И.К. Чистякова «Памяти Михаила Михайловича Сахарова, скульптора и педагога»
Михаил Сахаров родился 12 июля 1890 года в селе Новоселки Рязанской губернии в семье крестьянина. Еще живя в деревне, Миша Сахаров любил вырезать из дерева и лепить из глины разные игрушки. В 1903 году в родное село из Петербурга на побывку приехал дальний родственник Сахаровых - Дмитрий Иванович Сусарин. В столице у него была небольшая столярно-художественная мастерская. Сусарин занимался обработкой дерева, изготовлением мебели, успешно участвовал на всемирных выставках. К нему-то и обратились родители Михаила с просьбой взять их сына в обучение. Мише исполнилось 13 лет, когда из глухой деревни Рязанской губернии привезли его в столичный Петербург на учение в столярно-художественную мастерскую. Михаил Михайлович вспоминал: «В Питер приехали хмурым осенним утром. Над вокзальной площадью возвышалась громоздкая фигура всадника на тяжелом гранитном пьедестале. Это был памятник Александру III. Мне стало почему-то страшно и до слез захотелось домой». Дмитрий Иванович Сусарин оказался человеком строгим, иногда даже жестоким. Как рассказывал Михаил Михайлович, учебу мальчиков в своей мастерской хозяин сочетал с трудом, заставляя своих учеников работать по 12 часов в сутки, а за малейшую оплошность наказывал их. Мастерская принимала заказы на изготовление мебели, главным образом, для аристократии Петербурга. Чтобы не испортить мебель при перевозке, хозяин заставлял учеников на руках относить заказчикам готовую продукцию. Мишу хозяин определил подмастерьем к одному из самых опытных мастеров. Рабочие мастерской находились под влиянием Петербургского комитета партии большевиков. Руководил революционной работой в мастерской столяр Шиманский - старый подпольщик-большевик, погибший в 1905 году на баррикадах. Об этом человеке М.М. Сахаров вспоминал с особой любовью: «Шиманский был пламенным революционером и хорошим товарищем. Он любовно относился к нам, ученикам, заступался за нас перед хозяином, давал читать книги, заботился о нашем образовании. Мы, мальчики, любили этого замечательного человека и с радостью выполняли его поручения. Когда нужно было нести шкафы в казармы Павловского и Преображенского полков, мы прятали в мебель революционную литературу и проносили в ворота. В условленном месте нас встречали солдаты; мы высыпали прокламации и они прятали их в голенища сапог». Работая в мастерской, Михаил в свободное время продолжал заниматься своим любимым делом: рисовал, писал картины, занимался художественной резьбой. Неожиданный случай определил дальнейшую судьбу мальчика. Однажды в мастерскую зашел по какому-то делу Котов, преподаватель Высшего Петербургского художественного училища барона фон Штиглица. Увидев резьбу Михаила, он высоко оценил художественные способности мальчика и уговорил хозяина отдать его к нему в школу. И вот Михаил Сахаров стал учеником художественной школы. Когда он первый раз пришел в это красивое трехэтажное здание, то был ошеломлен непривычной для него обстановкой. В больших светлых комнатах за отдельными столами сидели нарядно одетые дети, вырезали из дерева и лепили из глины разные фигуры. Увидев Михаила, одетого в простую ситцевую рубаху и грязные сапоги, дети подняли его на смех. Миша терпеливо переносил эти насмешки и упорно учился рисованию и резьбе по дереву. Вскоре он показал большие успехи в учебе и сразу завоевал авторитет среди товарищей. Годы учебы были нелегкими. Родственник, Дмитрий Иванович Сусарин, платил за учебу, но на остальные расходы деньги нужно было зарабатывать самому. Чтобы добыть средства к существованию, Михаил параллельно с учебой работал столяром на мебельной фабрике Мельцера. Учеба в школе продолжалась 10 лет. За это время Михаил основательно познал резьбу по дереву, лепку, рисование, черчение. В 1917 году он был выпущен из школы и получил звание художники прикладного искусства. По окончании школы он поступил работать на мебельную фабрику в качестве художника-чертежника. Грянула Октябрьская революция М.М. Сахаров был свидетелем этого исторического события. В первые дни революции Михаил добровольцем уехал на фронт защищать революцию, и в течение трех лет сражался на фронтах Гражданской войны. В 1921 году он демобилизовался из Красной армии, переехал в г. Владимир и возвратился к своему любимому делу: поступил на работу инструктором резьбы по дереву и лепке в губернский детский сад. Одновременно он работал в губернской художественной студии. Затем М.М. Сахаров перешел на работу в школы г. Владимира преподавателем рисования и черчения. С 1922 года Сахаров непрерывно занимался педагогической деятельностью. Свои знания он с любовью передавал ученикам, стараясь вызвать у них интерес к искусству, привить любовь к творчеству. С 1922 по 1925 годы он работал в железнодорожной школе. В 1920-1940-е годы вел уроки рисования и черчения в школах №№ 5, 4, 2, в неполной средней школе № 4, в 1-й советской, в образцовой средней № 1. В 1934 году он организовал две выставки рисунков детей в средней школе № 2. В 1935 году М.М. Сахаров был преподавателем ИЗО в показательной средней школе № 3 фабрики «Пионер». Сахаров не жалел времени для учеников, работа с ними продолжалась и во внеурочное время на занятиях кружков. Он обучал ребят рисованию, лепке, выжиганию. Многие из его учеников позднее продолжали учиться в художественных высших учебных заведениях. Они помнили своего учителя и в письмах благодарили за полученные знания. Ведя большую педагогическую и общественную работу, Михаил Михайлович все время занимался своим любимым искусством - резьбой по дереву. Начав с вырезания простейших украшений для мебели, он непрерывно совершенствовался и переходил к более сложным композициям. В 1924 году он создал первую большую скульптуру из дерева «Л.Н. Толстой в Ясной Поляне». Затем работал над портретами М. Горького, К. Маркса, К.Е. Ворошилова, М.М. Сахаров создал барельефы В.И. Ленина, затем И.В. Сталина. В работе он использовал не только дерево, но и глину, гипс, пластилин. В 1928 году во Владимире была организована выставка работ местных художников, в том числе и Михаила Сахарова. Выставка пользовалась большим успехом среди населения города, ее посетило 7 тысяч человек, было много экскурсий учащихся и красноармейцев. В 1934 году Михаил Михайлович стал членом Союза художников СССР. В своих работах он не мог обойти знаменательных дат, которые отмечала страна. В 1937 году Владимирский краеведческий музей в связи со 100-летним юбилеем со дня смерти Пушкина организовал выставку «Пушкин и его время», в которой принял участие и Михаил Михайлович. Он же стал организатором детской Пушкинской выставки в городском театре. В том же году оформил две новогодние елки для детей в городском саду. М. Сахаров работал и над скульптурой «Граждане СССР имеют право на образование», посвященной 20-й годовщине Октября. 2 августа 1937 года Михаил Михайлович написал заметку в газету «Призыв» - «Поможем молодым талантам» - в ответ на статью «Покончить с индивидуализмом художников», в которой он подверг критике работу владимирских художников, их неорганизованность и индивидуализм, оторванность их творчества от запросов широких масс. Он предложил в ближайшее время организовать художественную студию и привлечь в нее молодые таланты, организовать ряд выставок работ художников-самоучек, установив премии за лучшие работы. «Я сам, как член союза художников, организовал две выставки рисунков детей во 2-й средней школе в 1934 году. В 1937 году организовал детскую Пушкинскую выставку в гортеатре. В этом же году оформил две новогодние елки для детей в городском саду. В настоящее время я работаю над скульптурой «Граждане СССР имеют права на образование», посвященной 20-й годовщине Октября. Художник М. Сахаров» («Знамя», 2 августа 1937).
Начиная с 30-х годов, М.М. Сахаров руководил кружком рисования в Доме пионеров. Там он предложил организовать в дни годовщины Красной армии городскую выставку детского творчества. Выставка была открыта в начале марта 1938 года. Ее посетило 150 ребят и около 200 родителей. Тематика выставки была разнообразной. На выставке детского творчества были представлены: картины, вышивки, модели самолетов и планеров, фотографии, радиоприемники. Заметки с фотографиями о работе ИЗО кружка Дома пионеров то и дело появлялись на страницах газеты «Призыв». В 1940 году, летом, в Доме пионеров благодаря усилиям М.М. Сахарова ежедневно работала выставка изобразительного искусства. Под его руководством учащиеся Зарецкий, Шиганов и Афанасьев подготовили ряд работ на Всесоюзную выставку по военно-оборонной тематике. В июне 1941 года, несмотря на начавшуюся войну, продолжал свою деятельность Дом пионеров. У руководителя кружка ИЗО М.М. Сахарова занимались школьники, которые готовили выставки на тему «Отечественная война Советского Союза против немецко-фашистских оккупантов». К праздникам в Доме пионеров в военные годы всегда устраивались выставки детского творчества, на которых юные художники, скульпторы также показывали свои работы. Организовывались художественные выставки и в госпиталях. 25 мая 1945 года в областном краеведческом музее открылась областная художественная выставка, в которой участвовали 40 авторов. На ней экспонировалось 350 произведений. Работы Михаила Михайловича также были представлены на ней и получили высокую оценку. Он рассказывал о своих творческих планах: «Я хочу показать в скульптуре из дерева героев Великой Отечественной войны, а также людей Сталинской пятилетки». В течение месяца выставку посетили 10 000 человек. В июне 1945 года по итогам выставки состоялся 1-й съезд художников Владимирской области, делегатом которого был и М. Сахаров. На съезде был принят устав, избрано правление Союза художников Владимирской области. В августе 1945 года в городе Владимире было открыто художественное ремесленное училище № 1. Художник М.М. Сахаров начал работать преподавателем лепки и резьбы по дереву. Одним из наиболее способных его выпускников был Далецкий Владимир Евгеньевич, руками которого было создано немало скульптурных работ: князь Андрей Боголюбский, поэт А.С. Пушкин, П.И. Лебедев-Полянский, писатель М. Горький, государственный деятель А.А. Жданов. Михаил Михайлович проработал в училище более 15 лет. Директор училища Петp Алексеевич Савкин высоко ценил Сахарова как преподавателя и считал, что тот многое сделал в обучении народным художественным ремеслам - резьбы, лепки, выжигания и орнаментальной росписи. В училище его резные работы долгое время служили образцом высокого мастерства, на которых учились молодые скульпторы. 1947 год... «В маленькой, светлой комнате, стены которой увешаны портретами и картинами, склонившись над столом, стоит пожилой человек в очках и, держа в одной руке стамеску, а в другой молоток, выбивает из доски куски дерева. Затем он берет со стола резец и осторожно начинает вырезать какие-то длинные, узорчатые линии. Золотые кольца стружек падают на пол; лицо скульптора серьезно, глаз зорко следит за каждым движением руки. Постепенно доска оживает: из бесформенной массы дерева на нас смотрит лицо. Это скульптор Михаил Михайлович Сахаров готовит новую работу — барельеф Николая Гастелло. Мы попросили Михаила Михайловича рассказать о своем творчестве. Он охотно согласился и подошел к стене, на которой висят его законченные работы. Среди них — барельефы великого русского полководца А.В. Суворова, славной дочери русского народа, героини Отечественной войны Зои Косьмодемьянской, Л.Н. Толстого, М.В. Ломоносова, Николая Островского. Кроме этих, мы видим другие барельефы, изображающие простых советских людей. Каждая работа М.М. Сахарова поражает оригинальностью и изумительной техникой исполнения: кажется, живые люди смотрят на нас и не верится, что этот портрет сделан из простой доски с помощью примитивного инструмента. Жизненный путь Михаила Сахарова, как и многих людей, вышедших из народа, был труден. Сорок пять лет назад из глухой деревни Рязанской губернии в столичный Петербург привезли крестьянского мальчика и отдали в учение в столярно-художественную мастерскую. Хозяин, тупой, жестокий человек, заставлял работать своих учеников по 12 часов в сутки. За малейшую оплошность он жестоко бил их. Мастерская принимала заказы на изготовление мебели, главным образом, для аристократии Петербурга. Чтобы не попортить мебель при перевозке, хозяин заставлял учеников на руках относить заказчикам готовую продукцию. Рабочие мастерской находились под влиянием Петербургского комитета партии большевиков. Руководил революционной работой в мастерской столяр Шиманский — старый подпольщик-большевик, погибший в 1905 году на баррикадах. Об этом человеке М.М. Сахаров вспоминает с особой любовью. — Шиманский был пламенным революционером и хорошим товарищем,— говорит он.— Он любовно относился к нам, ученикам; заступался за нас перед хозяином, давал читать запрещенные книги, заботился о нашем образовании. Мы, мальчики, любили этого замечательного человека и с радостью выполняли его поручения. Когда нужно было нести шкафы в казармы Павловского и Преображенских полков, мы прятали в мебель революционную литературу и проносили в ворота. В условленном месте нас встречали солдаты; мы высыпали прокламации и они прятали их в голенища сапог. Еще живя в деревне, Михаил Сахаров любил вырезать из дерева и лепить из глины разные игрушки. Работая в мастерской, он в свободное время продолжал заниматься своим любимым делом. Неожиданный случай определял дальнейшую судьбу мальчика. Однажды в мастерскую зашел по какому-то делу директор Петербургской художественной школы Котов. Увидев резьбу Михаила, он сразу определил крупные художественные способности мальчика и уговорил хозяина отдать его к нему в школу. И вот Михаил Сахаров — ученик художественной школы. Когда он первый раз пришел в это красивое трехэтажное здание, то был ошеломлен непривычной для него обстановкой. В больших, светлых комнатах за отдельными столами сидели нарядно одетые дети, вырезали из дерева и лепили из глины разные фигуры. Увидев Михаила, одетого в простую ситцевую рубаху и грязные сапоги, дети подняли его на-смех. — Смотрите, ребята, к нам мужик пришел,— кричал толстый барчук, дергая Михаила за рукав. — Эй, деревня косолапая, зачем к нам пришла? — кричал другой, больно ударяя Михаила в спину. Мальчик терпеливо переносил эти насмешки и упорно учился рисованию и резьбе по дереву. Вскоре он показал большие успехи в учебе и сразу завоевал авторитет среди товарищей. Чтобы добыть средства к существованию, он одновременно с учебой работал столяром на мебельной фабрике Мельцера. Учеба в школе продолжалась 10 лет. За это время Михаил основательно познал резьбу по дерезу, лепку, рисование, черчение. В 1917 году он был выпущен из школы и получил звание художника прикладного искусства.
Грянула Великая Октябрьская социалистическая революция. М.М. Сахаров был свидетелем этого всемирно исторического события. Он имел счастье видеть В.И. Ленина. С волнением вспоминает Михаил Михайлович об этих незабываемых днях.
— Первый раз я увидел Владимира Ильича в апреле 1917 года, когда он вернулся в Россию из эмиграции,— говорит он.— Огромные массы пролетариата Петербурга пришли на Финляндский вокзал, чтоб встретить Ильича. Вот Владимир Ильич направляется к броневику. Буря оваций потрясает воздух; рабочие, солдаты, матросы Петрограда приветствуют любимого вождя Революции. Но как только Владимир Ильич поднялся на броневик и протянул руку — все смолкло. Затаив дыхание, мы жадно слушали каждое слово вождя. Затем я несколько раз видел Ленина, когда он выступал с речами с балкона дворца Кшесинской. И, наконец, последний раз я видел Владимира Ильича в Смольном в 1918 году. В течение трех лет М.М. Сахаров сражался на фронтах гражданской войны. В 1921 году он демобилизовался из Красной Армии и переехал на жительство в г. Владимир. И снова он возвращается к своему любимому делу — поступает на работу инструктором резьбы по дереву и лепке в губернский детский сад. Одновременно он работает в губернской художественной студии. Затем М.М. Сахаров переходит на работу в школы г. Владимира преподавателем рисования и черчения. С тех пор, с 1922 года, Михаил Михайлович непрерывно ведет педагогическую деятельность. Свои знания М.М. Сахаров с любовью передает ученикам. Многие из них уже учатся в высших художественных учебных заведениях. Они помнят своего учителя и в письмах благодарят его за полученные знания. Ведя большую педагогическую и общественную работу, Михаил Михайлович все время занимается своим любимым искусством — резьбой по дереву. Начав с вырезывания простейших украшений для мебели, он непрерывно совершенствуется и переходит к сложным композициям. В 1924 году он создал первую большую скульптуру на дереве «Л.Н. Толстой в Ясной Поляне». Затем он работал над портретами Максима Горького, Карла Маркса, К.Е. Ворошилова. М.М. Сахаров создает барельефы В.И. Ленина, затем — И.В. Сталина, а в последующие годы — ряд замечательных портретов: Александра Невского, А.С. Пушкина. Эти работы были представлены на первой областной выставке произведений владимирских художников в 1945 г. и получили высокую оценку. Михаил Михайлович рассказал нам о своих творческих планах. — Я хочу показать в скульптуре из дерева героев Великой Отечественной войны, а также людей Сталинской пятилетки,— говорит он. Н. АЛЕКСАНДРОВ» («Призыв», 25 января 1947).
Своим творчеством Сахаров всегда откликался на все события, происходившие в стране. В 1947 году, когда страна готовилась отметить 30-летие Октября, Михаил Сахаров закончил произведение «Панфиловцы - защитники Москвы». В сентябре 1947 года страна праздновала 800-летие Москвы, и кружковцы ИЗО-кружка под руководством Сахарова выполнили два барельефа Золотых ворот, которые они подарили пионерам столицы на юбилейных торжествах 7 сентября. В 1955 году были разработаны проект и сметная документация на строительство Дома художников во Владимире. Строился он более четырех лет на улице Некрасова и стал центром художественной жизни города 1960-1970-х годов. В нем были открыты 7 мастерских, одна из них принадлежала скульпторам В. Саврасову и М. Сахарову.
М.М. Сахаров за работой
М.М. Сахаров со своими воспитанниками
М.М. Сахаров за работой
М.М. Сахаров со своими воспитанниками
М.М. Сахаров со своими воспитанниками
М.М. Сахаров. За родину. Скульптура из дерева
М.М. Сахаров был постоянным участником городских и областных выставок живописи, графики и скульптуры. Даже выйдя на пенсию, продолжал работать руководителем кружка рисования и лепки во Дворце пионеров, который тогда размещался на площади Свободы. Его воспитанники представляли свои работы на областных выставках изобразительного творчества детей. В начале 1960-х годов, участвуя в конкурсе на лучшие «пионерские» открытки и на лучший рисунок для марки, Наталья Тыркина, Толя Федоров, Люда Кузина, Шура Шапотин получили поощрительные премии.
«Творить самому - этого слишком мало, учить творить других - вот обязанность и счастье учителя», - говорил педагог Сахаров. Многие его воспитанники нашли свое призвание в живописи и архитектуре. Так, во Владимире работали его ученики, известные художники К. Бритов, И. Марков, В. Кувин, архитектор Б. Шиганов, скульпторы В. Далецкий и А. Сладков. В Ленинграде творил скульптор Н. Стручков. Не забывал М.М. Сахаров и младших коллег, начинающих учителей. С ними он делился опытом на семинарах и курсах повышения квалификации учителей, давал показательные уроки в классах. М.М. Сахаров был великолепным преподавателем, интеллигентным, доброжелательным, талантливым человеком.
Он был награжден за свой труд значком «Отличник народного просвещения» (1961), орденом Трудового Красного Знамени и орденом Ленина (1954). В 1980 году общественность города отметила его 90-летие.
Михаил Михайлович Сахаров скончался 29 апреля 1981 года и был похоронен на Улыбышевском кладбище. Сегодняшние педагоги Дворца детского и юношеского творчества помнят о М.М. Сахарове, ухаживают за его могилой.
Владимирский Союз художников Дом пионеров Владимирская энциклопедия