Главная
Регистрация
Вход
Вторник
24.10.2017
12:36
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 371

Категории раздела
Святые [132]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [691]
Суздаль [236]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [176]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [98]
Судогда [30]
Москва [41]
Покров [51]
Гусь [46]
Вязники [115]
Камешково [46]
Ковров [131]
Гороховец [29]
Александров [132]
Переславль [80]
Кольчугино [21]
История [14]
Киржач [35]
Шуя [63]
Религия [2]
Иваново [26]
Селиваново [5]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]
Писатели и поэты [7]
Промышленность [0]
Учебные заведения [0]
Владимирская губерния [1]

Статистика

Онлайн всего: 21
Гостей: 21
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Ковров

Реальное училище гор. Коврова

Реальное училище гор. Коврова

Частное реальное училище открыто в 1907 г. Первым директором реального училища и его учредителем был Н.Никольский — инженер станции Ковров Московско-Нижегородской железной дороги. В 1907 году он взял на себя инициативу по организации учебного заведения в городе.
Помещение для своего училища г-н Никольский снял в доме у купца А.Куренкова на Московской улице (Абельмана, 33). Туда были завезены ученические парты, «выписаны книги для фундаментальной библиотеки и разные приборы для естествознания и географии; отпечатаны и переплетены классные журналы и бланки для правления училища».
18 апреля 1907 года губернская газета «Владимирец» напечатала сообщение ковровского корреспондента об открытии частного реального училища и приемных испытаниях для зачисления туда.
Приемные испытания начались 14 июня, в роли экзаменаторов выступали известный в городе священник Николай Преображенский, врач дорожной больницы П. Васильев, начальник железнодорожного училища математик И. Алферов и сам инженер Никольский. Газета «Владимирец» от 19 июня сообщала: «Экзамены держали 13 мальчиков. Шесть из них приняты, как получившие удовлетворительные баллы, а каждому из остальных 7 назначены переэкзаменовки по разным предметам и, главным образом, по арифметике». Занятия начались в сентябре. Плата за учение в приготовительном классе составляла 75 рублей в год, в следующих классах – 100».
Преподавателями г-н Никольский приглашал исключительно лиц с высшим образованием из местной интеллигенции. Успешно прошел 1907-1908 учебный год, за ним 1908-1909-й, а дальше начались трудности: не хватало имеющихся средств на содержание училища, и Никольский объявил о его закрытии. Многочисленные обращения родителей бывших учеников в городскую Думу заставили местную власть вынести решение о принятии частного реального училища на городской баланс и возбудить ходатайство о разрешении строительства в Коврове реального училища со всеми правами правительственных учреждений. учителя потихоньку разбегались. Надежда была только на нового директора, который появился в училище в ноябре 1910 года. Им стал надворный советник Иван Николаевич Никольский — преподаватель Шуйской гимназии.

После подготовки и оформления всех необходимых документов 28 ноября 1910 года городское реальное училище было открыто. Предназначалось оно преимущественно для детей торгово-промышленного сословия. Преобладали точные и естественные науки. Обучение длилось 7 лет.
Было решено построить новое здание для реалистов. Деньги выделили по тем временам большие: 134 тыс. 621 руб. Проект заказали главному городскому архитектору А.Е. Кинсу.


Александр Емельянович Кинс (1864- 1938)

«Решение Владимирского Губернского Земского собрания от 2 декабря 1911 г. Согласиться с заключением комиссии по ходатайству Ковровской городской Думы об ассигновании городу безвозвратного пособия и об отпуске ссуды до 50 000 рублей, с рассрочкой платежа на 20 лет, на постройку здания реального училища и ходатайства Ковровского уездного земства об отпуске городу означенного выше пособия» (Журналы Очередного Владимирского Губернского Земского собрания. 1911 г.).
Место выбрали между Ильинским кладбищем и 30-м кварталом. Здесь во время ярмарок устраивали различные зрелища и увеселения. Тут же находилось депо добровольного пожарного общества, которое пришлось снести.
В 1912 г. начата постройка нового здания для училища, закончена в 1914 году.

Стиль – переходный от конструктивистского к «модерну», но очень скромному, почти без украшений. На фасаде преобладают вертикальные линии – лопатки, выступы, строгое обрамление окон; стены украшают каменные веточки и львиные маски. Здание заметно выделялось среди привычных ковровчанам белых, желтых и розовых оштукатуренных домов. Серые стены реального училища, красная кирпичная кладка Ковровской земской управы и Ильинской часовни украшали центральную улицу города.
«Управой получено отношение г. директора Ковровского реального училища следующего содержания:
«За Министра Народного Просвещения г. Товарищ Министра предложением от 16 января сего года (1912) за № 2602, преподав руководящие указания о порядке празднования столетнего юбилея Отечественной войны, предписал, между прочим для увековечения в потомстве памяти о войне 1812 года войти незамедлительно в обсуждение вопроса об учреждении при учебных заведениях особых стипендий с присвоением каковым наименований событий и лиц, особо прославленных в указанную выше войну.
Вследствие сего Педагогический Совет вверенного мне учебного заведения в заседании своем от 29 мая сего года постановил: обратиться к Ковровскому городскому Управлению и к Ковровскому Уездному земству, не пожелают ли они открыть стипендии в память войны 1812 года в возможной и удобной для них форме.
Об изложенном уведомляю Управу на предмет доклада о вышеизложенном ближайшему Земскому Собранию и покорнейше прошу Управу о постановлении по означенному вопросу Собрания меня уведомит. К сему присовокупляю, что годичный размер платы за учение в училище — 60 руб.».
Представляя об изложенном на усмотрение Земского Собрания, Уездная Управа имеет честь напомнить, что в Ковровском реальном училище уже имеются две земских стипендии по 125 руб. каждая, и кроме того выдается одному ученику пособие в размере 60 руб. Что же касается учреждения именных пособий, то для этого требуется обеспечить их специальным капиталом, образование которого в настоящее время для земства затруднительно. В виду чего Управа полагала-бы именных стипендий не учреждать» (Доклады Ковровской уездной земской Управы 47-му очередному Уездному Земскому Собранию 1912 года).
1914-1915 учебный год должен был начаться в новом здании, но началась Первая мировая война, и вновь выстроенное здание было отдано городскими властями под лазарет. С сентября 1916-го, например, занятия проходили в здании женской гимназии (школа №2) во вторую смену, с 14 до 18 часов, урок сокращен до 40 минут вместо 50.
В реальном училище преподавали надворный советник И.Н. Никольский (директор), К.П. Вознесенский, А.И. Курсанов, И.И. Шахов, В.А. Ивановский, В.А. Дубова, А.А. Никольская, М.А. Воинов. Все они имели высшее образование. Одним из самых замечательных педагогов, работавших здесь, был выпускник физико-математического факультета МГУ Александр Николаевич Барсуков (1891 -1958), впоследствии известный ученый, автор учебника «Алгебра», по которому училось не одно поколение советских школьников. Он преподавал математику в училище с 1914 по 1917 год. Имя Александра Николаевича первая школа носит с 1972 года.
«Об открытии кредита на выдачу пособий трудовым дружинам для оказания помощи в деле уборки урожая семьям призванных на военную службу. Минувшим летом учебным начальством реального училища и высшего начального училища в городе Коврове были сформированы две трудовые дружины для оказания помощи семьям призванных в деле уборки урожая. На содержание этих дружин управою было оказано небольшое пособие. Опыт с дружинами, как видно из прилагаемого отчета преподавателя реального училища А. И. Курсанова оказался довольно удачным, жаль только, что дело это было поздно начато, после покоса. Предполагая, что и в будущем году будет возможна организация трудовых дружин с указанною целью, и находя желательным поддержать это благое начинание в деле оказания помощи хозяйствам, лишившимся работников, уездная управа имеет честь просить Земское Собрание ассигновать на выдачу пособий трудовым дружинам в 1916 году 300 или 400 рублей» (Журналы 50 очередного Ковровского Уездного Земского Собрания 1915 года).
«По ходатайству Ковровского уездного земства об оказании ежегодного пособия Ковровскому городскому самоуправлению в 2000 р. на содержание Ковровского реального училища.
Ковровское уездное земское собрание минувшей очередной сессии 1916 года постановило оказать городскому управлению на содержание реального училища ежегодное пособие в размере 2000 руб. и просить губернское земство об отпуске пособия в том же размере.
На основании указанного постановления уездного земского собрания Ковровская уездная управа возбудила ходатайство перед губернской управой с просьбою доложить об этом предстоящему губернскому земскому собранию.
Вопрос об оказании пособия на содержание Ковровского реального училища из средств губернского земства был внесен на обсуждение губернского земского собрания очередной сессии 1915 года.
Губернское земское собрание, обсудив означенный вопрос и принимая во внимание, что Ковровским уездным земством пособие реальному училищу отпущено было только на один год, постановило, согласно с докладом губернской управы: «признать помощь со стороны губернского земства на содержание реальных училищ в уездах губернии желательной на основании существующего участия губернского земства в содержании гимназии и внести в смету расходов губернского сбора на один только 1916 год на содержание Ковровского реального училища 2000 руб.».
Ассигнованное на 1916 год пособие в 2000 руб. на содержание Ковровского реального училища губернской управой в минувшем году отпущено.
Заключение. Докладывая об изложенном, губернская управа с своей стороны полагала бы ходатайство Ковровского уездного земства об ассигновании ежегодного пособия в сумме 2000 руб. на содержание реального училища удовлетворить и вносить в смету губернского земства ежегодно по 2000 руб. на выдачу пособия Ковровскому общественному управлению на содержание реального училища до перехода его в казну, разрешив губернской управе на будущее время ассигнование пособий на реальные училища в сумме не более 2000 р. до перехода их в ведение казни, проводить в сметном порядке» (Доклады Владимирской Губернской Земской Управы очередному Губернскому Земскому Собранию сессии 1916 г. № 2).

С 1918 года советская власть объявляет о борьбе с неграмотностью. Первые ученики появились в здании в 1918 г. 1 октября 1918 года реальное училище реорганизовано в первую советскую школу II ступени. Она была образована из старших классов реального училища, женской гимназии и высшего начального училища и, таким образом, стала смешанной. По наблюдениям учителей, совместное обучение дало хорошие результаты: у мальчиков смягчалась чрезмерная склонность к проказам, иногда грубым и опасным.
К 1921 году число учащихся приблизилось к 900. Поскольку здание реального училища в то время не имело ни электрического, ни другого освещения, то учащихся разместили так: 9 групп (классов) занимались во вторую смену в здании бывшей женской гимназии, 13 групп – в аудиториях реального училища и 3 группы выводили в мастерские на ручной труд. В группах – от 25 до 55 учеников, учителей – 37 (из них 11 непостоянных).
В нее в 1923 г. назначается директор — А.А. Кулагин. Александр Алексеевич родился в 1890 году в селе Ундол Владимирской губернии. В 1912 году он поступил в Московский учительский институт и закончил его в 1915 году, после чего отбыл предположительно в Орловскую губернию для занятия педагогической деятельностью. Там он преподавал русский язык и литературу. В 1922 году Александр Алексеевич вместе с женой Евгенией Акимовной, учительницей математики, приехал в Ковров и в 1923 году был назначен директором первой советской школы II ступени, и руководил ей до 1925 или 1926 года.
В те годы здесь преподавали А.А. Кулагин, Г.А. Смирнов, К.Н. Першин, Е.А. Кулагина, Н.Ф. и ЕФ. Успенские, Т.В. Прозорова, Н.П. Бормотов, В.А. Дубова и др.
Директор со своей супругой — Е. Кулагиной переходит на преподавательскую работу в 1925 г. в Ковровское педагогическое училище, где Александра Алексеевича застает Великая Отечественная война 1941 -1945 гг. Его призвали на фронт, там он попал в немецкий плен, откуда, возможно, освободился только по окончании войны и, вернувшись в СССР, был репрессирован, осужден, сослан в сталинские лагеря, где и умер.
В 1925 году школа получает новый статус – девятилетки. Были сформированы два старших класса. Там готовили уже настоящих специалистов – счетоводов. Окончил школу – получил готовую профессию.
После Кулагина директором школы становится А. Нифонтов. Кроме фотографии, на которой он изображен вместе с учащимися школы, мы о нем ничего не знаем. Даже инициалы его не расшифрованы.
С 1932 г. первая – уже десятилетка. Введена чёткая классно-урочная система. Учителя обязаны были оценки выставлять и преподавать по утверждённым министерством учебникам.
В 30-е ковровские школы почти каждый год меняли порядковые номера – город рос, строились новые здания. Горожане по номерам школы и не называли. Всё больше по месту расположения и цвету: «Артёмка», «лесная», «серая» (по цвету здания)… И только к 1934 году школа получает свой порядковый номер, который остался неизменным и по сей день, – первая. А ещё имя присвоили – в честь Н. Крупской.
В 1935 году, вероятнее всего, директором школы была назначена Г. Быкова. Годы педагогической деятельности Глафиры Георгиевны нельзя назвать легкими: 30-е годы — массовые репрессии, которые нередко затрагивали тех, кто хоть как-то ошибся, выполняя указания партии.
В декабре 1939 году, в связи с советско-финским конфликтом здесь был открыт секретный госпиталь, где лечились пленные финны и советские солдаты. Школа лишилась своего здания, с этого времени она становится «кочующей» (как назвал ее известный владимирский журналист, выпускник школы, друг С. Никитина Н. Демьянов). Все это выпало на долю Глафиры Георгиевны Быковой.
В этих стенах перед войной учился известный советский писатель С.К. Никитин. Позже о школе он вспомнит не раз в своих произведениях, вспомнит и «кафельные полы школьных коридоров, по которым, разбежавшись, можно было катиться, как по льду», и «высокий светлый класс, всегда пахнувший с утра вымытыми полами, и спортивный зал с турниками, брусьями, конями, кольцами, и суматоху перемен, и нарочито шумную, драчливую давку у буфета за «французской» булочкой…». Вспомнит и о том, как в военное время школа всем своим составом «кочевала»: в бывшем здании реального училища снова разместился госпиталь. Тогда-то довелось ее ученикам учиться и в «Артемке», и в «розовой», а после введения раздельного обучения и в «красной».
В конце 1940-го госпиталь закрыли и расформировали, но на второй день Великой Отечественной войны открыли вновь. Ученики близлежащих школ часто заходили в подшефный госпиталь, организовывали концерты, помогали в выполнении самых разнообразных хозяйственных работ. После отправки госпиталя на фронт здание заняло ремесленное училище.
В 1941 началась Великая Отечественная война, многие учителя ушли на фронт, не хватало педагогических кадров. Малыши и подростки учились во 2-й и 8-й школах, а старшеклассники обивали пороги военкомата – не до учёбы. Многие ушли на фронт после последнего звонка, и многие не вернулись домой.
В память всех погибших – и учителей, и учеников – на стене гимназии установили памятную плиту.
В 1946 году школьники вернулись в классы. Но то была уже новая школа – мужская. И таковой оставалась до 1954 года.
Глафира Георгиевна была не только замечательным педагогом, но и человеком с большим сердцем. Как сложилась ее судьба в конце войны, мы не знаем, но предполагаем, что, возможно, в 1945 году, в связи с новым преобразованием школы в мужскую среднюю, был назначен новый директор — мужчина, и им стал Г. Горшков.
В 1949 году в школу пришел новый директор – Николай Анатольевич Кислов и руководил ею до 1982-го.
С конца 50-х в стране стали создаваться средние общеобразовательные политехнические школы с производственным обучением. В числе первых в области такой школой стала возглавляемая Н.А. Кисловым (1958 г.). Она была прикреплена к одному из предприятий города, куда раз в неделю ученики ходили на практику. Вместе с аттестатом выпускникам вручалось удостоверение о получении профессии.
Вспоминает директор школы Владимир Николаевич Сперанский, в те годы ученик:
– Два дня в неделю мы проводили в цехах завода имени Дегтярёва. Кто на токаря учился, кто на фрезеровщика…
В 60-м г. школе присвоили новый статус – одиннадцатилетки.
В 60-е гг. в стране стали появляться школы с углубленным изучением английского языка, и Николай Анатольевич в 1963 году открывает несколько экспериментальных классов. Эксперимент начинали учителя Н.А. Фукс, Л.П. Артемьева, Л.Н. Засалина, в течение двух десятков лет курировавшая преподавание английского языка. Появились лингафонный кабинет, различные технические средства для успешного обучения иностранному языку.
В 1965-м средняя школа № 1 стала специализированной школой с углубленным изучением английского языка и, таким образом, обрела новый статус.
При Н.А. Кислове значительно укрепилась материальная база школы. Были созданы автокласс, комплекс по трудовому обучению, построен новый спортивный зал, совершенствовалась кабинетная система.
Однако как бы хорошо ни была оснащена школа, успех учебно-воспитательной работы в первую очередь зависит от преподавателей. Н.А. Кислов подбирал кадры, приглашая на работу талантливых и знающих педагогов. Так, например, в школу пришла учительница физики Н.А. Приезжева, которую отличали высочайший интеллект и эрудиция. Учащиеся 60-70-х годов очень любили диспуты, ведущей которых была Нина Андриановна. Спорили о взаимосвязи знаний и нравственности, что значит жить с достоинством, как не «заразиться» мещанством… В середине 60-х годов Н.А. Приезжева провела письменный опрос в одном из классов, предложив ученикам ответить на вопрос: «Что бы я сделал, если бы все мог?». Ответы школьников на пожелтевших тетрадных листах хранятся в фондах Ковровского музея и дают прекрасный материал для характеристики социально-политических представлений школьников. «Прекратила бы безобразия в Китае, которые они именуют “Великой культурной революцией», и запретила бы войну во Вьетнаме», – пишет 16-летняя ученица. Другой ответ -«помог бы вьетнамцам в их борьбе с американцами, убрал бы с руководящих постов Мао Цзэдуна и его соратников, перевоспитал хун-вэйбинов…». Чувствуется «проработка» на политинформациях, классных собраниях, уроках истории. Один из популярных ответов учащихся – «чтобы был мир на Земле». Много и таких: «Первым делом установил бы на Земле коммунистический строй», «помог бы быстрее построить коммунизм». Ответы учеников красноречиво говорят о шкале этических ценностей, которые формировала существовавшая система воспитания: «чтоб каждый человек оставил что-то нужное людям после себя», «чтобы все люди были красивы не только по внешности, но и по душе», «нужно, чтоб весь мир был добрым».
Одной из главных заслуг Н.А. Кислова стало создание коллектива интересных и сильных педагогов. Ему удалось вывести школу в число лучших учебных заведений Коврова. Не случайно городской отдел образования (с 2000 г. – управление) возглавляли и возглавляют сегодня бывшие директора этой школы – Г.С. Винниченко(в 1983-1996 гг.) и В.Н. Сперанский (с 2000 г.).
В начале 90-х начался системный эксперимент по переводу школы № 1 в статус гимназии. Нелёгкие были времена, но интересные. Школьники только-только начинали работать на компьютерах, активно внедрялись новые образовательные программы. Это были годы, когда школы получили большую самостоятельность и независимость. Новации только приветствовались. Педагоги первой школы трудились много.

1998 год оказался судьбоносным – школа стала гимназией.


Скульптура у здания гимназии

«Здесь в бывшем реальном училище преподавал математику и физику А.Н. Барсуков первый председатель Ковровского Совета рабочих депутатов впоследствии известный советский математик».
«В этом здании в годы Великой Отечественной Войны размещался эвакогоспиталь № 1893 1941 – 1943»

«Учителям и выпускникам школы погибшим в годы Великой Отечественной Войны».

Одним из главных направлений остаётся изучение английского языка. Благодаря помощи министерства образования заключили договор о сотрудничестве с американскими школами города Графтон (Северная Дакота). Несколько десятков русских и американских школьников прошли обучение в России и Америке.
В 2006 году гимназия победила на конкурсе среди школ, внедряющих инновационные образовательные программы. Получили миллион от президента, купили мультимедийную технику.
Юлия МАЗУРИНА. 2010 г.
Официальный сайт Гимназии № 1 им. А.Н. Барсукова. - http://gumnasion.ru/
Учебные заведения уездного гор. Коврова
Учебные заведения Ковровского уезда в 1884 году
Город Ковров
Учебные заведения в губернском городе Владимире

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Ковров | Добавил: Jupiter (16.03.2017)
Просмотров: 287 | Теги: Ковров, учебные заведения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика