на пароме, до д. Ручьи (4 вер.) и следует до ст. Херсона, по правому берегу р. Уводи. Местность от Коврова до ст. Усолья легковолнистая; первые 5 верст покрыты кустарником, а последние две версты густым, сосновым лесом. На 11 версте, у д. Объедова, дорога переходить р. Секшу по деревянному мосту на сваях, в 15 сажен длины и гатью в 60 саж. длины — с. Усолье стоит на возвышенном местоположении над оврагом, наполняющемся водою, только при разлитии р. Уводи и тогда построенный через него мост сносится, а переправа производится: конная в брод; а для пеших — по лавам в 15 саж. длины; от Усолья до с. Херсона (быв. Волатово) дорога идет две версты открытым местом, 2 ½ вер. — сосновою рощею до р. Тальма, на которой устроен мост и гать в 125 сажень длины (весною мост снимается, а переправа производится вброд, и на досчениках) далее открытые места перемешаются небольшими перелесками; дорога идет по местности низменной, болотистого грунта, весьма затруднительной для проезда весною и осенью, особенно на пространстве между д. д. Мал. и Бол. Ростинковичами. От с. Херсона, дорога идет через болотную долину р. Вязьмы, гатью в 270 саж. длины, проходит реку по высокому на тарасах мосту и подымается довольно отлого на высокий левый берег реки (весною гать покрывается водою до 6 четвертей высоты, не снося однако же настилки моста; почему конные переезжают по мосту вброд, а пешие на лодках). От левого берега реки до с. Лежнева, дорога идет по местности возвышенной и открытой, исключая последних 7 ½ вер., поросших мелким лесом. Грунт земли от Коврова сначала иловатый, а потом, исключая болотных мест, песчаный. От с. Лежнево до с. Иваново, дорога следует первые 8 и последние 4 версты по местности возвышенной и открытом, а промежуточные — 12 вер. по низменным, поросшим кустарником, местам. Грунт земли иловатый. От Иванова отходит малый проселочный тракт в Костромскую губернию (15 вер.) по местности ровной, низменной и поросшей кустарником. В с. Иванове через р. Уводь переезжают по плавучему мосту.
По этой дороге отправляются товары из с. Иванова на Ковровскую ярмарку, открывающуюся в январе; по ней же еженедельно ездят из Ковровского уезда офени (мелочные торговцы) в с. Иваново, для закупки дешевых товаров, по понедельникам, и многие жители, занимающиеся дома выделкой миткаля везут товар для продажи, а на вырученные деньги закупают, в с. Иванове, пряденую бумагу. По этой же дороге с Ковровской пристани, самой значительной на Клязьме, доставляются в с. Иваново разные продукты, как то: пшеница, хлеб, соль и проч., часть дороги от Лежнева до Иванова сокращает езду из Владимира в Иваново и обратно на 37 верст, что очень важно для торговли.

17) Дорога из Шуи в Ростов Ярославской губернии, отделяется от почтового тракта из Шуи во Владимир, у с. Лежнева, и идет до с. Тейкова, первые 3 версты местностью открытою, а потом лесом; окрестности ее довольно волнообразны; на 6 версте перерезывает ее холмистая возвышенность с довольно крутым на нее подъемов, а на 11 вер., от д. Б. Леши находится дол, спуск и подъем к которому крут. От Тейкова до с. Анькова местность ровная, покрытая большей частью лесом. От Анькова до границы Ярославской губернии первые 5 верст дорога проходит местностью болотистой, устланною бревенчатым накатником; а последние 4 вер. местами сухими и открытыми. Близ д. Григорьевой она пересекается р. Вязьмою, через которую построен мост на сваях, в 18 саж. длины (весною переправа на пароме). Грунт земли, на всем протяжении дороги, весьма не одинаков; глина, ил и песок; но, исключая болотных мест, где устроены гати, вообще грунт твердый.
Эта дорога есть малая торговая; езда по ней в различных участках разнообразна. В торговом отношении, она замечательна более как зимний путь, по которому двигаются обозы из Шуи, с. Иванова и из окрестных деревень, за неделю до великого поста, на Ростовскую ярмарку и из Ростова и его окрестностей в Шую и Холуйскую слободу на ярмарки; протяжение дороги от с. Тейкова до с. Дежнева, более подвержено езде во все времена года, от беспрерывных торговых сношений жителей Тейкова с жителями г. Шуи. с. с. Иванова, Лежнева и других.

18) Дорога из Судогды в Ковров. От Судогды до ст. Дроздова, а оттуда до Коврова идет по местности ровной и открытой, за исключением промежуточка от 7 до 17 версты от г. Судогды, поросшего густым, сосновым лесом, и последних четырех верст до Коврова, покрытых мелким кустарником. Между д. д. Загорьем и Доборовым близ г. Судогды (дорогу пересекают реки Вынчуга и Ада;— на них устроены мосты на сваях, которые не всегда сносятся, при разлитии воды; но они находятся в совершенно негодном состоянии. У с. Погоста (4 версты от Коврова) дорога переходит через р. Нерехту, по мосту на сваях; весной этот мост сносится и тогда дорога переменяет направление на д. Бабинки, где переходит через реку, по постоянному мосту, в 3 верстах выше первого переезда.
Эта дорога есть малая торговая; она служит ближайшим сообщением Судогодского уезда с северными губерниями и с северными уездами Владимирской губернии; но дурное состояние мостов на реках Вынчуге и Аде препятствуют безостановочному движению по ней (кроме зимнего времени). Впрочем, жители Судогодского уезда и не имеют больших сношений с северными уездами; для них важна одна Ковровская пристань, куда привозится: пшеница, хлеб и соль. Этою же дорогою Судогда соединяется с г.г. Вязниками, Гороховцом и Нижним-Новгородом (Станц. Дроздово стоит на Московско-Нижегородском шоссе).

19) Дорога из г. Меленков в Ковров идет, до с. Ушны (Суровцева) по малой почтовой дороге, а от Ушны до с. Мошок по Саратовскому тракту, где отходит на с. Павловское (на Московско-Нижегородском тракте). На этом последнем протяжении она идет по местности ровной и большею частью покрытом перелесками; у д. Озерков дорогу пересекает р. Колпь, через которую, кроме времени весеннего разлития, проходят вброд; у д. Мордвинова дорога переходит через овраг, по мосту в 5 саж. длины, который в водополье сносится. Грунт земли песчаный. От с. Павловского до г. Коврова тракт почтовый.
Дорога эта содержится не совсем исправно и потому, в настоящем виде, затруднительна для переезда. Она составляет кратчайший путь из Тамбовской в северные губернии и северные уезды губернии Владимирской.

20) Дорога из г. Покрова в г. Юрьев проходит по уездам Покровскому и Юрьевскому; по первому она следует лесом, по грунту, до д. Вомушки, песчаному, а далее по суглинистому: по Юрьевскому же уезду идет местностью волнистою, открытою, по грунту глинистому с примесью чернозема: ее пересекает множество речек и ручейков,— спуски к которым и подъемы придают местности вид несколько волнистый. Из значительных рек здесь встречаются следующие: Волга, в 4 вер. от Коврова, у с. Ивановского; Липня, у д. Алкудина; Пекша в одной версте за д. Короваемым; на них устроены постоянные, на сваях, мосты.

21) Дорога из Москвы в г. Углич Ярославской губ., проходит по уездам: Александровскому и Переславскому. От границы Московском губернии, она идет четыре версты местностью волнистой и открытой, а перейдя р. Кулью, по мосту В 58 саж. длин., входит в лес и постепенно понижается, по мере приближения к Переславскому уезду; по переходе через реку Дубну, по мосту в 60 саж. длины, вступает на местность низменную, большею частью болотистую, так что на протяжении 32 верст, почти на каждой версте, идет по гатям, которые в общей сложности, составляют до 7 ½ вер. бревенчатого накатника. Кроме выше поименованных рек, еще пересекают дорогу: за 3 вер. до д. Веригина ручей Сулак, окруженный с обоих берегов, болотом; через него устроен мост на тарасах в 310 саж. длин. и гать из накатника в 60 саж. длин., а в 4 верстах за д. Веригиным пересекает дорогу р. Порта, через которую построен мост в 20 саж. длин, и гать по обоим берегам, в 60 и в 190 сажень длины. Грунт, исключал низких мест, песчаный и иловатый.
По качеству грунта и местности, эта дорога только в сухое летнее время года, удобна для проезда; между тем содержание ее в исправности требует значительных издержек.

22) Дорога из г. Покрова в г. Егорьевск, Рязанской губер. (59 вер.) идет по местности ровной, на половину лесом, на половину открытыми местами, по грунту песчаному; через р. Клязьму переходит по плоту (во время разлития эти реки, на 4 версты, переправляются на лодках). Перейдя Клязьму, дорога следует правым ее берегом 15 вер. и затем, повернув влево, при входе в Рязанскую губернию, беспрерывно пересекается болотными жилами; из них одна между с. Ореховой-Горою и Кобановым тянется на версту.
Дорога эта, несмотря на песчаный грунт, во Владимирской губернии затруднительна для проезда в г. Егорьевск, от болотных мест, начинающихся еще в южной части Покровского уезда и продолжающихся по Рязанской губернии; при том устроенные на них гати редко поправляются, и вообще дорога содержится в неисправности, а потому местные жители пользуются ею более, как зимним путем; тогда она изменяет свое направление от Покрова до с. Городище: вместо того чтобы ехать на д. Киржач прокладывается дорога прямо к с. Орехово.

23) Дорога из Мурома в Тамбов проходит по левому нагорному берегу Оки, по местности открытой и твердо-песчаному грунту. Она сокращает почтовый тракт между этими городами; по ней ездят налегке, и преимущественно коноводы тянувшие суда, бичевником вниз по Оке, с Муромской к Нижегородской и Рыбинской пристаням.

24) Дорога из с. Золина (Рожественно тож, на Московско-Нижегородском шоссе) в г. Балахну, Нижегородской губернии (проселочный тракт),— идет по Гороховскому уезду (19 вер.) две версты открытыми местами, а потом строевым сосновым лесом, по грунту более песчаному.

Почтовые дороги

См. Пути сообщения Владимирской губернии в сер. ХIX века
Рязанский тракт
Нижегородское шоссе и промышленность Владимирской губернии
Владимирский тракт
Стромынская дорога (Стромынка).
Историко-статистический очерк Московско-Нижегородского шоссе 1845-1869 гг.
Древние дороги Александровской земли

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (28.03.2017)
Просмотров: 1012 | Теги: владимирская губерния | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика