Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
01:09
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Серов Василий Васильевич

Серов Василий Васильевич

На берегу Оки, недалеко от Карачарова — родины былинного Ильи Муромца, раскинулось село Панфилово. В этом селе 11 февраля 1911 года, в бедной рабочей семье Василия Ивановича Серова родился светловолосый мальчик. Его назвали, как и отца, Василием. Тяжелое детстве выпало на долю Васи. Ему еще не было 10 лет, как умер отец (1921 г.). Мать одна воспитывала четверых детей.


Серов Василий Васильевич

С раннего детства Васю потянуло к краскам. По-детски любовался он радугой и багряным закатом солнца. Его внимание особенно привлекали закаты. Когда он находил разные по цвету камешки-мелки, то разрисовывал ими что только, можно, заборы, обрывки, газет и листки бумаги.
Большую радость ощутил маленький Вася Серов, когда получил в руки букварь. Однако учиться в школе долго не пришлось. Наступил тяжелый 1922 год. Пришлось искать какую-нибудь работу. Тогда его взяли в редакции Муромской газеты «Луч» — курьером.
Однажды, идя с пакетом по улице, Вася заглянул в окно низенького деревянного домика, там, в комнате, на мольбертах, стояли картины, портреты. Долго стоял мальчик, любуясь этими чудесными творениями. А потом узнал он, что в городе есть изостудия и ее можно посещать. Так началось первое знакомство Серова с настоящей мастерской живописи.
С 1923 по 1924 год обучался в вечерней изостудии под руководством В. А. Афанасьева в Муроме.
В это же время счастливый случай свел молодого Серова с академиком живописи Куликовым И.С. Иван Семенович был душевным человеком. Он понял стремление юноши и приблизил его к себе.
С 1925 по 1926 годы частным образом занимался у академика живописи Ивана Семеновича Куликова в Муроме (жил и работал помощником в его мастерской).
В 1926 году Василий Серов поступает в общеобразовательную школу. Он уже тогда понял, что без образования, с 3-мя классами, нельзя выйти на широкую дорогу.
Василий Серов часто ходил с академиком на этюды, наблюдал, как простой серый холст под кистью художника превращался в живую картину. Oт Ивана Семеновича Серов впервые узнал технику акварели. Много рассказывал маститый художник о знаменитом Репине. Все это захватывало юношу и неотразимо влекло к живописи.
Но надо было жить и зарабатывать на хлеб. Школу пришлось оставить. Серов поступает учеником электрослесаря. Однако, в свободное время он продолжает изучать технику живописи и рисунка, поддерживая связь с академиком Куликовым. Это помогает ему совершенствовать свое мастерство.
С 1932 по 1935 год Серов работает художником на паровозоремонтном заводе, затем — на фанерном комбинате.
Особенно памятный был 1935 год. Тогда Серова вызвали в Московский дом народного творчества, где была организованна персональная выставка его картин и рисунков. Уже тогда заметили талантливого юношу. Газета «Труд» 12 сентября 1935 года писала: «Он привез в Москву целую выставку своих рисунков и картин. Его работы вызвали сначала недоверие, а потом горячее одобрение. Казалось совершенно невероятным, чтобы нигде не учившийся застенчивый 24-летний парень мог дать такие глубоко содержательные картины».
После этого молодого живописца направляют в Ленинградскую академию художеств. Перед ним открылась широкая дорога в большое искусство. Учился у преподавателей В. П. Белкина, К. Э. Линблата, С. Л. Абугова и Федорова.
В 1936 году Серов выступает на Всесоюзной выставке самодеятельных художников и за картину «Ликбез» получает первую премию.
По окончании обучения в Академии поступил на Центральные заочные курсы рисования и живописи им. Н. К. Крупской в Москве, которые закончил в 1939 году. Высокую оценку получают его картины «Конец улицы» и «Облака» на республиканской выставке в Москве в 1939 году. Тогда Серова принимают в члены Горьковского отделения Союза советских художников и отмечают его монографией.
1938—41 гг. В. В. Серов ведет преподавательскую работу по изобразительному искусству в Муромском Доме пионера и школьников.
В 1940 году принят в Союз художников СССР.
В 1940 году Серов участвовал на художественной выставке в Болгарии, где большое внимание привлекла картина «Школьницы». Вскоре разразилась Великая Отечественная война.
Молодой художник на фронте. Потянулись дни лишений и невзгод. Оказавшись в партизанском отряде минских лесов, минометчик-художник ведет смертельную борьбу с фашистскими захватчиками и урывками пишет пережитое.
В 1944 году на художественной выставке, организованной первым Белорусским фронтом, была представлена волнующая картина Серова «Партизаны на боевом задании». В эти годы Серов — ведущий художник при 61-й армии. Здесь он проводит большую работу как художник-пропагандист, неоднократно отмечался боевыми наградами. В № 92 газеты «Правда» от 18 апреля 1945 года была помещена «наградная грамота», исполненная художником Серовым.
С 1946 года жил в Муроме, где стал одним из основателей Владимирского областного отделения Союза художников РСФСР.
После войны В. В. Серов неоднократно участвовал своими работами на различных художественных выставках. В 1948 году семь картин Серова были представлены на выставке семи областей в городе Ярославле. Затем картина «Дети» - на республиканской выставке в Москве. За участие в закрытом конкурсе в 1951 году, где была представлена работа «За школьным заданием», Серов удостоен Почетного диплома художника. Высоко была оценена его работа на республиканской выставке в городе Иванове в 1955 году.
В. В. Серов принимал участие во всех областных и городских выставках. Его картины приобретены Московским домом народного творчества, Горьковским товариществом художников, отделами народного образования и отделами культуры различных городов. Репродукции с картин неоднократно помещались в московских и областных газетах и журналах.
Много труда и сил вложил художник Серов в оформление своего родного города. Большие темы современности, темы, возвеличивающие человека-творца, строителя коммунизма, глубоко волновали художника.
С 1963 года — член правления Владимирского отделения Союза Художников.

С оружием художника

Год назад в помещении Муромского краеведческого музея была развернута выставка моих работ. На ней экспонировались и фронтовые зарисовки, сделанные в период Великой Отечественной войны. Однажды посмотреть мои работы пришел генерал А. Г. Котиков — бывший начальник политотдела 61-й армии Белорусского фронта, в которой сражался и я. Мне врезались в память слова, сказанные им:
— Карандаш и штык, умело направленные к цели, дают одинаковые результаты, они помогают побеждать врага.
Нас было три бойца - художника в Доме Красной Армии 61-й армии. Я и мои боевые товарищи В. М. Ольшевский и М. Н. Шнурко не только с автоматом громили врага, но и рисовали героев войны, бойцов на марше, всевозможные плакаты, сообщающие о победах наших войск. Вообще в то время и командующий армией Герой Советского Союза гвардии генерал-полковник П. А. Белов и А. Г. Котиков очень большое значение придавали наглядной агитации как силе, мобилизующей на скорейший разгром лютого врага — немецкого фашизма.
Много приходилось работать в то время. Хотелось нарисовать все, не упустить чего-то главного. Воинская задача, поставленная перед нами, художниками, заключалась в том, чтобы отдать все свои силы, все мастерство для приближения часа победы. Вспоминаю, с каким теплом, вниманием встречались бойцами наши работы. Мы оформляли агитмашины, писали плакаты и лозунги о доблести нашей армии, а также героического тыла, рисовали яркие карикатуры на врага. Готовили оформление к каждому празднику. Помню, большое признание получила передвижная выставка «Боевой путь нашей Армии». И все это было направлено к одной цели — добить вpагa в его логове.
Никогда не забуду, с какой радостью воспринимали мы первые, да и все последующие победы над врагом, отражая их в своих рисунках, оформляя торжественные встречи с другими армиями, с мирным населением. В Минске мы встретились с отрядом партизан. Под моим руководством была оформлена эта торжественная встреча. На Украине и в Белоруссии коллектив художников расписал два детских дома в подарок от 61-й Армии. И везде, где ни проходили бы мы с войсками нашей армии, по Западной Украине и Белоруссии, Латвии и Литве, Эстонии и Польше и, наконец, самой фашистской Германии, вплоть до штурма Берлина,— мы были бойцами карандаша и автомата.
К числу больших художественных работ, выполненных мной и моими товарищами, относится серия портретов Героев Советского Союза. Случалось писать их и во время боя, под свист пуль, взрывы вражеских бомб и снарядов. А потом уже более тщательно отрабатывать в короткие минуты передышек. Портреты воинов, получивших это высокое звание в период форсирования Днепра и Вислы, вместе с письмом Военного Совета, отправлялись на родину прославивших страну людей. Рассылали их также родным героев, печатали в «боевых листках», газетах, чтобы все знали о подвигах героев.
И еще одно ответственное задание командования было поручено мне — изготовление эскизов наградных грамот для рядового состава, с которых затем были сделаны клише и отпечатаны большим тиражом. В торжественной обстановке вручали эти грамоты-благодарности от Главнокомандующего Вооруженным Силами участникам взятия городов и укрепленных пунктов.
После выполнения этого задания художники получили новое поручение от начальника политотдела армии А. Г. Котикова. Необходимо было изготовить еще одну грамоту для бронебойщиков, дивизий особых частей и подразделений, а также высшего командующего состава. Чтобы лучше передать в ней героизм наших войск, впечатление войны, командование решило показать мне результаты генерального наступления на город Варшаву. И вот, когда мы стояли и одной из польских деревень, в полночь из политотдела армии пришла машина. Связной доложил, что меня вызывают к начальнику по агитации и пропаганде Горчакову. А вскоре мы с членами Военного Совета армии уже ехали к Варшаве, за взятие которой от Главнокомандующего Вооруженными Силами командующему армией П. А. Белову и всему личному составу была объявлена благодарность.
Варшава в то время представляла из себя руины разрушенных домов и баррикад. Ни одного нашего солдата в городе не было. После осмотра его мне дано было указание все увиденное отразить в своих последующих работах. Кроме этого основного задания, приходилось еще в армейские газеты «За Родину» и «Боевой призыв» давать злободневные, мобилизующие на разгром врага плакаты, карикатуры, а также портреты отличившихся в боях солдат. Дел было много, работали и днем и ночью при свете коптилок, в промерзших землянках и прямо на поле боя, при стремительном наступлении и обороне. А ведь, кроме выполнения художественных заданий, мы несли еще и боевую воинскую службу.
В те дни весь советский народ встал на борьбу с врагом. В числе освободителей, защитников Родины, были и мы, художники.
И вот почти четверть века спустя, подбирая для своей выставки зарисовки тех лет, я как бы заново прошел весь фронтовой путь. Еще раз встретился с боевыми товарищами, с героями войны, побывал в местах, где проходили бои. Судя по записям, оставленным в книге отзывов, мои картины, рисунки взволновали, напомнили о былом и многим посетителям выставки. Очень тепло отзывались они о ней, а это ли не главная награда художнику.
Но я мечтаю рисовать не войну, а мир: новостройки, веселую, счастливую детвору.
В. СЕРОВ, член Союза художников СССР (Газета «Муромский рабочий», № 67, 25 апреля 1970 года).

Скончался 18 августа 1992 года.

Выставки:
1935 — Москва (Московский дом народного творчества, персональная)
1936 — Всесоюзная выставка самодеятельных художников (картина «Ликбез» — первая премия)
1939 — Москва (Республиканская выставка)
1940 — Болгария (отмечена картина «Школьницы»)
1944 — Художественная выставка, организованная первым Белорусским фронтом (картина «Партизаны на боевом задании»)
1948 — Ярославль
1949 — Москва (республиканская выставка, картина «Дети»)
1955 — Иваново (республиканская выставка)

Награды:
Орден Отечественной войны I степени
Орден Красной Звезды
Медаль «За боевые заслуги»
Медаль «За освобождение Варшавы»
Медаль «За взятие Берлина»
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1965)
Юбилейная медаль «50 лет Вооруженных Сил СССР»
Знак «25 лет победы в Великой Отечественной войне» (1970)

Семья:
Сын — Серов Василий Васильевич (род. 1941) заслуженный художник России.

Произведения


Серов В.В. «Начало весны в Гороховце». 1971. Х., м. 48х65. МИХМ

Сайт Владимисркого областного отделения ВТОО «Союз художников России»
Культура Владимирской губернии в XIX столетии
Культура Владимирской губернии в нач. ХХ века
Уроженцы и деятели Владимирской губернии
Владимирский Союз художников
Категория: Муром | Добавил: Николай (07.10.2018)
Просмотров: 1648 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 d_zigun • 11:51, 18.04.2022
где картина вид Мурома с Оки?
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru