Валерий Григорьевич Кокурин (11 декабря 1930, Владимир, РСФСР, СССР — 30 июля 2019, Владимир) — советский и российский живописец, заслуженный художник РСФСР (1980), народный художник Российской Федерации (1998), один из основателей владимирской живописной школы.
Валерий Григорьевич Кокурин родился 11 декабря 1930 года во Владимире. в семье железнодорожного рабочего. Жили они тогда в самом центре города (поселок Воровского), возле торговых рядов, где постоянно шумел и кипел базар. Будучи восемнадцатилетним мальчишкой (1948), он начал заниматься в художественной студии под руководством бывшего директора Государственного Русского музея, профессора Николая Петровича Сычёва, прекрасного художника, большого ученого. Работа под руководством Сычёва дала направленность всей его дальнейшей жизни. К сожалению длилось это не долго, парня забрали в армию. После службы в армии Кокурин работал в Доме творчества в Переславль-Залесском. В течение нескольких лет, он по полгода работая там, совершенствовал свое художественное мастерство. Работа под руководством мэтров советского искусства, общение с талантливой молодежью, подняло художника на высочайший творческий уровень. С 1954 года работал в реставрационных научно-производственных мастерских под началом архитектора и реставратора Александра Васильевича Столетова. С 1956 года Кокурин являлся участником всех областных выставок художников. В 1957 году был принят в Художественный фонд Союза художников РСФСР, а в 1960 году — в члены Союза художников СССР. «Однажды, мне в руки попал интересный документ - протокол обсуждения областной художественной выставки 1959 года. На это обсуждение из Москвы приехал Борис Кириллович Смирнов – живописец, оргсекретарь Союза художников РСФСР. Московский гость, посмотрел выставку, и высказал свое, авторитетное мнение по поводу работ владимирских художников. Самые яркие, эмоциональные слова им были сказаны в адрес произведений молодого живописца Валерия Кокурина: «Про Кокурина, как про художника можно сказать, что он имеет дар божий. Мне думается, при определенных условиях Кокурин, вместе с другими пейзажистами, будет во Владимирском Союзе делать погоду». Вот такие слова, которые теперь кажутся пророческими. Опытный глаз серьезного художника смог увидеть в ранних, юношеских работах Валерия Кокурина искры большого таланта. Из искр этих разгорелось большое пламя творчества. А началось все с того, что конце 50-х группа молодых художников, в числе которых был и Валерий Кокурин, начала дерзкий поиск в области цвета и колорита. Первый успех и признание пришли к ним в 1960 году. О владимирских художниках заговорили после первой республиканской выставки «Советская Россия». Мнений существовало множество: хвалили, ругали, но равнодушных не было. В те далекие времена, смелость и новаторство владимирских художников понимали и принимали далеко не все. Слишком уж непривычной была их живопись. Валерий Кокурин, наделенный от природы обостренным чувством цвета, даже среди смелых владимирских живописцев был одним из самых ярких и самобытных колористов. Стихия Кокурина – это цвет, в живописном хороводе звонких красок проявляется яркий темперамент личности художника, его неистребимое жизнелюбие. У художника есть своя, кокуринская трактовка живописных принципов владимирской школы. Особенность творческого почерка этого замечательного мастера - повышенная декоративность и утонченность найденных им, колористических аккордов. Его живописи хоть и основана на фольклоре, но она пронизана эстетикой импрессионизма, европейского искусства, наконец, она по-особому чувственна и эмоциональна. Живопись Кокурина делает владимирскую школу более одухотворенной, придает ей особую манерность, легкость и изыск» (Надежда Севастьянова – научный сотрудник ВСМЗ). В 1960 году работы Кокурина наряду с работами других владимирских художников экспонировались в Москве на выставке «Советская Россия», после которой в Советском Союзе впервые заговорили о Владимирской школе пейзажа, «владимирских импрессионистах» — настолько не похожи были их картины на ту живопись, которая была официально признана в СССР 1950-х годов. На протяжении творческой деятельности Кокурин был удостоен ряда самых престижных и почетных в мире живописи наград. Валерий Кокурин был участником многих отечественных и зарубежных выставок. Персональные выставки художника проходили в Москве, Ленинграде, Владимире, Муроме и в других городах. Его работы находятся во многих крупных художественных музеях страны (Третьяковской галерее, Русском музее, Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, Муромском историко-художественном музее и др.), а также зарубежных собраниях.
Валерий Григорьевич Кокурин
«Сто красных аккордов В Ленинграде открыта выставка заслуженного художника РСФСР Валерия Кокурина. Ленинград встретил нас солнцем. «Северная столица» буквально сразу же покорила нас – и строгостью улиц, и седым Исаакием, и шпилем Адмиралтейства, и воспетым в сотнях стихов и поэм Аничковым мостом, и раскованностью, открытостью лиц прохожих. Город Революции, город, где сосредоточены шедевры мировой культуры… Как воспримут полотна владимирца, как откликнутся ленинградцы на творчество человека, представляющего здесь, в центре Ленинграда, свою выставку? Валерий волновался, это было видно и по его сосредоточенному, без улыбки (а вообще это один из самых оптимистически настроенных художников) лицу, и по особой озабоченности, когда человек будто готовился к серьезному экзамену. Это и был экзамен. Но вот, наконец, час открытия. Три огромных зала предоставило нашему земляку Ленинградское отделение Союза художников РСФСР, выпустило красочную афишу, издало каталог. Открывая выставку, заместитель председателя ЛОСХ Е.Д. Мальцев сказал, что в центре России, во Владимире работает группа живописцев, хранящих и преумножающих народные традиции в искусстве, которые заключаются в цветовой гамме, в изначальной глубинной доброте, заложенной и в творческом почерке Кокурина. Член правления ЛОСХ З.П. Аршакуни вспомнил, как вместе с владимирскими пейзажистами работал в одной из южных республик. Подчеркнул удивительную работоспособность наших земляков, их самобытность. Это слова, сказанные на торжественном открытии выставки, слова профессионалов и коллег. А что зрители, как они оценят картины? И вот ленточка перерезана, и зрители вошли в зал. Мне пришлось наблюдать за некоторыми из них. Первое впечатление – люди несколько ошеломлены. Что это такое? С трех стен будто звучат красные аккорды. Этот цвет имеет тысячу оттенков у Кокурина. Музыка. Только в красках, только неслышимая. Зрителям надо присмотреться и понять, что стоит за этой музыкой в красках – нарочитость живописца, упражняющегося в цветосочетании, или желание собеседника высказать свое отношение к миру, да так, чтобы его поняли? Вот цветы, будто лежащие на земле, уже сорванные, но еще благоухающие – «Памяти Сергея Никитина», вот приглушенный оттенок «темного кирпича» - это передний план, а за нездешней растительностью вдруг – знакомые строения. И заголовок совсем уже все разъясняющий – «Поселок Воровского». Вот здесь, неподалеку, родился и вырос художник, здесь, в центре Владимира прошло его детство, здесь начинал рисовать, понимать, что есть такое – передать себя через цвет. Так что же скажут зрители? Мне довелось побеседовать с посетителями выставки – и ленинградцами, и приезжими из других городов. Вот что они сказали. Л.В. СИГОВА, программист: Общеизвестно, что существуют самые различные направления в искусстве. В Ленинграде художники работают иначе, чем в других городах. Это объясняется и исторически сложившимися традициями, и, естественно, степенью таланта, но то, что здесь выставлено,- это открытие какого-то нового уголка русского национального искусства, это очень любопытно. Д. ЕФИМОВСКИЙ, студент – историк ЛГУ: Здесь всюду – чувство меры. Мне кажется, что Кокурин сколь эмоционален, столь и интеллектуален в своих полотнах. Это большой дар. Н.А. БАСКАКОВ, реставратор: Пейзажи красочные, в них много декоративности. Мне понравилось. А.Н. ПРИМАКОВ, учитель: Возвышенный цвет говорит о поэтической влюбленности в жизнь. В.Р. СТАДНЮК, рабочий: Я лично не разбираюсь в искусстве, но одна картина меня очень тронула: «Покров». Она не яркая. Но в ней есть такое настроение интересное, трудно выразить… И еще понравился «Букет с кипреем» - тут такие яркие цветы, такие… как бы салют в честь людей. Конечно, есть, на мой взгляд, и непонятные картины или этюды. Н.А. ГОРШНЕВА, художник-модельер: Ничего подобного не видела. Выходишь с чувством радостного просветления. В.А. КОЗЛОВ, ветеран войны: Здесь есть несколько ленинградских пейзажей, художник, судя по всему, не первый раз в нашем городе. И вы знаете – я теперь взглянул на эти уголки, изображенные им, как-то иначе. Ю.А. ПАВЛОВ, художник: Хорошо знаю ваших живописцев К. Бритова, В. Юкина, В. Кокурина. Каждый из них своеобразен. Вообще Владимирская организация художников сильная. Они выставляются на республиканских, всесоюзных выставках, их знают в стране. И не только живописцев. Есть у вас и графики отличные. Например, Петр Дик. Передайте ему привет. На другой день мы побывали в мастерской Юрия Павлова. Увидели еще неоконченное жанровое полотно – люди Революции. Строгие, серо-синего тона фигуры, лица, смотрящие пронзительно-внимательно и с надеждой. А рядом – такое же огромного полотно – музыкант за роялем. Другая, чем у Кокурина, настроенность, иное восприятие и отражение мира, иная цветовая гамма. Но коллега по искусству, один из ведущих ленинградских художников Юрий Павлов тем не менее понял и высоко оценил творчество нашего земляка. … Сто полотен В.Г. Кокурина демонстрируется в центре Ленинграда, сто мажорных красных аккордов звучит здесь. И это большая честь – в канун 70-летия Великого Октября показать свое искусство в городе Ленина – колыбели революции. Честь и большая ответственность. Вот почему так волновался художник. С. Баранова» («Призыв», 19 сентября 1987 г.). Живописец совершил немало творческих поездок по стране, писал в Подмосковье и Ленинграде, в Средней Азии и на Кавказе, на Псковщине и в Крыму, на берегах Белого моря и Онеги, в Закарпатье, Эстонии и Литве. Отовсюду Валерий Григорьевич привозил множество интересных пейзажей. Но на протяжении всей жизни родной город, Владимирский край для него, коренного владимирца, был главным источником вдохновения. Он относился к тем художникам, в чьем творчестве эта тема присутствовала всегда, до последнего времени. По мнению специалистов, творчество владимирского живописца Валерия Кокурина – это выдающееся художественное явление в искусстве России. «В последние годы, на областных художественных выставках не часто можно встретить произведения, посвященные нашему городу. Но Кокурин относится к тем редким художникам, в чьем творчестве эта тема присутствует всегда. Родной город он умеет увидеть в неожиданном ракурсе. В городских пейзажах художник часто показывает нам острохарактерные приметы жизни современного Владимира на фоне патриархальной старины. Он ищет точки соприкосновения старого с новым, и стремится донести до зрителя свое ощущение проникновения истории в современность. Так, например, в картине «Сретенье», написанной в 2001 году, мы наблюдаем крестный ход на Большой Московской, где духовенство несет икону по улице современного города, рассвеченой яркими рекламными щитами. Или, в работе начала 90-х, «Перестройка», на фоне особнячков и церквей провинциального города идет, поглотившая в те годы все и всех, являющаяся яркой приметой времени, торговля с машин, с рук, с лотков. Валерий Кокурин никогда не работает по шаблону, не тиражирует удачную композицию. Каждая его картина индивидуальна и несет в себе огромный труд по поиску тех непередаваемых простыми словами чувств, которые хочет донести до нас художник» (Надежда Севастьянова – научный сотрудник ВСМЗ). В 2005 году награжден золотой медалью Российской Академии художеств.
Валерий Григорьевич Кокурин умер во Владимире 30 июля 2019 года после тяжелой продолжительной болезни на 89-м году жизни. Прощальная панихида прошла 31 июля в 9.00 в храме Успенского Княгинина монастыря во Владимире. Народный художник был похоронен на Аллее Славы кладбища в Улыбышево.
Память:
Улица Княгининская, д. 7в Двухэтажный 8-квартирный дом, где жил и работал К.Н. Бритов, построен по проекту (1951 г.) владимирского архитектора Леонида Георгиевича Зотова для Владимирского областного отделения Союза художников РСФСР. Там располагались квартиры и мастерские художников.
14 октября 2022 г. во Владимире торжественно открыли мемориальную доску в честь народного художника России Валерия Кокурина. Отлитая в бронзе доска установлена по фасаду дома на улице Княгининская, 7-в, где долгие годы находилась мастерская художника. Автором мемориальной доски является заслуженный художник России, владимирский скульптор Игорь Черноглазов.
На открытие собрались члены семьи, ученики и последователи Валерия Кокурина, деятели культуры и искусства, известные творческие люди, представители администрации города Владимира. Говорили о мастере, его великом таланте, человеческом обаянии и жизнелюбии.
Картины В.Г. Кокурина
РАДУГА НАД РОССИЕЙ
Высшую награду союза художников России медаль Василия Сурикова ему вручили в день его восьмидесятилетия 11 декабря 2010 года во Владимире. Свой юбилей народный художник РФ Валерий Григорьевич Кокурин отметил персональной выставкой. Вернисажи последних лет известного пейзажиста чем-то напоминают встречу с радугой в цветущем лугу. Смотришь на буйствующее красками разнотравье, как на чудо природы, совершенно забывая, что это все - рукотворно («Заклязьменская пойма»). Кокуринские краски чисты, как росы под солнечными лучами, мазок изящен, композиция естественна, как дыхание. Кажется, что картина создана за один присест - так все легко, раскованно, первозданно... Глядя на еще одно полотно живописца «Радуга над Владимиром», невольно припоминаешь и проводишь параллель с библейской радугой. Её, сказано в «Житие», увидел Ной, выйдя из ковчега - как обещанный Богом Завет с землей, с человеком, каждой живой тварью в том, что больше никогда не будет всемирного потопа. Те же ощущения вселенского и одновременно земного возвышенного, вселяющего в нас надежду, светлого чувства исходят от неповторимого полифонического колорита его картин: «Идиллия», «Весенний круговорот», «Золотой звон», «Ветка яблони», «Владимирские проселки» - посвящение памяти писателя Владимира Солоухина, «Идет шуга», «Вечереет», «Лето», «Прощенное воскресенье», «Великое возрождение», «Небесные вестники», «О, Русь, малиновое поле»... Впрочем, трудно выделить то или иное полотно в этой на редкость целостной экспозиции, где даже небольшого размера этюды воспринимаются, как осколки все той же, озаряющей и просветляющей нас, радуги... Естественен вопрос - не адекватен ли Валерий Кокурин, как уникальное художественное явление, нашему прагматичному и тусклому времени, «чуждым рисункам» и «лживым краскам» - всему тому заскорузлому и неприглядному, что творится вокруг нас в большом и малом? Лично я убежден, что в России, ее сегодняшнем, уже многолетнем духовном тупике должен был обязательно появиться художник именно такого божьего дара, с таким светлым мироощущением, одухотворенностью и лучезарностью. Тем паче, если более внимательно приглядимся к выдающемуся владимирскому самородку, то найдем в нем немало закономерного и «ковчежного»... Валерий Григорьевич Кокурин родился 11 декабря 1930 года в семье железнодорожного рабочего, в «богомазном» Владимире, бывшем стольном граде, колыбели государства российского. Велика заслуга этого города не только в государственном становлении, но и в духовном влиянии на развитие национальной культуры и искусства. Правда, к тому времени Владимир губернского статуса лишился, был несправедливо разжалован большевиками и числился райцентром наряду с Суздалем, Гусь-Хрустальным, Вязниками... Жизнь владимирцев замедлила свой бег. Валерий вместе со старшим братом и родителями жил в центре, неподалеку от торговых рядов - всегда веселого и шумного базара. Здесь торговали всем. Кроме продуктов и вещей на барахолке предлагались отдельными рядами аккуратно уложенные поленницы дров, притом на любой вкус - березовые, сосновые, осиновые, зимой прямо с саней стога сена, а также овес, ячмень, пшеницу, красочные поделки народных умельцев, изделия шорников и кожевников. Часто на базаре звучали гармонь с балалайкой, пелись частушки с удалью и озорством, неподдельным весельем... Будущему художнику было на что поглазеть и запомнить на всю жизнь. Но все же большую часть времени любознательный мальчишка пропадал на прудах, болотцах и в лугах, где он с необъяснимой страстью ловил лягушек, тритонов, бабочек, жуков и даже птиц. И все тащил домой, в свой живой уголок. В эти же годы у дитя природы проявилась потребность рисовать. Школу к последнему году Великой отечественной войны пришлось бросить. Нужно было идти работать, помогать взрослым. В 1948 году во Владимире (вновь с 1944 года - областной центр) открылась художественная студия при Доме народного творчества. Валерий решил в нее поступить. Это не простое решение. Ибо за учебу надо было платить, как впрочем, и приобретать за свои деньги этюдник, кисти, краски и многое другое. Вел занятия известный искусствовед и художник, бывший директор Русского музея в Ленинграде Николай Сычёв. Студийцам крепко повезло. Н.П. Сычёв, отбывавший во Владимире ссылку, настоящий кладезь знаний. Он многое дал начинающим художникам. Для Валерия Кокурина - его лекции, как глоток свободного общения, первое знакомство не только с отечественной, но и с европейской и мировой живописью. Но посещать студию ему довелось лишь три месяца, его призвали в военно-воздушные войска. Там он совершил 56 прыжков с парашютом. К концу службы он чуть не погиб, когда испытывал новую модель парашюта, который почему-то не раскрылся. Лишь за 70 метров до земли Валерию удалось повиснуть на маленьком, запасном, приземлялся спиной - после чего полгода в госпитале. Но судьба его хранила. Он выжил, выздоровел, демобилизовался. Вернувшись во Владимир в 1954 году, Валерий Кокурин поступил работать в реставрационные научно-производственные мастерские под начало выдающегося архитектора- реставратора А.В. Столетова. Здесь также из первых уст Кокурин многое познал. Он собственноручно измерял параметры древних белокаменных соборов, вплотную, по-новому смотрел на фрески неизвестных авторов XII века, на творенья Андрея Рублева и Даниила Черного (ХУ в.) в Успенском и Дмитриевском соборах (оба XII в.), на уникальные росписи Марка Матвеева (XVII в.) в Успенском соборе Княгинина монастыря, а также монументальные работы Гурия Никитина и Силы Савина в суздальском Спасо-Преображенском соборе (конец XVII в.). Поразила его тогда та декоративность, легкость и непринужденность, с которой была выполнена белокаменная резьба на стенах Дмитриевского собора и церкви Храма Покрова на Нерли (XII в.). - Словно не на камне выбивалось, - вспоминал Кокурин свои первые впечатления, - а вышивалось в строчку, на белом праздничном полотенце. Звери, растения причудливой формы, львы с хвостами «процветающими», птицы со сплетенными шеями... Ну и, конечно, искусство владимирских богомазов - иконопись, исконная, просветляющая и взгляд, и душу Он не мог остаться равнодушным к ней после ее детального рассмотрения. Интерес к иконе у Кокурина остался на всю жизнь. Работая рядом с реставраторами, Валерий открыл для себя целый мир истинного искусства, созданный старинными гениальными мастерами. В те же, 50-е годы Валерий Кокурин уже осознавал - какая большая ответственность ложится на того, кто хотел бы называть себя владимирским художником. В 1956 году он впервые участвует в областной выставке, переходит работать в местные мастерские Художественного фонда РСФСР. Валерий весь отдается творчеству, с этюдником колесит по Владимирщине, много пишет на природе, стремится овладеть профессиональными навыками, самовыразиться. Все дается нелегко, работать приходится почти круглосуточно. Днем с кистью в руке, по ночам - разгрузка вагонов. У него к тому времени образовалась семья, ее надо было обеспечивать. О профессиональной учебе Кокурин уже и думать перестал. Хотя ему и предлагали. Например, академик Федор Модоров обещал протеже в Москве. Но Валерий решил постичь все самообразованием, «до корней, до самой сути» доходить своим умом. И он пошел своей тропой, доверившись своему внутреннему голосу. Сейчас мы можем только гадать, чтобы произошло с его творчеством, если б он окончил институт? Смог ли Кокурин сейчас нас удивлять своей «ковчежной» сохранностью, нетронутой образованием природной поэтической чистотой? Усилия молодого художника не прошли даром. 1959 год стал для него первой ласточкой признания - он участник престижной республиканской выставки «Советская Россия». Через год Валерия Кокурина принимают в профессиональный союз художников. Надо отметить, что 1959 год был для него этапным. Он впервые оказался в Доме творчества Переславля-Залесского, где к его работам проявили неподдельный интерес московские художники, среди которых с особым вниманием к Кокурину подошли академики А. Лаптев и А. Грицай. От картин владимирца веяло свежестью, задором, импровизацией,
притягательной энергетикой. Сам Переславль-Залесский, атмосфера, царившая в Доме творчества художников, пришлись по душе Кокурину, да так, что он стал приезжать сюда ежегодно в последующие семь лет. Здесь Валерий Кокурин познакомился с известными талантливыми художниками А. Тутуновым, Е. Зверьковым, Э. Браговским, А. Соколовым, А. Сорокиным, А. Макаровым, И. Поповым... Общение с ними взаимно обогащало. В начале шестидесятых годов Валерий Кокурин сформировался как художник со своим почерком, особой цветовой изысканностью, утонченной живописностью. Колорит его произведений становился узнаваемым. Все это наглядно было продемонстрировано им на московских выставках «Советская Россия» (1960) и всесоюзной молодежной экспозиции (1961). На «Советской России» Валерий Кокурин был представлен сразу двенадцатью холстами-озареньями - иначе их не назовешь. Они притягивали к себе, радовали нестандартной манерой письма, поэтичностью, открытой полифонией красок. Уникальная одаренность их автора была замечена и художниками, и прессой. За участие на всесоюзной выставке молодых художников Валерий Кокурин был отмечен первой премией ЦК ВЛКСМ. Успех в Москве придал уверенности в правильности выбранного пути, окрылил его. Летом того же 1961 года несколько картин В. Кокурина демонстрировались в Восточной Германии (ГДР), на групповой выставке молодых советских художников. А спустя два года холсты Кокурина «Первая зелень» и «Поздняя осень» привлекли внимание посетителей международной выставки «Биеннале 1963 года в Париже». Валерий Кокурин одним из первых, если не самым первым из художников обратился к живописным образам памятников отечества. Причем, он не стремился выразить величие монастырей, оригинальность культовой архитектуры, как это делали многие. Нет. Кокурин увидел в старинных соборах и церквях не проходящую красоту, которая естественно вписалась в окружающий природный ландшафт. У Кокурина памятники старины глубокой созвучны по духу русскому пейзажу, выделяются своей декоративностью: «Торжок зимой», «На трассе» (обе картины - 1960 г.), «Гороховец» (1961). Венцом же этой выразительной серии полотен, является, на мой взгляд, картина «У старой ливонской границы» (1967). В ней весь Кокурин, со своим врожденным колоритом, неповторимой поэтикой и декором, виртуозным мазком... В те прессинговые с идеологической цензурой годы, расширяя понятие «памятник отечества», он создает цикл «русская усадьба» («Горки», 1967). Критика, художники, знатоки живописи связывают имя Валерия Кокурина с заметным периодом в истории развития русского изобразительного искусства, который принято обозначать термином «Владимирский пейзаж». Они справедливо считают его одним из родоначальников этого художественного стиля. А началось все на рубеже 50- 60-х годов, когда во Владимире подобралась неформальная группа «художников-цветовиков» (Вячеслав Потехин, Владимир Юкин, Ким Бритов, Валерий Кокурин), которые в поисках новых направлений и стилей стали первыми осваивать плоскость холста яркими открытыми красками. Конечно, их объединили не только вибрирующий цвет и размашистый мазок, а общее стремление уйти от официально поощряемого соцреализма, попытаться выразить свое понимание живописи. По высказываниям Владимира Юкина они были объединены «общим пониманием цели и, может быть, русского характера. Может быть, нас что-то связывает с нашими предками, которые в свое время были знаменитыми иконописцами». Они были разными по характеру и по таланту, но смогли убедить и позднее увлечь за собой других владимирских живописцев В. Егорова, Н. Мокрова, Н. Модорова, А. Лукина... К сожалению, рано ушел из жизни В. Потехин (1928- 1963). Первая совместная развернутая выставка в Москве художников Владимира, Мстёры и Гусь-Хрустального состоялась уже без него. Живопись представляли К. Бритов, В. Кокурин, В. Юкин восьмьюдесятью картинами. Выставка имела огромный успех. О них заговорили повсюду, давая порой прямо противоположные оценки, но равнодушия не было. Владимирские пейзажисты бросили вызов официозному изобразительному шаблону. Пресса, отмечая достоинство каждого из владимирцев, особо подчеркивало более утонченную манеру письма, изысканность и склонность к импровизации самого молодого из них - Валерия Кокурина. Большой интерес к творчеству Кокурина проявили зарубежные знатоки живописи. Владимирец своими картинами достойно представлял нашу страну на выставках в Японии (май 1967), Югославии (октябрь 1967). В этом же году международное жюри во второй раз отобрало Кокуринские полотна на выставку «Биеннале-67 в Париже» и направило персональное приглашение на ее открытие Валерию Григорьевичу и его супруге. Но Кокурина не выпустили во Францию, власти, видимо, не доверяли своему художнику, сделали так, что приглашение, заранее высланное организаторами «Биеннале», попало к адресату лишь в день открытия престижного вернисажа. Но все-таки выезд за рубежи бывшего Владимиро-Суздальского княжества в тот год у Кокурина состоялся - он отправился в Крым, на коровинскую творческую дачу в Гурзуф. Владимирский пейзажист действительно пересек рубеж в самом широком значении этого слова. В Крыму все для него было ново: вольное, часто меняющее свой цвет, безграничное море, необъятный горизонт, стирающий цветовую грань между морем и небом, ослепительные деревья, непривычно сверкающие на утреннем солнце, камни, причудливые, как гнезда на скалах, гурзуфские дворики... Световоздушная среда Крыма словно поджидала его. И здесь Кокурин, почувствовав себя как рыба в воде, выплеснулся до дна. Трудился с упоением и до изнеможения, фантазией, много экспериментировал с цветом. Живопись его стала светоносной. Восемь лет отдал владимирец крымским мотивам, и у него получилось. Мало кто из художников так убедительно и впечатляюще «накрасил» этот праздник природы, каким Валерий Кокурин нам представил Крым («Осень в Крыму», «Набережная в Гурзуфе», «Дворик в Гурзуфе», «Поздняя осень»). За все в жизни, как известно, нужно платить и в творчестве, как ни странно, тоже. В те цензурные времена, его недруги, невежи властьдержащие решили «притормозить» художника, который, по их мнению, пренебрегал в своем творчестве рамками дозволенного. Появились заказные соответствующие статьи. Кокурина обзывали «абстракционистом», «космополитом», «импрессионистом» и другими в те годы ругательными словами и ярлыками. После чего Валерий Кокурин почти на целое десятилетие для московской аудитории стал каталожным живописцем, художником для художников, ибо его работы хоть и проходили фильтрующие выставкомы, но на самих экспозициях не вывешивались. Участие в выставках было формальным, обозначаемым лишь в каталогах. В родном Владимире он также попал под пригляд, не все, что хотел - выставлял. Были случаи, когда кураторы из обкома снимали его картины накануне открытия выставки. Некоторые его коллеги попользовались этой ситуацией, заимствовали у Кокурина и показывали в Москве, выдавая за собственные те или иные художественные приемы, находки и детали. Но творения Кокурина во всей их полноте и прелести, я уверен, превзойти и даже повторить - невозможно. Ибо полотна Кокурина - это не только высочайшее мастерство, а состояние его души. В семидесятые годы, словно кто-то проверял его терпение, испытывал на выдержку. Кокурин многое пережил, но не сломался, кисти у него не опустились. Наоборот, предъявляя к себе еще большую требовательность, весь ушел в работу, как раба к галере приковал себя к мольберту. И у него открылось второе дыхание, истинное вдохновение позволило ему создать уникальные по красоте натюрмортные композиции «Цветы». Это именно тот случай, когда удалось звуки музыки переложить на краски, изобразить на холсте. Словно какое-то вселенское космическое озарение вселилось в художника. Натюрморты его реальны и одновременно фантастичны. В них нет или почти нет композиционного построения, скорей всего - импровизация, мотив, который получил свое завершение уже в ходе работы. Несомненно «Цветы» - полифонический праздник и для глаз, и для чувств! Откуда у Кокурина такая гармония созвучий, какого происхождения его, если так можно выразиться, живописно-музыкальный феномен? Думаю, что этот секрет в полной мере, никто даже сам художник, не сможет объяснить, если, конечно, не ограничиться ссылкой на его божественное происхождение... Но, в какой- то степени приблизиться к тайне творчества владимирца, полагаю можно, если заглянуть в его мастерскую. Она вновь заставит нас вспомнить ковчег. Мастерская Кокурина - некий райский уголок, где круглосуточно поют и воркуют птицы: соловьи, юла; славка черноголовая, дрозды, а также любимцы хозяина - синицы. Замечу, что их не пять-шесть, а десятки, целый певчий хор. Кругом полевые цветы (сухие), коллекции жуков и бабочек, на стенах и в стеллажах, чтобы всегда были под рукой, этюды. Кокурин их называет «нашлепками» (часть их зафиксирована в прекрасно изданном правительством Москвы, Газпромом и «Межрегионгазом» альбоме «Диалоги»). Они для него подобие записных книжек для писателя. А один самый цветастый «малыш» прикреплен даже к этюднику, служит ему, как музыканту камертон. Краски природы, ее чистейшая музыка - живые птичьи голоса ежедневно дают настрой кокуринской палитре, задают ритмичный тон его мазку... Привлекателен талант Кокурина в умении увидеть прекрасное и вечное в обыденной жизни, ее повседневном житие Москва. ЦДХ. 2005 г. (цикл «Бани»). Поэтично и возвышенно изображена целомудренная красота обнаженного женского тела в картине «Банная суббота», «Из парной». Целостны женская фигура и окружающая ее природа. Теплая палитра пластична и сдержана, как внутренний восторг. Заставляет задуматься та высочайшая требовательность к своему искусству выдающегося мастера. Более чем за сорок лет творческой деятельности Валерий Кокурин лишь сравнительно недавно согласился, несмотря на многочисленные соблазнительные приглашения, провести свои персональные выставки. Я участвовал в открытии его вернисажей во Владимире, Муроме, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и в престижных московских выставочных залах (Центральном доме художников, Российской академии художеств), а также открывал вместе с ним передвижную выставку владимирских художников в Орле. Видел с каким восторгом зрители воспринимали его полотна. Но особенно дорожит Валерий Григорьевич мнением своих земляков. Не отказываясь от прежних художественных завоеваний, открытий и задач, он становится еще большим максималистом в отношении живописности своих картин, еще больше усиливает их цветовой колорит. Его, ранее четкий или обозначаемый композиционный рисунок, сегодня едва-едва прощупывается как пульс или отсутствует напрочь. Цветовым пятном, его светотенями (с помощью мелкого мазка, штриха, лессировок) он создает объем, от которого и возникает ощущение рисунка и самого изображаемого предмета. Валерий Кокурин - это художник, который познал, осмыслил и расширил образность цвета, его ритмику и пластику. У Валерия Кокурина есть завидная смелость - он не боится стать непонятым, не идет на поводу у зрителей и ветреной моды дня, а стремится каждый раз в теме, рисунке, цвете, композиции найти и выразить свое, главное, самое сокровенное, то самое, что порой словами невыразимо. Думаю, что этим можно объяснить постоянный, растущий с годами, интерес к его творчеству. В 2005 году художник награжден Золотой медалью РАХ (Российской академии художеств). Картины Валерия Кокурина приобретены многими музеями России, в том числе Государственной Третьяковской галереей и Государственным Русским музеем, музеями стран СНГ, а также галереями Франции, Японии, Англии, США, Италия, Чехии и Словакии, Югославии, Польши. Немало работ находится в частных коллекциях. Он участник многих международных симпозиумов художников в Грузии, Армении, Западной Украине, странах Прибалтики и Средней Азии. Валерий Кокурин - художник от Бога, своим творчеством он заметно обогатил современную живопись.