Главная
Регистрация
Вход
Четверг
17.01.2019
13:46
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 568

Категории раздела
Святые [134]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [998]
Суздаль [321]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [340]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [5]
Судогда [7]
Собинка [54]
Юрьев [127]
Судогда [50]
Москва [42]
Покров [74]
Гусь [108]
Вязники [214]
Камешково [57]
Ковров [283]
Гороховец [81]
Александров [166]
Переславль [96]
Кольчугино [38]
История [16]
Киржач [43]
Шуя [87]
Религия [4]
Иваново [39]
Селиваново [17]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [32]
Писатели и поэты [11]
Промышленность [63]
Учебные заведения [28]
Владимирская губерния [26]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [73]
Медицина [23]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 27
Гостей: 27
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Учебные заведения

Государственные свободные художественные мастерские во Владимире

Государственные свободные художественные мастерские во Владимире

После революции система художественного образования в России не раз реорганизовывалась. 5 сентября 1918 г. постановлением Наркомпроса (НКП), подписанным правительственным комиссаром по делам искусств Д. Штеренбергом, все художественные школы в стране были преобразованы в Государственные свободные художественные мастерские (ГСХМ). На базе Строгановского художественного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества были образованы 1-е ГСХМ и 2-е ГСХМ. В Петрограде ГСХМ возникли в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры. Аналогичные учебные заведения открывались в Вологде, Костроме, Самаре, Твери, Витебске, Саратове, Казани, Оренбурге, Рязани других городах страны. Владимир не был исключением, хотя эта интересная страница художественной жизни города до сих пор не привлекала внимания исследователей.

Сохранилась «Смета по устройству в г. Владимире студии рисования, живописи, ваяния и прикладного искусства во второе полугодие 1918 года», которая могла носить и рекомендательный характер. В пространной преамбуле сметы содержится текст, в котором прописаны цели и задачи создания художественной студии. Неконкретный по содержанию, пафосный по стилю текст – это, по сути, некая идеальная программа НКП о художественном воспитании «…широких слоёв демократии, развития в ней чувств прекрасного и способности заражаться обаянием вечных ценностей искусства». На оборудование и содержание такой студии, в том числе и на зарплату преподавателям рисования, живописи, ДПИ и скульптуры, предполагалось выделить 17500 рублей.
Точная дата открытия художественной мастерской во Владимире пока не известна. Документально подтверждается, что Владимирские ГСХМ существовали с 1920 по 1922 г. В начале апреля 1920 г. губернской секцией изобразительного искусства (ИЗО) был разработан план организации художественно-промышленных мастерских во Владимире на базе уже существующей художественной студии. Этот план был рассмотрен и одобрен губернской коллегией народного образования и II губернским съездом деятелей искусства, который состоялся 22–25 апреля. В 1922 г. в списке художественно-профессиональных учебных заведений, остающихся на государственном снабжении, Владимирская студия зафиксирована как школа среднеобразовательного цикла. В документах по губернии начала 1923 г. перечислены только Переславские и Холуйские художественно-промышленные мастерские и Мстёрский художественно-промышленный техникум.

Мастерские переживали те же процессы и проблемы, которые были свойственны подобным учебным заведениям в других городах страны, но, в отличие от многих, мастерские во Владимире не были созданы на базе какого-либо образовательного художественного учреждения, созданного ещё до революции. Существование мастерских во Владимире не привело и к появлению художественного техникума или института, как например: в Вологде, Твери, Витебске. Недостаточное финансирование и перевод многих учреждений на самооплату привели к тому, что многие из них прекратили своё существование именно в 1922 г. Так же, как и в других местах, Владимирские ГСХМ были расформированы в связи с новым курсом центральной власти на уничтожение всей системы провинциальных художественных учебных заведений. Начиная с 1920 г. ГСХМ в Москве и Петрограде были преобразованы во Всероссийские художественно-технические мастерские (Вхутемас), которые в свою очередь послужили основой для создания будущих высших художественных и архитектурных институтов.
Архивные данные позволили определить местонахождение Владимирской художественной мастерской. В списке профтехнических учебных заведений города Владимира, датированном мартом 1920 г., указана «художественная школа», расположенная на ул. III Интернационала, без указания номера дома. Отмечено только, что школа занимала 7 комнат площадью 112 квадратных саженей.


Ул. Б. Московская, д. 12

В отчёте секции ИЗО 1 октября 1920 г. речь идёт уже о трёх комнатах в бывшем доме Сергеева по улице III Интернационала, которые требуют ремонта, и поэтому ставится вопрос о выселении из дома квартирантов и расширении площади художественной мастерской. Дом № 12 по улице III Интернационала (ныне Большая Московская) был приобретён владимирским купцом Иваном Сергеевым в 1864 г. Согласно реестру домовладений, добавленному записями горкомхоза, в 1916 г. домом владели Мария Архиповна, Иван и Владимир Ивановичи Сергеевы, а с 1920 г. он был муниципализирован. Традиция использования фамилий бывших владельцев домовладений вместо нумерации позволяет нам определить здание, в котором располагалась художественная мастерская.


Улица Комсомольская, д. 1. Бывшее здание "Васильевского" училища.

Из письма, адресованного 29 сентября 1921 г. в Главное управление профессионального образования, мы узнаём, что в этот момент Государственные художественно-промышленные мастерские находились в помещении бывшего Васильевского училища (ныне ул. Комсомольская, д. 1). В письме Совет губернского подотдела художественного образования обращается в вышестоящую организацию Главпрофобр «с категорическим протестом против выселения художественных мастерских» и передачи здания под педагогический техникум. Неизвестно, как долго существовали мастерские в этом здании.
Ещё раньше это помещение упоминается в связи с проведением губернской художественно-промышленной выставки. Её подготовка была начата ещё в апреле, открытие, назначенное на 1 июня, задерживалось. Там же размещалась коллекция картин новой живописи, привезённая из Московского музея живописной культуры в марте 1921 г., которая должна была стать частью будущей картинной галереи.

Деятельность Владимирских государственных свободных художественных мастерских (ВГСХМ) контролировалась губернским и городским отделами народного просвещения через созданные в них подотделы искусств. После реорганизации Наркомпроса 11 февраля 1921 г. курирование различных вопросов на губернском и городском уровне легло на его соответствующие подразделения: отделы по профтехобразованию и политпросветработе. Кроме того, некоторые направления деятельности зависели от распоряжений и решений профессионального союза работников просвещения и искусств (Рабис).
В 1920–1921 гг. губернский подотдел искусств возглавлял Алексей Иванович Иванов (1890–1976), который одновременно занимал должность директора губернского музея и был председателем комиссии по охране памятников искусств и старины. Николай Лукич Никитин (1896 г.р.) и Александр Акимович Прохоров (1893 г.р.) возглавляли секцию ИЗО губернского отдела народного образования в 1920–1921 гг., оба имели художественное образование. Некоторые подробности биографий Никитина и Прохорова были обнаружены в документах РГАЛИ.
Николай Лукич Никитин родился в селе Косинское Ильинской волости Юрьевского уезда Владимирской губернии в крестьянской семье. В 1913 г. он окончил шесть классов Владимирского реального училища, в 1914 г. поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Один из документов личного дела Н.Л. Никитина свидетельствует о том, что в 1917 г. он был учеником фигурного класса, но смог ли он окончить полный курс обучения в училище – неизвестно. Губернскую секцию ИЗО Никитин возглавлял в 1920 г.
Александр Акимович Прохоров в 1929 г. поступал на Высшие педагогические курсы Вхутеина. Из опросного листа поступающего узнаём некоторые сведения из его биографии. До революции Прохоров окончил полный курс Казанской художественной школы по мастерской Н.И. Фешина; работал в школе II ступени Владимирского губоно (1919–1920); преподавателем графики во Владимирском институте народного образования (1921); заведовал губсекцией ИЗО при Владимирском губоно (1921); преподавателем графики в Вязниковском текстильном техникуме (1922) и в художественно-промышленной школе Вязников (1922); после переезда в столицу, в 1923–1929 гг., был преподавателем ИЗО, графики, труда и технологии обработки дерева в детских учреждениях Москвы.
Заведующим подотделом художественного образования при губпрофобре в интересующий нас период был Михаил Владимирович Модестов (1881 г.р.). Дата рождения и крещения его зарегистрирована в метрической книге московской Ризположенской церкви Донского монастыря. По прошению его отца – священника Владимира Александровича Модестова в 1897 г. был принят в Строгановское центральное училище технического рисования. Из документов личного дела понятно, что ещё в 1903 г. он обучался в училище. В личной анкете, находясь на службе во Владимире, о себе Модестов сообщил, что «окончил высшие художественные мастерские, работал в Москве (1907–1910), Перми (1910–1914), с 1914 г. – во Владимире. Службу в губпрофобре (с 1 июня 1920 г.) совмещал с работой в районном клубе и институте народного образования». До переезда во Владимир Модестов занимал должность художника по промыслам Пермского уездного земства. Он разрабатывал рисунки мебели для кустарей, а затем следил за их выполнением, кроме этого, преподавал рисование ученикам Юговской учебной ремесленной мастерской и взрослым кустарям.
Алексей Иванович Красильников (1900 г.р.) в 1920 г. возглавлял губернский профсоюз работников искусств. Красильников родился во Владимире в купеческой семье, был крещён в Николо-Златовратской церкви. В 1916 г. он поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, но уже в следующем году выбыл из учебного заведения.

Работу провинциальных художественных мастерских контролировали присланные центром так называемые «уполномоченные», которые совмещали административную деятельность с преподавательской. Документально прослеживаются две фамилии уполномоченных ВГСХМ – Н.Н. Шешенин и Н.Н. Смирнов, оба уроженцы Владимирской губернии и ровесники. Биографические сведения о них очень скудны. Николай Никифорович Шешенин (1895 г.р.), из семьи старообрядцев, сын крестьянина деревни Коняево Подольской волости Владимирской губернии, окончил Улыбышевское начальное училище. В 1911 г. по прошению отца был принят в императорское Строгановское художественно-промышленное училище учеником дополнительного класса, но в следующем году не был переведён в число штатных учеников. Николай Николаевич Смирнов (1895 г.р.) родился в селе Брыкино Судогодского уезда в семье священника. После окончания духовного училища (1901) и семинарии (1917) во Владимире он поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества.

Главной особенностью существования СГХМ был принцип выборности руководителей учащимися мастерских, закреплённый специальным постановлением НКП. Редкий документ «Дело по выборам СГХМ» в настоящее время находится в собрании музея МАРХИ. Во Владимире мастерскими руководили: живописи – П.Г. Зиновьев и Н.Н. Шешенин, скульптуры – И.М. Павловский и М.М. Сахаров, декоративно-оформительской – Н.Н. Смирнов.

Михаил Михайлович Сахаров (1890–1980) родился в с. Новосёлки Рыбновского р-на Рязанской области, в 1917 г. окончил художественную школу Штиглица в С.-Петербурге. В годы Гражданской войны он служил в I Конной армии, уже в 1934 г. был членом Союза художников в Ивановском отделении, в 1945 г. принимал активное участие в становлении Владимирского СХ. Сахаров был известен как мастер деревянной скульптуры, это искусство он преподавал учащимся ВГСХМ. Об Иване Михайловиче Павловском (1888 г.р.) практически нет сведений. Документально зафиксирован лишь факт обсуждения недостойного поведения художника Павловского на правлении СХ 26 мая 1945 г. Его обвиняли в том, что он выдал работы покойного художника Зиновьева за свои и послал их на выставку. На заседании было принято решение об исключении Павловского из Союза художников и организации посмертной выставки художника П.Г. Зиновьева.
Пётр Григорьевич Зиновьев (1894–1923), по воспоминаниям учащихся мастерских, был любимым преподавателем. Нам известны далеко не все факты его биографии. Семья Зиновьева (отец, сестра и два брата) проживала в селе Лемешки. Очевидно, отсюда он уехал в Москву и поступил в 1910 г. в Училище живописи, ваяния и зодчества. В училище он занимался под руководством профессора А.Е. Архипова и был удостоен звания художника живописи первой степени. В фондах музея находится удостоверение 1921 г., выданное Московским Вхутемасом (на штампе документа указано: Р.С.Ф.С.Р. Московские Высшие Государственные Художественно-Технические мастерские), об образовании Зиновьева. Оно представляет большую ценность, т.к. личное дело ученика МУЖВЗ П.Г. Зиновьева не сохранилось.
Пётр Григорьевич являлся членом Общества художников московской школы. В списке членов общества его фамилия – под номером 17. Там же отмечен год вступления – 1917 и участие в выставках в 1917 и 1923 гг. Сохранившийся каталог выставки свидетельствует о том, что на неё было отобрано четыре произведения автора. Документы РГАЛИ позволяют нам дополнить его биографию фактом членства в Ассоциации художников революционной России. Сохранилось заявление П.Г. Зиновьева от 4 октября 1922 г. с просьбой о вступлении в АХРР «Ознакомившись с декларацией ассоциации, прошу меня зачислить в члены ассоциации. Образование получил в Училище живописи, ваяния и зодчества, окончил в 1915 г.». В 1926 г. в выставочный комитет АХРР поступило заявление «Группа художников Владимирцев желала бы выставить работы умершего художника Зиновьева П.Г. (окончившего Уч. Жив. Ваян. и Зодчества в 1914–1915 гг.). Работы ещё нигде не выставлялись и по своему духу отвечают заданиям АХРР». Оба документа, кстати, содержат иную дату окончания Зиновьевым МУЖВЗ – не 1916, а 1915 г.
Пётр Григорьевич был талантливым живописцем. В собрании музея находится 74 живописные работы мастера, а также альбомы с рисунками. Тема данного сообщения не предполагает подробного анализа творчества художника. Хочется надеяться, что к 125-летнему юбилею П.Г. Зиновьева (2019 г.) будет проведена необходимая реставрационная работа и музей сможет представить общественности выставку безусловно интересного владимирского мастера. Творческая жизнь художника была очень недолгой. Уже в октябре-ноябре 1920 г. Зиновьев был серьёзно болен, проходил курс лечения в московской клинике и вынужден был на время оставить работу руководителя художественной мастерской. Скорее всего, последний автопортрет мастера, выполненный незадолго до смерти, запечатлён на обороте его раннего автопортрета первой половины 1910-х гг. Узнав «о бедственном положении художника Зиновьева», президиум АХРР выдал пособие в 250 рублей летом 1923 г., а 11 ноября художник умер и был похоронен в Лемешках, могила его не сохранилась.

В 1921 г. всего в художественных студиях и мастерских губернии по различным документам было от 300 до 600 учащихся, от 90 до 120 человек из этого числа занимались во Владимире, преподавательский и обслуживающий персонал здесь составлял 12–14 человек. Специалистов с художественным образованием не хватало. Было несколько кандидатур, предполагаемых для усиления числа преподавателей: В.П. Игнатьев, Н.Н. Колун, И.С. Копин. По поводу перевода последнего, «специалиста художника на службу в подотдел искусств», работавшего помощником лесничего, велась переписка несколько месяцев. Не дождавшись работы по профилю, Копин получил направление на учёбу в Московский Вхутемас. Этим правом он воспользовался не сразу. Из личного дела Копина в РГАЛИ мы узнали некоторые подробности биографии. В частности, о том, что он участвовал в Первой мировой войне (1916–1918), в годы Гражданской войны был мобилизован на службу и занимался заготовкой дров (1918–1921). В 1921–1923 гг. был школьным работником в клубах г. Судогды. После окончания Единого художественного рабфака в 1926 г. поступил во Вхутемас и в 1930 г. окончил живописный факультет. Родился И.С. Копин в крестьянской семье в дер. Веригино Судогодского уезда Владимирской губернии, с 1900 г. занимался в частных художественных студиях, уже с 1915 г. участвовал в выставках Общества миниатюристов-акварелистов, с 1918 – Союза работников искусств, в 1925 – общества «Объединённое искусство». С 1939 г. – член Союза художников. Известен как мастер пейзажа и натюрморта, писал портреты, занимался педагогической деятельностью в Севастополе, Ленинграде и Москве. В 1985 г. из республиканского центра «Росизопропаганда» в фонды нашего музея поступили два портрета и три пейзажа мастера. Наиболее интересные из них – пейзаж «Феодосия» 1938 г. и «Товарная пристань на реке Оке в городе Муроме» 1959 г.

На сегодняшний день не удалось обнаружить полного списка учащихся ВГСХМ. Немногочисленные списки встречаются в документах подотдела искусств и Рабиса. Наибольший по количеству относится к июню 1921 г., он состоит из 29 человек, но это список только членов профсоюза, в который входили и преподаватели, и учащиеся. Нам хотелось проследить судьбу тех учащихся, которые впоследствии связали свою деятельность с художественными профессиями. В семье известного московского художника-графика Анатолия Владимировича Бородина сохранилось фото одной из групп ВГСХМ. На снимке среди учащихся студии – П.Г. Захаров и Т.З. Мертешова, будущие родители жены А.В. Бородина. В центре фотографии – руководитель живописного отделения П.Г. Зиновьев.

Павел Григорьевич Захаров (1902–1984) родился во Владимире в семье слесаря-железнодорожника, обряд его крещения был произведён в Петропавловской церкви губернского города. В автобиографии Захаров сообщает, что окончил в родном городе приходскую школу, в 1920 г. – школу II ступени и параллельно учился в художественных мастерских. После окончания ВГСХМ был командирован в Москву в Высшие художественно-технические мастерские, где учился с 1922 по 1929 г. (продолжительность учёбы, очевидно, объясняется предварительной учёбой на Едином художественном рабфаке). Учителями Захарова были П.В. Митурич, И.И. Нивинский, П.И. Львов, С.В. Герасимов. В 1929 г. он был принят в число аспирантов Вхутеина, а затем с 1947 г. преподавал в Московском полиграфическом институте и воспитал большое количество учеников. Будучи студентом, он разработал методику «автоцинка» – изготовления клише без применения фототехники, – которая активно использовалась в годы войны редакциями фронтовых газет. В 1932 г. он исполнил четыре панно для оформления Политехнического музея, в 1939 г. оформлял павильон ВСХВ «Северо-Восток». В годы войны работал в военно-агитационной бригаде под руководством Д.С. Моора в Московском институте изобразительных искусств. В 1943 г. для Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (ВОКС) Захаров подготовил для показа за рубежом 45 экземпляров выставки «Ленинград – Сталинград», изготовленных в технике «автоцинк» с последующей раскраской акварелью.

В 1923 г. студенткой Вхутемаса стала жена Захарова Татьяна Захаровна Мертешова (1905–1998). Для поступления в московский вуз её отцу, работнику владимирской железной дороги, выдали характеристику: «Дана сия характеристика месткомом № 6 станции Владимир в том, что дочь весовщика той же станции Захара Ивановича Мертешова действительно пролетарского происхождения, и он, Мертешов, прослужил на транспорте более 20 лет, ни в чём замечен не был, относился к службе очень добросовестно и аккуратно. Со стороны месткома желательно, чтобы дочь пролетариата могла поступить в вуз. 27.IV.23». В семье художника сохранились фотографии студенческой поры 1920-х гг. Т.З. Мертешова училась у К.Н. Истомина, Н.Н. Куприянова, В.А. Фаворского, П.И. Львова, после института работала в издательствах «Известия», «Советская энциклопедия», «Советский график». На протяжении долгого времени семья дружила и поддерживала в трудные минуты своего учителя П.В. Митурича. За компанию с ним они попали в список так называемых «формалистов», что закрывало дорогу к участию в выставках, и Захаров и Мертешова долгие годы занимались творчеством «для души». Большим откровением для художественной общественности стали их посмертные выставки, организованные усилиями журнала «Наше наследие» и художника А.В. Бородина. Сохранились в семье и ученические работы, выполненные под руководством П.Г. Зиновьева во Владимире. Это в основном постановочные натюрморты, портреты, ценные для нас прежде всего не в художественном, а в краеведческом отношении. Дефицит бумаги заставлял учащихся Владимирской мастерской использовать бывшие в употреблении альбомы учащихся дореволюционного Мальцовского училища.

В 1921 г. из Владимирского профсоюза работников искусств были исключены учащиеся ВГСХМ Неронский и Киров, в связи с переездом в Москву. Богуслав Константинович Неронский (1900, д. Бернары Ловицкого уезда Варшавской губ. – после 1935 г.) посещал ВГСХМ, работая отметчиком станции Владимир Московско-Курской железной дороги. Получив рабочую командировку на единый художественный рабфак и успешно его окончив, он поступил на графический факультет Вхутемаса в 1924 г. Стиль заявления Неронского с просьбой о зачислении в вуз передаёт определённый колорит того времени: «Прошу зачислить меня в число студентов графического факультета, т.к. я хочу работать по графическому искусству, связанному с массой рабочих и крестьян. Графику я люблю и, думаю, буду полезным в этой области». После летней архитектурной практики в г. Александрове он перевёлся с факультета графики и в 1930 г. окончил архитектурный факультет института.

Сергей Михайлович Киров (1902, Муром – 1976, Москва) окончил во Владимире школу II ступени, поэтому сразу был зачислен во Вхутемас и в 1926 г. окончил живописный факультет. Занимался у Н.А. Певзнера, А.А. Осмеркина и И.И. Машкова, но диплом получил только в 1929 г. До защиты диплома он работал учителем рисования в школах Владимира и инструктором кружка ИЗО при губернском клубе. В 1929 г. Киров поступил на Высшие педагогические курсы Вхутеина. Одна деталь опросного листа поступающего на ВПК нам особенно интересна. В графе «домашний адрес» указана улица III Интернационала, здание Золотых ворот. Надо полагать, что две его сестры, брат и мать-пенсионерка тоже проживали именно там. По материалам О.О. Ройтенберг, с 1926–1928 гг. он принимал участие в организации выставок местных художников, в 1927 был членом группы «Крыло», с 1929 – Общества московских художников. В 1930 г. был направлен в творческую командировку в Армению, в 1931 – на автозавод в Нижний Новгород, в 1932 – во владимирское огородное хозяйство. Картины «Беспризорные» (1927), «Полдни» (1930), приобретённые для Владимирского музея Народным комиссариатом просвещения, а также попавшие после смерти художника в частную коллекцию С. Моталкина, не были обнаружены. Два его живописных натюрморта нам встретились на антикварном рынке.

Архитектурное отделение Московского Вхутемаса в 1930 г. окончил ещё один учащийся ВГСХМ – В.В. Любимов (1903 г.р.). Документы личного дела свидетельствуют о том, что Василий Васильевич Любимов из крестьянской семьи, родился в Гусь-Хрустальном и был крещён в фабричной Иоакиманской церкви. После окончания Гусевской школы II ступени по рекомендации Гусевского райкома комсомола был командирован фабрично-заводским комитетом фабрики как слушатель Владимирских художественных мастерских на учёбу в Москву в 1922 г.
Документы РГАЛИ свидетельствуют о том, что ещё две ученицы ВГСХМ поступили во Вхутемас. Анна Александровна Сивкова (1900 г.р.) родилась в с. Ставрово в семье учителя, в 1918 г. окончила Владимирскую гимназию, занятия в художественной мастерской она совмещала с учёбой во Владимирском институте народного образования. Именно это учебное заведение командировало её в Москву в 1921 г.

Галина Павловна Лебедева (1906 г.р.) родилась в Ундоле в семье машиниста-железнодорожника. Во Владимире она окончила 3-ю школу II ступени. В семье Захаровых сохранился портрет Г. Лебедевой, выполненный в 1921–1922 гг. Т.З. Мертешовой, ученицей ВГСХМ (рисунок выполнен на обороте листа из мальцовского альбома). Лебедева обратилась в культкомиссию железнодорожной ветки фабрики «Комавангард» по месту работы отца: «Прошу дать возможность продолжить своё образование, чтобы впоследствии принести большую пользу РСФСР и содействовать мне в поступлении в Высшие художественно-технические мастерские». Её заявление в приёмную комиссию Вхутемас, также как заявление В.В. Любимова, свидетельствует о том, что 1922 г. был последним годом функционирования Владимирских мастерских. Дальнейшая судьба Сивковой и Лебедевой не известна.

Художественные мастерские на протяжении всего недолгого существования испытывали большие материальные затруднения. Время их работы совпало с Гражданской войной. В переписке не раз встречаются документы о недостаточном финансировании. По утверждённой смете на 1920 г., на содержание Владимирской мастерской выделялась сумма в 1010000 рублей. Для этого времени эта сумма являлась мизерной, т.к. в стране царила инфляция и дороговизна. Например, только на две поездки в Москву в марте 1921 г. за художественными материалами и за «картинами новой живописи» было израсходовано 105000 рублей, а на изготовление художниками мастерских в ноябре десяти плакатов для губполитпросвета было истрачено семь миллионов рублей. В то же время, максимальная зарплата в месяц художника-руководителя мастерской живописи или скульптуры была 4800 рублей.
Важной составляющей при создании во Владимире художественных мастерских, так же как в других местах, было придание им статуса высшего учебного заведения. Но в силу различных, прежде всего материальных обстоятельств этого сделать не удалось. Новый революционный дух царил и в системе взаимоотношений между учителями и учениками, которые могли потребовать замены преподавателя. 20 июня 1920 г. Совет ВГСХМ направил в Рабис «…заявление от учащихся на предмет ходатайства перед губотнароб об удалении главного уполномоченного от центра тов. Шешенина, как неспособного работника, считая его виновным в деле развала мастерских…»
Претензии учащихся привели к идее реорганизации мастерских в районную студию, была проведена проверка учебного заведения, выявившая неутешительные результаты. Уполномоченный Шешенин был объявлен некомпетентным руководителем, который «…никаких определённых планов, уставов, программы и вообще материалов не имел». Кроме того, он был замечен в нарушении финансовой дисциплины, был уволен и обязан был передать управление мастерскими в ведение губсекции ИЗО.
Для улучшения финансового положения мастерских губполитпросветом летом 1921 г. было создано Бюро художественного труда, которое «ведало распределением и выполнением всех заказов на художественные работы по написанию декораций, плакатов, вывесок, украшений и т.п. и оценкой выполняемых работ». Одной из последних попыток стабилизировать положение ВГСХМ было решение о присвоении организации наименования УДАРНЫХ мастерских «…чтобы укрепить её, расширить и сделать жизненной до предельности… в этом случае они могли бы справиться со своей работой… которая диктуется им условиями местонахождения и требованиями жизни» (стиль сохранён). За витиеватостью фраз скрывалось одно важное обстоятельство: в 1921 г. все ударные учебные заведения получали финансирование от центра, и это было единственным средством для их сохранения.

На излёте существования в ВГСХМ начал заниматься уроженец Владимира Кузьма Александрович Данилов (1898–1970). Его учителями были Н.Н. Николаев и Н.Н. Смирнов. Впоследствии он жил в Иваново и работал как театральный художник, участвовал в выставках и был членом СХ (с 1932). Во Владимирском городском театре в 1928–1929 гг. он исполнил эскизы костюмов и декораций для постановок спектаклей «Горе от ума» А.С. Грибоедова и «Собака садовника» Лопе де Вега. В 1950-е гг. он был одним из художников-оформителей исторической экспозиции нашего музея. На фотографии этого периода можно увидеть макет его работы «Осада города Владимира татарами».

Более жизнеспособными оказались в нашей губернии те мастерские, обучение в которых было связано с традиционными владимирскими промыслами. Особенно успешными оказались мастерские во Мстёре. Мстёрские государственные промышленные мастерские 1 сентября 1921 г. были преобразованы в техникум, который существовал стабильно на протяжении многих лет, меняя свой статус и названия. Датировку фотографии из нашего собрания, на которой изображены МГПМ можно уточнить 1920 – первой половиной 1921 г.

На сегодняшний день мы можем констатировать, что Владимирские ГСХМ существовали почти три года, период их становления и развития был сложным. Нам удалось обнаружить местонахождение мастерских в городе, узнать имена их организаторов и руководителей. Местные художественные силы не сумели преодолеть выпавшие на их долю трудности, но некоторые учащиеся, пройдя курс обучения, смогли продолжить образование в Московском Вхутемасе и связать в дальнейшем свою судьбу с творческими профессиями. К сожалению, не были обнаружены списки всех учащихся, которые помогли бы нам полнее исследовать круг лиц, получивших художественное образование во Владимире в начале 1920-х гг. Это поколение художников принято считать «потерянным», на их долю выпали тяготы войны, репрессий, поэтому любая информация о них бесценна.

Источник:
История Государственных свободных художественных мастерских во Владимире. Т.Н. Меркулова: [Электронный ресурс] // Владимиро-Суздальский музей-заповедник: [сайт]. – URL: http://old.vladmuseum.ru/rus/services/books/nauch/merkulova.php
8 апреля 1945 г. принято постановление правительства РСФСР №715 об открытии в г. Владимире ремесленно-художественного училища № 1.
Основная статья: Учебные заведения города Владимира

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Учебные заведения | Добавил: Николай (08.12.2018)
Просмотров: 51 | Теги: Владимир, учебные заведения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:


Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика