Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
14:46
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Первые автобусы в городе Владимире

Первые автобусы в городе Владимире

1-го августа 1921 года был организован особый Губернский Отдел Местного Транспорта (Губтранс) , путем слияния существовавших до того времени при Г.С.Н.X. Губтрамота и Губавтобазы. Владимирский Губтранс находился по адресу: ул. Б. Московская (ныне Дворянская) д. №9.

«В беседе с нашим сотрудником зав. губтрансом т. Скобелев отметил, что отсутствие во Владимире трамвайного и легкового транспорта поставило перед губтрансом задачу изыскать дешевый способ передвижения населения города. Самым доступным видом легкового транспорта в настоящее время явилось автобусное движение. Губтрансом был принят ряд мер, направленных к скорейшему разрешению этой задачи, в результате чего было приобретено у московского автомобильного завода два автобуса. Обе машины приобретены в кредит с рассрочкой на шесть месяцев. Каждый автобус рассчитан на 14 пассажиров. Автобусы снабжены электрическим освещением внутри для удобства пассажиров и снаружи для удобства во время следования в пути.
Автобусное движение начинается с воскресенья, 8 февраля. Курсировать машины будут по центральной улице от Московской до Нижегородской заставы с 7 ½ до 24 часов. Весь путь от заставы до заставы разбит на 3 станции и для удобства пассажиров на 15 остановок. Станции распределяются следующим образом: Московская застава-торговые ряды, торговые ряды-красная церковь, красная церковь-Нижегородская застава. Плата за станцию установлена в 10 копеек. Для рабочих и служащих государственных учреждений и предприятий устанавливается льготный проезд со скидкой в 20 проц., для учащихся до 10 лет скидка – 25 проц.
На вопрос, возможно ли обслужить автобусами рабочие окраины, тов. Скобелев ответил, что в дальнейшем, когда движение разовьется, то предполагается приобрести еще машины, которые свяжут окраины с центром города.
Вопрос об обслуживании приходящих и уходящих поездов находится в стадии проработки. Окончательно он будет разрешен к 20 февраля.
Тов. Скобелев выразил опасение, что состояние погоды может отразиться на автобусном движении, но принимая во внимание, что авто-транспорт за последнее время увеличился, то возможно, что путь следования автобусов будет сам собою накатываться.
- При первой возможности, добавил тов. Скобелев,- будет введено автомобильное сообщение между Владимиром и Суздалем, Владимиром и Собинкой и в летнее время между Владимиром и Судогдой» («Призыв», 5 февраля 1925).
Автобусы, приобретенные губтрансом, были советского производства, марки «Уайт Амо». Произведенные с полной нагрузкой опыты показали, что автобус совершает рейс от заставы до заставы за 15-16 минут.
Для удобства пассажиров во время следования автобусов установлены следующее остановки:
«Московская застава — станция, остановки: Cтyденая гора (водоразборная будка), Б. Ременники, Золотые ворота, торговые ряды.
Станция — угол Царицинской и Муромской.
Остановки: Площадь Свободы, у музея, вокзальный спуск.
Станция — у Красной церкви. Остановки: жандармский спуск, винный склад, губсовбольница.
Станция у Нижегородской заставы».

«Опасная забава. Автобусное движение в короткий срок приобрело все «права гражданства». Особенно же широко оно используется безбилетными пассажирами. Ребятишки, гуляя по улицам на коньках и лыжах, используют автобус как тяговую силу. Они прицепляются сзади и держась за скобки катят на коньках одновременно с aвтoбycoм. Опасность такой забавы малолетних любителей рискованного спорта,— очевидна, почему особенно непонятно хладнокровие милиционеров к этим «трюкам»» («Призыв», 19 февраля 1925).
Губтранс 5-го марта 1925 г. декретом СНК от 20 дек. 1924 г. переименован в губтрантрест с присвоенном всех юридических прав, как самостоятельной транспортной единице.
«Автотранспортом за пять последних месяцев перевезено 245420 пудов 32 фунта и гужтранспортом за 2 ½ месяца 126.020 пудов.
Иногда из-за отсутствия и недостаточности собственного транспорта приходилось пользоваться частным, которым за 3 месяца перевезено 60.346 пудов груза. В среднем автотранспорт дает чистой прибыли от 145 до 250 рублей в месяц.
2 автобуса за февраль перевезли 37218 чел., в марте же 4 автобуса - 62727 чел., не включая лиц, перевозившихся по абонементам.
Автобусное движение принесло в феврале 1730 р. чистой прибыли, а в марте около 2200 р.
Всего с ноября по март губтрансом перевез 970197 п. различных грузов. При этом 72 проц. всех перевозок приходится на долю собственного транспорта и лишь 28 проц. на вольнонаемный.
В настоящее время губтрантрес, совместно с правлением губотдела союза транспортников, приступает к проработке вопроса о создании паевого товарищества в губернском масштабе. Практические мероприятия в этом отношении намечено провести путем созыва созданной для этой цели при губотделе комиссии.
Губтрантрест в своей работе добивается полного охвата всех перевозок грузов по городу и уезду, что должно повести к устранению надобности в частном транспорте. Главное-же внимание предположено обратить на промышленные районы» («Призыв», 6 марта 1925).
«Третьего дня во Владимир прибыло еще два автобуса, приобретенных губтрансом у московского завода «АМО». Автомобили курсируют так же как и первые два от Московской до Нижегородской заставы» («Призыв», 1 марта 1925).


Автобус «Уайт-АМО»

«Расширение автобусного движения. В ближайшее время транспортн. трест (образовавшийся из губтранса) предполагает расширить автобусное движение до Ямской улицы, связав Солдатскую слободку с центром» («Призыв», 15 марта 1925).

«Владимир-Собинка на автобусе.
5-го апреля 1925 г. губтрансом был устроен пробный пробег автобуса Владимир-Собинка и обратно. Цель этого пробега — выяснить положение и пригодность дороги (шоссе), наметить остановки в наиболее населенных местах и определить скорость машины, которую впоследствии возможно будет здесь развивать. Для участия в пробном пробеге губтрансом были приглашены представители от различных учреждений.
Утром все приглашенные собрались в помещении авто-базы. Здесь уже стояла приготовленная к пробегу машина. Через полчаса собравшиеся заняли свои места и автобус тронулся в путь.
И когда скрылись последние домики и околицы Ямской слободы, машина перешла на большую скорость. Деревня и телеграфные столбы быстрее начали сменяться одни за другими. При проезде мимо деревень, крестьяне выходили из своих изб и подолгу смотрели вслед на невиданную машину.
Ровное и хорошее шоссе из мелкого утрамбованного камня совсем уже просохло. Кое-где происходил его ремонт: приходилось объезжать. В дер. Юрьевец сделали минутную остановку.
Но вот и Собинка. Здесь автобус пришлось оставить около реки Клязьмы, так как переправа по мосту была невозможна.
Маршрут пройден в 1 час 20 мин. Все, за исключением шофера, отправились в поселок посмотреть на фабричную жизнь, поговорить с рабочими и взглянуть на выстроенные для них новые дома.
Через час все снова собрались к автобусу. У автобуса стояла большая толпа рабочих, которые со всех сторон рассматривали машину, интересовались пройденным ею временем. Спрашивали о цене за проезд Владимир—Собинка.
— Рубля 2-2 ½ до Владимира будет стоить - говорили им.
- Эх, за рублик-бы - это-бы так!
На одно свободное место в автобусе посадили рабочего. Ему надо было до Ундола. После того, как рабочий был подвезен к нужному ему месту и машина уже успела отойти несколько верст по шоссе, она нагнала старика-крестьянина. Он куда-то семерил с котомкой за плечами и длинным посохом. Остановили машину, пригласили. Старик долго не соглашался, не верилось…
- Отродясь не езжал на таких штуках. Спасибо вам, товарищи!
Всю дорогу он интересовала и расспрашивал о машине. А, потом, когда немного освоился, стал даже с гордостью посматривать на проходящих и проезжающих мимо крестьян. Где было надо, старику помогли слезть. Он не знал как благодарить.
— Дай вам бог, товарищи, за меня - старика здравствовать долгие лета!
Вот снова Владимир. Машина быстро прошла улицы до своего гаража. На этот рад путь был пройден в 1 час 3 минуты.
Во время пути звгубтрансом были намечены на будущее время остановки: Владимир—д. Юрьевец—д. Рукав—с. Ворша—д. Демидово—ст. Ундол—Собинка» («Призыв», 8 апреля 1925).

«С 10 апреля открыто ежедневное двухразовое автобусное пассажирское сообщение: «Владимир-Собинка» и обратно. На всем протяжении рейса автобус останавливается для высадки и приема пассажиров, в следующих пунктах: Станция Ундол, д. Демидово, село Ворша, против д. Парфенова и Рукава, а также в дер. Юрьевце, Ямской слободе и у Московской заставы.
Удобство, которое Владимирский губтрантрест проставляет, главным образом, деревне, кооперативу и фабрике, доказывать не приходится. Можно лишь отметить несколько поздний утренний выход автобуса из Собинки. Деловым людям важно попасть во Владимир к моменту открытия торговли и начала занятий в госучреждениях и предприятиях. Точно так же и сельскому жителю важно попасть к этому времени, не говоря уже о базарных днях. Этого пока нет.
Но это замечание высказывается между прочим. Важно достижение главного, а все остальное урегулируется в процессе работы автобуса. Практика подскажет более целесообразное обслуживание населения. Но, наконец, и не в этом суть нашей заметки» («Призыв», 15 апреля 1925).
«Автобусное движение. К сведению всех! Ежедневное двух-разовое автобусное сообщение: Владимир-Собинка, Владимир-Суздаль. Время отправления… утренний рейс… вечерний рейс… заблаговременная запись и т.д.
Это из рекламы.
А вот картина из жизни.
Суздаль 10 мая 8 ч. утра. Около 20 человек крестьян и горожан суздальских стоит на улице, ждут автобуса... Время бы придти, говорит один. Да… запоздал, видно, отвечает другой.
Ждут час. Автобуса нет. Кто-то из ожидающих идет на телефон. Ждут с нетерпением. Возвращается уныло:
— Не придет.
— Почему?
- Не знаю, ругается! И больше ничего.
Идет другой: «может первый не туда позвонил». Ждут. Возвращается веселый.
— Придет!
Ждут еще час. Опять на телефон.
- Не придет! – ругается.
И так до 8 часов вечера. В восемь вечера кому неотложно было быть во Владимире, пошли пешком.
Та же самая сцена повторилась 15-го мая.
Это — в Суздале.
Маленькая сценка у телефона во Владимире 16-го мая.
— Товарищ, товарищ... дайте кабинет заведующего транстреста.
- А, что? Я говорю, дайте кабинет и т. д.
Опять и опять. Через 15 минут товарищ-телефонистка соблаговолила дать требуемый помер.
— Кто у телефона?..
— Товарищ, завтра нам сотруднику «Призыва», помпрокурору нужно забронировать место на автобусе в Ундол...
А, что? Не поедет? Почему? Не ходит? Совсом не ходит?
Следовало-бы, кому надлежит, спросить товарища председателя трантреста, как oн полагает. Автобусное-ли движение должно обслуживать рабочих и крестьян, или рабочие и крестьяне — автобусное движение?
И, вообще, интересно было-бы выяснить взгляд его на автобусное движение. Смотрит-ли он на него, как на серьезное предприятие, имеющее целью обслуживать интересы широких крестьянских и рабочих масс, а не как на забаву и развлечение для нэпствующего обывателя» («Призыв», 24 мая 1925).



«Переславский УИК заключил соглашение с губтрантрестом по вопросу об установлении регулярного автобусного движения между Переславлем и ст. Берендеево, Сев. жел. дор. (около 18 верст). До сих пор здесь ездят на тройках, преимущественно частновладельческих. Между Переславлем и Берендеевым будут курсировать пассажирские автобусы и грузовики.
Пуск в Переславле крупной текстильной фабрики, где сейчас работает до 1700 человек и в скором времени будет работать до 4000 рабочих, может обеспечить материальный успех автобусного движения, если конечно, оно будет правильно поставлено, если количество автобусов будет достаточно для того, чтобы обслуживать действительно рабочие и крестьянские массы. Кроме того, такса за проезд должна быть общедоступной, т.е. значительно ниже той, какая установлена губтрантрестом во Владимире. Проезд на лошадях от ст. Берендеево до Переславля стоит в рессорном экипаже на тройке лошадей 1 р. – 1 р. 50 к. с багажом. На крестьянских подводах – значительно ниже. Далее губтрантрест должен озаботиться приобретением иного типа автобусов для дальнего следования. Имеющиеся у него в данное время не дают возможности пассажирам брать с собою багаж.
Автобусное движение Берендеево-Переславль предполагается ввести в первых числах августа. 26-27 июля в Переславль выбывает первый автобус губтрантреста» («Призыв», 25 июля 1925).

«Гужевым обозом губтранстреста за май месяц перевезено 47000 пуд. груза и за июнь 55972 пуда. Производительность труда рабочих обоза из месяца в месяц продолжает увеличиваться.
Загруженность автобусов, благодаря тому, что губтрантрест много уделяет внимания пригородным рейсам, по городу Владимиру равна лишь 34 проц. За июнь 4-мя автобусами пройдено 10608 версты…» («Призыв», 13 августа 1925).
«Губтрантрест приобрел для пробы один автобус системы «Форд». Автобусы этой системы стоят значительно дешевле, чем курсирующие сейчас во Владимире (с доставкой «Форд» стоит до 4000 рублей, тогда как курсирующие сейчас стоят 11000 рублей). Достоинство фордовских автобусов – их легкость и дешевизна, недостаток – непригодность для загородного сообщения» («Призыв», 25 сент. 1925).
«Из Владимира теперь автобусы ходят только на Суздаль, ежедневно два раза: в 7 часов утра и в 3 часа дня. Место отправления – гараж, но по предварительной заявке шоферу – остановка может делаться в любом месте на расстоянии от гаража до Нижегородской заставы. При условии благополучной езды, автобусы прибывают в Суздаль через 2 часа и через 30 минут отходят обратно во Владимир. место отправления в Суздале – против школы 2-й ступени» («Призыв», 20 ноября 1925).
В архиве сохранилось письмо заведующего «Губтрансом» от 1925 года. «Мне известно, что во время обслуживания автобусного сообщения по городу Владимиру со стороны лиц, стоящих у этого дома, особенно у товарищей шоферов, а в некоторых случаях и кондукторов, имеет место ни в коем случае невозможное явление − катание бесплатно своих родственников, жен, детей и так далее. Нередки случаи бесплатного пользования автобусным сообщением и других сотрудников губтранса. Подобного рода явления считаю в корне недопустимыми, а потому призываю таковые изживать. В случае нарушений вводимых правил пользования автобусным движением к виновным предусмотрены самые репрессивные меры воздействия, вплоть до увольнения».

Во Владимире не хватало водителей, ремонт автобусов был слишком долгим и стоил до десятой доли от цены нового автобуса, общественный транспорт часто скапливался в одном месте на маршруте, а водители и кондуктора проявляли незаинтересованность в сохранности вверенного им имущества.
Просуществовав недолго, городское автобусное сообщение во Владимире заглохло.
«Губтрантрест, ныне транспортный подотдел губкомхоза, много видывал видов, пережил немало всяких завов.
— Вот уже пятый зав. при мне меняется, — говорит старик кучер, — каждый берется за дело горячо, а потом быстро остывает. Каждый ликвидирует непорядки другого, а транспортное дело остается все в том же дырявом положении.
В прошлом году владимирцы были поражены новинкой — чуть не столичными автобусами, но попользоваться ими редко кому пришлось: автобусы больше всего стояли в гараже, чем были в работе. Убыток от этого дела, не считая большого хомута, надетого трантрестом, в виде долгов, доходил до 1000 руб. в месяц.
Ha-днях союз транспортных рабочих попросил управляющего транспортным подотделом Ильина сделать доклад о состоянии работы подотдела и мероприятиях по режиму экономии.
Тов. Ильин начал с того же, что и его предшественники:
- До меня — стихия беспорядков, неурядиц и тому подобное. А при мне вот что:
— В первую очередь аппарат сокращен наполовину. Раньше на аппарат расходовала 1510 руб. в месяц, теперь — 830 рублей.
Взялись за новое дело — складское. Имеем склады, храним грузы и имеем от этого прибыль.
Гужевой транспорт, по мнению тов. Ильина, иметь летом нецелесообразно — очень уж он убыточен, сильно летом рвется и скоро изнашивается инвентарь. Убыток доходит до 500 руб. в месяц. Рабочие с биржи труда систематически недорабатывают: поработают полдня, сделают 4 поездки — больше не едут, хотя можно съездить еще-раз. Кроме того, заело пьянство. В каждую получку пьяны поголовно все рабочие.
— Принимали меры вместе с месткомом против пьянства, но они мало помогают, — говорит тов. Ильин.
Автобусное иногороднее движение дает прибыль от 148 до 720 руб. в месяц. Четыре машины лишние. Тов. Ильин предполагает их продать.
Собственно о режиме экономии тов. Ильин ничего не сказал. Непонятным является и его утверждение, что подотдел за полгода дал около 5.000 руб. прибыли. Как она высчитана эта прибыль, учтены ли долги, амортизация имущества и т. д. — осталось невыясненным.
Союз, как это уже принято, констатировав достижения, все же признал, что транспортный подотдел уделял мало внимания проведению режима экономии и предложил: подобрать лучший штат рабочих и служащих (не все же во Владимире пьяницы), более серьезно заняться проведением режима экономии, самыми решительными мерами искоренить пьянство и прогулы.
Кроме того, союз признал целесообразным сокращение легковых автомашин и развитие гужевого и автогрузового транспорта» («Призыв», 17 августа 1926).
«Будут-ли ходить автобусы?
Автобусное сообщение по городу уже давно прекращено. Владимир хотя и небольшой город, но окраины его весьма отдалены от центра, а, значит, необходимо и автобусное сообщение. Оно поможет связать окраины с центром.
Поэтому, мы обратилось в транспортный трест с вопросом, будет-ли возобновлено движение автобусов по городу. Нам сообщили, что зимой автобусы ходить не будут. Если же когда и будут снова организованы регулярные автобусные рейсы, то во всяком случае не ранее весны будущего года» («Призыв», 20 ноября 1926).
1927 г. «Сейчас губтранс имеет около 50 лошадей и 5 автобусов. Три автобуса работают; на-днях будет пущен в ход четвертый. Трантрест имеет и складское хозяйство. До марта оно было прибыльным, но в марте был получен убыток в 2770 рублей. Грузовой автотранспорт за первое полугодие дал тоже убыток в 2500 рублей. Но вместе с тем, от других операций губтранс получил прибыль в 6270 рублей. В прошлом губтранс взял «большой размах на эксплуотацию автобусов», в результате чего еще до сих пор не ликвидирован убыток от автобусов в размере 50000 рублей. Вся прибыль идет на покрытие этого убытка. Сейчас гутранс предполагает открыть рейс автобусов по междугородней линии».
«Плачевную картину представляет собою шоссейная дорога Владимир-Суздаль. Вся дорога покрыта рытвинами и ухабами, во многих местах выворочены камни. Причина: владгубтрантрест и др. слишком рано пустили в движение свои автомобили. Дорога, не успевшая окрепнуть после таяния снега, была слишком мягкая, когда по ней были пущены грузовики и автобусы» («Призыв», 4 июня 1927).
С июня 1928 г. в объединение комтреста перешел и транспортный трест.
«Автобусы будут ходить опять
ПРОЕКТ ГУБТРАНТРЕСТА
Несколько времени тому назад в «Призыве» сообщалось, что на отчетных собраниях горсовета трудящиеся Владимира настаивают на восстановлении автобусного движения по городу.
Губтрантрест принял это во внимание и сейчас вновь занялся проработкой вопроса об открытии автобусного движения.
К весне трест будет иметь 5 отремонтированных автобусов, которые и предполагается пустить по городу.
По проекту губтрантреста, автобусы будут ходить от вновь строящейся электростанции и ф-ки «Пионер» до Московской заставы. При чем, время работы автобусов будет приурочено ко времени начала и окончания работ на «Пионере» и электростанции.
Первое время автобусное движение будет отрыто лишь в виде опыта. И уже, в зависимости от результатов этого опыта, вопрос об установлении автобусного движения будет решен окончательно» («Призыв», 10 марта 1928).
«Гужевой транспорт к концу 27-28 г. имел 43 лошади, автотранспорт имел 4 машины, автобусное движение имело в действии также 4 машины. Прибыль по гужобозу, автобусному движению и наемному гужобозу за отчетный год выразилась в 19803 рубля. Автотранспорт дал убыток в 2060 р.» («Призыв», 11 ноября 1928).
В 1928 году было издано постановление «О легковом извозном промысле в г. Владимире», которым регламентировался порядок использования этого вида транспорта в городе. В том же году обсуждалась докладная записка, поданная заведующим транспортом коммунального треста об открытии автобусного движения во Владимире. Проблема была достаточно актуальной, в городе существовали две достаточно крупные по тем временам фабрики: бумаго-ткацкая «Пионер» (она располагалась на месте нынешнего завода «Точмаш») и Красильно-отделочная фабрика «Правда» (на месте современного химического завода). Рабочие со всех концов города вынуждены были ходить на работу пешком. Однако проведенная трестом калькуляция себестоимости одного автобуса показала, что стоимость проезда в один конец от Механического техникума до фабрики будет стоить 47 копеек, а за месяц рабочий должен будет тратить на проезд 13-15 рублей. «Безусловно, ездить за такую плату никто не будет» - был сделан вывод. Из документа видно, что опыт использования автобуса для перевозки рабочих уже был, но кончился он неудачей: пассажиров было мало, «в силу чего от автобусов получился громадный дефицит». Но вопрос о пассажирском автобусном движении не был закрыт. Особенно актуальным он стал после того, как на окраине города, за Нижегородской заставой, заработали два завода: «Автоприбор» и «Химкомбинат».
Весной 1929 г. губтранстрест принял решение отремонтировать 5 автобусов и пустить их по городу, а именно - от фабрики «Пионер» до Московской заставы, приурочив работу автобусов ко времени начала и окончания рабочих смен. Однако сравнение себестоимости одной поездки с зарплатой работников показала, что за такую плату мало кто поедет.
«ТРАНСПОРТ ВЛАДКОМТРЕСТА извещает, что автобусное сообщение Владимир-Суздаль вновь возобновлено с 15 января с. г. впредь до наступления больших снежных заносов. Отправление ежедневно из Владимира в 8 часов утра и из Суздаля в 1 час дня» («Призыв», 15 янв. 1930).
«Пассажирское сообщение будет введено в нашем округе Иваново—Суздаль—Владимир—Собинка. Грузовое Владимир—Судогда» («Призыв», 17 марта 1930).

Продолжение »»» Автобусное сообщение в городе Владимире

Категория: Владимир | Добавил: Николай (07.10.2024)
Просмотров: 61 | Теги: автобус, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru