Главная
Регистрация
Вход
Суббота
23.09.2017
10:35
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 361

Категории раздела
Святые [132]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [650]
Суздаль [235]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [174]
Музеи Владимирской области [55]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [98]
Судогда [30]
Москва [41]
Покров [51]
Гусь [46]
Вязники [115]
Камешково [46]
Ковров [131]
Гороховец [28]
Александров [130]
Переславль [80]
Кольчугино [21]
История [14]
Киржач [35]
Шуя [61]
Религия [2]
Иваново [24]
Селиваново [5]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]

Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Судогда

Село Мошок Судогодского района. Праведный Савва Мошокский.

Село Мошок

Мошок - село в Судогодском районе Владимирской области России, центр Мошокского сельского поселения.
Расположено в 35 км на юго-восток от Судогды и в 77 км от Владимира на автодороге Владимир-Муром. «Село Мошок при прудах находится в 32 верстах от уездного города (Судогодский уезд) и в 70 от губернского».
Численность населения: в 1859 г. – 1241 чел.; в 1897 г. – 1828 чел.; в 1905 г. – 855 чел.; в 1926 г. – 1455 чел.; в 2010 г. – 1133 чел.

Название своё это село получило от болотистой мшистой почвы, на которой оно расположено.
В XVI-XVII вв. село Мошок было центром громадной вотчины, принадлежавшей князьям Воротынским. Эту вотчину составляли кроме Мошенского прихода – Гонобиловский, Замаричский и Сарниковский приходы. «Население ея простиралось до 6000 душ муж. пола».
По писцовым книгам Муромского уезда 1627-1630 гг. село Мошок значится старинной вотчиной князя Алексея Ивановича Воротынского; в селе старая церковь Успения Преч. Богородицы – «ветха стоит без пения; церковь эта построена была вотчинником». Другая церковь новая Успения Преч. Богородицы с приделами Николая Чудотворца, князя Михаила Черниговского и боярина его Федора и Алексея человека Божия, вверху приделы св. вел. муч. Екатерины, Сергия Радонежского, Дмитрия Солунскаго и св. Иоанна Предтечи; при церкви было 3 священника, дьячек, пономарь и просвирня, 5 дворов церковных бобылей, пашни церковной 20 четв.
Эта церковь была домовой церковью вотчинников Воротынских. Кроме неё в Мошке в то время была и приходская церковь во имя ап. Иоанна Богослова; при этой церкви были поп, дьячек и просвирня, 4 двора бобыльских, пашни церковной 20 четв. «худые земли»; в приходе – двор вотчинников, двор приказчиков, 7 двор. служних, 7 двор. псарских, 11 дв. конюховых, 20 дв. поваров и задворных людей и 13 дв. бобыльских.

Из этой выписки видно, что село Мошок в нач. XVII в. представляло из себя центр богатейшей вотчины того времени, населенной почти исключительно его дворнею, что придавало особый отпечаток этому селу. Нигде в писцовых книгах того времени мы не встречали такого обширного и, вероятно, богато украшенного храма, как здешний храм Успения Пресв. Богородицы, и такой многочисленной группы дворовых людей разных профессий. Вероятно, около того времени, были выкопаны и те 10 прудов, которые отчасти сохранились в Мошке.

Ружная церковь Успения Пресв. Богородицы существовала в Мошке и в кон. XVII в. Она отмечена в окладных книгах Рязанской епархии за 1676 г. При Успенской церкви по этим книгам, значатся 3 священника и дьякон, владеют они поровну боярской землей «по 7 десят. в поле пашни и по 20 копен сенных покосов. Приходских дворов и земли церковной у причта нет.
«Да за ними же за попами даянье боярина князь Ивана Алексеевича Ворытынскаго 40 двор. крестьянских и 8 бобыльских».
Существовала в то время и приходская церковь Иоанна Богослова. При ей было также три священника, а в приходе: «двор боярина князя Ивана Алексеевича Ворытынскаго, а в нем живет приказщик, двор земскаго подъячаго, 21 двор служний, 72 двора крестьянских и 30 дв. бобыльских, д. Карева, в ней двор служень, 18 дворов крестьянских и 3 бобыльских, д. Колычева, в ней 73 дв. крестьянских, д. Горячево – 30 дв. крестьянских, д. Дятлово – 21 дв. крестьянских, д. Пивоварово – 15 дв. крестьянских, д. Пищальниково, в ней двор служень и 19 двор. крестьянских, д. Поздняково, а в ней двор служень и 18 дв. крестьянских, д. Игнатьева – 10 дв. крестьянских, д. Голядово – 6 дв. крестьянских, д. Поделкишная – 2 дв. крестьянских, д. Ефимово – 11 дв. крестьянских, д. Боярково – 30 дв. крестьянских, д. Олферово – 5 дв. крестьянских, д. Шерснево – 7 дв. крестьянских, д. Березуева – 8 дв. крестьянских, д. Перденово – 6 двор. крестьянских, д. Пожога, а в ней двор служень и 10 дв. крестьянских, д. Кленки – 19 дв. крестьянских, д. Ульянцево, а в ней двор служень и 2 дв. бобыльских, д. Новая – 46 двор. крестьянских, д. Серково, а в ней двор служень и 9 двор. крестьянских, д. Сироткина – 7 дв. крестьянских, д. Колодинки – 8 дв. крестьянских, д. Серна – 12 дв. крестьянских, д. Селезнево – 4 дв. крестьянских, д. Подол – 8 двор. крестьянских, д. Лихонино – 9 двор. крестьянских, д. Лантырева – 6 дв. крестьянских, д. Поросятево – 9 двор. крестьянских. Земли церковной по 9 четвер. В поле, сенного покосу на 30 копен».
Приведенная здесь выписка указывает на довольно странную судьбу населения вотчины кн. Воротынских. Сопоставляя число дворов в деревнях за 1676 и 1896 гг. мы видим, что это число в большинстве случаев не только не увеличилось, но даже уменьшилось. Очевидно, какие-нибудь неблагоприятные условия способствовали или вымиранию населения или переселения его в другие места.
Федор Новоселовский в 1796 г. был назначен священником в село Мошок.

Рассказы о пребывании императора Павла I-го в с. Мошке, во время путешествия в Казань, в 1798 году

Когда Император Павел I-й приехал в село Мошок, то выйдя из экипажа пошел по селению один без свиты и войдя в небольшую избушку застал старуху, качающею в зыбке ребенка, которую приветствовал словами: «Здравствуй бабушка».
— Здорово кормилец — ответила она, добавив вопросом — не ты будешь-то царь-батюшка?
«Я, бабушко» - сказал Император.
Тогда старуха встрепенулась и подпершись рукою стала с умилением глядеть в лицо Государя,— почему он спросил:
«Чего глядишь на меня, бабушка?»
— Как не глядеть мне Царь-батюшко на тея, коли в мою кельюшку редко глядит солнышко.
Такой ответ понравился Императору и он повелел весь род этой старухи перевести в Муромское купечество.
По всей вероятности об этом же случае дворянин Р. А. Кайсаров, помещик соседнего с Мошком села Гонобилова (Предание говорит, что в XVI столетии здешний владелец, князь Дмитрий Михайлович Воротынский, охотясь за каким то зверем, гнавшись за ним упал с коня и убился; на этом месте погребен и устроена над могилою его церковь, а образовавшееся при ней впоследствии селение названо, по происшедшему случаю, Гонобиловым, от слов гонялся и убился.), передал в 1850 году редактору В.И. Доброхотову с такими вариантами.
Когда Государь Император Павел Петрович проезжал с великими князьями и Нелединским — Мелецким в Казань, то значительные тогда Судогодские помещики Лопухин, Трусов и Ходеневы устроили в пяти верстах от села Мошка дом для принятия Императора. Дом был богато убран; но Государь, миновав его доехал до Мошка, где и остановился в хижине бедной крестьянской вдовы, которой он и подарил 500 рублей. Пребывая здесь, Государь между прочим говорил с окружавшими его о действиях знаменитого Михаила Ивановича Воротынского при взятии Казани; сказывал, что здесь было владение сына его Дмитрия Михайловича, что кончина его в сих местах случилась, и вдруг спросил: «Где-то он похоронен?» Никто из окружавших ничего на это не мог ответить Императору.
Но спустя немного времени, случай дал ответ на этот вопрос и ответ положительный. В 1800 году при поправке церкви в селе Гонобилове найден под нею надгробный, разбитый на три части, камень с вырезанною надписью: «Лета 7099 (1591) года на сем месте преставися раб (Божий) Дмитрей Михаилович Воротынский» (Место, где скончался и погребен князь Д.М. Воротынский, принадлежало ему; к церкви села Замаричья, которое в трех верстах от с. Гонобилова, как видно из церковных книг приложено им 8 пустошей. В писцовых книгах значится, что во владении Д.М. Воротынского около села Мошка, было до 6 т. душ крестьян и до 60 т. десятин земли; все это пространство называлось: Мошенская Воротынская волость. И доныне при с. Гонобилове одна пустошь называется Воротынская десятина.).
Проживавший в д. Волкушах, Владимирского уезда, 90-ти-летний старец, отст. прапорщик лейб-гвардии Преображенского полка А. Д. Рагозин, как очевидец рассказывал в 1865 году М. М. Рангу, что когда Император Павел 1-й на обратном пути из Казани следовал Судогодским уездом и подъезжал к деревне Мошок лошади, везшие царский экипаж, по причине песчаной дороги и жаркого времени, остановились. Павел гневный вышел из экипажа и, сопровождаемый свитою, пошел в Мошок, но уставши завернул в первую избу. В избе, довольно чистой, хозяйка, уже пожилая женщина, узнавши кто ее гость, поднесла ему шитое деревенское полотенце. Император развеселился, спросил кому принадлежит деревня и узнавши,— что Лопухину, какому то дальнему родственнику известной Анны Петровны Лопухиной, щедро наградил женщину и удостоил принять приготовленный Судогодским дворянством завтрак, устроенный в беседке, при станции Новодеревенской, в 23 верстах не доезжая Судогды, был чрезвычайно милостив и разговорчив и в отличном расположении духа, проехав не останавливаясь Судогду, прибыл под вечер во Владимир.
К. Тихонравов. (см. Пребывание Императора Павла 1-го в городе Муроме, в 1798 году).

«Село Можки, 3 ¾ мили от Судогды,
12 (24) сентября 1812 г.
Деревня, где мы находимся, не из самых больших и не из лучших среди тех, что мы проезжали. Главная улица донельзя тесна и кривобока. Я спросил о причине этого, и мне ответили, что недавно в деревне был пожар, и с тех пор её не отстраивали.
Мы прибыли сюда утром, и здесь уже находилось человек с двести французских пленных, ночевавших в деревне. Они как раз должны были отправляться в дальнейший путь, а посему их построили. С обеих сторон пленных охраняли бородатые ополченцы с пиками.
Не без любопытства взирали мы на это печальное зрелище. Среди этих двухсот были люди разных наций: французы, испанцы, англичане, немцы, пруссаки, поляки, итальянцы, швейцарцы. Говорили даже, что среди них были шведы и финны. Как хотелось мне убедиться в этом и сказать слова утешения своим соотечественникам, попавшим в плен наверняка ещё в Померании и ставшим с тех пор жертвой Наполеона! Однако же я не осмелился обратиться к кому-либо из пленных.
Французы, немцы, испанцы и поляки во всём отличались друг от друга.
На лицах поляков был написан страх, и они едва осмеливались разговаривать между собой. Ненависть русских к ним много более, нежели к французам. Из поляков они не пощадили бы никого.
Испанцев же, по-видимому, одолевали мрачные мысли, и они редко заговаривали друг с другом.
Немцы, напротив того, беззаботно покуривали свои трубки и свободно болтали промеж себя. С ними и с испанцами русские обращаются лучше, чем с другими пленными.
Французы были исполнены бодрости духа и доброго настроя, непрестанно разговаривали и, сколь я мог слышать, даже подшучивали над теми, кто их окружал. Они только что получили деньги на прокормление, что вкупе составляло рубль и десять копеек деньгами, и размышляли, что бы на эти деньги купить. Случилось так, что они, сами того не зная, толпились перед лавкой, где продавались калачи, пряники, мёд и орехи. Уразумев, в чем тут дело, они тут же начали громко произносить на ломаном русском знакомые им слова:
- Господа! Хлеб! Орехи! Господа!
Калачи и орехи продавала им девушка, торговавшая в лавке. Расплачиваясь, они украдкой гладили её по руке и всем видом выражали ей свою нежность.
Наконец пленникам скомандовали отправляться в путь. Они тут же пустились в путь, но несколько хворых, присевших отдохнуть, не могли подняться и просили позволения посидеть ещё. Русский ополченец, оставшийся, чтобы подгонять их, не понял или не захотел понимать, что они сказали.
- А вот я вам покажу, как притворяться! - закричал он и принялся бить их древком пики.
Бил их до тех пор, пока те не встали и не поплелись вслед за остальными. Лишь один пленный, один лишь вид которого говорил о том, сколь он страждет, продолжал сидеть на земле и слёзно просил, чтоб его повезли в телеге. Но ополченец был по-прежнему непреклонен, он бил и пинал пленника.
Другие крестьяне, видевшие это, подошли к нему и стали просить за этого несчастного больного.
- Да его повезут, - ответил ополченец. - Разве не видите, что там стоит телега. Я хочу только, чтоб он сам дошёл дотудова.
- Пусть уж лучше сюда подгонят телегу! Ты же видишь, что он не может идти.
- Нет, он должен идти, здесь же не больше пары сотен шагов!
И он продолжал пинать пленного до тех пор, пока тот не пополз к телеге.
- Ну что за варвар? - сказал другой русский. - Хоть французы нам и враги, но они тоже люди.
- Да, - ответил тот, что заступился за пленного. - Так обращаться с пленными людьми! Вчера, слышь ты, человек восемь умерло после такого обращения. А среди них оказалась переодетая баба - про то узнали только после смерти.
- Что ж, у этих ополченных нет и капли чувства христианского?
- Да уж видать! Эти говорят, что чем больше помрёт, тем меньше придётся кормить. Ежели б всё распоряжались ополченные, то пленные не получали б ни еды, ни одежды, - это уж точно.
Большинство пленных и впрямь одеты были хуже некуда, но я видел нескольких, у которых были не мундиры, а одежда явно с чужого плеча.
- Да, эту одёжу мы с соседями дали этим несчастным Христа ради, - отозвался один крестьянин.
- Ну, чего это вы стоите здесь да всё жалеете французов? - закричал третий крестьянин, слышавший разговор. - Французам-то здесь делать нечего. Могли бы оставаться в своей Франции!
На этом закончилась беседа, которую мне не забыть, равно как и обращения ополченцев с пленными.
Однако французы не оставили подобное обращение вовсе уж безнаказанным. Они отомстили так, как это даже трудно себе вообразить.
Я видел, как на околице один француз из тех же пленных отстал, повинуясь тому зову природы, перед которым бессильны и власть предержащие, и последние нищие. Он остановился прямо посреди дороги и принял донельзя нескромную позу, явившуюся для толпы зевак полной неожиданностью. Сопровождавший его ополченец закричал, чтобы тот вернулся в строй, но француз притворился, что не понимает, или не хотел понимать того, что ему говорят, и ополченцу пришлось смириться» (Путешествие из Москвы в Нижний Новогород в 1812 году. Эрик Густав Эрстрём).

Успенская и Богословская церкви, по преданию, сгорели и вместо них построены были новые две деревянные церкви. Затем вместо деревянных церквей в 1802-1815 гг. был построен уже каменный храм.
Тимофей Сильвестров (Фальковский) родился в с. Казнево в 1805 г. Окончил Владимирскую семинарию в 1826 г., получив фамилию Фальковский. В 1828 г. епископом Парфением был произведен во священника с. Маринино Ковровской округи (с. Маринино в 25 верстах от Коврова. Сохранилась усадьба композитора Танеева и Покровская церковь, построенная Танеевыми.). Умер в с. Мошок 17 марта 1871 г.
Пётр Тимофеевич Фальковский родился в с. Мошок Судогодского уезда в 1849 г. Окончил Владимирскую Педагогическую школу. С 1870 г. учитель Мошенского училища Министерства народного просвещения с вознаграждением 150 рублей в год.
1 ноября 1867 г. определен на священническое место в село Мошок, студент Владимирской семинарии Алексей Аменицкий, на место уволенного за штат священника Тимофея Фальковского.
В 1867 г. сопричислен к ордену Св. Анны 3-й степени благочинный священник села Мошка Василию Формаковскому.
В 1868 г. преподано благословение Его Преосвященства Феофана Епископа Владимирского старосте Судогодского уезда села Мошка крестьянину Логину Каронову за сделанные им пожертвования на сумму 140 руб. 24 апреля.
В 1870 году, в мае месяце посещал и обозревал церковь села Мошка Преосвященнейший Иаков, Епископ Муромский. Присутствовал при совершении божественной Литургии, которую совершал священник Алексей Аменицкий. После божественной Литургии, в доме отца благочинного, священника Василия Формаковского, испытывал в знании Закона Божия учеников Мошенского приходского училища; семи мальчикам за хорошие ответы изволил подарить по книжке. Из дома о. благочинного, где Владыка ночевал, посетил дома: священника Аменицкого, диакона Троицкого и церковного старосты, купца Афиногена Соколова. Вследствие сего обозрения, на путевом журнале Его Преосвященства, объявлена признательность Епархиального Начальства благочинному, священнику Василию Формаковскому, за приведение церковной библиотеки в лучшее состояние и учителю, священнику Алексею Аменицкому, за успешное преподавание в приходском училище.
В 1872 году производились работы по церкви, снаружи церковь с колокольнею вновь окрашена подрядчиком села Бутылиц — крестьянином Иваном Яковлевым Тюрниковым, вследствие разрешения Епархиального Начальства, на сумму 1200 рублей; половина этой суммы употреблена из церкви, а половина пожертвована прихожанами.
В 1872 году, 9 апреля, в понедельник страстной недели, после вечернего богослужения, залез незаметно под престол Богословского алтаря, вероятно, с той целью, чтобы ночью произвести кражу, солдат Климент Лизав. Но кража не совершена. Причетник Василий Чижев, заперши дверь церковную, почему-то усомнился, воротил бывший народ в церковь для осмотра и вор найден под престолом и предан суду.
28 мая 1873 года в селе Мошке был страшный пожар. Пожар начался в 5 часов вечера, в доме старообрядца, купца Каньникова, из семейных его кто-то, будто, ходил на задний двор, для каждения, а в доме совершалась служба, по девятой песни заронили уголь в солому и чрез час вся улица — сто домов — превращена в груду пепла. Несмотря на очевидную опасность, ибо пожар был прямо против храма, церковь и дома священно-церковнослужителей сохранились целыми. На холодной церкви, на алтаре, сверху обгорела только железная крыша, каковая исправлена в том же году на средства церковного старосты, купца Афиногена Спиридонова Соколова, за что указом Консистории, от 19 июня 1873 г. за № 4474, ему объявлена признательность и благословение от Архиепископа Антония за усердную и полезную службу по церкви своей и за пожертвование им 100 р. на исправление церковной крыши.
В 1873 году посетил и обозревал церковь села Мошка Преосвященнейший Иаков, Епископ Муромский. Останавливался в доме отца благочинного; в тот же день, июля 23 дня, изволил отправиться к гор. Мурому, для обозрения Епархии. В это время, причетник Петр Анисов, по вступлении во второй законный брак, на поданном им прошении, получил благословение от Его Преосвященства надевать стихарь, во время богослужения.
В 1874 году, месяца сентября 18 дня посетил и обозревал Успенскую церковь села Мошка Высокопреосвященнейший Антоний, Архиепископ Владимирский. Имел ночлег в доме отца благочинного, священника Василия Формаковского.
15 января 1875 г. села Мошка священник о. Василий Васильевич Формаковский пожертвовал из собственных средст 25 рублей на содержание Епархиального женского училища. Совет училища изявил Василию Васильевичу Формаковскому благодарность за пожертвование в пользу училища.

Престолов в этом храме было три: главный во имя Успения Пресв. Богородицы, в теплой трапезе в честь Казанской иконы Божией Матери и св. апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.
«Из св. икон особенно чтима прихожанами древняя икона Казанской Божией Матери; по преданию, эта икона писана в Казани святителем Варсонофием и принесена оттуда в XVI в. кн. Ворытынским. Кроме сего сохранились древния иконы Успения Божией Матери, св. ап. и Евангелиста Иоанна Богослова, св. Николая Чудотворца в житии и св. муч. Параскевы также в житии.
Два напрестольных Евангелия: 1) напечатанное в 114 (1606) г. и 2) напечатанное при патриархе Иосифе. На втором Евангелии подпись: «князь Алексей Иванович Ворытынский Муромскаго уезду… Пречистой Богородице Казанской… приложил».
Из богослужебных книг хранились две месячных минеи рукописных, приложенные в XVI в. князем Ворытынским; на одной из них подпись: «книгу минею месячную благоверный князь Иван Михайлович Ворытынский в вотчину свою в соборную церковь свою Успению Пречистыя Богородицы в селе Мошку».
Причта в приходе по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание их получалось: процентов с причтового капитала (7340 руб.), от земли пахотной и сенокосной, от хлебного сбора и от служб и требоисправлений – до 2000 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Приход состоял из села Мошка и деревень: Новой (7 вер. от церкви), Дятлова (3 вер.), Горячева (6 вер.), Игнатьева (4 вер.), Пищальникова (4 вер.), Пивоварова (4 в.), Карева (6 в.), Баркина (7 в.), Колычева (5 вер.), Мостищ (5 в.), Безова (7 вер.), Манькова (5 вер.), Позднякова (5 в.), Поросятева (5 в.), Лантрева (8 вер.), Озяблиц (5 в.), Кубаева (10 вер.) и Колодников (3 в.); во всех этих поселениях по клировым ведомостям числилось 1540 душ муж. пола и 1837 женского.

В с. Мошке имелось министерское училище. 1 ноября 1865 г. студент Владимирской Семинарии Николай Орлов был определен наставником во вновь открытое в с. Мошке Судогодского уезда училище. 15 января 1867 г. студент Владимирской Семинарии Алексей Аменицкий определен учителем в училище села. Учащихся в 1896 г. было 71. «1870 г. очередное заседание Владимирского губернского земского собрания: читано отношение инспектора училищ от 30-го ноября 1870 г. за № 1686 об ассигновании 300 руб. на открытие в селе Мошке Судогодского уезда при образцовом училище ремесленного отделения. Постановлено: отношение инспектора народных училищ передать на обсуждение Судогодского уездного земского собрания».

В селе с 1893 г. существовала женская церковно-приходская школа; учащихся в 1896 г. было 60.

11 августа 1883 г. в с. Мошке был пожар, в числе других строений, сгорела изба с двором крестьянки Марии Абросимовой.
Мошенское почтовое отделение в 1899 г.: начальник – губ. секр. Алексей Васильевич Клопов.
По переписи 1897 г. в с. Мошок проживало – 1828 чел.

В 1782 г. в Мошенской волости был основан Воковский хрустальный завод.
В с. Мошок в 1896 г. открылся хрустальный завод Садовникова.

В 1900 году была открыта библиотека. Помещение для библиотеки было нанято в доме местного крестьянина за сто рублей в год. Выписывались газеты «Свет», «Биржевые ведомости». Начальный фонд состоял из книг — пожертвование частных лиц. В 1918 году библиотека располагалась в центре села на первом этаже двухэтажного дома.
«О необходимости устроить в селе Мошке артезианский колодец.
В заседании врачебного совета 22-го июля 1905 г., где обсуждался вопрос губернской управы, в каких местностях необходимо на губернский счет устройство колодцев, г. Тер-Габриельянц (и. д. врача 3-го участка) был внесен доклад о необходимости устройства артезианского колодца в селе Мошке.
Село Мошок многолюдное (3000 жителей), торговое село, здесь каждый понедельник бывают базары и 6 раз в году ярмарки и на те и на другие съезжается масса народа.
При своем многолюдстве село Мошок лишено совершенно мало-мальски порядочной в санитарном отношении воды. Три грязных пруда, в которые во время дождей стекают всякие нечистоты, являются единственными здесь водохранилищами. «Зимой около этих прудов положительно нельзя пройти, не зажавши носа», чтобы умыться водой из этих прудов нужно сначала профильтровать и прокипятить эту воду. Дождевую воду жители хранят и употребляют только для чая. Зимой пользуются снеговой водой.
Между тем как % всех заболеваний Мошенских жителей 40 %, процент кишечных заболеваний 68 %.
Все население Мошка заражено глистами. Вот результаты недостатка воды (порядочной) в медицинском отношении.
Недостаток воды сказывается и в пожарном отношении. В Мошке очень часты пожары и никогда не сгорает менее 10 изб, в большинстве случаев сгорает 10-30, а иногда 100 и больше. Земская управа отказывается страховать избы. Ясно, насколько необходимо порядочное водоснабжение для Мошка, как в качественном, так и в количественном отношении…
Мошок частью входит под опеку губернского земства, как село межуездное (6 верст от границы Меленковского уезда).
Докладывая о вышеизложенном собранию, управа с своей стороны полагала бы необходимым устройство в селе Мошке артезианского колодца, для которого ходатайствовать у губернского земства 2000 руб.» (Доклады Судогодской уездной земской управы очередному уездному земскому собранию 1905 года).
1910 год «Мошенская земская больница. Врач — н. ч. Ник. Пет. Андреев. Фельд. - Спир. Наз. Назаров. Акуш. - Ан. Мих. Цветаева».

Храм был закрыт в 1937 году, были сброшены колокола и сожжены иконы. В 1960 году в ходе хрущёвский гонений на церковь местная власть хотела взорвать полуразрушенный храм, однако верующие не допустили этого.
Храм Успения Божией Матери, как памятник начала XIX века храм был отремонтирован в 1980 году: снаружи побелен, вставлены окна и т. д. В 1990 году усилиями жителей села и священником с. Ликино о. Василием Плескуном храм был вновь открыт. Первая литургия была совершена на Пасху в 1991 году. При Мошокском храме с 1997 года работает детская воскресная школа, которую посещают около 20 детей.

Владимир Андреевич Скворцов

14 июля 1922 года в селе Мошок Судогодского уезда родился Владимир Андреевич Скворцов, владимирский художник-график, участник Великой Отечественной войны.
Еще до войны Владимир Скворцов начал учиться во Мстерской художественной профтехшколе, так что на фронт уже пошел с серьезными навыками рисования. Они пригодились ему на войне в картографической работе, также его рисунки проявлялись в периодической печати.
Во Владимире он поселился с 1953 года, после окончания Ивановского художественного училища. Проявил себя в станковой, прикладной, книжной, газетно-журнальной графике, плакате. Работал в технике классического офорта, масляной монотипии, линогравюры и других.
С 1954 года принимал участие в художественных выставках сначала как автор живописных работ, а затем как график.
Среди его книжных работ буклет «Гербы Владимирской губернии» (1969 год), «Путеводитель по Владимиру», выходивший в 1967 и 1969 годах.
Владимир Скворцов был членом правления Владимирского отделения Союза художников СССР, много сделал для развития этой творческой организации. Работал он и главным художником города Владимира.
Скончался 13 октября 2008 года.

Праведный Савва Мошокский


Икона. Праведный Савва Мошокский Судогодский чудотворец

В XVI в. прославился своим благочестием служивший в Мошокском храме священник Савва. В старинных Святцах он значится среди местно чтимых владимирских святых как праведный Савва Мошокский.
В центре боярской вотчины в селе Мошок был построен княжеский дворец и домовая двухэтажная церковь во имя Успения Божией Матери. В ней было восемь престолов. В селе была и вторая церковь Иоанна Богослова для жителей села и крестьян соседних деревень.

Пять священников обслуживали мошокские храмы. Среди них был и отец Савва, который своей подвижнической, самоотверженной жизнью, непрестанной молитвой, постом, с Божьей помощью спасал людей. Это был подлинный пастырь, который молился за болящих, утешал несчастных, призывая людей к истинной, горячей вере в Бога. Он многих утвердил в вере, ведя непрерывную борьбу с богоотступничеством.

В иконописном подлиннике сохранилось описание внешнего вида святого Саввы: "Священноиерей, владимирский новый чудотворец, подобием сед, брада аки Власиева, ризы поповские".

Праведный Савва почил в 1592 году, день его памяти 5/18 декабря и 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых.

МОЛИТВА святому праведному пресвитеру Савве Мошокскому

О славне и досточудне угодниче Божий, Савво праведный!
Благодать Святаго Духа восприяв, послужил еси священством непорочным Пресвятей Троице, предстоя Престолу Божию и принося о людех Безкровныя Жертвы.
Душу милостиву имея, благочестия добрый подвижник явися в Мошенской волости и вся Христова учения делом исполнил еси, к нищим и убогим присно милостыню творяй, вдовицы и сирыя от сильных мира сего заступая, должники же от правежа заимодавцев немилосердных свобождая.
Темже, вся добродетели, яко неводом, вкупе собравый, сподобился еси от Бога даров благодатных, по молитвам бо твоим болящия и недужныя исцеление обретаху, дуси же нечисти от имущих я исхождаху.
Пути спасительному прилежа, отче богомудре, собеседник был еси духовен преподобному Прохору, святыя Преображенския пустыни основателю, с ним же во едино лето блаженную кончину стяжал и наследовал еси Чертог Небесный в селениях праведных.
Но яко имеяй дерзновение ко Господу, моли Того усердно, святче Божий, о нас, грешных, с любовию к тебе притекающих, да житие богоугодное во всяком благочестии и чистоте поживше и мирно оное скончавше, участи десныя удостоимся на Страшнем Судищи Христове и причастники будем Небеснаго Царствия, воспевающе купно Святую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Город Судогда.

Прохор и Вассиан Ястребские(+1592)

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Судогда | Добавил: Jupiter (22.06.2015)
Просмотров: 1097 | Теги: святость, Судогда | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика