Главная
Регистрация
Вход
Среда
22.02.2017
14:03
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 241

Категории раздела
Святые [132]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [484]
Суздаль [186]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [147]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [33]
Юрьев [71]
Судогда [19]
Москва [41]
Покров [33]
Гусь [35]
Вязники [103]
Камешково [25]
Ковров [48]
Гороховец [18]
Александров [48]
Переславль [58]
Кольчугино [16]
История [13]
Киржач [28]
Шуя [32]
Религия [1]
Иваново [19]
Селиваново [4]
Гаврилов Пасад [3]
Меленки [13]

Статистика

Онлайн всего: 17
Гостей: 16
Пользователей: 1
Jupiter

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Судогда

Праведный Савва Мошокский. Село Мошок Судогодского района

Праведный Савва Мошокский


Икона. ПраведныйСавва Мошокский Судогодский чудотворец

В XVI в. прославился своим благочестием служивший в Мошокском храме священник Савва. В старинных Святцах он значится среди местно чтимых владимирских святых как праведный Савва Мошокский.
В центре боярской вотчины в селе Мошок был построен княжеский дворец и домовая двухэтажная церковь во имя Успения Божией Матери. В ней было восемь престолов. В селе была и вторая церковь Иоанна Богослова для жителей села и крестьян соседних деревень.

Пять священников обслуживали мошокские храмы. Среди них был и отец Савва, который своей подвижнической, самоотверженной жизнью, непрестанной молитвой, постом, с Божьей помощью спасал людей. Это был подлинный пастырь, который молился за болящих, утешал несчастных, призывая людей к истинной, горячей вере в Бога. Он многих утвердил в вере, ведя непрерывную борьбу с богоотступничеством.

В иконописном подлиннике сохранилось описание внешнего вида святого Саввы: "Священноиерей, владимирский новый чудотворец, подобием сед, брада аки Власиева, ризы поповские".

Праведный Савва почил в 1592 году, день его памяти 5\18 декабря и 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых.

МОЛИТВА святому праведному пресвитеру Савве Мошокскому

О славне и досточудне угодниче Божий, Савво праведный!
Благодать Святаго Духа восприяв, послужил еси священством непорочным Пресвятей Троице, предстоя Престолу Божию и принося о людех Безкровныя Жертвы.
Душу милостиву имея, благочестия добрый подвижник явися в Мошенской волости и вся Христова учения делом исполнил еси, к нищим и убогим присно милостыню творяй, вдовицы и сирыя от сильных мира сего заступая, должники же от правежа заимодавцев немилосердных свобождая.
Темже, вся добродетели, яко неводом, вкупе собравый, сподобился еси от Бога даров благодатных, по молитвам бо твоим болящия и недужныя исцеление обретаху, дуси же нечисти от имущих я исхождаху.
Пути спасительному прилежа, отче богомудре, собеседник был еси духовен преподобному Прохору, святыя Преображенския пустыни основателю, с ним же во едино лето блаженную кончину стяжал и наследовал еси Чертог Небесный в селениях праведных.
Но яко имеяй дерзновение ко Господу, моли Того усердно, святче Божий, о нас, грешных, с любовию к тебе притекающих, да житие богоугодное во всяком благочестии и чистоте поживше и мирно оное скончавше, участи десныя удостоимся на Страшнем Судищи Христове и причастники будем Небеснаго Царствия, воспевающе купно Святую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Село Мошок

«Село Мошок при прудах находится в 32 верстах от уездного города (Судогодский уезд) и в 70 от губернского».
Название своё это село получило от болотистой мшистой почвы, на которой оно расположено.
В XVI-XVII вв. село Мошок было центром громадной вотчины, принадлежавшей князьям Воротынским. Эту вотчину составляли кроме Мошенского прихода – Гонобиловский, Замаричский и Сарниковский приходы. «Население ея простиралось до 6000 душъ муж. пола».
По писцовым книгам Муромского уезда 1627-1630 гг. село Мошок значится старинной вотчиной князя Алексея Ивановича Воротынского; в селе старая церковь Успения Преч. Богородицы – «ветха стоитъ безъ пения; церковь эта построена была вотчинникомъ». Другая церковь новая Успения Преч. Богородицы с приделами Николая Чудотворца, князя Михаила Черниговского и боярина его Федора и Алексея человека Божия, вверху приделы св. вел. муч. Екатерины, Сергия Радонежского, Дмитрия Солунскаго и св. Иоанна Предтечи; при церкви было 3 священника, дьячек, пономарь и просвирня, 5 дворов церковных бобылей, пашни церковной 20 четв.
Эта церковь была домовой церковью вотчинников Воротынских. Кроме неё в Мошке в то время была и приходская церковь во имя ап. Иоанна Богослова; при этой церкви были поп, дьячек и просвирня, 4 двора бобыльских, пашни церковной 20 четв. «худые земли»; в приходе – двор вотчинников, двор приказчиков, 7 двор. служних, 7 двор. псарских, 11 дв. конюховых, 20 дв. поваров и задворных людей и 13 дв. бобыльских.

Из этой выписки видно, что село Мошок в нач. XVII в. представляло из себя центр богатейшей вотчины того времени, населенной почти исключительно его дворнею, что придавало особый отпечаток этому селу. Нигде в писцовых книгах того времени мы не встречали такого обширного и, вероятно, богато украшенного храма, как здешний храм Успения Пресв. Богородицы, и такой многочисленной группы дворовых людей разных профессий. Вероятно, около того времени, были выкопаны и те 10 прудов, которые отчасти сохранились в Мошке.

Ружная церковь Успения Пресв. Богородицы существовала в Мошке и в кон. XVII в. Она отмечена в окладных книгах Рязанской епархии за 1676 г. При Успенской церкви по этим книгам, значатся 3 священника и дьякон, владеют они поровну боярской землей «по 7 десят. въ поле пашни и по 20 копенъ сенныхъ покосовъ. Приходскихъ дворовъ и земли церковной у причта нетъ.
«Да за ними же за попами даянье боярина князь Ивана Алексеевича Ворытынскаго 40 двор. крестьянскихъ и 8 бобыльскихъ».
Существовала в то время и приходская церковь Иоанна Богослова. При ей было также три священника, а в приходе: «дворъ боярина князя Ивана Алексеевича Ворытынскаго, а въ немъ живетъ приказщикъ, дворъ земскаго подъячаго, 21 дворъ служний, 72 двора крестьянскихъ и 30 дв. бобыльскихъ, д. Карева, въ ней дворъ служень, 18 дворовъ крестьянскихъ и 3 бобыльскихъ, д. Колычева, въ ней 73 дв. крестьянскихъ, д. Горячево – 30 дв. крестьянскихъ, д. Дятлово – 21 дв. крестьянскихъ, д. Пивоварово – 15 дв. крестьянских, д. Пищальниково, въ ней дворъ слжунь и 19 двор. крестьянскихъ, д. Поздняково, а въ ней дворъ служень и 18 дв. крестьянскихъ, д. Игнатьева – 10 дв. крестьянскихъ, д. Голядово – 6 дв. крестьянскихъ, д. Подъелкишная – 2 дв. крестьянскихъ, д. Ефимово – 11 дв. крестьянскихъ, д. Боярково – 30 дв. крестьянских, д. Олферово – 5 дв. крестьянскихъ, д. Шерснево – 7 дв. крестьянскихъ, д. Березуева – 8 дв. крестьянскихъ, д. Перденово – 6 двор. крестьянскихъ, д. Пожога, а въ ней дворъ служень и 10 дв. крестьянскихъ, д. Кленки – 19 дв. крестьянскихъ, д. Ульянцево, а въ ней дворъ служень и 2 дв. бобыльскихъ, д. Новая – 46 двор. крестьянскихъ, д. Серково, а въ ней дворъ служень и 9 двор. крестьянскихъ, д. Сироткина – 7 дв. крестьянскихъ, д. Колодинки – 8 дв. крестьянскихъ, д. Серна – 12 дв. крестьянскихъ, д. Селезнево – 4 дв. крестьянскихъ, д. Подолъ – 8 двор. крестьянскихъ, д. Лихонино – 9 двор. крестьянскихъ, д. Лантырева – 6 дв. крестьянскихъ, д. Поросятево – 9 двор. крестьянскихъ. Земли церковной по 9 четвер. Въ поле, сенного покосу на 30 копенъ».
Приведенная здесь выписка указывает на довольно странную судьбу населения вотчины кн. Воротынских. Сопоставляя число дворов в деревнях за 1676 и 1896 гг. мы видим, что это число в большинстве случаев не только не увеличилось, но даже уменьшилось. Очевидно, какие нибудь неблагоприятные условия способствовали или вымиранию населения или переселения его в другие места.
Федор Новоселовский в 1796 г. был назначен священником в село Мошок.

Рассказы о пребывании императора Павла I-го в с. Мошке, во время путешествия в Казань, в 1798 году

Когда Император Павел I-й приехал в село Мошок, то выйдя из экипажа пошел по селению один без свиты и войдя в небольшую избушку застал старуху, качающею в зыбке ребенка, которую приветствовал словами: «Здравствуй бабушка».
— Здорово кормилец — ответила она, добавив вопросом — не ты будешь-то царь-батюшка?
«Я, бабушко» - сказал Император.
Тогда старуха встрепенулась и подпершись рукою стала с умилением глядеть в лицо Государя,— почему он спросил:
«Чего глядишь на меня, бабушка?»
— Как не глядеть мне Царь-батюшко на тея, коли в мою кельюшку редко глядит солнышко.
Такой ответ понравился Императору и он повелел весь род этой старухи перевести в Муромское купечество.
По всей вероятности об этом же случае дворянин Р. А. Кайсаров, помещик соседнего с Мошком села Гонобилова (Предание говорит, что в XVI столетии здешний владелец, князь Дмитрий Михайлович Воротынский, охотясь за каким то зверем, гнавшись за ним упал с коня и убился; на этом месте погребен и устроена над могилою его церковь, а образовавшееся при ней впоследствии селение названо, по происшедшему случаю, Гонобиловым, от слов гонялся и убился.), передал в 1850 году редактору В.И. Доброхотову с такими вариантами.
Когда Государь Император Павел Петрович проезжал с великими князьями и Нелединским — Мелецким в Казань, то значительные тогда Судогодские помещики Лопухин, Трусов и Ходеневы устроили в пяти верстах от села Мошка дом для принятия Императора. Дом был богато убран; но Государь, миновав его доехал до Мошка, где и остановился в хижине бедной крестьянской вдовы, которой он и подарил 500 рублей. Пребывая здесь, Государь между прочим говорил с окружавшими его о действиях знаменитого Михаила Ивановича Воротынского при взятии Казани; сказывал, что здесь было владение сына его Дмитрия Михайловича, что кончина его в сих местах случилась, и вдруг спросил: «Где-то он похоронен?» Никто из окружавших ничего на это не мог ответить Императору.
Но спустя немного времени, случай дал ответ на этот вопрос и ответ положительный. В 1800 году при поправке церкви в селе Гонобилове найден под нею надгробный, разбитый на три части, камень с вырезанною надписью: «Лета 7099 (1591) года на сем месте преставися раб (Божий) Дмитрей Михаилович Воротынский» (Место, где скончался и погребен князь Д.М. Воротынский, принадлежало ему; к церкви села Замаричья, которое в трех верстах от с. Гонобилова, как видно из церковных книг приложено им 8 пустошей. В писцовых книгах значится, что во владении Д.М. Воротынского около села Мошка, было до 6 т. душ крестьян и до 60 т. десятин земли; все это пространство называлось: Мошенская Воротынская волость. И доныне при с. Гонобилове одна пустошь называется Воротынская десятина.).
Проживавший в д. Волкушах, Владимирского уезда, 90-ти-летний старец, отст. прапорщик лейб гвардии Преображенского полка А. Д. Рагозин, как очевидец рассказывал в 1865 году М. М. Рангу, что когда Император Павел 1-й на обратном пути из Казани следовал Судогодским уездом и подъезжал к деревне Мошок лошади, везшие царский экипаж, по причине песчаной дороги и жаркого времени, остановились. Павел гневный вышел из экипажа и, сопровождаемый свитою, пошел в Мошок, но уставши завернул в первую избу. В избе, довольно чистой, хозяйка, уже пожилая женщина, узнавши кто ее гость, поднесла ему шитое деревенское полотенце. Император развеселился, спросил кому принадлежит деревня и узнавши,— что Лопухину, какому то дальнему родственнику известной Анны Петровны Лопухиной, щедро наградил женщину и удостоил принять приготовленный Судогодским дворянством завтрак, устроенный в беседке, при станции Новодеревенской, в 23 верстах не доезжая Судогды, был чрезвычайно милостив и разговорчив и в отличном расположении духа, проехав не останавливаясь Судогду, прибыл под вечер во Владимир.
К. Тихонравов. (см. Пребывание Императора Павла 1-го в городе Муроме, в 1798 году)

Успенская и Богословская церкви, по преданию, сгорели и вместо них построены были новые две деревянные церкви. Затем вместо деревянных церквей в 1802-1815 гг. был построен уже каменный храм.
1 ноября 1867 г. определен на священническое место в село Мошок, студент Владимирской семинарии Алексей Аменицкий, на место уволенного за штат священника Тимофея Фальковского.
В 1867 г. сопричислен к ордену Св. Анны 3-й степени благочинный священник села Мошка Василию Формаковскому.
В 1868 г. преподано благословение Его Преосвященства Феофана Епископа Владимирского старосте Судогодского уезда села Мошка крестьянину Логину Каронову за сделанные им пожертвования на сумму 140 руб. 24 апреля.
15 января 1875 г. села Мошка священник о. Василий Васильевич Формаковский пожертвовал из собственных средст 25 рублей на содержание Епархиального женского училища. Совет училища изъявил Василию Васильевичу Формаковскому благодарность за пожертвование в пользу училища.

Престолов в этом храме было три: главный во имя Успения Пресв. Богородицы, в теплой трапезе в честь Казанской иконы Божией Матери и св. апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.
«Из св. икон особенно чтима прихожанами древняя икона Казанской Божией Матери; по преданию, эта икона писана в Казани святелем Варсонофием и принесена оттуда в XVI в. кн. Ворытынским. Кроме сего сохранились древния иконы Успения Божией Матери, св. ап. и Евангелиста Иоанна Богослова, св. Николая Чудотворца в житии и св. муч. Параскевы также в житии.
Два напрестольных Евангелия: 1) напечатанное в 114 (1606) г. и 2) напечатанное при патриархе Иосифе. На втором Евангелии подпись: «князь Алексей Ивановичъ Ворытынский Муромскаго уезду… Пречистой Богородице Казанской… приложилъ».
Из богослужебных книг сохранились две месячных минеи рукописных, приложенные в XVI в. князем Ворытынским; на одной изъ них подпись: «книгу минею месячную благоверный князь Иванъ Михайловичъ Ворытынский въ вотчину свою въ соборную церковь свою Успению Пречистыя Богородицы въ селе Мошку».
Причта в приходе по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание их получается: процентов с причтового капитала (7340 руб.), от земли пахатной и сенокосной, от хлебного сбора и отъслужб и требоисправлений – до 2000 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Приход состоит из села Мошка и деревень: Новой (7 вер. от церкви), Дятлова (3 вер.), Горячева (6 вер.), Игнатьева (4 вер.), Пищальникова (4 вер.), Пивоварова (4 в.), Карева (6 в.), Баркина (7 в.), Колычева (5 вер.), Мостищ (5 в.), Безова (7 вер.), Манькова (5 вер.), Позднякова (5 в.), Поросятева (5 в.), Лантрева (8 вер.), Озяблиц (5 в.), Кубаева (10 вер.) и Колодниковъ (3 в.); во всех этих поселениях по клировым ведомостям числится 1540 душ муж. пола и 1837 женского».

В с. Мошке имелось министерское училище. 1 ноября 1865 г. студент Владимирской Семинарии Николай Орлов был определен наставником во вновь открытое в с. Мошке Судогодского уезда училище. 15 января 1867 г. студент Владимирской Семинарии Алексей Аменицкий определен учителем в училище села. Учащихся в 1896 г. было 71. «1870 г. очередное заседание Владимирского губернского земского собрания: читано отношение инспектора училищ от 30-го ноября 1870 г. за № 1686 об ассигновании 300 руб. на открытие в селе Мошке Судогодского уезда при образцовом училище ремесленного отделения. Постановлено: отношение инспектора народных училищ передать на обсуждение Судогодского уездного земского собрания».
В селе с 1893 г. существовала женская церковно-приходская школа; учащихся в 1896 г. было 60.

11 августа 1883 г. в с. Мошке был пожар, в числе других строений, сгорела изба с двором крестьянки Марии Абросимовой.
Мошенское почтовое отделение в 1899 г.: начальник – губ. секр. Алексей Васильевич Клопов.
По переписи 1897 г. в с. Мошок проживало – 1828 чел.

В 1782 г. в Мошенской волости был основан Воковский хрустальный завод:
В с. Мошок в 1896 г. открылся хрустальный завод Садовникова.

«О необходимости устроить в селе Мошке артезианский колодец.
В заседании врачебного совета 22-го июля 1905 г., где обсуждался вопрос губернской управы, в каких местностях необходимо на губернский счет устройство колодцев, г. Тер-Габриельянц (и. д. врача 3-го участка) был внесен доклад о необходимости устройства артезианского колодца в селе Мошке.
Село Мошок многолюдное (3000 жителей), торговое село, здесь каждый понедельник бывают базары и 6 раз в году ярмарки и на те и на другие съезжается масса народа.
При своем многолюдстве село Мошок лишено совершенно мало-мальски порядочной в санитарном отношении воды. Три грязных пруда, в которые во время дождей стекают всякие нечистоты, являются единственными здесь водохранилищами. «Зимой около этих прудов положительно нельзя пройти, не зажавши носа», чтобы умыться водой из этих прудов нужно сначала профильтровать и прокипятить эту воду. Дождевую воду жители хранят и употребляют только для чая. Зимой пользуются снеговой водой.
Между тем как % всех заболеваний Мошенских жителей 40 %, процент кишечных заболеваний 68 %.
Все население Мошка заражено глистами. Вот результаты недостатка воды (порядочной) в медицинском отношении.
Недостаток воды сказывается и в пожарном отношении. В Мошке очень часты пожары и никогда не сгорает менее 10 изб, в большинстве случаев сгорает 10-30, а иногда 100 и больше. Земская управа отказывается страховать избы. Ясно, насколько необходимо порядочное водоснабжение для Мошка, как в качественном, так и в количественном отношении…
Мошок частью входит под опеку губернского земства, как село межъуездное (6 верст от границы Меленковского уезда).
Докладывая о вышеизложенном собранию, управа с своей стороны полагала бы необходимым устройство в селе Мошке артезианского колодца, для которого ходатайствовать у губернского земства 2000 руб.» (Доклады Судогодской уездной земской управы очередному уездному земскому собранию 1905 года).
1910 год «Мошенская земская больница. Врач — н. ч. Ник. Пет. Андреев. Фельд. - Спир. Наз. Назаров. Акуш. - Ан. Мих. Цветаева».

Численность населения в с. Мошок в 2010 году – 519 муж. и 614 жен., всего 1133 чел.
Центр Мошокского сельского поселения Судогодского района.

Владимир Андреевич Скворцов

14 июля 1922 года в селе Мошок Судогодского уезда родился Владимир Андреевич Скворцов, владимирский художник-график, участник Великой Отечественной войны.
Еще до войны Владимир Скворцов начал учиться во Мстерской художественной профтехшколе, так что на фронт уже пошел с серьезными навыками рисования. Они пригодились ему на войне в картографической работе, также его рисунки проявлялись в периодической печати.
Во Владимире он поселился с 1953 года, после окончания Ивановского художественного училища. Проявил себя в станковой, прикладной, книжной, газетно-журнальной графике, плакате. Работал в технике классического офорта, масляной монотипии, линогравюры и других.
С 1954 года принимал участие в художественных выставках сначала как автор живописных работ, а затем как график.
Среди его книжных работ буклет «Гербы Владимирской губернии» (1969 год), «Путеводитель по Владимиру», выходивший в 1967 и 1969 годах.
Владимир Скворцов был членом правления Владимирского отделения Союза художников СССР, много сделал для развития этой творческой организации. Работал он и главным художником города Владимира.
Скончался 13 октября 2008 года.
Город Судогда.

Прохор и Вассиан Ястребские(+1592)

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Авраамий болгарский http://rozamira.ucoz.ru/publ/transfizicheskoe_poznanie/istorija/avraamij_bolgarskij/21-1-0-899 Святой мученик Авраамий Болгарский

Житие святого мученика Авраамия Болгарского (Владимирского)


Святой мученик Авраамий Болгарский (икона конца XIX в.)

Святой мученик Авраамий Болгарский один из 13 домонгольских святых Русской Церкви, канонизированный задолго до Собора 1547 года, что указывает на то, сколь важным представлялся его подвиг для нашей Церкви.

Сведений о его жизни очень мало. Несколько скупых слов летописца - вот и все, чем мы располагаем.

Этот богатый и знатный купец жил в Камской Булгарии в кон. XII – нач. XIII вв. Летописец говорит о нём, что Авраамий Болгарский был «иного языка, не русского» (имя до крещения неизвестно). Вероятно, он происходил из булгар («волжских болгар», «камских болгар»), воспитывался в мусульманской среде и первоначально исповедовал ислам.

Жизнь этого человека сильно отличалась от жизни многих его земляков и соплеменников. Был он человеком необыкновенно сострадательным, милостивым к бедствующим, тратил свои богатства на нужды страждущих. Посещая русские города, общаясь с русскими купцами, он глубоко заинтересовался христианской верой. По Божию смотрению благодать коснулась его сердца и, познав истину святой веры Христовой, он принял Святое Крещение. Так сей купец становится христианином и получает новое имя, с которым и записан на страницах книги жизни, - Авраамий (нигде в летописях не упоминается об имени святого до Крещения).

По Крещении святой евангельским словом, а - главное - христианским образом жизни несет апостольскую проповедь среди своего народа. И как до принятия христианства сострадал Авраамий бедствиям и лишениям ближних, так по принятии спасительной веры Христовой, стал болезновать духом и скорбеть о духовных бедствиях своих единоземцев, о незнании ими истинного Бога неба и земли, открывшегося нам через Единородного Сына Своего во Святом Духе, и о происходящем от сего незнания неустройстве и беспорядочности нравов (Ин. 17:3; Римл. 25:31).

Одушевленный святою ревностью по святой вере и братскою любовью к нечестивым соплеменникам своим, Авраамий, будучи по торговым делам в столице Волжской Булгарии - Великих Булгарах, во время ярмарки (ага-базара) вместо того, чтобы заниматься торговлею и приобретать блага временные, земные, начинает благовествовать своим единоплеменникам о благах вечных, нетленных, и предлагает им проповедь о Христе богочеловеке, «распеншемся за ны волею, воскресшему из мертвых и со славою воснесшемся с плотию на небо», о безначальном Его Отце и о совечном Отцу и Сыну Всесвятом Духе.

В изумление пришли болгары, услышав проповедь христианскую от своего единоплеменника и бывшего единоверца. Его соотечественники не только не изъявили сочувствия к проповеди святого мужа, но даже раздражились на проповедника, особенно когда увидали его непреклонность после многократных увещаний и советов оставить христианскую веру. Они стали Авраамия первоначально, как любимого всеми, уговаривать, чтоб оставил Христову веру. Когда ласковые убеждения не подействовали на исповедника Христова имени, ему стали угрожать отнятием имения. На эти угрозы блаженный отвечал, что за Христа Спасителя он готов лишиться не только имения, но не пожалеет и самой своей жизни. После этого пошли побои. Били Авраамия «всем миром», били так жестоко, что на теле мученика не осталось ни одного неповрежденного места «яко не бытии на нем места цела и неуязвленна» (из акафиста мученику).

Мусульмане настойчиво уговаривали его отречься от Христа. Но Авраамий Болгарский был непоколебим в своей вере. Узнав, что он не русский и не находится под защитой Владимиро-Суздальского князя, Авраамия Болгарского арестовали и долго увещевали. Как сказано в летописном упоминании, святой мученик «проклял Магомета и веру болгарскую».
Пытались заставить его замолчать, отречься от Христа, но было тщетно. Тогда болгары, рассвирепев, как звери, на исповедника много дней томили его в заключении, многими мучениями принуждая отвергнуться веры христианской. Не изнемог в муках доблестный страдалец за истинную веру, но укрепляемый благодатию Божиею, еще больше утвердился в святой любви к Искупителю мира. Тогда, видя его непреклонность в вере, злобные изуверы отвели за город и у колодца, недалеко от берега Волги отсекли ему сперва руки, потом ноги и главу.

Так 1 апреля 1229 г. с исповеданием истинной веры на устах отошел к своему Небесному Отцу этот милосердный и искренний человек Божий. Муромские купцы, бывшие тому свидетелями, погребли мученика на особом кладбище в Булгаре, «где погребались все христиане». Господь вскоре наказал жителей Великих Булгар за кровь Своего угодника страшным пожаром «... вскоре выгорел оный град Великий со многим и неисчисленным богатством!» На месте же казни Авраамиям Болгарского забил источник чистой воды, от которого начали исходить исцеления. Местное предание говорит о том, что первым человеком, получившим исцеление от этого источника, был человек магометанского вероисповедания.

При гробе очень скоро начались знамения, послужившие поводом к почитанию святого, слух о которых распространился по всей Православной Руси.

Первое перенесение мощей, канонизация

Владимирские купцы много рассказывали Великому князю Владимирскому Георгию Всеволодовичу о святом чудотворце. После заключения мира с булгарами князь поставил его условием выдачу тела мученика Авраамия Болгарского.
Как сообщает летопись, благочестивый князь Георгий, епископ Владимирский Митрофан с игуменами, княгинями и всеми людьми далеко за городом с великой честью встречали святые мощи, принесённые в основанный его матерью Великой княгиней Марией Шварновной Владимирский Успенский Княгинин монастырь и положенные в приделе Благовещения Пресвятой Богородицы, где от них начали совершаться многочисленные чудотворения.
Лаврентьевская летопись сообщает, что перенесение мощей произошло 9 марта 1230 г. Этот же день указан в святцах Симона (Азарьина) 1650-х гг. (РГБ. МДА. № 201. Л.л. 312 об.-313). В более поздних источниках указано 9 марта 1231 г. (Житие Авраамия Болгарского 1798 г., опубликованное Л. Кавелиным) или 1229 г. (святцы из РНБ. Погод. № 637. Л. 326 об., 3-я четверть XVII в.).
Время местной канонизации святого Авраамия Болгарского неизвестно. Вполне вероятно, что местное празднование памяти мученика началось сразу после принесения его мощей во Владимир, тогда как основные сведения о святом содержатся в летописях и в литературных памятниках XVII в. К тому времени он особо чтился во Владимире, именовался великомучеником, его вериги возлагали на душевнобольных, и многие исцелялись, считался покровителем немощных младенцев.
Во время татаро-монгольских набегов мощи были спрятаны в Благовещенском приделе Владимирского Успенского Княгинина монастыря, где и находились до начала XVIII в.
В сер. XVII в. во Владимире, среди других писаний посвящённых местно почитаемым святым, было составлено «Мучение и похвала мученику Авраамию, Болгарскому и Владимирскому чудотворцу». Кроме того, стали записываться чудеса, происходившие от мощей святого: так, в рукописи XVII - XVIII в. имеется указание на шесть чудес, преимущественно связанных с исцелением глазных болезней.

В 1798 г. во Владимирском Успенском Княгинином монастыре было написано или переписано житие святого Авраамия Болгарского.


Святой мученик и чудотворец Авраамий Болгарский (фреска на западной стороне юго-западного столба в Успенском соборе Владимирского Успенского Княгинина монастыря, XVII в.)

Самое раннее из известных изображений святого датируется серединой XVII в. В описи Владимирского Успенского Княгинина монастыря 1665 г. говорится: Да на гробнице мученика Авраамия вновь образ круглый мученика Христова Авраамия на правой стороне у царских дверей Благовещенского придела.
Сводный иконописный подлинник XVIII в. описывает иконографию мученика Авраамия так: Подобием надсед, брада аки Никона чудотворца, риза княжеская, в правой руке крест. Нецые пишут рус, аки Козма; верхняя риза киноварная, средняя голубая, испод вохра.

Второе перенесение мощей

11 мая 1711 г. (в «Неделю о расслабленном») мощи Авраамия Болгарского были перенесены из Благовещенского придела Успенского храма в главный, Успенский, придел и переложены в новую деревянную раку. Обветшавшая старая рака была уничтожена, а верхнюю доску с изображением святого поместили в особом киоте у левого столба Успенского храма с северной стороны, где она находилась до начала XX в.
С тех пор это воскресенье жители Владимира стали звать Авраамиевым. В этот день в Владимирском Успенском Княгинином монастыре на поклонение святому мученику стекалось огромное число людей, а в 1785 г. в память второго перенесения мощей был установлен крестный ход из городского кафедрального Успенского собора в Княгинин монастырь. В 1806 г. для мощей была изготовлена новая серебряная рака, в особом шкафу хранились железные вериги, по преданию принадлежавшие Авраамию Болгарскому.
В 1916 г. мощи святого мученика были перенесены в тёплый Казанский храм, в благолепно украшенную раку с гранитной сенью, которая сохранилась до сего времени.
В 1919 г. мощи святого Авраамия Болгарского подверглись «освидетельствованию». В 1923 г. Владимирский Успенский Княгинин монастырь был закрыт, мощи передали в музей.
Это была кампания по демонстративному вскрытию святых мощей – довольно примитивный способ доказательства отсутствия Бога для истинно верующих. Вот и после «такого поругания» мощи Авраамия Болгарского продолжали творить чудеса, как утверждали верующие.
В 1931 г. Ивановский областной музей получил из Владимирского районного отделения ряд «экспонатов», среди которых первым в списке значились мощи мученика Авраамия. В дальнейшем след мощей теряется. И последнее упоминание о них, как «не представляющих исторического значения», встречается в «Акте о вещах, подлежащих исключению из инвентарной книги фонда Суздальского музея» за 1954 год. Они были списаны из музейного хранения, их настоящее местонахождение неизвестно. Перед изъятием мощей настоятельница монастыря Олимпиада (Медведева) отдала частицу мощей на хранение жительнице Владимира, и в 1992 г. она была передана епископу Владимирскому Евлогию.
В 1993 г. монастырь был возобновлён, а 10 апреля того же года состоялся крестный ход из кафедрального Успенского собора в возрождённый монастырь. Крестный ход возглавил владыка Евлогий, который перенёс ковчежец с частицей мощей Авраамия Болгарского в обитель. Ковчежец был установлен в Успенском храме Княгинина монастыря, на солее, напротив северо-западного столба храма. Над ним находится вышитая золотом икона мученика конца XIX в. работы монастырских мастериц, по преданию принадлежавшая игумении Олимпиаде и до открытия монастыря находившаяся в Успенском кафедральном соборе. Авраамиеву неделю продолжают праздновать во Владимире особо торжественно, после литургии совершается крестный ход вокруг обители с частицей мощей святого.


Икона святого мученика Авраамия Болгарского и ковчежец с его мощами (Владимирский Успенский Княгинин монастырь)

Почитание в Казанской епархии

С сер. XIX в. память святого Авраамия Болгарского стала особо почитаться в Казани.
В 1873 г., по просьбе архиепископа Казанского и Свияжского Антония (Я. Г. Амфитеатрова), известного своей миссионерской деятельностью, из Владимира в Казань была прислана икона Авраамия Болгарского с частицей его мощей, помещённая в правом приделе кафедрального Благовещенского собора.
В Казани, как и во Владимире, торжественно праздновалась Авраамиева неделя. В этот день совершалась литургия архиерейским служением, после литургии служился молебен святому с акафистом, икону Авраамия Болгарского вынимали из киота и ставили на аналое. По благословению архиепископа Казанского и Свияжского Антония (Я. Г. Амфитеатрова) было составлено и издано краткое житие Авраамия Болгарского на чувашском и татарском языках.
В 1899 г. было опубликовано следующее распоряжение по епархии: Имена святых мучеников Авраамия Болгарского, Иоанна, Петра и Стефана, пострадавших в пределах казанской паствы, как покровителей и заступников её, должны быть поминаемы во всех храмах Казанской епархии всегда на отпусках церковных служб и при других случаях после имен святителей Гурия, Варсонофия и Германа, Казанских чудотворцев.

После завоевания Казанского ханства недалеко от места страданий мученика Авраамия Болгарского был поставлен храм, где покоилась часть его святых мощей (кисть правой руки). На самом же месте мученической кончины святого, над целебным источником, был сооружён колодец, а рядом с ним - памятник-часовня в виде четырёхгранного столба, на сторонах которого помещались иконы.
В 1878 г. епископ Владимирский Феогност (Лебедев) прислал в Болгар икону святого мученика с частицей его мощей. В 1892 г. Святейший Правительствующий Синод разрешил по желанию жителей села перенести из Владимира деревянную раку, в которой мощи святого находились до 1806 г., и поставить её в Успенской церкви Болгар в приделе во имя Авраамия Болгарского. Торжественное, с крестным ходом, перенесение состоялось 30 мая 1892 г., на раку положили присланную из Владимира икону мученика.
В советское время святыни были утеряны, часовня у колодца на месте смерти мученика разрушена, а сам колодец осквернён. Сохранилась лишь фаланга перста правой руки, сберегавшаяся жителями города по домам, которая ныне находится в Храме святого мученика Авраамия Болгарского (Свято-Авраамиевском храме) города Болгар.


Часовня на месте гибели Авраамия Болгарского

Святой родник Авраамия Болгарского

Осенью 1993 г. часовня была отстроена заново и освящена, вместе с нею был освящён и колодец, предварительно очищенный от нечистот и мусора. При этом на его дне было обнаружено два ключа чистой воды.

В городе Спасске (на его территории сейчас находится г. Болгар - административный центр Спасского района Татарстана.) до революции существовал Успенский монастырь (Упраздненный в 1763 г.). Для его нужд были приспособлены каменные мавзолеи XIV века. В одном из них был устроен храм в честь святителя Николая Чудотворца.
В 1732-1734 гг. на средства купца И.А. Михляева в центре города была построена каменная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. После упразднения монастыря монастырская Никольская церковь была приписана к ней. В настоящее время эти памятники отреставрированы и входят в комплекс Булгарского музея-заповедника. Кроме того в городе существовали еще две церкви – Троицкий собор и церковь Казанской иконы Божией Матери. Но в 1950-е гг. часть территории города была затоплена водой Куйбышевского водохранилища, и эти храмы, закрытые еще ранее, были утеряны окончательно.
В 1988 г. силами верующих в городе была сооружена новая церковь, при постройке которой были использованы материалы разрушенной церкви с. Порфирьевка Спасского района. Новая церковь была освящена в честь мученика Авраамия Болгарского. Особым почитанием верующих отмечена хранящаяся в храме святыня – рака с перстом мученика Авраамия Болгарского.


Церковь Авраамия Болгарского, Болгар

Рака с частицей мощей св. Авраамия Болгарского

Считается, что мученик Авраамий Болгарский обладает особой благодатной силой предстательствовать перед Богом о больных детях (сохранились записи об исцелении больных). Авраамию Болгарскому молятся о покровительстве и успехе в торговле, личном предпринимательстве.

Авраамию Болгарскому молятся о покровительстве и успехе в торговле, личном предпринимательстве.

Память

Память совершается (по юлианскому календарю):
1 апреля - в день кончины,
9 марта - в день первого перенесения мощей,
в четвёртую неделю по Пасхе («Неделю о расслабленном») - в день второго перенесения мощей,
в Соборе Владимирских святых (6 июля),
в Соборе Казанских святых.
Святость.
Почитание святых мощей.
Православные святые.
Святые православной церкви, обратившиеся из ислама.
К какому святому обращаться.

Календарь православных праздников и дней памяти.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Судогда | Добавил: Jupiter (22.06.2015)
Просмотров: 634 | Теги: святость, Судогда | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика