Владимирский Рабочий факультет (Рабфак) в 1922-1931 гг.
Владимирский Рабочий факультет (Рабфак) в 1922-1931 гг.
В январе 1918 г. при Губисполкоме был образован комиссариат по народному просвещению, который руководил открытием новых школ, организацией во Владимире народного университета («Рабочего факультета»), народных библиотек, консерватории. Новой властью упразднялось деление школ по типам, вводилась Единая трудовая школа — светская, народная, бесплатная, общеобразовательная, без различия пола и социального положения, с обязательным трудовым воспитанием в виде производительной коммуны на принципах самоуправления и самообслуживания, во главе которой стоял школьный комитет. Преподавание закона Божия отменялось, из классов убирались иконы, вводилась новая орфография, изгонялся «казарменный дух». На предприятиях открывались курсы бухгалтерского учета. По просьбе интеллигенции были приняты меры к охране музеев и памятников старины и искусства. В 1920 году в здании бывшей женской гимназии была открыта Губсовпартшкола II ступени.
«Во Владимире открывается Рабфак (рабочий факультет). По разверстке получили места: Союзы Молодежи, Р. К. П., Профсоюзы и пр. Забыта одна группа — красноармейцы, защитники Революции, гордость Советской Республики. О них забыли. Как это произошло, не знаю. Знаю одно,— кр-цы с нетерпением ждали открытия Рабфака; он открыт, но доступ туда кр-цам отрезан. Нормальное ли это положение? Безусловно, нет. Красноармейцам должно бить дано место на рабфаке. Не надо забывать, что из Красной армии — опоры революции могут выйти отличные поэты, художники, музыканты, врачи и прочее» («Призыв», 19 сентября 1922).
«Владимирский Рабфак открывается 1-го октября в составе двух отделений 1-го семестра (на 70 человек). Все места распределены между Губкомом, Губкомолом и Губпрофсоветом, поэтому все желающие поступить на Рабфак должны иметь командировку от одного из этих органов. Срок явки 1-е октября. При явке должны быть представлены след. документы: 1. Командировочное удостоверение, 2. Свидетельство о времени рождения. 3. Свидетельство о социальном положении (место службы) слушателя или его родителей. 4. Свидетельство об отношении к воинской повинности. Всем поступающим будут произведены испытания по русскому языку и арифметике. Условиями для приема являются: по русскому языку – грамотность (знание орфографии) и умение излагать свои мысли в письменной форме; по арифметике – умение производить четыре арифметических действия над целыми числами (простыми и именованными) и решать соответствующие задачи. Для лиц, более подготовленных с 1-го ноября 5-й вечерний семестр. Вечерний курс Рабфака состоит из 8-ми семестров 4 годом обучения. Программа испытаний для поступления на 5-й семестр разослана по Уездкомолам, где и надлежит получать соответств. справки. Испытания будут производиться в конце октября. Разверстка будет разослана особо в ближайшем будущем. Ректор Рабфака: Барсуков» («Призыв», 28 сентября 1922). Рабочий факультет с техническим и биологическим отделениями средне-профессионального образования с количеством слушателей 83 человека был открыт 1-го октября 1922 г. в здании Губсовпартшколы (бывшая женская гимназия). Первое слово, первый сигнал об организации принадлежит Владимирскому Губкомолу.
«Их 280 человек… Все молодые, здоровые… Это курсанты совпартшколы и рабфака. Сегодня у них праздник: торжественное открытие их школ. Зал полон народу: курсанты, гости… Краткое вступительное слово… Музыка… Интернационал… На кафедру поднимается лектор школы т. Лукачевский. Зал наполняется громом аплодисментов… На трибуне т. Барсуков, заведывающий рабфаком. Он говорит о значении рабфака. - Нам нужно готовить свою пролетарскую интеллигенцию, способную руководить громадной страной, до зубов вооруженную знанием. Это мы, в значительной мере, осуществляем через рабфаки. Материальные условия, при которых строится наш рабфак, необычайно тяжелы. Он может существовать при условии широкой поддержки его со стороны местных организаций. Тов. Савостин сосредоточенно смотрит вниз и усиленно теребит свой ус» («Призыв», 1922).
«Ячейка РКСМ при Губсовпартшколе и Рабфаке. Наша ячейка, организованная 2-го октября, насчитывает в своих рядах 140 человек. Если просмотреть социальный состав, то больший процент падает на рабочее юношество: рабочих 93 - чел., крестьян—36, служащих—8 и интеллигентов - 3 человека. Из общего количества членов девушек насчитывается 25 человек и членов РКП—27 чел. Настроение комсомольцев в школе хорошее, чувствуется уже известная товарищеская спайка и дисциплинированность. Посещение общегородских и ячейковых собраний, выражается в 95 проц., остальные 5 проц. непосещаемости падают на товарищей, которые по роду несомых обязанностей не могут посетить собрания. Со стороны беспартийной молодежи чувствуется тяга в союз. В ячейку ежедневно поступают заявления о желании вступить в члены РКСМ. Но в силу обстоятельств (проведение обще-городского переучета членов и т. д.) не представляется возможности удовлетворить желание подавших заявление. Впоследствии они будут удовлетворены. Если проследить работу ячейки за октябрь и половину ноября, то она выражается в следующем: Участие в партийной жизни выявляется через члена бюро ячейки союза, который состоит секретарем ячейки РКП (б). В жизни школы ячейка принимает деятельное участие через товарищей, которые состоят членами различных комиссий школьного совета. При школе имеются 4 секции: Спортивная — руководитель комсомолец. Большинство занимающихся спортом члены РКСМ. Литературная - помруководителя комсомолец, большинство членов литсекции комсомольцы. Драматическая — надо сказать, что эта секция самая обширная по количеству членов (всего 105 чел). Хоровая — в которой энергичное участие принимают также комсомольцы. Кроме всего этого при школе издается стенная газета. В проведении 5-ой годовщина Октябрьской Революции ячейки принимала деятельное участие. Часть членов была командирована по детским домам и в школу II ст., где проведен ряд бесед на тему дня. Занятия в школе требуют много времени. Хотя и приходится упорно «грызть гранит науки» все же члены ячейки принимают участие и в общественной жизни вне школы. Так в Горсовет избраны 3 человека. Дальнейшая работа намечается в следующем: деятельная помощь, как шефа, РКСМ Красному Флоту, прикрепление членов РКСМ к детдомам и школам с целью проведения бесед и т. д., и устройство агитсудов. В заключение надо сказать, что предстоит много упорной работы, котирую мы должны выполнять с честью» («Призыв», 25 ноября 1922).
Мемориальная доска из черно-коричневого гранита. «Памятник истории. Здание рабфака, одним из организаторов которого был известный математик Александр Николаевич БАРСУКОВ. 1891 - 1958. Охраняется государством».
В 1923 году Рабфак переехал на улицу Воскресенскую (сейчас Улица Луначарского, д. 3). 136 человек слушателей в новом здании.
Рабфак был назван именем Р.К.С.М.
С августа 1923 года Альбицкий Федор Алексеевич - преподаватель Владимирского рабфака.
В созданный рабочий факультет с фронтов гражданской войны в 1923 г. пришли демобилизованные красноармейцы, рабочие, крестьяне. Стране были нужны свои ученые и вот за книги сели те, кто до Октября даже не мог мечтать об учебе. Упорным, настойчивым трудом, бессонными ночами рабфаковцы штурмовали твердыни науки. В вузы страны вливалась здоровая струя хорошо подготовленных пролетариев-рабфаковцев, которые также упорно учились в высших учебных заведениях и через несколько лет, получив высшее образование, становились на самые ответственные участки строительства социалистической родины. «На здании рабфака имеется надпись: «Епархиальное женское училище» и фигура (замазанная) с надписью по бокам: «Иисус Христос». Многие мещанки из-за Лыбеди засматриваются на эти знаки минувшего и украдкой крестятся» («Призыв», 14 декабря 1923). Естественно-научный музей в начале 1924 г., по распоряжению губОНО, передан в ведение Владимирского Рабфака и превращен в учебный кабинет. «Пpи клубе рабфака организован кружок по изучению ленинизма. В кружок записались почти все студенты рабфака, в том числе и беспартийные. Весь кружок разбит на группы в 7—8 чел., кроме того выделена группа в 12 человек из наиболее политически развитых членов и кандидатов партии, так наз. — лекторская группа. К каждому студенту этой группы прикреплена группа менее развитых студентов, которыми групповод руководит в занятиях. Лекторская группа под руководством заврабфаком разрабатывает материал по ленинизму, составляя при этом вопросник с ответами для разработки в остальных группах кружка. Кроме этого, лекторская группа ведет более детальную разработку по сочинениям т. Ленина. К концу учебного года предполагается всю программу по ленинизму проработать, чтобы этим дать возможность студентам на каникулах принять активное участие в изучении ленинизма «ленинским призывом» («Призыв», 21 мая 1924).
В 1924 году Совнарком вынес постановление расширитиь центральные рабфаки за счет сокращения сети провинциальных рабфаков. Под это сокращение попал и Владимирский Рабфак. Наркомфин прекратил отпуск денег, так как его в смету Госбюджета не включили. Стоял спрос или включить в смету Губисполкома (нужно было 60 тысяч рублей) или закрыть совсем. Губкомол исходатайствовал у ГИК-а деньги, и рабфак существовал.
«Владимирский рабфак остался. Рабфаковцы помнят то тягостное настроение, которое овладело ими при известии о закрытии рабфака. Одно время вопрос казался решенным окончательно и всякие хлопоты по нему безнадежными. Но Губком, Губкомол, ГИК и Губпрофсовет, с таким трудом, с такими затратами и с такой любовью создававшие рабфак, дружно встали на его защиту и в своих мотивированных резолюциях выразили протест против закрытия его и постановили принять все меры к его оставлению. Для этой цели, с резолюциями укaзанных органов в руках, и (от Президиума) и тов. Тишин (от Профкома) командируется в Москву. В первую поездку удалось добиться лишь присылки для обследования рабфака инспектора Наркомпроса, который по детальном обследовании постановки учебного дела, состояния кабинетов, состава и материального обеспечения слушателей вынес самое хорошее впечатление. Едем опять в Москву. В ожидании доклада инспектора ведем подготовительную работу. По нескольку раз ходим с просьбой о поддержке в ЦК РКП, в ЦК РКСМ, в ВЦСПС в Центр. Бюро пролет. студенчества и везде, в той или иной форме, эту поддержку получаем. Наконец через неделю приезжает инспектор, делает доклад в Отделе рабфаков и несмотря на то, что доклад целиком сводится к сохранению рабфака, Отдел рабфаков остается при прежнем решении. Переносим вопрос в Коллегию Главпрофобра, заседание которой состоялось через два дня. После доклада зав. отделом рабфаков и моих возражений, часть членов коллегии горячо высказалась за сохранение рабфака, но громадным большинством голосов было постановлено опять остаться при прежнем решении. Переносим вопрос в Президиум Наркомпроса, тов. Яковлева пошла навстречу нашей просьбе и поставила наш вопрос в срочном порядке на ближайшем заседании Президиума. И только здесь, после детального обмена мнений, было постановлено Владимирский рабфак оставить. Итак т.т. рабфаковцы, в сентябре вновь за работу. За напряженную работу, чтобы оправдать надежды государства, возлагаемые на нас. А. Барсуков» («Призыв», 15 июля 1924).
«Каковы условия жизни и работы на Владимирском рабфаке? Рабфак помещается в специально отремонтированном, большом красивом здании, вполне приспособленном для занятий. В верхнем (третьей) этаже помещается общежитие для студентов, второй этаж занят под классы, клуб, библиотеку, кухню и столовую, первый — под кабинеты, лаборатории, рисовальный класс и канцелярию и, наконец, в подвальном этаже помещается баня, прачечная, мастерские и пр. Из учебно-вспомогательных учреждений при рабфаке имеются: 1. Богатый естественно-исторический кабинет и музей. 2. Специальная ест.-ист. библиотека — 8000 книг. 3. Химический кабинет и лаборатория, до 85 реактивов и громадный запас химической посуды. 4. Физический кабинет, сравнительно слабый количественно. 5. Кабинет географии—10 приборов, 20 карт в 60 картин. 6. Кабинет общественных наук— 15 карт и более 200 диаграмм. 7. Общая библиотека — 4000 книг. 8. Специальная педагогическая библиотека до 200 книг и журналов узко специального и педагогического характера. Занятия ведутся утром (от 5 до 7 академич. часов), вечерние часы отводятся на подготовку уроков и внеклассные занятия. Политико-просвет работа ведется при клубе под руководством ячеек РКП и РЛКСМ. В течение 1923/24 уч. года работало несколько кружков, напр. по ленинизму, по ист. юношеского движения, по профдвижению и др. и секции — литературная, драматическая, хоровая и спортивная, каждая под руководством специалиста. В прошлом году условия жизни студентов были следующие. Они пользовались бесплатно: 1) общежитием с полным оборудованием и бельем, 2) полным столом, 3) учебниками, учебными пособиями и письм. принадлежностями, 4) баней, 5) прачечной, 6) сапожной и 7) швейной мастерскими и сверх того денежное пособие 5 р. ежемесячно. Вообще условия жизни на Владимирском рабфаке гораздо лучше, чем на каком бы то ни было рабфаке Москвы и др. городов. Возможно и даже вероятно, что в будущем уч. году, вследствие увеличения числа студентов почти вдвое, эти условия будут несколько хуже, но во всяком случае таковы, что смогут, вполне обеспечить студенту нормальное прохождение курса. А. Барсуков» («Призыв», 30 июля 1924).
«31 мая 1925 г. во владимирском рабфак состоялся первый выпуск студентов, окончивших трехгодичный курс обучения. Всего выпускается 36 чел. По этому случаю 31 мая было созвано торжественное заседание. С докладом, подводящим итоги прошедшей учебы, выступил завед. владимирским рабфаком т. Барсуков, который в своем докладе указал, что сегодняшний день является для рабфака торжественным. Выпуск студентов дает нашей республике 36 новых молодых сил, обогативших себя знаниями, столь необходимыми нам в настоящее время. Касаясь истории существования рабфака, докладчик указал на те препятствия (а их было много), которые пришлось преодолеть последнему. Сюда входит и недостаток на первое время учебных пособий всякого рода и отсутствие достаточной материальной базы. Плохо отразилось на работе, да и на самих учащихся и преподавателях, распоряжение главпрофобра о закрытии нашего рабфака. Только, благодаря содействию губернских органов, существование его удалось отстоять. Много способствовала работе внутренняя спайка учащихся. В заключение докладчик передал от президиума преподавателей горячее приветствие и пожелал окончившим студентам не терять связи с рабфаком и делиться с ним своим опытом в новой работе. Затем был заслушан ряд приветствий от ГИК-а, губпрофсовета, губкома РКП (б.), губкома РЛКСМ, Красной армии, подшефной волости. С ответным словом от имени выпускников выступил тов. Кульков, который сказал, что все пожелания и задачи, высказанные здесь – мы, студенты рабфаковцы, с честью выполним» («Призыв», 2 июня 1925).
В сентябре 1925 года Владимирский рабфак, постановлением совнаркома, включен в число высших учебных заведений наркомпроса, состоящих на государственном бюджете. В 1925 г. Кольчугинский планер, участвовавший на 3 всесоюзных планерных состязаниях, прибыл во Владимир и установлен в здании рабфака. Промышленно-экономический техникум открыт в 1926 г. Располагался в здании рабфака.
«На рабфаке организовался самостоятельный местком работников просвещения» («Призыв», 3 апреля 1926).
Рабочий факультет в 1927 г. имел два отделения: техническое и биологическое. Учащихся в 1926-27 г. в нем насчитывалось 320 чел., учителей – 17.
«Президиум рабфака постановил вести занятия не 6 часов в сутки, как раньше, а 9 часов. Вызвано это тем, что большинство рабфаков СССР также занимаются по 9 часов. Теперь часы занятий распределены так: 6 часов утром и 3 часа вечером» («Призыв», 11 февраля 1926).
«В 1923 г. в библиотеке рабфака было 3080 книг, в 1924—3650, в 1925—5840, а теперь уже имеется 7385 названий. Книга есть по всем отделам, но наибольшее количество падает на общественные науки и беллетристику. Интерес студентов к своей библиотеке большой. Возьмем цифры за месяц: библиотеку посетило 1157 чел., книг прочитано 1409. Газет клубом выписывается маловато: как центральные, так и «Призыв» рвут нарасхват. Спортивные занятия у рабфаковцев. Желающих заниматься спортом так много, что помещения нехватает и спортивные занятия ведутся через день (двумя группами). Среди записавшихся много девушек. Своими силами рабфаковцы отремонтировали старые заброшенные параллельные брусья. Кроме того, сумели выхлопотать «кобылу» («Призыв», 23 февраля 1926). «Владимирский рабфак, существующий уже с 1922 года, в настоящее время чрезвычайно вырос и окреп. Подводя итоги его почти четырехлетней работы, нельзя не провести параллели между тем, что представлял из себя рабочий факультет в момент основания и тем, что он есть теперь. Если в 1922 году условия работы рабфака и его техническое оборудование находились прямо-таки в ужасном положении — не было ни преподавателей, ни учебных пособий, а количество студентов доходило едва до 136 человек — то теперь все это представляет собой уже совсем другую картину. Отремонтировано второе здание, оборудованы кабинеты по всем предметам занятий, имеется вдоволь учебных пособий, приведено в приличный вид и заново оборудовано общежитие, а количество учащихся возросло до 240 человек. Социальный состав студентов — целиком рабоче-крестьянский. Преобладают члены ВКП (б.) и РЛКСМ, объединенные соответствующими ячейками. Обучение со II-го курса ведется лабораторным способом (Дальтон-план), отношение к которому у большинства студентов положительное. В текущем году рабфак делает второй выпуск окончивших его студентов, в числе 36 человек, большинство из которых, с целью продолжения своего образования, собираются отправиться на технические и экономические ВУЗ-ы. Рабфак ведет также оживленную внеклассную культработу, которая распределяется по соответствующим кружкам: кружок современности, юношеский кружок, кружок физкультуры, военный, шахматный и др. Издается стенгазета, крепится связь с Красной армией и подшефной рабфаку деревней. Имеется мастерская, в которой работают сами учащиеся» («Призыв», 4 марта 1926). «Во владимирском рабфаке работает кружок физической культуры, в который записалось уже 100 членов. Интерес учащихся к занятиям физкультурой чрезвычайно велик. Намечается устройство летней площадки» («Призыв», 6 марта 1926).
«Прием на владимирский рабочий факультет. Владимирский рабочий факультет имеет целью подготовку в высшие учебные заведения рабочих от станка и крестьян от сохи, не получивших образования в средней школе. Окончившие рабфак принимаются без экзамена и в первую очередь во все ВУЗ-ы СССР, по разверстке центра. Срок обучения на рабфаке - 3 года. Рабфак имеет 2 уклона — технический и биологический. Окончившие по техническому уклону поступают в технические ВУЗ-ы (высшее технич. училище, институт инженеров транспорта, политехникумы, горную академию и пр.); окончившие по биологическому уклону — поступают в сельско-хозяйственные и медицинские ВУЗ-ы (с.-х. академия, агрономические факультеты, политехникумы, лесной институт и проч.). Все поступившие на рабфак пользуются бесплатно: а) учебниками и учебными пособиями (кроме письменных принадлежностей); б) общежитием со спальными принадлежностями и постельным бельем; в) стипендией (в прошлом году она была в размере 17 руб., а в будущем предполагается 21-27 р.), г) вполне оборудованной столовой и хлебопекарней, при чем администрацией рабфака организуется полный стол за счет части стипендии; д) бесплатной медицинской и зубоврачебной помощью. Зам. отв. секр. Губкома ВКП (б.) Рыбаков. Зав. АПО Губкома Сергеев. Зав. рабфаком Барсуков» («Призыв», 27 июля 1926).
«Кружок физкультуры на рабфаке организовался в средине зимы прошлого года, но несмотря на это, у него есть уже достижения. Прошлые год — без денег, без пригодного инвентаря кружок все же работал. Мало того, — на весеннем легко-атлетическом соревновании кружок взял первенство города Владимира по гимнастике, провел внутрикружковые соревнования и поставил ряд физкультурных вечеров, заслуживших большое внимание. Благодаря редкой активности физкультурников, инвентарь кружка был приведен в пригодный вид, что обеспечило нормальный ход занятий. Занятия сейчас в кружке ведутся по двум направлениям — утром в группах, а вечером — в секциях. Утром занимается 3 мужских и 1 женская группа. В основу утренних занятий кладется зарядовая гимнастика. Работу вечером кружок предполагает вести в секциях — гимнастической и тяжело-атлетической. Гимнастическая секция с 31-го октября уже начала работу; в ней более 100 человек. После окончательного организационного оформления, начнет работать и тяжело-атлетическая секция. Работу лыжной секции удастся наладить только в том случае, если будут отпущены средства на закупку лыж. Плохо дело с помещением, — предоставленный кружку театральный зал неудобен тем, что в нем проводятся и собрания, и заседания, в нем занимаются и хор, и драмкружки и т. п. Инвентаря у кружка мало, — брусья, конь и еще кое-что по мелочи. Зал необходимо дооборудовать» («Призыв», 6 ноября 1926).
«С этого года 2-й и 3-й курсы рабфака перешли на новый лабораторный метод занятий (Дальтон-план). Задания по предметам даются курсантам на две недели. Одну неделю они работают под руководством преподавателей, другую неделю самостоятельно — в лабораторных кабинетах, имеющихся по каждому предмету. Учебниками и пособиями эти кабинеты снабжены в достаточном количестве. На оборудование физического кабинета в этом году было затрачено свыше 4.000 рублей. На 1-м курсе рабфака занятия идут пока по классной системе, но со 2-го полугодия и там будет введен лабораторный метод. В этом году на всех курсах рабфака будет введено преподавание немецкого языка» («Призыв», 6 ноября 1926).
«На рабфаке оборудован кабинет черчения и рисования. На оборудование затрачено около 1000 руб. Часть оборудования получена из мастерской школы-семилетки и часть технического оборудования — от станции Владимир» («Призыв», 10 декабря 1926).
«Рабфаком открыт кабинет черчения и рисования, Оборудование кабинета обошлось около 2000 рублей. Кроме того, на оборудование химического и биологического кабинетов Наркомпрос отпустил рабфаку специальные средства в размере 4800 руб. С разрешения Главпрофобра, с 15 февраля одна из групп 2-го курса рабфака переводится с трехгодичного на четырехгодичный срок обучения. На первом и втором курсах рабфака введено преподавание немецкого языка. До сих пор слушатели рабфака получали к чаю черный хлеб. Для усиления питания учащихся, администрация решила выдавать к чаю по полфунта белого хлеба» «Призыв», 5 февраля 1927).
«Владимирский рабочий факультет имеет целью подготовку в высшие учебные заведения рабочих от станка и крестьян от сохи, не получивших образования в средней школе. Окончившие рабфак принимаются без экзамена и в первую очередь во все ВУЗ-ы СССР по разверстке центра на госстипендию. Срок обучения на рабфаке — 3 года. Рабфак имеет два уклона: технический и биологический. Окончившие по техническому уклону поступают в технические ВУЗ-ы (высшее техническое училище, институт инженеров транспорта, политехникумы, горную академию и пр.). Окончившие по биологическому уклону поступают в сельскохозяйственные и медицинские ВУЗ-ы (сельско-хозяйственные академии, агрономические факультеты политехникумов, лесной институт и пр.). Для обоих уклонов предоставляется определенное число мест в общественно-экономические ВУЗ-ы. Вое, поступившие на рабфаки, пользуются бесплатно: а) учебниками и учебными пособиями (кроме письменных принадлежностей), б) общежитием со спальными принадлежностями и постельным бельем, в) стипендией (в 1926 году — 20 руб. в месяц), г) вполне оборудованной столовой, при чем администрацией рабфака организуется полный стол за счет части стипендии, д) медицинской и зубоврачебной помощью» («Призыв», 12 июля 1927).
Рабочий факультет (рабфак) за шестнадцать лет своего существования обучил сотни рабочих и крестьян. Многие из выпускников рабфака поступили в институты, окончили их, стали крупными учеными, инженерами, писателями, специалистами народного хозяйства. Он дал, например, путевку в жизнь Туркину Василию Степановичу (1904—1968), крупному специалисту в области промышленного строительства, кандидату технических наук, члену-корреспонденту Академии строительства и архитектуры СССР, лауреату Государственной премии.
«Пришел желтый август. Снова от земли и заводов потянется к дверям Владимирского рабфака вереница молодых ребят с тощими котомками за плечами, и длинные коридоры наполнятся смехом и говором. Рабфак растет с каждым годом. Если в первый год его существования в нем училось 60 человек, то в наступающем учебном году уже 144 человека поступит на первый курс. Места уже розданы организациям. В рабфаке два уклона: технический и биологический. Следует заметить, что технический уклон пользуется большей симпатией рабфаковцев. На биологическое отделение идет больше всего крестьян. Курс обучения в рабфаке трехгодичный, но для наиболее отстающих студентов создана группа с четырехлетним курсом. Это дает возможность ребятам, не обладающим большими способностями, удовлетворительно закончить среднее образование.
Красный корпус бывшего женского училища (общежитие), расположен во дворе училища и соединен с главным корпусом каменным переходом.
Еще недавно в этом белом здании учились дети попов. Теперь здесь учатся рабоче-крестьянская молодежь. Часть здания — красный корпус — использована под классы и аудитории, все остальное - студенческие квартиры. Квартирой удовлетворены все без исключения студенты и часть преподавателей. Кроме этого свободный нижний этаж, отчасти занимаемый учащимися промышленно-экономического техникума, сдается в краткосрочное пользование различным организациям. Это дает рабфаку известный доход. Есть своя столовая, обслуживающая всех студентов. За приличный обед и недурной ужин вычитается в среднем 13 р. 50 к. в месяц. Питание вполне удовлетворяет студентов. Культпросветработа занимает на рабфаке не последнее место. Работает и пользуется большим успехом кружок физкультуры. Объединяет он 178 человека. Организованы секции: футбольная, баскетбольная, конькобежная, водная, лыжная и т. д. Работают кружки драматический, хоровой, музыкальный, военный и т. д. Устраиваются вечера с постановкой пьес, опереток и концертов. Эти вечера вносят много разнообразия в обычно монотонную жизнь рабфаковца и, благодаря умелому проведению их, пользуются заслуженной известностью среди учащихся Владимира. Стенгазета «Голос рабфаковца» ждет активного участия в ней вновь прибывающих студентов. Газета работала весь год плохо. Уже второй год рабфак в каникулярное время проводит экскурсии. В прошлом году в летнее время рабфаковцы ездили в Крым. Прошедшей зимой была экскурсия в Ленинград, а летом в Крым, на Кавказ и по Волге. В рабфаке требуется особая усидчивость и понятно, почему так много больных среди рабфаковцев. Главные болезни нервные, глазные и туберкулез. При рабфаке имеется свой врач и оказывается бесплатная медицинская помощь. Серьезно заболевших студентов отправляют на курорты, в санатории и дома отдыха. Мест представляемых губпросветом недостаточно. В 1926—27 г. студенты арендовали самостоятельно виллу в Сочи (Кавказ) и послали туда на отдых 45 человек. На-ряду с хорошими сторонами нашей жизни есть и плохие. Дело в том, что зачастую студенты не встречают должного внимания со стороны даже тех организаций, которые их послали. Это больше всего относится к профсоюзам. Не говоря о том, что они сплошь и рядом не оказывают помощи в учебное время, во время каникул ребята безуспешно ищут работы, и профсоюзы не идут им навстречу» («Призыв», 13 августа 1927).
Осенью 1927 г. Полторацкий Виктор Васильевич поступает учиться на Владимирский рабфак. Здесь он принимает активное участие в работе литературной группы начинающих писателей, созданной при комсомольской газете «Красная молодежь». Его стихи печатаются в газетах «Призыв», «Голос рабфаковца», «Красная молодежь».
«Случай на рабфаке. Под сводами огромных рабфаковских комнат прозвучал глухой выстрел. Нелепо окончилась прервалась жизнь молодого, способного рабфаковца, хорошего товарища Леши Назарова. Еще накануне смерти, по рассказам слушателей, Назаров шутил, звал товарищей сниматься. Никто ничего не подозревал. Без разрешения Назаров вошел в женское общежитие. Это было необыкновенно. — Вы завтра проснетесь, а я спать буду…- обратился он к девушкам. — Почему? — Так, решил поспать… И вышел. Опять никто ничего не заподозрил. На утро товарищи, жившие вместе с Назаровым в общежитии, проснулись, напились чая и стали собираться на занятия. — Разбудите Назарова, чего он спит! Один из них подошел к постели Назарова, лежавшего укрытым с головой. Посиневшая рука свешивалась из под одеяла. — Как ведь руку-то отлежал! — Алексей! И тут только открылась жуткая драма, происшедшая ночью. Весь коллектив рабфаковцев лишился своего товарища. Назаров оставил письмо. Он пишет: — «Нe желаю становиться на твоем пути, но и не хочу видеть тебя с другим…» Формально причина самоубийства - ревность. Но есть еще и другие причины, заставляющие насторожиться. Эти причины — есенинщина. Как могло случиться, что такой хороший, полный творческих сил, парень, как Алексей, мог увлечься Есениным? Товарищи рассказывают, что стихи Есенина чрезвычайно сильно задевали его глубоко западали в память. Товарищи рассказывают! А где же были они, когда видя пагубное действие нездоровой есенинщины, не приняли товарищеских мер по отношению к Алексею? Почему рабфаковская общественность проходила безучастно — или почти безучастно — мимо есенинщины, въедающейся в здоровый организм коллектива учашихся рабочего факультета? Есенинские стихи предрасположили Назарова к мысли о самоубийстве, а его ревность к любимой им девушке послужила толчком к роковому концу... Печальная и нелепая смерть Назарова звучит предостережением для вашей общественности, заставляет более внимательно, более товарищески относиться к тем, кто благодаря недостатку силы воли, поддается развращающему действию всякой упадочной литературы. Больше общественного воздействия на отдельных лиц - и тогда безжалостный наган не будет вырывать из жизни людей, которым принадлежит будущее» («Призыв», 22 дек. 1927).
«Расширение рабфака Помещение, занимаемое сейчас рабфаком и экономическим техникумом, недостаточно и требует дальнейшего расширения. Наиболее подходящим для этой цели является недостроенное здание бывшей учительской семинарии. Президиум губисполкома поддержал ходатайство горсовета перед Наркомпросом об отпуске 200.000 рублей на достройку этого здания. Главпрофобром разрешено увеличить с будущего года количество учащихся рабфака на 60 человек. Однако, этого недостаточно и губисполком предполагает довести это количество до 120 человек» («Призыв», 9 мая 1928).
«Помещение для учащихся рабфака Расширение деятельности владимирского рабфака упирается в недостаток жилищ для учащихся. На помощь рабфаку пришел горсовет, предоставивший под общежитие учащимся дом № 5 на ул. Луначарского. Полезной жилой площади в этом доме насчитывается 463 кв. метра. Независимо от этого горсовет предложил рабфаку использовать все помещения, принадлежащие ему, занимаемые сейчас частными лицами. Квартирно-посредническому бюро горсовет поручил подыскать квартиры для этих лиц» («Призыв», 4 августа 1928).
«Пятилетка владимирского рабфака предусматривает значительное увеличение числа учащихся. В истекшем году на рабфаке училось 480 чел., в этом учится 510 чел., в 1930—31 году будет 570 чел., в 1931-32 году — 630 чел., в 1932—33 году — 660 чел. Это по дневному рабфаку. По вечернему рабфаку число учащихся с 92 чел. (в текущем году) будет доведено к концу пятилетки до 270 чел. Намечено улучшение материального положения рабфаковцев, каждый год будет расти размер стипендий. Для общежития студентов в саду рабфака будет построено здание на 300 чел. На постройку ассигнуется 392000 р.» («Призыв», 7 янв. 1930).
Общежитие рабфака находилось на ул. Ленина, рядом с домом крестьянина.
«Рабфак в подготовке кадров. Грандиозные задачи пятилетнего плана соцстроительства требуют скорейшей подготовки новых тысяч инженерно-технических работников. К концу пятилетки потребуется 84000 инженеров и 150000 техников. У нас же имеется 30000 инженеров и почти столько же техников. Вот почему партией сейчас выброшен лозунг: «в кратчайший срок подготовить нужное количество инженеров и техников», подготовить не за счет свертывания программы, а за счет наибольшей интенсивности преподавателей и студентов. Во исполнение этого лозунга во владрабфаке организуются ударные бригады. Из 90 человек выпускного курса 50 проц. пошло в ударники. Началась упорнейшая учеба. По программе: теория пределов, решение косоугольников и биномы Ньютона предполагалось закончить в четыре месяца, ударники-же заканчивают в три недели. Также по физике. Надо указать на высокую сознательность и прилежность педагогическою персонала. Например, преподаватель математики Юдин ввел дополнительные вечерние занятия. Юдин с уверенностью заявил, что успеваемость студентов вполне удовлетворительна. Нет ничего и особенного в этом, если в ударные бригады отобраны лучшие студенты по академической успеваемости. Все студенты подверглись врачебному осмотру и тщательному отбору со стороны педагогов. Настроение студентов бодрое. 15-го января эти ударники-рабфаковцы едут в ВУЗ» («Призыв», 7 янв. 1930).
«Ударники рабфака требуют Во Владимирском рабфаке еще в январе на 3 курсе организовалась ударная группа, которая кроме сокращения срока учебы поставила перед собой задачу на лучшую проработку заданий, на своевременную сдачу их, на лучшую посещаемость и т. д. Ударники свое знание оправдали и доказали, что они могут кончить учебу не в декабре 1930 года, а раньше. Администрация, однако, решила, что выпуск ударников провести в декабре. Ударники и курсовая партийная организация требуют, чтобы с ударниками занимались и летом с тем, чтобы подготовить их в ВУЗы и ВТУЗы к сентябрьскому набору. Преподаватели говорят, что программу учебы можно закончить в июле без ущерба делу качественности подготовки. Администрация должна пересмотреть свое решение и выпустить ударников раньше декабря. Выпуск ударников даст возможность принять в рабфак 34 человека из рабочей молодежи, а ударникам рабфаковцам — поступить в сентябрьский набор в ВУЗы и ВТУЗы» («Призыв», 28 апреля 1930).
4-го сентября 1930 г. при горсовете заседала специальная комиссия, которая постановила: Рабфаку предоставить здания зубной амбулатории, помещение лесхоза и быв. общежитие медтехникума по улице Луначарского.
«На курсах по подготовке на рабфак, организованных областным отделом союза сельхозлесрабочих обучалось 58 батраков. Курсы были рассчитаны на 8 месяцев, чтобы по окончании учебы батраки без всяких испытаний могли бы поступить на 1 курс рабфака. Сейчас курсы кончились, но батраки почти все остались за стенами рабфака из-за отсутствия материальной помощи. Приехавшие батраки обратились за содействием к заведующему рабфаком тов. Захарко, но от него получили такой ответ: — Раз, вы, товарищи, приехали учиться, так находите для себя работы на целый год. Целый день батраки обивали пороги владимирских организаций, в том числе и биржи труда и райпролетстуда, но работы нигде не нашли, а последний отказал им даже в каком-либо содействии» («Призыв», 1 сентября 1930).
«Владимирский рабфак шефствует над добрынским колхозом и это шефство осуществляет не деле. На последнем общем собрании рабфаковцев, председатель колхоза сделал доклад о положении колхоза. Добрынский колхоз в этом году имеет засев земли на 42 хозяйства в 229 га. Сейчас в разгаре уборочной кампании в колхозе чувствуется острый недостаток рабочих рук. Поэтому сейчас еще не свезены с поля овес и вика и около 10 гектаров не выпахано картофеля. Студенты владрабфака решили оказать помощь колхозу в ликвидации прорыва в уборке урожая. 21 сентября 73 студента работали на полях колхоза. Результаты их работы — 400 мешков картофеля. После работы колхозники приветствовали своих шефов. Присутствовавшие единоличники «околоколхозники» заявили: — Молодцы, рабфаковцы! Мы теперь увидели, как работать в колхозе и желаем тоже вступить в колхоз» («Призыв», 29 сентября 1930).
«В вечерний рабфак на первый год обучения набрано свыше 100 человек. Занятия начались с октября и с первых же дней учебы начали срываться. Администрация рабфака не смогла во время подыскать подходящего общежития, чтобы разместить в них всех приехавших и далеко живущих от рабфака студентов. Группы перегружены. Вместо 30—35 человек в них занимаются 50 и больше. Нет преподавателя по русскому языку. Большим тормозом в работе является и недостаток учебников. Один учебник приходится на 4—5 учащихся. Такая постановка дела cрывает учебу вечернего рабфака и грозит тем, что в самое же ближайшее время многие учащиеся, особенно батраки, разбегутся. Администрации надо срочно озаботиться о размещении некоторых учащихся по общежитиям и как можно лучше обеспечить рабфак учебными пособиями. Недавно на общем собрании студенты рабфака постановили создать ударную группу из более подготовленной части учащихся, которая бы повела учебу по боевому, закончив программу раньше срока. Это начинание надо поддержать, ликвидировав все указанные недочеты» («Призыв», 19 октября 1930).
Николай Николаевич Шемянов преподавал во Владимирском педагогическом техникуме до середины октября 1930 г., совмещая работу в нем с работой в партшколе и на рабфаке. «В конце первого триместра по рабфаку была объявлена ударная декада по ликвидации всех имеющихся прорывов в учебе. Комсомольцы приняли активное участие в этой важнейшей работе. Широко развернулось междубригадное и групповое соревнование на лучшую проработку материала, помощь отстающим и 100 проц. участие в работе общественных организаций. Группа комсомольцев по коллективизации быта широко развернула свою работу. Организовано 4 учебно-бытовых коллектива и 2 коммуны. Первый комсомольский коллектив имени 9 съезда имеет 121 чел. Всего коммунами охвачено 232 человека» («Призыв», 12 января 1931). «Если вы побываете в бывшем медицинском общежитии (ныне общежитие студентов рабфака), то не задумываясь скажете, что здесь живут дикари. Умываются они снегом, при чистке зубов воду заменяют слюной. Но чаще всего бывает и так, что за отсутствием воды совершенно не умываются. А вечерами, когда надо готовить уроки, студенты от стены к стене гоняют футбольный мяч, чтобы не сделаться жертвой мороза. Студенты обращались к завхозу Иванову. — Так и так, тов. Иванов, нельзя ли устранить имеющиеся в общежитии недостатки. Завхоз ответил: — Хорошо, все будет сделано... Успокоенные обещаниям, студенты стали ждать, думая, «скоро, мол, и мы заживем по-человечески». Но... обещания остались на словах. Пошли тогда к директору рабфака. А тот заявил просто: - Это не мое дело заниматься мелочью. Мы обращаемся теперь к общественным организациям — может быть они помогут устранить имеющиеся в общежитии недостатки» («Призыв», 20 января 1931).
«Самопроверка соцсоревнования на рабфаке По всему рабфаку проходит сейчас самопроверка социалистического соревнования. В проверочных бригадах участвуют до 100 человек студентов. В рабфаке все до одной группы соревнуются. В основном, выполнение договоров соревнования за первый триместр учебы идет удовлетворительно. Все группы разбиты на бригады. Проработка учебных вопросов и материалов проходит по-бригадно. Результат такой работы дает себя чувствовать в положительном смысле. Но и в работе бригад есть недостатки. До сих пор еще слаба ответственность бригадиров за работу своей бригады. Даже в ударных группах есть случаи отказа отвечать преподавателю (в группе 6 А). Недостаточно была проведена работа по проверке договоров. За весь триместр проверка была лишь в некоторых группах, да то по одному разу, тогда как в договорах имеется пункт — «проверку проводить ежемесячно». Несомненно, в результате самопроверки рабфаковский коллектив учтет свои недостатки и к концу 2-го триместра выйдет с другими, еще более лучшими показателями. Порука в этом — широко развернутое соцсоревнование и ударничество. А. Кулаков» («Призыв», 31 января 1931).
«Вечерний рабфак насчитывает сейчас свыше 150 студентов. Начиная с октября, немалая часть студентов отсеялась. Основная причина этого — нет условий для обучения. До сих пор часть студентов, приехавших из деревень и не имеющих определенной квалификации, не может закрепиться за одним предприятием или учреждением. Узнав, что рабфаковцам надо работать не 8 часов, а только 6, администраторы решительно отказываются дать какую-либо работу. Наблюдаются случаи, что в месяц одному рабфаковцу приходится сменять несколько предприятий или учреждений. Недавно дирекция фабрики «Правда» сократила трех студентов, проработавших на фабрике больше чем по году. Администрация рабфака на все это мало обращает внимания. Студентам, в случае безработицы, помощи в большинстве не оказывается. Увязки с предприятиями администрация не имеет. Почти все группы рабфака заключили между собой договоры на соревнование. С момента заключения договоров прошло уже несколько месяцев, но соревнование остается только на бумаге. Ни одна группа еще не задумалась о том, а как же выполняются договоры. Плохо с коллективной проработкой пройденного материала. В каждой группе организовано по несколько бригад, но большинство из них не работает. Бригадный метод на уроках не применяется. Только один преподаватель биологии о пройденном материале спрашивает по бригадам. Остальные этого не делают. Студентами первых групп заданный материал дома не прорабатывается. Пройденное усваивается плохо. В рабфак пришла учиться передовая часть молодежи с предприятий и деревень. Большинство — комсомольцы и коммунисты. Несмотря на все это, политическая грамотность вечерников хромает на обе нога. Вечерники мало внимания уделяют чтению газет, плохо прорабатывают уроки обществоведения. Месяца два назад при рабфаке думали организовать бытовую коммуну. Записалось свыше 50 студентов. О коммуне говорил долго но... это мероприятие угробили. Дело встало за помещением. Хотя помещение и есть, но членам бытовой коммуны его предоставили не всем. В результате, все разговоры прошли попусту» («Призыв», 2 марта 1931).
«В рабфаке есть две группы с медицинским уклоном — «8 Д» и «8 Е». Эти группы должны в течение одного учебного года пройти больше половины программы рабфака с тем, чтобы с осени поступить в медицинский ВУЗ. За это время надо усвоить курс средней математики, физики, химии и общественные предметы, не снижая безусловно качество и не сокращая программу. На самом же деле получается обратное. Некоторые предметы, как например, история классовой борьбы, проходится формально, скомкано.
Неудивительно, что сами студенты заявляют: — По истории мы ничего не знаем. Мы бьемся, чтобы студент, едущий в ВУЗ, был крепким и по общественным дисциплинам. Но на деле, как сказано, получается обратное» («Призыв», 23 марта 1931).
«Рабфак шефствует над добрынским сельсоветом. Выезжала в сельподрайон агитгруппа на лыжах, с целью штурмовать население района по вопросам посевкампании и коллективизации. Проработан в селениях доклад т. Яковлева на 16-м партсъезде и обращение ЦК ВКП(б), проводились беседы с беднотой о вступлении их в колхоз, проведена конференция молодежи, проведено 2 совещания с колхозниками по вопросам колхозной работы. Отремонтировали триер, который обслуживает население. За последнюю декаду по сельподрайону вступило в колхоз 8 хозяйств. Один раз выпускали степную газету. Сделано 3 выезда драмкружком и 3 выезда с кино-постановкой. Через курсы колхозников при рабфаке пропущено 23 человека актива колхозников. В селе Добрынском организованы курсы по подготовке на 2 курс рабфака, эти курсы обслуживаются студентами рабфака. Собрано по району средств на постройку дирижабля 39 р. Со стороны общественных организаций рабфака помощь ячейке ДШО есть. Есть случаи отказа студентов рабфака от работы в деревне» («Призыв», 5 марта 1931).
«Всего преподавателей во Владимирском рабфаке 32 человека, из них: штатных 2 человека и по совместительству 30 человек. По соцположению: служащих — 17 человек, из крестьян — 5 чел., из рабочих — 5 чел. и прочих» 5 человек.
По образованию: с высшим образованием — 29 человек и со средним 3 человека. Все преподаватели охвачены соцсоревнованием, проводится коллективное и индивидуальное соцсоревнование, проходящее под лозунгом «помощь отстающим студентам, участие в общественной работе, на лучшее взаимоотношение со студентами» и т. д. Результаты соцсоревнования хорошие: все преподаватели участвуют на групповых собраниях, занимаются дополнительно с отстающими студентами, хорошо относятся во всех отношениях к студентам» («Призыв», 7 июля 1931).
«В рабфаке весь инвентарь: койки, табуретки, столы, умывальники и проч. разбросаны по коридору. Завхозу не раз говорилось, чтобы инвентарь убрать в кладовку, но ответ один и тот-же: я беру отпуск как и все остальные рабфаковцы. Остается заместителем т. Иванов, — он должен все это сделать. Также не лучше дело обстоит и на кухне. Вся кухонная посуда: миски, чайники, ложки, стаканы можно видеть во всех углах коридора. Полы не моются. Мусор не убирается. Имеющийся садик при рабфаке поломан» («Призыв», 31 июля 1931). «Столовая рабфака в отношении чистоты не вполне удовлетворительна. В комнатах учащихся недостаточно чисто. Койки скучены, постельное белье и одеяла на койках — грязноватые. По словам студентов должно меняться через две недели, но это не всегда выполняется. По-видимому койки служат не только для отдыха, но и для повседневного употребления; на них сидят и спят в одежде и даже в обуви, что недопустимо со стороны гигиены. В мужских комнатах на полу набросаны окурки, при чем не имеется ни пепельниц, ни плевательниц. Пол не чистый. Моется раз в пятидневку, но не всегда. Для студентов существует прачечная, но со слов студентов они часто белье моют сами, т. к. возвращается оно недостаточно чистым и не аккуратно. Столовая удовлетворительная, но плохо то, что ложки обкусанные, ободранные, деревянные, что не гигиенично» («Призыв», 8 сентября 1931). «Студенты медрабфака все до одного вступили вкладчиками в сберкассу, дополнительно подписались на заем на сумму 900 рублей. Кроме того, студентами полностью уплачены членские взносы во все добровольные общества» («Призыв», 14 декабря 1931).