Главная
Регистрация
Вход
Вторник
23.04.2024
23:53
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » художники

Басманов Владимир Александрович, график

Басманов Владимир Александрович

Т.М. Басманова. СОБСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО - КАК СЛУЖЕНИЕ ТВОРЦУ. Краеведческий альманах «Старая Столица» выпуск 12.


Басманов Владимир Александрович

Владимир Александрович родился 27 февраля 1948 года в городе Кисловодске Ставропольского края в семье учителя рисования и медсестры. Его будущие родители познакомились в госпитале г. Кисловодска, куда Александр Иванович Басманов, участник Великой Отечественной войны, приехал на лечение после ранения и где медсестрой работала Ольга Николаевна Багдасарова. В браке у них родилось двое детей, сын Владимир и дочь Валентина. Жили они очень скромно, как, впрочем, большинство семей в те годы. Почти до 9 лет Володя спал в обычной ванне, куда на ночь стелили матрас с постельным бельем, а днем использовали ванну по прямому назначению - для купания. Владимир с раннего детства проявлял интерес к искусству: его одинаково увлекала музыка - и он окончил музыкальную школу по классу аккордеона; изобразительное искусство - окончил ИЗО-студию при Доме культуры г. Кисловодска; он хорошо играл в шахматы - получил 1 -й взрослый разряд. Шахматный клуб был в знаменитом Кисловодском парке, где постоянно проходили шахматные турниры прямо под открытым небом, на парковых скамейках, и где всегда собиралось много народа.
С детства Владимир очень много читал, занимался моделированием, коллекционированием марок, монет и много времени проводил за этими занятиями. Он очень любил Кисловодск, но всегда знал, что поменяет место жительства, так как не видел перспективы профессионального роста в этом тихом курортном городке. Между тем, впоследствии он любил время от времени возвращаться туда, бродить в уединении по окрестностям и своим памятным местам, делать фотографии и наброски. Не случайно в период активного творчества родилась серия работ, посвященная южным мотивам.


Экслибрис Г.С. Островского. Худ. В.А. Басманов

Свои юношеские увлечения он сохранил на всю жизнь. В первые годы жизни во Владимире Басманов посещал собрания членов клуба филателистов, которые в те времена проходили в Доме культуры Владимирского тракторного завода (ныне Городской Дворец Культуры) на улице Горького. Его шахматные баталии с художником Борисом Французовым или с другими художниками могли длиться часами. Он любил и хранил старинные вещи, собирал грампластинки. В его мастерской всегда тихим фоном звучала музыка - работал старый радиоприемник.
В 1968 году Владимир Александрович поступил в Карачаево-Черкесский государственный педагогический институт на художественно-графический факультет. Это был первый набор студентов на вновь открывшийся факультет. Там собрались молодые талантливые художники-педагоги. Большую роль в жизни и судьбе Басманова сыграл педагог по истории искусств Григорий Семенович Островский (искусствовед, художественный критик, позднее автор более 60 книг и более тысячи статей, член Американской и Израильской ассоциаций славянских исследований, член Федерации писателей Израиля, член ПЕН-клуба и Международной ассоциации искусствоведов, доктор искусствоведения). Он стал научным руководителем дипломной работы В. А. Басманова по истории искусства народов Северного Кавказа. Отношения преподавателя и студента переросли в дружеские и оставались такими всю их жизнь. Мнением искусствоведа и друга Владимир Александрович очень дорожил, часто советовался с ним, отправлял ему свои графические листы почтой и ждал отзыва на них. Под влиянием учителя заметки и искусствоведческие статьи Басманова начали появляться в местной печати, когда он был еще студентом четвертого курса.
Мы познакомились с Володей в институте, а в 1972 году, после его окончания, обручились. На год он по призыву ушел в армию. После его возвращения из армии мы поженились, и вскоре у нас родилась дочь Инна. В это же время его бывший педагог по живописи и графике А.С. Рындин предложил принять участие в открытии нового художественно-графического факультета в Уфе. Владимир Александрович принял приглашение и уехал в качестве преподавателя в Башкирию, в Уфу.
В 1974 году по направлению института он поступил в аспирантуру Московского государственного педагогического института (МГПИ), которую в 1980 году успешно окончил и, защитив диссертацию, стал кандидатом педагогических наук. В это время во Владимирском педагогическом институте открылся художественно-графический факультет. Его декан А.Т. Антонов искал для него преподавателей. Так Владимир Александрович получил распределение на работу во Владимир.
Одновременно с педагогической и искусствоведческой деятельностью началась его творческая работа как художника. В первое время, конечно, было трудно: надо было налаживать быт, а педагогическую и творческую работу совмещать с заведованием кафедрой. Его мастерской становится одна из комнат нашей квартиры, которую он получил от института. Вначале квартира была практически пуста, в одной из комнат стояли три раскладушки, которые мы взяли из общежития, вместо стола - большой картонный ящик. Конечно, работа в домашней мастерской мало устраивала Владимира Александровича. Здесь он мог заниматься в основном написанием статей, изучением литературы, да еще писать небольшие этюды. Однако его все больше увлекала техника офорта. Он изучал литературу о работе старых мастеров, знакомился с творчеством владимирских графиков, пробовал себя в новой для него технике цветного офорта, используя станок, который имелся на факультете.


Владимирский спуск, д. 3

Добившись неплохих результатов, Басманов получил свою первую мастерскую от областной организации Союза художников в небольшом деревянном доме (не сохранился) напротив драматического театра, рядом с местом, где в настоящее время находится ресторан «Трактир». Но там он пробыл недолго, перебравшись в мастерскую, которая была в подвальном помещении старого дома (Владимирский спуск, д. 3) - делил ее с художником Л.Е. Денисовым. Следующей, более комфортабельной, была мастерская на улице Тракторной, где в то время получили мастерские художники П.Г. Дик, В.П. Дынников, С.В. Ермолин. Всего Владимир Александрович сменил три мастерские, пока окончательно не переехал в мастерскую в Доме художника на улице Разина. Он приобрел печатный станок и вплотную занялся цветным офортом. Жизнь стала более напряженной. После работы в институте он продолжал свой рабочий день в мастерской. Наряду с офортом он работал также в технике живописи и пастели.
С 1980 года В.А. Басманов становится постоянным участником областных, зональных, республиканских и всесоюзных художественных выставок. Наряду с этим он продолжал писать статьи в журналы «Художник», «Юный художник», «Искусство», сотрудничество с которыми установилось во время его учебы в аспирантуре. Кроме того, он писал статьи к каталогам владимирских художников. Но все больше времени он уделял художественному творчеству, искусствоведческая деятельность уходила на второй план. В его офортах стала преобладать техника цветной акватинты, редкая для современных художников. В его работах появилось многообразие цвета, это была уже не черно-белая печать с одной пластины, а цвет с двух, трех и даже с четырех пластин - в зависимости от цветового замысла произведения. Эта техника давала возможность передавать тонкие состояния природы, пластичность русской архитектуры.
В 1985 году В.А. Басманов был принят в члены Союза художников СССР. Пришло признание, началась новая полоса в творчестве, осмысление своего места в искусстве. Во время одной из съемок на Владимирском телевидении художник так рассказывал о себе: «Более двух десятков лет назад, будучи студентом художественно-графического факультета, я намеревался стать художником, что впоследствии и произошло. Однако и в ту пору, и в последующие годы меня интересовали и история, и теория изобразительного искусства. Должен отметить, что значительную роль в возникновении этого увлечения сыграл преподаватель истории искусства, ныне доктор искусствоведения профессор Г. С. Островский. В те студенческие годы была опубликована моя первая статья. Во время учебы в аспирантуре при кафедре живописи МШИ им. В.И. Ленина и в последующие годы по заказам журналов “Художник”, “Юный художник” и “Искусство” написал ряд статей, посвященных проблемам формирования цветотонального строя в живописи, а также творчеству отдельных художников. Несколько статей было опубликовано в сборниках Московского, Владимирского, Смоленского педагогических институтов. В последние полтора десятка лет преимущественно писал о творчестве современных, в основном, владимирских художников. Основным своим делом считаю практическую работу в графике и живописи. Для меня на первом месте, прежде всего, цветной офорт. Думаю, что давний интерес к теории принес мне как художнику немалую пользу. Я считаю, что работа в искусстве - не столько собственное творчество художника, сколько служение Творцу. Если художник осознал это, можно считать, что он в меру своих возможностей занимается творчеством. Считаю, что, вглядевшись в себя, распознав свои сильные и слабые стороны, должен положить все силы на реализацию своего положительного потенциала. Главное - насколько полно ты раскрываешься как художник».
Многолетняя, построенная на взаимном уважении дружба с Г.С. Островским очень много дала Владимиру Александровичу как художнику, а потому будет вполне логично привести слова искусствоведа о нем, опубликованные в каталоге (Владимир Басманов. Графика. М., 2004): «Владимира Басманова я знал более 35 лет, с его студенческой поры, и все эти годы старался следить за творческим становлением его яркой неординарной индивидуальности, в качестве одного из интересных и своеобразных мастеров современной русской графики. Основными составляющими этой творческой личности являются, как мне кажется, редкостное трудолюбие и настойчивость в достижении цели, верность сложной, но благородной технике офорта, прежде всего цветного, преданная любовь к русской природе и русской деревне. Как художник Владимир Басманов развивался не однолинейно, а в разных направлениях, однако вектором этих изысканий служит сильно и по-своему выраженное лирическое начало, неравнодушие художника, не переходящее при этом в непредсказуемое своеволие, но остающееся в пределах объективного мировосприятия <...>. Эволюция художника, на мой взгляд, в его устремленности к отточенной лаконичности изобразительного языка, неразъемному единству пейзажной лирики с обостренным ощущением эпической природы пространства. И эта не показная, не декларативная, но изначальная, органическая эпичность воспринимается структурообразующей константой художественного образа, величавость которого приобретает порой символическое звучание. В эпоху глубокого и затяжного кризиса многих духовных и гуманистических ценностей, беспредела крайних проявлений постмодернизма, поставивших под сомнение эстетические критерии, творческий потенциал реалистического метода искусства Владимира Басманова и его единомышленников, продолжающих традиции отечественного искусства в лучшем смысле понятия, представляется особенно актуальным, современным, жизнеспособным».
Анализ творчества и поддержка бывшего преподавателя очень помогали художнику в работе, а высокая работоспособность давала свои положительные результаты. Басманов становился узнаваемым, известным художником не только в пределах страны, но и за рубежом, активно принимал участие в зарубежных выставках. Первая зарубежная выставка, в которой он участвовал - «Советский экслибрис» на Кубе (Гавана) в 1986 году и следующая - в 1987 году в Мексике (Выставка российского экслибриса). Далее зарубежные выставки для Басманова стали постоянными. 1988 год - Болгария, 1991 год - США, 1993 год - США, Швеция, 1994 год - Великобритания, Польша, Франция, 1995 год - Германия (Ансбах и Меркендорф), Польша, Испания, 1996 год - Израиль и т.д. Графика Басманова (цветной офорт) становится интересна многим, она покупается коллекционерами, государственными и частными музеями, много работ художник передавал в дар.
В своем творчестве В.А. Басманов неоднократно обращался к мотивам природы своей Родины. При этом южные пейзажи, пейзажи его малой родины, занимали достаточно много места. Они отличаются особенным лаконизмом, в них есть ощущение глубоко личного отношения к природе и строго объективного воссоздания ее. В этих работах нет поражающих воображение величественных панорам, ярких красок южных краев. Офорты «Кипарисы на окраине», «Дом под тополем», «Южный этюд», «Дерево в предгорьях» отличает многогранная палитра зеленого цвета. Цвет многолик, он наполнен различными оттенками - от серого, синего, хрома до изумрудного, но все цвета собраны в единую спокойную гамму, переходящую в глубоко трогательные печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. Владимир Басманов умел отыскать в самых простых и обыкновенных мотивах глубоко трогательные, наполненные искренним волнением черты русской природы. Его произведения не для мимолетного любования яркими красками и знакомыми мотивами пейзажей, в них нет стремления удивить зрителя педантичным копированием природы, необыкновенными эффектами или смелым новаторством. Они глубоко философские, передающие раздумья о прожитом, втягивающие нас в переживания, заставляющие поразмыслить о вечном, навевают тихое умиротворение.
В пейзажах Басманова нет изображения человека, но он незримо присутствует. Иногда это видимые следы его деятельности - деревенские избы или городские дома, столбы электролиний, мостки на реке; но всегда это его чувства, мысли, тончайшие душевные движения и переживания. Творчество Владимира Басманова - это пейзаж настроения, природа одухотворенная, исполненная сложной и богатой внутренней жизни, отвечающая душевному ладу и настроению человека. «Пейзажи Басманова лиричны, передают ощущение музыкальности, прозрачной тишины», - отметил Б.Ф. Французов.
Не только цветной офорт являлся полем деятельности В.А. Басманова. Он писал статьи, публиковавшиеся в периодической печати, научных сборниках, а также вступительные статьи к каталогам как отдельных художников (В.Г. Кокурин, М.Н. Изотов, В.П. Телегин, В.П. Дынников, Н.М. Баранов, М.А. Кочешков, Б.Ф. Французов, В.Я. Юкини др.), так и к каталогам групповых выставок - например, им были написаны вступительные статьи к каталогу выставки работ художников Владимирской области в Чехословакии в 1989 году, к выставке владимирских художников в Финляндии (опубликована на финском языке) и т.д. Репродукции его произведений, а также искусствоведческие статьи о Валерии Кокурине, Михаиле Кочешкове, Владимире Телегине публиковали журналы «Художник», «Искусство», «Социум». В. А. Басманов не оставлял и свою педагогическую деятельность, работая в качестве заведующего кафедрой на художественно-графическом факультете Владимирского государственного педагогического института. С февраля по апрель 1998 года эта деятельность продолжалась и в школе Академического рисунка в г. Сент-Этьене во Франции, куда он был приглашен художником Дидье Деланнуа. Там с его помощью были составлены учебные программы для начинающих акварелистов, рассчитанные на двухгодичный курс обучения.
В 1994 году В. А. Басманов как художник-педагог получил почетное звание заслуженного деятеля искусств РФ, а в 1997 году его творческая деятельность была отмечена присвоением звания заслуженного художника РФ.
В 2014 году состоялась персональная выставка к 10-летию со дня смерти художника. В 2016 году его работы были представлены на выставке «Чтобы помнили», посвященной ушедшим художникам, а в 2017 году - на выставке работ бывших педагогов художественно-графического факультета в здании Владимирского государственного университета (ВлГУ) «Учили видеть красоту».
Книга отзывов о творчестве художника наполнена восторгами зрителей. «Прекрасный вечерний пейзаж на берегу реки “Луна. Река” В этом пейзаже нет излишеств, все просто: четко видна линия горизонта, на берегу неширокой реки стоит одинокое дерево, а на небе светит луна. Проживая в городе, редко встретишь такую картину. В этом произведении меня завлекла, первым делом, тишина, спокойствие, одиночество. Иногда очень хочется побыть наедине с собой, своими мыслями. Лучшей средой для такого уединения является знакомство с творчеством художника Басманова», - написала студентка ВлГУ Дарья Рубанович.
«Картина “Тишина” меня поразила: храм, дорога, ведущая к нему, вдали пара старых деревенских домиков. Эта композиция как нельзя лучше передает ощущение самой тишины, - пишет другой студент, В. Ю. Стрельбин. - На картине нет “проблем” в житейском, бытовом смысле, но есть глобальная философская проблема, а именно: “Каково место человека в этом мире, есть ли он творец или же творение?” Созерцая работу художника, ты уходишь от своих проблем и думаешь, что стоит остановиться, выдохнуть, осмотреться и спросить себя: “В ту ли сторону я бегу?”».
«Картина “Дом на берегу” притягивает взгляд, завораживает. Поначалу может показаться, что от произведения веет грустью, но хочется вернуться к ней вновь и вновь. И тогда смотришь внимательнее на это произведение и понимаешь - это не грусть, не тоска, а своеобразное умиротворение, покой, единение с природой. Я уверен, что многие, ознакомившись с этой картиной, вспомнят детство, свой родной дом, внутри которого так уютно и пахнет свежей выпечкой, приготовленной любимой бабушкой», - это отзыв студента ВлГУ М. Калашникова.
«Спасибо, что даете возможность увидеть вновь работы ушедшего художника Басманова. Его работы неповторимы и очень глубокие. Это тонко чувствующий художник, с аристократичным и деликатным выражением цвета и композиции. Жаль, что он не сможет уже радовать нас новыми работами», - написали гости из Москвы в книге отзывов после посещения выставки работ художника в 2014 году.
Работы В.А. Басманова находятся во многих музеях страны: в Москве, Новгороде, Мурманске, Тюмени, Калининграде, Туапсе, Магнитогорске, Туле, Ярославле, а также на Украине, в Кембридже (Великобритания), Блумингтон-Нормале (США), Мацумото (Япония), Ансбахе (Германия), Сент-Этьене (Франция), во многих частных коллекциях.
Владимир Александрович Басманов скончался во Владимире 26 марта 2004 года. Похоронен на Улыбышев-ском кладбище.

ПРИМЕЧАНИЯ АВТОРА:
Гравюра - от франц. глагола «вырезать». Это вид графического искусства, печатное воспроизведение рисунка, вырезанного и вытравленного на металлической доске.
Особенностью гравюры является возможность ее тиражирования. К углубленной гравюре относятся резцовая гравюра, офорт, акватинта и др.
Офорт - от франц. «крепкая водка» - так раньше называли азотную кислоту. Офорт - это разновидность гравюры на металле (медь, цинк, сталь). Офорт изобретен в Германии в начале XVI в. Крупными мастерами офорта были А. Дюрер, Ф. Гойя, Рембрандт и др. В начале XVIII в. Петр I пригласил иностранных мастеров, которые обучили русских художников искусству гравюры и офорта. Чистая техника офорта получила распространение лишь в XIX в. В ней работали такие художники, как В. А. Серов, И. И. Шишкин и др.
Акватинта - итал. «окрашенная вода» - разновидность углубленной гравюры на металле (Басманов использовал цинк). Металлическую пластину грунтуют (канифоль и смолистый порошок асфальта), поверх наносят рисунок, затем покрывают кислотоупорным лаком и подвергают травлению кислотой. Печатают оттиски на специальном офортном станке, используя влажную бумагу. Один офорт может быть напечатан с нескольких досок, в зависимости от количества используемых цветов в окончательном варианте.

«Более двух десятков лет назад, будучи студентом художественно-графического факультета, я намеревался стать художником, что впоследствии и произошло. Однако и в ту пору, и в последующие годы меня интересовали и история, и теория изобразительного искусства. Должен отметить, что значительную роль в возникновении этого увлечения сыграл преподаватель истории искусства, ныне доктор искусствоведения профессор Г.С. Островский. В те студенческие годы и была опубликована первая моя статья. Во время учебы в аспирантуре при кафедре живописи МГПИ им. В. И. Ленина и в последующие годы по заказам журналов «Художник», «Юный художник» и «Искусство» написал ряд статей, посвященных проблемам формирования цветотонального строя в живописи, а также творчеству отдельных художников.
Несколько отдельных статей было опубликовано в сборниках ученых записок. В последние полтора десятка лет преимущественно писал о творчестве современных, в основном владимирских художников. Основным своим делом считаю практическую работу в графике и живописи. Для меня на первом месте прежде всего цветной офорт. Думаю, что давний интерес к теории принес мне как художнику немалую пользу.
Я считаю, что работа в искусстве - не столько собственное творчество художника, сколько служение творцу. Если художник осознал это, можно считать, что он в меру своих возможностей занимается творчеством. Считаю, что, вглядевшись в себя, распознав свои сильные и слабые стороны, должен положить все силы на реализацию своего положительного потенциала. Главное - насколько полно ты раскрываешься как художник.
Владимир Басманов».
О Басманове на сайте Владимисркого областного отделения ВТОО «Союз художников России».
Владимирский Союз художников
Уроженцы и деятели г. Владимира и Владимирской области

Категория: художники | Добавил: Николай (18.11.2019)
Просмотров: 892 | Теги: художник, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru