Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
13:59
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » художники

Шумов Валентин Александрович

Шумов Валентин Александрович

Валентин Александрович Шумов родился 21 мая 1935 г. в городе Владимир.
В школе Валентин Шумов начал учиться во время войны, закончил ее в начале 1950-х.
1954-57 гг. – служба в рядах Советской армии.
Всегда стремящийся к искусству, после армии Валентин пришел работать художником-оформителем на Владимирский тракторный завод. Здесь в то время работали братья Телегины Евгений и Владимир, Юрий Жаров, ставшие в дальнейшем известными владимирскими живописцами.
При ДК ВТЗ в те годы работала изостудия, руководителем которой был В.Я. Юкин. В течение 1960-го года Валентин Шумов посещал ее занятия. С самыми теплыми чувствами он вспоминал об этом времени: «Студия была единым творческим организмом. Это был котел, где мы варились все вместе, пробовали, искали, находили. Все вместе обсуждали наши поиски, успехи и неудачи. Со своими, порой смешными, «творческими находками», к Владимиру Яковлевичу домой мы могли явиться в любое время суток и, надо отдать должное его терпению, дом его всегда был открыт для нас, молодых художников».


Шумов В.А. На тракторном заводе. Офорт.

В 1958 г. участвовал во Всесоюзной выставке произведений самодеятельных художников, награжден Почетной грамотой ВЦСПС.
1961-1966 гг. - учеба в Московском полиграфическом институте (мастерская М. Митурича). Учится у известных российских графиков М. Митурича, А. Гончарова, не пропускает ни одной художественной выставки, проходившей в столице, старается успеть везде, много работает, изучает и совершенствуется в графических техниках.
С 1962 г. постоянный участник областных художественных выставок.
С 1967 г., по окончании института молодой художник начинает трудиться в газете «Призыв», знакомится с ее журналистами. В 1970-е годы появилась первая серия творческих работ - линогравюр, посвященная владимирским журналистам. Это портреты В. Юденича, Г. Латышева, В. Красуленкова, В. Фокина.
Одной из самых ярких страниц владимирского искусства считается живопись, но в начале 1970-х годов на региональных и российских выставках в полный голос заявила о себе владимирская графика. О ней стали говорить как об интересном, энергично набирающем силу, художественном явлении. Среди владимирских художников-графиков, где есть много известных и заслуженных имен, особое место занимает Валентин Шумов.
Первым серьезным успехом было участие в республиканской выставке «Советская Россия» в 1975 г. Это окрылило молодого художника, заставило много и вдохновенно трудится.
С середины 1970-х годов он обратился к пейзажу, при этом пользовался советами В.Я. Юкина, которого неоднократно навещал в селе Любец.
В середине семидесятых владимирская графика вышла на республиканский и всесоюзный уровень и имя Валентина Шумова было в рядах творческих лидеров этого вида искусства. Главной графической техникой в эти годы для художника являлся офорт. Это произошло под влиянием основоположников владимирской графики Б. Французова, В. Леонова. Однако, Валентин Шумов не стал подражателем или стилизатором, работающим в духе известных мастеров. Как всякий мыслящий художник, он нашел в искусстве свою дорогу. Органично входя в ряд владимирских офортистов, Шумов в нем не растворяется, обладает самостоятельным творческим лицом, индивидуальным видением, в самом обычном жизненном материале умеет найти прекрасное и значительное.
В офорты В. Шумова вмещаются огромные пространства, жизнь неба и земли, люди, занятые своими повседневными делами. Художник хорошо знает жизнь деревни, пригорода, небольших городков России, их каждодневный налаженный быт, тонко чувствует обаяние старой архитектуры. Художник воспринимает землю как источник всего живого, во всей ее безграничности. Она расстилается далеко на горизонте, со всеми дорогами, бугорками и взгорьями, уходящими вдаль.
В 1977 г. становится членом Союза художников СССР, с этих пор он постоянный участник региональных, республиканских, всесоюзных художественных выставок.


Шумов Валентин Александрович

Первая персональная выставка состоялась во Владимире в 1987 г.
«Владимирский дом художника. Выставка произведений В.А. Шумова.
Экспозиция, развернутая в выставочном зале, отражает период творчества В.А. Шумова с 1971 по 1987 год. Более ста работ (живопись, графика, рисунок) раскрывают творческую разносторонность художника. Наряду с пейзажами представлены жанровые картины, портреты, этюды. В пейзажах, созданных в многочисленных поездках по родному краю, художник стремится уловить и передать то новое, что появилось во взаимоотношениях человека и окружающего его мира («Травы спеют», «Вечереет», «Владимирские просторы»). Немало интересных портретных образов созданы В.А. Шумовым в сериях «Мои современники», «Священная война» («Призыв», 11 июля 1987 г.).
«Неожиданный комплект.
В зале Дома художника еще до торжественного открытия выставки Валентина Шумова я услышал, как кто-то с досадой произнес:
- График, хороший график. А вот поди ж ты, увлекся живописью!
Позднее, во время торжественной церемонии, это мнение подспудно звучало и в речах. Многие из коллег художника подчеркивали, что для них Шумов – в первую очередь график, а его живопись – это уже нечто производное от графики, новая дорога, на которой еще надо себя утвердить.
Странное на первый взгляд противопоставление. Тем более, что речь идет о персональной выставке, которая и должна показать творчество художника в полном так сказать объеме, а не с какой-то одной пусть даже яркой и сильной стороны. Откуда же пошла эта полемическая струя? Почему между графическими листами и написанными маслом полотнами, которые выполнены одной и той же рукой, возникает спор?
Полемическая струя, конечно, идет от содержания выставки. Художник, утвердившийся на своем поприще как график традиционно занимавший место именно в этом разделе почти во всех экспозициях, вдруг комплектует свою первую персональную выставку на две трети из живописных полотен! Владимирская графика сейчас крепко стоит на ногах, находится едва ли не в фокусе зрительских симпатий. И, казалось бы, Шумову, который начинал в годы активного ее становления, сегодня самое время развернуться, показать свои собственные достижения, подчеркнув тем самым достижения цеха.
Он и развернулся только в другую сторону… Нет графику Шумов оставлять не думает. И на выставке его немало графических работ, которые отмечены печатью мастерства. Это в первую очередь портреты и пейзажи: «Девушка в вязаной кофте», «Портрет Жанны Хачеян», оригинальный «Натюрморт из октября», офорты «Травы спеют», «Осень в Колокольницах» и другие. А что в другом разделе? Уже сам объем его говорит о серьезных намерениях. Это не просто попытка удивить зрителя, предстать перед ним совершенно неожиданно в ином качестве. Выставлены работы разных лет, по которым можно проследить совершенно четкую линию, развивающуюся параллельно занятиям графикой.
В самом начале экспозиции надолго задерживает внимание портрет «Девушка в черном свитере». Угловатое лицо, почти прямые плечи, удлиненные кисти рук… Художник не скрывает своего тяготения к строгим линиям идущим несомненно от графики. Но они не упрощают содержания картины, не сковывают живости и одухотворенности взгляда героини, не мешают формированию вполне определенного женского характера.
Любопытен “Портрет Ларисы М.», где использованы всего 4-5 цветов почти без оттенков. Резкость цветовых переходов рождает как бы обратный эффект: создается один общий тон, сдержанный и мягкий. Удачна композиция картины, она реализована в изящной позе героини, очень емко и точно вписанной в пространство холста.
Женские портреты составляют едва ли не половину экспозиции той части выставки, о которой мы ведем речь. Это «Девушка с книгой», «Баня», «Девушка в синей шали», «Женщина в черном», «Портрет студентки», «Девушка в голубом платье», «Портрет комсомолки Наташи Строителевой», две картины, где дана обнаженная натура, и другие. Не все они равноценны. Порою в этих картинах чувствуется вторичность, использование отдельных элементов манеры, скажем, такого художника, как Модильяни. Но в целом женский портрет, бесспорно, тема Шумова. Именно в ее русле художник работает целеустремленно и вдумчиво.
Не случайно еще в пору молодости он тщательно изучал Тициана. А живописью начал заниматься гораздо раньше, чем графикой.
На выставке немало пейзажей, выполненных маслом. Часть из них написана в традициях владимирской школы с яркой пестротой красок, нарочитой неуверенностью рисунка. Но предпринята попытка найти и свой пейзаж, где преобладают сумеречные, пастельные тона, хмурое небо, холодная зыбь на воде. Таковы, например, байкальские этюды.
Живопись Шумова не может быть сегодня воспринята без оглядки на его графику. Но вряд ли такой подход можно считать единственно правильным. Не навязываем ли мы художнику тот образ, который нам ближе и понятней, который утвердился в нашем сознании? Не стремимся ли по старой заскорузлой привычке разложить все по полочкам, каждому определить «свое место»? Мне кажется, что именно ощущение этой заданности восприятия его работ и подтолкнула художника сделать крен на выставке в сторону живописи. Возможно, это и спор с самим собой, попытка утвердить творческое равноправие разных увлечений.
Удалась ли эта попытка, рассудит зритель. Наверное, одной выставки живописи Шумова мало, чтобы сделать окончательные выводы. Но само по себе стремление избежать накатанной колеи в творчестве подкупает.
Скляров» («Призыв», 23 июля 1987 г.).


Шумов В.А. Владимир в годы войны. 1985. Офорт. 32х49

Известный советский искусствовед Дмитрий Буткевич называет в конце 1980-х Шумова романтиком: «Очарование древности, гармония природы и отношение к ней человека составляют духовное содержание его офортов. Они выделяются своеобразием технических приемов — резкими штрихами иглы, сталкиванием масс света и тени, четкой конструктивностью пластики».
1990-е годы были непростыми в жизни страны. Это был период серьезных испытаний для художников. Ситуация повернулась так, что государство почти лишило поддержки профессиональное изобразительное искусство. Оно стало практически невостребованным. Обретенная в те годы свобода подчинила художественное творчество рынку. В наступивших реалиях Валентину Шумову, как и многим другим, приходилось работать ради небольшого заработка. Шло время, менялись обстоятельства личной жизни художника, становилось ясным, что отложенным когда-то творческим планам больше не суждено реализоваться…

Последние годы провел в доме инвалидов, где продолжал творчески работать в отдельном помещении, предоставленном ему для этого администрацией.
Умер 22 апреля 2009 г. во Владимире.

Работы художника хранятся во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, Областном центре изобразительного искусства (г. Владимир), Государственном музейно-выставочном центре "РОСИЗО" (г. Москва), в частных коллекциях в России и за рубежом.
Дм. Буткевич писал о Шумове: "К "романтикам" обычно относят и Валентина Шумова, с его постоянным стремлением, как он говорит, "показывать красоту в жестокий век". Очарование древности, гармония природы и отношение к ней человека составляют духовное содержание его офортов. Они выделяются своеобразием технических приемов – резкими штрихами иглы, жестким контуром, сталкиванием контрастных масс света и тени почти без полутоновых переходов, четкой конструктивностью пластики. Думается, во многом эти качества пришли из линогравюры, в которой он долгое время работал".

Источник:
Н. Севастьянова. Шумов Валентин Александрович: [Электронный ресурс] // Владимирское областное отделение ВТОО «Союз художников России»: [сайт]. – URL: https://vshr.jimdo.com/%D1%88%D1%83%D0%BC%D0%BE%D0%B2-%D0%B2-%D0%B0/#ohude
Владимирский Союз художников

Категория: художники | Добавил: Николай (16.09.2019)
Просмотров: 1047 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru