Владимир Васильевич Пластинин (1933-2012) – инженер, художник – символист.
Владимир Васильевич Пластинин
Владимир Васильевич Пластинин родился 16 июля 1933 году в г. Владимире. Его отец Василий Васильевич всю жизнь проработал на железной дороге ревизором. За добросовестный труд был награжден орденами Трудового Красного Знамени и Ленина. Мать Владимира Васильевича - Евгения Лукинична (в девичестве Цибина) – домохозяйка. Брат Евгении, Анатолий, тоже работал на железной дороге. Он и познакомил ее со своим сослуживцем Василием. Поженились они летом 1932 года. А в июле 1933 года у них родился первенец Володя.
Художественные способности у Володи проявились с самого детства, возможно, передавшись по наследству по материнской линии. Братья его бабушки и трое ее сыновей Николай, Анатолий и Владимир Цибины - дяди Владимира - тоже замечательно рисовали. А Владимир Цибин стал театральным художником.
В 8 лет Володя самостоятельно пришел в кружок изобразительного искусства во Дворце пионеров под руководством Михаила Михайловича Сахарова, старейшего педагога, скульптора, члена Союза художников СССР. Он хорошо запомнил свое первое посещение кружка. Новичкам Сахаров всегда давал для примера какую-нибудь работу старших ребят. Эти работы передавали в кружок из ремесленного училища, где в то время преподавали педагоги высокой квалификации. Володе достался рисунок гипсового цветка. Михаил Михайлович сказал: «Вот ты срисуй и поучись, как надо правильно штриховать и строить. Эта работа сделана уже взрослым юношей. И ты, когда вырастешь, будешь так же рисовать». К концу занятия он подошел и увидел, что у новичка получилось ничуть не хуже, чем на рисунке-образце. Сахаров взял рисунок и, ни слова не говоря, куда- то быстро исчез. Появился вскоре со взрослыми, которые с улыбкой смотрели на мальчика. А новичок сидел, покраснев от смущения, и не понимал, что произошло... Так начались его занятия в кружке, который он посещал с удовольствием.
К 14-ти годам Володя уже очень неплохо рисовал и после окончания семилетки решил учиться на художника. Успешно сдал экзамены в училище им. 1905 года в Москве, где в то время преподавали такие маститые художники, как Н.П. Крымов и В.Н. Бакшеев. Последний хвалил экзаменационную работу Володи, как одну из лучших. Но продолжить учебу ему не удалось. Родители боялись оставлять мальчика одного в столице - общежития не было, и приходилось снимать койку в квартире. Да и материальные соображения сыграли свою роль. Володя вернулся домой и успешно окончил Владимирский строительный техникум. Рисовать он, конечно же, не бросал, посещал городскую изостудию, где вели занятия известный профессор Н.П. Сычев и художник И.И. Марков.
Когда Володя после окончания техникума в 1952 году устроился на работу в проектную организацию «Облпроект» на должность техника-строителя, ему мечталось самому проектировать здания. А дали типовой проект и никакой личной инициативы. Владимир был очень разочарован. Проработав год, он решил не останавливаться на среднем образовании и поступил в Новосибирский инженерно-строительный институт им. В.В. Куйбышева на факультет промышленного и гражданского строительства, который и окончил ускоренным курсом в 1955 году.
После окончания института его распределили в г. Барнаул в трест «Алтайхлебстрой» инженером-конструктором. Немного поработав там, он в 1956 году вернулся в родной Владимир и продолжил карьеру инженера-строителя-проектировщика опять в «Облпроекте». Но задержался там недолго, и уже в начале 1957 года устроился во Владимирский филиал НИИПМ «Гипропласт» инженером-конструктором. Трудовая деятельность в институте проходила с постоянным карьерным ростом - от инженера-конструктора до главного инженера комплексного строительного отдела. Во время работы в «Гипропласте» Владимир занимался решением инженерных и архитектурных задач при проектировании крупных промышленных объектов в основном химической промышленности не только во Владимире (здания ВНИИСС, химического завода), но и во многих городах страны: Горьком, Дзержинске, Намангане, Фергане, Ташкенте, Стерлитамаке, Ереване, Энгельсе, Рошале и других. Часто приходилось ездить в командировки и по стране, и за рубеж. В этот период жизни Владимир познакомился со своей будущей женой - Валей Чернышевой, как и многие владимирцы, на «шалопаевке» - участке улицы III Интернационала (Большой Московской) - от Золотых ворот до площади Свободы (Соборной) - месте всеобщего гуляния горожан тех времен. Валя - признанная красавица, работала в конструкторском бюро объединения «Техника». Конечно, она влюбилась в форсистого и уже тогда взрослого - на пять лет старше - молодого инженера. Поженились они в ноябре 1959 года. А в декабре 1960 года родилась я.
Поначалу молодые жили с родителями Володи. Но уже через год получили комнату в коммуналке на улице Большие Ременники. А еще через год - двухкомнатную квартиру на улице Производственной (ныне улица им. Каманина) - на окраине города по тем временам. Там были построены одни из первых «хрущевок» в городе. В этой квартире они и прожили всю оставшуюся жизнь.
Почти каждое воскресенье мы всей семьей выбирались в Загородный парк: летом - на пляж на Клязьме или на озеро Глубокое, зимой - кататься на лыжах. Загородный парк был излюбленным местом отца для походов на этюды. Почти всегда летом он брал с собой и меня. Эти свои любимые места он рисовал всю жизнь - им посвящено множество акварельных и живописных работ. Нередко в отпуск он отправлялся в путешествия. И во всех своих поездках он рисовал: есть, например, целый цикл акварельных пейзажей, посвященный Грузии. Но, как отец сам писал в своей автобиографии, работа в «Гипропласте» не приносила творческого удовлетворения, и в 1968 году он перевелся во Владимирскую специальную научно-реставрационную производственную мастерскую. Надо отметить, что очень распространенное в те времена типовое проектирование делало из инженеров роботов: все уже придумано за них, надо только подпись в штампе поставить. В реконструкции же открывался простор творческой и инженерной мысли. Не каждый инженер может принять оригинальное техническое решение в проекте. А Владимир Васильевич был способен на это и не раз принимал интересные, грамотные, смелые и даже остроумные решения при проектировании. Одна из наиболее значимых его работ в этот период, где как раз и потребовался такой творческий подход - расчет, проектирование и затем восстановление сводчатого покрытия Крестовой палаты (XVIII век) архиерейского дома в Суздале под руководством Варганова А.Д.. В 1969 году Владимир Васильевич переходит на завод «Точмаш» на должность главного архитектора.
Бывшее здание технического училища № 9. Улица Мира, д. 61а
Улица Мира, д. 61а. Бизнес центр Сити.
Улица Северная, д. 1д. Кафе «Почайка» (закрыто в 2020 г.)
Улица Северная, д. 1б. Бывший торгово-бытовой комплекс «Почайка». Гостиница «Почайка» (закрыта в 2018 г.)
Во время работы на заводе под его руководством и при непосредственном участии были разработаны проекты многих сооружений: технического училища № 9 (улица Мира, 61а), 114-квартирного жилого дома с магазином «Турист» (с интерьерами; Суздальский проспект, 24), комплекса комбината бытового обслуживания с общежитием и кафе «Почайка» (с интерьерами; кстати, название тоже придумал он; ул. Северная, 1д), 212-квартирного жилого дома с магазином на ул. Добросельской, базы отдыха «Камбары» в Пенкино, комплекса жилых домов с орнаментами на Судогодском шоссе (д. 5а, 7а, 9а, 11а) по дороге в Загородный парк и других. За комплекс 9-этажных домов на улице Северной во Владимире В.В. Пластинин был награжден грамотой Совета Министров СССР и дипломом ВДНХ.
«Цветок». Судогодское шоссе, д. 11а.
«Жук». Судогодское шоссе, д. 9а.
«Паук». Судогодское шоссе, д. 7а.
«Филин-сова». Судогодское шоссе, д. 5а.
Особо разгуляться творческой мысли архитектора в те времена не давали. Многочисленные типовые коробки, «украшающие» наши города до сих пор - тому пример. Но Владимир Васильевич старался и такие здания украсить, внести что-нибудь оригинальное хотя бы на фасады. Так, на фасаде бывшего технического училища № 9 выложен красным кирпичом закрученный орнамент - символ энергии. А о выложенных из кирпича панно на комплексе жилых домов на Судогодском шоссе в своем дневнике Владимир Васильевич писал: «Пусть разгадывают потомки, что там изображено. Но я понял, почти никто не понимает что. А там цветок, жук, паук и филин-сова». А на одноэтажном здании комбината ритуальных услуг около старого кладбища на фасаде можно увидеть своеобразный рисунок в виде двух стилизованных цветков, один из которых направлен вверх, а другой вниз - как символы жизни и смерти.
Ул. Северная, д. 2а. Арт-Дворец
Но любимым его детищем был, конечно, Дворец культуры завода «Точмаш» (совместно с архитекторами В.С. Режепой и Ю.А. Спичевым), или клуб, как его тогда называли. Вместо старого деревянного клуба завода хотели построить новый. Сначала был предложен типовой проект. Заместитель директора клуба Валерий Николаевич Гридин и В.В. Пластинин загорелись идеей сделать что-то необычное, оригинальное. Типовик переделали начисто. Руководство поддерживало и помогало: на клуб не жалели средств. Фактически все выполнялось по индивидуальным проектам. Очень многое было выполнено непосредственно в цехах завода, например, уникальные двери, ручки.
Для завершения проекта Дома культуры завода «Точмаш» (разработки интерьеров) Владимир Васильевич в 1975 году принял решение перейти на работу во Владимирские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР, где проработал 8 лет, занимаясь разработкой интерьеров и экстерьеров зданий. К сожалению, ему пришлось расстаться с этой интересной творческой работой - несмотря на большое количество разработанных им и внедренных в жизнь проектов, он был сокращен с должности в 1983 году. С 1984 года работал в НИКТИДе в отделе развития экспериментальных баз.
В 1988 году он вернулся к проектно-конструкторской и архитектурной работе - в кооператив «Проектировщик» на должность главного архитектора проектов. В этот период были построены здания жилого, промышленного и общественного назначения в г. Владимире и Владимирской области. Именно здесь ему удалось выполнить одну из самых значимых своих работ, где он единолично выступил и как архитектор, и как проектировщик - проект здания Церкви адвентистов 7-го дня на улице Садовой (1991 г.).
Храм церкви Христиан-Адвентистов Седьмого Дня
По проектам В. В. Пластинина построены не только многочисленные здания, но и различные сооружения - стелы, знаки и т.п. Наверное, многие помнят Доску почета в центре города с большой стилизованной картой Владимирской области (сейчас этот фасад закрыт зданием «Макдоналдса») - это тоже плод творческой мысли В. В. Пластинина.
В 1993 году Владимир Васильевич вышел на пенсию и решил полностью посвятить себя художественному творчеству. Несмотря на то, что профессионального художественного вуза окончить не удалось, его университетом стала жизнь. Еще в молодые годы он учился в студии профессора Николая Петровича Сычева во Владимире, был постоянным участником художественной студии в Доме культуры Владимирского тракторного завода под руководством В.Я. Юкина все годы ее работы. Практически с самого основания - член городского клуба самодеятельных художников, позднее переименованного во Владимирский городской клуб художников «Колорит».
В.В. Пластинин неоднократно принимал участие в выставках разного уровня: от городских до зональных и республиканских, награждался дипломами. А персональных выставок при жизни у него было только две: одна - совместно с его отцом и вторая, посвященная памяти жены. Он ждал и готовился к выставке к своему 80-летию, но не дожил до нее. Выставка с успехом прошла в августе 2013 года в Областном центре народного творчества. Посетители отмечали, что у них создается впечатление, будто представлены работы не одного художника, а многих, настолько разнообразно и многолико было его творчество.
Владимир Пластинин. Тени старого двора.
Владимир Пластинин. Мыслящие кристаллы, 2007.
В.В. Пластинин постоянно находился в творческом поиске, работал в разнообразных манерах - от реализма до авангарда, как живописец и график. В каждой работе искал технические средства, которые наиболее интересно выражают тему произведения, не останавливаясь на чем- то одном, поэтому в его произведениях и импрессионистский подход, и экспрессионистское выражение. О диапазоне Владимира Васильевича как художника свидетельствует и то, что он был замечательным карикатуристом, что является довольно редким даром - сочетание прекрасной графики и юмористического склада ума. Ни одна стенгазета не обходилась без его иллюстраций и карикатур.
Но особенно хочется отметить его акварели, недаром одна из статей-откликов на его выставку называлась «Мастер акварели». Акварель - сложная техника, дается не каждому. Здесь требуется не только особое дарование художника, но надо быть еще и душевно подходящим человеком. А его акварель - прозрачная, нежная, воздушная, какой она и должна быть.
Вспоминаю его старые мастерские, которые удавалось получить неимоверными усилиями. Без удобств, с чадящими печками, без воды, полуаварийные помещения в нежилом фонде города. Он и этому был безмерно рад - рад иметь небольшой уголок, где можно было рисовать и хранить не крошечные графические «почеркушки», а полноценные живописные работы. Ведь в квартире такой возможности не было.
Отец очень любил природу, любовался ее красотой. Помню, как его удивляли и восхищали облака. Он зарисовывал облака необычной формы. Интересовался растениями, травами. Природа вдохновляла его, помогала стать замечательным пейзажистом. Именно пейзажная живопись получалась у него особенно удачно. В любое время года он с удовольствием выбирался на этюды, особенно в свои любимые места в окрестностях Владимира, на берегах Клязьмы.
Владимир Пластинин. Загородный парк. Дубки, 1975.
Озеро Глубокое
У озера Глубокое росли дорогие его сердцу дубки, не раз запечатленные им в работах. Как-то он даже высадил около 70 проросших желудей в пойме около реки.
Важную роль в творческом самовыражении отца сыграло и увлечение поэзией. Нередко свои картины он сопровождал собственными стихами. Писал и статьи для местных газет, вел дневник.
С детства отец не отличался крепким здоровьем, но всегда стойко боролся с многочисленными недугами, вел здоровый образ жизни. Возможно, сказались тяжелые события последнего времени его жизни и сердце не выдержало.
Он умер 16 июня 2012 года, похоронен на Улыбышевском кладбище.
Владимир Васильевич готовился к выставке в честь своего 80-летия, но не дожил до нее. Она с успехом прошла в августе 2013 года в Областном центре народного творчества. Посетителям казалось, что на выставке представлены работы не одного художника, а многих, настолько разнообразно и многолико было его творчество.
Как дочь я не могу не сказать, какой у меня был добрый и заботливый отец, сколько времени и сил он отдал мне, какую важнейшую роль сыграл в моем личностном и творческом становлении. Не помню, чтобы когда-либо он произнес хотя бы одно грубое слово в мой адрес, был всегда ласковым и спокойным, переживал за меня. Не уверена, стала бы я рисовать, если бы не его поддержка и внимание. Это гигантская удача, когда рядом с тобой талантливый умный человек. Он одним своим присутствием обогащал. Круг его интересов был удивительно разнообразен. Он постоянно выписывал научно-популярные журналы - «Знание - сила», «Наука и жизнь», «Наука и религия», а позже приносил из библиотеки интересные издания.
Когда разговариваешь со знавшими его людьми, слышишь только добрые, теплые отзывы. Скромный и порядочный, он не умел ругаться и хамить. В нем было христианское смирение, какая-то внешняя беззащитность, но в то же время сильный внутренний стержень, дававший возможность стойко переносить жизненные невзгоды и неудачи, которых он немало испытал на своем пути.
Имя Владимира Васильевича Пластинина вошло и в биобиблиографический словарь «Владимирская энциклопедия» (2002).
Его картины находятся в фондах Владимиро-Суздальского музея-заповедника, Владимирского областного Центра народного творчества, Владимирского областного Центра изобразительного искусства, в частных коллекциях России, Великобритании, Германии, США, Франции.
Источник: Н.В. Пластинина. ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ ПЛАСТИНИН В ВОСПОМИНАНИЯХ ДОЧЕРИ. Краеведческий альманах «Старая Столица» выпуск 11.
«Двор моего детства» Владимирский Союз художников Владимир Лукич Цибин (1914 - 1999) - художник-постановщик, заслуженный деятель искусства РСФСР (1958).