Владимирский областной колледж культуры и искусства
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Владимирский областной колледж культуры и искусства»
Библиотечный техникум
В 1929 году в г. Ярославле образован библиотечный техникум, который в 1933 г. был переведен в город Владимир.1 августа 1933 г. во Владимире открыт Библиотечный техникум в помещении бывшего кооперативного техникума (ул. Первомайская/Никитская, д. 2).
«Студенты библиотечного техникума за декаду до празднования 15-летнего юбилея комсомола получили 72 отметки неудовлетворительно, что составляет 16 проц. ко всем дисциплинам. Придти с такими показателями к 15-й годовщине комсомола было не к лицу комсомольской организации, которая составляет 60 проц. всех учащихся. Объявляется штурм. Штурм - война неудам, прогулам и всем недочетам, которые влияют на учебу. Комсомольский коллектив под руководством партийной ячейки сумел поднять на штурм всю массу студентов. В результате этого, к торжественному заседанию 27-го октября техникум отмечал резкое снижение неудов и ликвидацию прогулов. На собрании лучшие из лучших ударники учебы и общественной работы получали премии. Паспортников, Шаткин, Дурнякова премируются сберкнижками, в которых на их счету значатся по 25 рублей. Гонерозова, Кожина, Новикова, Савинова премируются по 20 р. и Сметанина, Страхова, Семенова, Метлов и Павлова премируются грамотами ударника» («Призыв», 3 ноября 1933).
В 1934 г. имел 285 студентов и 262 заочника, 10 классов. «Бибтехникум — образец некультурности Прилегающий к зданию бибтехникума прекрасный полисадник, при желании мог бы быть образцовым городским цветником — конкурентом цветнику в Липках. Но к стыду директора Головкива и будущих библиотекарей он весь зарос сорными травами, а «умные головы из бибтехникума» загоняют в полисадник лошадей, коз и коров. Скот уничтожает ценные кусты севастопольской елки. Из уборной техникума прямо на улицу Дзержинского текут нечистоты. Необходимо срочное вмешательство комиссии по благоустройству города и городского санитарного надзора для предотвращения всех этих безобразий и привлечения виновных к ответственности» («Призыв», 10 июня 1934).
«При владимирском библиотечном техникуме организованы заочные курсы библиотечных работников области. На курсы будет принято 300 библиотечных работников» («Призыв», 30 июля 1934).
«Подготовка к новому учебному году в библиотечном техникуме идет плохо. Заявлений поступило немного больше сотни, а принять надо на дневной техникум 180, на вечерний — 30 и на заочный 400 чел. Техникум к работе по набору приступил еще в апреле, но толку от этой работы получилось мало. Причина? Во-первых, в том, что ни техникум, ни сами библиотечные работники, ни общественные организации достаточной разъяснительной работы не провели. Во-вторых, в том, что посланные техникумом студенты во время практики по ШКМ и на предприятия не везде получили должную поддержку. Сейчас техникум еще раз совместно с союзом рабпрос посылает уполномоченных в сельсоветы по организации набора в техникум. Директора неполных средних школ, общественные организации должны оказать помощь техникуму и рассказать трудящейся молодежи о значении библиотечного дела в нашей стране, о том, что оно требует кадров. Растет культура трудящихся, растет спрос на книгу. Книгу должен продвинуть культурный, политически развитой библиотечный работник» («Призыв», 4 августа 1934).
«Директор Владимирского библиотечного техникума Головкин по распоряжению Наркомпроса снимается с работы за плохое учебно-хозяйственное состояние техникума. Наркомпрос предложил ивановскому облОНО немедленно перевести техникуму 200 тысяч рублей, ассигнованные на нужды техникума, но задержанные облОНО» («Призыв», 20 октября 1934). «Библиотечный техникум выпускает — 29
библиотечных работников» («Призыв», 29 июня 1935). Владимирский библиотечный техникум стал одним из первых специальных учебных заведений по подготовке библиотекарей в стране. Техникум готовил директоров домов культуры, заведующих городскими, районными, школьными и фабрично-заводскими библиотеками. Срок обучения – 3 года. В 1935 году было открыто заочное отделение для работников библиотек Ивановской, Ярославской и Вологодской областей. Для помощи учащимся в Иванове и Шуе были созданы консультационные пункты, часть заочников была закреплена за консультационными пунктами при педагогических училищах области. «Комсомольский комитет библиотечного техникума разработал план работы организации на ноябрь—декабрь. В плане предусмотрено прочтение 14 лекций и докладов для комсомольцев и беспартийных учащихся по политическим вопросам и отдельным художественным произведениям. Комитет также решил организовать кружки — шахматно-шашечный и кройки и шитья для девушек» («Призыв», 29 октября 1935). «ПОЭТЫ ОБРАДОВИЧ И ШВЕДОВ ВО ВЛАДИМИРЕ
В библиотечном техникуме на-днях состоялся литературный вечер. На вечере выступали известные пролетарские поэты Обрадович и Шведов. Поэт Обрадович прочитал свои стихи: «О молодости», «Прорыв», «О девушке физкультурнице», «Первый шаг» и другие. Шведов Я. прочитал свои известные произведения «Качку» и «Рабочую поэму». Кроме того, поэты рассказали присутствующим о своей творческой работе. Учащиеся проявили огромнейший интерес к вечеру. Перед началом вечера критик Арамилев ознакомил студентов с советской поэзией за 18 лет» («Призыв», 18 декабря 1935).
Н.К. Крупская присылает в октябре 1936 года письмо во Владимирский библиотечный техникум с пометкой «Спешно» В нем говорилось о профессиональных качествах и призвании библиотечного paботника. Вот строки из письма Надежды Константиновны: «Одна из важнейших задач, стоящих перед вами, — это полюбить библиотечное дело. А для того, чтобы его полюбить, надо его знать. Полюбить будущему библиотекарю книгу — в этом гвоздь вопроса. Полюбить книгу — значит и полюбить библиотечное дело». Н.К. Крупская призывала: «Работайте над собой, учитесь учиться по-ленински, по-ильичевски! Библиотечное дело имеет у нас в стране громадные перспективы, ему нужны крупные работники». Этой важной задаче и была подчинена вся работа библиотечного техникума.
«В текущем году в нашем городе намечено выстроить новое здание для общежития студентов библиотечного техникума. На это строительство отпущено 166 тысяч рублей» («Знамя», 4 февраля 1937). «Общежитие для студентов библиотечного техникума начнется строиться в ближайшее время. На строительство отпущено 160 тысяч рублей. Работы будет вести Владимирская контора облстройтреста. Здание должно быть сдано в эксплуатацию в сентябре текущего года» («Призыв», 30 мая 1937). «Его яркая жизнь будет вечно гореть в нашей памяти Открывая траурный митинг, директор библиотечного техникума Берсенев заявил: — Смерть вырвала из наших рядов стойкого большевика Серго Орджоникидзе, отдавшего всю свою жизнь делу рабочего класса, делу построения социализма. Серго Орджоникидзе на протяжении всей борьбы партии с врагами рабочего класса был верным сыном партии Ленина—Сталина. В принятой митингом резолюции говорится: «Студенты и преподавательско-технический состав библиотечного техникума выражают свою глубокую скорбь по поводу смерти кристально-чистого большевика, ближайшего соратника товарища Сталина, железного Наркома тяжелой промышленности Григория Константиновича Орджоникидзе. Яркая жизнь пламенного революционера, отдавшего все свои силы борьбе за дело коммунизма, будет вечно гореть в вашей памяти. Еще крепче сплотим свои ряды вокруг коммунистической партии и вождя народов — любимого Сталина» («Знамя», 17 февраля 1937). «Неправильный учебный распорядок В первом полугодии учебная работа библиотечного техникума имела много недостатков. Неправильно строилось расписание и распределялись учебные часы. Зачастую наблюдались срывы занятий, намеченных расписанием, и замена их первым попавшимся предметом. Это безусловно отражалось на успеваемости учащихся. Казалось бы, что учебная часть вместе с директором техникума должна сделать для себя вывод и перестроить во втором полугодии всю работу. Но учебная часть решила наверстать упущенное время за счет увеличения учебных часов. Часы, потерянные по истории и ленинизму в первом полугодии, включены в расписание сверх учебной сетки. Например, на третьем курсе классные занятия занимают 4 часа и в другой раз 8 часов в сутки. Да плюс к этому — политическая учеба и кружковая работа. В результате учащиеся вынуждены быть в классе ежедневно по 10 часов. А. Змеева» («Знамя», 23 февраля 1937). «В библиотечном техникуме организуется струнный оркестр. Администрация техникума к имеющимся струнным инструментам приобрела новые гитары, балалайки и мандолины. В оркестр записалось 15 студентов» («Знамя», 9 марта 1937). «ТОВ. БЕРСЕНЕВ НЕ ЛЮБИТ КРИТИКУ На-днях в библиотечном техникуме было общее собрание студентов. На повестке дня стояли злободневные вопросы: нужно было вскрыть все недостатки в работе в жизни техникума, развернуть большевистскую критику и самокритику на основе решений Пленума ЦК ВКП(б) и доклада товарища Сталина. Студенты собрались быстро, но пришел с опозданием докладчик тов. Берсенев. Доклад не удовлетворил собравшихся. Коротенько осветив жизнь и работу техникума, докладчик вскользь сказал несколько слов о недостатках. Тов. Берсенев не потрудился даже зачитать критическую статью, напечатанную в газете «Призыв», несмотря на то, что одним из вопросов, стоявших на повестке дня, было обсуждение этой статьи. Он упорно не хочет подвергнуть большевистской самокритике свои собственные ошибки, упорно не желает их исправлять. По такому же пути пошел и парторг тов. Воробьев. Его либеральное выступление ни в коей мере не удовлетворило собрание. Тов. Воробьев очень мягко говорил обо всем: о неблагоустроенности общежитий, слабой дисциплине, приводил случаи пьянки среди студентов, отмечал низкий уровень самокритики. Но парторг не сказал, что делает руководство техникума для изжития вскрытых недостатков. О директорских ошибках он не решился и заикнуться. Характерно, что тов. Воробьев обошел молчанием и вопрос, поднятый на собрании студентами тт. Гурьяновой и Кирпичевой (3 курс). Эти товарищи заявили, что они не раз сигнализировали о плохом преподавании тов. Ивановым Конституции СССР. Учащиеся не понимают его путаных лекций. А директор и парторг на сигналы студентов не реагировали. Тогда студенты сказали: — Мы будем вынуждены сами сказать тов. Иванову, чтобы он изменил свой метод преподавания. Но парторг тов. Воробьев испуганно предупредил учащихся: — Нет, вы ему ничего не говорите, а то он сердится, когда говорят о его недостатках в преподавании. Говорили об этом и зав. учебной частью тов. Чернобровцевой и секретарю комитета ВЛКСМ тов. Спиридонову, но они так же реальных мер не приняли. И вот обо всем этом студенты рассказали на собрании. А докладчик в своем заключительном слове демагогически выкрикнул по адресу критикующих: — Вам никто не позволит клеймить позором преподавателя! Он — бывший матрос, он окончил комвуз, он имеет партбилет. Мы и не собираемся позорить имя преподавателя. Студенты хотят хорошо учиться и критикуют руководство и постановку дела в техникуме для того, чтобы были исправлены ошибки и изжиты недостатки. Неужели директор не поймет, что его позиция по отношению к критике и самокритике, мягко выражаясь, очень странная. Кирпичева, Блинова, Конышев» («Знамя», 6 мая 1937).
В 1940 году в техникуме был создан библиотечный кабинет, в котором изучалась методика библиотечной и библиографической работы. Там имелась специальная литература, библиографические пособия. На базе кабинета также проводились семинары и консультации для библиотекарей города и района. До войны Владимирский библиотечный техникум и политпросветшкола располагались на улице Первомайской (ныне Никитская). В газете «Призыв» в июне 1941 года адрес техникума указывался – «Первомайская ул., дом № 5».
Улица Никитская, д. 5.
«Штыковой бой В связи с военной неделей в библиотечном техникуме организован кружок штыкового боя. Занятия начались с 27 января. В кружке 17 человек. Руководитель тов. В.А. Христов. Сначала была изучена теория боя, а затем практика. Хорошая подготовка студентов, а также хорошее руководство тов. Христова дали положительные результаты в практике. Замечательную боеспособность проявили студенты третьего курса: Дубровин, Захаров. Не желают отстать от них Гуров, Комаров и др. Занятия дали нам возможность понять какое большое значение имеет в бою штык. Свистунов» («Призыв», 4 февраля 1941). «Товарищеское собеседование по восьмой главе Преподаватели библиотечного техникума продолжают, как и в первом полугодии, углубленно изучать историю Всесоюзной коммунистической партии большевиков. По отдельным главам устраиваются товарищеские собеседования. Последние два собеседования были посвящены восьмой главе. Особенно подробно были освещены такие вопросы, как Великая Октябрьская социалистическая революция и руководство большевиками вооруженной борьбы петроградского пролетариата против буржуазии. Преподаватель библиографии тов. Бланкова отдельно остановилась на победе советской власти в районах бывшей царской России (Украине, Урале, Узбекистане и Латвии). Здесь, как и в центре страны, во главе рабочих и крестьян стояли большевики. Только благодаря этому в этих районах в сравнительно короткий срок была установлена советская власть. Преподаватель литературы Л.В. Дуброва подробно осветила состояние русской литературы накануне Октября. Исчерпывающим обрезом она рассказала о всех литературных течениях (футуризме, кубо-футуризме, символизме, акмеизме и других) и зарождении социалистической литературы (А.М. Горький и В.В. Маяковский). Кроме этого отдельно был освещен вопрос о победе Советов в городе Иваново-Вознесенске, где исключительно огромную роль играли М.В. Фрунзе и Д.А. Фурманов. Д. Волгин» («Призыв», 5 февраля 1941). «Результаты «военной недели» в библиотечном техникуме «Военная неделя» в библиотечном техникуме проведена хорошо. В подготовительной работе активное участие приняли все общественные организации. Был составлен общий календарный план, доведенный до каждого учащегося, организован учебный батальон, подготовлены лыжи, избран на общем собрании членов Осоавиахима работоспособный состав совета низовой организации. Что дала «военная неделя»? Ликвидирована задолженность по уплате членских взносов за 1940 год и приведено в порядок хозяйство организации Осоавиахима. Вновь приняли в члены Осоавиахима 64 человека. Заявления о вступлении в члены продолжают поступать. Организовано две группы но подготовке ворошиловского стрелка 1 ступени. За неделю прошло в группах по два занятия, посещаемость 95 проц. Сдали нормы на значок ПВХО 50 человек. Сейчас организуется еще четыре группы по подготовке значкистов ПВХО первой ступени. Организованы три группы самозащиты. В группах состоялись инструктивные занятия. В профсоюзном лыжном кроссе участвовало 95 человек, из них уложились в нормы 75 человек. Студенты техникума с огромным интересом прослушали лекцию «Полководец Суворов». Организована сдача норм на значок ГСО первой и второй ступени. Состоялись два похода. Первый из них на решение несложных задач, а второй военная игра — оборона и наступление, в котором приняло участие 156 человек. Военная игра прошла очень интересно и живо. В походе выпущено два боевых листа. Все организации библиотечного техникума принимали активное участие в оборонной неделе. Хорошо справился с задачами командир учебного батальона тов. В.А. Христов и начальник штаба тов. И.Ф. Соболев. Наша дальнейшая задача — закрепить достигнутые успехи в развертывании оборонно-физкультурной работы. В ближайшие дни намечается военизированный поход по маршруту Владимир—Суздаль—Владимир. И. Самсонов, председатель организации Осоавиахима» («Призыв», 11 февраля 1941).
«Развертывается оборонная работа В библиотечном техникуме, после проведенных недавно перевыборов совета Осоавиахима, широко развертывается оборонная работа. В члены Осоавиахима вновь принято 50 человек. Заявления продолжают поступать. 48 студентов сдали нормы на значок ПВХО, почти все члены Осоавиахима сдали лыжные нормы ГТО. Организованы вновь три группы ГСО, четыре группы ПВХО, три группы самозащиты и две группы ворошиловских стрелков. В ближайшее время намечен военизированный лыжный поход на 70 километров по маршруту Владимир-Суздаль-Владимир. Свистунов» («Призыв», 12 февраля 1941). «Вечер вопросов и ответов В библиотечном техникуме 9 февраля состоялся вечер вопросов и ответов по современной художественной литературе. Кроме вопросов по литературе были вопросы и на другие темы (физика, астрономия, география). Всего было задано 70 вопросов. Особенно большой интерес студенты проявили к творчеству таких писателей, как А.Н. Толстой, В. Маяковский, Н. Островский и другие. Ответы на вопросы давали преподаватели русского языка и литературы Л. Дуброво, М. Беллевич, К Орлов. На вопросы о международном положении отвечал преподаватель учительского института т. Ф. Тихонов. Студенты вечером остались довольны. Д. Волгин» («Призыв», 12 февраля 1941). «НА ЛЕКЦИЯХ Кроме изучения истории партии на уроках, студенты старших курсов библиотечного техникума и политпросветотделения занимаются изучением «Краткого курса истории ВКП(б)» самостоятельно. По отдельным главам часто устраиваются товарищеские собеседования, которые помогают лучше учащимся усвоить тот или иной вопрос. На-днях в помощь изучающим историю ВКП(б) преподавателем Лобковским была прочтена лекция, посвященная одной из крупнейших работ В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Лекция студентами была прослушана с большим вниманием. Д. Волгин» («Призыв», 27 февраля 1941). «Антирелигиозный кружок В библиотечном техникуме с самого начала учебного года работает антирелигиозный кружок, руководит им преподаватель естествознания т. Сенюшкина. Наиболее активными членами кружка являются студенты второго курса Моисеева, Ершова, Петрова, Баранова и другие. На занятиях кружка было сделано несколько докладов. Так, студент Гуров неплохо рассказал о борьбе религии против науки в средние века. Тов. В. Сонюшкина сделала доклад о происхождении религии. Был доклад о религии в древней Греции, Риме и странах Востока. Члены кружка С. Иванова и А. Баранова провели в своих группах беседы по материалам газеты «Безбожник». Кружком был также организован большой антирелигиозный вечер. Д. Волгин» («Призыв», 28 февраля 1941). «Встреча с почетным библиотекарем По приглашению дирекции библиотечного техникума, на-днях во Владимир приезжал один из старейших библиотечных работников Ивановской области — заведующий Родниковской районной библиотекой Василий Иванович Лецко. За хорошую работу тов. Лецко занесен Наркомпросом в книгу почетных библиотекарей. В техникуме была организована встреча тов. Лецко со студентами третьего курса. Василий Иванович поделился опытом своей восемнадцатилетней работы. На ярких примерах он показал, как сильно за это время изменился читатель. С ростом благосостояния трудящихся, с каждым годом увеличиваются и их культурные запросы. Кинга стала для многих жизненно необходимой вещью. На библиотечных работниках, заявил тов. Лецко, лежит почетная задача — привить еще больше любовь к книге, сделать ее лучшим другом и помощником в работе каждого рабочего, колхозника, интеллигента. После доклада студентами было задано много вопросов. Тов. Лецко дал на них исчерпывающие ответы. Встреча оставила у студентов большое впечатление. Д. Волгин» («Призыв», 22 марта 1941). «ЭКСКУРСИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА Группа студентов второго курса библиотечного техникума на-днях совершила экскурсию в городскую студию радиовещания. Во время экскурсии студенты подробно ознакомились с аппаратурой. После была проведена беседа. Некоторые из экскурсантов заявили, что они желали бы прослушать такие передачи, как «Горький и музыка», о Маяковском и т. д. Из студентов был создан кружок радиолюбителей, который сейчас приступил к работе» («Призыв», 19 апреля 1941). «Шахматный турнир В библиотечном техникуме и политпросветотделении начался шахматный турнир. В нем принимает участие 22 человека. Они разбиты на две группы - по 11 человек в каждой. Игра в первой группе почти уже закончилась. Студент второго курса политпросветотделения Жуков, не проиграв ни одной партии, прочно укрепился на первом месте. На одно очко от него отстал студент третьего курса техникума Аникин. Во второй группе лучшие результаты имеют учащиеся политпросветотделения Матренинский (пять очков из семи возможных), Карзамов (пять из восьми) и преподаватель техникума Воробьев (четыре из шести возможных). После окончания игры в обеих группах победители будут играть на чемпионат библиотечного техникума и политпросветотделения. Д. Щеголев» («Призыв», 27 апреля 1941). «Лермонтовская выставка В связи с подготовкой к лермонтовским дням, в библиотечном техникуме работниками библиотеки и студентами организована выставка книг и иллюстраций, посвященная жизни и творчеству великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Часть иллюстраций посвящена родственникам и друзьям поэта. Под некоторыми иллюстрациями имеется текстовой материал. В отделе книг главное место занимают произведения Лермонтова. Наряду с этим имеется критическая и научно-популярная литература о Михаиле Юрьевиче. Д. Волгин» («Призыв», 25 мая 1941). «Шахматный турнир В библиотечном техникуме закончился продолжавшийся около месяца шахматный турнир. Первое место занял преподаватель Щеголев, не проигравший ни одной партии и набравший 9 с половиной очков из 10 возможных. За ним идут студенты: П. Аникин (8 очков), Евдокимов (7,5 очка), Е. Жуков (6,5 очка) и другие. Д. Волгин» («Призыв», 27 мая 1941). «В библиотечном техникуме на-днях состоялся литературный вечер, посвященный Лермонтову. После короткого вступительного слова преподавателя литературы М. Беллевич, студентом техникума Петуховым был сделал доклад о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Доклад сопровождался исполненном отдельных произведений великого поэта. Так, А. Гуров хорошо продекламировал стихотворение «Умирающий гладиатор», Цыбина — «На смерть поэта», Люся Садовниченко — отрывок из «Мцыри» и т. д. Из сольных номеров особенно хорошо были исполнены студенткой Грубовой стихотворение «Болеет парус одинокий» и преподавателями Добротворским и Бланковой — «Горные вершины». Хоровой кружок исполнил отрывок из «Демона» и стихотворения «Тучки небесные», «Сосна» и «Утес». После доклада студент Ф. Шишкин прочитал свое стихотворение, посвященное Лермонтову. На вечере присутствовало 150 человек. Д. Щеголев» («Призыв», 28 мая 1941). «За двенадцать лет своего существования библиотечный техникум дал стране свыше 700 квалифицированных библиотекарей. Многие из них работают в самых различных уголках Советского Союза. В этом учебном году техникум выпускает еще 71 библиотекаря, из которых 13 человек будут работать в детских и 58 человек — во взрослых библиотеках. На-днях в техникуме происходило распределение студентов на работу. Многие из студентов подали заявления, в которых просили послать их в ту или иную библиотеку. Просьбы в большинстве удовлетворены. Так, Луговкина едет в Суздальскую районную библиотеку, Федорова — в Решемскую сельскую, Рыбакова — в сельскую библиотеку Киржачского района, Кириллова и Калинина оставлены во Владимире. Учащиеся детского отделения направляются на работу в Иваново, Комсомольск, Гороховец и т. д. Шесть выпускников (Курова, Глушенков и другие) получили направление на работу в Молдавскую республику. Трое (Громова, Игнатова и Орлова) решили дальше повышать свое образование — они поедут учиться в библиотечный институт» («Призыв», 31 мая 1941). «ГОРДЯТСЯ СВОЕЙ ПРОФЕССИЕЙ В библиотечном техникуме я работаю восемь лет — с момента пребывания его во Владимире. С большим интересом слежу я за умственным ростом наших учащихся. Из семилетки к нам поступают люди, часто плохо разбирающиеся в литературных произведениях наших писателей, слабо знающие научно-популярную книгу, мало знакомые с марксистско-ленинской литературой. А через три года пребывания в техникуме они выходят ценными работниками библиотек, знающими книгу, могущие удовлетворить растущие запросы читателей и руководить читательскими интересами. Но есть у нас и такие учащиеся, которые принесли любовь к книге из семилетки. Вот, например, учащаяся 2-А класса Валя Моисеева. Она стала читать с пятилетнего возраста, полюбила книгу, привязалась к ней и свое будущее представляет себе только как работу с книгой, как научную работу в библиотеке. Кончая учебу, наши студенты не порывают связь с техникумом, пишут нам, делятся в письмах своими радостями и затруднениями в работе, просят советов. Вот, например, письмо Пани Кузнецовой из г. Молотовска, Архангельской области. Говоря о своей работе, она пишет: — Лично я горжусь своей специальностью библиотекаря. У нас в городе библиотекари имеют большой авторитет. В городе есть театр, кино, два клуба и одна библиотека. Идешь по городку, встречаешь читателей, они останавливают, спрашивают о книгах, о журналах. Я стараюсь изучать читателя, угодить его вкусам, узнать, чем он интересуется, натолкнуть на нужную книгу. И все тебе благодарны... Хорошо быть библиотекарем. Подобные письма — не единичны. Они говорят о том, что библиотечный техникум сумел воспитать нужных работников, умеющих в своей почетной работе проводить большое дело воспитания через книгу строителей коммунистического общества. Сейчас техникум дает стране новый отряд библиотечных работников в 71 человек. И, безусловно, они также будут гордиться своей профессией, также хорошо работать на благо своей родины. Преподаватель библиотечного техникума, депутат городского совета М. Херсонская» («Призыв», 19 июня 1941).
Выпуск 1941 года (второй по счету) почти полностью ушел на фронт. Выпускники участвовали в освобождении городов Киева и Сталинграда, Ленинграда и Орла, обороняли Малую землю, защищали Москву. В армию призвали многих. А те, что остались, шли в госпитали, несли книги для чтения раненым. Там проводили читки из газет сводок Информбюро, читали очерки о Зое Космодемьянской и Лизе Чайкиной, стихи Пушкина, Лермонтова, Есенина, Твардовского. Приходилось петь, танцевать, писать письма под диктовку тяжелораненых их родным. Иногда сутками не выходили из госпиталей.
Учебный корпус во время войны заняли под госпиталь. Все учебные кабинеты и персонал госпиталя разместились в общежитии.
Во время ВОВ и после войны адрес техникума в газете «Призыв» указывается - ул. Дзержинского, д. 4а.
«УЧИТЕЛЯ-АГИТАТОРЫ Агитпункт при библиотечном техникуме все шире и шире развертывает свою деятельность. К работе на агитпункте привлечен весь педагогический коллектив. Преподаватели специальных и общеобразовательных дисциплин тт. Печерская, Бланкова, Дуброво, Беллевич, Херсонская и др. работают агитаторами в домах по улице Дзержинского. Они разъясняют домохозяйкам и жильцам все мероприятия, проводимые по противовоздушной и противохимической обороне, Указы Президиума Верховного Совета Союза ССР, соглашения, подписанные правительством Советского Союза с английским, чехословацким и польским правительствами. Некоторыми товарищами проведено пo 4—5 бесед. Так, один из старейших работников техникума - преподаватель русского языка и литературы Любовь Васильевна Дуброво с 29 июля по 4 августа провела в доме № 13 четыре беседы на темы - задачи ПВХО, действия химических средств, индивидуальная противохимическая защита и убежища. Кроме того был организован массовый выход в кино для просмотра картины о противохимической, противопожарной и медико-санитарной защите. Пионеры, проживающие в доме, приняли участие в сборе металлолома. На-днях на агитпункте вышел первый номер «Боевого листка». В нем преподаватели делятся своим опытом агитационной работы. Собирается материл для второго номера. Д. Щеголев» («Призыв», 12 августа 1941).
«Библиотечный техникум перед новым учебным годом Наряду с подготовкой кадров для всех отраслей промышленности и сельского хозяйства, в нашей стране уделяется исключительно большое внимание подготовке библиотекарей. Только за последние годы в стране созданы библиотечные вузы и свыше 40 библиотечных техникумов. Для Ивановской и других областей основную массу библиотечных работников готовит Владимирский библиотечный техникум, который был открыт одним из первых в СССР и существует около 15-ти лет. Техникум уже подготовил свыше 700 квалифицированных библиотекарей. Много его воспитанников работают в библиотеках Красной Армии и Военно-Морского флота, на Дальнем Востоке, в Марийской и других областях. В большинстве библиотек нашего города работают выпускники техникума. Тов. Февралева, например, заведует железнодорожной библиотекой, ее библиотека заняла первое место по Горьковской дороге. Лучшие студенты — выпускники этого года — Иванова, Дмитриенков и Самойлова едут на работу в освобожденные от оккупации области. Техникум в республиканском социалистическом соревновании занимает одно из первых мест. Он не имеет второгодничества. Истекший учебный год техникум закончил с абсолютной успеваемостью в 95.8 проц. Техникум располагает всеми условиями, чтобы в дальнейшем готовить еще больше квалифицированных кадров. Имеется хорошо подготовленный, работоспособный квалифицированный состав преподавателей. В настоящее время техникум ведет подготовку к новому учебному году. Ремонтируются учебное помещение и общежитие. Подготовляются помещения для овощей, которые техникум получит с созданного в этом году своего подсобного хозяйства. Ремонтируется столовая. Весь коллектив сейчас дружно работает, чтобы должным образом встретить новый набор учащихся. В техникум уже подано свыше 200 заявлений и запросов. Юноши и девушки нашей области, особенно окончившие семилетку, в этом году поступают в техникум, чтобы за 3 года учебы в нем подготовить себя для работы в библиотеках, клубах и избах-читальнях — на ответственном и почетном участке социалистической стройки. Директор техникума И. Конышев» («Призыв», 28 июля 1943). 109 человек закончили техникум за четыре года войны. Выпускники уезжали в освобожденные города на работу во вновь организованные библиотеки, в которые со всех концов нашей Родины шли посылки с книгами. Прежде чем работать с книгой и читателем, надо было приводить в порядок помещения библиотек, а порой поднимать их из руин.
«65 студентов-выпускников Владимирского библиотечного техникума закончили производственную практику в лучших библиотеках Владимира, Костромы, Ярославля и Иванова. За месяц практики они обслужили 6.529 читателей, выдали им более 7.000 книг, провели 59 громких читок и бесед о плане сталинской пятилетки. В рабочих клубах, читальнях и на квартирах трудящихся сделали обзоры книжных новинок; организовали много книжных выставок. Большинство студентов получило за практику высокие оценки. Сейчас в техникуме идут государственные экзамены. Молодые библиотекари в июле будут направлены на работу в города нашей области, в Ярославль, Кострому, Иваново, Мордовскую АССР» («Призыв», 11 июня 1946).
Владимирское областное культурно-просветительное училище
14 июля 1959 года Библиотечный техникум преобразован в Владимирское областное культурно-просветительное училище (культпросветучилище).
К библиотечному отделению прибавилось клубное. Вначале на новом отделении готовили только клубных работников — руководителей хоровой и театральной самодеятельности. Вначале на новом отделении готовили только клубных работников — руководителей хоровой и театральной самодеятельности, со временем появились и другие специализации: оркестровая, методистов технических средств культпросветработы, хореографическая, режиссеров клубных массовых мероприятий и наконец, руководителей народного хора.
Библиотечное отделение готовило библиотекарей средней квалификации. В 1969 году во Владимире открыты постоянно действующие курсы повышения квалификации клубных и библиотечных работников.
После окончания института культуры в 1974 году Балахтин Владимир Иванович был направлен во Владимирское областное культурно-просветительное училище в качестве преподавателя. Именно он в 1975 году создал хореографический ансамбль «Росинка». Репетиции проходили в здании бывшего храма Георгия Победоносца.
Репетиция Владимирского областного культурно-просветительного училища в бывшем Георгиевском храме в 1975 г.
Ансамбль народного танца «Росинка» . Балахтин слева. 1975 г.
Ансамбль народного танца «Росинка» . 1975 гг.
Участники ансамбля народного танца «Росинка» Владимирского областного культурно-просветительного училища. 1985 г.
Народный ансамбль танца «Росинка». Руководитель коллектива, балетмейстер: Н.Н. Зуева, Лауреат премии Правительства Российской Федерации «Душа России».
Ул. Василисина, д. 22. Общежитие «Владимирского областного колледжа культуры и искусства»
Мемориальная доска в честь С.Д. Василисина установлена на д. № 22 на улице, носящей его имя.
В 1977 году на ул. Василисина, для него введен дополнительный новый корпус на 350 мест.
В связи с 50-летием со дня основания училище Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 декабря 1980 г. за заслуги в деле подготовки кадров клубных и библиотечных работников награждено Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР. «Сегодня будущие библиотечные и клубные работники живут интересной, разнообразной и насыщенной жизнью, в которой родилось много хороших традиций. Это конкурсы музыкантов-исполнителей на народных инструментах, дни открытых дверей. Сейчас на очном отделении училища обучаются 430 учащихся и 320 —на заочном. Среди них много камешковцев. Это М. Борисова, О. Куликова, Н. Лоханова, О. Волкова, Т. Зайцева, Л. Корнева, Н. Никешина, В. Федорова, Н. Шилова, Б. Щеглова, Е. Граменицкий и другие. Настоящими большими праздниками в нашем культпросветучилище бывают встречи с выпускниками, их творческими коллективами. Например, надолго сохранилось в памяти учащихся и преподавателей выступление фольклорной группы «Пряха» под руководством Надежды Ляменовой из Давыдовского сельского Дома культуры Камешковского района. С большим успехом проходят выступления хореографического ансамбля «Росинка», которым руководит преподаватель училища Г.А. Водянова. Ансамбль стал лауреатом конкурса самодеятельного творчества трудящихся, получил звание народного, а недавние его участники Елена Матвеева и Сергей Малышев танцуют теперь в ансамбле песни и пляски «Красная Звезда» Московского военного округа. Минувшим летом Е. Матвеева успешно выступила с этим ансамблем во Владимире и своем родном городе — Камешкове. Всегда многолюдно в зале, когда проходят отчетные концерты училища перед населением города. Вечера, концерты, встречи с интересными людьми и коллективами, экскурсии, спортивные соревнования, лекции и беседы — вот далеко не полный перечень того, что проводится в училище во внеурочное время. Четвертый учебный год мы занимаемся в новом здании, где есть все условия для занятий: светлые, просторные аудитории, хорошо оснащенные кабинеты, спортивный и киноконцертный залы. К настоящему времени педагогический коллектив училища вырос качественно и количественно. Сегодня в нашем учебном заведении трудятся 94 преподавателя. За пятьдесят лет своего существования училище выпустило 9 тысяч 476 специалистов клубного и библиотечного дела. Они работают не только на древней Владимирской земле, но и во многих других краях и областях огромной Советской страны — и в Казахстане, и на Алтае, и на Камчатке. Их можно встретить и в Камешковском районе. Тридцать три года посвятила библиотечной работе З.Г. Смирнова. Она директор централизованной библиотечной системы. Успешно на этом поприще трудятся Т.П. Федорова и П.И. Иванова. Высоко оценен труд заведующей Второвской сельской библиотекой Л.А. Саченко. Ей присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры РСФСР». Добрых слов заслуживают и работники Камешковского районного отдела культуры: Л.Г. Субботина, Т.В. Болотова, Л.Е. Рябова, заведующая отделом М.И. Сухина. Творчески, с огоньком и молодым задором работают в очагах культуры Надежда Грачева, Елена Красова, Галина Агеева, Любовь Жирова и многие другие, опыт которых изучается сегодня нашими учащимися. Ежегодно учащиеся выезжают на производственную практику в разные районы области, в том числе и в Камешковский, где есть немало наших выпускников, которыми гордится училище. М. КОНШИН, преподаватель Владимирского культпросветучилища» («Знамя», 13 ноября 1980). «БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ Учащиеся Владимирского культпросветучилища, проходящие преддипломную практику во Второвской сельской библиотеке, провели в восьмилетней школе библиотечные уроки для пятиклассников и громкие чтения о природе и ее обитателях для учеников начальных классов. Библиотечный урок «Знакомство с Детской энциклопедией и справочниками» включал в себя разъяснение о том, что такое энциклопедия и зачем она нужна, практический пример пользования Детской энциклопедией и справочниками. Ребята сами отыскивали значение некоторых незнакомых слов. Ученикам 1—3 классов будущие библиотекари рассказывали о птицах и животных, о писателях, которые пишут о них, читали рассказы Г. Скрибицкого, Н. Сладкова, В. Бианки, Б. Житкова, Е. Чарушина и других детских писателей» («Знамя», 26 мая 1981).
«НА ПЕРВУЮ ПРАКТИКУ 8 июня сто учащихся четырех групп второго курса Владимирского культурно-просветительного училища выехали на свою первую летнюю месячную производственную практику. Она сейчас началась в двадцати клубах и Домах культуры восьми районов нашей области — Камешковском, Вязниковском, Муромском, Судогодском, Суздальском, Юрьев-Польском, Собинском и Кольчугинском. Главной задачей практики является пропаганда материалов XXVI съезда КПСС и актуальных задач коммунистического строительства, приобретение опыта практической работы в клубном учреждении, в организации массовых мероприятий, а также в проведении индивидуальной работы с взрослым населением и детьми. Практикантам предстоит готовить и проводить политинформации, беседы, детские утренники, вечера отдыха, включая сюда и дискотеки, оформлять и выпускать стенную печать, принимать участие в выступлениях агитационно-художественных и концертных бригад, в массовых праздниках, народных гуляниях и спортивных мероприятиях, то есть активно участвовать во всей культурной жизни села и в текущей работе клуба или Дома культуры. Все это потребует максимума настойчивости, трудолюбия, выдумки, фантазии, изобретательности, терпения и творческого подхода к делу, потребуются совет и всемерная поддержка старших товарищей. Вот уже много лет подряд местом практики является, наряду с другими, и Камешковский район. На этот раз пятеро наших учащихся проходят свою практику в Камешковском районном и Второвском сельском Домах культуры. Возможно, что по окончании училища кто-то из них будет направлен сюда и на работу. Итоги практики подведутся в училище на специальной конференции. Но это еще впереди, а пока идет интересная творческая работа с людьми, требующая много знаний и умений, увлеченности и любви к своей будущей профессии. Если кто из камешковцев — выпускников средних школ чувствует призвание к такому труду, то им я скажу: — Добро пожаловать в наше училище! Приезжайте. Не пожалеете. Здесь вы сможете приобрести специальности руководителя драматического, хорового или танцевального коллектива, оркестра народных инструментов, библиотечного работника. Хорошие клубные работники очень нужны Камешковскому и многим другим районам нашей владимирской области. М. КОНШИН, преподаватель Владимирского культпросветучилища» («Знамя», 16 июня 1981). 1984 г. «В настоящее время оно располагается в новом здании (ул. Василисина, 22), построенном в 1977 году, где имеется все для успешного овладения будущей профессией культработника: оборудованные классы, зрительный зал на 600 мест. В училище учащиеся получают специальности библиотекаря, руководителя самодеятельного театра, хореографического коллектива, оркестров народных инструментов, режиссера клубных мероприятий.
Более пяти тысяч специалистов подготовило училище за годы своего существования. Выпускники его трудятся и во Владимире, и в области, и во многих других уголках страны. В училище гордятся тем, что у истоков его создания стояла Надежда Константиновна Крупская. Общеизвестным является ее знаменитое письмо, написанное в 1936 году учащимся Владимирского библиотечного техникума, где говорится о профессиональных качествах библиотечного работника. В училище проводится большая поисковая работа по выявлению и изучению связей Н.К. Крупской с коллективом преподавателей и учащихся» («Владимир» путеводитель-справочник/Скворцов А.И., Строгова Л.П., Шагова О.А.- Ярославль: Верхне-Волж. кн. изд-во, 1984.).
«Кто любит искусство
В одном на молодых районом древнего города Владимира находится областное культурно-просветительное училище. Это светлое здание с просторным уютным концертным залом, танцевальными классами, большим спортивным залом знаком многим владимирцам. Самых почетных гостей принимают здесь работники и учащиеся училища: заслуженных ветеранов, передовиков производства, зарубежные делегации. Ведь занимаются в училище те, кто любит музыку, танец, литературу, театр, отдают изучению этих предметов все свое время, душу и сердце. И учение не проходит даром. Массовые праздники, музыкальные композиции, театрализованные представления, тематические вечера — все могут подготовить и успешно провести учащиеся культурно-просветительного училища. Пока им помогают в этом их педагоги, наставники. А после окончания училища учащиеся получат возможность стать квалифицированными работниками культуры. Многообразен перечень изучаемых предметов: хоровой класс, дирижирование, инструментовка и сольфеджио, режиссура и сценическая речь, композиция и постановка танца, библиотековедение и многие другие. Училище располагает большим количеством музыкальных инструментов. Впервые в этом году ребята занимаются на народных электроинструментах. Создан ансамбль народных электроинструментов, который успешно выступал в районах нашей области.
Вот на сцене выступает хореографический ансамбль «Росинка» — дипломант конкурсов народного танца. Ребята из ансамбля задорно и мастерски исполняют хореографические композиции. С большим успехом «Росинка» выступала в Москве, Риге, Горьком. Тепло принимали ребят в братской Болгарии и Чехословакии. Полнокровной, интересной жизнью живут учащиеся, занимаются в кружках, клубах по интересам, спортивных секциях. Интересно проходят занятия в изокружке (руководит им Н.Н. Сушков), в литературном кружке «Родничок» (руководитель Ю.Н. Французова), в кружке филофонистов (руководитель Н.П. Кудрякова). К услугам учащихся библиотека с десятками тысяч томов, библиотека музыкальной литературы, хорошо оснащенные кабинеты клубоведения, технических средств культпросветработы, общественных дисциплин. На сцене училища неоднократно выступали заслуженные деятели искусств нашей страны и деятели искусств из-за рубежа. В фойе периодически экспонируются авторские выставки местных художников и учащихся культпросветучилища. Выпускники училища успешно возглавляют Дворцы и Дома культуры, библиотеки, работают художественными руководителями, режиссерами, хореографами. Немало среди них и заслуженных работников культуры. За заслуги в деле подготовки кадров клубных и библиотечных работников училище награждено Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР. Т. ЛОГИНОВА, преподаватель» («Знамя», 11 июля 1985).
1987 г. «Отдел культуры Владимирского горисполкома открывает ДЕТСКУЮ ШКОЛУ ХОРЕОГРАФИИ. Проводится набор в подготовительную группу девочек и мальчиков в возрасте 7 лет. Просмотр состоится 13 сентября с 10 до 14 часов в культурно-просветительном училище» (объявление в газете «Призыв»).
В 1987 г. в училище шло обучение по следующим специальностям: «руководитель театрального коллектива, организатор культурно-просветительной работы, руководитель хорового коллектива, руководитель инструментального ансамбля». 8 июня 1989 г. преобразован во Владимирское областное училище культуры.
23.03.1998 года - Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Владимирский областной колледж культуры и искусства» ("ВОККИ"). Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Владимирской области "Владимирский областной колледж культуры и искусства" действует с 11 июня 1998 г.
Среди известных выпускников колледжа – «русский соловей» Вера Фирсова, заслуженные работники культуры С.В. Михайлова и К.С. Крашенинникова, заслуженные артисты России Н. Васильева, А. Стяжкин, владимирский певец А. Молдалиев и многие другие. За последние годы в колледже сделан капитальный ремонт крыши, отремонтированы многие учебные классы и мастерские. В 2015 году артистов кукольного театра набирали впервые за три года. А нехватка рук в прямом смысле слова в кукольном театре все острее. На курс набирали 10 человек, из них 8 на бюджет и 2 внебюджетных места. Ребят взяли «под крыло» в кукольном театре - там они должны были перенимать у опытных кукольников актерское мастерство, пластику, движение, речь, учиться вокалу и даже фехтованию (как в настоящем театральном). В 2015 году впервые открылась специальность – Светорежиссура («режиссер визуальных эффектов»).
ГБПОУ ВО "ВОККИ" является единственным в области учебным заведением, готовящим кадры для учреждений культуры, искусства и библиотек, является методическим Центром развития и распространения знаний в области хореографии, театра, народной художественной культуры, театрально-декорационной и библиотечной деятельности, театральной и аудиовизуальной техники. Образовательная деятельность колледжа ориентирована на подготовку специалистов культуры и искусства базовой и углубленной подготовки. В соответствии с лицензией, выданной Департаментом образования администрации Владимирской области, ГБПОУ ВО "ВОККИ" ведет образовательную деятельность по образовательным программам по ФГОС (введен с 1 сентября 2012): 53.02.09. Театрально-декорационное искусство (по видам); 55.02.01. Театральная и аудиовизуальная техника; 52.02.04. Актерское искусство; 51.02.01. Народное художественное творчество (по видам): - хореографическое творчество, - этнохудожественное творчество, - театральное творчество. 51.02.02. Социально-культурная деятельность (по видам): - организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений, - организация культурно-досуговой деятельности. 51.02.03. Библиотековедение.
В колледже действует несколько творческих коллективов. Один из них — учебный театр под названием «Открытое пространство». Это своего рода экспериментальная площадка для будущих актеров. Действует в колледже и хореографический ансамбль «Росинка», которому уже больше сорока лет. Он является лауреатом многих конкурсов и обладает почетным званием народного коллектива.
При Владимирском областном колледже с 2005 года работает специальный Центр полихудожественного развития "Палитра". В методологических подходах опирается на концепцию полихудожественного развития Б.П. Юсова (Институт художественного образования Российской Академии образования). Данная концепция основывается на синкретизме детского сознания и неразрывности нескольких видов деятельности: игровой, музыкальной, имитационной, изобразительной. Ребенок проходит развитие всех этапов становления человеческой культуры и интегрирует все виды искусств в едином действии. В концепции центра соединены принципы психодиагностики, обучения, воспитания и развития. В соответствии с концепцией работы центра большое внимание уделяется организации совместного досуга родителей и детей – организуются и проводятся праздники - «День Матери», «Новый год» и другие; в программе - конкурсы, выступления детей и интерактивные игровые программы. Традиционно проходят открытые уроки и отчетные концерты для родителей, совместно со студентами колледжа дети принимают участие в постановках спектаклей на сцене ГБПОУ ВО "ВОККИ".
Директор - Одинокова Ольга Ивановна (с 11 июля 2012 г.).
Адрес - город Владимир, улица Василисина, 22б.