Главная
Регистрация
Вход
Четверг
18.04.2024
06:22
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Судогодский район

Село Эрлекс Гусь-Хрустального района

Погост Эрлекс

Эрлекс — село в Гусь-Хрустальном районе районе Владимирской области России, входит в состав Муниципального образования «Поселок Уршельский».
Село расположено в 16 км. на запад от Гусь-Хрустального на правом берегу реки Поль. Село находится на территории национального парка "Мещера". «Село Ерлекс на р. Поле находится в 64 верстах от уездного города и в 60 от губернского, на границе Судогодского уезда с Рязанской губернией». [1]

В старину через Эрлекс проходила торная дорога из Владимира в соседние рязанские пределы - до Коломны и далее. Зимой по льду Поли двигались обозы до самой Рязани.
Во времена Владимиро-Суздальской Руси именно через Эрлекс шел путь на Киев - матерь городов русских. До сих пор близ погоста можно видеть древние насыпи прежнего торгового пути, поросшие вековыми соснами, а тихие воды Поли отражают массивные сваи когда-то переброшенных между речными берегами деревянных мостов.
После образования Владимирской губернии старая дорога стала почтовой. В Эрлексе даже была построена почтовая станция, где жительствовал станционный смотритель - наподобие известного героя Пушкина.
В конце XIX века через Ерлекс прошла Рязанско-Владимирская узкоколейная железная дорога.
В 1904 году Ерликинский погост входил в состав Ягодинской волости Судогодского уезда Владимирской губернии и имел 10 дворов при численности населения 60 человек.
Численность населения: в 1859 г. – 37 чел.; в 1905 г. – 60 чел.; 1926 г. – 60 чел., в 2010 г. – 10 чел.

Погост Эрлекс - место удивительное и даже немного таинственное. В 20 километрах на запад от Гусь-Хрустального, среди лесов и болот на берегу петляющей в мещерских дебрях речки Поль издалека видна высоченная колокольня Троицкой церкви, чем-то неуловимо похожая на звонницу Петропавловского собора в Петербурге. Все, кто видел колокольню Эрлекса, в один голос сравнивают ее с белой свечой, которая словно парит над лесным безлюдьем, служа верным ориентиром туристам, охотникам и рыбакам.


Колокольня Троицкой церкви

Существует поверье, что каждый, хоть раз побывавший в затерянном в глуши погосте с древним названием, в котором отчетливо слышен корень забытого ныне языка племени меря - одной из угро-финских народностей, обязательно захочет приехать туда вновь. Свеча Эрлекса обладает удивительной и почти что мистической притягательной силой. Для многих она стала настоящим маяком в море житейских бурь и страстей. Возможно, причина привязанности сотен и тысяч людей к Эрлексу в том, что там, на берегу тихой лесной речки с прозрачной коричневатой настоянной на торфе водой в окружении берез и сосен в ограде словно перенесенного из сказки великолепного белоснежного храма каждый обретает удивительное ни с чем не сравнимое ощущение душевного покоя и умиротворения. Говорят, что каждая поездка в Эрлекс прибавляет человеку год жизни. Наверное, для того, чтобы успеть побывать там еще…
От Эрлекса берут начало четыре главных, хорошо оборудованных экологических тропы по Национальному парку «Мещёра»: «Путешествие по «Рязанскому тракту», «Дорога к храму», «Путешествие в мир болот», «Свидание с Мещёрой».
Экологическая тропа «Путешествие по «Рязанскому тракту», протяжённостью три километра, начинается от оборудованной площадки на реке Поль с видом на Троицкий храм и идёт по живописному берегу реки вдоль старинного тракта. На тропе оборудована площадка для кемпинга «Сосновая».
Экологическая тропа «Дорога к храму» протяжённостью около двух километров, проложена по дендрологическому участку Национального парка, и ведёт к Троицкому храму.
Экологическая тропа «Путешествие в мир болот» рассказывает о назначении болот, о растительном и животном мире болот, о путях рекультивации бывших торфоразработок.
Большая экологическая тропа «Свидание с Мещёрой» проходит от деревни Савинской до озера Святого. Протяжённость тропы 68 километров. Тропа оборудована шестью стационарными площадками для дневного и ночного отдыха, предусматривает пеший (велосипедный, автомобильный) путь вдоль реки Поль мимо деревень Савинской, Заболотья, Аббакумова, Труфанова, Эрлекса, вдоль Бужи мимо деревень Ягодино, Тихоново, Избищи, а также сплав на резиновых лодках по Буже до озера Святого.

Церковь Живоначальной Троицы

Церковь в селе Ерлексе в патриарших окладных книгах упоминается в первый раз под 184 (1676) г., как прибылая вновь.
Таким образом можно думать, что ранее 1676 г. церкви здесь не было. Эта церковь была освящена во имя св. Николая Чудотворца.
В 1726 г. церковь оказалась уже ветхой, поэтому прихожане построили новую деревянную церковь также во имя св. Николая Чудотворца.
В 1780 г. деревянная церковь в Ерлексе была перестроена вновь; эта перестроенная церковь существовала до 1886 г., когда она была разобрана.


Князь Николай Борисович Юсупов - владыка окрестностей Эрлекса при Екатерине II

Каменный Троицкий храм появился благодаря владельцам окрестных мест князьям Юсуповым - богатейшим землевладельцам татарского происхождения. Юсуповы считались одной из знатнейших в России фамилий и занимали высокое положение при царском дворе, породнившись, в конце концов, даже с самой династией Романовых. Однако над баловнями судьбы Юсуповыми веками тяготело родовое проклятие (считалось, что его наложили татарские колдуны за отступничество от веры предков): в каждом поколении в их семье все сыновья, кроме одного-единственного, умирали молодыми, причем зачастую обстоятельства их гибели оказывались самыми трагическими - смерть на дуэли, в бою, от скоротечной болезни. Может быть, поэтому имевшие татарские корни их сиятельства строили церкви сами и поощряли к этому своих крепостных.
В 1825 г. в Ерлексе начат постройкой каменный Троицкий храм на средства крепостных крестьян Панфиловых. Панфиловы фактически являлись купцами, они основали Тасовский стекольный завод в деревне Синцово, расположенной в 10 километрах от Эрлекса, где выпускали «хрустальную» посуду со шлифовкой, гравировкой, а позже построили еще более крупное стекольное предприятие в поселке Иванищи. Но формально Панфиловы вплоть до середины XIX века оставались крепостными Юсуповых и вся их недвижимость числилась за князьями. Для того чтобы упрочить успех в своих делах, а также с целью ублажить хозяина - князя Бориса Николаевича Юсупова - в течение нескольких десятилетий Панфиловы возводили посреди леса огромную церковь, которая могла бы украсить не то что погост, а любой город.
Трапеза была отделана и освящена в 1827 г.


Борис Николаевич Юсупов в детстве - единственный продолжатель рода князей Юсуповых

Князь Борис Николаевич Юсупов - владелец заводчиков Панфиловых и всей их собственности

Княгиня Зинаида Ивановна Юсупова

В 1849 году гофмейстер князь Борис Юсупов скончался всего лишь в 55-летнем возрасте. Его вдова княгиня Зинаида Ивановна была дамой сумасбродной и с большими причудами. Получаемые со своих многочисленных имений, в том числе десятки тысяч рублей оброка с заводчиков Панфиловых, она тратила, не считая, потакая всем своим капризам. Одной из ее самых больших причуд стало увлечение революционером-народовольцем, принимавшим участие в покушении на императора Александра II. С помощью огромных взяток полиции и жандармам княгиня добивалась свиданий с героем своего романа даже тогда, когда тот был заключен в Шлиссельбургской крепости. После того, как революционера казнили, княгиня увезла его тело, распорядилась набальзамировать покойника и спрятала гроб в потайной комнате своего дворца на Литейном проспекте в Петербурге. Этот страшный тайник был найден только в 1920-е годы.
Постоянно нуждаясь в новых суммах на свои капризы, княгиня Юсупова за огромный выкуп даровала Панфиловым вольную. Так как Эрлекс и его окрестности прежде относились к Судогодскому уезду, то Панфиловы стали судогодскими купцами - вначале 2-й, а потом и 1-й гильдии. Около Троицкого храма до сих пор сохранился уникальный фамильный некрополь этих некоронованных королей северной Мещеры - более двух десятков гранитных, мраморных, белокаменных и металлических надгробий XIX - начала XX веков.
Работы по отделке главного храма продолжались до 1852 г.
В 1862—68 г. при храме устроена каменная колокольня. Храм и колокольня в Ерлексе в общем довольно величественной и изящной архитектуры.
Массивный пятиглавый храм в классическом стиле гармонично соседствовал со стройной пятиярусной колокольней высотой в 75 метров. Внутри храм был расписан сюжетами из Священного Писания и снабжен богатой утварью. Вплоть до самой революции церковными старостами в Эрлексе были представители семьи Панфиловых. Указом Св. Синода от 19 сентября 1894 г. преподано благословение Св. Синода церковному старосте с. Ерлекса, судогодскому купцу Ивану Семенову Панфилову за пожертвование в приходскую села Ерлекса церковь напрестольного евангелия, священнического и диаконского облачения, на сумму 620 руб.
Храм имеет четырехметровый подземный этаж, в который из алтаря ведут два люка. Какие тайны скрывает подземелье - неизвестно. Рассказывали, будто бы там убегавшие после октября 1917-го заводчики Панфиловы спрятали часть своих богатств, но, скорее всего, это лишь легенда.
Престолов в храме пять: в холодной главный во имя св. Живоначальной Троицы и придельные во имя Боголюбской иконы Божией Матери и Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, в трапезе теплой в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы и св. Николая Чудотворца. [1]
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь была довольно богата. Из св. икон своей древностью отличалась икона св. Николая Чудотворца, а ценностью своих украшений обращали на себя внимание иконы Божией Матери — Казанская, Иерусалимская и Боголюбская. [1]
От прежнего времени в церкви хранились: 1) напрестольное Евангелие изд. 1651 года; на нем по листам подписано: «приложил сию книгу Захарий Романов сын Хрипунов»; 2) оловянный ковчег для хранения св. Даров. [1]
Причта в приходе по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получалось: от земли церковной до 80 руб.; процентов с причтового капитала 60 р., арендной платы с постоялого двора 215 руб., от служб и требоисправлений около 700 р. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви: усадебной и под церковью и кладбищем до 6 десят., пахотной 40 десят., сенокосной по р. Поле и болотам до 30 десят., леса соснового и елового в возрасте от 40 до 120 лет — 186 десят., среднего возраста от 20 до 40 лет — 106 дес., молодого леса 240 дес., под болотами, кустарником, речками и дорогами — до 50 десят., а всего 657 дес. 313 кв. саж. [1]
Приход состоял из деревень: Абакумовыми (4 вер. от церкви), Будевичей (10 вер.), Трухоновой (3 вер.), Гришек (5 вер.), Сивинской (5 вер.), Синцевой (8 вер.), Василевой (9 вер.), Деминской (10 вер.), Нармоча (8 вер.) и Тасовского хрустального завода (14 вер.); во всех этих поселениях по мировым ведомостям числилось в кон. XIX века 1042 души муж. пола и 1104. женского. [1]

На Тасовском заводе имелась школа грамоты; учащихся в 1896 г. было 44. [1]
В д. Деминской имелась также школа грамоты; учащихся в ней бывало до 10 человек. «Деминская школа построена в 1911 году на 65 чел., на два отделения, с двумя комнатами для учителей, с одной кухней и с комнатой для прислуги. Школа построена из хорошего соснового материала, на кирпичном фундаменте, сложенном на цементе, вышиной 1 арш. Здание 30х20 арш.; в классах вышина 5 арш.; в комнате учителей и в кухне вместо черного наката сделан бетон; пол наслан от бетона на 8 вершк.; в фундаменте имеются отверстия; четыре голландских печи, пятая русская в кухне. Сзади школы построен сарай для дров, в другой половине клозет для детей. При осмотре плотничные и столярные работы почти все закончены. Школа построена на хорошем видном месте. Недостатков никаких не оказалось. Все соблюдено правильно и хозяйственно. Школьное место обрыто канавой и обнесено палисадником» (Доклады Судогодской Уездной Земской Управы очередному уездному земскому собранию 1912 года).
В с. Ерлексе с 1877 г. существовала земская народная школа; учащихся в 1896 г. было 36. [1]
Псаломщик с. Ерлекса Феодор Жданов 3 апреля 1915 г. по прошению уволен заштат.
Послушник Боголюбова монастыря Василий Туркин 4 апреля 1915 г. допущен к исп. обязан. Псаломщика в с. Ерлекс.
В 1916 г. прот. с. Ерлекса В. Молчанов.


Сестры-учительницы Александра Афанасьевна и Мария Афанасьевна Митрофановы - дочери последнего станционного смотрителя Эрлекса

Родом из Эрлекса были сестры-учительницы Александра и Мария Митрофановы - дочери последнего тамошнего станционного смотрителя Афанасия Митрофанова.


Анна Митрофанова и ее супруг диакон Троицкой церкви Эрлекса Алексей Никитин - будущий священник

Анна Митрофанова вышла замуж за диакона Алексея Никитина, который позже стал настоятелем Троицкого храма в погосте и служил там до самой кончины в 1960 году.


Преподаватель истории Владимирской духовной семинарии Сергей Молчанов, уроженец погоста Эрлекса

Сын местного священника Козьмы Молчанова Сергей после учебы во Владимирской семинарии блестяще закончил Московскую духовную академию. С 1889 года он служил в семинарии во Владимире, где преподавал гражданскую историю.

Церковь в Эрлексе закрыли в 1937 году, когда был арестован и отправлен в ГУЛАГ её настоятель священник Леонид Виноградов. И хотя внутреннее убранство частично успели растащить, храм пострадал не особенно сильно. А уже в 1946-м г., в первый же послевоенный год Троицкая церковь вновь стала действующей. Там до сих пор показывают деревянные кустарной работы подсвечники, которые были изготовлены после открытия храма вместо похищенных. Купить их тогда было негде, вот и приходилось обращаться к местным умельцам.


Иерей Вячеслав Спиридонов - настоятель храма в Эрлексе в 1960-е годы

В 1960-е годы в Эрлексе священствовал Вячеслав Спиридонов - будущий митрофорный протоиерей, скончавшийся в 2009-м г. в городе Петровске Саратовской епархии.
С 1977 года до начала 2000-х годов настоятелем в Эрлексе был архимандрит Стефан (Черняховский), бывший шахтёр, при котором церковь была отреставрирована, а в 1998 году при помощи гусевского предприятия «Армагус» там появилось паровое отопление.
Архимандрит Стефан, который по совместительству был и светским старостой селения Эрлекс (всего там полтора десятка домов) и даже в голодные 90-е гг. организовал доставку в погост гуманитарной помощи селянам, скончался в 2005 году, а в 2007-м г. неожиданно умер и его сын иеромонах Афанасий (Черняховский). Могилы двух иноков - отца и сына, очень много сделавших для обитателей погоста и тамошнего храма теперь соседствуют друг с другом у церковной стены.

Окружённые полуразрушенной от времени кирпичной оградой с отреставрированными святыми воротами рядом с храмом находятся несколько церковных домов, образуя подобие небольшой обители, где находили и находят приют богомольцы и принявшие монашеский постриг. Патриархальный быт обитателей Эрлекса с колодцем – "журавлем" и старыми баньками близ величавого храма поражает своей патриархальностью. Внутри Троицкая церковь поражает великолепием резного вызолоченного иконостаса, старинными иконами, прекрасной росписью, сохранившимися деревянными хорами и массивной деревянной фигурой святителя Николая Чудотворца. Раньше статуя Николы Можайского стояла в расположенной неподалеку от погоста часовне, а после разорения последней сохраняется в церкви.
Автор: Николай Фролов

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Судогодский район | Добавил: Николай (30.07.2017)
Просмотров: 4593 | Комментарии: 1 | Теги: Гусь-хрустальный район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Ирина Якушева • 21:59, 31.10.2017
Известно ли что-то о Сергее Львовиче Казакове, который проживал в Эрлексе, был арестован в 1931 году? Его фамилия - в списке жертв политических репрессий.
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru