Леонид Георгиевич Зотов и Вера Александровна Погорелко
Леонид Георгиевич Зотов родился в Симферополе 10(23) марта 1900 г. в мещанской семье. Будучи студентом Таврического университета был арестован в 1921 г. Симферопольской Чрезвычайной комиссией за контрреволюционную деятельность, через десять дней был освобожден за недоказанностью обвинения. В 1928 г. Леонид Зотов окончил архитектурный факультет Академии художеств в Ленинграде, получив специальность архитектора-художника. Очевидно, работать как архитектор он начал в Симферополе.
В 1935 г. он стал членом Союза архитекторов СССР. В 1938 г. его повторно арестовали в Крыму за «вредительское планирование города», и в 1940 г. осудили на 5 лет. Л.Г. Зотов был реабилитирован в 1956 г. незадолго до своей смерти.
Леонид Георгиевич Зотов
Вера Александровна Погорелко-Манучарова родилась в Харькове 29 февраля 1896 года; в 1904-1910 годах училась во Франции, а в 1926 году окончила Ленинградский политехнический институт, а в 1928 году, одновременно с Л.Г. Зотовым, - архитектурный факультет Академии художеств в Ленинграде, получив профессию архитектора-художника.
В 1935 г. стала членом Союза архитекторов СССР.
В это время они жили и работали в Симферополе, родном городе Л.Г. Зотова. В 1938-1940 годах В.А. Погорелко-Манучарова преподавала в Симферопольском отделении Московского архитектурного института.
14 августа 1944 года была образована Владимирская область. В связи с этим изменился статус города Владимира, структура административных органов, размещаемых в областном центре и, соответственно, перспективы его развития. Учесть все это должен был первый послевоенный Генеральный план города, утвержденный правительством - Советом Народных Комиссаров - 11 января 1947 года. В этом документе были закреплены замыслы предвоенного Генерального плана, по которым начал формироваться основной промышленный район в Залыбедье вдоль реки Рпень с жилыми поселками при нем. Эта промышленная зона к 1945 году получила значительное развитие в виде Владимирского тракторного завода (ВТЗ). Северо-восточнее Юрьевской дороги, на продолжении улицы Горького, вскоре появились кварталы жилой застройки тракторозаводцев.
Как Генплан, так и проекты детальной планировки, а также проекты основных зданий города в эти годы разрабатывали московские и ленинградские проектировщики. Но с организацией Владимирской области и здесь появились условия для концентрации архитектурных сил.
В 1944 г. в городе появляется местный орган архитектуры - Управление главного архитектора (УГА) г. Владимира, которое и возглавил А.В. Столетов. При управлении главного городского архитектора была создана Архитектурно-проектная мастерская. Её главным архитектором стал А.В. Столетов. «Архитектурно-проектной мастерской на сдельную работу — проектировщики-архитекторы, инженеры и техники-конструкторы и сметчика отопления, вентиляции, водопровода и канализации, главный бухгалтер, счетовод, машинистка, секретарь, завхоз и чертежники-калькировщики. Адрес: ул. III Интернационал, 58, управление главного городского архитектора» («Призыв», 25 марта 1945).
В 1940-1950-е годы в городе развернулось бурное строительство - Владимир приобретал во многом новый архитектурный ландшафт - появились здания, которые обогатили и украсили его. Огромный вклад внесли в это архитекторы - и уже работавшие во Владимире, и те, кто приехал сюда в то время. Среди архитекторов, приехавших во Владимир в те годы, своими работами отличались супруги Леонид Георгиевич Зотов и Вера Александровна Погорелко-Манучарова.
Во Владимир Леонид Георгиевич Зотов приехал в марте 1945 г., где двумя годами раньше поселилась его жена – Вера Александровна Погорелко-Манучарова, тоже архитектор. В.А. Погорелко-Манучарова начала работать автором-архитектором в архитектурно-проектной мастерской при управлении главного архитектора города, затем - в проектной конторе «Облпроект». В.А. Погорелко в разнос время заведовала библиотекой Владимирского отделения Союза архитекторов СССР, была уполномоченной по сбору взносов в архитектурный фонд, состояла членом ревизионной комиссии отделения.
Л.Г. Зотов работал в областном отделе по делам архитектуры и в Архитектурно-проектной мастерской при Управлении главного архитектора города Владимира.
В их работе тогда преобладало проектирование общественных и жилых зданий разной этажности и значимости, не менее важна была и работа в качестве экспертов при рассмотрении и оценке пригодности работ, представляемых другими проектировщиками. Были они членами архитектурных комиссий - при управлении главного архитектора города и при областном отделе по делам архитектуры, где рассматривались и согласовывались все проектные работы перед утверждением их администрацией.
Леонид Георгиевич занимал административные должности: был начальником сектора планировки и застройки областного отдела по делам архитектуры, с середины 1947 года некоторое время - начальником архитектурно-проектной мастерской. В мае 1951 г., в связи со значительным ростом объемов строительства в городе и области, необходимостью оперативного и четкого решения сложных вопросов проектирования к «Облпроекту» была присоединена архитектурная мастерская при главном архитекторе города. В 1951 году Зотов стал главным архитектором этой организации.
Кроме того, он был главным архитектором проектов Владимирского филиала Московского проектного института «Росгипросельхозстрой».
В 1946 году в газете «Призыв» появилась статья Л.Г. Зотова о проекте планировки города Владимира. «О проекте нового Владимира Выставка проекта нового Владимира, бывшая в зале горисполкома, вызвала живой интерес среди жителей города. Это понятно. Каждый владимирец хочет видеть в недалеком будущем свой родной город вполне благоустроенным, с рациональным распределением жилья и промышленности, с целесообразно разбитой сеткой озелененных улиц, с парками и садами, с красивыми зданиями и площадями, с удобными средствами сообщения, со всем тем, что дает возможность успешно трудиться и хорошо отдыхать. Но этого можно достичь только в том случае, если город будет строиться по генеральному плану, принципиально правильно решенному и хорошо проработанному, плану жизненному, основанному на реальных возможностях. Такой генеральный план должен стать основой всего строительства будущего Владимира и направлять на многие годы творчество архитекторов, художников и инженеров, вдохновляя и воодушевляя их на плодотворную работу. Если сейчас допустить ошибки, они могут отразиться на всем дальнейшем развитии города. Вот почему мы должны быть особенно требовательны к оценке качества разработанного государственным институтом по проектированию городов (Гипрогор) генерального плана реконструкции гор. Владимира. Каждый город имеет свои характерные особенности, свое неповторимое лицо. В этом отношении Владимир, живописно расположенный на высоком берегу Клязьмы, с его своеобразным и сложным рельефом, с его исторически сложившимся центром и ценнейшими памятниками древне-русского зодчества, обладает особенно ярко выраженной индивидуальностью. Выявить эти характерные особенности, вникнуть в композиционную сущность ландшафта и отразить это в планировке — задача чрезвычайно трудная. Как же решил эту большую и ответственную задачу Гипрогор? Численность населения будущего Владимира предполагается в 200 тысяч человек. Для его расселения потребуются дополнительные территории. Эти новые территории, в основном, намечаются Гипрогором к западу от Юрьевского шоссе, до долины реки Содышки и конца Ямской улицы, включая Военный городок и Кирпичный завод. Весь этот район имеет тяжелый рельеф, изрезанный балками и оврагами, трудно осваиваемый и пригодный для капитальной застройки только на отдельных, ограниченных участках, главным образом по линии водораздела. Он плохо увязан с основной частью существующего города и удален от главной массы промышленности. В то же время Залыбедский район, примыкающий к промышленности по всему ее фронту, со спокойным рельефом, и имеющий обширные свободные территории, отводится в значительной своей части под малоэтажное строительство. Трудно обосновать логичность такого решения. Оно явилось, очевидно, следствием принятой в проекте композиции плана, опирающейся на новую магистраль, определяющую всю планировку города. Эта магистраль, проектируемая от площади за Золотыми воротами, где намечается постановка Дома Советов, в направлении на ВТЗ (первую очередь), является основной идеей планировки Владимира. Она связывает ряд новых обширных площадей, и вдоль нее группируется главная масса капитального строительства. Центр тяжести города с его исторически сложившимися особенностями переносится на запад. Не трудно доказать, что такая магистраль искусственна и не имеет планировочного обоснования. В самом деле, являясь геометрически центральной по проекту, она не организует город, не объединяет его, а скорее делит на две примерно равновеликие, но далеко не равноценные части: существующий Владимир со всей промышленностью и вокзалом — с одной стороны, и новое строительство на тяжелых для освоения местах, с другой. Связь между этими двумя частями трудно осуществима из-за условий рельефа и в проекте не проработана. Долгое время эта магистраль, занимая окраинное положение в городе, будет плохо используема. Чем объясняется ее направление на левый фланг промышленной зоны?
Казалось бы, гораздо логичнее было бы ориентировать ее на центр тяжести промышленности, увязав ее одновременно с Залыбсдским районом и с исторической частью города. Симметричное расположение вливающихся в нее улиц чисто графично и не согласовано с рельефом. Прокладка их через овраги потребует больших инженерных работ. Круглая площадь частично попадает в карьеры. Городской центр, играющий решающую роль в архитектуре всего города, распадается на части, спорящие между собой (исторический центр, площадь за Золотыми воротами с Домом Советов, новая магистраль с рядом площадей), и теряет свою монолитность. Дробление центра снижает его значимость и выразительность, и город теряет организующее ядро. Направление главной магистрали, являясь искусственным, не придает ей никаких особенных архитектурных преимуществ. Трасса ее проходит по местности с чрезвычайно тяжелым рельефом, трудным для освоения. Значительная часть улицы должна быть основана на искусственных сооружениях, мостовая подымается против застройки местами до трех метров. Изломы нарушают целеустремленность магистрали, а близко друг от друга расположенные равновеликие и равнозначащие площади мало оправданы. В отношении организации уличной сети и внутригородской связи проект явно недоработан. Некоторые улицы, перпендикулярные главной магистрали, упираются в овраги. Вызывает недоумение закрытие продолжения Первомайской улицы, пересечение новыми улицами стадиона «Локомотив» и казарм Военного городка. Больничный городок 1-й больницы рассекается улицей на две части с невозможностью ее дальнейшего расширения. Сетка улиц не дает четкого решения и удобной связи для механического транспорта. Размещение части промышленности на запад от города, между Тумской и Горьковской линиями ж. д., недопустимо ввиду заболоченности территории и расположения ее выше водоразбора по течению реки. Центральный парк культуры и отдыха, намеченный на Всполье, недостаточен по величине, сложен по рельефу и вряд ли может быть использован как ЦПКиО. Нецелесообразно проектирование такого вида транспорта, как трамвай (две ветки), в то время, как горсовет собирается приступить к строительству троллейбусного кольца. Река Клязьма и весь Заклязьменский район совершенно выпали из поля зрения авторов проекта. Ясно для каждого, какое значение может иметь река в жизни города. Организации пляжей, водной станции, пристаней, набережных и т. д. — вот чего справедливо требует владимирец от планировки. Линия железной дороги, отрезающая Клязьму от города, не является непреодолимым препятствием. В самом деле, если даже нельзя изменить направление трассы ж. д., то, во всяком случае, можно перенести все железнодорожное хозяйство (депо, мастерские и т. д.), с его пылью и грязью, далее на восток, и связать реку с городом, перебросив через ж. д. линии ряд путепроводов. Тогда действительно это будет Владимир на Клязьме, а не Владимир на оврагах, на чем так настаивают проектировщики. Организация загородного парка в районе «Рахманова перевоза» и озера «Глубокое» имеет все преимущества перед тем решением, которое предлагает Гипрогор, намечая для его строительства участок, лишенный воды, в конце Ямской, у Московского шоссе. Целый ряд вопросов по водоснабжению и по канализации не решен. Нужно отметить еще, что в генплане не использован целый ряд ценных видовых точек, дающих возможность раскрыть красоту города. В результате недооценки характерных особенностей Владимира, предлагаемый генплан вышел обезличенным, порабощающим, а не отражающим индивидуальность города. Перед нами не живой организм нового Владимира, созданный в соответствии с природными условиями, а безжизненная, формалистически решенная схема, дорогая в осуществлении и мало реальная, тогда как основой советской планировки должен быть социалистический реализм. После ряда лет, потраченных Гипрогором на генпроект, мы вправе требовать, наконец, ясного ответа на все основные вопросы, связанные с реконструкцией города. Архитектор Л. ЗОТОВ». Проектирование и строительство в первые послевоенные годы в городе разворачивались широким фронтом: только комиссий по рассмотрению проектных предложений и разработок при управлении главного архитектора состоялось в 1948 году - 27, а в 1949 г. - 19 заседаний, и в каждом принимали участие Л.Г. Зотов и В.А. Погорелко.
За годы работы во Владимире архитекторы и совместно и каждый в отдельности были авторами проектов многих городских зданий и сооружений, которые и сейчас не утратили своего значения.
Стадион "Торпедо". 1952–1958 гг.
Одной из первых и главных их совместных работ стал стадион «Торпедо». После Великой Отечественной войны во Владимире встал вопрос о строительстве современного вместительного стадиона. Генеральным планом Владимира 1947 года было предусмотрено строительство стадиона на 15 тысяч зрителей. При его проектировании архитекторы (архитекторы: Л.Г. Зотов и В.А. Погорелко-Манучарова) удачно использовали расположенную здесь естественную котловину в виде амфитеатра, которую горожане называли Лоханью. В 1948 г. была завершена подготовка чертежей, а уже в следующем мае методом народной стройки началась работа в низине, у которой исторически селились гончары. Строительство шло быстро, руководил им П.Ф. Красильников - управляющий строительным трестом «Владпромстрой», ставший впоследствии Героем Социалистического Труда. 7 ноября 1950 года состоялось открытие первой очереди стадиона «Торпедо». В понедельник 28 июля 1952 г. стадион «Торпедо» был открыт. С тех времён он не раз реконструировался, но в целом сохранил свой прежний облик, особенно его парадный вход. Его образуют два пилона, каждый из которых представляет собой группу из четырёх колонн стилизованного коринфского ордера. Сохранились и отходящие от них части старой ограда.
Пожарное депо на улице Горького
К сожалению, не все здания, построенные архитекторами, дожили до наших дней. Так, в 2012 году было снесено двухэтажное пожарного депо с вышкой при нём (автор - В.А. Погорелко). В комплекс входило здание пожарной команды с жилыми квартирами при ней - 4 трехкомнатных квартиры объединялись в две секции; административно- управленческая часть занимала 630 кв. м. Двухэтажное здание из шлакоблоков имело подвал и пятиэтажную вышку, оно строилось для 3-й военизированной городской пожарной команды. Там же предусматривался встроенный гараж на 3 автомашины и два жилых здания управления пожарной охраны. Проект был утвержден 24 июня 1948 года. При строительстве комплекса, длившемся с августа 1948 года по 2-й квартал 1951, в качестве автора был подключен и Л.Г. Зотов.
Улица Б. Московская, д. 45
В середине декабря 1948 года состоялась приемка фасада главного корпуса административного здания УМВД, расположенного по ул. III Интернационала (ныне ул. Большая Московская, 45). В приемке участвовали главный архитектор города А.В. Столетов, начальник отдела архитектурно-строительного контроля управления главного архитектора М.Е. Водарская, архитектор Л.Г. Зотов, инженер Лебедев. В составленном акте были указаны отступления от утвержденного проекта архитектора А.В. Мезьера (Москва): не сделана обработка фасада естественным камнем, вместо этого он оштукатурен; но сравнению с проектом ухудшен рисунок оконных переплетов. Фасад комиссией был принят.
Октябрьский проспект, д. 3
В 1952-1957 годах проектировался и строился - Дом партийного (политического) просвещения с залом на 550 мест. Его автором был владимирский архитектор Зотов Леонид Георгиевич (Облпроект), интерьерами занимался появившийся в те годы во Владимире архитектор В.Г. Аврутский.
Широкая часть проспекта образует перед ним небольшую площадь. Торжественность зданию придаёт и плавный вход, к которому с двух сторон ведут лестницы. Главный фасад украшают восемь полуколонн коринфского ордера. В верхней части – скульптурный рельеф с изображением пятиконечной звезды и знамен. На гладких поверхностях стен справа и слева - два картуша - лепные украшения в виде свитка с изображениями серпа и молота.
Октябрьский пр-т, д. 4. «Дом УВД»
Ещё одно здание, построенное по проекту Л.Г. Зотова, можно увидеть напротив бывшего Дома политпросвещения. Это добротный пятиэтажный жилой дом с расположенным на первом этаже торговым центром «Октябрьский» (Октябрьский пр., 4).
Ул. Б. Московская, д. 88. Дом построен в 1955 году.
Ул. Б. Московская, д. 90а. Дом построен в 1957 году.
Ул. Б. Московская, д. 92а. Дом построен в 1952 году.
Вместе с В.А. Погорелко-Манучаровой они проектировали дома с выходом к железнодорожному вокзалу на улице имени III Интернационала, как называлась тогда улица Большая Московская (ул. Большая Московская, 88, 90а и 92а). Для сооружения 32-квартирного дома (ул. III Интернационала, 92а) были снесены старые дома под №№ 92-102. Эти красивые четырёхэтажные жилые дома, возведённые в середине 1950-х годов в формах советской неоклассики. Два из них выходят фасадами на улицу, их первые этажи были отведены под столовую, ателье. Средний дом, с площадкой перед ним, немного «отступил» от улицы. Эти дома появились здесь не случайно - в послевоенное время уделялось большое внимание формированию облика главных городских магистралей. Дома, каждый из которых имеет своё индивидуальное «лицо», образовали симметричную композицию, оформляющую выход к вокзалу. Угловые части двух крайних домов украшают похожие на башни композиции, на фасадах - декоративные лепные элементы. Третий дом, в центре, имеет большую арку для выхода в сторону вокзалов. Через эту арку ежедневно проходят сотни людей.
Ул. Горького, д. 34.
В.А. Погорелко была автором проекта общежития энерго-механического техникума на 500 человек (ул. Горького, 34). Одно крыло общежития выходит на улицу Мира, другое - на улицу имени Горького. Оба они трёхэтажные, а соединяет их угловая четырёхэтажная часть в виде полукруглой башни с ротондой наверху.
В начале 1947 года архитектор М.И. Красильников составил архитектурно-проектное задание (экспертом был Л.Г. Зотов), а затем Зотов и Погорелко выполнили проект озеленения парка Липки и парка им. А.С. Пушкина; Зотов был и автором проекта входа в парк Пушкина и ограды парка «Липки» (1947).
Вход в парк Пушкина. Архитектор Зотов Л.Г.
В нач. 1950-х гг. в парке Липки был выстроен летний читальный павильон по проекту Л.И. Пономарёвой.
Улица Вокзальная, д. 5
В 1949 году по проекту В.А. Погорелко-Манучаровой близ железнодорожного вокзала построено здание производственного назначения - для перевозки почты (улица Вокзальная, 5), сохранившееся до сих пор.
Улица Батурина, д. 14а
До сих пор существует маленький одноэтажный, рубленый из бревен домик на четыре окна (ул. Батурина, 14а), спроектированный Зотовым для Владимирского общества охотников в середине августа 1952 года.
Улица Княгининская, д. 7в
В феврале 1951 гола Зотов предложил на рассмотрение архитектурной комиссии свой проект двухэтажного 8-квартирного жилого дома по ул. Некрасова (сейчас - ул. Княгининская, 7в) для Владимирского отделения Союза художников СССР. Там располагались квартиры и мастерские художников.
Ряд работ Л.Г. Зотова связан с реконструкцией уже существующих зданий.
Вид на Царицынскую улицу. На правой стороне видны Народный дом и муравкинский корпус. Начало ХХ века.
Ул. Гагарина, д. 5
Корпус торговых лавок был построен в 1870-е годы известным владимирским купцом Н.Т. Муравкиным. Но тогда он был двухэтажным, и Н.Т. Муравкин
сдавал помещения в аренду торговцам разнообразными товарами. В 1949 г. бывший муравкинский корпус торговых лавок был приспособлен под главный корпус Владимирской швейной фабрики. Архитектором Л.Г. Зотовым был разработан проект надстройки 3-го этажа и архитектурное переоформление здания по всем четырём фасадам. Выселить из здания организации удалось лишь в кон. 1951 г. Перестройка здания была завершена в 1952 г. Несмотря на то, что здание реконструировалось как производственное (см. швейно-трикотажная фабрика им. XX съезда КПСС), оно стало выглядеть не только основательно, но даже нарядно - его фасад украсили декоративные лепные детали. Благодаря этой реконструкции оно приобрело черты архитектурного стиля, известного как советский неоклассицизм.
Пристройка к театру
Здание театра кукол (ул. им. Гагарина, 7) построено в 1904-1905 годах архитектором Я.Г. Ревякиным как Народный дом, оно постепенно превращалось в театр. В 1907 году губернским архитектором П.Г. Бегеном к его западному фасаду была сделана трехэтажная пристройка, в которой разместились сцена и коридор с лестницей для выхода зрителей из зала. В 1953-1955 годах Л.Г. Зотовым была сделана ещё одна пристройка к ней, позволившая значительно увеличить площадь помещений Владимирского театра драмы им. А.В. Луначарского. Работа по реконструкции театра драмы выполнялась вместе с В.А. Погорелко. Кроме внутренней перепланировки и деталей интерьеров театра драмы, были представлены эскизы оформления фасадов.
Улица Б. Московская, д. 54
Это здание было построено архитектором Я.Г. Ревякиным в 1906-1907 годах для городской Думы. В 1948 году здание горисполкома решили передать под Дворец пионеров. Поэтому здание нуждалось в перестройке и приспособлении для работы с детьми. Проект реконструкции был выполнен Л.Г. Зотовым, работавшим в то время начальником архитектурно-проектной мастерской при управлении главного архитектора города. Все работы были сделаны очень быстро, и в апреле 1950 года состоялось открытие городского Дворца пионеров.
Строительство нового здания для 94-го строительного треста. 1950–1952 гг. Рядом (справа) со строящимся зданием треста располагался Совнархоз.
Совнархоз и 94 строительный трест. 1957–1958 гг.
В 1953 – 1956 гг. было построено на ул. Луначарского трехэтажное кирпичное административное здание треста № 94 (архитектор В.И. Грибов) с пристройкой по ул. Горького (архитектор Л.Г. Зотов). Первоначально здание было трёхэтажным.
Современный облик оно приобрело в результате проведённой в начале 1980-х годов реконструкции по проекту архитектора Пентмана В.И..
Во Владимире активно проектировались и застраивались жилые кварталы: при Владимирском тракторном заводе, на северо-восточной, на юго-западной, на северо-западной окраинах города. В.А. Погорелко разработала проекты усадебных жилых домов для индивидуальных застройщиков. Первые из известных проектов она сделала еще в 1947 году. Три из них располагались в южном районе - на улицах Разина, Парижской Коммуны и близ начала ул. Офицерской; по одному относились к Малой Слободке, поселку за Почаевским оврагом и поселку Ударник. В сентябре-октябре 1950 года к ним добавились еще три проекта: один на пересечении улиц Разина и Офицерской и два - для продажи рабочим мясокомбината - на улице Тракторной, на северо-западной окраине поселка. Значительно увеличился объем проектирования Верой Александровной индивидуальных жилых домов в 1951 и 1952 годах. В общей сложности она тогда запроектировала 18 одноквартирных и 3 двухквартирных дома, в основном в Южно-Ямском (12 домов) и Восточном (6 домов) районах города.
Леонид Георгиевич тоже занимался проектированием одно- и двухквартирных усадебных домов: 9 - в 1951 году, и 3 - в 1952. Из них 4 одноквартирных и 1 двухквартирный - в Южно-Ямском районе; 4 одноквартирных - в северо-западном районе и один двухквартирный - близ ВТЗ, на углу улиц Литейной и Складской, а также по одному одноквартирному на Почаевской улице и на Красносельском проезде. Нужно сказать, что в конце описываемого периода индивидуальные проекты на такие дома делать уже запрещалось, но вариации фасадов, их деталей, планировок участков - это оставалось для творческой разработки авторов.
Кроме выполнения собственных проектных работ и Л.Г. Зотов, и В.А. Погорелко выступали в качестве экспертов множества проектов, представляемых как владимирскими, так и иногородними архитекторами. Например, 8 марта 1947 года состоялось совещание при управлении главного архитектора, на котором рассмотрели эскиз планировки жилых кварталов, расположенных вдоль улицы Горького. Это те кварталы, южные фасады которых и сейчас радуют глаз владимирцев. Они находятся между улицей им. 850-летия города Владимира и Промышленным проездом. Архитектура этой части города сохраняет дух послевоенного победного оптимизма. Авторами проекта были архитекторы московского треста «Росгражданпроект» МЖГС РСФСР В.А. Бутузов и П.К. Диденко.
В июне 1947 года те же авторы вторично представили на рассмотрение проект планировки поселка ВТЗ в целом. Проектом охватывалась значительная территория вдоль Юрьевского шоссе — от Юрьевской заставы до реки Содышки. Южная граница шла вдоль Лыбедского оврага до нынешней ул. Кирова, затем через Юрьевское шоссе к линии улицы Тракторной и по ней до ул. Народной на северо-западной окраине поселка. В планировке развивались архитектурные идеи первого послевоенного Генплана города, автор которого А.И. Кузнецов согласовал предлагаемую разработку: проспект от нового жилого района города к старому центру, принцип организации городских площадей и трассы новых городских магистралей. Строгим экспертом по этим проектам неизменно был Л.Г. Зотов.
Ул. Северная, д.14
Еще одна стройка связана в городе с именем Л.Г. Зотова. В 1949 году он писал заключение по техно-рабочему проекту достройки 32-квартирного жилого дома в районе Грамзавода по ул. Северной. Его строительство было начато еще до войны, в 1940 году, а с началом войны законсервировано. К тому моменту были сделаны фундаменты дома и выведены стены на высоту 1,3 м. Проект достройки был составлен Харьковским отделением ГСПИ № 4 (арх. Монахов) в 1947 году в виде 4-этажного дома с подвалом. Оценивал качество строительных конструкций эксперт инженер Гринберг, а об архитектурной части дал заключение Л.Г. Зотов. Он писал, что планировка жилых секций уже устарела и не может рассматриваться как типовая, фасады представлены в ренессансных формах, главное внимание обращено автором на 3-й и 4-й этажи, т.е. деление корпуса здания сделано ровно на половине высоты здания, что не соответствует принципам стиля ренессанс. То же можно сказать об отсутствии наличников на окнах, особенно в центре фасада, нет капителей у пилястр, не прорисованы детали. Кроме того, эксперт предлагал сменить кровельное железо на черепицу и сделать, по требованию МПВО, на доме вышку. В протоколе комиссии при управлении главного архитектора после рассмотрения проекта было записано: доработать проект, сделав в первом этаже продовольственный магазин общей площадью 150 кв. м, откорректировать планировку угловых квартир северо-восточной и юго-восточной ориентаций, ограждение крыши по главному фасаду сделать металлическим с каменными столбиками, сделать капители на пилястрах дворового фасада.
Был Л.Г. Зотов экспертом и по другому, очень актуальному в то время документу: «Сводному плану строительства І-й очереди города Владимира» на четвертую послевоенную пятилетку (Гипрогор, Москва, автор - архитектор В.И. Бузин). Один перечень замечаний, подлежащих учету в проекте, поражает своей точностью формулировок, количеством позиций.
Конечно, рядом с Зотовым был такой эксперт, как А.В. Столетов, тогдашний главный архитектор города, знаток потребностей горожан, автор довоенного генерального плана.
Вера Александровна тоже экспортировала проекты, посвященные отдельным зданиям, среди которых были такие, как индивидуальный двухквартирный дом с мансардой в квартале 260, близ начала улицы Офицерской, двухэтажный деревянный дом-общежитие на 154 человека для заводских рабочих, трехквартирный брусчатый дом для областного управления сельского хозяйства и т.п., многие из которых были направлены на переработку, либо отклонены.
Вообще в перечне работ архитектурно-проектной мастерской, начальником которой стал Зотов, только за 1947 год были такие планировочные работы, как проект застройки малоэтажного района за Почаевским оврагом; детальный проект планировки района «Красная Горка»; детальный проект планировки Михайловской улицы; детальный проект планировки малоэтажной застройки села Доброго; проект застройки района мель-завода; технический проект озеленения и благоустройства города Владимира.
В 1948-1949 годах через руки Зотова как эксперта прошли значительные работы, такие, как эскиз генеральной схемы жилого района ВХЗ (Горстройпроект, Москва, главный архитектор проекта - А.Н. Корноухов). Проект согласовали, отметив, что изменения в генплан города по этому району предлагаются правильные, их нужно принять, но следует исправить и некоторые недостатки: уточнить границы проектируемого участка, учесть продолжение улицы Суздальской к улице Полины Осипенко в соответствии со сводным планом первоочередного строительства города, предусмотреть физкультурные площадки при стадионе, первоочередное строительство поселка развить от Кооперативной улицы (ныне ул. Фейгина), в качестве стеновых материалов использовать шлакоблоки и т.п.
В 1950-е годы продолжалась реконструкция застройки восточной части исторического ядра города. Зотов и Погорелко давали экспертные заключения на размещение жилых домов по улице Фрунзе (ныне Большая Нижегородская) на отрезке от улицы Златовратского до Спортивного переулка. Шла застройка новыми многоквартирными домами основной городской магистрали.
В первом квартале 1952 года вышло два постановления бюро обкома КПСС «О выполнении генерального плана города Владимира» и «О благоустройстве города Владимира», а также постановление Владимирского горкома КПСС «О выполнении генерального плана города». Эти постановления подвели итога работы по основному градостроительному документу за время, истекшее с января 1947 года. Была отмечена распыленность строительства по отдельным поселкам, отсутствие более капитальной и последовательной реконструкции центра города. В итоге было предложено сосредоточить основное внимание на формировании современного облика главных магистралей города: ул. Пушкина (ныне ул. Студеная Гора) ул. Большая Московская (ныне ул. Дворянская) - ул. III Интернационала (ныне ул. Большая Московская) - ул. Фрунзе (ныне ул. Большая Нижегородская), а также начала проспекта им. Сталина (ныне пр. Октябрьский) от улицы Большой Московской до Лыбедского оврага.
Ул. Б. Московская, д. 75б.
По этим решениям были откорректированы планы строительства 1952-53 годов. Началось строительство: заложен фундамент 35-квартирного жилого дома № 2 (Номера домов указаны согласно проектной нумерации того времени) на ул. III Интернационала; вырыт котлован, подготовлена площадка, подвезены строительные материалы для 35-квартирного жилого дома № 3 на углу улиц III Интернационала и Златовратского (ныне ул. Большая Московская, 75б); велись земляные работы на ул. Фрунзе на 70-квартирном доме завода «Автоприбор»; заложен фундамент 4-этажного общежития на 400 человек Стройтреста № 94; заложен фундамент Дома политического просвещения на 550 человек на проспекте им. Сталина (ныне пр. Октябрьский, 3). Кроме того, строились стадион на 15 тыс. зрителей на южном склоне древних холмов Владимира, в так называемой «Лохани», и два трехэтажных общежития архитектурно-строительного техникума. Авторами большинства перечисленных объектов были архитекторы Л.Г. Зотов и В.А. Погорелко.
В.А. Погорелко в июне 1957 года представила на рассмотрение планировку северо-западного района города Владимира. Эскизный проект застройки охватывал территорию улиц: Ново-Ямская - Лакина - северная граница теперешнего бульвара им. Художника Иванова до нынешней площади имени Адмирала Лазарева и далее - по улице Чайковского до Ново-Ямской. Планировочная структура этого района города была заложена этим проектом, и до наших дней сохранились улицы Балакирева, лучевые проезды с 22-го по 26-й и проезды кольцевые: 17-й, 18-й и другие, а также улицы Сурикова, Алябьева, Даргомыжского, Куликова, Бородина, улица и проезд Стасова и, наконец, бывшая трасса улицы Ново-Ямской. Застройка, которая осуществлялась постепенно, не один год, конечно, не совсем соответствует этому проекту, но система размещения более крупных секционных домов вдоль основных магистралей все же выдержана. Проект планировки и застройки северо-восточного района города Владимира (новых городских территорий) был разработал во Владпроекте архитекторами В.А. Погорелко и А.П. Шелякиным к концу 1957 года. Границы проектируемой территории шли от Красного села - вдоль трассы Москва - Казань - вдоль дороги на Суздаль - Загородный проезд - нынешняя улица Погодина. От структуры этого района сохранились лишь самые основные трассы, которые были заложены задолго до разработки этого проекта и легли в его основу: трасса Суздальского проспекта, ул. Растопчина, Красносельский проезд, перешедший в юго-западную ветвь улицы Юбилейной, и несколько улочек в районе мелких кварталов еще сохранившейся с тех лет усадебной застройки (улицы Погодина, Восточная, Жуковского).
В 1958-59 годах В.А. Погорелко выполнила проект планировки и застройки кварталов 363-368 для индивидуальных застройщиков работников стройтреста № 94. Эта территория заключена в улицах Лакина - Яблочкова - Красногвардейская - бульвар Художника Иванова. Застройка была представлена в виде планировочно целостной группы кварталов усадебных одноквартирных деревянных домов. Несколько двухквартирных домов из кирпича были размещены по улице Лакина, а несколько одноквартирных шлакобетонных домов - на бульваре Художника Иванова. Основная масса деревянных домиков группировалась вдоль улицы Усадебной с глубокими кольцеобразными проездами внутрь групп. К сожалению, почти ничего не осталось теперь от этой планировки, кроме фрагментов по улице Яблочкова и следов трассы улицы Красногвардейской. Впоследствии на этой территории был построен один из первых осуществленных в городе микрорайонов, запроектированных по всем правилам советского градостроительства (архитектор В.И. Пентман, 1961-1970 гг.). Следует отметить, что все планировочные работы этих последних лет продолжали следовать положениям проекта Генерального плана города Владимира, утвержденного в начале 1947 года. Поэтому в застройке окраинных районов города преобладала именно малоэтажная усадебная застройка с придомовыми участками, только вдоль основных магистралей размещались секционные жилые дома в 2-3 этажа. И редко, в самых ответственных местах, таких, как на улицах Мира. Фрунзе, Ямской - строились дома в 4 этажа.
Летом 1960 года архитектурно-технический совет рассмотрел эскизные решения очередного Генерального плана города Владимира. Это был период, когда город уже достиг намеченных параметров генплана 1947 года, и требовалось установить следующие горизонты развития. На рассмотрение эскизов была приглашена и Вера Александровна Погорелко. Это было последнее, отмеченное в официальных документах, ее участие в публичных обсуждениях важных архитектурных документов.
Л.Г. Зотов скончался 7 декабря 1956 г. (по данным «Владимирской энциклопедии» – в 1957 г.) и был похоронен на Князь-Владимирском кладбище. Место захоронения известного архитектора постепенно приходило в запустение - родственников во Владимире не было, и некому было позаботиться о его благоустройстве. Сохранились лишь часть ограды и небольшой фрагмент памятника. Сотрудники отдела краеведческих исследований Центральной городской библиотеки, которые много лет занимаются изучением истории этого кладбища, выступили с инициативой об установке нового надгробия Л.Г. Зотову. Откликнулось руководство областного отделения Союза архитекторов РФ и его коллеги-архитекторы. На собранные ими средства в апреле 2020 года был установлен гранитный памятник и новая ограда. Это достойный вклад в сохранение памяти об архитекторе, который свой труд и талант посвятил нашему городу.
В начале 1961 года В.А. Погорелко переехала на жительство в Москву.
В.А. Погорелко умерла в Москве 31 декабря 1972 года.