Дмитрий Иванович родился 10 октября 1877 г. в с. Пестяки Гороховецкого уезда Владимирской губернии, в бедной крестьянской семье. После переезда семьи в с. Нижний Ландех Вязниковского уезда (ныне Ивановская область) он был определен в первый класс начальной школы. Интерес к изобразительному искусству пробудился значительно позже, когда он поступил в Шуйскую гимназию.
После смерти в 1890 г. отца он был вынужден бросить гимназию. Уже в гимназии Рохлин увлекся рисованием и, не окончив ее, уехал в Москву. «Я остановился у знакомого моего отца Тимофея Иольевича Воинова, — вспоминал он позднее. — В Москву я приехал осенью. Часто уходил из квартиры Тимофея Иольевича бродить по Москве, не забывая забирать свои рисунки. Один раз, вечером, бродя почти без цели, я попал на Немецкую улицу и случайно увидел на двери вывеску «Художник Афанасий Иванович Иванов». Со мной был сверток моих работ. Я подошел к двери...Несмело потянул за ручку звонка. Художник встретил меня приветливо и пригласил к столу. За чаем я подробно рассказал о своем желании поступить в Строгановское училище, о своей учебе в гимназии, о трагической смерти отца... Афанасий Иванович сделал вывод, что у меня есть все данные для поступления...»
В 1895 г. он поступил в Строгановское художественное училище. В училище будущий художник учился у крупнейших русских живописцев и графиков С. Иванова, Д. Кардовского, К. Коровина, К. Крыжицкого. Не раз он был удостоен похвальных грамот, денежных премий. В автобиографии художник написал: «В Строгановском учился всегда хорошо. Имел награды от руководства училища».
В 1903 году Дмитрий Иванович успешно закончил Строгановское училище, получив звание ученого рисовальщика. Работал преподавателем в Свислочи, Юже, Полоцке, Витебске. Но педагогическая работа не приносила полного удовлетворения. «...Я понял, что мне не прожить одной педагогической работой. Что нужно иметь еще какую-то цель в жизни. И я поставил перед собой задачу: творчески работать! Писать с натуры, писать с натуры, писать по впечатлению!» С того времени, хоть и приходилось зарабатывать на жизнь педагогической работой, основным в жизни Дмитрия Ивановича стало творчество.
Рохлин Дмитрий Иванович
В 1923 г. Дмитрий Иванович переезжает с семьей во Владимир. Здесь начинается новый период жизни художника.
«Под лучами солнца червонным полотом отливает густая пшеница. Смотришь — и нет конца края пшеничному полю. А над ним — чистое, словно вымытое, голубое небо... Мы говорим о картине нашего владимирского художника Рохлина. Называется она — «Пшеничное поле». Много поработал над ней художник, чтобы изобразить кистью на полотне не старое поле, изрезанное межами, заполоненное васильками и с ветряком на горке. Нет, на полотне — колхозное поле. Картина уже находится в Иваново и будет выставлена на областной осенней выставке. А почему ее не видели рабочие Владимира, колхозники нашего района? Почему мы не видим творчество и других наших художников? И их в городе не мало. Еще больше молодых не выявленных талантов из рабочей и колхозной молодежи, занимающейся изобразительным искусством. Как они растут, учатся?
На-днях в редакции состоялась беседа с местными художниками. Они рассказали о своих творческих работах, одновременно высказали несколько упреков по адресу горсовета. — Художники не имеют студии, — заявил тов. Рохлин, — хотя вопрос о ней не раз ставился перед городским советом. Где же после этого собираться художникам, чтобы поделиться опытом, работать? Многие из художников живут в плохих, неудобных квартирах. В то же время горкомхоз не хочет выполнять постановление СНК СССР об улучшении жилищных условий художников и скульпторов. В беседе подчеркивалось, что студия — это комната для общего творчества — оказала бы художнику большую помощь. Мало того, вокруг нее группировалась бы молодежь, которая приходит сейчас к опытным художникам на квартиру и с увлечением работает над своими рисунками, готовясь стать художниками, рисовальщиками. И еще упрек по адресу горсовета: — В глазах руководителей горсовета и его отделов, — говорит художник Сверчков, — художник — кустарь, маляр. Зато в почете такие, вроде Бачинского, снабжающие городские организации продукцией, которая явно некультурна, антихудожественна. Вот почему стены комнат горсовета, его отделов, зал судебного заседания, клуб имени Молотова украшены такими художественными вещами, что невольно берешь под сомнение, есть ли вкус у наших хозяйственников и руководителей. Об отсутствии вкуса говорит и такая деталь — все художественные произведения хозяйственниками наших организаций оцениваются не по качеству, а на сажень и метр.
В городе была артель «Художник». Но она просуществовала недолго. В беседе выяснилось, что причиной развала артели явилось то, что художникам — членам ее негде было работать. Правда, клуб имени Молотова пошел навстречу, предоставив артели… бывшую уборную, но художники не смогли долго находится в таком месте... После всего этого становится понятным, почему квалифицированные художественные силы во Владимире распылены, работают в одиночку и им негде показать свое творчество, заняться с нашей молодежью» («Призыв», 27 июля 1935).
Художник Рохлин в своей мастерской за работой над портретами К. Маркса и Сталина.
Вплоть до 1938 года он работает преподавателем во Владимирском педагогическом техникуме и все свободное время посвящает занятиям изобразительным искусствам: пишет окрестности Владимира, пойму реки Клязьмы, ездит с этюдником по области. Позднее, совместно с П.Г. Зиновьевым, учеником К.А. Коровина и А.Е. Архипова, он организует во Владимире художественную студию. В ней собираются все любители изобразительного искусства. Устраиваются городские художественные выставки.
В сентябре 1938 года во Владимире состоялась персональная выставка произведений Дмитрия Рохлина, в ноябре выставка была перевезена в Иваново, где прошла в Доме учителя.
В 1938 г. — короткая запись в дневнике: «Прошла выставка моих работ. Получил массу отличных отзывов от публики...». И другая: «Были художники Калмыков и Захаров. Хвалили работы. Может быть и вероятно неоткровенно. Хотя кто их знает...». Но самым главным судьей себе был он сам: «...где бы я ни жил, я отдавал, если не половину своей жизни, то все 2/3 ее искусству. Думы о нем (письмо картин, этюдов разного типа, занятия писательством) вся эта работа помимо домашней и своей службы была самым чистым, самым бескорыстным служением своему любимому искусству, за которым забывал и все горячие обиды, и все несчастья. Я не хочу этим сказать, что чувствую себя художником, нет, я только хочу сказать, что люблю искусство. Своими картинами сравнительно я очень мало зарабатывал. Покупали их музеи, различные учреждения, но, повторяю, очень мало. Да, признаться, и не хотел продавать свой труд, каждый этюд, как часть своей души, много навевает воспоминаний. Только во время лихого безденежья и во время войны имел немного заработка искусством. Вся другая работа по живописи была просто из огромной любви, которая даже иногда меня самого смешила своей наивностью, непринужденностью. Я рисовал как ребенок играет в свои игрушки или как поет петух, который без своей песни не может обойтись, сам не зная, для чего он поет и не ожидая от своей песни никакого результата...» (10 октября 1943 года).
«Владимир теперь мой родной город. Прожил в нем с осени 23-го года... Много в этом городе видел хорошего и плохого. Одним словом, привык и жаль будет уезжать из него. Козлов вал, дамба, пойма, Клязьма и лес, лес... без конца. А какие синие дали!» — записал Дмитрий Иванович зимой 1941 года в своем дневнике. А годом раньше — тот же восторг перед городом: «С утра был за Клязьмой, писал этюд «С мостиком»... Утро было великолепное. Сколько видов можно нарисовать на Козловом! Сколько рисунков около моста можно выполнить! Сегодня я видел множество уголков красивых. А какие дома великолепные! Лучше и в Крыму не найдешь!»
Будучи прекрасным рисовальщиком и талантливым акварелистом, много работал в жанре пейзажа. Д.И. Рохлин учил своих учеников не только основам изобразительной грамоты, но и умению передавать в произведениях тонкое настроение, видеть в природе богатство лирических проявлений. В 1940 г. он был принят в члены Союза советских художников.
В 1944-45 гг. Д.И. Рохлин был в числе тех, кто создавал владимирское отделение Союза художников СССР, участвовал в работе областного съезда работников изобразительного искусства в мае 1945 года, принявшего решение о его создании. Его работы были представлены на Первой областной художественной выставке. Он был избран членом правления Владимирской областной организации Союза советских художников.
Дмитрий Иванович был глубоко верующим человеком. С любовью вспоминал Дмитрий Иванович о необыкновенных колокольных звонах в родном селе, будивших самые лучшие чувства в душах верующих: «В с. Нижний Ландех, где жил дедушко, был необыкновенный звон, в особенности отличался им самый большой колокол, весивший 1070 пуд. Когда его лили, по рассказам стариков, бросали в расплавленную массу много серебра. Звук этого колокола был очень чистый, в до-соль-до, точно нарочно настроенный по камертону, так что чувствовался мощный, величественный, мягкий, как говорят, аккорд. Он вызывал огромное, торжественное настроение. После первого удара сразу прекращались смех, шутки, даже разговоры становились серьезнее или совсем прекращались, а верующие набожно крестились... Мне приходилось несколько раз рисовать во время звона этого колокола и никогда, в другое время, с большим подъемом, с большим чувством я не выполнял свое дело...» (18 марта 1940 года). В дневнике часты записи о чтении Евангелия, рассуждения о жестокости войн. «Войны еще не прекратились и едва ли прекратятся несмотря на ужасные бедствия, такие ужасы, каких еще никогда не видел мир и каких едва ли раньше могли представить. В старое время едва ли были такие жестокие люди. Все читают про все эти ужасы, все слушают рассказы очевидцев и все-таки люди не могут обойтись без войн, без ужасной бойни, без ужасных уничтожений человечества» (17 сентября 1946 года).
Д.И. Рохлин неоднократно участвовал в художественных выставках. На многих картинах художник запечатлел уголки Владимирского края: «Окраина» (1917, г. Вязники); «Дворик» (1919, г. Владимир); «Вид на Старицу» (1925, г. Владимир); «Весна на Козловом валу» (1926, г. Владимир); «Клязьма у Рахманова перевоза» (1929, г. Владимир); «Вишни цветут» (1930, г. Владимир); «Клязьма около Доброго» (1936, г. Владимир) и другие. Большим успехом на всех выставках художника пользовалась картина «Шум берез» (1910, с. Н. Ландех). Она получила одобрение у известных искусствоведов и экспонировалась на выставке периферийных художников в Москве (1946).
В 1947 году прошла последняя прижизненная выставка произведений художника во Владимире.
В последние годы жизни, помимо живописных картин, рисунков, эскизов, этюдов, он писал воспоминания, рассказы, стихи.
Умер Д.И. Рохлин 13 мая 1947 г. во Владимире. Похоронен на Князь-Владимирском кладбище. В центре кладбища в невысокой ограде стоят два скромных надгробия на могилах художника Дмитрия Ивановича Рохлина и его жены Варвары Александровны.
После смерти художника Владимиро–Суздальским музеем–заповедником в 1953 г. была организована выставка произведений Д. И. Рохлина и издан каталог этой выставки (1959). Много картин было продано и подарено музею вдовой художника. В 1977 г. в связи со 100–летием со дня рождения Д.И. Рохлина Владимирской организацией Союза художников была организована юбилейная выставка, на которой экспонировалось более 200 его произведений. Среди них пейзажи, портреты, рисунки, выполненные маслом, акварелью, пастелью, карандашом и тушью. Произведения Д. И. Рохлина можно встретить во многих музеях и картинных галереях Москвы, Владимира, Иванова, Нижнего Новгорода, Ярославля. В собрании Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника насчитывается 28 произведений художника.
Источники: Живопись Дмитрия Рохлина в собрании Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника / сост. Н. И. Севастьянова. – Владимир, 2017. – С. 3–4.
Календарь знаменательных и памятных дат Владимирской области на 2017 год. – Владимир, 2016. – С. 69–71.
Автобиография
Мой дед Иван Петрович был крестьянином, крепостным князя Щербатова и занимался сапожным ремеслом в селе Нижнем Ландихе Владимирской губернии, Гороховецкого уезда. У него было три сына.
Все они сначала занимались у отца сапожным ремеслом и крестьянством.
Когда мой отец женился он отделился от семейства, уехал в село Пестяки и стал там промышлять сапожным ремеслом. В селе Пестяки 10 октября 1877 года родился я.
Затем отец поступает приказчиком к вязниковскому купцу Ивану Ивановичу Порошину. Он получал ежемесячно 40 рублей. Отец был очень трудолюбивым человеком. Занимался самообразованием, любил пчеловодство, огородничество, охоту и рыбную ловлю.
Когда я окончил сельскую школу, стал у отца просится отдать меня учиться или рисованию или музыке. Но мать была против этого. Она говорила, что все певцы, музыканты, художники – пьяницы. Она уговорила отца отдать меня учиться в Шуйскую гимназию. Поступило вместе со мной 17 человек,
Во 2 класс перевели 12 человек, в 3 класс 6 человек, в 4-й – 3 человека, и один перевелся к нам из Москвы. Всего в 4 классе нас училось 4 человека. В пятом прибавилось еще двое из духовной семинарии. При переходе в 6 класс на каникулах на охоте случайно убили моего отца. Гимназию пришлось оставить и заняться домашним хозяйством. Остались после отца мать, я, сестра 12 лет, брат 8 лет и сестра 5 лет. Нашему семейству помогал сначала И.И. Порошин, у которого служил отец, и сын которого его убил. Потом вся тяжесть помощи семейству свалилась на меня.
После смерти отца год я прожил дома, занимался хозяйством и много рисовал с натуры м копировал картины олеографии. Многому я за 5 лет научился в гимназии у учителя Ивана Егоровича Чернышева, у которого по рисованию всегда имел 5 баллов. Через год я поступил в московское Строгановское училище. Поступил туда, когда там еще было 5 классов. Когда окончил 5-й, открывают 6-й, окончил 6-й, открывают 7-й, окончил 7-й, открывают 8-й.
Полный курс обучения Строгановского я прошел в 1903 году. Специальность декоративная и набивная. Имею диплом. В первый год учебы было мне трудно жить в Москве. Работал, московский заработок, большую его часть отсылал домой. Помощь была: то от платы за обучение освободят, то за прожитие и стол в общежитии. В следующие годы учебы жилось значительно легче. Заработки всегда имел. Особенно много работал у профессора Остроумова которому много копировал разные вещи в Румянцевском музее для отсылки в Петербург. Так же работал у лесопромышленника Поленова, родного брата известного художника, чертил планы лесных участков. Занимался частными уроками. В Строгановском учился всегда хорошо. Имел награды от руководства училища.
Окончив Строгановское в 1903 году училище, поступил преподавателем в Свислочскую учительскую семинарию Гродненской губернии. Там работал 4 года. Там же обучил в семинарии своего брата. С 1907 года работал в Полоцкой учительской семинарии. Брат мой тогда уже окончил курс и работал сельским учителем.
В 1910 году назначен преподавателем в Витебский учительский институт. Там я работал 11 лет. Во время голода 1921 года я со своими товарищами открыли школу-семилетку в губернаторском доме в местечке Камень. В 1923 году переведен во Владимирский педтехникум, где работал до 1938 года.
В 1938 году во Владимире устраивается моя индивидуальная выставка картин, числом 143 работы. Получил от публики 63 коллективных и индивидуальных отзыва, отличных. Владимирский дом учителя приобрел с выставки 3 картины за 1000 рублей. Я получил от Иваноской области путевку на курорт, поздравление и персональную пенсию в 200 рублей. В ноябре 1938 года открылась моя выставка в Иваново. Купили в Ивановский музей 3 картины за 650 рублей.
В настоящее время много моих работ участвуют в выставках в Иванове, Ярославле, Москве.
Сайт Владимирского Союза художниковУроженцы и деятели Владимирской губернии