Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
14:18
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Фирсова Вера Михайловна, певица

Вера Михайловна Фирсова

Фирсова Вера Михайловна (1918-1993) — русская советская певица (лирико-колоратурное сопрано), Народная артистка РСФСР (1956).



Гор. Суздаль, улица Васильевская, д. 28

Дом купца Еремина постройки конца XIX века, в котором прошло детство известной актрисы Большого театра Народной артистки РСФСР Веры Михайловны Фирсовой, является памятником градостроительства и архитектуры регионального значения.


«В этом доме
родилась и провела
детские годы
народная артистка
РСФСР
ВЕРА МИХАЙЛОВНА
ФИРСОВА»
23 июня 1995 года была открыта мемориальная доска на доме в г. Суздале, где родилась и провела детские годы Вера Михайловна (ул. Васильевская д. 28).

Родилась Вера Михайловна в городе Суздале 30 августа 1918 г. в семье потомственных суздальских огородников. Полуграмотному отцу и совсем неграмотной матери приходилось работать с утра до вечера, чтобы прокормить большую семью из десяти человек. Но у Фирсовых была музыкальная жилка: отец в молодости играл на скрипке, его братья и племянницы также владели музыкальными инструментами. По воспоминаниям старших сестер Веры Михайловны, у одного из братьев отца устраивались даже музыкальные вечера (в этом доме размещается Суздальская музыкальная школа).
Однако сама Вера не имела в детстве каких-либо серьезных театрально-музыкальных впечатлений, кроме любительского народного пения. Хотя и этого было достаточно девочке, одаренной природой способностью остро и ярко воспринимать окружающую жизнь. Крутой берег Каменки, живописный Васильевский луг, устремленные ввысь церквушки, шатры колоколен, еще сохранившиеся обычаи и ритуалы (последние торжественные богослужения, хороводы на Михайловой стороне, в селе Глебовском) волновали воображение. Песни запоминались сами; веселые и грустные, они доставляли ей необъяснимую радость.
Вечерами на лавочке возле дома Фирсовых собирались женщины. После трудового дня, забот и суеты, душа требовала разрядки. В тишине улицы, как волна за волной, звучали протяжные, задушевные народные песни: «Ой, да ты, калинушка», «Ревела буря, дождь шумел», «Ванька-ключник», «Сохнет, вянет во полюшке травушка» и другие.
В песнях было много чувства и естественности. Красиво и мощно звучали высокие ноты. У Веры захватывало дух, и она, вздрогнув от охватившего ее озноба, прижималась к плечу матери.
Больше всего девочке нравилось, как пела ее мать.
— Моя мама пела хорошо, как поют многие на Руси, — вспоминает Вера Михайловна. — Пела, как дышала, как говорила, — спокойно, легко, никого не стремясь поразить.
Училась в средней школе в Суздале.
Однажды, возвращаясь домой от подруги, Вера услышала через открытое окно незнакомую и непонятную музыку, исполнявшуюся на загадочном инструменте. В ней были и нежная грусть, и светлая радость, и материнская ласка. От неожиданности девочка остановилась. Окинула взглядом пустынную улицу и робко подошла ближе к окну. Завороженная чудом, она стояла перед стареньким деревянным домом, пока не угас последний звук, и еще долго после того, ожидая, что музыка вновь возникнет.
Впечатление было настолько ярким, что эту мелодию Вера узнала через много лет — это была «Колыбельная» Моцарта, а исполнялась на... пиле.
В Суздале в те годы по каким-то причинам оказалась семья эстрадного артиста — музыкального эксцентрика. Вера училась в школе с детьми из этой семьи и поэтому профессию главы ее запомнила точно.
В описанный вечер «Колыбельной» Моцарта артист уложил своих детей спать, а в чуткой одиннадцатилетней девочке разбудил новое неосознанное чувство — влечение к музыке.
В 1931 году умерла мать (отец скончался двумя годами раньше). И осталось восемь сирот. Вере шел тринадцатый год. Поэзия детства сразу превратилась в суровую прозу борьбы за жизнь. Пришлось рано познать цену труда.
Старшие братья и сестры помогли окончить семилетку в Суздале, библиотечный техникум во Владимире.
В библиотечном техникуме работал преподаватель химии Николай Петрович Добротворский — музыкант-любитель, по инициативе которого был организован хор. Этот человек и обратил внимание на звонкоголосую суздальскую певунью — Веру Фирсову. Преодолевая ее стеснительность, робость, он вовлек ее в хор. Вера стала петь в группе сопрано, а позднее и с сольными номерами. Занималась с ней и аккомпаниатор хора Вера Николаевна Добротворская, педагог Владимирской детской музыкальной школы.
— Ну, что ты, Вера, — говорила она, — у тебя хороший природный голос. Тебе надо учиться.
Добротворский посоветовал ей поступить в музыкальную школу. В музыкальной школе преподавала его дочь, и он решил показать девушку ей. Слушала Веру заведующая школой Вера Михайловна Никитина и дочь Добротворского Вера Николаевна Константинова. В оценке голосовых данных Веры Фирсовой разногласий не было.
При детской музыкальной школе существовали вечерние платные курсы для взрослых. Отзывчивые люди, энтузиасты музыкальной культуры, отец и дочь Добротворские добились для способной девушки права бесплатного обучения на этих курсах.
Учебу Вера совмещала с работой в библиотеке.
По признанию певицы, именно во Владимире были заложены основы ее музыкального воспитания.
Она стала ученицей музыкальной школы по классу вокала. Сольное пение преподавала Елена Николаевна Рябова, у которой был диплом Варшавской консерватории. Занятия в школе проходили успешно.

Вера Михайловна написала свои воспоминания о владимирской музыкальной школе, где она училась. «Музыкальная профессия вошла в мою жизнь совершенно случайно. На протяжении всех лет музыкальной учебы я неоднократно пыталась прервать ее. Произошло это так. В библиотечном техникуме, где я училась в тридцатые годы, был преподаватель химии Николай Петрович Добротворский - музыкант-любитель. По его инициативе в техникуме был организован студенческий хор. В этом хоре я пела и иногда выступала с сольными номерами. Аккомпаниатором хора была дочь Николая Петровича - Вера Николаевна, преподаватель фортепиано в детской музыкальной школе. При школе были вечерние курсы (платные) для взрослых. То, что я начала заниматься на этих курсах, целиком зависело от упорства и настойчивости Николая Петровича и Веры Николаевны. Во-первых, у студентки, жившей на очень маленькую стипендию техникума (я с раннего детства осталась круглой сиротой), естественно, не было денег для оплаты занятий, и им пришлось добиться для меня права бесплатного обучения. Во-вторых, в силу непреодолимой застенчивости, сам процесс занятий, связанный с постоянной оценкой твоего пения и педагогом, и занимающимися одновременно с тобой учениками, много лет оставался для меня постоянной мукой. Я до сих пор не могу понять, как удавалось Добротворской, директору музыкальной школы Вере Михайловне Никитиной и моему непосредственному педагогу Елене Николаевне Рябовой заставлять меня заниматься, преодолевать постоянный ужас перед выступлением на каждом уроке. Занятия во владимирской музыкальной школе были важнейшим этапом в моем музыкальном формировании, именно там была, заложена основа общего музыкального воспитания. Педагогический коллектив состоял из людей с тонким вкусом и высокой требовательностью к подбору музыкальных произведений. Они знакомили своих учеников с музыкой Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова, Грига, Шумана, Шуберта, Векерлена, с музыкой композиторов-дилетантов и других. Они воспитывали у нас и воспитали во мне чувство служения музыке, которое не покидает меня до сих пор. Нар. арт. РСФСР, солистка Большого театра В. Фирсова. Москва. 12. X - 77 г.».
В 1939 году поступила в Ивановское музыкальное училище, на отделение детского музыкального воспитания. Будущим работникам детских учреждений, конечно, в основном преподавались навыки методической работы, но среди прочих были и практические — постановка голоса, например.
Вера Михайловна с благодарностью вспоминала своего наставника по вокалу Елену Георгиевну Архангельскую, которая много занималась с ней выявлением «своего голоса», природного диапазона голоса, постановкой правильного дыхания.
В свое время она прошла замечательную школу Мазетти, стремившегося перенести лучшие традиции итальянской музыкальной культуры на русскую основу (у этого профессора Московской консерватории учились такие выдающиеся певицы, как Обухова, Нежданова и другие).
Надо назвать еще одно имя — Фриду Марковну Гальперин. Она окончила Одесскую консерваторию с золотой медалью, лауреат многих конкурсов, все свое творчество посвятила музыкальной жизни Иванова.
— Это замечательные люди, — говорила Вера Михайловна. — Они могут служить образцом для других, подвижники. Счастье быть их ученицей.
Занимаясь с девушкой, педагоги обнаружили у Фирсовой подспудный певческий талант, кончилось это переводом ее на вокальное отделение.
Учеба совпала с военным временем. Голод, холод, отчаяние, другие лишения во множестве выпали на долю Веры. Выручали молодость и надежда, что мрачная военная туча сгинет.
Яркий луч блеснул в 1943 году, когда Вера заканчивала училище. В Иваново по служебным делам приехал профессор Московской консерватории Н.Г. Райский. Елена Георгиевна попросила послушать свою ученицу, которой были по силам партии Розины и Людмилы. Профессор пожал плечами: «Девочка не может хорошо спеть Людмилу и тем более Розину. Такой репертуар в училище давать нельзя — он не по силам учащимся».
Но то, что он услышал, по-настоящему взволновало, поразило его.
«Талант — единственная новость, которая всегда нова», — всплыли в памяти многоопытного музыканта и педагога поэтические строки.
После паузы Назарий Григорьевич спросил:
— Куда направление?
— В Пермский театр оперы и балета. Ивановская филармония просит к себе.
— Ни в театр и ни в филармонию, — категорически заявил профессор. — Вам нужно в консерваторию.
Забрал документы и уехал в Москву.
Вера Фирсова, выпускница в составе концертной бригады Ивановской филармония отправилась на фронт, на Орловско-Курскую дугу.
Во фронтовых поездках было все, чему положено быть на войне: концерты прерывались бомбежками, часто проходили на аэродромах во время боевых вылетов под аккомпанемент ревущих моторов. Выступая перед воинами, как никогда прежде почувствовала Фирсова, каким уважением пользуется в нашей стране труд артиста, какая это высокая честь — нести искусство людям. Здесь окончательно созрела у нее мысль о профессиональной сцене.
Осенью Фирсову приняли сразу на второй курс Московской консерватории в класс профессора Н.Г. Райского. Прирожденная музыкальность, трудолюбие, хорошая подготовка стали быстро поднимать ее к вершинам мастерства, в большое искусство.
В 1945 году, будучи еще студенткой, Фирсова участвовала во Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей и была удостоена диплома I степени.


В 1947 г. окончила Московскую консерваторию (кл. Н.Г. Райского).
В 1947 г., после окончания консерватории, была принята по конкурсу солисткой оперы в Большой театр СССР на пробный сезон. Каждый вновь вступающий в труппу Большого театра должен был сразу, опираясь на собственные силы, на собственный запас вокального и сценического мастерства, на собственную культуру и эмоциональную зрелость, занять то или иное место в этом блестящем ансамбле. Получалось, что каждый выход на сцену был своеобразным конкурсом. Вера Михайловна с честью выдержала творческое соревнование.
23 мая 1948 года она спела в дебютном спектакле — опере Д. Россини «Севильский цирюльник» партию Розины, покорив зрителей совершенной вокальной техникой, красотой голоса. Через три дня ей пришлось снова петь в этом спектакле, заменяя заболевшую исполнительницу. Ее ожидал ошеломляющий успех. А когда С.Я. Лемешев, исполнитель роли графа Альмавива, по ходу действия пропел: «Прелестный голос, очень мило», — зал снова взорвался овациями. Это было настоящее признание — и зрителей, и труппы. Начало триумфа.
В 1947—1972 гг. солистка Большого театра. Двадцать пять лет имя нашей землячки украшало афишу Большого театра СССР, спектакли с ее участием всегда отвечали высокому художественному уровню театра, всем своим творчеством певица продолжала славные традиции выдающихся представителей русской вокальной школы.
1949 год — первая премия на Втором Всемирном фестивале молодежи и студентов в Будапеште.
1951 год — почетное звание заслуженной артистки, 1956 год — звание народной артистки РСФСР.
В.М. Фирсова создала на сцене ГАБТа целую галерею замечательных женских образов: Антонида и Людмила, Снегурочка, Марфа, Волхова и Царевна-Лебедь, Сюзанна и Церлина, Джильда и Микаэла... Поистине шедеврами сценического искусства артистки являются ее Розина в «Севильском цирюльнике» и Виолетта Валери в «Травиате». Вера Михайловна достойно представляла советское вокальное искусство за рубежом: в Англии, Дании, Италии, Австрии, Румынии, Чехословакии и других странах. Повсюду любители оперной музыки рукоплескали искусству выдающейся советской певицы.
Вот свидетельство копенгагенской газеты «Политикен» (1955):
«Вера Фирсова — просто феноменальная певица. Она принадлежит к типу маленьких, немного плотных и полных женщин, с простым лицом, которое в прическе а ля «Гретхен» (с косой) сияло милой, чарующей улыбкой, но когда зазвучал ее голос, стало понятно, что перед нами стоит примадонна с импонирующим своим величием голосом. Ее сопрано столь нежное и светлое по звуку и обладает такой силой, что оно производит ослепительное впечатление. Ее порхающий и светло-тремулирующий голосок внезапно переходит на глубокий драматизм, щебечущая субретка, полная веселья и юмора, превращается в трагическую певицу самого высокого стиля. Изумительно!»
Вера Фирсова — представительница поколения артистов, которое первым утверждало за границей славу советского исполнительского искусства, «топило лед» холодной войны.
...Группа советских исполнителей приехала на гастроли в Исландию. И вот в день второго концерта в советскую миссию пришли члены общества дружбы «Исландия — СССР» и предупредили: первые ряды партера закуплены офицерами американской авиабазы, готовится обструкция, избежать ее невозможно. Артисты стали думать: кто первый выйдет в зал? Решили — Фирсова с пианистом Ерохиным. Вышли — вдвоем против зала. Можно было растеряться: курят, говорят в полный голос, сидят неприлично, положив ноги на передний ряд.
Подождали — не утихают. Тогда Вера Михайловна начала петь. Наступила тишина и... аплодисменты. Фирсову не отпускали со сцены, она своим голосом, искусством обезоружила зрителей. Концерт закончился полной победой.
В Копенгагене во время выступления певицы зал неожиданно встал. «Сейчас уйдут», — подумала Фирсова. Но она ошиблась: в знак признания — ее слушали стоя в течение всего концерта. После репортеры спрашивают:
— Где учились?
— В Москве.
— Не может быть!
А однажды в Милане после спектакля «Садко» к ней пришли дочь и внучка Ф. И. Шаляпина, чтобы сказать, насколько прекрасно ее искусство. Такое запоминается.
«Я не слышал, чтобы Вера Михайловпа плохо пела, — вспоминал народный артист СССР С. Я. Лемешев, — но часто подмечал ее неудовлетворенность сделанным. Выступать вместе с ней в спектаклях было всегда интересно. Ее уважение к зрителям, проявлявшееся в очень серьезном отношении к своему искусству, в идеальном знании своей партии, в чувстве вокального и сценического ансамбля, мне всегда импонировало. Фирсовой подвластен дар создания образов чисто вокальными средствами, и делает это она блистательно. Голос ее — яркий, блестящий по красоте и чистоте звука — доставляет огромное наслаждение».
Уйдя со сцены, в 1975–1977 годы она работала на общественных началах наставником молодежи в стажерской группе Большого театра, консультантом по вокалу.

В 1976 году в связи с 200-летием юбилея Большого театра народная артистка РСФСР В.М. Фирсова была награждена орденом Трудового Красного Знамени.
1977-1983 гг. - консультант стажерской группы по вокалу, передавала свой опыт, мастерство молодежи.
— Я больна Суздалем, мне постоянно хочется туда съездить, пожить, посмотреть, — часто при встречах в Москве говорила Вера Михайловна. Разговоры, воспоминания о родном городе, чувствовалось, обостряли эту «болезнь».

В 1978 году В.М. Фирсовой исполнилось 60 лет. После юбилейных торжеств она осуществила свою давнюю мечту — приехала на родину. Вера Михайловна остановилась в гостинице Главного туристского комплекса. ГТК — неожиданный и приятный сюрприз для иногородних. А как же его должен воспринимать человек, покинувший Суздаль в 1934 году и позднее бывавший здесь эпизодически, проездом?
Вера Михайловна, едва устроившись в номере, отправилась на экскурсию. Шли вокруг комплекса, и она не переставала удивляться:
— Ведь здесь, в Коровниках, был пустырь! Как смог еще не так давно маленький, тихий провинциальный городок, в котором прошло мое детство, приобрести такое великолепное современное чудо!
С интересом, волнением на следующий день знакомилась с музейными выставками, экспозициями, устроенными в отреставрированных памятниках. Все новое, естественно, воспринималось через призму старых воспоминаний, впечатлений более чем сорокалетней давности. Новь старого города радовала.
А потом были две интересные творческие встречи с земляками: в народном театре «Родник» и в Суздальской средней школе № 1, в которой В.М. Фирсова училась. «Я никогда не мечтала стать известной певицей, — говорила она ребятам. — Я просто хотела работать, а то, что музыка — мое призвание, поняла позднее. Я работала много, честно и главной целью, главной задачей всей моей жизни был труд. Труд! Вот что определяет все наши достижения, все наши печали и радости. Вот почему я не могу назвать любимую партию — в каждую я вкладывала частицу сердца, вдохновения. Каждая партия — как вынянченное дитя: она в тебе, ты в ней...»
Трогательной была встреча В.М. Фирсовой со своим бывшим школьным учителем, персональным пенсионером В. И. Кузьмичевым. Запомнились его слова: «В жизни Веры Михайловны были многие трудности не только материального, но и морального характера, но тем не менее она своим упорством, своей настойчивостью достигла того, что ныне имеет. Она познала многие трудности, но она и познала радость вдохновения, радость счастья, которые дает искусство, а это — особенное счастье и оно свойственно только особым, избранным натурам...»


Фирсова Вера Михайловна. Фото из фондов Российского государственного архива литературы и искусства.

Некоторые партии:
Розина («Севильский цирюльник» Дж. Россини),
Снегурочка («Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова),
Антонида («Иван Сусанин» М.И. Глинки),
Людмила («Руслан и Людмила» М.И. Глинки)
Марфа («Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова)
Волхова («Садко» Н.А. Римского-Корсакова)
Царевна-Лебедь («Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова)
Джильда («Риголетто» Дж. Верди)
Виолетта («Травиата» Дж. Верди).


Вера ФИРСОВА (сопрано). Сцены и арии из опер Верди и Россини.

В 1983-1985 гг. – старший преподаватель кафедры вокала в Государственном институте театрального искусства им. А.В. Луначарского.
В последние годы жизни Вера Михайловна написала «Воспоминания о творческой жизни в опере», куда вошли также воспоминания ее коллег и почитателей. Называется эта книга, изданная в 1996 году, «Русский соловей Вера Фирсова». К сожалению, певица ее не увидела.
Скончалась 9 декабря 1993 г. в Москве, похоронена в Донском монастыре.

Память:
- На родине, в Суздале, постоянно устраиваются памятные встречи в ее честь: «О творчестве Веры Фирсовой написано многое, о ее жизни - гораздо меньше. Дочь огородника, в 12 лет осталась круглой сиротой. Родилась здесь, в Суздале. В семье было 8 человек. Вера Фирсова классическую музыку услышала только в 20-летнем возрасте.<...> Ее судьба - готовый киносценарий, только в стране советов могло быть такое, жизнь как чудо, как сказка, как песня».


ул. Кремлевская, д. 9. Бывший дом купца Кашицина.
Детская школа искусств имени Веры Фирсовой

- Музыкальная школа в городе Суздале была открыта в 1961 году, в январе 1988 года ДМШ переезжает из здания на улице Торговая площадь в великолепное историческое здание на улице Кремлевской. 29 декабря 1996 года школа получает статус Детской школы искусств имени народной артистки России, солистки Большого театра, уроженки города Суздаля Веры Михайловны Фирсовой.
Весной 1993 года режиссер Владимирского телевидения Р.Х. Багиров начинает съемки фильма из цикла «Все остается людям», посвященный Вере Фирсовой.
- В память о В.М. Фирсовой была издана книга ("Русский соловей Вера Фирсова”. Владимир, 1996. 224 с.: ил.). Выдающаяся русская певица, входящая в мировую элиту вокалистов, рассказывает о своем творческом пути, о своей работе в Большом театре, где она выступала 25 лет.
- Коллектив ДШИ дважды в год в день памяти и в день рождения В.М. Фирсовой проводит «Музыкальные гостиные»
Город Суздаль
Владимирская энциклопедия

Категория: Суздаль | Добавил: Николай (15.12.2017)
Просмотров: 3384 | Теги: Суздаль, люди | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru