Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
20.05.2018
16:41
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 466

Категории раздела
Святые [132]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [879]
Суздаль [299]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [219]
Музеи Владимирской области [58]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [111]
Судогда [34]
Москва [41]
Покров [67]
Гусь [94]
Вязники [175]
Камешково [50]
Ковров [163]
Гороховец [72]
Александров [146]
Переславль [89]
Кольчугино [26]
История [15]
Киржач [37]
Шуя [80]
Религия [2]
Иваново [33]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [6]
Меленки [24]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [29]
Учебные заведения [12]
Владимирская губерния [19]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]

Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Богословская церковь города Владимира

Богословская церковь


Богословская церковь

Адрес: г. Владимир, ул. Б. Московская (стояла на месте д. 92а).
Иоанно-Богословская церковь находилась в восточной части г. Владимира в «ветчаном городе, за Ивановскими воротами».
Очевидно, церковь была построена после 1628 г., когда производилась перепись патриаршей области, в которой Богословская церковь не упомянута, а в 1656 г. она обозначена. Она существовала уже в 1643 г., как видно из надписи на уставе, сохранившемся в Успенском соборе. В этой надписи сказано, что патриарх Иосиф в 7151 г. дал сию книгу «в Володимер к церкви Iоанна Богослова, что на посад».
Первое письменное упоминание - 1656 г. «...церковь Ивана Богослова в Володимере за Ивановскими вороты...» значится прибылою вновь в патриарших окладных книгах.
«В 175 (1667) г. велено сей церкви землею владеть патриаршу сыну боярскому Обрамцу Боровитинову из старой дани с нынешняго 175 г., по коих мест у той церкви поп будет». По каким-то обстоятельствам при Богословской церкви в данное время священника не было. Но в 1677 г. дань с этой церкви платил уже поповский староста, что указывает на вновь поступившего сюда священника. «В 204 (1696) г. дан антиминс во град Владимир на посад к церкви свят. Апостола и евангелиста Iоанна Богослова на старый престол».
В 1693 г., во Владимире за Ивановскими воротами была уже Богословская Слобода.
В 1711 г., в переписной книге, составленной обер-инспектором Семеном Никифоровичем Коробьиным в «ветчаном городе», за Ивановскими воротами, значится церковь Иоанна Богослова.
1 октября 1719 г. в 8 часов ночи во Владимире произошел пожар в «Царицыне слободе подле Земской избы и Гостина двора у вдовы Федосьи Тимофеевой дочери Леонтьевской жены Исаевской». Во время страшного пожара деревянная Богословская церковь сгорела вместе с Ивановскими воротами.
В 1720 г. 2 ноября в патриаршем приказе напечатан «указ о строении церкви по челобитью города Володимiра церкви Iоанна Богослова попа василия григорьева; велено ему за Ивановскими вороты на прежнем церковном погорелом месте построить вновь теплую церковь во имя преподобнаго отца Онуфрiя Великаго». Этот указ свидетельствует о существовании при Богословской церкви другой теплой церкви в честь преподобного Онуфрия. Это была не самостоятельная церковь. время основания Онуфриевской церкви неизвестно. В 1721 г. она была выстроена и тот же поп Василий Григорьев просил патриарший казенный приказ дать указ об освящении её Владимирского Успенского собора протопопу Стефану Яковлеву.
Что касается холодной Богословской церкви, то построение её вероятно по недостатку средств отсрочено было на неопределенное время и долго не могло состояться. В Топографическом описании провинциального города Владимира 1761 г. упоминается только «церковь во имя св. Онуфрия Великаго – деревянная, построена в 1720 г.».
В храме хранилась межевая книга 1770 г., написанная на пожню Онуфриевскую, принадлежавшую священно-церковнослужителям Богословской церкви.
Только в 1775 г. была построена каменная церковь Иоанна Богослова с приделом в честь Онуфрия Великого, какова была построена с разрешения Преосвященного Иеронима и существовала до 1830 г.
Но церкви каменной дано уже было не прежнее место, а внутри земляного города на посаде, на верху горы, где, по преданию, было некогда подворье, принадлежавшее какому-то монастырю. Случай этот следующий: «В слободе, принадлежащей к Земляному городу, в низу той части горы, на которой расположена Богородицкая (что была при Семинарии) церковь, на одной из неровных возвышенностей улицы, в прошлом столетии находилась ветхая деревянная церковь, построенная в 1620 году во имя Препод. Онуфрия великого. В апреле 1775 года, священник Онуфриевской церкви с прихожанами и вкладчиками, по ветхости и малым размерам этой церкви, обратились с прошением к Иерониму, Епископу Владимирскому и Муромскому об устройстве с приделом новой каменной церкви также во имя Препод. Онуфрия. Посему в мае месяце того же года в память по прежней Богословской церкви и в память Онуфриевской, предполагаемой тогда к сломке, разрешено было Епископом Иеронимом на особливом и удобном месте построить каменную церковь во имя св. ап. Иоанна Богослова с каменным же теплым приделом во имя Препод. Онуфрия».
В 1807 г. у пономаря Владимирской Богословской церкви Измаила Петрова родился сын Михаил Измайлович Богословский (1807-1884) – будущий протопресвитер большого московского Успенского собора.
К 1830 году церковь пришла в ветхость, так что Преосвящ. Парфений, Епископ Владимирский и Суздальский решил эту церковь закрыть. Но некоторые из усердных прихожан, узнавши о такой печальной судьбе своей приходской церкви, вызвались на пожертвования и согласились испросить у Преосвящ. Парфения разрешение на построение новой больших размеров церкви с двумя приделами, - что и разрешено было Преосвящ. Парфением. В 1830 г. теплая церковь начали перестраивать, и в 1832 году она была вчерне окончена. 17 декабря 1832 г. придел на правой стороне был освящен во имя св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова; второй придел на левой стороне освящен во имя Препод. Онуфрия Великого в июне 1841 года.
В 1837 г. свод и стены теплой церкви были расписаны колерами на масле.
В 1833 году при теплой церкви начата постройка каменной колокольни, в 1840 г. колокольня была построена. Колокольня соединялась с церковью небольшими папертями. Под колокольней была устроена комната для сторожа с двумя небольшими окнами с южной и северной сторон.

В это же время была устроена и холодная церковь во имя св. Живоначальной Троицы.
В 1874 г. в теплой церкви устроено духовое отопление, вместо трех прежних печей железных – унтер марковских.
В храме было 3 престола (на конец 19 в.): в «холодной» - во имя Пресвятой Троицы, в «теплой» - во имя Иоанна Богослова и во имя преподобного Онуфрия.
«Из предметов древности в церкви хранилось евангелие в четверть листа, напечатанное в 1668 г., при царе Алексее Михайловиче с благословения патриарха Iоасафа; хранился небольшой четырехконечный крест; в него вставлен маленький деревянный крестик с частицами св. мощей Печерских Угодников; другой серебряный крест «тельный» с частицами мощей Муромских Чудотворцев; третий – деревянный с 7 частицами мощей неизвестных Угодников. Кресты эти пожертвованы в церковь разными лицами.
При церкви для ограды имелось земли 12 саж. поперечнику и 18 длиннику.
На содержание церкви имелся капитал в 2500 р.; из процентов с этого капитала часть расходовалась на масло для неугасимой лампады, 9 р. 50 к. на бедных Богословского прихода, а остальное на нужды церкви.
Причта по штату положено: священник и псаломщик. Церковных домов для причта не было.
При Богословской церкви числилось в 1897 г. прихожан 237 душ муж. пола и 343 жен. все православные, жили в городе.

Александр Иванович Остроумов окончил курс во Владимирской духовной семинарии с званием студента в 1852 году. 26 февраля 1853 г. рукоположен был во священника ко Владимирскому кафедральному собору; 27 августа 1859 г. переведен в настоятели Богословской градской церкви.
Эконом Владимирской семинарии, Богословской церкви священник Александр Остроумов, согласно его прошению, уволен от должности эконома при семинарии, с изъявлением ему, с утверждения Его Высокопреосвященства, особенной признательности семинарского правления за отлично усердное и примерно-честное прохождение им должности эконома; на место его определен экономом семинарии письмоводитель семинарского правления Иван Поспелов 27 января 1868 года.
26 мая 1883 года произведен в сан протоиерея. С 1883 г. о. протоиерей Остроумов состоит духовником градского духовенства и его семей.
С 1888 года в течение 6 лет проходил должность председательсутвующего члена правления епархиальной эмиритальной кассы. С 1883 года состоял духовником градского духовенства.
Вышел заштат в 1907 г.
19-го мая 1916 г. Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Алексий, Архиепископ Владимирский и Шуйский, изволил совершить Божественную литургию в Кафедральном соборе. За литургией возведен в сан протоиерея священник Спасской гор. Владимира церкви Алексий Владычин и возложены наперсные кресты, из Святейшего Синода выдаваемые, на игумений: Покровского Суздальского монастыря Марию и Свято-Николаевского Волосова — Иларию.
После литургии в Архипастырских покоях, в присутствии всех иереев гор. Владимира, Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Алексием, Архиепископом Владимирским и Шуйским, возложена Высочайшая, редкая для провинциального духовенства, награда — орденский знак св. Анны 1-й степени — на старейшего в гор. Владимире заштатного о. Протоиерея А. И. Остроумова.
За виновником торжества были посланы архиерейские лошади. Встретивший в зале о. Протоиерея А. И. Остроумова, Его Высокопреосвященство обратился к нему с приветственной речью, в которой выразил ту мысль, что любовь, собравшая во едино в настоящий момент духовных чад о. Протоиерея для разделения с ним высокой радости, так же естественна и понятна, как любовь родителей к детям и детей к родителям: она выстрадана теми духовными, незримыми для обыкновенных глаз человеческих муками, которые переживает истинный духовник при исповедывании своих духовных детей. Архипастырь пожелал при этом о. Протоиерею служить и быть духовником еще много лет, чтобы этой же духовной семье иметь впоследствии счастье увенчать его, как старейшего из членов, митрой.
О. Протоиерей В. Г. Боголюбов от лица собравшегося духовенства приветствовал награжденного следующей душевной речью:
«Ваше Высокопреподобие, Многоуважаемый о. Протоиерей Александр Иванович!
Шестьдесят четыре года прошло со времени, когда по изволению Божьему, дарована Вам благодать священства. Период заметный и в жизни целого народа, а в жизни отдельной личности — выдающийся. И весь свой путь совершили Вы, горя любовью к Богу, не ослабевая в служении Церкви Божией. Воистину Вы пресвитер, дающий образ верным словом и житием. Область служения Вашего, направленного к спасению душ Ваших прихожан, во вторую половину Вашей жизни, по действию Промысла Божия, расширилась. Последние тридцать три года Вы были духовным отцом Владимирского духовенства и семейств его. Служением своим в этом высоком звании, требующем особой бдительности и самоуглубления, Вы по преимуществу проявили свои светлые душевные качества. За это время мы привыкли видеть в Вас своего верного, любвеобильного руководителя, ободряющего и укрепляющего нас в духовном делании,— всегда смиренного и отечески благожелательного. И Господь не оставил Вас за то своею милостью. Он все время поддерживал Ваши силы, дал Вам возможность видеть чада чад Ваших, возгревал к Вам любовь всех, встречавшихся с Вами в жизни, и неизменно обращал к Вам милостивые взоры Архипастырей Владимирской церкви. На Вас неоднократно изливалась Монаршая милость, а ныне — по вниманию к заслугам Вашим возглавляющего наше собрание Милостивого нашего Архипастыря и Отца — Вы удостоены особенного Монаршего благоволения причислением Вас к Кавалерам ордена Св. Анны первой степени. Среди Владимирских протоиереев, насколько мы знаем и помним историю нашей епархии, Вы первый венчанный такой славой и честью. По сему торжественному случаю нас и соизволил пригласить в свои покои наш Владыка,— Ему благоугодно возложить на Вас знаки Св. Ордена в нашем присутствии и мы от глубины любящего сердца приветствуем Вас с новым проявлением милости Божией к Вам. Мы молимся, чтобы дни Ваши продлились еще и еще, в добром здравии и благополучии. Ваша жизнь назидает нас и продолжение ее есть проявление милости Божией и к нам. Назидает нас и Ваша великая награда, свидетельствующая о том, что достойному воздается достойное. Кланяюсь Вам от лица всех собравшихся здесь духовных чад Ваших».


Большая Нижегородская улица. 1904 г.
Справа - Богословская церковь со шпилевидной колокольней и теплым храмом (1775, 1830, снес. 1933); здание духовной семинарии (сер. XIX в., архит. Н.А. Артлебен).

Имя храма носил Богословский переулок, переименованный в 1927 г. в ул. Учпрофсож. В 1991 г. историческое имя переулку возвращено.
Сейчас это своеобразный памятник церкви, ибо сам храм снесен. На его месте находится дом 92а по ул. Большая Московская.



Улица Большая Московская, д. 92а


Храмы города Владимира

Ильинская церковь

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (09.05.2015)
Просмотров: 1159 | Теги: Церковь, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика