Главная
Регистрация
Вход
Четверг
25.04.2024
02:56
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Рыбаков Валерий Георгиевич

Рыбаков Валерий Георгиевич

Валерий Георгиевич Рыбаков (1941 - 1972) - владимирский художник-график, обладавший мощным талантом, рано проявивший себя в искусстве и оказавший серьёзное влияние на развитие современной владимирской графики.
Время полноценного творчества художника было непродолжительным: с 1964 по 1972 г. - всего 8 лет. В коллекции музея, которая составляет 73 листа графики, достаточно полно представлены все творческие периоды мастера.
В 1973 г. графическое наследие Валерия Рыбакова было передано в музей его родителями, которые не были глубоко знакомы с творчеством сына. Вследствие этого в учётной документации музея некоторые работы имеют условные названия и датировку.
Большинство работ художника легко объединяются в тематические серии: «Рыбаки Дальнего Востока» - о жизни Приморья; «Трудовые будни» - о рабочих судостроительного завода в Гороховце, «Война и мир» - по мотивам поэмы В. Маяковского; «Страх и нищета в Третьей империи» - по мотивам пьесы Б. Брехта; «Сокровенный человек» - по мотивам повести А. Платонова.
В местной и центральной печати существует 11 статей, в которых, так или иначе, упоминается творчество Валерия Рыбакова.
1. Фильберт В. Миниатюры о художниках // Призыв. 1966. 19 июня.
2. Воронова О. Владимирские графики// Смена. 1967. № 19. С. 30.
3. Чиров В. У владимирских графиков // Комсомольская искра. 1968. 28 апреля.
4. Невлер Л. Первая выставка графики // Призыв. 1968. 28 апреля.
5. Анисимов Г. Успев сказать о самом главном // Юность. 1972. Октябрь.
6. Ходько В. Графика Валерия Рыбакова // Призыв. 1972. Октябрь.
7. Ходько В. Неповторимый мир графических образов // Призыв. 1972. 3 ноября.
8. Чиров В. Мир прекрасный и яростный // Комсомольская искра. 1972. 25 октября. С 4.
9. Гусев В. Каталог первой областной выставки графики. 1972.
10. Истоки творчества//Призыв. 1980. 31 августа.
11. Художники владимирской земли. Шесть десятилетий / Составители: Н. Севастьянова, Ю. Ткачёв. Владимир: Посад, 2005. Ил. С. 68.
Данное сообщение является первой попыткой воссоздания полноценной биографии художника, систематизации коллекции его произведений, а также уточнения названий и датировок некоторых работ в собрании музея-заповедника.


Рыбаков Валерий Георгиевич

Валерий Георгиевич Рыбаков родился 18 декабря 1941 г. в городе Владимире. Его детство прошло в частном доме на улице Разина, 35. Его отец Георгий Васильевич был рабочим, мать Наталья Яковлевна - домохозяйкой. Валера был младшим из трёх сыновей. По окончании семилетки, в 1956 г., он поступил во ремесленно-художественное училище № 1 на отделение краснодеревщиков, которое окончил в 1959 г. В этом же году он поступил в Ивановское художественное училище, считавшееся после войны одним лучших учебных заведений страны. Из общего ряда студенческой молодёжи Рыбаков выделялся талантом и работоспособностью. Окончив училище за четыре года вместо пяти, Валерий принимает решение - уехать на Дальний Восток. Во Владивосток молодой художник приехал с честолюбивыми планами. Он мечтал написать большое жанровое полотно о тружениках моря.
В декабре 1963 г. Валерий Рыбаков начинает работать в творческих мастерских Приморского отделения Художественного фонда России. В письмах друзьям он делится, что хочет передать впечатления от этого края, поразившего его своей красотой, показать творческие возможности на выставках.
Валерий принимает решение участвовать в I зональной художественной выставке «Советский Дальний Восток», которая состоится очень скоро - в 1964 г. На ней будут представлены работы художников Читинской, Амурской, Магаданской, Сахалинской областей, Хабаровского и Приморского краёв.
Времени на написание живописного произведения у Валерия нет, и он решает воплотить свои мысли в технически более доступном виде искусства - графике. Он создаёт три линогравюры, объединяя их темой «Рыбаки Дальнего Востока». Работы успешно проходят отбор и становятся участниками I зональной художественной выставки в Хабаровске. По её итогам Валерия Рыбакова принимают кандидатом в члены СХ СССР. В те годы существовала такая предварительная ступень, даже выдавался кандидатский билет.
Какие именно работы выполнены художником в Приморье - записано в личном деле В. Рыбакова, хранящемся в БОСХ. Это линогравюры «Натрале» 1964 г., «Сеть идёт» 1964 г., «Укладка сети» 1964 г. Два листа Рыбакова - «На трале» и «Сеть идёт» - хранятся в собрании музея и имеют приблизительную датировку: 1960-е гг. Листа под названием «Укладка сети» в фондах музея нет.
Однако художники, знавшие Валерия Рыбакова со студенческих лет, - Юрий Лобачёв и Сергей Усик помнят, какие именно работы Рыбаков привёз из Приморья. Третьей работой, выполненной на Дальнем Востоке, они называют лист, который в коллекции музея именуется «Ловись, рыбка».


«Ловись, рыбка». Из серии «Рыбаки Дальнего Востока». 1960-е гг.

Таким образом, выясняется, что линогравюра «Ловись, рыбка», хранящаяся в коллекции музея, имеет авторское название «Укладка сети», входит в комплекс первых трёх работ художника, выполненных во Владивостоке. Благодаря записи в личном деле выясняется точная датировка этих трёх работ - 1964 г.
В Приморье Рыбаков прожил недолго, чуть больше года. В письме своему другу художнику Сергею Усику весной 1964 г. он писал: «Здесь сейчас всё ещё очень холодно, хотя снегу уже нет и в помине. Дует ветер, прибой почти штормовой. И днём и ночью слышен глухой гул перекатываемой морем гальки, грохот огромных волн. С тех пор как я уехал, каждый день тоскую по нашей весне». Не выдержав дальневосточной романтики, в марте 1965 г. Валерий возвращается во Владимир, поступает на работу в творческие мастерские Владимирского отделения Художественного фонда России. В свободное время он продолжает осваивать графику, его по-прежнему увлекает линогравюра, которой он начал заниматься ещё во Владивостоке.
В 1950-1960-х гг. линогравюра в России была на пике популярности. В этом материале тогда успешно работали многие российские художники. Творчество Рыбакова развивалось в русле своего времени. Имя молодого талантливого художника очень быстро узнали не только во Владимире, буквально с первых работ его сильная и смелая графика была замечена на центральных художественных выставках. Он был первым, кто вывел владимирскую графику на всероссийский и всесоюзный уровни. Художественная критика прочила молодому художнику большое будущее.
Приехав во Владимир, молодой график быстро влился в художественную жизнь города. С 1966 г. он становится участником не только областных, но и зональных, республиканских, всесоюзных художественных выставок.
В 1968 г. Рыбаков был принят в члены СХ СССР.
Впечатления, привезённые молодым художником из Приморья, очень значительны, они не оставляют его, получают развитие в новых произведениях серии «Рыбаки Дальнего Востока», выполненных уже во Владимире. Всего в коллекции музея хранится 13 листов данной серии, над воплощением которой график работал с 1964 по 1969 г.


Идут на смену. Из серии «Рыбаки Дальнего Востока». 1960-е гг.

После беседы с Юрием Лобачёвым и Сергеем Усиком были уточнены названия двух листов из серии «Рыбаки Дальнего Востока», выполненных во Владимире. Работа «Рыбацкий посёлок» имеет точное название «Вечер в посёлке», работа «В порту» более точно называется «Ночь в порту». Узнав авторские названия работ, мы определили их точную датировку по каталогу III зональной художественной выставки «Центр - Северные области России» - 1969 г.
Линогравюры, созданные Рыбаковым в Приморье, заметно выделяются по своим техническим параметрам. Они основаны на реалистических приёмах построения пространства, моделировки деталей, отличаются точным рисунком. Работы, выполненные во Владимире, трактованы иначе. Они имеют высокую долю стилизации. Ритмику их задаёт сочетание лаконичных пятен светлого и тёмного. Важными средствами выражения являются силуэт, линия.
Дальневосточные работы Валерия Рыбакова - это поэма о бескрайней и могучей природе сурового края, о людях, его населяющих, об их нелёгком труде. Люди в этих гравюрах суровы, под стать природе. Они заняты тяжёлым трудом: тянут сеть, полную рыбы, спешат на смену, чинят баркасы.
Вернувшись на родину из Приморья, Валерий Рыбаков как будто бы заново увидел мягкую красоту среднерусской природы, прекрасные памятники Владимиро-Суздальской земли. Он без устали с карандашом в руках объезжал окрестности Владимира: Пенкино, Боголюбово, Суздаль.
Первой работой на родной земле стала линогравюра «Суздальский мотив», в которой художник собрал воедино соборы, храмы, монастыри Владимира и Суздаля. «В этой работе я хотел найти линейный синтез всех знаменитых архитектурных памятников Владимирщины», - говорил художник. Действительно, в ней Валерию Рыбакову удалось создать некий обобщённый, сконцентрированный образ старины, ставшей визитной карточкой нашей земли.
Образы владимирской земли создавались художником вплоть до начала 1970-х гг. В фондах музея хранится 10 работ на эту тему. Продуманностью и завершённостью среди них выделяется лист «К полудню». На первом плане композиции - спящие на земле косцы, рядом стоят их косы. За ними - работающие женщины, копны свежего сена, пасущиеся лошади.
Композиция этой работы планетарна, она даёт возможность ощутить «всю круглоту Земли», как говорил К. Петров-Водкин. В правом углу - солнце, трактующееся художником как космическое светило, посылающее своё тепло на землю. Его лучи материальны, они буквально пронизывают пространство листа. Прекрасная пора сельской жизни представлена художником как картина земного рая, как счастье бытия.
В середине 1960-х Рыбаков обращается к творчеству немецкого писателя-антифашиста Бертольда Брехта. Глубоко осмысливая не только авторский текст, но и время, на фоне которого развиваются события, Рыбаков создаёт серию листов по мотивам пьесы Брехта «Страх и нищета в Третьей империи».
8 станковых гравюр из фонда музея выполнены в течение 1965-1966 гг. Это публицистическая графика, имеющая неожиданно острый угол зрения, самобытный графический язык, обобщённую плакатную стилистику. Работы просты и строги по своему воплощению, но полны драматической напряжённости. Каждый лист - это маленькая новелла. Крупные планы, упрощённость композиционных построений, мощные контрасты чёрного и белого, острые углы контуров и ломаных линий, динамичные ритмы - весь образный строй графики раскрывает трагический мир произведений немецкого писателя.
Чувствуя своё время, идя в ногу с ним, график воплощает в этих работах собственные чувства в характерном для 1960-х гг. суровом стиле. «Формальные» поиски пространственной структуры нужны здесь художнику не ради экспериментирования, а для того, чтобы очистить тему от всего случайного, поднять её до уровня символа.
Произведения по мотивам пьесы Брехта были показаны художником на ряде областных выставок, на зональной художественной выставке 1967 г. В этом же году они с большим успехом участвовали во Всесоюзной выставке эстампа в Москве. Часть этой выставки экспонировалась затем во Владимире, в том числе работа Валерия Рыбакова «Германия - 1937 год». В 1967 г. работы Рыбакова были закуплены Министерством культуры РСФСР и распределены в музеи Арзамаса, Брянска, Бийска, Волгограда, Омской области, Бурятии, Пензы и Череповца, в том числе и ВСМЗ, куда 5 работ художника были переданы в 1968 г.
Публицистическую тему в творчестве художника продолжают 4 листа, выполненные по мотивам поэмы Владимира Маяковского «Война и мир». В этих гравюрах нет обстоятельного и неспешного повествования, их отличает необычная ритмика композиционного построения. Это нагромождения церквей, домов, улиц, марширующих по ним солдат. На города направлены пушки, с тем, чтобы разрушить до основания всё старое. Изображён в одной из гравюр на первом плане и сам Маяковский, митингующий в толпе. Маяковскому не жаль старого мира, и художник отлично улавливает эту безжалостность революционного поэта.
Гравюры Рыбакова серии «Война и мир» рождаются непросто. Рисунок, который кладётся художником в основу произведения, многократно перерабатывается, обобщается, уточняется, уходят детали, выявляется главное. Так рождаются самобытный графический язык, неповторимая техника этих работ, подчёркнутая чёткость и ритмичность композиционного построения. В работах серии «Война и мир» Рыбаков сумел создать портрет революционной эпохи. Ассоциативный строй их похож на поэтические строки со строгим ритмом, с концентрацией содержания в единственно возможную графическую форму.
В 1960-х гг. владимирская графика только начинала своё формирование. В технике линогравюры пробовали свои силы Н. Баранов, В. Леонов, Б. Французов. Творчество Рыбакова на этом фоне выделялось зрелостью, чёткой гражданской позицией, публицистическим мышлением, техническим мастерством, тематикой, отвечающей запросам нового дня. В целом графика Рыбакова 1960-х гг. тяготеет к обобщённым лаконичным формам, монументальной, пронизанной острыми ритмами композиции. Листы отличаются плакатной выразительностью, строятся на сопоставлении крупных, несколько сумрачных цветовых пятен.
Портретная линия в творчестве Валерия Рыбакова представлена небольшими работами, изображающими Светлану Ким, подругу художника. Эти работы отличаются романтическим настроением, светлым отношением к портретируемой.
Видя серьёзный потенциал молодого графика, Союз художников дважды, в сентябре 1970 и апреле 1972 г., направляет его для совершенствования на творческую дачу «Челюскинская», под Москвой. Среди художников бытует поговорка, что несколько месяцев пребывания в Доме творчества равны университету. Это действительно так. Работа под руководством выдающихся мастеров советского искусства давала возможность художникам повысить свой технический и творческий уровень, начать работу над новыми темами. Прекрасно оборудованные мастерские позволяли пробовать себя в разных материалах и графических техниках. Экспериментировал и Валерий Рыбаков. В фондах музея-заповедника хранятся две работы художника в технике акватинты: «Птица», «Сова и петух», выполненные на «Челюскинской». К «публицистике» художник уже не возвращается, тональность его искусства меняется, оно становится более лиричным. Изменяются техника и стилистика его работ - отныне главное место в творчестве художника занимает классический офорт.
В технике офорта выполнены два листа серии «Трудовые будни», работу над которыми художник начал на судостроительном заводе в Гороховце осенью 1971 г. Тонкий штрих этих офортов делает листы серебристыми и почти прозрачными, образ достигается свободой и певучестью линий. Лёгкость, с которой художник обращается с материалами, говорит о его зрелости. Офорты серии «Трудовые будни»: «Сборка баржи» и «Разговор» были показаны художником на Первой областной выставке графики.
Три офорта Валерия Рыбакова по мотивам повести А. Платонова «Сокровенный человек» при жизни автора не были показаны на выставках. Это одни из последних работ художника. Хотя они выполнены по мотивам повести, они лишены излишней иллюстративности, «литературщины», всего того, что лишает произведение глубины и выразительности. Главное в них - образное содержание. В этих работах отчётливо видны новый подход к работе, стилистическая переориентация художника. Резец графика в этих листах настолько лёгок и виртуозен, что фигуры и предметы почти растворяются в пространстве. Расставляя акценты, Рыбаков чётко и весомо лишь подчёркивает их в нужных местах.
Выяснить название этой серии удалось с помощью статьи искусствоведа Валентины Ходько «Неповторимый мир графических образов», где автор пишет: «В работах по мотивам повести А. Платонова «Сокровенный человек»: «Путник. Отдых», «Путник. Прощание», «Путник. Дорога», чувствуется особая свобода владения техникой офорта.
1970-е гг. - тяжёлый период в жизни и творчестве художника, который имел блестящее начало, испытал головокружительный взлёт, бремя всесоюзной известности. Затеи наступает неудовлетворённость, ощущение кризиса. К сожалению справляться с этим художник пытается «с помощью» алкоголя. Молодому художнику, видимо, не хватает внутреннего стержня, чтобы побороть обстоятельства.
Жена владимирского живописна Юкина – Евгения Михайловна, постоянно ведущая дневниуковые записи, осенью 1971 г. описывает следующие события: «Принято решение об изъятии у Рыбакова творческой мастерской. Там оказался открытым кран, и вода протекла через потолки в нижние этажи. Позднее Валера оправдывался, что плохо себя чувствовал (он сердечник), дошел до крана, чтобы налить воды, открыт его и свалился без чувств. Пришедшие с нижних этажей соседи вызвали «скорую». Валера лежал в больнице с сердцем более месяца. К сожалению, в правлении СХ посчитали, что Рыбаков был пьян. И свершился суд скорый и несправедливый».
Хронология последних месяцев проста. В конце 1971 г. Рыбаков лишён мастерской, уволен с работы в Художественном фонде за срывы заданий, за попадание в вытрезвитель осенью 1971 г. ему грозит исключение из Союза художников.
Практически он загнан в угол. Нет работы - значит, не на что жить, без мастерской он лишён возможности творчески работать. Нет творческих работ - нет участия в выставках, а следовательно, - художник не может быть членом Союза.
В апреле-мае 1972 г. Валерий отправляется на «Челюскинскую». Он привозит оттуда около десятка небольших офортов, участвует ими на Первой областной выставке графики в июне.
В начале июля в группе нескольких художников Рыбаков собирается поехать на рыбалку. Но компания распадается - у всех находятся дела. Валерий едет один. На берегу реки у него случился сердечный приступ, рядом никого не было, и художник умер.
В октябре 1972 г. в Доме офицеров состоялась посмертная выставка, на которой было представлено около 70 работ художника. Собранное в одном выставочном зале творческое наследие Рыбакова буквально поразило зрителей. Затем выставка переехала в Москву, в редакцию журнала «Юность».
В жизни художника было не так много дат - от рождения до смерти прошло чуть более 30 лет. Творчество Рыбакова - это искусство серьёзного мастера, вдумчивого, размышляющего. Оно развивалась в общем русле истории российского искусства второй половины XX в. Художник прошёл непростой путь от соцреалистического тематизма, через многочисленные влияния, до осмысления собственного опыта.
Станковая графика, хранящаяся в фондах музея-заповедника, со всей полнотой раскрывает творчество этого оригинального мастера, говорит о В. Рыбакове как о ярком, самобытном художнике, имеющем индивидуальную технику, самостоятельный круг тем и сюжетов. Графика Рыбакова стала ярким явлением в искусстве области, заметным - в искусстве Российской Федерации 1960-1970-х гг.

Источник:
Севастьянова Н.И. Графика В.Г. Рыбакова из собрания ВСМЗ в контексте его жизни и творчества. Материалы Исследований. Выпуск 18, 2012. Стр. 205-212.
Владимирский Союз художников

Категория: Владимир | Добавил: Николай (14.05.2020)
Просмотров: 726 | Теги: Владимир, художник | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru