Главная
Регистрация
Вход
Вторник
23.04.2024
18:55
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Ковров

Барсуков Александр Николаевич

Александр Николаевич Барсуков

Барсуков Александр Николаевич (1891-1958) – председатель Совета рабочих депутатов в Коврове, преподаватель в Коврове, декан физмата МГУ. Родился в селе Ильинском Судогодского уезда.


Александр Николаевич Барсуков

Александр Николаевич Барсуков родился 28 марта 1891 г. в селе Ильинском Судогодского уезда (теперь Селивановского района) в многодетной семье сторожа сельской аптеки. Барсуков рано увидел людское горе, семья очень нуждалась. Отец получал всего 7 рублей в месяц. На каждого из десяти членов семьи приходилось меньше одного рубля. Это было голодное детство. Не имея средств для прокормления такой семьи, родители отдали шестилетнего Сашу в Никологоры (Вязниковский уезд) к деду по матери. Там и окончил он в 1902 году местную начальную школу, а осенью этого же года вернулся к отцу в Ильинское.
Как способного к наукам и упорного в учении его приняли в Ильинское второклассное училище на стипендию общества. Барсуков все три года обучения получал 20 рублей в год, установленные крестьянами села для трех лучших учеников. После успешной сдачи экзаменов и испытаний Барсуков в 1905 году выпускается из училища с присвоением ему звания — учитель грамоты. Но Александру так хотелось учиться дальше, а отец, несмотря на бедность, всемерно поддерживал у своих детей тягу к образованию, поэтому на семейном совете и было решено: Александр поедет в Хреновскую учительскую школу.
Успешно сдав, вступительные конкурсные экзамены, он был зачислен в нее в 1905 году на полную казенную стипендию (общежитие, питание, одежда и обувь).
В школе уже существовала тайная ученическая организация, занимающаяся политическим самообразованием и пропагандой революционных идей. В 1906 году в это подпольное общество вступает Александр Барсуков. Но полиции скоро удалось дознаться о деятельности организации, многих ее членов арестовали. Весной 1907 года на станции был арестован и Барсуков. Его заключили в Кинешемскую тюрьму, правда, скоро освободили в связи с несовершеннолетием. Но двери школы перед Барсуковым закрылись: его исключили.
Надо было как-то жить дальше. Барсуков приехал в Ильинское. В большой отцовской семье было голодно, да подошла пора и самому ей помогать, но, кроме тяжелой крестьянской работы, не выводящей из нужды, дома ничего не было. И с согласия родителей он в августе 1907 года уезжает в Москву, где поступает на частные Общеобразовательные курсы О.И. Духониной, которые за 2—3 года готовили на аттестат зрелости. Жил Барсуков в ужасных условиях, голодал, доходил до отчаяния, заболел, даже пытался броситься в Москву-реку. Да и полиция не давала покоя, потеряв его след, нагрянула в Ильинское и произвела обыск, к счастью, ничего опасного не нашла.
Закончив курсы, Александр Барсуков в 1909 году сдает экстерном экзамены за кадетский корпус и дополнительно латинский язык при Московском учебном округе. Это открыло ему двери Московского университета. Сначала его приняли на юридический факультет, а через две недели удалось перевестись на любимый физико-математический.
Учась в университете, Барсуков активно включается в студенческое движение, в марте 1911 года за участие в известных студенческих волнениях 1910—1911 годов был арестован, содержался в охранном отделении, а затем в административном порядке выслан из Москвы в село Ильинское под надзор полиции. С большим трудом ему удалось получить разрешение снова жить в Москве. И только осенью 1911 года он смог приступить к занятиям в университете. Помогли товарищи. Общество воспомоществования нуждающимся студентам назначает Александру Барсукову стипендию в сумме шесть рублей в месяц и бесплатный обед в студенческой столовой. Небольшая помощь позволяла кое-как сводить концы с концами. Барсуков получил возможность более усердно заниматься науками, больше читать, интересоваться историей рабочего движения. Немного окрепло и здоровье. Чтобы как-то облегчить положение большой семьи, Александр Николаевич ведет частные уроки, занимается репетиторством на курсах Духониной, которые окончил сам. Строго рассчитывая свой «бюджет», он берет в Москву младшего брата, с которым занимается за курс гимназии и готовит его для поступления в университет. А иногда удается 5—6 рублей послать родителям.
Но вот университетский курс окончен в 1913 году. Предстояло решить, что же дальше, чему посвятить свои силы, приобретенные знания, где работать? И Барсуков решает ехать в Ковров, он знает этот город, к тому же в 1910 году сюда перебралась и вся семья. Отец устроился сторожем в железнодорожную больницу. В Ковровском реальном училище учились два его брата — Михаил и Леонид.


А.Н. Барсуков

В 1914 году в реальное училище гор. Коврова пришел молодой учитель математики и физики А.Н. Барсуков. В первое время его наставником был инспектор училища, он же учитель физики Григорий Иванович Фалеев. Работа Александра заинтересовала, и почти два года, кроме нее и любимой математики, для него ничего не существовало.
Очень скоро, после приезда в Ковров, Барсуков сумел установить связь с молодежными революционными организациями города. Молодой преподаватель математики принял самое активное участие в революционной борьбе ковровской молодежи.
Пройдя суровую школу жизни, наблюдая произвол, царивший в России, засилье кулаков в деревне, тяжелейшие условия работы рабочих на заводах и фабриках, Александр Николаевич сознательно и целеустремленно встал на путь революционера, на всю жизнь связал себя с партией большевиков, став одним из деятельных, активных и верных ее членов.
В это время Барсуков написал свою первую научную работу «О представлении целого числа в виде суммы ряда последовательных нечетных чисел», которая была опубликована в журнале «Математическое образование» в № 4 за 1915 год, издаваемом математическим кружком Московского университета. Кружок объединял всех передовых учителей, увлекающихся математикой. Специалисты высоко оценили эту статью.
В 1916 году Александр Николаевич вступает в революционную молодежную организацию «Клуб якобинцев». Собрания часто проходили на его квартире.
«Серафим Казанский в те далекие годы был подростком. Учился в Ковровском реальном училище. Среди преподавателей учебного заведения выделялся А.Н. Барсуков. Александр Николаевич пользовался среди учащихся особенным авторитетом. И не только как прекрасный учитель математики, но и…
Серафим Александрович протер тряпочкой стекла очков, задумался, отчего складки на лбу стали еще глубже, и начал воспоминания:
— Мы знали, что наш преподаватель — большевик, за революционную деятельность сидел в тюрьме и сейчас находится под надзором полиции. Такой человек в глазах молодежи был окружен ореолом романтики. В Коврове после Февральской революции часто проходили демонстрации и митинги, на них алели флаги, звучали революционные песни. В рабочее движение включалась и молодежь. Стал действовать «Клуб якобинцев», а несколько позднее был создан Союз рабочей и учащейся молодежи «III Интернационал». А.Н. Барсуков вовлекал реалистов в революционную борьбу.
— Однажды Александр Николаевич поручил нам охранять место сбора рабочих на Шириной горе, — продолжает собеседник. — Мы залезли на деревья и сначала бдительно несли дозор, но потом поуспокоились и проглядели, как нагрянули казаки. Они стали разгонять собравшихся, вовсю свистели нагайки.
Серафим Александрович показал кисть правой рука с коричневыми шрамами и добавил: «Это следы одного из ударов». А.Н. Барсуков привлекал надежных учащихся для выполнения различных поручений. Серафиму Казанскому не раз приходилось носить свертки в один окраинный домик города. Давал их учитель в темном коридорчике учебного заведения. Однажды в конспиративном доме реалисту долго не открывали дверь и, когда все-таки вышел человек, подросток высказал ему свою обиду. «Молчи, парень, — сурово сказал ему открывший, — значит, так надо». Я догадался, что революционеры предполагали возможность налета полиции.
— Какова дальнейшая судьба вашего учителя?
— После закрытия училища непосредственные контакты с Александром Николаевичем прервались. Но я внимательно следил за его деятельностью в эти дни. В развернувшейся революционной буре еще отчетливее вставал боец Ленинской гвардии…» («Знамя», 6 января 1987).
28 февраля 1917 года на последнем подпольном заседании Ковровского комитета РСДРП Александр Николаевич Барсуков вступил в состав Ковровского комитета РСДРП(б).
Барсуков в Коврове жил в доме № 1 на ул. Щорса, с 1917 по 1922 г. Его семья снимала квартиру на втором этаже. Дом построен в конце XIX. Двухэтажный, верхний этаж, деревянный, нижний — кирпичный, неоднократно ремонтировался, в результате чего была изменена планировка второго этажа. Не сохранился.
По примеру Петрограда в первые же дни после свержения царизма, по инициативе большевистских организаций, во многих городах и уездах Владимирской губернии были созданы Советы рабочих и солдатских депутатов.
5 марта 1917 года состоялось первое заседание Ковровского Совета рабочих депутатов. На нем присутствовало 68 человек, представлявших 15 предприятий и учреждений города, выбрали исполнительный комитет в составе 18 человек, из них — 16 большевиков. Председателем был избран А.Н. Барсуков.
Временное правительство создало в городе свою власть — Гражданский комитет. Установилось двоевластие. Но подлинной властью города был Совет рабочих депутатов, который пользовался большой поддержкой трудящихся и являлся подлинно революционным органом диктатуры пролетариата. Он фактически сосредоточил в своих руках власть не только в городе, но и районе.
Как только в Коврове стали известны Апрельские тезисы В.И. Ленина, ковровские большевики безоговорочно поддержали их, выработали правильную тактическую линию. 29 апреля был избран новый состав комитета РСДРП. Он рекомендовал рабочим большевистских депутатов в состав Совета, которые и были избраны на собраниях рабочих и в воинских частях. В новый состав Совета вошли: Н.С. Абельман, А.Н. Барсуков, Е.Н. Васильев, Г.М. Павловский и другие.
Ковровский комитет РСДРП и исполком Совета не допустили исполнения решения Временного правительства о выводе в июле 1917 г. из Коврова запасного полка. Ковровский Совет настаивал на том, чтобы все Советы порвали всякие отношения с Временным правительством, клеймили позором соглашательскую политику меньшевиков и эсеров, пресекал попытки комиссара Временного правительства ограничить рабочих пользоваться правом свободы слова, печати, забастовок. Как только из Петрограда пришло сообщение о свершившейся Великой Октябрьской революции, Совет взял в свои руки всю полноту власти и фактически без всякого сопротивления устранил органы власти Временного правительства.
Барсуков с марта 1917 г. вел очень большую ответственную работу на посту председателя Совета, состоял членом фракции большевиков Совета, членом его редакционного комитета, членом Ковровского комитета партии. Вместе с Н.С. Абельманом, Е.Н. Васильевым, М.С. Лешко, Г.Г. Жиряковым, К.П. Румянцевым, И.Н. Рыжовым, А.Е. Коруновой он выступает с пламенными речами перед населением.
Но напряженная работа, полуголодная жизнь, постоянный отказ от самого необходимого подорвали здоровье Александра Николаевича, он заболел туберкулезом, и товарищи посоветовали ему поехать на лечение в Крым. В связи с выбытием из Коврова Барсуков сложил с себя обязанности председателя Совета. Совет, по предложению тов. Абельмана, «выразил сочувственное отношение к нему (Барсукову), принявшему обязанности председателя в тяжелое время начала революции и организации рабочих».
Немного окрепнув, Барсуков вернулся в Ковров и со всей энергией окунулся в кипучую работу партийной организации. В октябре 1917 года он входит в состав военно-революционного комитета, председателем которого был Н.С. Абельман, назначается первым ковровским комиссаром просвещения.
В декабре 1917 года Ковровский пулеметный завод (ковровский завод «Инза»), дирекция которого находилась в Петрограде и состояла из датчан, оказался в сложных условиях. Администрация перестала платить рабочим зарплату, те голодали и стали открыто выражать недовольство. Тогда Ковровский Совет рабочих и солдатских депутатов решил послать делегацию в Петроград для решения судьбы завода и получения денег на зарплату. В составе делегации оказался и А.Н. Барсуков – тогдашний комиссар просвещения.
В один из январских дней 1918 года двое членов Ковровского Совета были уже в Петрограде. Когда выяснилось, что посещения правления акционерного общества, главного артиллерийского управления, других военных управлений, различных комиссариатов результатов не дали (а делегаты пробыли в Петрограде уже более трех недель), Барсуков решил, минуя все ведомства, обратиться во ВЦИК, для чего и направился в Смольный. О дальнейшем развитии событий Александр Николаевич рассказывает сам.
«Там меня принял дежурный член президиума. Выслушав мое дело и, очевидно, почувствовав себя не в состоянии принять то или иное решение, он встал и предложил мне следовать за ним. Пройдя длинный коридор, мы очутились перед дверью, из которой в этот самый момент вышел человек лет 50-ти. К нему и обратился член президиума с кратким изложением моего дела. Обернувшись ко мне и поздоровавшись, вышедший товарищ задает мне неожиданный и крайне изумивший меня вопрос: «А скажите, нельзя ли этот завод переоборудовать на выделку сельскохозяйственных орудий?»
Несколько растерявшись, я довольно невнятно заявил, во-первых, о своей некомпетентности в этом вопросе, а во-вторых, о том, что завод-де «не наш» и я сомневаюсь, будет ли допущена владельцами такая реорганизация.
Последняя часть моего ответа вызвала улыбку у товарища и реплику: «Ну, об этом уж мы будем с ними разговаривать».
И далее:
— А вот важно, возможна ли такая реорганизация. Скажите, нет ли на этом заводе инженера-большевика?
— Есть,— быстро ответил я, имея в виду Н.С. Абельмана.
— Так вот поручите ему составить смету на переоборудование и пришлите ее сюда. А что касается зарплаты,— обратился товарищ к члену президиума, — то, конечно, она должна быть выплачена полностью через Государственный банк. Распорядитесь, чтобы без проволочек необходимая сумма была бы выдана... До свидания, товарищ,— обратился он снова ко мне,— привет ковровским рабочим,— и с этими словами он быстро пошел дальше по коридору.
— Знаете, с кем вы сейчас разговаривали? — спросил меня член президиума.
— Нет.
— С товарищем Лениным.
Можно представить себе мое изумление и глубокую радость, что мне пришлось увидеться и беседовать с величайшим вождем партии и пролетарской революции.
Что касается вопроса о выдаче денег, то, сдвинувшись немного в ближайшие два дня, он затем снова «застрял». Но теперь я уже знал ход к товарищу Ленину и через неделю, не добившись ничего, направился прямо к нему.
Принят я был немедленно и в нескольких словах изложил положение дела. Владимир Ильич тут же подошел к телефону, вызвал комиссара (фамилию не помню) и резко начал «пробирать» его за недопустимую волокиту. «Сейчас направляю товарища из Коврова прямо к вам, — закончил он.— Примите все меры, чтобы в течение суток ассигнования были проведены, а завтра в это же время доложите мне по телефону об исполнении.
После этого Владимир Ильич еще минут десять расспрашивал о Коврове, о работе Ковровской партийной организации, о настроениях рабочих, а также крестьян уезда.
Когда наконец я уходил, он вдогонку напомнил мне:
— А о смете-то вы помните?
— Хорошо помню, — весело ответил я».
В своей автобиографии Барсуков пишет о том, что тогда же Владимир Ильич предложил ему присесть за отдельный столик и написать свою краткую автобиографию, а потом, ознакомившись с ней, сам повел его к Луначарскому, которому и порекомендовал Барсукова для работы в наркомате.
Однако посмотрим, чем же закончилась история с тем ходатайством, которое возил в Петроград А.Н. Барсуков?
Приказ Ленина возымел действие, и через три дня ковровские делегаты имели на руках чек на получение в Госбанке 4 700000 рублей. Барсуков запросил из Коврова вооруженный отряд, а когда тот прибыл, получил деньги и в отдельном вагоне под вооруженной охраной повез их в Ковров.
Прибыв в Ковров и сдав доставленные деньги, Александр Николаевич выступил на общезаводском митинге рабочих и подробно рассказал о встрече с В.И. Лениным, об оказанной им помощи в получении сумм для выплаты зарплаты рабочим.
Бурей оваций и аплодисментами в адрес Ленина ответили рабочие на рассказ Барсукова. Вернуться ему в Петербург для работы в Наркомпросе не удалось. Во-первых, потому, что возражала ковровская парторганизация, — она считала, что Барсуков нужен в Коврове, — а, во-вторых, свое слово сказали и врачи: с туберкулезом в Петрограде жить нельзя. Так и остался Александр Николаевич в Коврове. Он был избран в 1918 году в состав Ковровского исполкома, назначен заведующим городским, позднее и уездным отделами народного образования, был и членом Ковровского УИКа.
В 1919 году, когда из Коврова вернулась чрезвычайная государственная комиссия, разрабатывавшая меры по расширению и восстановлению завода после пожара, Ленин во время доклада комиссии спросил: «Жив ли тот ковровский комиссар просвещения, который был у меня?» Ленин вспомнил о А.Н. Барсукове.


Гор. Ковров, ул. Абельмана, д. 26/28

В 1918 году по инициативе А.Н. Барсукова в этом доме открылся Народный дом. В организационном плане учреждения культуры входили тогда в систему народного образования. И когда на местах были созданы УОНО (уездные отделы народного образования), они взяли под свою опеку всю «культурную» работу в городе и уезде. В их структуре были созданы секции народных домов, библиотечной сети, лекторская и театральная.
С лета 1917-го по 1922 годы образованием и культурой в Коврове руководил А.Н. Барсуков. Еще во время студенчества в Москве раскрылся его музыкальный талант. Он мог взять любой инструмент и через несколько минут заиграть на нем. Особенно виртуозно владел гитарой, и слава его в Москве в этом отношении была очень широкой. У Барсукова был уникальный инструмент – двухгривная «ерошкинская» гитара. Именно на ней довелось ему аккомпанировать при грамзаписи знаменитой Варваре Паниной, и даже вышли две или три пластинки. «Вообще «музыкальная слава» отца, – писал в своих воспоминаниях об отце сын, историк Николай Александрович Барсуков, – была не меньше его научной известности, а в «широких кругах» – значительно больше». Возглавляя в 1918-1922 гг. Ковровский отдел народного образования, А.Н. Барсуков, пользуясь своими давними связями и знакомствами в артистическом мире, приглашал в город с концертами Ф. Шаляпина, И. Москвина и других исполнителей. Выступали они на сцене именно в этом здании.


Учебники по математике, автор А.Н. Барсуков

Зная на своем собственном опыте, какой ценой ему, деревенскому парню, далось высшее образование, Барсуков с присущей ему энергией и умением смотреть вперед призывает молодых рабочих учиться. Его поддержали. Так возник рабочий факультет, сначала в Коврове (1919 год) и позже во Владимире (1922 год).
Он не только был их ректором, преподавателем математики, но и являлся душой, организатором, главной осью, вокруг которой вертелось все дело. Это было не просто, шел 1920 год... Учебники, тетради, наглядные пособия, где их взять? И он организует сбор книг у учащихся гимназий, реального училища, некоторые пособия изготовляет сам. Надо было вселить слушателям уверенность, поддержать их материально, добыть продовольственные пайки, помочь больным ученикам. Несмотря на все эти трудности (а Барсуков был немного старше своих учеников), жизнь в этом молодом коллективе била ключом: занятия, споры, дискуссии, митинги, самодеятельность — необходимо везде поспеть. Он участвовал в концертах, играл на нескольких инструментах. Живой, общительный, веселый человек, умеющий до конца отдаться любимому делу, — таким он запомнился своим слушателям.
При торжественном открытии рабфака в Коврове он говорил, что первый рабочий университет, точно свет Шатурской электростанции, зальет духовным светом всю Владимирскую губернию. «На дереве Советской России Ковровский университет явится одним из лучших бутонов».
На рабфаки в качестве лекторов приглашал известных преподавателей и профессоров из Иванова-Вознесенска и Москвы. Во Владимир и Ковров приезжали профессора Привалов, Степанов, Урысин. Они в течение недели читали свои курсы. Перед рабфаковцами выступал «красный профессор» А.Г. Чудов, руководивший в то время лесным институтом, находившимся в имении Храповицкого под г. Судогдой. Во Владимирском рабфаке работали наиболее опытные, передовые учителя города — А.И. Курсанов, С.Ф. Архангельский, В.А. Нечаев.
«Три лекции (с. Ильинск. Глинищ., Судогод. у.). Заведующим Ковровским университетом тов. А.Н. Барсуковым прочитаны лекции на следующие темы: 1) «Земля, как небесное тело»; 2) «Религия и чудеса»; 3) «Монархия, республика и Советский строй».
Содержание первой лекции: практическое значение астрономии; борьба церкви с астрономией, как с наукой, подрывающей авторитет церковного учения; земля, как небесное тело, ее форма и размеры; движение земли вокруг оси и вокруг солнца; старый и новый стиль.
После лекции происходило собеседование по вопросам текущего момента. Лектор указал на рост революционного движения в Европе, на победу Красной армии. Указав далее на основную задачу Советской России – восстановление хозяйства, лектор закончил собеседование призывом к крестьянству помочь Раб.-кр. власти выполнить эту задачу.
Во второй лекции – «О религии и чудесах» лектор подверг критике все источники, из которых мы узнали о существовании, свойствах и деяниях бога, а именно: 1) предание, идущее от отцов к детям, 2) духовенство, 3) священное писание и 4) чудеса. Была выяснена историческая роль церкви, как орудия порабощения трудящихся масс.
Далее – лектор разъяснил происхождение книг священного писания, на примерах показал их недостоверность и противоречивость.
В начале третьей лекции было указано на роль экономики в истории. Лектор указал, что форма правления государства определяется тем, какой класс стоит у власти. Далее были указаны основные черты и признаки трех форм правления: монархии, как господства землевладельческого класса – дворянства, буржуазной республики – как господства промышленно-финансовой буржуазии и советский строй – выражающий диктатуру пролетариата и беднейшего крестьянства. Указав на историческую необходимость социального переворота и неизбежно связанное с ним временное расстройство хозяйства, лектор призывал слушателей перенести терпеливо эти временные настроения во имя счастья будущих поколений.
После лекции лектор сделал краткий доклад по текущему моменту» («Призыв», 22 января 1921).

В 1921 году Барсуков был избран от Ковровской партийной организации делегатом с совещательным голосом на X съезд РКП (б).
В 1921-м г. его избрали в губком РКП(б).
В 1922 г. его перевели во Владимир. Там он также создал рабфак, став его заведующим и преподавателем математики.


«Здание Рабфака. Один из организаторов которого был известный математик Александр Николаевич БАРСУКОВ 1891-1858». Гор. Владимир, ул. Луначарского, д. 3

«Владимирский рабфак остался. Рабфаковцы помнят то тягостное настроение, которое овладело ими при известии о закрытии рабфака. Одно время вопрос казался решенным окончательно и всякие хлопоты по нему безнадежными.
Но Губком, Губкомол, ГИК и Губпрофсовет, с таким трудом, с такими затратами и с такой любовью создававшие рабфак, дружно встали на его защиту и в своих мотивированных резолюциях выразили протест против закрытия его и постановили принять все меры к его оставлению.
Для этой цели, с резолюциями укaзанных органов в руках, и (от Президиума) и тов. Тишин (от Профкома) командируется в Москву.
В первую поездку удалось добиться лишь присылки для обследования рабфака инспектора Наркомпроса, который по детальном обследовании постановки учебного дела, состояния кабинетов, состава и материального обеспечения слушателей вынес самое хорошее впечатление.
Едем опять в Москву. В ожидании доклада инспектора ведем подготовительную работу. По нескольку раз ходим с просьбой о поддержке в ЦК РКП, в ЦК РКСМ, в ВЦСПС в Центр. Бюро пролет. студенчества и везде, в той или иной форме, эту поддержку получаем.
Наконец через неделю приезжает инспектор, делает доклад в Отделе рабфаков и несмотря на то, что доклад целиком сводится к сохранению рабфака, Отдел рабфаков остается при прежнем решении.
Переносим вопрос в Коллегию Главпрофобра, заседание которой состоялось через два дня. После доклада зав. отделом рабфаков и моих возражений, часть членов коллегии горячо высказалась за сохранение рабфака, но громадным большинством голосов было постановлено опять остаться при прежнем решении.
Переносим вопрос в Президиум Наркомпроса, тов. Яковлева пошла навстречу нашей просьбе и поставила наш вопрос в срочном порядке на ближайшем заседании Президиума.
И только здесь, после детального обмена мнений, было постановлено Владимирский рабфак оставить.
Итак т.т. рабфаковцы, в сентябре вновь за работу. За напряженную работу, чтобы оправдать надежды государства, возлагаемые на нас. А. Барсуков» («Призыв», 15 июля 1924).
В 1927 году Александр Николаевич по вызову наркомата переезжает в Москву и целиком переключается на работу в области просвещения, проявляя свои большие организаторские способности. Он постоянно направляется на еще не изведанные участки работы, организует различные учреждения народного образования, умело подбирает для них инициативных и высокообразованных работников. Так уж сложилось, что ему, начиная с Ковровского Совета, пришлось открывать все новые страницы в своей активной работе и творческой деятельности.
Сразу по прибытии в Москву ему поручается организовать Центральные курсы профдвижения, выросшие потом в мощный центр повышения квалификации работников профсоюзного актива. Затем он переводится в Московский областной отдел народного образования, где заведует отделом социального воспитания (соцвос), по-современному — управлением школ.
В 1930 году Барсуков назначается заместителем директора только что созданного Центрального института повышения квалификации работников народного образования, возглавляет в нем учебную часть, а через некоторое время переводится в Московский государственный университете сначала деканом физико-математического факультета, а затем утверждается заместителем директора МГУ по учебной части.
Некоторое время он был заместителем начальника и главным редактором Учпедгиза, возглавлял методический журнал «Математика и физика в школе», а с 1937 года по его инициативе создается журнал «Математика в школе», существующий до настоящего времени, бессменным редактором которого Александр Николаевич оставался до самых последних дней своей жизни.
Капитальный труд Барсукова «Уравнения первой степени» —большое научно-методическое исследование — был представлен в качестве кандидатской диссертации. Он получил широкую известность среди учителей математики. За эту работу ему было присвоено ученое звание кандидата математических наук. Барсуков редактировал учебники алгебры Киселева, а затем написал свой учебник алгебры для VI—VII классов, который в 1953 году был утвержден Министерством просвещения РСФСР как стабильный. Потом он начал работать над второй частью этого учебника — для VIII—X классов,— но смерть помешала его закончить. Рукописи учебников Александр Николаевич выносил на суд учителей и очень прислушивался к замечаниям и советам учителей, получал много писем и всегда обстоятельно отвечал.
Он автор 33 научных работ по математике и методике учебников. Назовем некоторые из них: «Уравнения первой степени», «Элементы алгебры», «Первые уроки алгебры» — методическое пособие, «Сборник задач по алгебре для педагогических училищ», «Математика» — пособие для преподавателей ремесленных училищ, «Алгебра» — стабильный учебник для учащихся VI—VII классов средней школы, выдержавший 10 изданий, изданный тиражом до десяти миллионов книг. Его учебниками пользовались школы Украины, они были переведены на немецкий, арабский и китайский языки.
Когда началась Великая Отечественная война, Александр Николаевич добровольцем вступает в Московское ополчение. На фронте он был пулеметчиком, сражался под Смоленском, защищал Москву, воевал на Ленинградском фронте.
Не прерывая своей работы в журнале «Математика в школе», Барсуков в послевоенные годы ведет большую работу в Учпедгизе, будучи его ответственным редактором, заведует кафедрой математики в Московском городском институте усовершенствования учителей, а с 1948 года — доцент Московского городского педагогического института им. В.И. Ленина.
За свои заслуги перед Родиной Александр Николаевич был награжден двумя орденами «Знак Почета», медалью Ушинского, значком «Отличника просвещения».
Связей с Владимирской землей Александр Николаевич не порывал. Во время Великой Отечественной войны, после демобилизации из армии в связи с состоянием здоровья, он несколько раз приезжал в Ковров, некоторое время даже работал в парткабинете завода, часто выступал перед рабочими. На выставке в средней школе № 1 была одна интересная фотография, относящаяся к лету 1944 года. На ней запечатлены В.А. Дегтярев, А.Н. Барсуков, Н.А. Бугров.
В 1950 году Александр Николаевич был председателем государственной экзаменационной комиссии Владимирского учительского института.

Умер Александр Николаевич Барсуков 21 апреля 1958 года, похоронен в Москве на Ново-Девичьем кладбище.

Память:
Признавая большие заслуги А.Н. Барсукова, Совет Министров РСФСР своим Постановлением № 372 от 20 июня 1973 года присвоил имя первого председателя Ковровского Совета рабочих депутатов, известного математика Барсукова Александра Николаевича средней общеобразовательной школе № 1 г. Коврова Владимирской области и постановил впредь именовать ее — средняя школа № 1 имени А.Н. Барсукова.

***

Барсуков был обаятельным человеком, умел с большим тактом подчинить своему влиянию окружающих его людей. Неудивительно поэтому, что братья Михаил и Леонид пошли по его пути. Под непосредственным руководством Александра Николаевича сформировалось их мировоззрение, они стали членами большевистской партии, с оружием в руках защищали Советскую власть на фронтах гражданской войны, получили высшее образование, вели научную и организаторскую работу в сельскохозяйственных учебных заведениях.
Барсуков Михаил Николаевич (1897—1943) уже в Ковровском реальном училище, будучи председателем ученического комитета, встал на революционный путь борьбы. Он входил в молодежный союз «III Интернационал». После Октября работал в Ковровском комиссариате народного образования, участвовал в подавлении эсеровского мятежа в Муроме, а когда вспыхнул чехословацкий мятеж, в составе 1-го Владимирского полка отправился на Восточный фронт. После демобилизации окончил сельскохозяйственную академию им. Тимирязева, работал директором Успенского сельскохозяйственного техникума, директором высших курсов директоров совхозов, занимался научной работой.
Барсуков Леонид Николаевич (1899—1965) активно включился в молодежное движение. В 1918 году он председатель Ковровского Союза социалистической молодежи «III Интернационал». В период октябрьских боев в Москве выезжал в столицу в составе ковровского революционного отряда, участвовал в подавлении сопротивления офицеров и юнкеров, вел борьбу с меньшевиками в Коврове. Он участник подавления эсеровского мятежа в Муроме. Был секретарем в комиссариате труда. Затем ушел добровольцем на Восточный фронт, сражался с белыми под Казанью, работал в особом отделе 5 армии, Иркутском губчека. В 1929—1937 годах работает в академии им. Тимирязева, после переходит на научную работу. Им написано 30 научных трудов.
Реальное училище гор. Коврова
Учебные заведения Ковровского уезда в 1884 году
Учебные заведения в губернском городе Владимире
Уроженцы и деятели Владимирской губернии

Категория: Ковров | Добавил: Николай (17.03.2017)
Просмотров: 3640 | Теги: Ковров, учебные заведения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru