Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
24.11.2024
15:21
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [257]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Ковров

Художественная жизнь в Коврове конца XIX — начала XX века

Художественная жизнь в Коврове конца XIX — начала XX века

Т.Ф. Сафонова, г. Ковров. Творчество и традиции

Пути развития каждого отдельно взятого явления, в том числе такого, как «художественная жизнь», обусловлены и слагаются из целого ряда параметров, включающих исторически сложившиеся предпосылки, наличие определенной базы, в том числе, художественных промыслов, традиционных ремесел, рисовальных школ и других художественных заведений, а также традиций преемственности и множества других факторов, так или иначе влиявших на структурное формообразование данного явления.
В Коврове и Ковровском уезде исторически не сложилось сколь-нибудь значительных художественных промыслов. Были здесь и свои кузнецы, и гончары, и великолепные портные, существовали и другие промыслы, а вот художественных - «увы...» Не было и рисовальных школ, которые могли бы способствовать появлению высокоодаренных художников в прошлом... Однако, отсутствие корней говорит только о том, что в художественном плане возрождать в городе было нечего. Тем не менее, ничто не помешало отдельным энтузиастам создавать и собственные школы, и традиции. В процессе работы над данной темой удалось частично восстановить хронологию выставок, назвать фамилии, имена художников и людей, сопричастных раскрытию творческого потенциала того или иного художника и в целом небольшого городка Владимирской губернии (области).
Первое значительное упоминание, касающееся «художеств», содержится во «Владимирских губернских ведомостях» за 1860 год. В разделе «Вести из губернии» сообщается о том, что «ковровский купеческий сын Петр Чаянов в прошедшем году отстроил в селе Алексине Ковровского уезда удобный дом для училища и, по убеждению управляющего Владимирскою палатою государственных имуществ В.В. Калачева, пригласил учителя живописи, для распространения ее между государственными поселянами Алексинской волости.
Жители этой волости исстари занимаются иконописанием, и поэтому учреждение особых классов живописи в сельском приходском училище, под руководством опытного наставника, как нельзя более полезно, потому что доселе иконопись, известная под общим названием холуйской, производилась без всяких правил, кроме пошибов фряжского и живописного, иконы, продающиеся под названием греческого письма, вообще отличались неправильностью рисунка, оскорбительною для иконописи». Открывая художественный класс, Петр Чаянов, скорее всего, преследовал свой собственный интерес. В 1880 г. открыто фольго-прокатное заведение купца Александра Петровича Чаянова, при д. Снегиревой Ковровского уезда. Надо полагать, что фольга шла на басменные оклады для икон, и обученные художники-иконописцы были востребованы ими впоследствии, как основные поставщики икон. Заведение перешло к купцу Ивану Петровичу Шахову, просуществовало вплоть до 1894 г., а возможно и долее.
В различных источниках встречается также упоминание о том, что жители Ковровского уезда и села Мстера Вязниковского уезда промышляли раскраской картин лубочного характера. Известно, однако, что в начале XX в. (1904) «художественных музеев, рисовальных школ, классов и всякого наименования учебных заведений в Ковровском уезде не значилось». Навыки художественного освоения действительности в конце XIX — начале XX вв. пытались привить своим питомцам немногочисленные учителя рисования. Об одном таком подвижнике упоминал Голицын Сергей Михайлович: «Слышал я, что еще до революции некий учитель рисования Ковровской мужской гимназии водил в Любец своих учеников. Они садились тут же на горе рисовать, а потом в стенах гимназии устраивались выставки их акварелей...».
После Октябрьской революции во всех союзных республиках были созданы художественные вузы, училища и школы. В основу развития советского искусства и художественного образования был положен метод социалистического реализма. Обучение же рассматривалось, как единый процесс идейного воспитания, формирования образного мышления и овладения профессиональным реалистическим мастерством путем глубокого изучения натуры. Именно такое образование получили ковровские художники, оставившие глубокий след в культурной жизни г. Коврова и Владимира: С.М. Чесноков, П.Я. Куликов и ряд других художников, пришедших на смену им. Важную роль в осуществлении культурно-воспитательных функций в послереволюционные годы сыграли культурно-просветительные организации и профсоюзы работников искусства. Однако, излишняя идеологизация и политизация данных учреждений не всегда способствовала раскрытию творческих индивидуальностей. Живые ростки творчества часто чахли, потонув в массе бездарных (оформительских) портретов вождей революции, натуралистических пейзажей, псевдоисторических полотен и слащавых сценок из жизни народа. Эйфория массовости приводила порой к столь же массовой безвкусице. Газетные полосы, архивные документы этого периода на редкость, уныло и однообразно рассказывают о большом количестве, но, к сожалению, малом качестве культурных мероприятий, театральных постановок и выставок «ИЗО» в Коврове и районе.
В 1918 году 1 июня в Коврове открылся Дом искусств, обучение в котором проводилось высококлассными специалистами круглый год — для взрослого населения и детей: по классу рояля (четыре преподавателя), скрипки, мандолины, духового оркестра. Художественную студию вела Мария Петровна Соло, окончившая два курса школы живописи, ваяния и зодчества в Москве. В 1920 году студия насчитывала 34 человека. М.П. Соло вместе со своими студийцами участвовала в городских художественных выставках.
В 1920 году открылся Ковровский народный университет, находившийся в ведении Ковровского отдела народного образования, имевший три отделения. В программе рабочего факультета (для поступления в ВУЗ) числились и лекции по истории культуры.
Уже в 1919-1920 гг. в Коврове устраивались выставки картин профсоюза работников искусств. В январской выставке 1920 г. приняли участие М.П. Соло и В.Л. Зевакин. Этот же источник, газета «Трудящаяся беднота», упоминает также о наличии в городе и других художественных студий.
Гyбернский съезд деятелей искусств, проходивший в том же 1920 году, в числе ряда других задач выдвинул предложения по художественному образованию и учету всех художественных сил в губернии.
Однако, свое «художественное гнездо» стало формироваться в Коврове несколько позднее. Большая заслуга в этом принадлежала Сергею Михайловичу Чеснокову (1890-1965). «Уроженец прославленного села Холуй, сын иконописца, он окончил вначале холуйскую «Мастерскую попечительства о русской иконописи», а затем в 1914 г. Казанскую художественную школу, где учился у талантливых педагогов и живописцев Н.И. Фешина и П.П. Бенькова, учеников И.Е. Репина. В 1925 г. он приехал на педагогическую работу в Ковров. Одаренный от природы, получив прекрасное художественное образование, много и упорно работая, он быстро творчески вырос в крупного профессионального мастера жанровых полотен, портрета и пейзажа. Организовав в городе художественную школу, С.М. Чесноков привлек к ceбе не только начинающую молодежь, но и профессиональных художников. Его сподвижниками стали В.Л. Зевакин и П.Я. Куликов. Вместе они организовывали выставки в Коврове и участвовали на выставках в других городах».


Василий Леонидович Зевакин

Василий Леонидович Зевакин (20-08-1889/24-04-1970) — художник-пейзажист. Родился в городе Южа Владимирской губернии (сейчас - Ивановская область) С 1910 по 1914 год учился в мастерской И.И. Машкова и частной художественной студии Петра Зиновьева в Москве. Специализировался на пейзажах. В 1916 году мещанин города Мышкина Ярославской губернии Василий Леонидович Зевакин вместе со своим дядей, преподавателем рисования и черчения реального училища, открывает книжных и рисовальных принадлежностей магазин в двухэтажном доме Н.А. Першина по улице Московской (сегодня - улица Абельмана, дом 56). В марте 1919 года Василий Леонидович принимает участие в первой выставке картин профсоюза работников искусств города Коврова, а с 1920-го принимает участие во всех городских и областных выставках. Удивительный пейзажист-лирик, колорист, интересный мастер этюда. С 1927 по 1960 год преподавал в средних школах города Коврова, кружках, студиях. Постоянный участник областных, городских выставок. Член Союза художников СССР с 1934 года. Награждён орденом "Знак Почета".
Павел Яковлевич Куликов (1901-1952) окончил Ленинградскую Академию художеств в 1927 году, прославился своими пейзажами, участник областных и городских выставок.

Тридцатые годы, в интересующем нас плане, отражены в сохранившихся документах недостаточно полно. Характеризует ли это спад выставочной деятельности, либо просто подобные факты не фиксировались по причине их неактуальности - вопрос остается открытым. Стоит упомянуть о трех выставках 1937 года. В январе редакцией многотиражки «Экскаваторщик» была организована выставка картин художников, рабочих экскаваторного завода, в ДК им. В.И. Ленина, в феврале - выставка, хорошо организованная, в образцовой школе. В выставке принял участие С.М. Чесноков со своими студийцами. Выставка картин художников-самоучек, состоявшаяся в октябре в клубе Металлистов им. Бурухина, была организована при художественной студии клуба.
С 1933 по 1940 год в г. Иваново было организовано четыре областные выставки. В них активное участие приняли В.Л. Зевакин и С.М. Чесноков, принявший также участие в выставке художников периферии в 1940 г.
В 1932 году в Советском Союзе был организован (после упразднения Российской Ассоциации пролетарских художников) Союз советских художников (СХ). Первым из художников Владимирского края в эту организацию в год ее основания вступил И.Н. Морозов из Мстеры; в 1934 г. — В.Л. Зевакин и С.М. Чесноков из Коврова, А.В. Морозов из Мурома.
В 1944 г. через местную газету к ковровоким художникам обратился член инициативной группы по организации Владимирского союза советских художников В.А. Фильберт (художник и искусствовед). В статье «Задачи художников» он наметил программу действий, на которую в своей работе должны опираться художники города. Высоко оценив творческую деятельность таких мастеров кисти, как С.М. Чесноков, В.Л. Зевакин, П.Я. Куликов, В.П. Монахов, он обратился к художникам с предложением организации в Коврове коллективной выставки, а также создания в городе студии изобразительного искусства (с включением в программу таких художественных дисциплин, как рисунок, живопись, композиция, пластическая анатомия, перспектива, история искусства и лепка).
В 1945 году была создана областная организация Союза советских художников. С этого момента и до 1974 года, времени создания Общественной организации художников г. Коврова, практически вся творческая деятельность живописцев, графиков, оформителей, прямо либо косвенно была связана с вновь созданным Союзом. Художники из Коврова стали постоянными участниками областных художественных выставок. В 1945 году членом отделения Владимирского Союза художников становится П.Я. Куликов. В областной выставке 1945 г. участвовало семь ковровчан: В.Л. Зевакин, П.Я. Куликов, С.М. Чесноков, В.П. Монахов, В.А. Челышев, Б.А. Хорошев, Л.А. Зверюга, причем количество выставляемых работ у таких художников, как Зевакин, Чесноков, Куликов - не ограничивалось. Однако, со временем число ковровских художников, участвующих в областных выставках, сокращается до пяти - трех человек.
4 июля 1946 г. в помещении клуба Металлистов открылась первая городская художественная выставка, на которой было представлено около 150 произведений, в том числе живопись, фотография и художественное шитье. Выставка имела большой резонанс, газета «Рабочий клич» опубликовала три больших статьи, посвященных этому событию. Если верить газете, выставку посетило 5000 человек. На собрании, приуроченном к ее закрытию, присутствовала комиссия областного отделения Союза художников РСФСР во главе с профессором Н.П. Сычевым, который, сделав полный обзор произведений, сказал, что она производит отрадное впечатление уже тем, что организована исключительно по инициативе самих художников, не преминув при этом отметить недостатки в работах некоторых начинающих художников. Комиссия отобрала на областную выставку лучшие произведения. Среди отобранных — этюды Пестова, Гущина, Ильина, Зверюги, Хорошева и других художников. Принимали участие в выставке также С.М Чесноков, В.Л. Зевакин, П.Я. Куликов, а также фотограф В. Догадин.
В 1947 году в Коврове проходит районная художественная выставка, в марте 1953 г. - художественная выставка, организованная краеведческим музеем. В 1954 году в областной СХ обратилась заведующая отделом культуры г. Коврова Филиппова: «Ковровский городской отдел культуры желает шире развернуть работу с местными художниками и в 1955 году провести выставку изобразительного искусства в г. Коврове. Прошу Вашей помощи в организации первого семинара художников и, если можно, приезжайте сами для лучшей организации. Хотелось бы знать, кто из местных художников является членом Союза художников и какое руководство они получают с Вашей стороны. Сейчас отдельной студии в Коврове нет, но предполагаем скоро выделить для этой цели помещение» (из письма тов. Маркову)... В 1957 году во Владимире проходят персональные выставки В.Л. Зевакина и С.М. Чеснокова.
Пятидесятые, шестидесятые годы знаменуются приходом во Владимирскую организацию могучих, ярких дарований: В.Я. Юкина, К.Н. Бритова, В.Г. Кокурина и других художников с собственной манерой письма, особенности которой впоследствии станут отличительным знаком владимирской школы пейзажа. Старшее поколение художников не смогло уловить новых творческих импульсов своего времени и продолжало творить в русле традиций реалистического искусства, типичном для советского искусства 50-60-х гг. XX столетия. Тем не менее, общение Бритова и Юкина с такими мастерами пейзажа, как С.М. Чесноков, С.М. Мазин и другими художниками старшего поколения способствовало совершенствованию их мастерства, определило их привязанность к определенному жанру и заложило основание для дальнейшего творческого поиска в пейзаже. Что касается К.Н. Бритова, то можно сказать, что он действительно был учеником С.М. Чеснокова. К сожалению, были еще и объективные причины, помешавшие многим художникам из Коврова состояться столь же ярко, как пришедшему молодому поколению. Дело в том, что все они были преподавателями, т.е. «художниками каникул и выходного дня», как образно выразился один из собратьев по кисти, анализируя творчество прекрасного художника С.М. Чеснокова. На обстоятельство загруженности постоянно ссылались как сами художники, так и те, кто был заинтересован в их дальнейшем творческом росте. В прочем, скорее всего или в большей степени, эти художники были «заложниками» провинции, оторванными от большого русла, вынужденными не зарабатывать живописью, а зарабатывать «на живопись»...
Со смертью П.Я. Куликова (1952), два члена СХ из Коврова представляли город в областной организации. С.М. Чесноков также как и П.Я. Куликов творчески работал практически «до последнего дня» и участвовал в выставке 1964 года. На собрании художников области в сентябре 1959 г. секретарь оргкомитета СХ РСФСР т. Смирнов так отозвался о творчестве Чеснокова: «Художники старшего поколения меня поразили своим трудолюбием. Как мне известно, Сергей Михайлович последние годы очень болеет и, несмотря на это, Чесноков представил на выставку очень интересные работы «Утро на Куликовом поле», «Портрет студента» и «Пейзаж». Все работы очень интересные, свежие по колориту, ему присущему, написаны живописно, и я думаю, что молодым художникам есть чему поучиться у Чеснокова...» В.Л. Зевакину в связи с болезнью вплоть до 1970 г. оказывалась материальная помощь по статье «потеря трудоспособности».
Ковровский художник В.С. Егоров становится кандидатом, а затем членом СХ в 1967 г. за участие в выставках «Молодые художники России» и «В едином строю». В этом же году он переехал во Владимир. В 1981 году во Владимире прошла его первая персональная выставка. Новая волна талантливых художников из Коврова приходит в СХ уже в 90-х годах. Членами СХ России становятся А.Е. Харченко (1990), С.В. Холоднов (1990), П.Я. Раскин (1991), В.А. Бычков (1991), В.Ф. Федянов (1993), ставшие участниками областных, республиканских и зональных выставок задолго до принятия их в члены СХ (Харченко - с начала 70-х гг., Федянов - с конца 70-х, Холоднов, Раскин, Бычков - с конца 80-х).
В 1991 году в Ковров приезжает заслуженный художник России Н.Е. Баранчук, в 1999 г. - заслуженный деятель искусств Казахстана М.Н. Порунин. В 1999 году во Владимире прошли две персональные выставки — В.А. Бычкова и Н.Е. Баранчук; в 2000 г. - персональная выставка О.В. Шумова.
Огромную роль в плане создания условий для дальнейшего творческого роста местных художников сыграла общественная организация художников г. Коврова. К моменту ее создания (1974) в городе сложился многочисленный круг художников-любителей и профессионалов. Содружество самодеятельных художников и профессионалов стало складываться еще в пятидесятые годы. Организующим и связующим звеном этого содружества явились совместные выставки, периодически устраиваемые самими художниками. Традицию проведения подобных выставок заложили еще ранее замечательные педагоги М.П. Соло, С.М. Чесноков, В.Л. Зевакин, П.Я. Куликов, Э.В. Кузнецов (1924-1989), Ю.М. Куликов (1919-1989), Л.А. Зверюга (1911-1986), Э.А. Красавин (1928-1989), которые, подводя итоги своей педагогической деятельности, не только выставляли работы учеников и студийцев, но и сами участвовали в этих выставках вместе со своими питомцами.
Большое значение для становления художественных сил в городе имело также заинтересованное отношение к данному явлению Владимирского отделения СХ.
Правление СХ на стадии формирования собственной организации практиковало различные формы работы для привлечения талантливых художников в свои ряды, в том числе, организацию консультационных пункта, плановую работу с самодеятельными художниками, выезд членов выставочного комитета и членов правления СХ в различные города области для просмотра работ, организацию выставок, закрепление членов СХ за определенными населенными пунктами (ответственными за работу с местными художниками в разное время были Зевакин, Харченко, Егоров), публикации в местной печати. Следует отметить в этом плане статьи В.А. Фильберта и его же исследования творчества трех старейших художников из г. Коврова.
Начиная с 60-х годов, прослеживается некоторое оживление выставочной деятельности. В декабре 1963 г. в средней школе №1 прошла выставка этюдов ковровских художников «Свои работы экспонировали лучшие художники городи С.М. Чесноков, В.И. Соколов, В.А. Челышев». В марте 1969 г. состоялась городская выставка работ молодых художников. В 1969 году правлением СХ планировалось проведение передвижной выставки в д. Ручьи (ответственный – Харченко).
К 1972 году уже сложившийся круг старейших художников пополнился достаточно многочисленным отрядом молодых художников, чье творчество не было востребованным, а стихийность и нерегулярность выставок не способствовали росту их творческой активности. 6 февраля 1972 г. молодые художники собрались на свое первое собрание и решили создать клуб молодых художников. В совет клуба вошли С. Романов, В. Козлов, В. Дербенев, Г. Самойлова, В. Линьков. «Было решено два вопроса: создание клуба, как действенной организации по эстетическому воспитанию человека, и вопрос об организации выставки в честь 50-летия образования СССР в октябре 1972 г.».
Выставка открылась 26 октября в ДК им. В.И. Ленина.
В октябре 1973 г. в ДК им. В.П. Ногина прошла следующая «выставка самодеятельного изобразительного искусства», в которой приняли участие 21 человек (100 произведений). В выставке участвовали: Б. Бодров, Ю. Куликов, Э. Кузнецов, В. Монахов, А. Харченко, Р. Романов, Л. Котихина, А. Салов, И. Киселев, А. Линькова, О. Шумов, И. Дасин, В. Чунаев, А. Рудаков и другие художники.
20 декабря 1973 г. в областной выставке самодеятельного и декоративно-прикладного творчества под девизом «Слава труду» приняло участие двенадцать художников из Коврова.
И, наконец, 20 августа 1974 г. Ковровский горисполком регистрирует создание организации художников в г. Коврове: «Рассмотрев ходатайство общего собрания художников города, и в целях сплочения художественных творческих сил города, улучшения эстетического воспитания трудящихся, утвердить Ковровскую городскую общественную организацию художников». У истоков организации стояли А.И. Линьков, Э.В. Кузнецов, А.С. Салов и все те художники, кто участвовал в выставках и поддерживал идею объединения... Первым председателем организации был избран А.С. Салов. Председателями объединения в разное время были В.П. Миронов, Э.В. Кузнецов, А.В. Холоднов, Н.Н. Пикулев, В.Ф. Федотов, с 1991 г. организацию возглавлял Р.И. Романов.
25 августа 1976 г. в Ковровском филиале Государственного объединенного Владимиро-Суздальского музея-заповедника были открыты выставочные залы. С этого момента вся деятельность объединения ковровских художников тесно связана с выставочной деятельностью Ковровского музея, получившего в 1989 г. статус историко-мемориального музея (КИММ). Так зародилась традиция проведения ежегодных осенних выставок художников города в залах КИММ.
Еще одной традицией можно считать проведение совместных выставок художников-любителей и художников-профессионалов, традиция, зародившаяся еще в начале века, подтвержденная первой послевоенной выставкой 1946 г. и сохранившаяся по настоящее время.
За время существования Объединения ковровских художников, так стала называться организация с 1993 года, было проведено свыше 26 коллективных выставок, множество групповых и тематических выставок, а также выставок в других городах и населенных пунктах России. Члены объединения участвовали в областных выставках, некоторые художники принимали участие в зональных, российских и всесоюзных выставках. Архивные документы организации сохранили их имена, а материалы периодической печати могут рассказать едва ли не о каждой их этих выставок. Согласно уставу, объединение занимается также просветительской и благотворительной деятельностью. Если продолжать разговор о традициях, то следует отметить, что традиционными стали и персональные выставки. За последние десять лет в Ковровском музее было подготовлено и проведено (не считая выставок художников из других городов России (двадцать одна персональная выставка: В.А. Бычкова, Э.В. Кузнецова, Н.А. Бондаренко, А.В. Зинковской, В.П. Монахова, В.И. Кочунова, О.В. Шумова, В.М. Шенгалева, Б.Ш. Тазетдинова. Р.И. Романова, С.А. Дубининой, А.Е. Харченко, В.Ф. Федянова, Н.Е. Баранчук, Б.А. Хорошева, В.М. Милованова (пять из названных художников подготовили за это время по две персональные выставки).
Деятельность объединения ковровских художников являлась неотъемлемой частью культурной жизни города в течение четверти столетия.
Живописцы, графики, художники-прикладники, дизайнеры, сценографы, скульпторы вносили и вносят неоценимый вклад в дело воспитания подрастающего поколения и его духовного становления. На базе осенней традиционной выставки ковровских художников, одной из самых посещаемых, а также декоративно-прикладных выставок и выставок детского творчества проводились и проводятся лекции, экскурсии, уроки для всех возрастных категорий посетителей музея.
Важным фактором в деле воспитания и подготовки юной смены художников, а также совершенствования мастерства самодеятельных художников, было существование в довоенные и послевоенные годы художественных студий для взрослых и детей. В 1929 году при ДК им. В.И. Ленина была создана изостудия, которой руководил П.Я. Куликов. Известно, что в тридцатые годы в городе устраивались выставки кружков изобразительного искусства. В подготовке второй областной олимпиады художественной рабочей самодеятельности (апрель 1934 г.) учитывалась и работа кружков ИЗО. В начале пятидесятых годов при детском секторе ДК. им. В.А. Дегтярева была организована художественная студия под руководством Ю.М. Куликова, просуществовавшая много лет.
Однако, лишь в 1960 г. появляется студия, существующая и поныне. Она была открыта Э.А. Красавиным в Доме пионеров и школьников. В ней, в разные годы, занимались Виктор Бычков, Светлана Дубинина, Ирина Каратанова и другие художники. И.С. Каратанова после окончания учебы приняла на себя руководство студией.


Ул. Федорова, д. 5-7. Дом ковровских купцов Дунаевых построен в 1843 году Иваном Герасимовичем Дунаевым.

В 1975 году была открыта музыкальная школа № 2 (сейчас Ковровская детская школа искусств им. М.В. Иорданского). В 1976 году открывается художественный класс при музыкальной школе № 2 им. М.В. Иорданского под руководством Р.А. Затеева.
В 1983 году открывает студию в ДК «Родина» художник-прикладник З.В. Федянова.
Художественная студия под руководством Е.В. Романовой в ДК «Современник» начала свою работу в 1993 году. Ранее существовавшие студии для начинающих «художников-самоучек» были не столь многочисленны и базировались, скорее всего, при детских студиях. Интересные воспоминания записала самодеятельный художник-прикладник Н.А. Бондаренко о студии при ДК им. В.А. Дегтярева, руководимой Л.А. Зверюгой: «...Леонид Августович сумел заказать в Москве и привезти гипсовые фигуры в полный рост Венеры Милосской, «Лаокаона» и массу мелких вещей, в том числе, бюсты Сократа, Аполлона, фрагменты человеческого лица, рук, ног. На расходы Дом культуры не скупился. Выделили прекрасное помещение и работа закипела. В студийцах недостатка не было. Пришли молодые тогда Егоров Валерий, Федянов Виктор, Романов Рудольф, Дербенев Владислав… Пришли В.П. Монахов, Э.В Кузнецов, Н.А. Бондаренко, М.Ф. Красков, Б.А. Хорошев. Сложился дружный коллектив. Сначала работа в студии, потом выходы на природу. Много писали городские окраины, ездили в окрестности Коврова, две недели в д. Княжская была «творческая дача». Все были увлечены, много работали. Очень часто устаивали выставки в фойе Дома культуры». Основанная в 1960 году она просуществовала около трех лет.
Совсем недолго просуществовала студия, организованная выпускником Ивановского художественного училища А.В. Лалиошвили в клубе им. Малеева и Кангина, в которой учился Б.Ш. Тазетдинов (1986).
Рассматривая тему художественных традиций, нельзя не отметить тот факт, что помимо очень большого числа работающих в Коврове художников, в городе есть еще одно уникальное имение — творческий Любец. Основателем «любецкого Барбизона» с полным правом можно назвать С.М. Голицына. Именно в его, так называемый «Парнас», стремились душой писатели, поэты, художники из Коврова, Владимира, Москвы... Вот несколько строчек из его книги «Село Любец и его окрестности»: «В Любце живет много художников, ну понятно - виды красивые, высокий берег Клязьмы, небольшой пляж на реке, леса березовые и сосновые к усадьбам приступают. Вот художники и покупают дома в Любце. Сейчас их насчитывается целый десяток...» Творческое общение «любецких художников» с местными художниками - еще одна яркая страница в культурной жизни г. Коврова.

Источник:
XX век. НА ЗЕМЛЕ КОВРОВСКОЙ: события и судьбы. Составитель: Монякова О.А. Рождественский сборник. Выпуск VIII. — Ковров. — Маштекс. 2001.— 144 с.: илл.
Владимирский Союз художников

Категория: Ковров | Добавил: Николай (13.02.2021)
Просмотров: 905 | Теги: Искусство, Ковров | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru