Областная выставка работ владимирских художников 1970 года «Открывшаяся выставка работ художников нашей области, посвященная столетию со дня рождения В.И. Ленина, во многом знаменательна. В отличие от предыдущих она характеризуется разнообразием жанров и тематики произведений. Естественно, что в одной статье невозможно дать сколько-нибудь определенное представление о выставке. Поэтому остановимся здесь на живописи и скульптуре с тем, чтобы в другом материале рассказать о графике и произведениях прикладного искусства. Радует, что все большее и большее внимание владимирских художников привлекает немеркнущий образ Ленина. Радует, что на выставке, посвященной столетнему юбилею вождя, мы видим немало жанровых полотен, изображающих Ильича в разные моменты его жизни. И главная тема здесь — Ленин и народ. Любовь народная к Ильичу, любовь Ленина к народу — это волнует прежде всего художников. Вот Владимир Ильич беседует в своем кабинете с фоминским крестьянином Чекуновым. Ходок что-то доказывает своему собеседнику, а тот, словно близкого друга, слушает его (Картина И. Маркова «Чекунов у Ленина»). Вот больной Ильич беседует в Горкинском парке с крестьянскими мальчиками (Картина В. Кувина «К Ленину»). Вот Ленин разговаривает в поле с двумя молодыми крестьянами (Картина А. Харченко «Разговор о земле»). Вот Ленин идет с Владимирского вокзала на свидание с Федосеевым (Картина В. Егорова «Приезд Ленина во Владимир»). Можно, очевидно, найти немало упущений почти в каждой из этих работ. Владимирские художники пока еще находятся на подходе к воплощению образа величайшего из людей нашего времени. Работы, как правило, интересны по замыслу, по композиции, по цвету. Но живописцы не смогли еще найти художественной правды в обрисовке образа вождя. Взять хотя бы картину В. Кувина «К Ленину». И в цвете, и в композиции она решена неплохо. Но вглядываешься в лицо Ильича и думаешь: что-то важное, главное для этого момента не удалось уловить живописцу. Портретный психологизм требует очень высокого мастерства. Лица, фигуры собеседников в жанровом полотне должны быть строго согласованы, как игра артистов-партнеров на сцене. Вот этой «ансамблевости» и недостает многим картинам с образом Ленина. В определенной степени приближается к жизненной достоверности Н. Шерышев в работе «В. И. Ленин. Май». Картина выполнена в единой розоватой гамме, в пастельных тонах... Ленин на фоне Красной площади во время первомайских торжеств. Фигура его отражает царящую вокруг праздничность. Волевое лицо дышит гордостью, в нем — решимость отстаивать добытые победы. Предметом изображения ряда художников стали и Горки Ленинские, место, где Ленин провел последние годы. Большей любовью к заветным местам проникнуты полотна К. Бритова «Ленинские Горки» и В. Кокурина «Горки». Вот жанровые полотна Ю. Лобачева: «В последний путь», «У походного костра», «41». Здесь характерно единство замысла и воплощения, формы и содержания. Темы великого революционного прошлого, героических военных лет художник решает в былинном, пафосном, монументальном стиле. Он отбрасывает второстепенные детали, полутона. Берется главное, наиболее характерное. Образ лепится лаконично, броскими, крупными мазками. Остановись, зритель, у полотна «У походного костра». Из темноты на тебя взглянет высвеченное багрянцем костра суровое лицо воина, отдыхающего после боя. А сзади вырисовывается фигура могучего коня с огненной гривой. И черно-алая гамма, и монументальность фигур как бы говорят о тревожности происходящего, о несокрушимой силе воина. Нельзя не отметить полотно А. Кувина «За власть Советов». Оно значительно по теме. Художник изображает пути у железнодорожного вокзала города Владимира. Идет посадка красноармейцев в эшелоны. Сосредоточенность и решимость на лицах. Красно-оранжевые тона подчеркивают торжественную значимость момента. Как всегда, особое место занимает на выставке работ владимирских художников пейзаж. О школе владимирского пейзажа писалось много. Говорилось о его определенных достоинствах, о его спорных моментах. Год от года, от выставки к выставке проясняется, становится более легким и определенным его творческое лицо. Декоративный в своей основе, он идет, пожалуй, от народного искусства, от иконописного мастерства древних владимирских умельцев. Его представители стремятся художественно заострить бесконечное цветовое богатство мира. Причем цвета не просто копируются с натуры. Художник выбирает такую гамму, которая позволяет не только донести какое-либо мгновенное состояние природы, но и наиболее ярко передать мироощущение художника, его восприятие действительности. Мажорные тона пейзажей делают их жизнеутверждающими, оптимистичными. Художники как бы приглашают зрителей на радостный солнечный праздник. Присмотритесь к яркой голубизне небес, к нежной зелени леса, к перламутровой белизне снега, к солнечным пятнам на домах и автобусах... Присмотритесь. Вы их еще никогда не видели такими красивыми... Да, искусство не может быть красивее жизни, но оно подчеркивает, останавливает внимание человека на этой красоте путем художественного заострения, преувеличения.
На выставке представлено много пейзажей художников владимирской школы. Нет возможности остановиться на каждом в отдельности. Думается, что особенно заметен прогресс владимирского пейзажа в произведениях К. Бритова, таких, как «Зима в Загорске», «После базара», «Ростов Великий». Здесь поиски большого мастера завершились созданием совершенных произведений, в которых нет ничего лишнего, каждый штрих на месте. Возьмем полотно «Зима в Загорске». На фоне снега, чуть отливающего золотом зари, высятся алые башни, древние храмы. Глаза многочисленных окон отражают голубизну небес. Яркое зимнее солнце играет на кузовах автобусов... Гамма светлых красок не бросается в глаза, не раздражает взгляд излишней яркостью. Выполненное сдержанно, с большим чувством меры это полото создает просветленное, спокойно-радостное, возвышенное настроение. Художник как бы говорит о величии России, об ее скромной красоте, об ее бескрайних просторах и могуществе. Вот это-то и делает пейзаж не просто этюдом, не просто зарисовкой состояния природы, а подлинной картиной. Такое же впечатление производят и работы «После базара» и «Ростов Великий». Задушевным лириком, певцом русской природы можно назвать и В. Юкина, также представившего на выставку большое количество своих работ. Смотришь его пейзажи, и будто читаешь стихи Есенина о русской зиме, о весне, о лете. И особенно поэтично в творчестве Юкина звучат зимние мотивы. Вот «Зимний день». Зима окрасила небольшой поселок в холодноватые, но вовсе не мертвые оттенки. Бодрящий русский мороз так и чувствуется в прозрачных, светлых тонах. А вот «Везут сено». Мягкий пейзаж, с нежной зеленью сена на санях, с кружевом фиолетовых прожилок на снегу. Да, снег у Юкина приобретает самые неожиданные оттенки. Это тот снег, про который один из наших владимирских поэтов писал: «Снег бывает и красный, и желтый, и синий. В нем все тона и оттенки России»... Все тона и оттенки России пытаются поредеть и другие художники, по манере своего письма во многом родственные В. Юкину и К. Бритову. Здесь и красочные пейзажи В. Кокурина «Городской мотив», «После базара», «У старой ливонской границы», и работы Н. Модорова «Владимирский пейзаж», «Суздальский мотив», и пейзажи Н. Мокрова «Старая Ладога», А. Шаталова — «Осень в деревне», В. Темплина — «Разлив», А. Лукина — «Индустриальный пейзаж», Н. Шерышева — «Стожки» и многие другие. Конечно, было бы неправильно говорить, что это одинаковые художники. У каждого из них есть что-то свое, но, на наш взгляд, они идут от одной отправной точки. У них нет слепого следования натуре. Они стремятся осмыслять природу в ее художественном обобщении, передать свое, личное видение действительности. Видимо, это художнически правильный метод, но его многим надо еще развивать и совершенствовать. Порой работы напоминают просто этюды или даже экспериментальные лабораторные упражнения. Должно быть стремление к картинности. А для этого нужно окрылять содержание полотна большой мыслью. Неверно было бы заявлять, что пейзаж лишь носитель цвета, что он только ассоциативно может навевать то или иное мироощущение. Опыт лучших мастеров этого жанра учит, что пейзаж может нести глубокую философскую мысль, определенный подтекст. Увидеть большое в малом — вот в чем задача пейзажиста.
Привлекает, внимание посетителей картина Г. Борщева, названная им символично «Русская зима». Красивое девичье лицо чуть ли не во все полотно. Крупные, голубые глаза. Зеленый платок на голове. А на фоне — серебристый снег, скачущая тройка, деревенская улица с березками. Знакомые русские мотивы.
Есть на выставке ряд удачных скульптурных работ. Это прежде всего произведения В. Каплуна, своеобразные, отличающиеся динамикой, содержащие интересную мысль... Так, очень лаконична, но вместе с тем выразительна скульптура «Вихрь» (дерево). Умело использовал особенности материала (дерева), его янтарную нежность О. Измаилов, создав скульптурный портрет «Горянка». Так и кажется, что идет горянка по тропе, чуть склонясь от какой-то тяжести. Много представил работ скульптор В. Саврасов. Интересны его «Девушка из Суздаля», портрет мстерского художника Е. Юрича.
Но пока у нас еще мало авторов скульптурных работ. Областной организации Союза художников следует больше уделять внимания развитию этого вида искусства.
Шерышев П. Газета «Призыв» 1970 год, 25 апреля
Владимирская область
22 апреля 1970 года, в день рождения В. И. Ленина, во Владимире, в Доме офицеров, открылась VII областная фотовыставка, посвященная юбилейной дате. 22 апреля 1970 года во Владимире прошли торжества, посвященные 100-летию со дня рождения В. И. Ленина.
Праздничные демонстрации трудящихся во Владимирской области 1 мая 1970 года.
9 мая 1970 года гор. Владимир и область отпраздновали 25-летие Победы. В 1970 году во Владимире прошел Первый областной фестиваль музыкального фольклора
|