Главная
Регистрация
Вход
Суббота
10.12.2016
21:29
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 195

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [400]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [102]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [25]
Гусь [31]
Вязники [86]
Камешково [24]
Ковров [30]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [39]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [18]
Религия [1]
Иваново [12]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [6]

Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Судогда

Праведный Савва Мошокский. Село Мошок Судогодского района

Праведный Савва Мошокский


Икона. ПраведныйСавва Мошокский Судогодский чудотворец

В XVI в. прославился своим благочестием служивший в Мошокском храме священник Савва. В старинных Святцах он значится среди местно чтимых владимирских святых как праведный Савва Мошокский.
В центре боярской вотчины в селе Мошок был построен княжеский дворец и домовая двухэтажная церковь во имя Успения Божией Матери. В ней было восемь престолов. В селе была и вторая церковь Иоанна Богослова для жителей села и крестьян соседних деревень.

Пять священников обслуживали мошокские храмы. Среди них был и отец Савва, который своей подвижнической, самоотверженной жизнью, непрестанной молитвой, постом, с Божьей помощью спасал людей. Это был подлинный пастырь, который молился за болящих, утешал несчастных, призывая людей к истинной, горячей вере в Бога. Он многих утвердил в вере, ведя непрерывную борьбу с богоотступничеством.

В иконописном подлиннике сохранилось описание внешнего вида святого Саввы: "Священноиерей, владимирский новый чудотворец, подобием сед, брада аки Власиева, ризы поповские".

Праведный Савва почил в 1592 году, день его памяти 5\18 декабря и 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых.

МОЛИТВА святому праведному пресвитеру Савве Мошокскому

О славне и досточудне угодниче Божий, Савво праведный!
Благодать Святаго Духа восприяв, послужил еси священством непорочным Пресвятей Троице, предстоя Престолу Божию и принося о людех Безкровныя Жертвы.
Душу милостиву имея, благочестия добрый подвижник явися в Мошенской волости и вся Христова учения делом исполнил еси, к нищим и убогим присно милостыню творяй, вдовицы и сирыя от сильных мира сего заступая, должники же от правежа заимодавцев немилосердных свобождая.
Темже, вся добродетели, яко неводом, вкупе собравый, сподобился еси от Бога даров благодатных, по молитвам бо твоим болящия и недужныя исцеление обретаху, дуси же нечисти от имущих я исхождаху.
Пути спасительному прилежа, отче богомудре, собеседник был еси духовен преподобному Прохору, святыя Преображенския пустыни основателю, с ним же во едино лето блаженную кончину стяжал и наследовал еси Чертог Небесный в селениях праведных.
Но яко имеяй дерзновение ко Господу, моли Того усердно, святче Божий, о нас, грешных, с любовию к тебе притекающих, да житие богоугодное во всяком благочестии и чистоте поживше и мирно оное скончавше, участи десныя удостоимся на Страшнем Судищи Христове и причастники будем Небеснаго Царствия, воспевающе купно Святую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Село Мошок

«Село Мошокъ при прудахъ находится въ 32 верстахъ отъ уезднаго города (Судогодский уезд) и въ 70 отъ губернскаго».
Название своё это село получило от болотистой мшистой почвы, на которой оно расположено.
В XVI-XVII вв. село Мошок было центром громадной вотчины, принадлежавшей князьям Воротынским. Эту вотчину составляли кроме Мошенского прихода – Гонобиловский, Замаричский и Сарниковский приходы. «Население ея простиралось до 6000 душъ муж. пола».
По писцовым книгам Муромского уезда 1627-1630 гг. село Мошок значится старинной вотчиной князя Алексея Ивановича Воротынского; в селе старая церковь Успения Преч. Богородицы – «ветха стоитъ безъ пения; церковь эта построена была вотчинникомъ». Другая церковь новая Успения Преч. Богородицы с приделами Николая Чудотворца, князя Михаила Черниговского и боярина его Федора и Алексея человека Божия, вверху приделы св. вел. муч. Екатерины, Сергия Радонежского, Дмитрия Солунскаго и св. Иоанна Предтечи; при церкви было 3 священника, дьячек, пономарь и просвирня, 5 дворов церковных бобылей, пашни церковной 20 четв.
Эта церковь была домовой церковью вотчинников Воротынских. Кроме неё в Мошке в то время была и приходская церковь во имя ап. Иоанна Богослова; при этой церкви были поп, дьячек и просвирня, 4 двора бобыльских, пашни церковной 20 четв. «худые земли»; в приходе – двор вотчинников, двор приказчиков, 7 двор. служних, 7 двор. псарских, 11 дв. конюховых, 20 дв. поваров и задворных людей и 13 дв. бобыльских.

Из этой выписки видно, что село Мошок в нач. XVII в. представляло из себя центр богатейшей вотчины того времени, населенной почти исключительно его дворнею, что придавало особый отпечаток этому селу. Нигде в писцовых книгах того времени мы не встречали такого обширного и, вероятно, богато украшенного храма, как здешний храм Успения Пресв. Богородицы, и такой многочисленной группы дворовых людей разных профессий. Вероятно, около того времени, были выкопаны и те 10 прудов, которые отчасти сохранились в Мошке.

Ружная церковь Успения Пресв. Богородицы существовала в Мошке и в кон. XVII в. Она отмечена в окладных книгах Рязанской епархии за 1676 г. При Успенской церкви по этим книгам, значатся 3 священника и дьякон, владеют они поровну боярской землей «по 7 десят. въ поле пашни и по 20 копенъ сенныхъ покосовъ. Приходскихъ дворовъ и земли церковной у причта нетъ.
«Да за ними же за попами даянье боярина князь Ивана Алексеевича Ворытынскаго 40 двор. крестьянскихъ и 8 бобыльскихъ».
Существовала в то время и приходская церковь Иоанна Богослова. При ей было также три священника, а в приходе: «дворъ боярина князя Ивана Алексеевича Ворытынскаго, а въ немъ живетъ приказщикъ, дворъ земскаго подъячаго, 21 дворъ служний, 72 двора крестьянскихъ и 30 дв. бобыльскихъ, д. Карева, въ ней дворъ служень, 18 дворовъ крестьянскихъ и 3 бобыльскихъ, д. Колычева, въ ней 73 дв. крестьянскихъ, д. Горячево – 30 дв. крестьянскихъ, д. Дятлово – 21 дв. крестьянскихъ, д. Пивоварово – 15 дв. крестьянских, д. Пищальниково, въ ней дворъ слжунь и 19 двор. крестьянскихъ, д. Поздняково, а въ ней дворъ служень и 18 дв. крестьянскихъ, д. Игнатьева – 10 дв. крестьянскихъ, д. Голядово – 6 дв. крестьянскихъ, д. Подъелкишная – 2 дв. крестьянскихъ, д. Ефимово – 11 дв. крестьянскихъ, д. Боярково – 30 дв. крестьянских, д. Олферово – 5 дв. крестьянскихъ, д. Шерснево – 7 дв. крестьянскихъ, д. Березуева – 8 дв. крестьянскихъ, д. Перденово – 6 двор. крестьянскихъ, д. Пожога, а въ ней дворъ служень и 10 дв. крестьянскихъ, д. Кленки – 19 дв. крестьянскихъ, д. Ульянцево, а въ ней дворъ служень и 2 дв. бобыльскихъ, д. Новая – 46 двор. крестьянскихъ, д. Серково, а въ ней дворъ служень и 9 двор. крестьянскихъ, д. Сироткина – 7 дв. крестьянскихъ, д. Колодинки – 8 дв. крестьянскихъ, д. Серна – 12 дв. крестьянскихъ, д. Селезнево – 4 дв. крестьянскихъ, д. Подолъ – 8 двор. крестьянскихъ, д. Лихонино – 9 двор. крестьянскихъ, д. Лантырева – 6 дв. крестьянскихъ, д. Поросятево – 9 двор. крестьянскихъ. Земли церковной по 9 четвер. Въ поле, сенного покосу на 30 копенъ».
Приведенная здесь выписка указывает на довольно странную судьбу населения вотчины кн. Воротынских. Сопоставляя число дворов в деревнях за 1676 и 1896 гг. мы видим, что это число в большинстве случаев не только не увеличилось, но даже уменьшилось. Очевидно, какие нибудь неблагоприятные условия способствовали или вымиранию населения или переселения его в другие места.
Федор Новоселовский в 1796 г. был назначен священником в село Мошок.
Успенская и Богословская церкви, по преданию, сгорели и вместо них построены были новые две деревянные церкви. Затем вместо деревянных церквей в 1802-1815 гг. был построен уже каменный храм.
1 ноября 1867 г. определен на священническое место в село Мошок, студент Владимирской семинарии Алексей Аменицкий, на место уволенного за штат священника Тимофея Фальковского.
В 1867 г. сопричислен к ордену Св. Анны 3-й степени благочинный священник села Мошка Василию Формаковскому.
В 1868 г. преподано благословение Его Преосвященства Феофана Епископа Владимирского старосте Судогодского уезда села Мошка крестьянину Логину Каронову за сделанные им пожертвования на сумму 140 руб. 24 апреля.
15 января 1875 г. села Мошка священник о. Василий Васильевич Формаковский пожертвовал из собственных средст 25 рублей на содержание Епархиального женского училища. Совет училища изъявил Василию Васильевичу Формаковскому благодарность за пожертвование в пользу училища.

Престолов в этом храме было три: главный во имя Успения Пресв. Богородицы, в теплой трапезе в честь Казанской иконы Божией Матери и св. апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.
«Из св. икон особенно чтима прихожанами древняя икона Казанской Божией Матери; по преданию, эта икона писана в Казани святелем Варсонофием и принесена оттуда в XVI в. кн. Ворытынским. Кроме сего сохранились древния иконы Успения Божией Матери, св. ап. и Евангелиста Иоанна Богослова, св. Николая Чудотворца в житии и св. муч. Параскевы также в житии.
Два напрестольных Евангелия: 1) напечатанное в 114 (1606) г. и 2) напечатанное при патриархе Иосифе. На втором Евангелии подпись: «князь Алексей Ивановичъ Ворытынский Муромскаго уезду… Пречистой Богородице Казанской… приложилъ».
Из богослужебных книг сохранились две месячных минеи рукописных, приложенные в XVI в. князем Ворытынским; на одной изъ них подпись: «книгу минею месячную благоверный князь Иванъ Михайловичъ Ворытынский въ вотчину свою въ соборную церковь свою Успению Пречистыя Богородицы въ селе Мошку».
Причта в приходе по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание их получается: процентов с причтового капитала (7340 руб.), от земли пахатной и сенокосной, от хлебного сбора и отъслужб и требоисправлений – до 2000 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Приход состоит из села Мошка и деревень: Новой (7 вер. от церкви), Дятлова (3 вер.), Горячева (6 вер.), Игнатьева (4 вер.), Пищальникова (4 вер.), Пивоварова (4 в.), Карева (6 в.), Баркина (7 в.), Колычева (5 вер.), Мостищ (5 в.), Безова (7 вер.), Манькова (5 вер.), Позднякова (5 в.), Поросятева (5 в.), Лантрева (8 вер.), Озяблиц (5 в.), Кубаева (10 вер.) и Колодниковъ (3 в.); во всех этих поселениях по клировым ведомостям числится 1540 душ муж. пола и 1837 женского».

В с. Мошке имелось министерское училище. 1 ноября 1865 г. студент Владимирской Семинарии Николай Орлов был определен наставником во вновь открытое в с. Мошке Судогодского уезда училище. 15 января 1867 г. студент Владимирской Семинарии Алексей Аменицкий определен учителем в училище села. Учащихся в 1896 г. было 71. «1870 г. очередное заседание Владимирского губернского земского собрания: читано отношение инспектора училищ от 30-го ноября 1870 г. за № 1686 об ассигновании 300 руб. на открытие в селе Мошке Судогодского уезда при образцовом училище ремесленного отделения. Постановлено: отношение инспектора народных училищ передать на обсуждение Судогодского уездного земского собрания».
В селе с 1893 г. существовала женская церковно-приходская школа; учащихся в 1896 г. было 60.

11 августа 1883 г. в с. Мошке был пожар, в числе других строений, сгорела изба с двором крестьянки Марии Абросимовой.
Мошенское почтовое отделение в 1899 г.: начальник – губ. секр. Алексей Васильевич Клопов.
По переписи 1897 г. в с. Мошок проживало – 1828 чел.
«О необходимости устроить в селе Мошке артезианский колодец.
В заседании врачебного совета 22-го июля 1905 г., где обсуждался вопрос губернской управы, в каких местностях необходимо на губернский счет устройство колодцев, г. Тер-Габриельянц (и. д. врача 3-го участка) был внесен доклад о необходимости устройства артезианского колодца в селе Мошке.
Село Мошок многолюдное (3000 жителей), торговое село, здесь каждый понедельник бывают базары и 6 раз в году ярмарки и на те и на другие съезжается масса народа.
При своем многолюдстве село Мошок лишено совершенно мало-мальски порядочной в санитарном отношении воды. Три грязных пруда, в которые во время дождей стекают всякие нечистоты, являются единственными здесь водохранилищами. «Зимой около этих прудов положительно нельзя пройти, не зажавши носа», чтобы умыться водой из этих прудов нужно сначала профильтровать и прокипятить эту воду. Дождевую воду жители хранят и употребляют только для чая. Зимой пользуются снеговой водой.
Между тем как % всех заболеваний Мошенских жителей 40 %, процент кишечных заболеваний 68 %.
Все население Мошка заражено глистами. Вот результаты недостатка воды (порядочной) в медицинском отношении.
Недостаток воды сказывается и в пожарном отношении. В Мошке очень часты пожары и никогда не сгорает менее 10 изб, в большинстве случаев сгорает 10-30, а иногда 100 и больше. Земская управа отказывается страховать избы. Ясно, насколько необходимо порядочное водоснабжение для Мошка, как в качественном, так и в количественном отношении…
Мошок частью входит под опеку губернского земства, как село межъуездное (6 верст от границы Меленковского уезда).
Докладывая о вышеизложенном собранию, управа с своей стороны полагала бы необходимым устройство в селе Мошке артезианского колодца, для которого ходатайствовать у губернского земства 2000 руб.» (Доклады Судогодской уездной земской управы очередному уездному земскому собранию 1905 года).

Численность населения в с. Мошок в 2010 году – 519 муж. и 614 жен., всего 1133 чел.
Центр Мошокского сельского поселения Судогодского района.

Владимир Андреевич Скворцов

14 июля 1922 года в селе Мошок Судогодского уезда родился Владимир Андреевич Скворцов, владимирский художник-график, участник Великой Отечественной войны.
Еще до войны Владимир Скворцов начал учиться во Мстерской художественной профтехшколе, так что на фронт уже пошел с серьезными навыками рисования. Они пригодились ему на войне в картографической работе, также его рисунки проявлялись в периодической печати.
Во Владимире он поселился с 1953 года, после окончания Ивановского художественного училища. Проявил себя в станковой, прикладной, книжной, газетно-журнальной графике, плакате. Работал в технике классического офорта, масляной монотипии, линогравюры и других.
С 1954 года принимал участие в художественных выставках сначала как автор живописных работ, а затем как график.
Среди его книжных работ буклет «Гербы Владимирской губернии» (1969 год), «Путеводитель по Владимиру», выходивший в 1967 и 1969 годах.
Владимир Скворцов был членом правления Владимирского отделения Союза художников СССР, много сделал для развития этой творческой организации. Работал он и главным художником города Владимира.
Скончался 13 октября 2008 года.
Город Судогда.

Прохор и Вассиан Ястребские(+1592)

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Судогда | Добавил: Jupiter (22.06.2015)
Просмотров: 530 | Теги: святость, Судогда | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика