Главная
Регистрация
Вход
Вторник
19.03.2024
07:17
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1589]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [170]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2393]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [124]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Судогодский район

Село Мошок Судогодского района. Праведный Савва Мошокский

Село Мошок

Мошок - село в Судогодском районе Владимирской области России, центр Мошокского сельского поселения.
Расположено в 35 км на юго-восток от Судогды и в 77 км от Владимира на автодороге Владимир-Муром. «Село Мошок при прудах находится в 32 верстах от уездного города (Судогодский уезд) и в 70 от губернского». [1]

11 августа 1883 г. в с. Мошке был пожар, в числе других строений, сгорела изба с двором крестьянки Марии Абросимовой.
Мошенское почтовое отделение в 1899 г.: начальник – губ. секр. Алексей Васильевич Клопов.
По переписи 1897 г. в с. Мошок проживало – 1828 чел.

В 1782 г. в Мошенской волости был основан Воковский хрустальный завод.
Недалеко от д. Гладышева в кон. XIX - нач. ХХ вв. был построен стекольный Благовещенский (Гладышевский) завод.

В с. Мошок в 1896 г. открылся хрустальный завод Садовникова. «Об исключении из оклада земства хрустального завода при селе Мошке Судогодского купца Аксена Ивановича Седова за прекращением производства.
Наследники умершего Судогодского купца Аксена Ивановича Седова поданным на имя Владимирской губернской земской управы заявлением просят об исключении из оклада земства принадлежащего им при селе Мошке хрустального завода и о сложении состоящих на нем земских сборов за 1910 год за прекращением на нем производства.
По произведенному членом управы г. Федоровским дознанию оказалось, что на заводе умершего Седова производство прекращено с 10 августа 1909 года, здание завода и дымогарная труба находятся в целости, газометр и стекловарная печь совершенно разрушены, закальные опечки требуют крупного ремонта.
В настоящее время на заводе земских сборов состоит: уездного — недоимки 1216 руб. 53 коп., пени 308 руб. 56 коп., оклада с./г. 264 руб. 98 коп.; губернского — недоимки 724 руб. 25 коп., пени 188 руб. 78 коп., оклада 173 руб. 40 к., а всего 2876 руб. 50 коп.» (Доклады Судогодской Уездной Земской Управы и журналы очередного уездного земского собрания сессии 1910 года).
«Успенский завод при селе Мошке, вполне оборудованный, Главстекло постановило сломать и строительные материалы, главным образом кирпич, перевести на Воковский завод за 12 верст» («Призыв», декабрь 1921).
«За селом в 1 ½ верстах есть кирпичный завод, который в настоящее время не работает. За ним присматривает гр-н Шмелев А. Г. Дорога проложена как раз около завода. Мужички, возвращающиеся с поля и из леса, отрывают тес и увозят домой, да и сам гр-н Шмелев не дает спуску. Всякую корку тащит в свою норку.
А в прошлом году гр-н Шмелев по чьему-то распоряжению много материала переносил к себе с стекольного завода, быв. Седова. Положите конец расхищению государственного имущества» («Призыв», 21 июля 1923).
«О передаче Успенского стеклозавода. Президиум губплана признал целесообразной передачу Успенского стекольного завода судогодскому уисполкому для ликвидации. Стоимость всего имеющегося там имущества определяется в 8583 рубля, каковую сумму постановлено списать с баланса ГСНХ и зачислить на баланс судогодского промторга» («Призыв», 17 марта 1925).


В 1900 году была открыта библиотека. Помещение для библиотеки было нанято в доме местного крестьянина за сто рублей в год. Выписывались газеты «Свет», «Биржевые ведомости». Начальный фонд состоял из книг — пожертвование частных лиц. В 1918 году библиотека располагалась в центре села на первом этаже двухэтажного дома.
«О необходимости устроить в селе Мошке артезианский колодец.
В заседании врачебного совета 22-го июля 1905 г., где обсуждался вопрос губернской управы, в каких местностях необходимо на губернский счет устройство колодцев, г. Тер-Габриельянц (и. д. врача 3-го участка) был внесен доклад о необходимости устройства артезианского колодца в селе Мошке.
Село Мошок многолюдное (3000 жителей), торговое село, здесь каждый понедельник бывают базары и 6 раз в году ярмарки и на те и на другие съезжается масса народа.
При своем многолюдстве село Мошок лишено совершенно мало-мальски порядочной в санитарном отношении воды. Три грязных пруда, в которые во время дождей стекают всякие нечистоты, являются единственными здесь водохранилищами. «Зимой около этих прудов положительно нельзя пройти, не зажавши носа», чтобы умыться водой из этих прудов нужно сначала профильтровать и прокипятить эту воду. Дождевую воду жители хранят и употребляют только для чая. Зимой пользуются снеговой водой.
Между тем как % всех заболеваний Мошенских жителей 40 %, процент кишечных заболеваний 68 %.
Все население Мошка заражено глистами. Вот результаты недостатка воды (порядочной) в медицинском отношении.
Недостаток воды сказывается и в пожарном отношении. В Мошке очень часты пожары и никогда не сгорает менее 10 изб, в большинстве случаев сгорает 10-30, а иногда 100 и больше. Земская управа отказывается страховать избы. Ясно, насколько необходимо порядочное водоснабжение для Мошка, как в качественном, так и в количественном отношении…
Мошок частью входит под опеку губернского земства, как село межуездное (6 верст от границы Меленковского уезда).
Докладывая о вышеизложенном собранию, управа с своей стороны полагала бы необходимым устройство в селе Мошке артезианского колодца, для которого ходатайствовать у губернского земства 2000 руб.» (Доклады Судогодской уездной земской управы очередному уездному земскому собранию 1905 года).
«Водоснабжение. Вырытый земством артезианский колодец теперь работает во всю. Вода прекрасная, чистая. Ежедневный расход на отопление, машиниста и др. расходы общество приняло на свой счет. Общий годовой расход не превышает 2000 руб., что для села нисколько не будет тягостью. Большую долю расходов взяли на себя чайные и стеклянно-заводчики. Воду из прудов запрещено брать. Случайные базарные посетители пользуются водой по-ведерно» (Газета «Муромский край», 11-го февраля 1914).

Новая Мошенская больница (3-й медицинский участок) была открыта 12 мая 1911 года.
«О пособии вдове ветеринарного фельдшера М. В. Шиманской. Муж просительницы, прослужив в качестве ветеринарного фельдшера в с. Мошке около 12-ти лет, скоропостижно скончался 28-го мая 1912 года, оставив жену и четверых малолетних детей без всяких средств. Сама просительница глуха на оба уха и жить с детьми без материальной помощи со стороны совершенно не может» (Доклады Судогодской Уездной Земской Управы очередному уездному земскому собранию 1912 года).

Мошенская волость, центр — с. Мошок существовала с 1917 года в составе Судогодского уезда.
«Мошенская волость. На волостном сходе 30 апреля 1917 г. гражданами-крестьянами Мошенской волости был избран новый волостной старшина, взамен отказавшегося, М.М. Щевлев и кандидат к нему; была утверждена дополнительная смета на содержание служащих волостного правления и членов Мошенского Волостного Исполнительного Комитета, а также избрана ревизионная комиссия. Приговор записан и представлен на утверждение г. комиссара» (Известия Владимирского Временного Исполнительного Комитета. № 52. Вторник 9-го мая 1917 года).
«Из некоторых волостей Судогодского уезда получаются от местных жителей такие сведения, что будто-бы солдатские депутаты, производящие в уезде перепись хлеба, производят таковую не на местах, и количество хлеба заносится в списки не соответственно с наличностью их в натуре. Мошенское Волостное Правление, Судогодского уезда, в опровержение этих сведений сообщает, что в районе Мошенской волости опись хлеба делегатом Солдатских Депутатов Владимирского гарнизона И. Фокиным производилась на местах в каждом селении и в каждом хозяйстве и наличность хлеба в список вносилась правильно и в соответствии с действительным количеством оного, а потому подобного рода нарекания есть сущая несправедливость. Волостной Старшина Шавлев (подпись). В. Писарь (подпись). 17 июня 1917 года» («Известия Вл. Г.В.Исп. К-та», №7, 21-го июня 1917).
«Гр. с. Мошок, Судогодского yeзда, Кондратий Каширин и священник того же села Николай Астрелин, за невзнос страховых платежей за состоящих у них на службе прислуг, девочек 15 лет, оштрафованы Нарсудом первый на 125 р., а второй на 100 руб. золотом, а при несостоятельности продажей имущества.
Как тот, так и другой заявили суду, что девочки эти жили у них из милости, как призреваемые, за хлеб и одежду, что, однако, не мешало им заставлять их работать с утра и до вечера» («Призыв» 9 мая 1923).
«В 1922 году председателю нашего сельсовета гр-ну Е. Садкову было выдано из местного кооператива сельскохозяйственный инвентарь, мануфактура и прочее, для розыгрыша среди населения волости, т. к. оно в то время, особенно в сельско-хозяйственном инвентаре, ощущало острую нужду. Г-н Садков, получив вещи, часть оставил для своего обихода, а часть их продал и на вырученное открыл торговлю.
На вопросы граждан:
- Когда, Егорушка, приступать к розыгрышу, он отвечает:
«Не накрутил еще билетов». Необходимо гр. Садкова за присвоение общественных ценностей привлечь к ответственности» («Призыв» 25 мая 1923).
«Разгоните притон картежников. По Успенской ул., в доме гр-на Ивана Никитина, собираются игроки в «очко», «листяк» и т. п. Игра продолжается чуть ли не ежедневно до поздней ночи. Проигрывают не только деньги, но и обувь, верхнее белье, золотые часы и т. д. Иногда проигравшиеся возвращаются домой в «чем мать родила». Милиция, по-видимому, не замечает это, даже милиционер Коблов частенько в притоне бывает. Явление недопустимое» («Призыв», 11 июля 1923).
В 1924 году в Мошенскую волость передано селение Жары Драчевской волости Меленковского уезда.
По декрету ВЦИК от 23 августа 1926 года волость передана во Владимирский уезд (без селений Язвицы и Воковский стеклозавод). В составе волости было 13 сельсоветов: Баркинский, Брыкинский, Гладышевский, Колычевский, Кондряевский, Лыткинский, Митинский, Ново-Деревенский, Ознобишенский, Озяблицкий, Синицинский, Форинский, Юромский.
Волость ликвидирована в 1929 году, сельсоветы перешли в Судогодский район Владимирского округа.
«Очень плохо проходит учеба в школе колхозной молодежи (ШКМ) при с. Мошок, Судогодского paйoнa. Завед. школой Марков А.Ф. занимается гулянкой и не руководит учебой. Среди учеников развиты: недисциплинированность, пьянство, картежная игра и проч. « Судогодское районо школой не руководит и ни разу не обследовал ее работу» («Призыв», 11 мая 1930).

Численность населения: в 1859 г. – 1241 чел.; в 1897 г. – 1828 чел.; в 1905 г. – 855 чел.; в 1926 г. – 1455 чел.; в 2010 г. – 1133 чел.

Название свое это село получило от болотистой мшистой почвы, на которой оно расположено.
В XVI-XVII вв. село Мошок было центром громадной вотчины, принадлежавшей князьям Воротынским. Эту вотчину составляли кроме Мошенского прихода – Гонобиловский, Замаричский и Сарниковский приходы. «Население ея простиралось до 6000 душ муж. пола».
По писцовым книгам Муромского уезда 1627-1630 гг. село Мошок значится старинной вотчиной князя Алексея Ивановича Воротынского; в селе старая церковь Успения Преч. Богородицы – «ветха стоит без пения; церковь эта построена была вотчинником». Другая церковь новая Успения Преч. Богородицы с приделами Николая Чудотворца, князя Михаила Черниговского и боярина его Федора и Алексея человека Божия, вверху приделы св. вел. муч. Екатерины, Сергия Радонежского, Дмитрия Солунскаго и св. Иоанна Предтечи; при церкви было 3 священника, дьячек, пономарь и просвирня, 5 дворов церковных бобылей, пашни церковной 20 четв.
Эта церковь была домовой церковью вотчинников Воротынских. Кроме нее в Мошке в то время была и приходская церковь во имя ап. Иоанна Богослова; при этой церкви были поп, дьячек и просвирня, 4 двора бобыльских, пашни церковной 20 четв. «худые земли»; в приходе – двор вотчинников, двор приказчиков, 7 двор. служних, 7 двор. псарских, 11 дв. конюховых, 20 дв. поваров и задворных людей и 13 дв. бобыльских.

Из этой выписки видно, что село Мошок в нач. XVII в. представляло из себя центр богатейшей вотчины того времени, населенной почти исключительно его дворнею, что придавало особый отпечаток этому селу. Нигде в писцовых книгах того времени мы не встречали такого обширного и, вероятно, богато украшенного храма, как здешний храм Успения Пресв. Богородицы, и такой многочисленной группы дворовых людей разных профессий. Вероятно, около того времени, были выкопаны и те 10 прудов, которые отчасти сохранились в Мошке.

Ружная церковь Успения Пресв. Богородицы существовала в Мошке и в кон. XVII в. Она отмечена в окладных книгах Рязанской епархии за 1676 г. При Успенской церкви по этим книгам, значатся 3 священника и дьякон, владеют они поровну боярской землей «по 7 десят. в поле пашни и по 20 копен сенных покосов. Приходских дворов и земли церковной у причта нет.
«Да за ними же за попами даянье боярина князь Ивана Алексеевича Ворытынскаго 40 двор. крестьянских и 8 бобыльских».
Существовала в то время и приходская церковь Иоанна Богослова. При ей было также три священника, а в приходе: «двор боярина князя Ивана Алексеевича Ворытынскаго, а в нем живет приказщик, двор земскаго подъячаго, 21 двор служний, 72 двора крестьянских и 30 дв. бобыльских, д. Карева, в ней двор служень, 18 дворов крестьянских и 3 бобыльских, д. Колычева, в ней 73 дв. крестьянских, д. Горячево – 30 дв. крестьянских, д. Дятлово – 21 дв. крестьянских, д. Пивоварово – 15 дв. крестьянских, д. Пищальниково, в ней двор служень и 19 двор. крестьянских, д. Поздняково, а в ней двор служень и 18 дв. крестьянских, д. Игнатьева – 10 дв. крестьянских, д. Голядово – 6 дв. крестьянских, д. Поделкишная – 2 дв. крестьянских, д. Ефимово – 11 дв. крестьянских, д. Боярково – 30 дв. крестьянских, д. Олферово – 5 дв. крестьянских, д. Шерснево – 7 дв. крестьянских, д. Березуева – 8 дв. крестьянских, д. Перденово – 6 двор. крестьянских, д. Пожога, а в ней двор служень и 10 дв. крестьянских, д. Кленки – 19 дв. крестьянских, д. Ульянцево, а в ней двор служень и 2 дв. бобыльских, д. Новая – 46 двор. крестьянских, д. Серково, а в ней двор служень и 9 двор. крестьянских, д. Сироткина – 7 дв. крестьянских, д. Колодинки – 8 дв. крестьянских, д. Серна – 12 дв. крестьянских, д. Селезнево – 4 дв. крестьянских, д. Подол – 8 двор. крестьянских, д. Лихонино – 9 двор. крестьянских, д. Лантырева – 6 дв. крестьянских, д. Поросятево – 9 двор. крестьянских. Земли церковной по 9 четвер. В поле, сенного покосу на 30 копен».
Приведенная здесь выписка указывает на довольно странную судьбу населения вотчины кн. Воротынских. Сопоставляя число дворов в деревнях за 1676 и 1896 гг. мы видим, что это число в большинстве случаев не только не увеличилось, но даже уменьшилось. Очевидно, какие-нибудь неблагоприятные условия способствовали или вымиранию населения или переселения его в другие места.
Федор Новоселовский в 1796 г. был назначен священником в село Мошок.

Рассказы о пребывании императора Павла I-го в с. Мошке, во время путешествия в Казань, в 1798 году

Когда Император Павел I-й приехал в село Мошок, то выйдя из экипажа пошел по селению один без свиты и войдя в небольшую избушку застал старуху, качающею в зыбке ребенка, которую приветствовал словами: «Здравствуй бабушка».
— Здорово кормилец — ответила она, добавив вопросом — не ты будешь-то царь-батюшка?
«Я, бабушко» - сказал Император.
Тогда старуха встрепенулась и подпершись рукою стала с умилением глядеть в лицо Государя,— почему он спросил:
«Чего глядишь на меня, бабушка?»
— Как не глядеть мне Царь-батюшко на тея, коли в мою кельюшку редко глядит солнышко.
Такой ответ понравился Императору и он повелел весь род этой старухи перевести в Муромское купечество.
По всей вероятности об этом же случае дворянин Р. А. Кайсаров, помещик соседнего с Мошком села Гонобилова (Предание говорит, что в XVI столетии здешний владелец, князь Дмитрий Михайлович Воротынский, охотясь за каким то зверем, гнавшись за ним упал с коня и убился; на этом месте погребен и устроена над могилою его церковь, а образовавшееся при ней впоследствии селение названо, по происшедшему случаю, Гонобиловым, от слов гонялся и убился.), передал в 1850 году редактору В.И. Доброхотову с такими вариантами.
Когда Государь Император Павел Петрович проезжал с великими князьями и Нелединским — Мелецким в Казань, то значительные тогда Судогодские помещики Лопухин, Трусов и Ходеневы устроили в пяти верстах от села Мошка дом для принятия Императора. Дом был богато убран; но Государь, миновав его доехал до Мошка, где и остановился в хижине бедной крестьянской вдовы, которой он и подарил 500 рублей. Пребывая здесь, Государь между прочим говорил с окружавшими его о действиях знаменитого Михаила Ивановича Воротынского при взятии Казани; сказывал, что здесь было владение сына его Дмитрия Михайловича, что кончина его в сих местах случилась, и вдруг спросил: «Где-то он похоронен?» Никто из окружавших ничего на это не мог ответить Императору.
Но спустя немного времени, случай дал ответ на этот вопрос и ответ положительный. В 1800 году при поправке церкви в селе Гонобилове найден под нею надгробный, разбитый на три части, камень с вырезанною надписью: «Лета 7099 (1591) года на сем месте преставися раб (Божий) Дмитрей Михаилович Воротынский» (Место, где скончался и погребен князь Д.М. Воротынский, принадлежало ему; к церкви села Замаричья, которое в трех верстах от с. Гонобилова, как видно из церковных книг приложено им 8 пустошей. В писцовых книгах значится, что во владении Д.М. Воротынского около села Мошка, было до 6 т. душ крестьян и до 60 т. десятин земли; все это пространство называлось: Мошенская Воротынская волость. И доныне при с. Гонобилове одна пустошь называется Воротынская десятина.).
Проживавший в д. Волкушах, Владимирского уезда, 90-ти-летний старец, отст. прапорщик лейб-гвардии Преображенского полка А. Д. Рагозин, как очевидец рассказывал в 1865 году М. М. Рангу, что когда Император Павел 1-й на обратном пути из Казани следовал Судогодским уездом и подъезжал к деревне Мошок лошади, везшие царский экипаж, по причине песчаной дороги и жаркого времени, остановились. Павел гневный вышел из экипажа и, сопровождаемый свитою, пошел в Мошок, но уставши завернул в первую избу. В избе, довольно чистой, хозяйка, уже пожилая женщина, узнавши кто ее гость, поднесла ему шитое деревенское полотенце. Император развеселился, спросил кому принадлежит деревня и узнавши,— что Лопухину, какому то дальнему родственнику известной Анны Петровны Лопухиной, щедро наградил женщину и удостоил принять приготовленный Судогодским дворянством завтрак, устроенный в беседке, при станции Новодеревенской, в 23 верстах не доезжая Судогды, был чрезвычайно милостив и разговорчив и в отличном расположении духа, проехав не останавливаясь Судогду, прибыл под вечер во Владимир.
К. Тихонравов. (см. Пребывание Императора Павла 1-го в городе Муроме, в 1798 году).

«Село Можки, 3 ¾ мили от Судогды.
12 (24) сентября 1812 г.
Деревня, где мы находимся, не из самых больших и не из лучших среди тех, что мы проезжали. Главная улица донельзя тесна и кривобока. Я спросил о причине этого, и мне ответили, что недавно в деревне был пожар, и с тех пор ее не отстраивали.
Мы прибыли сюда утром, и здесь уже находилось человек с двести французских пленных, ночевавших в деревне. Они как раз должны были отправляться в дальнейший путь, а посему их построили. С обеих сторон пленных охраняли бородатые ополченцы с пиками.
Не без любопытства взирали мы на это печальное зрелище. Среди этих двухсот были люди разных наций: французы, испанцы, англичане, немцы, пруссаки, поляки, итальянцы, швейцарцы. Говорили даже, что среди них были шведы и финны. Как хотелось мне убедиться в этом и сказать слова утешения своим соотечественникам, попавшим в плен наверняка еще в Померании и ставшим с тех пор жертвой Наполеона! Однако же я не осмелился обратиться к кому-либо из пленных.
Французы, немцы, испанцы и поляки во всем отличались друг от друга.
На лицах поляков был написан страх, и они едва осмеливались разговаривать между собой. Ненависть русских к ним много более, нежели к французам. Из поляков они не пощадили бы никого.
Испанцев же, по-видимому, одолевали мрачные мысли, и они редко заговаривали друг с другом.
Немцы, напротив того, беззаботно покуривали свои трубки и свободно болтали промеж себя. С ними и с испанцами русские обращаются лучше, чем с другими пленными.
Французы были исполнены бодрости духа и доброго настроя, непрестанно разговаривали и, сколь я мог слышать, даже подшучивали над теми, кто их окружал. Они только что получили деньги на прокормление, что вкупе составляло рубль и десять копеек деньгами, и размышляли, что бы на эти деньги купить. Случилось так, что они, сами того не зная, толпились перед лавкой, где продавались калачи, пряники, мед и орехи. Уразумев, в чем тут дело, они тут же начали громко произносить на ломаном русском знакомые им слова:
- Господа! Хлеб! Орехи! Господа!
Калачи и орехи продавала им девушка, торговавшая в лавке. Расплачиваясь, они украдкой гладили ее по руке и всем видом выражали ей свою нежность.
Наконец пленникам скомандовали отправляться в путь. Они тут же пустились в путь, но несколько хворых, присевших отдохнуть, не могли подняться и просили позволения посидеть еще. Русский ополченец, оставшийся, чтобы подгонять их, не понял или не захотел понимать, что они сказали.
- А вот я вам покажу, как притворяться! - закричал он и принялся бить их древком пики.
Бил их до тех пор, пока те не встали и не поплелись вслед за остальными. Лишь один пленный, один лишь вид которого говорил о том, сколь он страждет, продолжал сидеть на земле и слезно просил, чтоб его повезли в телеге. Но ополченец был по-прежнему непреклонен, он бил и пинал пленника.
Другие крестьяне, видевшие это, подошли к нему и стали просить за этого несчастного больного.
- Да его повезут, - ответил ополченец. - Разве не видите, что там стоит телега. Я хочу только, чтоб он сам дошел дотудова.
- Пусть уж лучше сюда подгонят телегу! Ты же видишь, что он не может идти.
- Нет, он должен идти, здесь же не больше пары сотен шагов!
И он продолжал пинать пленного до тех пор, пока тот не пополз к телеге.
- Ну что за варвар? - сказал другой русский. - Хоть французы нам и враги, но они тоже люди.
- Да, - ответил тот, что заступился за пленного. - Так обращаться с пленными людьми! Вчера, слышь ты, человек восемь умерло после такого обращения. А среди них оказалась переодетая баба - про то узнали только после смерти.
- Что ж, у этих ополченных нет и капли чувства христианского?
- Да уж видать! Эти говорят, что чем больше помрет, тем меньше придется кормить. Ежели б все распоряжались ополченные, то пленные не получали б ни еды, ни одежды, - это уж точно.
Большинство пленных и впрямь одеты были хуже некуда, но я видел нескольких, у которых были не мундиры, а одежда явно с чужого плеча.
- Да, эту одежу мы с соседями дали этим несчастным Христа ради, - отозвался один крестьянин.
- Ну, чего это вы стоите здесь да все жалеете французов? - закричал третий крестьянин, слышавший разговор. - Французам-то здесь делать нечего. Могли бы оставаться в своей Франции!
На этом закончилась беседа, которую мне не забыть, равно как и обращения ополченцев с пленными.
Однако французы не оставили подобное обращение вовсе уж безнаказанным. Они отомстили так, как это даже трудно себе вообразить.
Я видел, как на околице один француз из тех же пленных отстал, повинуясь тому зову природы, перед которым бессильны и власть предержащие, и последние нищие. Он остановился прямо посреди дороги и принял донельзя нескромную позу, явившуюся для толпы зевак полной неожиданностью. Сопровождавший его ополченец закричал, чтобы тот вернулся в строй, но француз притворился, что не понимает, или не хотел понимать того, что ему говорят, и ополченцу пришлось смириться» (Путешествие из Москвы в Нижний Новогород в 1812 году. Эрик Густав Эрстрем).

Успенская и Богословская церкви, по преданию, сгорели и вместо них построены были новые две деревянные церкви. Затем вместо деревянных церквей в 1802-1815 гг. был построен уже каменный храм.
«Чтобы заставить крестьян отозвать своих детей от лжеучителей невежд, каковых там (в с. Мошке) много находится», писал в январе 1816 года директор Дмитревский Преосвященному Ксенофонту, прося его назначить учителем в означенное село священника Варфоломея Красовского. 29 января сего же года просьба Директора была удовлетворена.
Тимофей Сильвестров (Фальковский) родился в с. Казнево в 1805 г. Окончил Владимирскую семинарию в 1826 г., получив фамилию Фальковский. В 1828 г. епископом Парфением был произведен во священника с. Маринино Ковровской округи (с. Маринино в 25 верстах от Коврова. Сохранилась усадьба композитора Танеева и Покровская церковь, построенная Танеевыми.). Умер в с. Мошок 17 марта 1871 г.
Петр Тимофеевич Фальковский родился в с. Мошок Судогодского уезда в 1849 г. Окончил Владимирскую Педагогическую школу. С 1870 г. учитель Мошенского училища Министерства народного просвещения с вознаграждением 150 рублей в год.
1 ноября 1867 г. определен на священническое место в село Мошок, студент Владимирской семинарии Алексей Аменицкий, на место уволенного за штат священника Тимофея Фальковского.
В 1867 г. сопричислен к ордену Св. Анны 3-й степени благочинный священник села Мошка Василию Формаковскому.
В 1868 г. преподано благословение Его Преосвященства Феофана Епископа Владимирского старосте Судогодского уезда села Мошка крестьянину Логину Каронову за сделанные им пожертвования на сумму 140 руб. 24 апреля.
В 1870 году, в мае месяце посещал и обозревал церковь села Мошка Преосвященнейший Иаков, Епископ Муромский. Присутствовал при совершении божественной Литургии, которую совершал священник Алексей Аменицкий. После божественной Литургии, в доме отца благочинного, священника Василия Формаковского, испытывал в знании Закона Божия учеников Мошенского приходского училища; семи мальчикам за хорошие ответы изволил подарить по книжке. Из дома о. благочинного, где Владыка ночевал, посетил дома: священника Аменицкого, диакона Троицкого и церковного старосты, купца Афиногена Соколова. Вследствие сего обозрения, на путевом журнале Его Преосвященства, объявлена признательность Епархиального Начальства благочинному, священнику Василию Формаковскому, за приведение церковной библиотеки в лучшее состояние и учителю, священнику Алексею Аменицкому, за успешное преподавание в приходском училище.
В 1872 году производились работы по церкви, снаружи церковь с колокольнею вновь окрашена подрядчиком села Бутылиц — крестьянином Иваном Яковлевым Тюрниковым, вследствие разрешения Епархиального Начальства, на сумму 1200 рублей; половина этой суммы употреблена из церкви, а половина пожертвована прихожанами.
В 1872 году, 9 апреля, в понедельник страстной недели, после вечернего богослужения, залез незаметно под престол Богословского алтаря, вероятно, с той целью, чтобы ночью произвести кражу, солдат Климент Лизав. Но кража не совершена. Причетник Василий Чижев, заперши дверь церковную, почему-то усомнился, воротил бывший народ в церковь для осмотра и вор найден под престолом и предан суду.
28 мая 1873 года в селе Мошке был страшный пожар. Пожар начался в 5 часов вечера, в доме старообрядца, купца Каньникова, из семейных его кто-то, будто, ходил на задний двор, для каждения, а в доме совершалась служба, по девятой песни заронили уголь в солому и чрез час вся улица — сто домов — превращена в груду пепла. Несмотря на очевидную опасность, ибо пожар был прямо против храма, церковь и дома священно-церковнослужителей сохранились целыми. На холодной церкви, на алтаре, сверху обгорела только железная крыша, каковая исправлена в том же году на средства церковного старосты, купца Афиногена Спиридонова Соколова, за что указом Консистории, от 19 июня 1873 г. за № 4474, ему объявлена признательность и благословение от Архиепископа Антония за усердную и полезную службу по церкви своей и за пожертвование им 100 р. на исправление церковной крыши.
В 1873 году посетил и обозревал церковь села Мошка Преосвященнейший Иаков, Епископ Муромский. Останавливался в доме отца благочинного; в тот же день, июля 23 дня, изволил отправиться к гор. Мурому, для обозрения Епархии. В это время, причетник Петр Анисов, по вступлении во второй законный брак, на поданном им прошении, получил благословение от Его Преосвященства надевать стихарь, во время богослужения.
В 1874 году, месяца сентября 18 дня посетил и обозревал Успенскую церковь села Мошка Высокопреосвященнейший Антоний, Архиепископ Владимирский. Имел ночлег в доме отца благочинного, священника Василия Формаковского.
15 января 1875 г. села Мошка священник о. Василий Васильевич Формаковский пожертвовал из собственных средст 25 рублей на содержание Епархиального женского училища. Совет училища изявил Василию Васильевичу Формаковскому благодарность за пожертвование в пользу училища.
Престолов в этом храме было три: главный во имя Успения Пресв. Богородицы, в теплой трапезе в честь Казанской иконы Божией Матери и св. апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. [1]
Из св. икон особенно чтима прихожанами древняя икона Казанской Божией Матери; по преданию, эта икона писана в Казани святителем Варсонофием и принесена оттуда в XVI в. кн. Ворытынским. Кроме сего хранились древние иконы Успения Божией Матери, св. ап. и Евангелиста Иоанна Богослова, св. Николая Чудотворца в житии и св. муч. Параскевы также в житии. [1]
Два напрестольных Евангелия: 1) напечатанное в 114 (1606) г. и 2) напечатанное при патриархе Иосифе. На втором Евангелии подпись: «князь Алексей Иванович Ворытынский Муромскаго уезду… Пречистой Богородице Казанской… приложил».
Из богослужебных книг хранились две месячных минеи рукописных, приложенные в XVI в. князем Ворытынским; на одной из них подпись: «книгу минею месячную благоверный князь Иван Михайлович Ворытынский в вотчину свою в соборную церковь свою Успению Пречистыя Богородицы в селе Мошку». [1]
Причта в приходе по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание их получалось: процентов с причтового капитала (7340 руб.), от земли пахотной и сенокосной, от хлебного сбора и от служб и требоисправлений – до 2000 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1]
Приход состоял из села Мошка и деревень: Новой (7 вер. от церкви), Дятлова (3 вер.), Горячева (6 вер.), Игнатьева (4 вер.), Пищальникова (4 вер.), Пивоварова (4 в.), Карева (6 в.), Баркина (7 в.), Колычева (5 вер.), Мостищ (5 в.), Безова (7 вер.), Манькова (5 вер.), Позднякова (5 в.), Поросятева (5 в.), Лантрева (8 вер.), Озяблиц (5 в.), Кубаева (10 вер.) и Колодников (3 в.); во всех этих поселениях по клировым ведомостям числилось 1540 душ муж. пола и 1837 женского. [1]

В с. Мошке имелось министерское училище. 1 ноября 1865 г. студент Владимирской Семинарии Николай Орлов был определен наставником во вновь открытое в с. Мошке Судогодского уезда училище. 15 января 1867 г. студент Владимирской Семинарии Алексей Аменицкий определен учителем в училище села.
«1870 г. очередное заседание Владимирского губернского земского собрания: читано отношение инспектора училищ от 30-го ноября 1870 г. за № 1686 об ассигновании 300 руб. на открытие в селе Мошке Судогодского уезда при образцовом училище ремесленного отделения. Постановлено: отношение инспектора народных училищ передать на обсуждение Судогодского уездного земского собрания».
«Открытие двухклассного образцового Училища, судогодского уезда, в селе Мошке.
17-е мая 1881 года навсегда должно остаться памятным для жителей села Мошка. В этот день совершилось открытие и освящение образцового двух-классного училища министерства народного просвещения, для которого, на средства потомственного почетного гражданина Ивана Федоровича Безбородова, выстроен прекрасный каменный одноэтажный дом, с удобными помещениями для двоих учителей, с отдельными кухнями, с посетительскою комнатою, с двумя мезонинами и надворною постройкой. Здание вышло хорошее, в длину имеет 36 аршин, а в ширину 18 аршин. Это здание находится за селом, к гор. Мурому, что делает его особенно заметным в числе сельских построек.
К торжеству открытия прибыли: г. директор народных училищ Ю. С. Чехович, инспектор С.П. Полетика, судогодский уездный Исправник В. Д. Изновский, председатель Земской Управы и член училищного совета М. А. Рамейков, член училищного совета. Н. П. Свавицкий и много других посетителей. Строитель училища, он же и почетный блюститель училища г. Безбородов, привез в дар училища прекрасный портрет ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА, который поставлен был в новоустроенном училище, на видном месте, и две Иконы: Спасители и Иверской Божией Матери, в серебрено-позлащенных ризах, в изящно убранных киотах, иконы поставлены были в церкви, пред местными иконами. Торжество началось литургией, совершенной соборне местным настоятелем, протоиереем Василием Фармаковским в сослужении законоучителя училища, священника Алексея Аменицкого. У литургии были все лица, прибывшие на праздник открытия училища. В церкви народу было весьма много, по случаю воскресного дня. Всем лицам, находящимся в храме, приятно было присутствовать при торжественном служении божественной литургии, тем более, что всю литургию прекрасно, стройно и благоговейно пели певчие, составленные из учащихся мальчиков, под управлением учителя М. И. Простосердова. В конце литургии, после заамвонной молитвы, о. протоиереем произнесено обычное слово.
Непосредственно после литургии начался крестный ход из церкви в новоустроенное здание, при священнодействии тех же лиц. Впереди хода два мальчика из учеников училища несли привезенные строителем в дар училищу иконы. Ученики и ученицы шли рядами, попарно; родители шли позади священного хода. Трогательное, умилительное и величественное шествие! У кого были свои дети в этом священном ходу из храма в училище, тот, смотря па это торжественное шествие, ни как не мог удержаться от слез умиления.
В училищном здании, пред совершением молебствия г. Директор сказал свою ясную, общепонятную речь, в которой, между прочим, выяснил народу, что двухклассное, образцовое училище открывается, указал на его преимущество и права пред прежнею народною школою, на великое благодеяние, какое оказал для народа строитель школы г. Безбородов, и на ведение учебного дела в более серьезном и строгом направлении против прежнего, при чем объявил, что одним учителем в школу назначен будет прежний учитель Простосердов, а другой назначен будет к сентябрю месяцу, законоучителем назначен будет прежний законоучитель, местный священник Алексей Аменицкий.
После г. Директора законоучитель сказал от себя речь следующего содержания:
«Аще не Господь созиждем дом, всуе трудишася зиждущии (Пс. 126, ст. 1.).
Эти слона сказал царь и пророк Давид, который, некогда, восхотел было построить храм божий в Иерусалиме; но Господом богом не суждено, чтобы царь Давид построил этот храм; по смерти царя Давида, Иерусалимский храм, единственный к мире, был построен сыном его, царем Соломоном. При настоящем торжественном собрании, в новоустроенном сем доме, пред его освящением, прилично, возлюбленные братии, сказать несколько слов, для всеобщего назидания, уясняя богомудрое изречение пророка Давида. Прошу благосклонного вашего внимания.
Пятнадцать лет существует в селе Мошке народная школа. В этот период времени было открыто у нас и образцовое одно-классное училище, но оно, за неимением готового помещения, было закрыто. В 1877-м году опять была открыта земская школа, которая до сих пор спокойно, стройно и успешно развивалась. Из нашей школы вышли сотни грамотных людей, многие из учившихся, с успехом окончили свое учение и получили свидетельства, дающие им права на льготу, при поступлении в военную службу. С каждым учебным годом число учащихся увеличивалось, так что в последнее время, наша школа не могла уже вместить всех детей, желавших обучаться в ней. Трудно, правда, было вести учебное дело со многими учениками в тесной и душной школе; но мы учили детей неутомимо, не чувствуя труда и усталости; нас воодушевляла заботливая внимательность нашего училищного начальства. Года три тому назад, у здешнего общества явилось желание устроить образцовое, двух классное училище, чтобы в оном и учеников было больше и учение велось беспрепятственнее, лучше и полнее. К нуждам общества, не знавшего, как устроить задуманное дело, явилась с помощью дирекция народных училищ, предложив обществу, что нужно сделать для устройства желанного училища. Общество отозвалось к предложению ревностно—заботливого нашего училищного начальства сочувственно, пожертвовав для училища удобную землю, обязуясь вносить каждогодно сумму на отопление и на наем прислуги; после сего училищным начальством исходатайствовано пред правительством и земством денежное пособие (2 500 р. с.) почти достаточное для постройки училищного здания. Казалось бы, что училище, при таковом пособии, и при пособии других лиц, должно устроиться. Но, на деле, вышло не так. Начатая постройка приостановилась, явились препятствия, успеха не было. Видно, не пришел час тому, видно, без благословения и помощи Божией, напрасны бывают все наши труды, заботы и стремления. Сбылись над нами слова Царя и пророка Давида: «аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии».
Неожиданно, к нашему счастью, нашелся истинный благодетель, ревнитель о благе народа и просвещении его юношества. Этот благодетель — потомственный почетный гражданин Иван Федорович Безбородов, которого благотворительность всем известна, его старанием украшены многие святые храмы, на его средства, в нашем уездном городе, устроена церковь при тюремном замке. Сей любвеобильный и попечительный муж, по указанию лиц, заинтересованных народным образованием, изъявил полное желание выстроить, на свои средства, училище, в нашем селе. Взявшись за это дело, он положил на него много забот, хлопот и стараний. Видно из сего здания, что заботливая и щедрая рука строителя ничего не жалела, чтобы сделать его удобным и пригодным как для учителей, так и для учащихся.
В христианском мире великое значение имеет для нас церковь Божия; ибо в ней верующие собираются для молитвы и славословия имени Божия, для принесения бескровной жертвы за живых и умерших, для научения истинам веры и благочестия; но не менее необходима и полезна для нас и школа. Ибо молитва и учение, церковь и школа, религия и жизнь одно с другим имеет самую тесную связь, самое крепкое единство. Народная школа имеет целью приготовить детей к жизни, чтобы дети возросли Создателю нашему во славу, родителям на утешение, церкви и отечеству на пользу. Но так как вся жизнь христианина, от колыбели до могилы, проходит в союзе с церковью, то на помощь святой церкви, в руководстве к разумному и сознательному достижению святых целей, должна прийти и приходит школа. Жизнь христианина требует просвещения его религиозного сознания и чувства для того, чтобы он был деятельным членом церкви Божией и полезным членом Государства, чтобы для него понятно было богослужение, и сам он мог принимать в нем непосредственное участие молитвою, чтением и пением, чтобы его молитва была проникнута чувством и исходила из мысли, просвещенной св. верою, чтобы он праздновал праздники по-христиански, обряды хранил по духу церкви и жил добродетелями церкви. Возможно ли столь светлые и святые понятия посеять в сердца верующих помимо школы, путем одного церковного собеседования? Может ли любвеобильная и попечительная святая церковь, в жизни христиан — вековые предрассудки, разные суеверия, грубые нравы истребить и уничтожить одними благовременными и безвременными увещаниями пастырей ей? Трудно этого достигнуть, при темноте, не развитии необразованности народа. Школа принимает на себя часть церковного труда и исполняет этот труд ко духу, по мысли святой церкви. Стало быть народная школа становится первою и деятельною помощницею церкви в просвещении христианина истинами христианского вероучения и нравоучения. Дай Бог, чтобы эти благие ожидания, желания и надежды, какие мы возлагаем на нашу школу, осуществились!
Если школа полезна н необходима, если устройство ее во всякое, время, благотворно и успокоительно действует на сердца здравомыслящих людей: то особенно, в настоящее время, когда враги России, крамольники, изверги рода человеческого столь явно и нагло неистовствуют, усиливаясь поколебать Россию, разрушить церковь Божию, предав, наконец, мученической смерти возлюбленного нашего ГОСУДАРЯ, ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА, неусыпно заботившегося, всю свою жизнь, о благе и счастии народа своего, призвавшего к участию в деле народного образования всех просвещеннейших людей страны, говорю, в настоящее время, новоустроенная школа, особенно образцовая, не есть ли отраднейшее явление для всех лиц, близко стоящих к народной школе и всех просвещеннейших людей страны Российской, почитающих свято память в Бозе почившего МОНАРХА, Помазанника Божия, истинного Отца отечества и мученика? Новоустроенная образцовая школа не есть ли очевидная свидетельница доброго желания здешнего общества и разумного понимания добра и великой пользы со стороны строителя ее, который, в смутные времена России, нашелся на это дело употребить свои средства, как бы в укор врагам и посрамление злодеев, мечтающих воспользоваться чужими капиталами? Эта школа не будет ли, так сказать, вечным памятником того, что мы—истинные сыны России, верноподданные нашего Благочестивейшего ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА, ревнующие о всем дорогом и священном для России?
От любви пастырской, прежде всех, приветствуем теперь доброго нашего строители училищного сего здания, которое с помощью Божиею приведено к концу. Приветствуем здешних жителей с этим приобретенным счастием и радостию. Родители! Будьте благодарны строителю сего дома, молите Бога, чтобы Он, всеблагий Творец и Промыслитель, продлил жизнь его на многая лета и воздал ему вместо временных вечными благами, вместо тленных нетленными. Новоустроенная школа возлагаемую на нее обязанность исполнит, как должно; поставленные наставники, под руководством и управлением добрых, честных и умных наших начальников, постараются честно и свято исполнить возложенные на них обязанности; без сомнения, они передадут вашим детям правила веры, добра и чести; в свою очередь, и вы, родители, не будьте равнодушны к делу воспитания своих детей, помогите вашим наставникам, насколько вам возможно, а именно, позаботьтесь первее всего о лучшем воспитании ваших детей в ваших домах, не давайте им разгульной свободы, бдительно следите за их поведением; потому что никакая школа, будь она и образцовая, никогда не может заменить для малютки родительского слова, родительского примера, никакою школьною строгостью нельзя исправить того мальчика, который нравственно испорчен с малолетства; никак не посеешь в школе того добра, которого не сумели вложить в детское сердце нерадивые родители; а если и внушить что доброе в школе таковым детям; то это будет не надолго и непрочно. Верно и свято исполните вы тогда великий, священный завет, оставленный нам покойным нашем ГОСУДАРЕМ: «обращаюсь к родителям детей: ведите их по пути истины и добра, чтобы приготовить из них не злодеев, а полезных деятелей и истинных граждан России».
Теперь приветствуем и вас, любезные дети, с открытием двухклассного училища, которого вы давно ждали; радуйтесь ныне истинною, детскою радостью; ибо ныне, собственно говоря, ваш детский праздник. Благодарите Господа Бога за великую милость к вам и любовь, во имя которой открывается сегодня для вас образцовое училище, где вы будете обучаться всему необходимому, полезному и святому. Как в прежнем училище вы прилежно учились и были послушны нам, так и в новоустроенной образцовой школе учитесь прилежно; знайте, что учение свет, а неучение тьма; ведите себя прилично, скромно и примерно; ибо вы будете уже считаться учениками образцового училища, которое будет относиться к вам строже и серьезнее. Молитесь Господу Богу, Подателю всех благ, чтобы добрые начала, добрые наставления, преподаваемые здесь, живее и сильнее прививались к детским вашим умам, чтобы вы сделались хорошими, честными и полезными членами государства, истинными и богобоязненными христианами, чтобы вы были на утешение своим родителям, а не на оскорбление. Знайте, при этом, дети, что без Господа Бога, без благословения и помощи Божией, вы никогда и на в чем не успеете, не успеете и в науках, будь у вас хорошие способности, если не будете усердно и смиренно призывать Бога на помощь. «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии».
Возлюбленные о Господе братия и други, собравшиеся к нам на открытие училища! Помолимся Господу Богу, чтобы Он—Царь неба и земли благословил новоустроенное здешнее училище, и освятил его, от всякого вреда соблюл невредимым и ненаветен живот сохранил здесь имеющих жить и учиться, чтобы Он призрел на сих юных детей наших Своим милостивым оком, чтобы дал им духа премудрости, страха Божия и откровения в познание Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, во всю их жизнь. «Призри с небесе Боже! и виждь, и посети виноград сей, его же утверди и насади десница твоя».
После этой речи началось молебствие Спасителю и Божией Матери и водоосвящение, в конце которого прочитана молитва на освящение нового дома. Певчие пели стройно и благоговейно, как и в церкви. Священнодействие совершено в первом классе новоустроенного училища, могшем вместить более 200 человек. Отцы и матери, не могшие взойти в училище, за теснотой, стояли вокруг училищного дома, на улице, и благоговейно молились. Все комнаты и вообще училищный дом внутри и снаружи был окроплен освященною водою. В конце священнодействия провозглашены были многолетия ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ со всем Царствующим Домом, Святейшему Правительствующему Синоду и Преосвященнейшему Феогносту, Епископу Владимирскому и Суздальскому, Начальствующим, учащим и учащимся и строителю новоустроенного училища, почетному блюстителю оного г. Безбородову; наконец провозглашена была вечная память в Бозе почившему ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ НИКОЛАЕВИЧУ. Крестный ход возвратился в церковь; освященные иконы, пожертвованные строителем, поставлены были на своих местах. Икона Спасителя в первом классе училища, а Икона Иверской Божией Матери во втором. По окончании торжества освящения дома, все участвующие в торжестве открытия школы, были приглашены строителем ее г. Безбородовым в училищный дом на чай и закуску. После чего составлен был г. Директором акт об открытии в селе Мошке образцового училища, за подписом всех присутствующих!..
Так совершилось училищное торжество в селе Мошке.
Законоучитель, священник Алексей Аменицкий» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 13-й. 1-го июля 1881 года).
Учащихся в 1896 г. было 71.
В селе с 1893 г. существовала женская церковно-приходская школа; учащихся в 1896 г. было 60.

Преосвященный Евгений, Епископ Муромский 27 марта 1911 г. — совершил литургию в соборе при участии местного причта; в положенное время посвящены в стихарь псаломщик села Мошка, Судогодск. уезда, Василий Барснев и учитель Яковцевской церковно-приходской школы Муромск. уезда Н.П. Кириллов, последний, определенный на штатное диаконское место в село Большое Загарино, Муромск. у., рукоположен в сан диакона.
«Мошенская волость, Судогодского уезда. Крестьяне нашей волости, собравшись на сход 5-го апреля, единогласно постановили следующее: Оказывать Временному Правительству полное доверие до созыва Учредительного Собрания, долженствующего устроить Россию на началах демократической республики.
Затем сход выразил пожелание, чтобы было приступлено к проверке документов солдат, приехавших на побывку; тех из них, у кого не окажется надлежащего отпуска; рассматривать как дезертиров, выселять их с мест жительства с предупреждением, что если они не возвратятся к своим частям в это серьезное и опасное для русской свободы время, то объявить их изменниками отечеству, приверженцами старого режима, врагами свободы, заклеймив их позором на все последующее время.
Одновременно с этим крестьяне послали телеграмму Временному Правительству, выражая благодарность, обещая поддержку и надеясь, что оно с Божией помощью выведет Россию из тупика, в какой привело ее старое правительство, на путь свободы и счастия.
Наконец, крестьяне решили просить Губернский Комитет о присылке ораторов, популярной литературы и ревизора по проверке предприятий, работающих на оборону в Судогодском уезде» («Известия Вл. Г.В.Исп. К-та», №38, 22-го апреля 1917).
«Современные благодетели. Гр. с. Мошок, Судогодского уезда, Кондратий Каширин и священник того же села Николай Астрелин, за невзнос страховых платежей за состоящих у них на службе прислуг, девочек 15 лет, оштрафованы Нарсудом первый на 125 р., а второй на 100 руб. золотом, а при несостоятельности продажей имущества.
Как тот, так и другой заявили суду, что девочки эти жили у них из милости, как призреваемые, за хлеб и одежду, что, однако, не мешало им заставлять их работать с утра и до вечера» («Призыв», 9 мая 1923).
«В день ярмарки (21 июля) в помещении партклуба состоялся танцевальный вечер — сбор с которого поступил в помощь воздухофлоту.
Девушки, при входе в клуб, шушукались.
— «Маруся, мне дома приказали, чтобы в клубе не танцевать пред праздником, а то согрешишь.
Степашка с Мишей переговариваются что если будем сегодня танцевать, то обязательно на страшном суде нас в ад посадят и т. д.
Вдруг—звуки гармонии и вся молодежь, толкая друг друга, моментально брызнула в танцевальное зало и там под звуки вальса, мазурки и кадрилей — был забыт и ад и грех.
Молодежь!
— Почаще посещайте читальню партклуба, больше читайте антирелигиозной литературы, она вам даст ясное представление о религии, как вечном обмане» («Призыв», 28 июля 1923).
«В Судогодский Уисполком поступило заявление бывшего священника Барашкова, следующего содержания:
— Я, Алексей Барашков, 30 лет, происхожу из беднейших крестьян Шуйского уезда. Благодаря своим трудам и жажде знания, мне удалось кончить учительскую семинарию. Затем 4 с половиной года я был учителем народной школы. В 1916 г. я стал служителем религиозного культа (священником) в селе Мошке. Но так как я стал им по своим религиозным убеждениям, а в силу обстоятельств, то все время чувствовал себя оторванным от трудового народа. Духовенство мне было противно и чуждо своими алчными стремлениями. Хотя я и сам находился среди них, но мысли мои были всегда на стороне трудового народа. Будучи священником, я в то же время несколько лет служил счетоводом в кооперативе и только эту работу я считал полезной для страны, а не служение культу. Революция и служба в кооперативе показали мне, что, священствуя, я трачу силы не там, где они нужны. Благодаря Советской власти, я узнал деспотические и контрреволюционные замыслы церковных верхов и после этого решил бросить служение богу, что теперь и сделал, снявши рясу. Приношу раскаяние Советской власти в том, что я, хотя и бессознательно, на несколько лет оставил своих братьев крестьян и был в среде тех, которые считают «простой» народ только рабочей силой, необходимой для их обогащения. Попы употребляли для этого все средства, запугивая народ разными страхами и суевериями.
Желая загладить свою вину, я прошу Судогодский УИК исходатайствовать мне перед Центральной властью права гражданства, принадлежащие по конституции трудящимся, чтобы я мог, под руководством Соввласти, приложить свои силы на укрепление мощи страны.
К сему подписуюсь, проживающий в с. Мошке, гр. Алексей Барашков» («Призыв», 27 апреля 1924).
Храм был закрыт в 1937 году, были сброшены колокола и сожжены иконы. В 1960 году в ходе хрущевский гонений на церковь местная власть хотела взорвать полуразрушенный храм, однако верующие не допустили этого.
Храм Успения Божией Матери, как памятник начала XIX века храм был отремонтирован в 1980 году: снаружи побелен, вставлены окна и т. д. В 1990 году усилиями жителей села и священником с. Ликино о. Василием Плескуном храм был вновь открыт. Первая литургия была совершена на Пасху в 1991 году. При Мошокском храме с 1997 года работает детская воскресная школа, которую посещают около 20 детей.

Владимир Андреевич Скворцов

14 июля 1922 года в селе Мошок Судогодского уезда родился Владимир Андреевич Скворцов, владимирский художник-график, участник Великой Отечественной войны.
Еще до войны Владимир Скворцов начал учиться во Мстерской художественной профтехшколе, так что на фронт уже пошел с серьезными навыками рисования. Они пригодились ему на войне в картографической работе, также его рисунки проявлялись в периодической печати.
Во Владимире он поселился с 1953 года, после окончания Ивановского художественного училища. Проявил себя в станковой, прикладной, книжной, газетно-журнальной графике, плакате. Работал в технике классического офорта, масляной монотипии, линогравюры и других.
С 1954 года принимал участие в художественных выставках сначала как автор живописных работ, а затем как график.
Среди его книжных работ буклет «Гербы Владимирской губернии» (1969 год), «Путеводитель по Владимиру», выходивший в 1967 и 1969 годах.
Владимир Скворцов был членом правления Владимирского отделения Союза художников СССР, много сделал для развития этой творческой организации. Работал он и главным художником города Владимира.
Скончался 13 октября 2008 года.

СТАНИСЛАВ ПЕТРОВИЧ ДОРОФЕЕВ (1941-2016)
Дорофеев Станислав Петрович родился в 1941 году в селе Мошок Судогодского района (ныне Владимирской области). Работал на предприятиях г. Иваново и г. Владимира, Саратовской и Волгоградской областей, преподавал в вузе, занимался научной работой. Кандидат технических наук. С 1969 года жил во Владимире. Первые стихи опубликовал в 1959 году. Стихи публиковались в газетах г. Судогды, г. Иванова, в ежегодных литературных сборниках «Владимирские посиделки».

ЮРИЙ ПЕТРОВИЧ ЗАЙЦЕВ родился в селе Мошок Судогодского района Владимирской области. После окончания средней школа был призван в ряды СА. Служил на морском флоте. Женился и остался жить в Одессе. После Армии работал на торговом флоте, на теплоходе «Ейск», до выхода на пенсию. В 2005 году вышла книга стихов «Страницы жизни».

Праведный Савва Мошокский


Икона. Праведный Савва Мошокский Судогодский чудотворец

В XVI в. прославился своим благочестием служивший в Мошокском храме священник Савва. В старинных Святцах он значится среди местно чтимых владимирских святых как праведный Савва Мошокский.
В центре боярской вотчины в селе Мошок был построен княжеский дворец и домовая двухэтажная церковь во имя Успения Божией Матери. В ней было восемь престолов. В селе была и вторая церковь Иоанна Богослова для жителей села и крестьян соседних деревень.

Пять священников обслуживали мошокские храмы. Среди них был и отец Савва, который своей подвижнической, самоотверженной жизнью, непрестанной молитвой, постом, с Божьей помощью спасал людей. Это был подлинный пастырь, который молился за болящих, утешал несчастных, призывая людей к истинной, горячей вере в Бога. Он многих утвердил в вере, ведя непрерывную борьбу с богоотступничеством.

В иконописном подлиннике сохранилось описание внешнего вида святого Саввы: "Священноиерей, владимирский новый чудотворец, подобием сед, брада аки Власиева, ризы поповские".

Праведный Савва почил в 1592 году, день его памяти 5/18 декабря и 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых.

МОЛИТВА святому праведному пресвитеру Савве Мошокскому

О славне и досточудне угодниче Божий, Савво праведный!
Благодать Святаго Духа восприяв, послужил еси священством непорочным Пресвятей Троице, предстоя Престолу Божию и принося о людех Безкровныя Жертвы.
Душу милостиву имея, благочестия добрый подвижник явися в Мошенской волости и вся Христова учения делом исполнил еси, к нищим и убогим присно милостыню творяй, вдовицы и сирыя от сильных мира сего заступая, должники же от правежа заимодавцев немилосердных свобождая.
Темже, вся добродетели, яко неводом, вкупе собравый, сподобился еси от Бога даров благодатных, по молитвам бо твоим болящия и недужныя исцеление обретаху, дуси же нечисти от имущих я исхождаху.
Пути спасительному прилежа, отче богомудре, собеседник был еси духовен преподобному Прохору, святыя Преображенския пустыни основателю, с ним же во едино лето блаженную кончину стяжал и наследовал еси Чертог Небесный в селениях праведных.
Но яко имеяй дерзновение ко Господу, моли Того усердно, святче Божий, о нас, грешных, с любовию к тебе притекающих, да житие богоугодное во всяком благочестии и чистоте поживше и мирно оное скончавше, участи десныя удостоимся на Страшнем Судищи Христове и причастники будем Небеснаго Царствия, воспевающе купно Святую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
Город Судогда.
Прохор и Вассиан Ястребские (+1592)
Категория: Судогодский район | Добавил: Николай (22.06.2015)
Просмотров: 5662 | Теги: святость, Судогда | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru