Главная
Регистрация
Вход
Четверг
21.11.2024
20:04
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » художники

Владимирский Союз художников

Владимирское областное отделение Всероссийской Творческой Общественной Организации «Союз художников России»

У истоков Владимирской организации Союза художников России
Владимирские ГСХМ (Государственные свободные художественные мастерские) существовали с 1920 по 1922 г.

«ПРИКАЗ №2 Владимирского Губотруда и Губкомтруда о взятии на учет художников, проживающих на территории Владимирской губернии.
Января 17 дня 1921 г. г. Владимир.
1. На основании обязательного постановления Владимисркого Губисполкома от 13-го октября 1920 г., приказываю всем гражданам, имеющим звание свободных художников (художники, живописцы, художники портретисты и т.п.), как занятым работой по своей специальности, так и находящимся на службе в советских и общественных учреждениях гражданского и военного ведомства, а равно не имеющим каких-либо занятий или находящимся в каких-либо предприятиях – в семидневный срок со дня опубликования настоящего приказа на местах, явиться для регистрации в местные управления учета и распределения Рабсилы…»
В 1919 году возник Владимирский союз работников искусств (Рабис). 1-го октября 1921 г. союз слился с союзом работников просвещения и объединенно существовал до мая 1922 г. Согласно постановлению ВЦСПС, в мае 1922 г. произошло разъединение с союзом раб. просвещения.
18 апреля 1923 года открылся 4-й Губернский съезд союза работников искусств. «4-й Губернский съезд союза работников искусств считаю открытым» — объявляет председатель Губотдела союза т. Лапидус.
Слова покрываются дружными звуками оркестра «Интернационал».
После избрания Президиума съезда с приветствием от Губкома РКП(б) и Красного гарнизона г. Владимира, тов. Дмитриев горячо приветствует работников искусств и высказывает пожелание плодотворной работы.
Также с приветствием выступает представитель ГСПС тов. Шуралева, а за ней — приветствует съезд работников искусств от ячейки РКСМ профкурсов ГСПС т. Курочкин.
Дальше, по предложению т. Обменина, вносится предложение послать приветствие — 12-му Всерос. Съезду Росс. Коммун. партии (большевиков) и Владимиру Ильичу.
Предложение принимается единогласно.
Приветствия.
4-й Губсъезд работников искусств Владимирской гyбернии, собравшись впервые после разлияния с Рабпросом, горячо приветствует 12-й съезд Российск. Коммунист. партии (б) и желает успеха в его сложной и ответственной работе — руководителя мировой революции.
Одновременно съезд Рабис шлет привет дорогому вождю Владимиру Ильичу и пожелания ему скорейшего выздоровления и возобновления деятельности, необходимой мировому пролетариату.
Ц.К. союза работников искусств.
4-й Владимирский Губернский съезд союза работников искусств приветствует Ц.К. союза и горячо благодарит за тесную связь с Губотделом и через него с местами.
В трудный для него момент, в момент восстановления сил нашего союза, съезд выражает надежду и уверенность, что Ц. К. будет также умело руководить и оказывать идейную помощь работе низовых организаций союза» («Призыв», 21 апреля 1923).
«В городе Владимире организуется кооперативное товарищество «Художник», членами которого могут быть все живописцы, графики, декораторы-оформители, скульптора, художественные работники фото, вышивания, вывески и т. д., как профессионалы-художники, так и любители-самоучки» («Призыв», 22 декабря 1934).
«На-днях в редакции состоялась беседа с местными художниками. Они рассказали о своих творческих работах, одновременно высказали несколько упреков по адресу горсовета.
— Художники не имеют студии, — заявил тов. Рохлин, — хотя вопрос о ней не раз ставился перед городским советом. Где же после этого собираться художникам, чтобы поделиться опытом, работать?
Многие из художников живут в плохих, неудобных квартирах. В то же время горкомхоз не хочет выполнять постановление СНК СССР об улучшении жилищных условий художников и скульпторов.
В беседе подчеркивалось, что студия — это комната для общего творчества — оказала бы художнику большую помощь. Мало того, вокруг нее группировалась бы молодежь, которая приходит сейчас к опытным художникам на квартиру и с увлечением работает над своими рисунками, готовясь стать художниками, рисовальщиками.
И еще упрек по адресу горсовета:
— В глазах руководителей горсовета и его отделов, — говорит художник Сверчков, — художник — кустарь, маляр. Зато в почете такие, вроде Бачинского, снабжающие городские организации продукцией, которая явно некультурна, антихудожественна. Вот почему стены комнат горсовета, его отделов, зал судебного заседания, клуб имени Молотова украшены такими художественными вещами, что невольно берешь под сомнение, есть ли вкус у наших хозяйственников и руководителей.
Об отсутствии вкуса говорит и такая деталь — все художественные произведения хозяйственниками наших организаций оцениваются не по качеству, а на сажень и метр.
В городе была артель «Художник». Но она просуществовала недолго. В беседе выяснилось, что причиной развала артели явилось то, что художникам — членам ее негде было работать. Правда, клуб имени Молотова пошел навстречу, предоставив артели… бывшую уборную, но художники не смогли долго находится в таком месте...
После всего этого становится понятным, почему квалифицированные художественные силы во Владимире распылены, работают в одиночку и им негде показать свое творчество, заняться с нашей молодежью» («Призыв», 27 июля 1935).
«У парка им. Пушкина, на видном месте организована выставка на тему «Героическое прошлое великого русского народа». На этой выставке наглядно показано, как под руководством народного героя Александра Невского русские войска разбили в 1242 году немецких псов-рыцарей на льду Чудского озера. В 1410 году немецкие бароны, пытавшиеся поработить русский и литовский народы, получили новый урок. Это также видно на вставочных материалах. Далее выставка показывает, как во многовековой борьбе за Прибалтику храбрые русские войска наносили поражения немецким рыцарям. В 1700 году при участии великого русского полководца А.В. Суворова русские войска заняли Берлин. Особенно широко на выставке отражена отечественная война 1812 года. Тогда великий русский народ разгромил наполеоновские полчища и показал непревзойденные образцы народного патриотизма, храбрости и самоотверженности. Русский народ разгромил врага. Он был выброшен за пределы России. Русская армия вновь пришла в Берлин, а далее в Париж.
На другой выставке продолжается показ героического прошлого и настоящего великого русского народа. Новая выставка будет называться «Мы их били, бьем и будем бить». На ней будут даны материалы о героизме советских патриотов в годы гражданской войны и в современной священной отечественной войне с гитлеровскими бандами» (Абраменков. «Призыв», 24 июля 1941).

8 апреля 1945 г. принято постановление правительства РСФСР №715 об открытии в г. Владимире ремесленно-художественного училища № 1.
В областном краеведческом музее с 10 мая 1945 г. открыта выставка народного творчества - объединенная выставка произведений мастеров народных художественных ремесел и советских художников области. Большее место на выставке отведено работам 17-ти наиболее видных художников области: Рохлина, Гладышева, Сахарова, Гуськов и др. Десятками своих лучших произведений – кувшинов, цветников, ваз – на выставке экспонированы изделия из хрусталя и стекла мастеров-художников Гусевского хрустального завода… Мстёрская артель художественной строчки и вышивки представила 65 лучших работ мастериц XIX и ХХ столетий. Юрьев-Польская золотошвейная мастерская рассказывает своими экспонатами о помощи, которую она, оказывала Красной Армии, фронту в годы Отечественной войны.
25 мая 1945 года открылась во Владимире первая областная художественная выставка. Художники владимирской земли начали подготовку к созданию собственной творческой организации. На выставке были представлены около 300 произведений живописи, графики, скульптуры, художественных лаков, стекла и хрусталя, вышивки. С большим трудом, но все же удалось издать каталог выставки. Эта небольшая тонкая книжечка, напечатанная на серой бумаге, сегодня просто бесценна. Каталог открывается статьей Николая Петровича Сычёва - крупного русского ученого-реставратора, искусствоведа и художника, специалиста в области древнерусского искусства, жившего в эти годы во Владимире после сталинских репрессий.
«Наши достижения и наши задачи
Профессор Н. СЫЧЁВ
В торжественные дни победы советского народа над немецкими захватчиками во Владимирском краеведческом музее открылась первая выставка Союза coветских художников и мастеров народных художественных ремесел Владимирской области.
Это большой праздник. И как знаменательно, что открытке выставки совпало с началом нового этапа в жизни нашей страны — с началом великой созидательной и творческой работы вновь наступившей эпохи мирного развития. В годы Великой Отечественной войны советская общественность с особой силой ощутила значение культуры русского народа, далекой и близкой, научилась больше ценить народные творческие силы, так мощно расцветшие в эпоху борьбы во имя свободы и независимости нашей Родины.
Поэтому первая выставка произведений художников области, поcтaвившая своей целью показать их творческие искания, не только своевременна, но и важна, как первый смотр художественных сил и их устремлений в суровые годы военных испытаний. И можно с полной определенностью сказать, что в эти героические годы, когда голос советского искусства повсеместно звучал в грохоте сражений, создавая поэмы, фильмы и полотна о стойкости советского человека, о его преданности своей великой земле, своей прекрасной природе, новому человеку, когда создавались новые формы народного искусства, проникнутого всепобеждающей правдой ленинско-сталинской идейности, — художники Владимирской области любовно делали свое дело.
Диапазон их творческих исканий широк и многообразен. Одни из них увлечены красотами природы Владимира, Мурома, Коврова; другие — сюжетами из Великой Отечественной войны и различными моментами социалистического строительства; третьих интересуют темы из далекого прошлого Владимиро-Суздальской Руси. Особыми циклами проходят перед зрителями театрально-декоративные мотивы и, наконец, русские былины, сказки, сюжеты на темы и творчества Пушкина, Гоголя и Лермонтова, так красочно отраженные в произведениях художников Мстёрской артели «Пролетарское искусство». Большой художественный интерес представляют на выставке экспонаты «Хрусталь-стекло» из г. Гусь-Хрустальный и экспонаты художественной вышивки и строчки Мстёрской артели им. Крупской. Исключительно высокой техникой отличаются авторские экземпляры художника В. Трелина производственно-торговых марок, знаков и эмблем и эскизные проекты всесоюзных и общемосковских типовых вывесок.
На выставке все же преобладают работы пейзажистов. Среди них в первую очередь необходимо отметить произведения старевшего владимирского художника Д.И. Рохлина, подлинного поэта лирических настроений, сдержанно и тонко передающего мотивы родной природы: или в серебристых созвучиях утра или в тревожном зеленом шуме своих могучих берез. Особой тонкостью исполнения отличаются его пейзажи – акварели. Певцом солнечных просторов и радости колхозного труда выступает на выставке ковровский художник П.Я. Куликов. Декоративно-монументальные решения его в области пейзажа с большою силой говорят о необъятных просторах нашей Родины.
Особой серией проходят искания цветовых эффектов в произведениях К.И. Мазина, давшего ряд отлично написанных этюдов из окрестностей Мстёры; В.Л. Зевакина, представившего цикл смелых звучных этюдов из окрестностей города Коврова; А.А. Лебедева, увлеченного поисками игры солнечных пятен и световых вибраций; муромского художника А.М. Каманина, выставившего тонко прочувствованные пейзажи и мощные натюрморты на тему «Слава русскому оружию»; В.А. Фильберта, увлеченного поисками синтеза цветовых решений. Пейзажами и натюрмортами представлен на выставке ковровский художник С.М. Чесноков. Его большой пейзаж — «Ковров зимой» говорит о крупном живописном даровании этого художника.
Наряду с этой серией реалистических решений в области пейзажной живописи на выставке представлены произведения, показывающие особые претворения художественных течений позднейших периодов. К таким относятся работы Ф.Н. Захарова, давшего тонко прочувствованные зарисовки архитектурных сооружений города Владимира, этюды Крыма и прекрасно задуманный и выполненный рисунок «Снег идет».
Большую серию пейзажей и эскизов к театральным постановкам дал Гладышев Владимир Петрович, художник многогранных художественных замыслов, хорошо знакомый с культурным наследством европейского и русского искусства.
С таким же разнообразием в сюжетах представлен на выставке талантливый муромский художник А.В. Морозов. Его можно было бы отнести к числу представителей реалистического жанра, но все его бытовые темы - «На укрепление обороны г. Мурома», «Письмо бойца», «Возвращение героя», «После ухода немцев», «Над Окой» и «Чкалов — кочегар» — так тесно связаны с природой, что вполне позволяют говорить о нем, как о пейзажисте, мастерски соединяющем композицию бытового характера с природой.
Его картина «Чкалов—кочегар» в этом отношении особо показательна. На широких пространствах многоводной реки, блистающей рефлексами необъятных небесных просторов, на корме уходящего парохода-грузовика стоит, вперив в высь орлиные очи, великий патриот Валерий Чкалов. Он впервые увидел в поднебесье самолет, и в широкой, как сама советская земля, его душе уже родилась героическая мысль о покорении воздушной стихии. Такова мысль картины А.В. Морозова — большая мысль о рождении нового человека, человека необъятных порывов в необъятных просторах нашей великой Родины. Счастливая, большая мысль! Она вполне воплощена художником в его произведении.
В свое время, когда советский народ, совершив революционный подвиг, стал на путь социалистического развития, В.И. Ленин в беседе с Кларой Цеткин говорил, что «искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их». Картина А.В. Морозова способна пробуждать мысль и чувство народных масс, способна подымать их, звать на великое дело. И так бы хотелось, чтобы художник не остановился в своем творчестве на сделанной картине, а развил бы этот сюжет на большом полотне, разработав художественный образ в более мощных формах, соответствующих подлинному величию самой темы.
Значительно богаче представлен на выставке портрет. С.М. Чесноков, А.А. Лебедев, А.В. Морозов, А.П. Калымков, М.М. Сахаров и А.П. Шепелюк дали серию портретов маслом, офортом, литографией, пером, мокрым соусом и резанных по дереву. Если не считать работ А.П. Шепелюка, А.П. Калмыкова М.М. Сахарова, мастерски вырезавшего в дереве портреты товарища Сталина, К. Маркса, М. Горького и абстрагированный образ Александра Невского, все портретные работы владимирских художников не имеют больших художественных достоинств. У А.П. Шепелюка, особо выделяются портреты М.С. Сикуллера, Героя Социалистического труда В.А. Дегтярева, старого ивановского большевика и дочери художника. Они показывают художника как крупного мастера, владеющего формой и сложной техникой, выработанной в итоге глубокого изучения технических методов выдающихся мастеров этого жанра. Портрет художника М. Сикуллера в цикле произведений А П. Шепелюка имеет особое значение — это живой и действенный образ человека в момент творческого напряжения. Блестящая лепка формы и прекрасный колорит портрета делают его исключительно высоким произведением.
Таково в общих чертах содержание выставки. Просматривая на ней всю эту массу портретов, этюдов и картин природы, столь любовно передаваемой владимирскими художниками, нельзя не отметить общий характер «этюдности» большей части произведений. Проблема пейзажа в советском искусстве — большая проблема. Культурное наследство, которым располагает советский художник при решениях в этой проблеме, огромно. По творениям великих мастеров прошлого видны пути, которыми шла пейзажная живопись от классицизма к реализму. Эти творения являются гордостью наших музеев. Они хранятся в них не в качестве документов давно ушедшего прошлого. Они говорят о великом труде русских художников, о напряженных стремлениях в познании реального мира. Они говорят вместе с тем о поисках и решениях пейзажа — картины, той картины, которая рождается в итоге длительных исканий, глубоких переживаний, а временами и больших творческих страданий. Нельзя забывать этого наследства.
В.И. Ленин говорил, что «красивое нужно сохранять, взять его как образец, исходить из него, даже если оно «старое». Почему нам нужно отворачиваться от истинно-прекрасного, отказываться от него, как от исходного пункта для дальнейшего развития только на том основании, что оно «старо». Это великое наследство, подлинного искусства является большой школой. Оно учит! Оно не позволяет ограничиваться случайным и скороспелым успехом. Оно зовет к серьезному труду, и надо надеяться, что голос великих мастеров русской школы живописи пробудит в среде владимирских художников стремления к решению картины, как синтеза их творческих стремлений.
Тем более этого нужно сказать в том случае, когда художники берутся за выражение в искусстве новой, самой светлой страницы, начавшейся в жизни людей со времени великой Октябрьской революции. Социалистическая революция открыла полный простор для творческой деятельности, для великого искусства. Всей творческой жизнью советское искусство выработало основы нового художественного стиля, который товарищ Сталин назвал стилем социалистического реализма. К этому искусству зовет нас наша великая страна. И надо верить в то, что владимирские художники в своей дальнейшей деятельности смело пойдут по путям, ведущим к действительно великому искусству, искусству народа-победителя!» («Призыв», 10 июня 1945 г.).

9 июня 1945 г. - создание Владимирского Союза Советских художников РСФСР.
По окончании первой художественной выставки в зале драмтеатра 9-10 июня состоялась конференция, в ходе которой было провозглашено создание Владимирского отделения Союза художников РСФСР и избрано Правление Владимирской организации Союза художников и его председатель. Первым председателем организации был избран проживавший в это время во Владимире художник А.П. Шепелюк (1945–1946), ответственным секретарем избран В.П. Гладышев. Шепелюк Анатолий Павлович оставался председателем Правления Владимирского отделения СХ РСФСР до января 1946 года, когда был освобожден от должности в связи с переездом в Москву.
На 16 июня 1945 г. в творческом союзе Владимирской области состояло всего 14 художников.
В его состав тогда входили: Гладышев Владимир Петрович, Захаров Федор Никитич, Зевакин Василий Леонидович (Ковров), Калмыков Александр Павлович, Куликов Павел Иванович (Ковров), Лебедев Алексей Андреевич, Маркеллов Владимир Иванович, Морозов Андрей Васильевич (Муром), Рохлин Дмитрий Иванович, Сахаров Михаил Михайлович, Трелин Владимир Иванович, Чесноков Сергей Михаилович (Ковров), Шепелюк Анатолий Павлович, Николай Петрович Сычёв.
Мстёрское отделение: Антоновский Федор Васильевич (Мстёра), Бородин Валентин Дмитриевич (Мстёра), Мазин Константин Иванович (Мстёра), Морозов Иван Николаевич (Мстёра), Немова Мария Дмитриевна (Мстёра), Овчинников Николай Никифорович (Мстёра), Овчинников Василий Никифорович (Мстёра), Петрова Мария Никитична (Мстёра), Серебряков Иван Александрович (Мстёра), Соколова Клавдия Ивановна (Мстёра), Суслов Иван Степанович (Мстёра), Фомичёв Иван Александрович (Мстёра), Шилов Федор Григорьевич (Мстёра), Юрин Евгений Васильевич (Мстёра), Зонина Екатерина Николаевна (Мстёра), Кротов Василий Матвеевич (Мстёра), Корсакова Вера Степановна (Мстёра), Шульпина Татьяна Мефодьевна (Мстёра).
Творческая атмосфера, созданная в коллективе, позволила Владимирскому Союзу художников за короткий срок стать одной из самых заметных организаций страны.

В 1948 году во Владимире открылась художественная студия при Доме народного творчества. За учебу надо было платить, как впрочем, и приобретать за свои деньги этюдник, кисти, краски и многое другое. Вел занятия известный искусствовед и художник, бывший директор Русского музея в Ленинграде Николай Сычёв. Студийцам крепко повезло. Н.П. Сычёв, отбывавший во Владимире ссылку, настоящий кладезь знаний. Он многое дал начинающим художникам.

В 1951 году были разработаны проект и сметная документация на строительство Дома художников во Владимире. Строился он более четырех лет на улице Некрасова (улица Княгининская, д. 7в) и стал центром художественной жизни города 1960-1970-х годов. В нем были открыты 7 мастерских, одна из них принадлежала скульпторам В. Саврасову и М. Сахарову.


Улица Княгининская, д. 7в
Двухэтажный 8-квартирный дом, где жил и работал К.Н. Бритов, построен по проекту (1951 г.) владимирского архитектора Леонида Георгиевича Зотова для Владимирского областного отделения Союза художников РСФСР. Там располагались квартиры и мастерские художников.

С 1959 года - "Владимирское отделение Союза художников РСФСР". Союз подчинён Союзу художников РСФСР (г. Москва).
К.Н. Бритов с 1956 по 1959 г. возглавлял "Владимирский Союз Советских художников СССР" и с 1959 по 1965 г. «Владимирское отделение Союза художников РСФСР».
Уже в 1960-х годах ярко и самобытно заявили о себе владимирские живописцы. Появилось новое направление в живописи, получившее название «Владимирский пейзаж». Родоначальники этого направления В.Я. Юкин, Ким Николаевич Бритов, Валерий Григорьевич Кокурин много времени уделяли эксперименту и поиску нового живописного языка для мажорного изображения русской природы. Их поиски подхватили и другие владимирские живописцы – Н.А. Мокров, Егоров Валерий Сергеевич, Н.Н. Модоров и др. Полотна владимирских художников, отличавшиеся яркостью красок и особой фактурой письма, все чаще и чаще стали появляться на всесоюзных и республиканских художественных выставках.
Областная выставка работ владимирских художников 1970 года.
1 сентября 1970 г. - открытие детской художественной школы в г. Владимире согласно решению Владимирского городского Совета депутатов трудящихся. Первым директором был художник-график, заслуженный художник РСФСР Леонов Владимир Гаврилович.
В 1978 году Министерством Просвещения РСФСР Антонов Алексей Тихонович (21-03-1932/01-10-2005) был направлен в город Владимир для организации художественно-графического факультета при Владимирском государственном педагогическом институте. Алексей Тихонович Антонов - первый декан худграфа и первый кому, присвоено учёное звание профессора живописи. Около 10 лет заведовал кафедрой изобразительного искусства. Посвятил факультету 25 лет жизни.

В 1970-х годах так же мощно заявили о себе и владимирские графики. Творчество таких художников как Б.Ф. Французов, В.Г. Леонов, Бочкин Александр Николаевич, Н.М. Баранов, П.Г. Дик заставило говорить о владимирской графике как о ярком явлении в художественной жизни страны.
Шло время, Владимирская организация Союза художников пополнялась новыми силами. Наряду с художниками, плодотворно развивающими «Владимирскую школу живописи», появились живописцы, которые своим творчеством продолжают классические традиции русского пейзажа. Такие художники как В.П. Телегин, М.Н. Изотов, Ю.А. Мокшин главным в своем творчестве считают созерцательность и бережное отношение к натуре.
Знают и высоко ценят в России, и далеко за ее пределами мастеров художественного стекла из г. Гусь-Хрустального. Это, в первую очередь: Е.И. Рогов, В.С. Муратов, А.С. Курилов, В.В. Корнеев. В.А. Касаткин, О.И. Козлова…
1980 г. «Все более совершенствуется деятельность Владимирской организации Союза художников РСФСР. Сейчас в ее составе 79 человек, из которых 26 — художники-живописцы и 27 — художники лаковой миниатюры. За достигнутые успехи в творческой деятельности владимирским художникам Шишакову А.И., Рогову Е.И., Юрину Е.В. присвоено звание народных художников РСФСР. Некоторые удостоены звания заслуженных художников России. Среди них, в частности, Бритов К.Н., Волков В.С., Корнеев А.В., Муратов В.С. Недавно Владимирская организация Союза художников получила новое современное здание. В нем уже организованы персональные выставки художников Юкина В.Я., Кувина А.И., Серова В.А., Юровой Л., проведена вторая областная выставка графики, открыта выставка «Портрет». Появились необходимые условия для проведения и других мероприятий» («Владимир вчера, сегодня, завтра». Ярославль 1983).


Подписание договора о шефстве Владимирского областного отделения Союза художников РСФСР над колхозом им.16-й годовщины Октября Гусь-Хрустального района. 1982 г.

Выступление мстерского художника-миниатюриста Шишакова Николая Ивановича на открытии выставки, посвященной 40-летию Владимирской организации Союза художников РСФСР. Ноябрь 1985 г.

В 1985-1992 гг. Баранов Николай Михайлович был председателем правления Владимирской областной организации Союза художников РСФСР.

«ХУДОЖНИК И ВРЕМЯ
Заметки с собрания областной организации СХ РСФСР

Общее собрание художников области было посвящено итогам работы VI съезда СХ РСФСР, и по сути дела тема его послужила поводом для серьезного разговора о проблемах Владимирской организации, выявила ряд трудностей, которые тормозят развитие изобразительного искусства во Владимирском крае.
Владимирская школа пейзажной живописи давно и прочно утвердила себя. Работы ведущих мастеров, заслуженных художников РСФСР Кима Бритова, Валерия Кокурина, художников Владимира Юкина, Валерия Егорова, Николая Мокрова известны и за пределами нашей области, они выставлялись в Москве, Ленинграде, их видели в Чехословакии, Югославии, Японии, ФРГ.
В организации плодотворно работают графики, которые ярко и звучно заявили о себе, — это заслуженный художник РСФСР Борис Французов, Яков Яковлев, Владимир Леонов, Александр Боткин и другие.
Изделия мастеров-прикладников из Мстёры — народного художника РСФСР Николая Шишакова, заслуженных художников РСФСР Льва Фомичева, Владислава Некосова снискали признательность у знатоков и потребителей.
На съезде в Москве, сказал докладчик, председатель правления областной организации СХ РСФСР Н.М. Баранов, указывалось, что одна из главных задач изобразительного искусства — это укрепление реалистической направленности.
Наша область исстари была местом, где развивалось изобразительное искусство, и сейчас в мастерских живописцев и графиков рождаются произведения, которые утверждают высокие гуманистические идеалы, произведения, которые являются своеобразным признанием в любви к Родине.
Все это прекрасно. Но членам одной из сильных организаций России, какой является Владимирская, вероятно, давно уже стало ясно, что одномерность развития нельзя назвать (в общем-то, развивается только пейзаж) очень уж положительным явлением. Почему наравне с пейзажем не могут существовать такие жанры, как портрет, композиционное полотно, скульптура?
Уже встал вопрос о том, что во Владимире могут и должны быть свои монументалисты, керамисты, люди, занимающиеся художественным ткачеством.
Н.М. Баранов сказал на собрании, что в нашей области плохо обстоит дело с созданием памятников, которые бы хорошо вписывались в городской ландшафт, несли бы смысловую и эстетическую нагрузку. Много нареканий на оформление областного центра. Так называемые мозаичные навесы у троллейбусных и автобусных остановок не служат примером высокохудожественного оформления. И трудно подсчитать урон, который они наносят формированию вкуса жителей города.
Конечно, были бы в организации свои скульпторы и монументалисты, может быть, многое бы изменилось в облике города.
Собрание проходило активно, даже бурно. И один из «больных» вопросов, который всех волновал, это — материальная база. Не все живописцы, графики, прикладники имеют свои мастерские. Особенно неудовлетворительное состояние с мастерскими сложилось в г. Гусь-Хрустальном. По словам выступившего на собрании Р. Аксенова, в горисполкоме несколько раз обещали выделить помещение, где прикладники, члены СХ, могли бы заниматься творчеством. И вот, кажется, выделили дом. Пришли художники, а он, оказывается, обречен на снос. Предложили другой, и с тем подобная история.
Но, пожалуй, самая главная беда гусевских прикладников заключается в том, что на хрустальном заводе наметилась тенденция сокращения эталонных изделий. «По-моему, через пять лет на заводе не останется ни одного художника», — с горечью сказал В. Муратов, заслуженный художник РСФСР.
Если поговорить с живописцами, то выясняется еще одна трудность — мало хороших красок, нет гуаши, нет багета. Приходится, что называется, сидеть на голодном пайке. В чем дело? В стране всего один завод по производству красок. Он старый, маломощный. А потребности заказчиков с каждым годом возрастают.
Есть во Владимире такая организация — отделение художественного фонда. Она принимает заказы от предприятий, учреждений на оформление зданий, интерьеров. А работают исполнители в условиях, не выдерживающих критики: отсутствует помещение, где бы можно было расположить большое панно, не выделяется необходимый для перевозки транспорт, не хватает бензина. А как выглядит само помещение художественного фонда, где находятся мастерские на улице Разина? Не дом, в котором творят люди искусства, а затрапезное помещение. Зданию нужен ремонт. А за неимением средств «ремонт приходится делать из-за угла», по выражению директора фонда А. Челяпина.
Кроме слабой материальной оснащенности, есть и другие проблемы. Привлекла фраза, которую сказал заслуженный художник РСФСР из Мстёры Лев Фомичев. «Живописец, без природы — ничто». Особенно пейзажист, особенно миниатюрист, который вдохновенно пишет травы, цветы, реку, небо, солнце. А что получается? За последнее время поэтичная речка Мстёрка превратилась в сточную канаву, там опасно купаться, ею уже нельзя любоваться. Деятели искусства должны занять активную гражданскую позицию, бороться за природу.
На собрании выступил заслуженный художник РСФСР, делегат VI съезда Валерий Кокурин. Он справедливо заметил, что организация постарела, следует обратить внимание на молодых.
Не все зрители, естественно, смогут принять новое. Ведь искусство - это заглядывание в будущее. Но сейчас необходимо понять молодые дарования, поддержать их. Организация выставок их работ, обсуждение произведений в присутствии зрителей, беседы с ведущими мастерами — все это поможет молодежи.
Повторяю, собрание проходило неформально, задевало умы и сердца всех присутствующих. Однако в течение трех часов не покидало чувство, что происходит нечто странное. Не говорится самое нужное, самое важное: повседневные заботы выбили какие-то главные слова.
Автор этих строк услышала много важного: о недостающих мастерских, о красках, о заказах, о помощи молодым, о заботе о ветеранах, о том, что рассматривается вопрос, чтобы разрешили покупать членам СХ дома в сельской местности, и многое другое.
И не услышала: такой-то художник написал за последнее время замечательный пейзаж, такой то график создал интересную композицию, такой-то портретист представил оригинальную работу, такой-то предложил эскизы для оформления своего же Дома художника, такой-то керамист оформил интерьер, репродукция работы такого-то появилась в журнале...
Короче, не говорилось о творчестве, о времени, о своем месте в перестройке, о нравственной позиции.
А это - самое важное, без чего невозможна жизнь художника, само его существование, развитие лучших традиций российского искусства.
С. БАРАНОВА» («Призыв», 3 июля 1987).

Зональная (региональная) выставка во Владимире в 1990 г.

Союз художников РСФСР зарегистрирован Министерством юстиции РСФСР 18 июня 1991 г. В соответствии с п. 1 Закона РСФСР от 25.12.91 № 2094-1 «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» Верховный Совет РСФСР постановил: "Государство Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) впредь именовать Российская Федерация (Россия)". В соответствии с п. 2 Закона наименование Российская Федерация употребляется также в наименованиях государственных органов. В соответствии с п. 3 Закона допускается в течение 1992 года использование прежнего наименования «РСФСР» в официальном делопроизводстве. В соответствии с Постановлением Главы администрации Владимирской области от 16 апреля 1992 г. № 129 зарегистрирована Владимирская организация Союза художников РСФСР.
Устав Владимирской организации Союза художников РСФСР принят решением общего собрания членов Организации (протокол № 4 от 10 марта 1992 г.) и зарегистрирован отделом юстиции администрации области 27 апреля 1992 г. В соответствии с Уставом задачами Владимирской организации Союза художников РСФСР являются: объединение Владимирских художников и искусствоведов в целях развития изобразительного искусства и художественной культуры в г. Владимире и области; содействие сохранению национального культурного достояния, традиционного народного искусства и ремесел, сохранение и восстановление памятников культуры и искусства; участие в решении вопросов изобразительного искусства, эстетического воспитания народа, художественного совершенствования жизненной среды, музейного дела, профессионального художественного образования народного творчества; пропаганда творчества Владимирских художников в стране и за рубежом путем организации выставок, выставок-продаж, музеев, галерей, издательской деятельности; организация конкурсов на создание лучших произведений изобразительного искусства и искусствоведческих работ и другие.
ВЛАДИМИРСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ РОССИИ" действует с 30 июля 1999 г.

В последние годы Владимирский Союз стал более многогранен как по видам искусства так по стилистической направленности. Наряду с живописными и графическими произведениями появился сильный самобытный раздел скульптуры. Расширяется диапазон декоративно-прикладного искусства. Здесь можно увидеть как давно завоевавшие признание произведения Гусевского стекла, так и керамику, текстиль, эмали, металл…
Кроме этого появился и совсем новый раздел – храмовое искусство. Несмотря на различие творческих манер, владимирских художников объединяет высокий профессионализм, и искренняя любовь к родной земле.
Главным показателем творческой активности художников является выставочная деятельность.
За период с 2010 по 2015 гг. владимирские художники приняли участие во всех всероссийских, международных, региональных художественных выставках, проводимых Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России".

В областном Центре изобразительного искусства ежегодно проходят по две областных, и около десяти персональных художественных выставок.
И, как правило, произведения, представленные на этих выставках, не остаются не замеченными, как простыми зрителями, так специалистами и искусствоведами.
В настоящее время Владимирском областном отделение ВТОО «Союз художников России» стоит на учете 148 художников, членов Союза художников России, из них живописцев - 63, графиков – 38., скульпторов – 7, монументалистов – 2, реставраторов – 4, искусствоведов – 5, плакатистов – 1, храмовое искусство - 5, интерьер и оборудование - 1;
художников декоративно прикладного искусства - 22, из них:
резьба по дереву - 1, стекло – 6, металл – 2, керамика - 4, текстиль – 4, эмали - 3, ювелиры - 2.
В настоящее время во Владимирском областном отделении ВТОО «Союз художников России» имеют почетные звания:
«Народный художник Российской федерации» - 3,
«Заслуженный художник Российской федерации» - 17,
«Заслуженный деятель искусств Российской федерации» - 2,
«Заслуженный работник культуры Российской федерации» - 7,
Действительный член Петровской академии наук и искусств- 2.
Многие из художников в настоящее время занимаются преподавательской деятельностью в высших и средне-специальных учебных заведениях нашего города. Звание профессор имеют члены СХР – это Варцава Р.М., Изотов М.Н., Рузин В.И., Скворцов А.И.
Владимирское областное отделение постоянно пополняется талантливыми молодыми художниками.

Председатель - Холин Дмитрий Аркадьевич (с 9 июня 2017 г.).


Улица Разина, д. 16.

Адрес: г. Владимир, ул. Разина, д. 16.
Сайт Владимирского областного отделения Всероссийской Творческой Общественной Организации «Союза художников России»: https://vshr.jimdo.com/

Проект «Имена и годы»

Надежда СЕВАСТЬЯНОВА. Проект «Имена и годы» в поисках утраченного
Первый год реализации проекта «Имена и годы», 2002-й, был посвящен изучению биографии Вячеслава Александровича Фильберта — художника, искусствоведа, поэта, человека, стоявшего у истоков образования Владимирской организации Союза художников России в 1945 году.
Необходимо было найти работы этого автора, чтобы рассказать людям о своеобразии его таланта. Неоценимую помощь в этом нам оказала дочь художника Инесса Вячеславовна. Человек, любящий искусство, реставратор по профессии, она с радостью откликнулась, предоставила архивные материалы своего отца, помогла в организации выставки, подарила Центру более 50 работ отца.
В.А. Фильберт (1906-1969) был личностью, оставившей заметный след в культурной жизни области. На его долю выпало много невзгод и лишений. Но это был интеллигент, глубоко преданный искусству, человек, любивший и понимавший серьезную музыку, писавший стихи. Он творчески подходил к любому делу, работал на радио, принимал активное участие в поэтических вечерах, даже работал над спектаклем-сказкой в областном драмтеатре, где звучали песни на его стихи.
Он вел обширную переписку, адресатами которой были художники: А. Сидоров, Б. Иогансон, Н. Жуков, О. Верейский; писатели: М. Горький, И. Андроников; поэт В. Боков. Занимался искусствоведением — его перу принадлежат монографии о старейших художниках Владимирщины И. Куликове, Н. Морозове, К. Мазине, С. Чеснокове. С 1945 года Вячеслав Александрович постоянный участник областных выставок как живописец, как аналитик искусства. Неординарно мыслящий художник, он шел своим путем, его считали «леваком» и «били» за это. В Государственном архиве Владимирской области нам удалось найти протокол обсуждения его творчества, итогом которого было несправедливое исключение В. Фильберта из членов Союза художников СССР. Ознакомиться с этим документом можно в альбоме «Художники Владимирской земли. Шесть десятилетий», посвященном 60-летию создания ВОСХ России.
Вечер памяти и выставка произведений В.А. Фильберта, прошедшие в ноябре 2002 года, вызвали большой интерес. Тогда же был представлен небольшой буклет, в который вошли воспоминания владимирцев, знавших и помнящих В. Фильберта, цветные репродукции более 20-ти его работ разных лет, а также стихи. Старшее поколение владимирцев приходило на эту выставку, как на свидание с близким человеком. Для молодежи это имя было радостным открытием.

В 2003 году был начат новый этап проекта, проделана работа длиною в год, и перед любителями искусства предстала выставка произведений художника-шестидесятника Владислава Акимовича Потехина (1928-1964). Владислав начал участвовать в художественных выставках в 50-е годы, и был замечен буквально с первых работ. Постоянный творческий поиск, смелые шаги в выбранном направлении, огромное желание работать, удачно накладывались на общую атмосферу, царящую в искусстве того времени. Потехин понимал и тонко чувствовал время, в котором жил. Он полной грудью вдыхал свежий ветер перемен и не был в искусстве случайным человеком этот высокий парень, выделяющийся среди окружающих красотой, атлетическим сложением, спокойной уверенностью в себе.
Сильная личность, обладавшая художнической смелостью, он был в авангарде творческих исканий владимирских художников. Изучая европейское искусство (импрессионизм, постимпрессионизм, русский авангард), он пропускал его через свою душу и через свою кисть. Причем вариации молодого художника на эти темы полны самостоятельного творчества, поразительно легки и виртуозны.
Прекрасной школой для него были поездки в Дома творчества Союза художников СССР. Этюды и законченные работы В. Потехина, привезенные оттуда, неизменно вызывали живой интерес у владимирских художников, будоражили атмосферу Союза. В конце пятидесятых, например, он привез яркие, написанные чистым цветом этюды золотой осени, казавшиеся для своего времени немыслимо смелыми. Его мастерская всегда была открыта для друзей. Художник со свойственным ему чистосердечием щедро делился своими творческими находками и открытиями, умел искренне радоваться успехам друзей.
По воспоминаниям вдовы художника Натальи Владимировны, Владислав никогда не гнался за деньгами, важнее для него была возможность творить. В. Потехину повезло с женой. Юная Наташа, сама любящая искусство и душой к нему стремящаяся, с огромным пониманием и уважением относилась к творчеству мужа. Каждый этюд, каждую картину, написанную им, считала как бы своей. Она и сейчас живет искусством, вот уже сорок лет в небольшой однокомнатной квартире преданно храня творческое наследие художника. Сама пишет натюрморты, этюды.
Кандидатом в члены Союза художников СССР В. Потехин стал в 1963 году, членом Союза стать не успел. Он умер в 1964 году от сердечного приступа, в машине «скорой помощи», не доехав до больницы.
«Глядя на полотна этого художника, ощущаешь, будто написаны они весенним утром, при открытых окнах, и свежий ветер врывается в комнату запахами и звуками, от которых душа художника переполняется энергией, а значит, и его работы наполняются радостью жизни и большими надеждами. Ведь художник молод, талантлив и у него все впереди ...» — этими словами заканчивался вечер памяти В. Потехина, на котором было много рассказано о шестидесятых — времени, когда на Владимирской земле зарождалась самобытная живопись, получившая в дальнейшем название «Владимирский пейзаж».

В 2004 году исполнилось 80 лет со дня рождения владимирского художника-фронтовика Виктора Сергеевича Саврасова (1924-1976). И накануне 60-летия Великой Победы мы решили подготовить вечер его памяти.
В.С. Саврасов — коренной владимирец. Он родился в Ямской слободе, где теперь проходит одна из центральных магистралей города — проспект Ленина. В начале войны учился в авиамеханическом техникуме. В 1942 году пошел на фронт. В одном из первых боев был ранен. Осколок мины пробил бушлат, пробил бумажник с документами и застрял в ребрах — до сердца не добрался.
«Везучий ты, Саврасов!», — сказал тогда хирург и вручил на память солдату кусочек металла величиной с фасоль. После госпиталя Виктора Саврасова направили воевать под Вену. Новая машина, новый экипаж, в котором он третий командир за последние двадцать дней. 20 апреля 1945 года, в последние дни войны, под чешским городом Брно лейтенант Саврасов получил второе ранение — в позвоночник. И вновь: госпиталь, операция, страдания...
Желание стать художником было всегда. В 1948 году Виктор уезжает в Ленинград, учится в художественно-промышленном училище им. Мухиной, там проявляет себя как скульптор. Возвратившись во Владимир, постепенно становится признанным мастером в этом виде искусства. В 1958 году его принимают в члены Союза художников.
В.С. Саврасов был человеком удивительного трудолюбия и пытливого ума, стремящийся к познанию, к расширению границ своего творчества. Побывав на творческой даче «Майори» под Ригой, на всю жизнь увлекся художественной керамикой. Так на свет появляется выполненный в фарфоре бюст Коперника, позднее подаренный автором владимирскому планетарию, композиция «Сивка-бурка», рельефы, декоративные блюда с использованием цветных глазурей и смальты.
Виктор Сергеевич начинает вводить керамику в городскую среду, украшая интерьеры ряда общественных мест Владимира своей радужной майоликой. Зайдите в здание бывшего городского отдела народного образования на Октябрьском проспекте: в его холле — прекрасное панно работы В.С. Саврасова, выполненное в конце 60-х. В. Саврасов является автором стелы с барельефом воина в поселке Юрьевец, бюста В.И. Ленину, долгие годы стоявшего в парке Пушкина. Из-под рук скульптора вышло множество портретов наших известных земляков: профессора Н.П. Сычёва, архитектора-искусствоведа А.Д. Варганова, художника-миниатюриста Е.В. Юрина... Небольшая керамическая скульптура «На космодроме» подарена автором герою-космонавту В. Кубасову. С развитием в области туризма Виктор Сергеевич освоил поливную сувенирную керамику на местную тематику.
Однако в начале 70-х здоровье художника слабеет: сказываются военные ранения. В декабре 1976 года, после болезни, он умирает...
В.С. Саврасов писал: « Для меня жить — это работать по призванию, которое пришло ко мне с детства, с ребяческой увлеченности рисовать и лепить. Сейчас это приобрело новую форму, форму философского осмысления бытия, отражения жизни в пластических образах».
Вечер памяти и выставка Виктора Саврасова, прошедшая в ноябре 2004 года, вылились в настоящий праздник искусства. В выставочном зале были представлены скульптура, живопись, керамика, декоративные блюда с глазурями и смальтой, сувениры. И всё это работы одного художника!

2005-й год для художников Владимирской земли был юбилейным — Владимирскому отделению Союза художников России, организованному в год Великой Победы, исполнилось 60 лет.
В этом же году исполнилось 60 лет со дня рождения самобытного владимирского живописца Александра Васильевича Лукина (1945-1998).
Творчество Александра Лукина занимает особое место в изобразительном искусстве нашей земли. Мощный талант, он как вихрь ворвался в искусство области, буквально с первых шагов стал заметной личностью.
Впервые попав на областную художественную выставку в 1966 году, А. Лукин уже на следующий год стал участником республиканской выставки в Москве, где заслужил симпатии зрителей, был замечен критикой. О. Буткевич в журнале «Художник» дал его работам высокую оценку.
Обладая огромной работоспособностью, в начале 70-х художник активно ведет поиск собственного творческого лица и приходит к характерному, узнаваемому «лукинскому стилю», при всей своей немногословности и сдержанности, имеющему яркую образность и глубину.
Главным источником вдохновения художника всегда являлась родная земля. Сюжеты его произведений, такие на первый взгляд простые и обыденные, полны большой житейской мудрости. Творческим даром их автора они подняты на уровень высокого художественного обобщения. Следует отметить особую цветовую гамму большинства его произведений, построенную на вариациях зеленых и красно-коричневых тонах, умбры, сиены, охры.
Единое психологическое состояние, характерное для произведений А. Лукина, исключает пестроту и строится на взаимодополнении сближенных тонов. Цельность колорита придает его холстам особое живописное богатство, напоминая нам благородные, выдержанные временем гобелены. Его живопись многослойна, как говорят — многодельна. Но, несмотря на эту, казалось бы, тщательную проработку, она остается обобщенной, декоративной, плоскостной.
Особой прелести полны характерные для Александра Лукина ночные пейзажи. В них автор предстает как убежденный романтик, выражающий искреннее восхищение красотой и магией подлунного мира.
Обаяние личности Александра Лукина обладало большой притягательной силой. Его мастерская была своеобразным художественным центром Костерева. Ее хозяин с готовностью делился своим опытом с молодежью.
Наверное, поэтому в небольшом городке появилась целая группа молодых живописцев, объединенных общей эстетикой, общим пониманием задач искусства, творчество которых можно назвать Костеревской линией во владимирском пейзаже. Это Н. Владимиров, В. Мелешенков, И. Савельев, Н. Климов, В. Северьянов. Каждый из них с гордостью называл себя учеником и последователем Лукина, отзывается о нем с благодарностью и любовью.
Ежегодно, в рамках проекта «Имена и годы» издается каталог или монография, посвященная жизни и творчеству художника, о котором мы говорим. Мы стараемся в ней сконцентрировать наиболее полную информацию о каждом авторе. Это стало традицией. Может случиться так, что через многие годы представление о художнике можно будет составить только лишь по этой небольшой книжечке.
Проект «Имена и годы» далек от своего завершения. Есть еще немало имен, которые ждут своего возвращения, новой встречи с поклонниками изобразительного искусства. Так что работы нам хватит на многие годы.

«Музы художников»

В 2012 году по инициативе вдовы художника Владимира Ефимовича Улитина - Алевтины Ивановны - во Владимире был создан клуб, получивший название «Музы художников». Он объединил вдов и членов семей ушедших из жизни художников.
Инициатива объединения вдов умерших художников для сохранения памяти о них была поддержана департаментом культуры администрации Владимирской области, Владимирским областным Домом работников искусств, Союзом художников России. Название клуба пришло как-то сразу. Заслуженный художник РФ Юрий Константинович Ткачев в своем послании клубу в честь его образования написал: «Все, что создали наши художники, включая на весь мир известную владимирскую школу живописи и графики, взрастили и вынесли на своих плечах их музы». На их долю выпала и задача сохранения творческого наследия своих мужей. Они стали хранительницами архивов, фотографий, картин - всего, что связано с жизнью и творчеством художников.
Но задача клуба, поставленная его организаторами, заключалась не просто в сохранении художественного наследия, а в широкой популяризации творчества ушедших художников. Лозунг всех проводимых мероприятий - «Чтобы помнили» - является определяющим в работе клуба. Эти мероприятия внесли новую струю в культурную жизнь Владимира. В областном Доме работников искусств прошло уже 16 вечеров памяти, посвященных ушедшим художникам. Родственники, друзья, коллеги-художники рассказали о жизни и творчестве заслуженных художников РФ, таких как Н.А. Мокров, Е.П. Телегин, В.С. Егоров, В.Г. Леонов, Б.Ф. Французов, Н.М. Баранов, а также о живописцах и графиках И.Д. Юдине, A.М. Смирнове, В.В. Корчагине, Е.А. Золотове, B.П. Дынникове, А.Н. Гаранине, о деканах художественно-графического факультета пединститута А.Т. Антонове и В.Е. Улитине, о кинооператоре Ленинградской киностудии В.И. Ишутине, об искусствоведе В.И. Колошине. К их юбилейным датам устраивались выставки.
Благодаря инициативе клуба прошли юбилейные персональные выставки народного художника РФ П.Г. Дика, заслуженных художников РФ В.А. Басманова, В.Г. Леонова, Е.П. Телегина, живописцев и графиков А.В. Лукина, Н.С. Виноградова, А.Н. Гаранина, В.П. Дынникова, В.Е. Улитина, В.А. Мухина, В.И. Ишутина, А.Т. Антонова. В 2015 году в Центре пропаганды изобразительного искусства состоялась масштабная выставка «Чтобы помнили», на которой было представлено более 140 полотен наших уже ушедших из жизни художников, среди которых - четверо участников Великой Отечественной войны. Выставка была приурочена к 70-летию Победы и 70-летию создания Владимирской областной организации Союза художников России.
Клуб установил тесные связи с Владимирским государственным университетом имени А.Г. и Н.Г. Столетовых. В 2016 и 2017 годах в университете прошли выставки памяти четырех преподавателей и их бывших учеников под названием «Учили видеть красоту». Эта выставка будет демонстрироваться в Муроме. В 2016 году выставка двух художников - В.П. Дынникова и А.Н. Гаранина - прошла в Москве в Центральном Доме художника. Был издан альбом, посвященный творчеству этих художников. Также при поддержке департамента культуры администрации области были изданы альбомы - «Владимирские мотивы в творчестве художника Н.М. Баранова» (Владимир, 2011) и «Альфред Смирнов: материалы, отзывы, воспоминания о художнике» (Владимир, 2015), подготовленные вдовами художников - В.И. Титовой и В.М. Смирновой. Несколько вышедших альбомов посвящено творчеству Б.Ф. Французова. Фонд его имени был создан вдовой художника Юлией Николаевной и группой учеников художника еще в 1990-е годы.
Наметились и новые формы работы клуба. Устанавливаются связи с общеобразовательными школами. В школе № 25 вдова художника В.В. Корчагина провела встречу с учащимися, а в школе № 13 - вдова художника А.Н. Гаранина.
А.И. Улитина


Улица Летне-Перевозинская, д. 3

РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "Творческий Союз Художников России" по Владимирской области зарегистрирована 16 августа 2019 г.
Председатель - Румянцева Юлия Геннадьевна (с 16 августа 2019 г.).
Основным видом деятельности является «Деятельность профессиональных членских организаций».
Адрес: г. Владимир, ул. Летне-Перевозинская, д. 3, офис 1.
Басманов Владимир Александрович (27.02.1948 – 26.03.2004) - график.
Бычков Виктор Алексеевич (род. 17.10.1956, Ковров, Владимирская область) - художник, член Союза художников России (с 1991), «Заслуженный художник Российской Федерации» (2010), член-корреспондент Российской академии художеств (с 2012).
Калинин Владимир Дмитриевич (22 марта 1924 — 6 сентября 2007) — живописец, участник Великой Отечественной войны.
Колов Юрий Григорьевич (13.12.1939 – 17.01.2011) - художник декоративно-прикладного искусства, заслуженный художник РФ (1994).
Куликов Иван Семенович
Любаров Владимир Семенович (р. 04.09.1944) - художник-график, член Союза художников России (1985).
Маркеллов Владимир Иванович (7.07.1885 – 11.10.1976) - владимирский художник, краевед, финансист.
Морозов Андрей Васильевич
Пластинин Владимир Васильевич (1933-2012) – инженер, художник – символист.
Потехин Владислав Акимович (5.05.1928 – 23.09.1964) – живописец.
Рыбаков Валерий Георгиевич (1941 - 1972) – график.
Серов Василий Васильевич
Солодилов Алексей Эдуардович (1974-2017) - художник-живописец, член Союза художников РФ (2005).
Тихонов Александр Николаевич (род. 27 марта 1958) - живописец.
Хомутов Николай Александрович (1938 г.р.) – поэт, прозаик, художник.
Шерышев Наполеон Владимирович (8.07.1925-19.01.1985) - художник-живописец.
Шумов Валентин Александрович (21.06.1935 – 22.04.2009).
Юкин Владимир Яковлевич
1. Культура Владимирской губернии в XIX столетии
2. Культура Владимирской губернии в нач. ХХ века
Художественная жизнь в Коврове конца XIX — начала XX века
Картинная галерея
Центр пропаганды изобразительного искусства

Фотоклуб «Владимир»
Клуб художников "Колорит"
Арт Союз Зебра
Мемориальная мастерская Бориса Французова

Категория: художники | Добавил: Николай (30.08.2019)
Просмотров: 2178 | Комментарии: 1 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Николай • 20:43, 10.02.2022
Приложение 1

«СТУДИИ-ПЯТЬ ЛЕТ.
Все началось в 1982 году с объявления в газете. Валерий Лебедев, строитель по профессии, решил сплотить группу увлеченных искусством людей. Художественного образовании он не имел и живописью занимался в свободное время. Собралось таких энтузиастов около тридцати человек. Нашлось место и для регулярных занятий живописью — на втором этаже Дома культуры ВXЗ.
Старостей студии единогласно выбрали Ю. Лосева. Столяр-краснодеревщик по профессии, он пронес увлечение искусством через всю свою нелегкую жизнь. В настоящее время Юрий Георгиевич работает на заводе «Точмаш» художником-оформителем.
За пять лет работы студии немало людей занималось в ней. Случайные уходили, но остался проверенный временем костяк.
Василий Иванович Зверев — наладчик штампов цеха № 2 завода «Электроприбор» — увлекается живописью в детства. С этюдником в руках регулярно выходит он за город. Свою любовь к природе он переносит на картон.
Интересен путь другого увлеченного искусством человека — Николая Степановича Брагина. Как-то в гостях, увидев на кухне натюрморт, он неосторожно похвастался, что сможет нарисовать не хуже. А коли дал слово — нужно доказать. И вот он приобрел краски, холст и стал делать первые шаги в искусстве. За пять лет Николай Степанович приобрел определенный опыт в живописи. Картины Брагина запечатлели весь путь его развития в живописи. Начал буквально с нуля. Учился держать кисть и смешивать краски. Постигал нелегкую науку передавать цвет. Стремясь к мастерству (работает он шофером), Брагин не стеснялся выслушивать критические замечания в свой адрес, охотно принимал помощь более опытных товарищей. Для Николая Степановича каждое воскресенье — настоящий праздник. Праздник встречи с прекрасным. Ни разу он не пропустил занятий в студии.
Еще один член студии, один из ее организаторов — Шарый Елена Федоровна, Работает она художником- оформителем в поселке Энергетик. Ее работы — в числе наиболее удачах. У нее свой, особый стиль, своя манера композиционного и колористического решения. Можно сказать, что она фантазирует цветом.
Большинство студийцев, увлеченных, влюбленных в творчество людей, не имеет художественного образования. Это рабочие, служащие, отдающие изобразительному искусству свое свободное время.
Недавно в Доме художника можно было увидеть экспозицию работ начинающих художников. В выставочном зале были представлены произведения всех участников студии. Это был их творческий отчет.
С. ЕРЕМИН, наборщик областной типографии» («Призыв», 11 сентября 1987 г.).
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru