На весь Владимир к концу 1931 года насчитывалось всего 15 грузовых автомашин. Легковых автомобилей, как отмечалось в 1934 году в паспорте города, «чрезвычайно мало», автобус только один - у «Автоприбора». «Завод «Автоприбор» получил тридцатиместный автобус марки ЗИС-8. Автобус начал курсировать от центра города до завода «Автоприбор» с 14 июля и будет занят исключительно перевозкой рабочих и ИТР. В сентябре ожидается получение второго такого же автобуса» («Призыв», 16 июля 1934).
ЗИС-8
«Завод «Автоприбор» получил новый 10-местный автобус для перевозки рабочих и инженерно-технических работников. Сейчас завод имеет два автобуса» («Призыв», 26 января 1935).
8 марта 1935 года состоялось заседание президиума Владимирского горсовета, на котором решался вопрос об открытии автобусного движения в городе. Постановление было таким: «Полученные два автобуса системы «Форд» (ГАЗ АА) передать в эксплуатацию Дом. Тресту. Автобусное движение по городу открыть с 1-го апреля сего года с началом движения с 6-ти час. утра и окончанием в 9 час. вечера по следующему рейсу: начальный пункт – Ново-Ямская слобода (быв. Лисин пер./ул. Диктора Левитана). Остановки: Московская застава (район нынешней гостиницы «Заря») у магазина ГОРПО, угол Студеной горы у медтехникума, Большая Московская (Золотые ворота), ул. III Интернационала (угол Коммунального спуска и ул. Ворошилова/ул. Осьмова), ул. Фрунзе (ул. Большая Нижегородская) против поликлиники, поворот к фабрике «Пионер». Конечный пункт завод «Химкомбинат»».
ГАЗ-03-30 имел автобусный кузов с салоном на 17 мест устанавливался на шасси грузовика ГАЗ-АА, выпускавшегося по лицензии американского грузовика Форд-АА.
ГАЗ-03-30
«Горкомхозом получены два шестнадцатиместных автобуса. С 1-го апреля автобусы будут курсировать по линии от завода Химкомбинат до Ямской Слободы. Определены остановки: Московская застава, механический техникум, «Золотые ворота», площадь Свободы, Коммунальный спуск, клуб Химкомбината, поликлиника, у поворота к фабрике «Пионер» и Химкомбинат. Цены за проезд — до одной станции 15 коп., до трех станций — 30 коп., свыше трех — 50 коп. Один из автобусов будет курсировать раз в сутки между Владимиром и Суздалем» («Призыв», 30 марта 1935).
1 апреля 1935 г. - открытие автобусного движения в г. Владимире.
«Второй день курсируют автобусы во Владимире. В первый день, 31 марта, двумя автобусами было перевезено 1170 человек. В большинстве на остановках дожидающихся больше, чем мест в автобусе. Кондуктор автобуса №1 товарищ Устюжанова работает второй день, но в лексикон ее языка уже прочно вошли стандартные, для ее профессия, слова: — Свободных мест нет. Кто еще не взял билет? «Площадь Свободы»... «Поликлиника»... Устюжанова вчера очутилась в неловком положения... не хватило билетов. Пришлось писать на корешках квитанций. Желающих ехать на автобусе больше чем в первый день. Пассажиры едут в автобусе с удовольствием. Всюду слышится одобрение. От пассажиров поступили предложения: начать продажу постоянных абонементов для проезда в автобусах. От инженерно-технических работников Химкомбината на абонементы уже подана коллективная заявка. Рабочие «Автоприбора» предлагают сделать остановку у своего завода. Все предложения будут горкомхозом обсуждены. Что мешает движению автобусов? Плохая дорога и нерегулированное движение на лошадях. Устранить эти недостатки можно и нужно. За это надо взяться сейчас же. А. Дементьев» («Призыв», 2 апреля 1935). Однако многие рабочие продолжали ходить на работу пешком. Для их удобства вдоль всей центральной магистрали от центра города до «Химкомбината» были проложены деревянные тротуары.
«Как приятно ехать на автобусе, но неприятно стоять у дощечки с надписью — «Остановка автобусов» и переминаться с ноги на ногу. У мест остановки автобусов кроме этой дощечки ничего нет. А как бы хотелось дожидаться автобуса сидя на диване или скамейке. Согласен-ли с этим горкомхоз. Сергей Тарасов» («Призыв», 24 апреля 1935).
«Недавно я был свидетелем такой картины. У автобусной остановки (Вокзальный спуск) стояли две девочки — одна лет десяти, другая четырех. Они, возвращаясь из детского сада, хотели доехать до дому на автобусе. И так им было обидно, когда их не посади ни в один автобус, хотя были места свободные. Они пропустили три автобуса. Некоторые граждане вступились за детей и просили контролера посадить их, но напрасно. — Детей не сажаем. Они только катаются взад и вперед. Нам так приказано горкомхозом. Дети со слезами пошли домой пешком» («Призыв», 4 июня 1935).
«На-днях горкомхоз получил дополнительно два новых автобуса.
Автобусы будут курсировать по маршруту — Химкомбинат — Ямская Слобода» («Призыв», 30 августа 1935).
С 25 мая открыто пассажирское движение по тракту Владимир-Суздаль. Отправление пассажирской автомашины из Владимира (Манежная, контора «Автотранс) в 8 часов, в 13 и 19 часов, из г. Суздаля (ул. Ленина, Межсоюзный клуб) в 10 час. 30 мин., 15 ч. 30 мин. и 21 ч. 40 мин. с промежуточными остановками в с. Павловском и Борисовском. «По маршруту Владимир—Суздаль курсируют автомобили Союзтранса. Чтобы иметь возможность уехать на автомобиле, пассажирам приходится покупать билеты за несколько часов до поездки, потом часами-же ждать на улице отправки автомобиля. Сейчас зима, но она видать не наступила для администрации Автотранса. Надо подумать об открытии комнаты ожидания для пассажиров» («Призыв», 30 ноября 1935). В октябре 1936 года в Манежном тупике построен первый «автовокзал» (неотапливаемый барак).
««Вокзал» владимирского автотранса Так называется досчатый барак, построенный в Манежном тупике, в котором ежедневно пассажиры ожидают посадки на автобусы, курсирующие по линиям: Владимир — Суздаль и Владимир — Судогда. Внутренность этого помещения выглядит отвратительно. Барак совершенно не отапливается и не проветривается. Стены и потолок вскормили на себе толстые слой грибной плесени. Имеющиеся в бараке столы, на которых пассажиры пьют чай, грязные. За чистотой здесь, как видно, никто не следит» («Знамя», 26 января 1937). «28 тысяч рублей отпустил облисполком владимирскому горсовету на приобретение двух новых автобусов. Получение автобусов ожидается во втором квартале» («Знамя», 23 февраля 1937). «Автобусное движение в городе — большое удобство для населения. Но используется автобусный парк отвратительно. Автобусы в большинстве случаев бывают переполнены. Часто курсирует только один автобус. Причем, в этих случаях недогадливые руководители автотранса не ставят в известность об этом пассажиров. Поэтому пассажиры очень подолгу и напрасно ждут машины. Обслуживающий персонал автобусов нечутко относится к трудящимся. У Золотых ворот, например, недавно был такой случай: шофер не посадил больную женщину, направлявшуюся в больницу, хотя для больной женщины место можно найти всегда. Для урегулирования автобусного движения необходимо увеличить количество рейсов, не допуская простоев машин в парке. Крайне желательно установить время рейсов, хотя бы приблизительно. Г. Липатов, К. Большова» («Знамя», 25 февраля 1937). «Холодный ветер пронизывает одежду, зябнут ноги, а автобус все не подходит к остановке. Озябшие пассажиры ругаются и, не рассчитывая больше на автобус, отправляются в путь пешком. На остановках неизвестно, сколько курсирует автобусов, — в автобусном движении большой беспорядок» («Знамя», 18 марта 1937). «Союзтранс во второй половине апреля (со дня разрешения дорожным отделом движения автомашин по шоссе) открывает новый автобусный рейс Владимир — фабрика «Организованный труд». Под автобус приспособлена трехтонная автомашина. Она будет делать не менее шести рейсов» («Знамя», 12 апреля 1937). «Работники, обслуживающие автолинию Владимир-Суздаль, в первую очередь шофера и слесаря-ремонтники, до сих пор не извлекли уроков из своей аварийной работы и продолжают наплевательски относиться к порученному им делу. Аварии с автобусами продолжаются. 5 мая, например, автобус, вышедший из Суздаля, остановился из-за поломки на первом же километре. Несколько часов потеряли пассажиры в ожидании следующей машины. Некоторые шоферы не соблюдают элементарных правил движения. Автобусы повертываются в конечных пунктах и идут на заправку после посадки пассажиров. Нередко шоферы допускают курение в кабинах автобуса» («Знамя», 11 мая 1937).«Шасси для автобуса получила фабрика «Пионер». На месте будет оборудован кузов, 30-местный автобус первым рейсом 29 июня пойдет в Москву с экскурсантами» («Знамя», 23 июня 1937). «Владимир имеет автобусный парк из шести машин, из которых две почти ежедневно в ремонте. На всех остановках — очереди. Одни люди, прождав почти час, уходят, уступая свое место другим. Люди волнуются, возмущаются. 19 июня я стоял на остановке около «Золотых ворот», желая попасть в Ямскую. Прождал автобуса час. Наконец, автобус № 4163 подъехал. В нем было 3 человека, ехавших до последней остановки, но меня и других постигла неудача. По распоряжению диспетчера Королевой автобус, обслуживающий город, был снят и направлен на фабрику «Организованный труд». Кондуктор т. Шитова высадила пассажиров, несмотря на то, что они имели билеты до последней остановки. 20 июня с 7 час. 45 мин. до 9 час. 20 м. я ждал машины у «Золотых ворот». Оказалось, что по городу курсировала одна машина, да и та делала рейсы до фабрики «Организованный труд». Днем 20 июня с 14 час. до 16 ч. 15 мин. я прождал автобуса на остановке «Ямская». Я спросил по телефону диспетчера автотранса: ходят ли автобусы по городу и есть ли смысл ждать? Он усмехаясь ответил: — Есть смысл, ждите. Немного опоздали с выездом после обеденного перерыва. Пассажиры требуют от руководителей автотранса, чтобы на каждой остановке было расписание остановки автобуса, сколько автомобилей обслуживают город. Это должно вывешиваться при выезде первого автобуса. В. Могуйков» («Знамя», 30 июня 1937).«Автотранс» и его клиенты Над кассой автовокзала вывешено расписание движения пассажирских автобусов. У администрации «Автотранса», очевидно, когда-то было стремление к точности, которое, как известно, всегда приветствует клиентура. Но, к сожалению, те времена давно канули в вечность. Посмотрим, как работает «Автотранс». Из десятка имеющихся автобусов работает не больше 2—3. Они совершают рейсы по двум направлениям: Владимир — Судогда и Владимир — Суздаль. Остальные машины бездействуют. — Нет покрышек, не помогает горсовет, — вот те «объективные» причины, которыми прикрывают управляющий Мозгалов и его заместитель скверную работу «Автотранса». Жалобная книга «Автотранса» испещрена соответствующими «благодарностями». Книга (если можно назвать ее книгой) влачит жалкое существование: на нее никто из должностного начальства не обращает внимания. Теперь о пассажирах. Их много. Например, на днях было свыше 250 человек всех возрастов. Один из них гражданин К. рассказал: — Несколько сот километров я проехал по железной дороге без всяких задержек, а теперь осталось меньше сорока, но проехать их едва ли удастся: сижу здесь в ожидании своей очереди вторые сутки. Таких примеров немало. У многих долгожданные дни отпуска ушли на ожидание «услуг» «Автотранса». В залах для пассажиров нет ни газеты, ни журнала, за чтением которых человек смог бы более рационально провести томительно долгие минуты ожидания. Подумать об этом в управлении «Автотранса» не желают, вероятно, считая это «не своим делом». На протяжении тракта Владимир — Судогда много участков без твердого каменного покрытия. По ухабам, выбитым колеям автобус ныряет, как утлый челнок среди бушующего моря. Сидишь и удивляешься храбрости отважного водителя машины, который, несмотря на убийственное состояние дороги, взял на себя смелость доставить в целости и невредимости несколько десятков человеческих жизней. Становится ясным, почему частые поломки машин вошли в систему. Не случайность, что, согласно «расписания», автобус, который должен придти «с минуты на минуту» и которого терпеливо ждут пассажиры, приходит нередко с опозданием на 4-6-8 часов. Лица, имеющие на руках бесплатные проездные билеты, на автобус попасть по ним не могут. Но пассажиров по «записочкам» — прогрессирующее количество. Для них от «Автотранса» незыблемая гарантия на поездку. — Плохо работает «Автотранс» - таково общее мнение едущих. А. Рейф» («Знамя», 23 июля 1937).
В 1938 году автобусное движение в городе было прекращено и возобновлено только с 1 февраля 1940 года.
В начале 1940 года по району ходили семь рейсов - три до Петушков, один в Лакинск, два в Суздаль и один до Судогды. С апреля 1940 года введён автобусный маршрут Владимир - Ногинск.
В октябре 1942 года мастерские Владимирской конторы «Разгрузжелдор» переоборудовали автобус ЗИС-16 с бензинового на древесное топливо (см. Приложение 1). «Состояние автопарка «Авторазгрузжелдора» характеризуется следующей безотрадной картиной… Не в лучшем состоянии автобусы. Из наличия 13 автобусов, по заявлению руководителей конторы, находятся в эксплуатации два. На самом деле и эти два автобуса неисправны и нуждаются в серьезном ремонте. Таким образом весь автопарк находится в плохом состоянии…» («Призыв», 16 декабря 1942). В сентябре 1944 года Народным комиссариатом автомобильного транспорта РСФСР был создан Владимирский автотранспортный трест «Авторазгрузжелдор». После войны во Владимире ходили уже автобусы отечественного производства: «ГАЗ 03-30», «ЗИС 8-16», «ЗИС-154», перевозками руководила организация с названием «Авторазгрузжелдор». «Владимирская контора «Авторазгрузжелдор» с 15 октября 1945 г. открывает автобусное движение по линии Владимир-Боголюбово. Выход автобуса в 7 часов утра с автобусной станции – Манежный тупик, д. 4. Конечные пункты Владимир – Золотые ворота – Боголюбово, с остановками: Госбанк, сельхозтехникум, Химзавод, село Доброе» («Призыв» 1945).
«Автобусы на улицах Владимира С 30 апреля во Владимире начнется автобусное движение. Машины будут курсировать от начальной школы на Ямской улице до завода «Автоприбор». Определено восемь остановок. Движение будет начинаться в 6 ч. 30 мин. утра и заканчиваться в 10 ч. 30 мин. вечера. На линию выйдут четыре автобуса. Н. ФЕДОРОВ» («Призыв», 26 апреля 1946).
Автобус ЗИС-16, вместимостью до 34 пассажиров (на 26 сидячих мест), на Дворянской улице Владимира. 1946 г.
«С 3 мая во Владимире открылось автобусное движение. На центральной улице во многих местах появились новые знаки. На синем фоне изображен белый силуэт машины с надписью: «Остановка автобуса». Уже за половину первого дня автобусы перевезли свыше двух тысяч пассажиров. Машины водят опытные шоферы» («Призыв», 5 мая 1946).
«Во Владимире впервые начали курсировать три грузовых такси. Они доставляют населению вещи с вокзала, делают выезды за город. Стоянка такси — у автобусной станции» («Призыв», 18 мая 1946). «Началось регулярное автобусное сообщение Владимир—Ставрово. Делается три рейса в день» («Призыв», 1 июня 1946).
«К приходу московских поездов, на ст. Петушки прибывает автобус. Желающих сесть на него очень много. Поистине, автобус становится «яблоком раздора» для пассажиров. Какие порой здесь разыгрываются сцены! Корень зла состоит в том, что посадка проходит беспорядочно, стихийно. От Владимира до Петушков и обратно курсируют четыре автобуса. Каждый из них делает по два рейса в день. Автобусы — почти единственное средство сообщения из областного центра в Покровский и Петушинский районы. Непонятно, почему же трест «Автотранс» не позаботится открыть в Петушках кассы для выдачи проездных билетов? Это в значительной мере упорядочит использование автобусов. Нужно также навести порядок и на автобусной станции. Ежедневно отсюда отправляется в разные районы области около 700 человек. Однако, здесь не позаботились создать самые элементарные удобства для пассажиров. Буфет не оборудован, расписание написано на клочке бумаги (причем, в нем не указана стоимость билетов до пунктов следования автобуса), мало скамеек, нет хотя бы одной газетной витрины» («Призыв», 9 июня 1946).
«Управляющий трестом «Автотранс» тов. Мозгалов сообщил редакции, что недостатки, указанные автором, вполне правильны. Заметка обсуждалась с работниками эксплуатации 113 и 44 автоколонн. В целях упорядочения посадки пассажиров намечено организовать постоянную автобусную станцию в Петушках для ожидания и кассу для продажи билетов, снабдить автобусные станции объявлениями с указанием времени отправления автобусов и стоимости проезда. Во всех пунктах остановки поместить указательные знаки. Сейчас приступлено к ремонту автобусной станции во Владимире» («Призыв», 28 июня 1946).
Дорога вдоль ул. Горького была булыжной, по ней после войны от Золотых ворот до Владимирского тракторного завода ходил маленький автобус без крыши. В июне 1947 года ВТЗ получил два пассажирских автобуса, которые совершали рейсы между городом и заводом. Правом проезда на них пользовались лишь инженерно-технические работники и лучшие стахановцы предприятия, проживавшие в городе и в посёлке Всполье. Через два года встал вопрос о движении автобусов в выходные дни. Позднее, в 50-е годы, добраться до завода можно было на троллейбусе № 2 или на автобусе № 3, который шёл по «пекинке».
Установка первого светофора во Владимире
В конце 1940-х годов на пересечении улиц III Интернационала и Ленина (сегодня это пересечение улиц Гагарина и Большой Московской) был установлен первый светофор. Сигналы этого светофора переключались инспектором вручную.
ЗИС-154 на улице III Интернационала (Б. Московская). 1947–1949 гг. Архив ВСМЗ, автор Сидоров Алексей Алексеевич.
К 1970 году объем пассажироперевозок удвоился по сравнению с послевоенным, а прибыль и рентабельность, напротив, упали. Начальник владимирского транспортного управления отмечал проблемы с зайцами, основная часть которых приходилась на часы пик. Скорость автобусов в 1970 году составляла 13,3 км/ч. Кстати, в части автобусов в 70-е годы кондукторов не было − вместо них имелась надпись «Совесть − лучший контролер». В это время для водителей автобусов и таксистов появляется специальная столовая и свой красный уголок. На таксистов пишут жалобы в газеты − водители таксомоторов не соглашаются ехать по установленным государством тарифам и требует оплаты сверху, «а кто не хочет платить, тому отвечают − «катись колбасой».
Знаковым годом для автобусного сообщения стал 1973 − в феврале во Владимире появились первые три «Икаруса», привезенные из Венгерской народной республики. Немного раньше такие автобусы приехали в Ковров и Муром. «Пока получено 3 машины, они начали ходить от рынка до ул. Егорова. Но поскольку шоссе Суздальского поворота узкое, маршрут несколько изменен по сравнению с традиционным 11-м. Автобусы идут до Суздальского проспекта, но не сворачивают налево, а следуют прямо по улице Добросельской, затем попадают на Егорова. В выходные, когда 11 маршрут не посещаем, автобусы ходят от вокзала до ул. Чайковского. По мере поступления во Владимир новых машин, они будут эксплуатироваться и на других линиях», − сообщал «Призыв» в 1973 году.
Ikarus-280.33 № 85-98 ВЛХ
Улица Фрунзе (сейчас Большая Нижегородская улица), маршрут 9. Автор: Аркадий Новожилов Июнь 1983 г.
В 70-х на дорогах города появился другой знаменитый автобус − ЛиАЗ 667, также известный под народным названием «луноход» (или «скотовоз»). Автобус ЛиАЗ-677 выпускался серийно с 1967 по 1994 год на Ликинском автобусном заводе в городе Ликино-Дулево Московской области. ЛиАЗ-677 на протяжении более 30 лет являлся одним из самых удачных образцов продукции автомобильной промышленности Советского Союза. В 1984 году во Владимире имелось 16 автобусных маршрутов, на которых было занято 65 автобусов. «Стоимость проезда от ул. Егорова до пос. Боголюбово составляет на автобусе 5 копеек. За неправильные действия и грубое отношение к пассажирам водитель Ф.Ф. Козлов, работающий на маршруте №129 «Владимир-пос. Лесной» приказом по автопредприятию переведен в автослесари…» («Призыв», 1 авг. 1987). «13 февраля 1997 г. в областной администрации был подписан протокол о намерениях производства во Владимире городских автобусов при участии немецкой фирмы "МАН". Согласно документу, немцы обязуются поставлять основные узлы, часть комплектующих деталей будет выпускаться на предприятиях области, а сборкой займется АО «Владимирский завод «Электроприбор». Первые 10 машин планируется выпустить уже в этом году, а в дальнейшем их ежегодное производство достигнет двух сотен единиц. Предполагаемая цена одной машины — 500 млн. рублей, что значительно ниже стоимости отечественных автобусов марки ЛиАЗ» («Знамя», 21 февраля 1997).
19 марта 2003 года, по центру Владимира с воем проехали 30 пассажирских газелей в знак протеста против запрета пассажирских перевозок на микроавтобусах. Накануне водителей, большинство из которых были индивидуальными предпринимателями, лишили маршрутов и заработка. Хозяева «Газелей» собрали 4 тысячи подписей владимирцев, но делу это не помогло. Тогда недовольные вышли (точнее выехали) на несанкционированный митинг.
15 июля 2016 года прекратило свое существования фирма “АТП Траст”, занимающаяся перевозками пассажиров по маршрутам «2ст» и «8ст» на микроавтобусах (маршрутках). Как оказалось, эти маршруты были нелегальными и дублировали другие популярные маршруты троллейбусных линий («10» и «8» соответственно). После этого во Владимире остался только один маршрут «5», легально перевозящий людей на микроавтобусах, управляющийся компанией ООО «Виктория».
ООО "Поатис" зарегистрирована 28 октября 2002 г. Улица Нижняя Дуброва, д. 30а. Организация ликвидирована 25 декабря 2013 г. ООО "Поатис" зарегистрирована 17 декабря 2010 г. Директор - Тимофеев Александр Владимирович. Маршруты: 18С, 27.
ИП Тимофеев А.В. Маршруты: 3С, 18, 23, 53.
ИП Михайлов А.Е. Маршруты: 1С, 17.
ООО "РТС" ("РЕМОНТНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ") действует с 21 июня 2001 г. Директор - Белкания Бадри Иродиевич (с 5 октября 2018 г.). Маршрут: 152.
Маршрутка № 5
ООО "Виктория" зарегистрирована 1 сентября 2014 г. Генеральный директор - Гаврилов Александр Владимирович (до 2020 г.), Мешалкин Владимир Владимирович (с 23 ноября 2020 г.). Маршрутка: 5.
ООО "Экипаж" зарегистрирована 15 мая 2006 г. Директор - Гаврилов Александр Владимирович (с 8 июня 2017 г.). Улица Куйбышева, д. 16 этаж 4, помещение 2г. Маршрутка: 36.
АО "Владимирпассажиртранс" зарегистрирована 12 февраля 2007 г. Генеральный директор - Кулибаба Михаил Евгеньевич (с 4 июня 2015 г.). Ново-Ямской переулок, д. 2а. Сайт: http://vpt33.ru/content/marshruty.html Маршруты: 24С, 4С, 2.
Ежедневно в городе для транспортного обслуживания населения на линию выходят автобусы различного класса по 30 автобусным маршрутам. Подавляющее большинство перевозчиков в городе — коммерческие организации. Автобусы городских и пригородных маршрутов обслуживаются компаниями «БигАвтоТранс», ООО «ПОАТиС», ОАО «Владимирпассажиртранс», ООО «АДМ», и др. Большинство маршрутов обслуживается автобусами большой вместимости. По 10 социальным автобусным маршрутам (№1,3,6,7,11,12,13,18,21,22,24) с литерами «С» осуществляют перевозку пассажиров автобусы большой вместимости с правом льготного проезда по единому социальному проездному билету. В 2016 году стоимость проезда составляла 18 рублей, в 2018 - 22 рубля. В 2019 году стоимость проезда составила - 24 рубля.
21 декабря 2017 года в Собинском районе Владимирской области открыли автобусный завод «Волгабас».
ООО "БАТ"
В 1999 году Автандил Биганов организует автопредприятие. На заре карьеры у Автандила Биганова было два автобуса «ПАЗ», которые дублировали троллейбус №6, следовавший из-под моста во Владимире в Загородный. Затем руководитель начал приобретать подержанные автобусы в Европе − с того времени на дверях владимирских автобусов можно увидеть надписи «выход» на немецком и французском языках. Первые две машины «Setra» из Германии Автандил Биганов перегнал лично. Затем появились «MAN» и «Mercedes». Биганов был не единственным экспортером подержанных автобусов из Европы («подержанные» здесь без негативного подтекста − на тот момент эти автобусы для Владимира были прорывом в комфорте и «плавности хода»). В 2001 году по Владимиру уже курсировали 113 немецких автобусов. Это были машины с закругленными боками и круглыми фарами. Внутри чаще всего были мягкие двойные сидения-диванчики. ООО "БАТ" действует с 25 декабря 2001 г. В 2002 году в «БигАвтоТрансе» работали 60 человек, а на рейсы выходили 5 «Man», 9 ПАЗиков и микроавтобус.
Автобус Мercedes О305 на улице Большой Московской. 2008 г. фото: Сергей Шишков
Через несколько лет «БигАвтоТранс» стал практически монополистом на рынке пассажироперевозок во Владимире, автобусное сообщение стало действительно удобным, регулярным, автобусы ходили до позднего вечера. Вечером 26 мая во Владимире состоялась обкатка одного из автобусов на газомоторном топливе, приобретенных компанией «Владимирпассажиртранс» для работы в городе Владимире. Всего компания, занимающаяся троллейбусными перевозками, взяла в лизинг 20 «газовых автобусов» производства «Волгабас», последние машины окажутся в троллейбусном депо «Владимирпассажиртранса» к концу июня. В конце июня 2014 года из микрорайона 8-ЮЗ к «Глобусу» по новому маршруту №34 начали ходить новые автобусы на газовом топливе. Сначала они ходили по 34-му маршруту, потом были переданы «Бигавтотрансу», а потом оказалось, что их вообще нельзя эксплуатировать. В конце лета 2014 г. газовые автобусы убрали с маршрутов. 4 июля 2016 года из жизни ушел Автандил Арешович Биганов, руководитель одной из крупнейших владимирских компаний-перевозчиков «БигАвтоТранс». Следственный комитет по Владимирской области официально подтвердил версию о самоубийстве через повешение. Причину смерти жители города и в СМИ неоднократно связывали с трудностями в бизнесе предпринимателя, связанного с реформой Владимирской автобусной сети, поддерживающегося со стороны администрации города. Это было выражено во внедрении автобусов Волгабас, в связи с чем была основана организация ООО «АДМ», которой было передано большинство маршрутов, ранее принадлежавших «БигАвтоТранс». До этого от предложения приобретения автобусов Волгабас Автандил Биганов отказался. Следствием этого жителями города была составлена петиция (уже не первая, связанная с реорганизацией маршрутов) с предложением отправить в отставку губернатора Владимирской области Орловой Светланы Юрьевны. Тем не менее, официальной причины ухода Автандила Биганова объявлено не было. Спустя 9 дней после трагедии сын Автандила Арешовича, Дмитрий Биганов опубликовал открытое письмо к жителям региона, в котором просит не использовать имя главы «БигАвтоТранса» в политической борьбе. По словам из письма Дмитрия Биганова причина трагедии не была связана с политикой: Вы не имеете понятия, почему ушел мой отец. Я убедительно прошу всех, не надо строить на этот счет никаких догадок. И уже, тем более, использовать трагедию нашей семьи в спекуляциях политического свойства. 9 октября 2018 года 42 сотрудников компании «БигАвтоТранс» объявили забастовку, водители и кондукторы автобусов предприятия-перевозчика не вышли на маршруты, поскольку руководство фирмы отменило премии к зарплате за сентябрь. В 2018 году компания «БигАвтоТранс» продает около 80 автобусов и спецтехники через сайт «Авито». 15 августа 2018 г. представитель компании «БигАвтоТранс» Юрий Желдыбин заявил — компания дорабатывает последние 2 месяца и прекращает пассажирские перевозки. 9 октября горожане не увидели на линиях автобусы №№ 25, 26, 28 и 11. Водители, формально придя на работу, отказались выводить машины на линии. Якобы руководство компании решило не выплачивать водителям заработанные премии, без которых зарплата составляет смехотворные суммы. 22 октября во Владимире на шести маршрутах сменится владелец, компания «БигАвтоТранс» отказалась от их обслуживания. С начала ноября группа компаний «БигАвтоТранс» прекращает свою деятельность (остаются междугородние и пригородные маршруты). Водителям и кондукторам предложили поискать работу самостоятельно.
Генеральный директор - Биганов Дмитрий Автандилович (с 28 июля 2016 г.). Юридический адрес: 2-й Почаевский проезд, дом 5 этаж 3, помещение 20.
ООО "АДМ"
ООО "АДМ" зарегистрирована 8 февраля 2007 г. Генеральный директор - Арустамян Размик Мишаевич (с 30 апреля 2019 г.). Юридический адрес: улица Гастелло, д. 11.В 2015 году новая транспортная компания «АДМ» продолжает отвоевывать автобусные линии у «БигАвтоТранса» и пускать по ним автобусы на газу. В 2017 году на городских маршрутах ездили 86 автобусов, выпущенных заводом «Волгабас». Газомоторный транспорт использовали всего два из восьми городских перевозчиков, самые крупные: компания «АДМ» (66 единиц) и «Владимирпассажиртранс» (20 единиц). Газомоторные автобусы обслуживали 85% Владимира, в том числе удаленные территории. Автобусы на метане хорошо зарекомендовали себя при критически низких температурах. В 2018 году ООО «АДМ» купило у компании «БигАвтоТранс», которая ушла с рынка городских пассажирских перевозок, около десяти немецких автобусов «Mercedes-Benz».
Volgabus 5270 G2
Автобусный парк предприятия составляли: автобусы «Volgabus 5270 G2», использующих как основное моторное топливо компримированный природный газ, автобусы "Mercedes O405N" и автобусы "Scania Omnilink CL94UB" на дизельном топливе, а также сочлененные автобусы особо большой вместимости "Mercedes O405G". С 22 января 2019 года компания "АДМ" совместно с компанией "Владикард" проводит тестовую эксплуатацию АСОП (автоматизированной системы оплаты проезда) на маршрутах 9с, 28, 55с, 22с и одном сочлененном автобусе маршрута 7с, который также имеет 2 стационарных терминала оплаты проезда. Маршруты: 6С, 7С, 9С, 11С, 12С, 13С, 14, 15, 20, 20С, 21С, 22, 22С, 25, 26, 28, 29С, 32, 54, 55С, 56. 31 мая 2021 г. контракты на перевозку пассажиров по городским маршрутам 7с, 12с, 15, 20с, 22, 32 прекратили свое действие. ООО «АДМ» с 18 июня 2021 г. осуществляло перевозки только по маршрутам 26 и 28.
ООО "Окто" зарегистрирована 4 апреля 2019 г. Генеральный директор Мусаев Руслан Алимжанович. Адрес: г. Владимир, ул. Чайковского, д. 14 этаж 3, помещ. 15. Компания ОКТО 1 марта 2021 г. начала по временным контрактам (до проведения торгов) обслуживать маршруты общественного транспорта №11С, №25 и №27, от которых отказалась компания АДМ.
Владимирский автовокзал
Фрагмент карты гор. Владимира 1899 г.
Фабрика Никитина. Фото 1874 г. Стояла фабрика напротив нового здания ж.д. Вокзала. Фабрика потомственного почётного гражданина А.Н. Никитина была открыта в 1869 г. В конце 1870-х гг. на фабрике постоянно работало до 800 человек и производилось продукции на сумму до миллиона рублей, но в 1881 г. она была закрыта и производство с обновленным оборудованием было открыто на р. Клязьме «при селе Лемешках» (ныне мкр. Оргтруд).
Казармы 10-го Гренадерского Малороссийского полка
В 1893 г. на постоянные квартиры во Владимир прибыли полки 1-й бригады 3-й гренадерской дивизии: 9-й гренадерский Сибирский генерал-фельдмаршала великого князя Николая Николаевича полк и 10-й гренадерский Малороссийский генерал-фельдмаршала Румянцева-Задунайского полк. Полки в полном составе разместились в городских казармах, а также казармах инженерного ведомства. Здания бывшей фабрики Никитина были перестроены под казармы и в них (Никитские Казармы) располагался 10 грен. Малорос. полк до Октябрьской Революции.
Автотранспортные конторы были во Владимире, Муроме, Вязниках, Покрове и Коврове. В 1949 году по области ездили 36 автобусов. По плану на тот год региону требовалось 46 автобусов. Уже в следующем году план выполнили и перевыполнили, дозакупив еще 15 автобусов и доведя их общее количество до 51 машины. На начало 1951 года в отчетах фигурирует цифра в 37 автобусов, в конце года − 54. В 1960 году автобусное сообщение было в 15 городах области, в 1966 году − в 17. Позже это число снижалось, но из-за того, что населенные пункты теряли статус городов. В эти годы водители включаются в соцсоревнования, а за работу без аварий им выписывают ощутимые премии. В 1959 году 105 шоферов обязались увеличить межремонтный пробег. Норму руководство обозначило в 50 тысяч километров. Увеличить пробег без поломок удалось только двадцати водителям.
Вокзальная площадь (крайнее левое здание – автовокзал.). 1964 год.
Старый автовокзал. 1970 год.
Старый автовокзал. 1976–1978 гг.
У вокзала. 1970-1975 гг.
«За последние годы мы своими силами провели реконструкцию привокзальной площади. Убрали ветхие домишки, сняли маленький рынок, построили небольшой автовокзал. Но все-таки в архитектурном отношении она не может быть лицом современного города… Автовокзал будет соединен с железнодорожным вокзалом специальным переходным мостом, что очень удобно для транзитных пассажиров. Предусматривается и подземный переход - тоннель, но он будет построен позднее» («Призыв». - 1969 - 9 марта). Долгое время в междугородние автобусы (даже до Москвы) народу могло набиться до предела. Так продолжалось, пока в конце 60-х годов не случилась трагедия. Перед ноябрьскими праздниками автобус ЛАЗ-695, следовавший по маршруту Владимир - Кольчугино, был набит пассажирами до отказа. В основном это были студенты вузов и техникумов, ехавшие домой на праздники. Переехав по мосту реку Воршу, автобус стал медленно ползти в крутую гору. Так случилось, что у него одновременно заглох мотор и отказали тормоза. Автобус покатился вниз. Водитель успел открыть двери, и кто-то успел выпрыгнуть. Автобус рухнул с моста. В первый учебный день в вестибюлях многих учебных заведений висели фотографии трагически погибших молодых людей. После этого междугородние автобусы не переполняли (но некоторые водители всё равно рисковали подбирать на определённых остановках попутчиков). В советское время на междугородних и пригородных маршрутах можно было увидеть лишь несколько марок автобусов: Икарусы 256, ЛАЗы, ЛиАЗы, ПАЗы. Между Владимиром и Москвой курсировал автобус Икарус 55 люкс (выпускался с 1953 по 1972 гг.). Стоимость билета до Москвы на Икарусе 55 люкс - 2,87 руб. А вот билет из Москвы до Владимира стоил на одну копейку дороже 2,88 руб.
Вокзальная площадь 1980-е гг.
В 1980 году власти озаботились сооружением нового автовокзала во Владимире. 1987 г. «От Владимирской автостанции по новым маршрутам теперь отправляются комфортабельные «Икарусы»: Владимир-Рязань-Иваново и Владимир-Иваново-Рязань. Расстояние между конечными пунктами 361 километр. Такой длинный маршрут коллектив первого пассажирского автотранспортного предприятия осваивает впервые…Ежедневно из Владимира автобусы отправляются сейчас почти по четыремстам маршрутам. Некоторые из них открыты совсем недавно. Наверное, не все читатели еще знают, что регулярно «Икарусы» Собинского автопредприятия, например, совершают рейсы из Владимира в Орехово-Зуево…» («Призыв», 17 сент. 1987).
Ул. Вокзальная, д. 14а
Здесь была площадка для посадки пассажиров.
Площадка для высадки пассажиров. Находилась напротив временного вокзала. Октябрь 1988 г. Автор: John Law
В конце 80-х годов, когда строили новый автовокзал, кассы временно располагались в доме на углу Вокзальной улицы и Рабочего спуска (ул. Вокзальная, д. 14а), а посадка осуществлялась через дорогу от того здания. Идти до этого временного автовокзала было ближе не от остановки "Гостиница “Владимир" (как сейчас), а от остановки "К/т “МИР" (современной "Андриановский сквер" и "Спортшкола"), из-за этого в то время по Рабочему спуску наблюдалось довольно активное пешеходное движение. Ведь это была единственная дорога от той остановки до временного автовокзала. «Автовокзал. Обстановка здесь тоже сложная. Временное помещение не дает возможности создать все удобства для пассажиров. А что с новостройкой? Строители крайне медленно ведут сооружение нового автовокзала. Недоосвоение средств превышает 300 тысяч рублей. Но ведь это никак не связано с тем, что с начала года допущено 352 срыва подачи автобусов и 76 их опозданий» («Призыв», 1987).
Вокзальная площадь, д. 1. Автовокзал
Нынешнее здание автовокзала было построено в 1991 году на месте автостанции. Введен в строй в феврале 1991 г. Стоянка автобусов и платформы для посадки пассажиров вознесены над площадью на искусственно созданную террасу.
ГУП "Владимирский Автовокзал" действует с 1 июня 1992 г. С 2005 году областное государственное предприятие «Владимирский автовокзал» стало головным для автостанций области. ГУП «Владимирский автовокзал» — предприятие, объединяющее 14 автовокзалов и автостанций Владимирской области. С 2005 г. по 2008 г. количество объектов ГУП «Владимирский автовокзал» возросло с 4 до 14, количество обслуживаемых автовокзалами и автостанциями рейсов в день с 400 до 1200. Такая структура, обеспечивает функционирование системы управления пассажирскими перевозками, позволяет сохранить структуру пассажирских перевозок, обеспечивает содержание объектов, их техническое развитие и внедрение современных технологий. Коммерческие автобусы на Владимир отходят ежедневно с 6 утра до 8 вечера по мере наполнения от Курского вокзала (от выхода из метро «Чкаловская»). Приобретение билетов заранее невозможно. Государственные международные автобусы на Владимир ходят с Щелковского автовокзала (ст.м. «Щелковская»).
«Мастерские Владимирской конторы «Разгрузжелдор» переоборудовали автобус ЗИС-16 с бензинового на древесное топливо. Это мероприятие, имеющее огромное государственное значение в условиях войны, проводится мастером Матвеевым и учениками - слесарями Комаровым, Царевым и Гужовым по рационализаторскому предложению и под руководством главного инженера тов. Скобелева. Особенность переоборудования заключается в том, что газогенераторная установка монтируется на раме автобуса, рядом с кабинкой, не изменяя габарита. Преимущество в сравнении с устройством газогенераторных установок по принципу, предложенному научно-исследовательским институтом, заключается в следующем: Во-первых, удлинение бункера за счет его верхней разгрузочной части увеличивает пробег автобуса без заправки в два раза, т.е. до 75 километров. Исключается необходимость иметь особую тележку, что делалось раньше, а следовательно, не потребуются дополнительные 2 баллона. Оборудование автобусов газогенераторной установкой по принципу, предложенному тов. Скобелевым, придает ему полную маневренность, равную карбюраторному, допускает движение задним ходом, легкие и простые развороты, объезды. Во-вторых, что особо важно,— увеличивается техническая и эксплоатационная скорость, устраняются затруднения в эксплоатации автобуса в осенне-зимних условиях, в частности, устраняются охлаждения и замерзания тонкого очистителя, и не требуется дополнительных установок для отопления автобуса. Переоборудованный по предложению тов. Скобелева автобус получил высокую оценку правительственной комиссии в составе зам. председателя Президиума Верховного Совета РСФСР тов. Панфилова, председателя Моссовета т. Пронина, Наркома автомобильного транспорта тов. Куршева и др. Сейчас мастерские Владимирской конторы «Разгрузжелдор» приступили к массовому переоборудованию автобусов на древесное топливо по проекту, предложенному тов. Скобелевым» («Призыв», 31 октября 1942).