Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
24.11.2024
13:14
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [257]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Богословская церковь города Владимира

Богословская церковь в гор. Владимире

Богословская церковь (снесена) стояла на месте д. 92а, по ул. Б. Московская, гор. Владимира.


Богословская церковь

Церковь с таким посвящением существовала уже в домонгольское время. В Воскресенской летописи под 1213 г. сообщается о пожаре, в котором сгорело 200 дворов и 4 церкви: Иоанна Предтечи, Иоанна Богослова, Ильинская и Евпатьевская.
В документах первое упоминание о Богословской церкви, как о сгоревшей, встречается в писцовой книге 1625-1626 гг. в переписи И.А. Головленкова.
За Онуфриевской церковью в писцовой книге 1625-1626 гг. значилась церковная земля, и числилась та земля за Мироносицким попом; сама церковь ещё стояла, но уже «ветхая», а в пожар 1719 г. «достальные тое церкви струбы сгорели», к тому же при Онуфриевской церкви прежде имелось кладбище, позже занятое под огород.
Древняя Онуфриевская церковь находилась, по мнению краеведа XIX в. В.И. Доброхотова, за пределами крепости: «Внизу той части горы, на которой расположена Богородицкая церковь, вне городской части и, можно сказать, в предместье города, есть Богородицкая улица. В ней, на одной из неровных возвышенностей ея, против самой Богородицкой церкви заметен квадрат из белых и диких камней, положенных довольно правильно; квадрат значительно углубляется в самую улицу. Вот здесь-то находилась ветхая деревянная церковь св. Ануфрия Великого, при которой числилось 20 приходских домов, усадебная земля и сенные покосы». В писцовой книге 1625-1626 гг. окрестности Мироносицкой церкви описаны так: «Двор мироносицкова попа Дмитрея Кузмина <...> да за ним же церковные земли Онуфрия Великого подле ево двора, вдоль дватцатьвосм сажен, поперег девять сажен с четью». Местонахождение Онуфриевского храма вне города, в непосредственном соседстве с Мироносицкой церковью (их земли соприкасались), объясняет, почему онуфриевской землёй после запустения храма и прихода завладел священник соседней церкви.

В 1628 г. производилась перепись патриаршей области, в ней Богословская церковь не упомянута. В 1638 г. говорится о «пустовой» земле, с которой патриарший приказ брал оброк: «С церковныя земли <...> церкви Иоанна Богослова, что в Володимере, за Ивановскими вороты, на Иване Кокошилове оброку четыре гривны».
Церковь существовала уже в 1643 г., как видно из надписи на уставе, сохранившемся в Успенском соборе. В этой надписи сказано, что патриарх Иосиф в 7151 г. дал сию книгу «в Володимер к церкви Iоанна Богослова, что на посад».
В 7152 (1644) г. «на той церковной земле поставлена церковь во имя Иоанна Богослова, и тех оброчных денег, по его государеву указу на 151 г., впредь имать не велено».
В окладных патриарших книгах письма и дозора Семёна Извольского 1656 г. «...церковь Ивана Богослова в Володимере за Ивановскими вороты...» значится, как «вновь прибылая <...> дани и заезда четырнадцать алтын».
В 175 (1667) г. «велено сей церкви землею владеть патриаршу сыну боярскому Обрамцу Боровитинову из старой дани с нынешняго 175 г., по коих мест у той церкви поп будет». По каким-то обстоятельствам при Богословской церкви в данное время священника не было. В те годы, когда священника в храме не было, вышел указ царя Алексея Михайловича о даче жалованья и «понахидных денег» в соборы, монастыри и церкви г. Владимира в 7179 (1671) г., со ссылкой на указ 7177 (1669) г. Этой церкви в числе многих ружных церквей указ не называет - видимо, из-за отсутствия священника, которому причитались бы эти деньги. В 1677 г. дань с этой церкви платил уже поповский староста, что указывает на вновь поступившего сюда священника.
В 204 (1696) г. «дан антиминс во град Владимир на посад к церкви свят. Апостола и евангелиста Iоанна Богослова на старый престол». Причина, из-за которой потребовался новый антиминс, неизвестна. Это мог быть износ или повреждение прежнего антиминса, крупный ремонт храма или строительство нового здания с последующим освящением (например, после локального пожара).
В 1693 г., во Владимире за Ивановскими воротами была уже Богословская Слобода.
18 июня 1703 г. был выдан ещё один антиминс. Этот второй антиминс предназначался на новый придел св. Онуфрия.
В 1711 г., в переписной книге, составленной обер-инспектором Семеном Никифоровичем Коробьиным в «ветчаном городе», за Ивановскими воротами, значится церковь Иоанна Богослова.


Церковь св. Иоанна Богослова на «чертеже» г. Владимира 1715 г.

Церковь св. Иоанна Богослова изображена на «чертеже» 1715 г. в восточной части города, за Ивановскими воротами и мостом, к югу от дороги и несколько западнее Богородицкого монастыря, то есть ближе к Ивановским воротам. В отличие от большинства церквей, она изображена не одноглавой, «клецкого» типа и фронтально, а с индивидуальными чертами: более крупная и высокая, развёрнутая с угла двумя фасадами и увенчанная тремя главами. Трёхглавыми на этом плане иногда изображались и пятиглавые храмы. Переписная книга города Владимира, составленная в 1715 г. ландратом князем Артемием Степановичем Ухтомским, также называет на посаде Богословскую церковь.
1 октября 1719 г. в 8 часов ночи во Владимире произошел пожар в «Царицыне слободе подле Земской избы и Гостина двора у вдовы Федосьи Тимофеевой дочери Леонтьевской жены Исаевской». Во время страшного пожара деревянная Богословская церковь сгорела вместе с Ивановскими воротами.
В 1720 г. 2 ноября в патриаршем приказе напечатан «указ о строении церкви по челобитью города Володимiра церкви Iоанна Богослова попа василия григорьева; велено ему за Ивановскими вороты на прежнем церковном погорелом месте построить вновь теплую церковь во имя преподобнаго отца Онуфрiя Великаго». Этот указ свидетельствует о существовании при Богословской церкви другой теплой церкви в честь преподобного Онуфрия. Это была не самостоятельная церковь. В 1721 г. она была выстроена и тот же поп Василий Григорьев просил патриарший казенный приказ дать указ об освящении ее Владимирского Успенского собора протопопу Стефану Яковлеву. 21 августа 1721 г. освящённая грамота Онуфриевской церкви была выдана.
Что касается холодной Богословской церкви, то построение ее вероятно по недостатку средств отсрочено было на неопределенное время и долго не могло состояться. При этом в окладных книгах в 1747 г. «церковь Иоанна Богослова за Ивановскими вороты», то есть на прежнем месте, продолжала числиться и платила 72 копейки. В Топографическом описании провинциального города Владимира 1761 г. упоминается только «церковь во имя св. Онуфрия Великаго – деревянная, построена в 1720 г.».
В храме хранилась межевая книга 1770 г., написанная на пожню Онуфриевскую, принадлежавшую священно-церковнослужителям Богословской церкви.
Только в 1775 г. была построена каменная церковь Иоанна Богослова с приделом в честь Онуфрия Великого, какова была построена с разрешения Преосвященного Иеронима и существовала до 1830 г.
Но церкви каменной дано уже было не прежнее место, а внутри земляного города на посаде, на верху горы, где, по преданию, было некогда подворье, принадлежавшее какому-то монастырю. Случай этот следующий: «В слободе, принадлежащей к Земляному городу, в низу той части горы, на которой расположена Богородицкая (что была при Семинарии) церковь, на одной из неровных возвышенностей улицы, в прошлом столетии находилась ветхая деревянная церковь, построенная в 1620 году во имя Препод. Онуфрия великого. В апреле 1775 года, священник Онуфриевской церкви с прихожанами и вкладчиками, по ветхости и малым размерам этой церкви, обратились с прошением к Иерониму, Епископу Владимирскому и Муромскому об устройстве с приделом новой каменной церкви также во имя Препод. Онуфрия. Посему в мае месяце того же года в память по прежней Богословской церкви и в память Онуфриевской, предполагаемой тогда к сломке, разрешено было Епископом Иеронимом на особливом и удобном месте построить каменную церковь во имя св. ап. Иоанна Богослова с каменным же теплым приделом во имя Препод. Онуфрия».
На «Плане города Володимера имеющего герб льва» 1779 г. показаны «Церковь Иоанна Богослова деревянная да другая каменная».
На панораме «Вид города Владимира с полуденной стороны от Муромской улицы» в «Атласе Владимирской губернии» 1801 г. (рисунок выполнен примерно в 1797-1799 гг.) церковь выглядит ансамблем из трёх объёмов: высокий силуэт церкви, рядом с ним силуэт несколько ниже и меньше и чуть поодаль шатровая колокольня. К этому времени на месте деревянной церкви, видимо, уже стояла каменная тёплая церковь св. Онуфрия.
В 1807 г. у пономаря Владимирской Богословской церкви Измаила Петрова родился сын Михаил Измайлович Богословский (1807-1884) – будущий протопресвитер большого московского Успенского собора.
К 1830 году церковь пришла в ветхость, так что Преосвящ. Парфений, Епископ Владимирский и Суздальский решил эту церковь закрыть. Но некоторые из усердных прихожан, узнавши о такой печальной судьбе своей приходской церкви, вызвались на пожертвования и согласились испросить у Преосвящ. Парфения разрешение на построение новой больших размеров церкви с двумя приделами, - что и разрешено было Преосвящ. Парфением. В 1830-1832 гг. к каменной церкви пристроили на месте малой придельной, свод которой «угрожал падением», обширную тёплую трапезу, после чего в храме стало три престола: в холодной церкви - во имя Пресвятой Троицы, 17 декабря 1832 г. теплый придел на правой стороне был освящен во имя св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, второй придел на левой стороне освящен во имя Препод. Онуфрия Великого в июне 1841 года.
В 1837 г. свод и стены теплой церкви были расписаны колерами на масле.
В 1833 году при теплой церкви начата постройка каменной колокольни, в 1840 г. колокольня была построена. Колокольня соединялась с церковью небольшими папертями. Под колокольней была устроена комната для сторожа с двумя небольшими окнами с южной и северной сторон. Возможно, нижний этаж сохранялся от прежней колокольни - с арочными проёмами с четырёх сторон, которые могли быть открытыми, как у Николо-Галейской церкви. Второй ярус - скорее, полуярус - завершён на фасадах фронтонами с пологими скатами, а в основании этого полуяруса - глухие арки, как бы повторяющие арочные завершения проёмов нижнего яруса. Ярус звона, равновеликий нижней половине здания, прорезан узкими высокими арками. Венчал колокольню шпиль с крестом.
Очевидец так описывает этот храм в середине XIX в.: «Главная Троицкая церковь имеет в длину и с алтарём 18 шагов, в ширину 12, при незначительной вышине; свет проникает в неё с южной и северной сторон, из которых на каждой по 5 полукруглых окон - по два внизу и по три вверху, украшенные в верхних частях треугольниками вроде навесов; между нижними окнами находятся двери, к северной недавно приделаны паперти. Алтарь освещается тремя окнами - одним в середине и двумя с боков. Кровля железная, выпуклая, из средины которой выходит восьмиугольный фонарь с 8-ю окошечками, одинаковой формы с окнами самой церкви; над фонарём возвышается шейка <...>, шейку венчает глава с небогато вызолоченным крестом. Алтарный иконостас, вверху которого резное изображение распятия – новой архитектуры, он довольно красив, но нельзя сказать, что иконы писаны неискусною рукою. Три картины больших размеров <...>, на южной Сошествие Св. Духа на апостолов, на северной Успение Богоматери, на западной Преображение <...>. Пол устлан лещадью. Более об этой церкви сказать нечего. Зимняя церковь, которая соединяется с летнею маленьким отделением, устроена в 1832 г. на месте малого Ануфриевского придела, свод которого угрожал падением. Она довольно велика, светла и красива. Это, кажется, одна из лучших зимних церквей во Владимире. Свод её поддерживается четырьмя столбами. Длина сей церкви 25 шагов, ширина 22 шага. По 6 больших полукруглых окон в южной и северной стенах. На правой стороне Богословский придел, на левой Онуфриевский. Оба алтарных иконостаса одинаковы. На двух передних столбах альфреско изображены апостолы, справа - деревянный высокий крест с распятием. Пол составлен из белых камней. Колокольня находится при зимней церкви и соединяется с нею небольшими папертями. Она невысока и имеет вид четырёхугольного столба с четырьмя полукруглыми окнами в том этаже, где помещены колокола».
В XIX в. в ряд с Богословским храмом, к востоку от него, выстроились здания Владимирской духовной семинарии, с которой она не была связана, оставаясь самостоятельным приходом.
В 1874 г. в теплой церкви устроено духовое отопление, вместо трех прежних печей железных – унтер марковских.
В храме было 3 престола (на конец 19 в.): в «холодной» - во имя Пресвятой Троицы, в «теплой» - во имя Иоанна Богослова и во имя преподобного Онуфрия.
«Из предметов древности в церкви хранилось евангелие в четверть листа, напечатанное в 1668 г., при царе Алексее Михайловиче с благословения патриарха Iоасафа; хранился небольшой четырехконечный крест; в него вставлен маленький деревянный крестик с частицами св. мощей Печерских Угодников; другой серебряный крест «тельный» с частицами мощей Муромских Чудотворцев; третий – деревянный с 7 частицами мощей неизвестных Угодников. Кресты эти пожертвованы в церковь разными лицами.
При церкви для ограды имелось земли 12 саж. поперечнику и 18 длиннику.
На содержание церкви имелся капитал в 2500 р.; из процентов с этого капитала часть расходовалась на масло для неугасимой лампады, 9 р. 50 к. на бедных Богословского прихода, а остальное на нужды церкви.
Причта по штату положено: священник и псаломщик. Церковных домов для причта не было.
При Богословской церкви числилось в 1897 г. прихожан 237 душ муж. пола и 343 жен. все православные, жили в городе.

Александр Иванович Остроумов окончил курс во Владимирской духовной семинарии с званием студента в 1852 году. 26 февраля 1853 г. рукоположен был во священника ко Владимирскому кафедральному собору; 27 августа 1859 г. переведен в настоятели Богословской градской церкви и в течении 48 лет был настоятелем этой церкви. Указом Святейшего Синода от 10 мая 1869 г. объявлено, что по ходатайству Епархиального Начальства, награжден скуфьей г. Владимира Богословской церкви священник Александр Остроумов.
Уволен заштат протоиерей Богословской города Владимира церкви Александр Остроумов, 7 марта 1907 г. Указом Св. Синода от 26 мая 1907 г. пенсия назначена заштатному протоиерею Богословской гор. Владимира церкви Александру Остроумову 300 руб. с 7 марта 1907 г. из Владимирского Казначейства.
Священник села Панькова, Покровского уезда, Николай Остроумов, 7 марта 1907 г., к Богословской церкви гор. Владимира.
Диакон-псаломщик Богословской гор. Владимира ц. Николай Полисадов 10 февраля 1916 г. определен на штатное диаконское место в Ив.-Прозоровских, Покров. у.
Диакон-псаломщик Знаменской гор. Владимира ц. Димитрий Никольский 19-го февраля 1916 г. перемещен к Богословской церкви.


Большая Нижегородская улица. 1904 г.
Справа - Богословская церковь со шпилевидной колокольней и теплым храмом (1775, 1830, снес. 1933); здание духовной семинарии (сер. XIX в., архит. Н.А. Артлебен).

Храм Иоанна Богослова. 1933 г. Незадолго до сноса.

«Закрыть Богословскую церковь постановило общегородское студенческое собрание. Собрание решило обратиться в горсовет с просьбой использовать здание церкви под студенческую столовую» («Призыв», 30 января 1930).
Протокол № 76 Заседания Президиума Облисполкома Ивановской промышленной области от 29-го ноября 1932 года.
Принимая во внимание, что учащиеся Владимирского Учкомбината (Учебный комбинат, работавший во Владимире в 1931-1934 гг. Относился к Государственному объединению по борьбе с вредителями сельского и лесного хозяйства. Состоял из вуза, техникума и рабфака.), рабочие фабрики «Пионер», Химпластмасс и спиртзавода, а также собрание жильцов ЖАКТа, проживающих в районе расположения церкви Иоанна Богослова - требуют ее закрытия, что производство верующими колокольного звона мешает нормальному ходу учебы, что верующие, в пользовании которых находится эта церковь, могут удовлетворять свои религиозные нужды в других действующих церквах в этом городе, договор с религиозной общиной расторгнуть и церковь эту, как молитвенное здание ликвидировать с передачей Горсовету для приспособления под общежитие студентов, принимая во внимание, что церковь находится рядом с помещением Учкомбината и, что расходы по переоборудованию церкви в сумме 5 000 рублей при наличии стройматериалов принимаются Учкомбинатом. Постановление это поручить Владимирскому Горсовету объявить исполнительному органу религиозной общины с соблюдением 37 статьи постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8-го апреля 1929 г. и культовое имущество распределить в порядке 40-42 ст. ст. этого же закона (ГАИО, Ф. Р-1510, Оп. 1. Д. 164., Л.130. § 57/13. О закрытии церкви Иоанна Богослова в городе Владимире Владимирского района.).

Храм снесен в 1933 году.
На месте храма и дома под № 92 построен в 1952 году 32-квартирный дом №92а по ул. III Интернационала (сейчас ул. Большая Московская).. Архитекторы: В.А. Погорелко-Манучарова и Зотов Л.Г.



Улица Большая Московская, д. 92а

Имя храма носил Богословский переулок, переименованный в 1927 г. в ул. Учпрофсож. В 1991 г. историческое имя переулку возвращено. Сейчас это своеобразный памятник церкви.

Источники:
Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 1]. Владимир и Владимирский уезд / Сост. В. Добронравов и В. Березин. - 1893. - 283 с.
Т.П. Тимофеева. БОГОСЛОВСКАЯ (ТРОИЦКАЯ) ЦЕРКОВЬ. Краеведческий альманах «Старая Столица». Выпуск 16.
Храмы города Владимира
Ильинская церковь
Категория: Владимир | Добавил: Николай (09.05.2015)
Просмотров: 3507 | Теги: церковь, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru