Владимирская Губсовпартшкола Начало »»» Владимирский Губернский комитет политического просвещения (Губполитпросвет)
В 1920 году отремонтирован и оборудован под Партшколу д. Философова по ул. III Интернационала. В 1920 году в здании бывшей женской гимназии была открыта Губсовпартшкола II ступени. 26 апреля 1921 г. состоялся 1-й выпуск Губернской партийной Советской школы. Окончило 219 человек. «С бодрым настроением, с горячим желанием принять непосредственное участие в Советском строительстве разъезжаются курсанты по местам. Прощальный выпускной вечер ярко отметил это стремление курсантов. Первая часть вечера была посвящена приветственным речам. Выступали представители Губисполкома, Губкома Р.К.П. Губотнароба, Губполитпросвета и лектора Губпартсовшколы. Было отмечено, что Губпартсовшкола является детищем рабоче-крестьянской власти, подлинным воплощением диктатуры пролетариата. Ученики пришли от рабочего станка и крестьянской сохи. И школа постаралась разъяснить великий смысл пролетарской борьбы. Если школа не дала много знаний о жизни, то она научила, как понимать эту жизнь, как подходить к знанию. Она разъяснила современность и показала, как надо теорию знания соединить с трудом, с общественной работой. В ответных речах курсанты отметили о могучем воздействии на их умы Марксизма. Учение Карла Маркса выдирало все предрассудки и предубеждения, как плуг и борона выдирают дерн и перерабатывают почву. Если они получили еще мало знания, если это только робкие, первые шаги ребенка, который начинает ходить, то ведь ребенок затем уже крепко становится на ноги, растет и самостоятельно шагает. Курсанты должны гордиться что они курсанты 1-го выпуска Губпартшколы и должны с честью поддержать это звание. Поддержат же его своей самоотверженной работой в строительстве коммунизма. Сильное впечатление произвело выступление бывшего царского генерала, войскового атамана кубанских казаков. 32 года служил он офицером монархизма. Правда, и тогда он чувствовал несправедливость капиталистического строя. Теперь же, когда он прослушал курс в партсовшколе (он посещал школу, как вольнослушатель), он был прислан во Владимир в концентрационный лагерь, сейчас состоит сотрудником Губисполкома, у него раскрылись глаза, он понял, что все имеют право на счастливую жизнь и прежде всего пролетариат, создавший все материальные ценности. Вторая часть вечера была посвящена концерту, настоящему пролетарскому, неподдельно-пролетарскому концерту. В декламации революционных стихов горела живая вера в великое революционное дело, бурлила мощь восставшего пролетариата. И чувствовалось, как сильна нарождающаяся новая поэзия. Выступали курсанты с собственными стихами, рассказами. От вечера создавалось чувство чего-то законченного, цельного художественного. В счастливый путь, свежие силы великой пролетарской армии! В вашем энтузиазме черпают бодрость старые борцы, ибо видят, что революция не умирает, а творит новые силы и вливает их в ряды своих бойцов, чтобы довести свое дело до победного венчающего конца. А. Лукачевский» («Призыв», 1 мая 1921).
«Губпартсовшкола в общей системе народного образования В общей системе народного образования в нынешний переходный период Губернская партийно-советская школа занимает одно из главных мест. Партсовшколы созданы революцией; они возникли вследствие требований самой жизни. Огромной массе трудящихся, которые раньше были лишены возможности приобрести какое-бы то ни было образование, сразу же нужно было получить не только простую грамотность, но и такие знания, которые помогли бы им разумом осмыслить совершающиеся события, чтобы самим в них принять участие и оказывать на них определенное влияние. И партсовшколы стали удовлетворять эти насущные нужды трудящихся, сначала в малой мере, а затем все больше и больше с развитием сети партсовшкол. Без участия в строительстве нашей советской Республики широких рабочих и крестьянских масс, без орабочения наших органов управления нельзя мыслить Советское государство. В тоже время это участие в строительстве, направленном на восстановление нашей крупной промышленности, на постепенное, но верное и неуклонное приближение к коммунизму, возможно лишь в том случае, если у рабочих и крестьян в должной мере будет развито классовое самосознание, если они будут иметь достаточную теоретическую и практическую марксистскую подготовку. Между тем рабочие и крестьяне до сих пор мало подготовлены; у них нет еще навыков советской работы, нет знаний в области политических вопросов. Существующие школы и разного рода курсы, дающие общеобразовательную подготовку, не удовлетворяют этим требованиям. Вот эта задача — создание твердого, не только коммунистически настроенного, но и марксистски образованного кадра работников, и лежит на Губпартсовшколе,— задача чрезвычайно ответственная и сложная. Первый цикл Губпартсовшколы не вполне выполнил эту основную задачу, да и не мог в полной мере выполнить хотя бы потому, что у руководителей школы еще не было опыта в этом деле коммунистического воспитания и образования масс. Теперь прохождение 2-го цикла будет в более лучших условиях. После первого опыта, имея в виду подготовку партийных и советских работников уездного масштаба, а также недостаточный уровень развития приезжающих курсантов, пришлось, вопреки указаниям центра, увеличить срок обучения в Губпартсовшколе до 7 месяцев, отводя первые полтора месяца как на общеобразовательную, так и на первоначальную политическую подготовку. Только после этой подготовки можно будет приступить к прохождению программы Губпартсовшколы. Такая постановка дела, конечно, вовсе не указывает на то, что места могут посылать в Гупартсовшколу совсем неразвитых или неграмотных товарищей. Наоборот, чем серьезнее отнесутся места к вербовке курсантов, чем более развитых товарищей они пошлют в школу, тем больше гарантий будет за то, что по окончании школы эти товарищи, получив серьезную подготовку к работе, вполне оправдают возлагаемые на них надежды. Лучше на 7 месяцев лишиться дельного работника, чтобы потом иметь его вдвое, втрое, а может быть и больше подготовленным к тому делу, с которого он был снят, чем и в будущем получать для работы недостаточно подготовленных товарищей. Александровский» («Призыв», 27 сентября 1921).
После перерыва Губсовпартшкола Второго цикла вновь приступила к работе 3-го октября (понедельник) 1921 г. в здании бывшей Земской женской гимназии (сейчас улица Дворянская, д. 1). К занятиям приступило 300 слушателей.
«Курсанты вербуются преимущественно из среды рабочих и крестьян, открыто стоящих на стороне Советской власти. Командируют слушателей в Губпартсовшколу следующие организации: 1) Уездкомы Р.К.П. по 5 чел., 2) Уисполкомы по 3 чел., 3) Упрофбюро по 5 чел., 4) Укомсомолы по 3 чел. и 5) Уженотделы по 2 чел. Эти организации и учреждения намечают курсантов только по их добровольному желанию. Намеченные т.т. направляются в Уездкомпарты, где имеется положение о порядке вербования курсантов. Курсанты пользуются общежитием, постельными принадлежностями, столовой. Организации и учреждения должны по возможности удовлетворять нуждающихся в обуви, белье, одежде при откомандировании, так как в Губпартсовшколе никакого обмундирования выдаваться не будет» («Призыв» 1 октября 1921). «Основной задачей Второго цикла является подготовка работников, вышедших непосредственно из рабочих и крестьянских масс, для советских учреждений и партийных организаций уездного масштаба. В связи с этим увеличивается по сравнению с первым циклом и продолжительность обучения в школе до 7 месяцев. Школа рассчитана на 300 слушателей, которые поступают не иначе, как путем командировки соответствующими учреждениями и организациями: укомпартами, уисполкомами, упрофсекциями, укомсомолами и женотделами. Кроме того, командируются политсекретариат губвоенкомата и 49 бригада. Означенные организации намечают кандидатов и направляют их в укомпарты, где имеется циркулярное положение о порядке командирования курсантов. При Губсовпартшколе имеется общежитие и столовая» («Призыв»).
Совпартшкола
«Вечер открытия Партсовшколы. Вечер состоялся 8-го октября (суббота) в клубе бывш. Гвидо, теперь клубе Партсовшколы. Государственный хор под управлением тов. Карпова дружно и стройно исполнил Интернационал, после чего заведующий школой тов. Кудрявцев сказал собравшимся на вечер курсантам слово приветствия. Приветствовали курсантов и призывали их к честному и добросовестному отношению к своим учебным обязанностям представители от Губкома Р.К.П., Р.К.С.М., Политпросвета и других организаций. Далее – хором был исполнен ряд революционных и народных песен. Хорошо были продекламированы одной из тов. Курсанток пролетарские стихи: «Кузнец» и «Мальчик». Вечер оставил на присутствующих очень хорошее впечатление» (Мих. Орлов. «Призыв» 11 октября 1921).
1-го февраля 1922 г. торжественным заседанием, в присутствии представителей от Губкома РКП, Губполитпросвета, Уездкома РКП, а также курсантов 2-го цикла Губсовпартшколы, в помещении клуба последней состоялось открытие партийно-советской школы I ступени (уездной).
«1 февраля состоялось открытие Coвпартшколы 1-й ступени Владимирского уезда. Школа рассчитана на 50 человек. Собралось более 40. Школа пользуется помещениями и лекторскими силами при Губернской Совпартшколе. Произведены предварительные испытания учащихся. Общеобразовательный уровень большинства из них низок. Съехалась преимущественно молодежь. Часть членов и кандидатов Р.К.П., часть членов Р.К.С.М. и незначительная часть беспартийных» («Призыв», 9 февраля 1922).
«24 февраля наша совпартшкола I-й ступени выпустит из своих стен товарищей, получивших минимум знаний в области марксистского образования. Опыт предыдущих лет работы с курсантами показал, что от состава курсантов, от степени их развития при поступлении в школу зависит успешность работы с ними. В тот короткий срок, какой отведен для прохождения курса совпартшколы I-й ступени, именно 4-х месячный, заставляет как можно внимательнее отнестись к приему курсантов. Хотя в школе и проходятся общеобразовательные предметы, т. е. рус. яз., арифметика, география, естествознание, физика, но, если у принятых в школу не будет уменья быстро ориентироваться в газете, умения бегло читать и писать, то школа выполнить тех задач, какие стоят перед ней в области сообщения курсантам даже минимума знаний, не сможет. Начинать с «азов» по рус. яз. или арифметике,— это значит — превратить совпартшколу в начальную школу обычного типа. В подобной же школе — не место прохождению политической экономии или историческому материализму. Поэтому и требуется, чтобы поступающие в нашу школу имели уже знания общие, хотя бы и элементарные, имели уже развитие, чтобы на основе этих знаний и этого развития их можно было строить новое — выработать у них такое мировоззрение, которое соответствует теперешнему историческому моменту. Прежде всего — ключ к пониманию и нишей программы РКП, и всей сложности наших общественных отношений — политическая экономия. Далее, опыт революционной борьбы рабочих, методы этой борьбы, тот путь, который пройден рабочим классом прежде чем он стал господствующим — история России конца XIX и начала XX века. Затем, понимание сущности нашего государственного устройства — диктатуры пролетариата в Советской власти — достигается учением о государстве и конституции РСФСР. Необходимость разбираться в мероприятиях нашей Советской власти в области промышленности, сельского хозяйства, финансовой, труда и т. д. достигается предметом «экономическая политика РСФСР». И, наконец, как завершение всего, обобщение пройденного, приведение его в систему — исторический материализм. Вот тот материал, усвоив который, курсант выхолит из школы не просто человеком, а гражданином Советской республики, могущим принять самое активное участие в строительстве новой жизни, направленной к достижению коммунизма. Б. Александровский» («Призыв», 13 февраля 1923).
«Окончание 2-го цикла Владимирской совпартшколы I ступени. (окт. 1922 г. — фев. 1923 г.). 24 февраля окончились занятия во Влад. совпартшколе 1-й ступени. Всех курсантов окончило 60 чел. По своему социальному положению они распределяются таким образом: рабочих: мужчин – 26, женщин 16; крестьян: мужчин – 17, женщин – 1. Членов РКП(б.) окончило - 6; кандидатов — 3; членов РКСМ — 26, и беспартийных — 25. На учебные занятия было употреблено 524 часа. Самое большее количество часов было отведено политической экономии — 95; затем на арифметику— 85, на русский яз.—78, на историю—74, сверх программы было прочитано три курса: 1) по истории партии 6 часов — т. Полянским (курсанты слушали курс вместе с курсантами 2-й ступени), 2) истерический материализм - т. Лукачевский и 3) юношеское движение. Последний курс был прочитан в 10 час. курсантами 2-й ступени. Кроме учебных занятий курсанты принимали деятельное участие в общей работе клуба, также проходили спорт и военное обучение. Успешность в прохождении курса была вполне удовлетворительная. Из 60 курсантов слабо окончило 5 товарищей. Снабжение курсантов было также удовлетворительным. Кроме продовольствия курсанты получали еще денежную стипендию в размере: за октябрь—3 р. 50 к., за ноябрь 4 р„ за декабрь -15 р,, за январь 1923 г.—15 р. и за февраль—15 руб. Кроме того, наиболее из нуждающимся было выдано 5 пар кожаной обуви. Для остальных обувь починялась в мастерской при школе» («Призыв», 21 марта 1923).
Улица Дворянская, д. 1
В 1920 г. был учрежден Историко-Революционный Музей, который в начале 1923 г. был передан, по распоряжению Губоно (Летне-Перевозинская, 12), в Губсовпартшколу.
«Настоящим Владимирский Уполитпросвет извещает, что он из помещения по ул. III Интернационала (магазин бывш. Мацкевича) перешел в другое помещение во двор Женской гимназии, во флигель, а поэтому всем учреждениям и лицам, имеющим надобность, необходимо обращаться по указанному адресу. За Завполитпросветом Девяткин» («Призыв» 12 мая 1922).
«При Владимирской Губпартсовшколе II ступени, II цикла, к концу занятий была организована сельско-хозяйственная секция. Лекции читали зав. ГЗУ т. Прокофьев, агроном Устинов и заместитель зав. ГЗУ тов. Лазарев. Тов. Лазарев на лекциях много говорил о необходимости учиться крестьянским сыновьям восстанавливать сельское хозяйство. Молодежь слушала внимательно и радовалась возможностям. Тов. Лазарев обещал от ГЗУ предоставить курсантам несколько мест на рабфак Петровской академии и в Иваново-Вознесенский и Муромцевский техникум с полным обеспечением стипендиатов и с работой во время каникул в ГЗУ. Курсанты подали в ГЗУ заявления. По окончании уехали на места. Тов. Лазарев обещал вызвать телеграммой. Но телеграмм так и не дождались. Тов. поехали за справками лично, но в кабинете им отвечали: «свободных вакансий нет». Неужели тов. Лазарев донкихотствовал? Или может быть места разошлись по «своим». А курсанты сильно оскорблены» («Призыв», 12 августа 1922). «Школьный клуб составил программу работ. Вся работа разбита на пять секций. Драматическая секция в настоящее время готовит пьесу «Дурные пастыри». Нельзя ничего сказать о составе секции, так как это будет первое ее выступление. Литературная секция. Для выработки у курсантов (основная цель секции) критико-марксистского подхода к книге производится разбор произведений под руководством наиболее опытных товарищей. Лучший разбор книг помещается в стенную газету, первый номер которой уже вышел 7 ноября. Сейчас подбирается материал к следующим номерам газеты, а также и к предполагаемому выпуску журнала. Выбрана редакционная коллегия для исправления материала и выпуска газет. Состав секции подобрался из наиболее интересующихся этой отраслью курсантов. Занятия проходят оживленно. Хоровая секция разучивает различные народные и революционные песни, с которыми выступает на вечерах. Спортивная секция проходит сокольскую гимнастику и изучает различные приемы борьбы. Женская и мужская группы занимаются отдельно. Занятия посещаются аккуратно. Музыкальная секция имеет небольшой струнный оркестр из любителей музыки и выступает с хорошо разыгранными вещицами на вечерах. Кроме перечисленных секций предполагается организация специальной секции газетных работников. Но организатор — Дмитрий Рабочий не появляется на горизонте партшколы со времени своего первого «организационного» посещения» («Призыв», 21 ноября 1922). «День Красного Октября... Утро. Оживленно собираются приодетые курсанты на демонстрацию. Во дворе выстроились правильными рядами и нетерпеливо ждут начала. Холодновато. Ноги мерзнут. Тронулись. Весело шагается под такт музыки. Изредка покрикивает спортруководитель: «левой! левой!» Вечер. Красные лампочки, освещая длинный коридор и толпы курсантов, направляющихся в зрительный зал, выглядят торжественно-таинственно. В зале уже полно. Гул стоит от молодых голосов. Гаснет электричество... На сцене свой хор победно-зовуще поет Интернационал. Затем идет живая газета: читаются передовица, рассказы, стихи... — Мы кузнецы, а кузница весь мир! — Горячо декламирует курсант свое произведение. Аплодисменты. Второе отделение. Живая картина. Груда наваленных тел. Вкрадываясь в душу, несутся надгробные слова. А за сценой тихо-мелодично звучит хор: — Вы жертвою пали в борьбе роковой. Мертвая тишина. Зал замер. А затем опять декламация, картина, декламация. — Коммунары не будут рабами, уверенно и властно несется со сцены. Играет свой струнный оркестр. В заключение —спортсекция. В одинаковых красивых костюмах ряд девушек грациозно и плавно строят фигуры под звуки рояля. За ними выходит десяток стройных юношей с щитами и мечами. «Бой гладиаторов». Движения резки, полны уверенности и силы... Вечер окончен. Пора спать... Время, много, но нет... в спальнях поднялся оживленный спор: кто лучше? Кто хуже?! Сильно разгорелся спор. Светятся еще неостывшие оживленные глаза. П. Хахалин» («Призыв», 11 ноября 1922). «(О журнале «Молодой Кузнец», №1. Март 1923 года, изд. Литсекции клуба Совпартшколы. Владимир). Литсекция нашей Губернской Совпартшколы выпустила первый номер журнала «Молодой Кузнец». Не будем касаться литературных достоинств журнала, хотя надо сказать — номер подобран хорошо, полон доброго юношеского смеха и написан в общем литературно. Другой вопрос интересует, тревожит, пожалуй, всякий раз, как берешь подобные юношеские журналы. Что такое представляют из себя «Молодые Кузнецы»? Как никак, они ведь — наша смена. Чем живут они? Советская власть, организуя Совпартшколы, тратит немалые средства. Но «Молодому Кузнецу» за смену бояться не придется. В передовице «Покидающим школу товарищам» автор обретается к окончившим первокурсникам. — «Теперь вы далеко не те, чем была до вступления в школу. Вы явитесь в родные места с расширенным кругозором, с новыми мыслями, новыми взглядами на жизнь, иной идеологией». — «С тем, что дала школа, мы приближаемся на одну — другую ступень ближе к победе». Что же нужно делать в деревне, на фабриках? В целом ряде статеек начертывается в общем подробная программа. «Работать с молодежью, перевоспитать ее, отдать себя ей и не словом, а делом». «Побольше марксистских кружков, марксистской литературы». Борьба с самогоном, с безобразным убиванием времени на вечеринках. Борьба с религиозными предрассудками. Религиозному сyeверию журнал уделяет много страниц. Видно, что молодежь серьезно болеет за своих отцов и матерей. Во всех пожеланиях — виден деловой подход, характерна хотя бы такая деталь,— в одной статье говорится, что Совпартшкольцы осенью должны содействовать новому набору курсантов. Звучит гордая уверенность, что учащаяся молодежь выкует из себя новую пролетарскую интеллигенцию, но кичиться полученным знанием не годится. Наоборот «надо учиться и учиться». Партийные и советские руководители не без интереса прочтут «Молодого Кузнеца». Пожелаем дальнейшего выхода симпатичного журнала. А. Лукачевский» («Призыв», 16 марта 1923).
«Стенная газета Губпартсовшколы «Красный луч» выходит с 7-го октября. Первый номер посвящен празднику урожая. Размер газеты - неопределенен:— то целая «простыня»,- больше «экономической жизни»,— то небольшой узенький кусочек. Видно, что курсанты интересуются выпуском газеты, т. к. выходит она довольно регулярно. Первый и главный недостаток газеты, — слепая печать скверной пишущей машины, все сплошь серое,— заголовки не выделяются, отделов нет, лозунги сливаются с текстом. Надо сделать поярче. По содержанию газета лучше, чем по внешности, но и здесь есть недостатки. Редколлегия должна понять, что вовсе не надо делать партшкольский «Красный луч» похожим на «Известия» или «Правду». Он должен быть своей партсовшкольской газеткой и освещать, главным образом, жизнь партсовшколы, а не тратить много места на старые «телеграммы» и громаднейшие обзоры «международных положений». Больше заметок из своей, школьной жизни. Уголок „Юмор" —лучше переделать на более полезный и интересный отдел «новости науки и техники», так как сотрудничают в «Юморе» может был. прилежные курсанты, но плохие юмористы. Больше безграмотно, чем смешно. Газета — продукт коллективного творчества всех пишущих курсантов. Но редколлегия держится не просто, по-товарищески, но официально. Через «почтовый ящик» (хотя и писатели и читатели — все живут под одной крышей!) дают иногда такие ответы: «Нефедову и Шпагину.— Бесспорно, что мысль есть, но нет техники, сидеть над обработкой займет много времени, а посему не пойдет. Читайте Пушкина — изучайте технику». И предписывают писать — «на беловую и без всяких помарок». Такой тон редколлегии надо оставить, а «почтовый ящик» упразднить,— он совершенно не нужен. Только общая, дружная работа сделает «Красный луч» хорошей для всех курсантов — своей газеткой, а пока она действительно, как и значится в заголовке, лишь — «орган литсекции». П. Тихонравов» («Призыв», 21 ноября 1923). «Губсовпартшкола занимается второй семестр в 1923-24 г. Метод преподавания совершенно другой, чем был в предыдущие годы. Раньше был лекционный, теперь же лабораторный, который отличается от первого тем, что большая часть работы возлагается на самих учащихся: они путем чтения, проработки материала и занятия в кабинетах, изучают предметы; кабинетов 5,— физический, географический, экономический, исторический и военно-политический. Ежедневно учащиеся посвящают занятиям 6 часов плюс к этому кружковая работа. Безусловно, при таком методе преподавания, это — значительная нагрузка, и учебная коллегия приступила к сокращению учебных часов. Библиотека и читальня. Большим подспорьем в учебной работе является библиотека и читальня. Читают курсанты много, спрос на книги большой. Читается, главным образом, литература, имеющая непосредственное отношение к изучаемым предметам. Есть две читальни — «громкая», с значительным количеством газет, журналов, игр и «тихая», предназначенная исключительно для приготовления уроков.
Клубная работа. Клубная работа в школе имеет большое значение. Она должна развить в курсанте его личные качества и наклонности, дать всестороннее развитие, чтобы курсант вышел из школы не с однобоким образованием. При клубе созданы кружки: сценическо-декламационный, музыкально хоровой, газетно-литературный, изобразительных искусств (Изо), дискуссионный и безбожник. Кружки ведут регулярную, плановую работу. Первыми двумя ставятся спектакли, вечера, концерты, приуроченные чаще всего к революционным праздникам. При школе издается стенная газета, в выпуске которой принимает горячее участие кружок Изо; последний выпускает также значительное количество плакатов и диаграмм, которые служат хорошим подсобным материалом в работе курсантов. Значительна работа и двух последних кружков. Кружком дискуссионным разобран целый ряд тем, напр. быт партсовшкольца РКП и обряды и др. Сейчас готовится еще доклад на тему — «Коммунистическая этика». Клубным советом устраиваются также экскурсии. Шефская работа. Губсовпартшкола является шефом над Боголюбовской волостью. Шефскую работу ведет специально выделенная комиссия, которая часто выезжает с докладами, беседами, лекциями. Особенно большое участие в шефской работе принимают ячейки РКП и РКСМ; последняя ведет, кроме того, плановую работу в красноармейских частях и детдомах, а также держит связь с другими учебными заведениями гор. Владимира (педтехникумом, мех. техникумом и рабфаком). Спорт. Занятия спортом обязательны для всех курсантов, за исключением освобожденных по болезни, кроме того, курсанты ходят для занятий еще в дом физкультуры. Вообще надо сказать, что спортом у нас увлекаются. Есть и недостатки. В жизни школы есть и существенные недочеты: ощущается недостаток в учебных пособиях, нет достаточной практической работы. Последний пробел может быть изжит путем усиления выездов на места. Заключение. Так постепенно, шаг за шагом, рабочая и крестьянская молодежь приобретает знания, выковывает из себя будущих работников на общественном поприще. С выходом курсантов из школы, фабрики, заводы и деревни приобретут ту культурную силу, за недостатком которой слаба сейчас культурно-просветительная работа на местах» («Призыв», 22 марта 1924). Апрель 1924 г. Группа лучших курсантов губсовпартшколы и рабфака прошла курс обучения по Программе ЦК РКП (б) и была направлена в фабричные районы, нуждающиеся в усилении политико-воспитательной работы.
«1-го июня при Губсовпартшколе состоялось совещание работников совпартшкол, на котором принят целый ряд важных решений, касающихся комплектования, рейонирования и постановки учебного дела в наших совпартшколах. В наступающем учебное году в губернии останутся только две совпартшколы І-й ступени: в Коврове и в Александрове. Владимирская и Вязниковская школы І-й ступени ликвидируются. Ковровская школа будет обслуживать Владимирский, Ковровский, Вязниковский и Муромский уезды, а также и Гусевской район. Александровская школа — Переславский, Александровский, Юрьевский, Судогодский и Меленковский уезды. В связи с таким районированием, Ковровской школе предполагается придать индустриальный уклон, а Александровской — сельскохозяйственный. Количество курсантов в Ковровской школе будет 85 (90 проц. рабочих и 10 проц. крестьян), а в Александровской 56 чел. (70 проц. крестьян и 30 проц. рабочих). Во Владимирскую школу II-й ступени будет приято в наступающем учебном году 75 курсантов, при чем, в первую очередь будут приниматься товарищи, окончившие совпартшколы І-й ступени в прошлом и позапрошлом годах, проработавшие не менее года на практической работе. Разверстка мест между уездами в школы І-й и II-й ступени установлена следующая: Приемные комиссии в совпартшколы І-й ступени будут организованы не при школах, как в прошлые годы, а при укомах, с обязательным участием в этих комиссиях представителей учебной части соответствующих совпартшкол. Совещание высказало пожелание, чтобы в числе командируемых в совпартшколы партийцев было не менее половины товарищей ленинского призыва. Учебный год в совпартшколах начнется с 1-го сентября» («Призыв», 8 июня 1924). «Преимущество при приеме отдается членам РКП и РКСМ, беспартийных же в 1-ю ступень должно быть принято не более 25 проц., а во II-ю ступень не более 10 проц. общего количества курсантов. Ввиду того, что в прошлом учебном году количество членов РКП во II-й ступ. было очень не велико (12 членов, 28 канд.), необходимо усилить командирование партийцев, при чем должно быть обращено особое внимание на ленинский призыв, из коего следует командировать не менее 50 проц. общего числа партийцев, направляемых в школу. Низший возраст для I-й ступени определяется в 17 лет, для II-й ступени в 19 лет. В школу II ступени в первую очередь должны быть командированы окончившие в 1922— 23 году школы I-й ступени, при чем эти товарищи представляют удостоверения и отзывы от партийных, союзных и профорганизаций о проделанной ими практической работе и ее результатах. Представившие отзывы испытаниям в приемных комиссиях не подвергаются. Приемочная комиссия выясняет социальное происхождение каждого командированного, его биографию, партийный и совстаж, определяет степень развития, активности и работоспособности и проверяет знания командируемых. Основным положением, которым надо руководствоваться при оценке командируемых, является уровень политического развития, классового сознания и активности. На обще-образовательную подготовку также должно быть обращено внимание, так как опыт предыдущих лет показывает, что низкая степень элементарной грамотности является большим препятствием в деле политического образования курсантов. Уровень политической подготовки определяется для поступающих во ІІ-ю ступень объемом программы 1-й ступени («Азбука коммунизма», и Зиновьев «История партии»). Для первой ступени подготовка по программе школ политграмоты, примерно в объеме книжки Коваленко. При проверке следует обращать внимание не столько на чисто фактические сведения, сколько на общее развитие и уменье ориентироваться в общественно-политической обстановке. При общеобразовательной подготовке от поступающих в школу І-й ступени требуется уменье бегло читать и писать и знание 4-х арифметических действий в пределах трехзначных чисел. Для поступающих во ІІ-ю ступень — уменье бегло читать и писать, устно излагать прочитанное, знать твердо 4 арифметических действия над целыми числам, знакомство с мерами. При комплектовании должно быть обращено серьезное внимание на состояние здоровья курсантов. Все командируемые на местах подвергаются медицинскому осмотру и принимаются только вполне здоровые. В 1924—25 учебном году на І-й курс ІI-й ступени будет принято во Владимирскую 75 человек, в Ковровскую Усовпартшколу — 85 чел. и в Александровскую — 65 чел. К Усовпартшколам прикрепить следующие уезды: К Ковровской Усовпартшколе — Владимирский, Ковровский, Муромский, Вязниковский уезды и Гусь-Хрустальный. К Александровской - Переславский, Александровский, Юрьевский, Судогодский и Меленковский» («Призыв», 13 июня 1924). «На практику. 15 декабря курсанты губпартшколы разъезжаются на места. В течение полутора месяца они свои теоретические знания, полученные ими в школе, применят на практике. Уездные общественные организации должны оказать курсантам содействие и дать возможность применить свои знания и силы на общественной работе. В прошлом году некоторые организации не оказали содействие, в силу чего многие курсанты не получили возможности дополнить свои теоретические знаниям практикой» («Призыв», 10 декабря 1924). «Курсанты губсовпартшколы совместно с преподавателями разбились на несколько групп, где прорабатывают отдельные моменты из жизни Сов. Союза за 8 лет. Кто разбирает положение промышленности, кто с-х., кто о профсоюзах и т. п. Готовятся к постановке живой газеты, собственными силами выпускают рукописный журнал, пишут диаграммы, лозунги. Комнаты декорируются. Ряд товарищей едет в подшефные деревни» («Призыв», 6 ноября 1925).
«При Губсовпартшколе на-днях открылись курсы пропагандистов на 60 чел. Курсанты набраны в подавляющем большинстве из рабочих от станка. Курсы рассчитаны на 4 месяца» («Призыв», 10 марта 1926). 28 декабря 1925 г. в совпартшколе открыты курсы по переподготовке специалистов сельского и лесного хозяйства Владимирской губернии. «СОВПАРТШКОЛА НА ДОМУ НАЧАЛА ЗАНЯТИЯ. Начинает работу владимирская губсовпартшкола на дому. Часть обучающихся уже получила первые письменные задания, остальным задания будут высланы после установления их точных адресов. В совпартшколу зачислено 64 партийцев-активиста. Значительная часть — 24 человека — партактив Владимирского уезда. 14 курсантов совпартшколы на дому проживают в Александровском уезде, 9 в Ковровском, 9 в Переславском, 4 в Муромском, 2 в Гусевском и 2 в Вязниковском. Такая форма углубленного заочного политического обучения партактива применяется в губернии впервые» («Призыв», 17 марта 1927).
«Сейчас по партийным и комсомольским организациям начинается вербовка курсантов во владимирскую губсовпартшколу. Зачастую партийные и комсомольские организации относятся к этой вербовке несерьезно. В совпартшколу попадали недостаточно подготовленные товарищи. Проучившись три месяца и даже год, отдельный партиец или комсомолец увольнялся из школы, как совсем не имеющий способностей в совпартшкольской учебе. А между прочим, на этого товарища затрачено от 800 до 1000 руб. в год. В настоящий учебный год губсовпартшкола расширяет состав учащихся. Надо серьезно отнестись к их подбору. Посылая товарища в партшколу, прежде всего, нужно проверить его способность к теоретическим занятиям, партийную выдержанность. Сама приемочная комиссия губсовпартшколы должна жестко придерживаться правил приема в школу. Пусть курсантов СПШ будет количеством поменьше, да качеством получше» («Призыв», 13 августа 1927).
В 1929 году Владимирская губерния была ликвидирована. Губсовпартшкола стала районной совпартшколой. «Новые кадры пропагандистов 31 декабря в совпартшколе состоялся выпуск 23 пропагандистов. Это — первая ударная группа, организованная в прошлом учебном году, закончившая курс совпартшколы на 5 месяцев раньше срока и полностью проработавшая программу. По своему социальному составу окончившие на 79 проц. рабочие. Из выпущенных — 7 товарищей получили квалификацию пропагандистов и 16 — обществоведов. Это свидетельствует об их высоком теоретическом уровне. 20 товарищей из окончивших едут в с./х. районы нашей области на пропагандистскую работу, главным образом в машинно-тракторные станции. Надо думать, что эти первые ударники школы будут ударниками и на практической работе, стойко дерущимися на генеральную линию нашей партии, за выполнение контрольных цифр третьего решающего года пятилетки» («Призыв», 2 января 1931).
До войны в доме №5 на улице Никитской располагались Владимирский областной библиотечный техникум и политпросветшкола. «У студентов третьего курса политпросветотделения (бывшая политпросветшкола) с 1 марта началась месячная практика. Во время ее студенты должны закрепить полученные в школе теоретические знания. Часть студентов для прохождения практики оставлена во Владимирском районе. Остальные посланы в Кинешемский, Шуйский и другие районы нашей области. Перед отъездом студенты получили необходимый инструктаж. Кроме того, была организованы консультации. Со студентами-практикантами установлена тесная связь. Д. Волгин» («Призыв», 11 марта 1941).
«Литературно-художественный журнал «Май»
В библиотечном техникуме и политпросветотделении выпущен пятый номер литературно-художественного журнала «Май». Инициаторами выпуска были студенты политпросветотделения, которые до этого выпустили уже четыре номера. Студенты библиотечного техникума в журнале принимают участии впервые. Наиболее полно в пятом номере представлен отдел поэзии. Помещено 10 стихотворений, принадлежащих пяти авторам (Федотов, Новицкая, Шишкин, Петухов и Проников). Просматривал материал предыдущих номеров журнала и сравнивая его с пятым номером, легко можно заметить рост отдельных товарищей. Так, студент второго курса политпросветотделения Шишкин в стихотворениях «Встреча» и «Вступление к поэме о Сергее Лазо» показал, что он хорошо владеет стихотворной речью и может в небольшое количество строк вложить большое интересное содержание. Неплохо написаны стихотворения «Я и ветер» (Федотов), «Ручей» (Новицкая). В них подкупают простота, отсутствие надуманности, чего нельзя сказать про остальные стихотворения. В отделе прозы помещен всего один рассказ студентки третьего курса Захаровой. Общее руководство по выпуску пятого номера журнала возглавил преподаватель русского языка и литературы К.Г. Орлов. Д. Щеголев» («Призыв», 14 марта 1941).
«Выпускники политпросветшколы Студенты политпросветшколы сейчас переживают радостные дни. Скоро они покинут учебные кабинеты, получат среднее специальное образование. По всем группам идет повторение пройденного материала. Организованы консультации, взаимная товарищеская помощь. Студенты усиленно готовятся к проверочным испытаниям, которые начнутся с 1 июня. Ha-днях было проведено распределение студентов на работу. Надя Белодедова едет в крупный колхоз «Большевик», Гусевского района, Коля Цибин — директором Селивановского дома культуры. Леля Лебедева посылается на должность директора Кольчугинского дома культуры, а Катя Лапина решила там же работать методистом-инструктором. Яша Товаров поедет в Приморский край. Многие из выпускников назначены инспекторами политпросветработы, методистами и инструкторами по художественной самодеятельности. Всего будет выпущен 31 человек. С. Никаноров» («Призыв», 22 мая 1941).
Историко-революционный музей
Историко-революционный музей организован Губмузеем в конце 1920 г. Первоначально ядро музея составляли экспонаты историко-революционного характера, выделенные из Исторического музея: орудия пытки и наказания политических заключенных, коллекции революционно-сатирических открыток, богатейшие собрания революционно-сатирических журналов 1904-1908 гг. (до 1000) и несколько сот книг революционного содержания. В дальнейшем музей пополнялся путем выделения соответствующего материала из складов местного агенства Центропечать и путем случайных приобретений и покупок. В течение 1921 г. музеем собрано: 25 портретов революционных вождей, 150 плакатов, несколько сот листовок и лозунгов, 30 фотографических снимков и до 2000 книг. В 1922 г. в музей были переданы все материалы с Губернской Октябрьской выставки, устроенной губернскими государственными и профессиональными органами. К концу 1922 г. музей насчитывал более 1000 экспонатов в виде портретов, фотографий, плакатов, листовок, лозунгов и т.п. и имел библиотеку специального содержания в 3000 томов. «В помещении революционного музея 29 августа 1922 г. А.И. Иванов сделал доклад «О революционном движении крестьян Владимирской губернии с апреля по октябрь 1906 года». В кратком докладе на основании очень скудных данных, имеющихся в архиве революционного музой, докладчик очень ярко нарисовал взятый им период. Отметив либеральное движение земств в целом и в частности участие «третьего элемента» докладчик перешел к непосредственному действию самих крестьян, стремление которых не шло дальше требований уравнения земельных налогов с крупными землевладельцами и наделения землей в счет тех же крупных землевладельцев. Впечатление от доклада таково, что средства, имеющиеся в распоряжении докладчика, гораздо ниже его способностей и добросовестности» («Призыв», 7 сентября 1922). В начале 1923 г. музей, по распоряжению Губоно, был передан в Губсовпартшколу и распределен по учебным кабинетам. «В музее сосредоточиваются всякого рода экспонаты и материалы, касающиеся истории революционного движения во Владимирской губернии. Здесь же имеется богатейшая коллекция революционно-сатирических журналов 1904-1908 г. г. и библиотека». ЯНВАРЬ 1926 г. В честь 20-летия Владимирского окружного комитета партии и первой русской революции 1905 года в губернии была организована историко-революционная выставка, в Александровском уезде заложена школа крестьянской молодежи, детский дом в г. Коврове, для деревни выписано девять кинопередвижек, закуплена и разослана по избам-читальням литература по крестьянскому движению 1905 года. 1927 г. «Историко-революционная выставка во Владимире. Историко-революционный музей, совместно с губархивбюро, ведет сейчас подготовку к организации во Владимире ко дню годовщины Октября историко-революционной выставки архивных документов, за период 1910—1921 гг., с охватом моментов старого строя, февральской революции, Октябрьской революции и гражданской войны. Выставка будет помещаться в здании центрального клуба. Среди многочисленных экспонатов выставки будут, между прочим, фотографии первых партсъездов, протоколы съездов, подпольные прокламации и документы, характеризующие положение рабочего класса в дореволюционное время и т. д. В целях возможно большего привлечения материалов на выставку, губархивбюро проступило к использованию специальных архивных фондов, бывших раньше в ведении фабричного инспектора, губернатора, губернского временного исполнительного комитета, муромского штаба Красной гвардии, губпродкома и т. д. Кроме того, губернский историко-революционный музей обращается ко всем гражданам губернии с просьбой о присылке на выставку имеющихся у них материалов: фотографий отдельных моментов империалистической и гражданской войны, фотографий моментов февральской и Октябрьской революции (съездов, заседаний, собраний, конференций и пр.), а также плакатов, лозунгов, прокламаций, подпольной литературы и т. д. По использовании, все присланные на выставку экспонаты будут возвращены обратно их владельцам. Адресовать материалы нужно: г. Владимир, ул. Урицкого, д. №2, губархивбюро, тов. Полякову. Стоимость пересылки экспонатов будет своевременно оплачена за счет музея» («Призыв», 1 окт. 1927).
Владимирский Комитет РСДРП (б) История народного образования в городе Владимире Владимирский Рабочий факультет (Рабфак)
|