Альбицкий Федор Алексеевич (1882 -1943) - председатель правления Владимирского Института народного образования, ректор Практического института народного образования.
23 августа 1919 года на базе Владимирской женской учительской семинарии был открыт Институт народного образования (ИНО), ставший родоначальником Владимирского государственного пединститута. Это было первое высшее учебное заведение в городе.
В то время должность главы института именовалась так: председатель правления ИНО. Им стал Федор Алексеевич Альбицкий. В 1921 году, когда ИНО был реорганизован в ПИНО (Практический институт народного образования), он стал его первым ректором.
Федор Алексеевич Альбицкий родился 18 апреля 1882 года в семье протоиерея села Шокшова Суздальского уезда, Альбицкого Алексея Михайловича.
Он принадлежал к известному роду священников Альбицких. В начале XIX века его прадед Сила Петрович служил сначала в должности преподавателя Владимирской духовной семинарии, был настоятелем Федоровского женского монастыря в Переславле-Залесском. Два старших сына Михаила Силыча пошли по стопам отца, стали священниками, трудились также на ниве просвещения в качестве народных учителей. Два средних сына Михаила Силыча, Петp и Василий, стали врачами. Закончив Военно-медицинскую академию в Петербурге, Петр Михайлович стал знаменитым ученым, профессоров медицины, академиком. Его имя в истории российской медицины стоит в одном ряду с именами И.П. Павлова и И.М. Сеченова. Петр Михайлович занимался вопросами общей и экспериментальной патологии, изучал влияние газовой среды на организм человека. Имел своих учеников-последователей. Практиковал как врач. Особенно много пациентов было у него в Переславле который он очень любил, где проводил ежегодный отпуск и где завещал себя похоронить. О значимости его деятельности свидетельствует тот факт, что в 1922 году Совнарком РСФСР назначил его вдове персональную республиканскую пенсию, которую она получала до конца жизни. Существует премия П.М. Альбицкого за научные достижения в области медицины.
В роде Альбицких стало традицией сохранять верность профессиям учителя, врача, священнослужителя. Большинство представителей этого рода не только были высокими профессионалами в своей работе, но и занимались научной деятельностью.
При рождении младшего сына Алексей Михайлович дал ему имя Федор (дар Божий), т.к. в то время ему было уже 44 года, а жене 40 лет. До трех лет мальчик рос здоровым ребенком. Но на четвертом году у него появилось искривление позвоночника, появился со временем горб... Однако физический недостаток компенсировался прекрасными нравственными качествами, хорошими способностями к наукам.
В 1910 году Альбицкий окончил курс Императорского Санкт-Петербургского университета по естественному отделению физико-математического факультета с дипломом I-й степени. По всей видимости, он жил эти годы в семье своего дяди - Павла Михайловича.
Родственники Федора Алексеевича поддерживали самые тесные отношения, помогая друг другу, своим близким в бедах и радостях. Местом встреч для всех был либо Переславль, либо Шокшово. Атмосфера любви, сострадания к ближнему, душевной щедрости, общение с людьми высокообразованными - вот те обстоятельства, которые формировали характер Федора Алексеевича и влияли на формирование его интеллекта.
В 1911 году он становится внештатным, а с 1912 года - штатным учителем географии и природоведения в Суздальской мужской гимназии. В «Отчете о внеурочных разумных развлечениях для учащихся за 1915-1916 гг.» говорится об экскурсиях природоведческого характера в городской сад, на городские валы, на луга в Боголюбово с целью наблюдения за пробуждением природы, определения видов растений, практического определения местных почв. По воскресеньям устраивались собрания «Кружка любителей природы», демонстрировались опыты по физике и химии. Руководил всей работой Федор Алексеевич. Его отец говорил об этом времени в своих воспоминаниях так: «Сейчас мы слышим об его учительской деятельности самые лестные отзывы». Кстати, Алексей Михайлович написал воспоминания, когда, по его словам, Федор «стал просить и молить меня описать ему на память дни своего бытия от юности моей. Очень хотелось бы утешить его и всех своих детей, так беззаветно любящих меня и свою маму». Каждый ли родитель в возрасте 72-х лет может быть так счастлив и так отзываться о своих детях?
В 1917 году молодая семья Федора Алексеевича перебирается во Владимир. Скорее всего, это было связано с женитьбой и предстоящим рождением сына Николая, с заботой о материальном достатке увеличившейся семьи. Сначала Федор Алексеевич преподавал во Владимирской мужской гимназии, а с 1 января 1919 года он занял вакантную должность преподавателя естествоведения во Владимирской учительской семинарии. В этот период управление в учебных зaведениях становится коллегиальным. И уже в мае 1919 года он стал председателем исполнительной коллегии семинарии, а с 23 августа 1919 года председателем правления Института народного образования. Именно ему было поручено формирование института. He думается, что эта ответственная работа могла быть поручена заурядной и ничем не примечательной личности. Дошедшие до сегодняшнего дня документы позволяют утверждать, что это был высокообразованный человек, добросовестно и ответственно выполнивший свой профессиональный долг.
Прежняя учительская семинария давала выпускникам аттестат учителя народной школы. Этo было самое низшее звание в учительской иерархии. Задача же института - дать слушателям высшее педагогическое образование, подготовить высококвалифицированных работников в области народного образования, прошедших через специальную подготовку и получивших практический опыт, основанный на научных и теоретических познаниях. Преподаватель ИНО Д.В. Соколов писал в газете «Призыв» в 1923 году: «Эти институты по мысли инициаторов должны были дать всесторонне развитых деятелей. Широта и энциклопедичность - таков характер первых их планов». Вначале в составе института имелось одно школьное отделение. В 1920 году открывается дошкольное, в 1921 - политико-просветительское отделение.
Чтобы наладить образовательный процесс, совет института под руководством Альбицкого решает кадровые проблемы, занимается выработкой учебных планов, программ, разработкой методик.
Учительская семинария за время своего существования создала неплохую материально-учебную базу. Это давало повод с оптимизмом смотреть на будущее ИНО: «Прекрасная библиотека, насчитывающая 4000 экз. книг. Из естественно-научного кабинета развернута биологическая станция. 20 учебных микроскопов, один из которых позволяет проводить научные изыскания в области бактериологии. Станцию обслуживает маленькая ферма, есть кролики и пчелы. При институте сад в 4 десятины и огород для трудовых процессов. Есть физико-математическая лаборатория с современными физическими приборами. На очереди постройка метеорологической будки и астрономической вышки для двух рефракторов».
Одно из зданий, в которых располагался ПИНО
Встречается ошибочное мнение, что ИНО расположился в здании бывшего реального училища у Золотых ворот (ныне ул. Никитская, 1). Это не так. Трудно представить, но задачу подготовки учительских кадров нужно было решать в аудиториях, кабинетах, лабораториях и студенческих общежитиях, ютившихся в десяти небольших деревянных домиках, в бывших частных квартирах на Студеной горе, доставшихся в наследство от учительской семинарии. Правлению института во главе с Ф.А. Альбицким приходилось прилагать неимоверные усилим по преодолению проблем материального, бытового характера. Вначале была надежда, что удастся достроить здание на Стрелецкой улице, строительство которого велось с 1914 года для учительской семинарии. Трехэтажное, просторное, из красного кирпича, оно было подведено под крышу еще в 1916 году. Но Первая мировая война, затем революция не позволили завершить строительство и отпраздновать новоселье. К сожалению, это здание так никогда и не встретило в своих стенах ни учащихся, ни студентов, ни преподавателей. Позднее его все-таки достроили. В настоящее время в нем располагается Владимирский областной суд (ныне ул. Стрелецкая, 55). В 1921 году в России началась реорганизация институтов образования либо в практические институты образования, либо в техникумы. Жизнь потребовала не теоретиков, как предполагалось вначале, а практически подготовленных деятелей. Ректор Владимирского ИНО Альбицкий доказывал в Москве, что его институт достоин сохранить статус высшего учебного заведения. В октябре 1921 года Владимирский ИНО был преобразован в Практический институт народного образования (ПИНО) с предоставлением ему всех прав высших учебных заведений и «окончательно сконструирован по типу ВУЗ с тремя факультетами: политико-просветительским, школьным и дошкольным». В программах ПИНО был сделан резкий уклон в сторону педагогических наук. В ПИНО была введена специализация по циклам: гуманитарному, математическому и естественному. Газета «Призыв» 13 октября 1921 года дала на своих страницах такую информацию: «Курс института 3-х годичный. Школьный отдел готовит школьных работников для школ II-й ступени, дошкольное - инструкторов дошкольного дела, руководителей детских садов, площадок, яслей и пр. Отдел политико-просветительский выпускает высококвалифицированных работников библиотечного, музейного, агитационно-пропагандистского и прочих видов внешкольного воспитания. Кроме специальных курсов имеются подготовительные группы для лиц не моложе 16 лет. Рабфак и общеобразовательный одногодичный курс, дающий знания в объеме II-й ступени Единой школы». Планировалось в будущем открыть отделы эстетического и физического воспитания. Встречаются в истории института тех лет и курьезные моменты. Так, в апреле 1920 года правление известило губернский отдел народного образования, что сокращенное название института для различного рода документов - «Винобраз» (Владимирский институт народного образования). Два месяца спустя эту аббревиатуру заменили на прежнюю.
Летом 1921 года правлением ПИНО было возбуждено ходатайство перед губисполкомом о предоставлении институту помещения мужской гимназии (ныне ул. Большая Московская, 35), но на ходатайство не было обращено должного внимания. Институт оставлен на прежнем месте. Велись переговоры о переводе института в здание бывшего епархиального училища (ныне ул. Луначарского, 3). Это было необходимо для плодотворной и правильно организованной работы, когда можно было бы развернуть кабинеты и лаборатории, сконцентрировать показательные учреждения: опытно-показательную школу, коммуну и детский сад.
Улица Большая Московская, д. № 106
В 1922 году институту было передано здание Владимирской духовной семинарии (ныне ул. Большая Московская, 106) в обмен на часть зданий на Студеной горе. Но оказалась размороженной система отопления, здание находилось в ужасном состоянии. Пришлось опять готовить документацию, искать средства, специалистов, что в условиях голода и тяжелом финансовой ситуации требовало немало сил и времени. С момента открытия института коллектив преподавателей и студентов находился в условиях, определяемых кратко - «выживание». Дров не было, купить их было не на что. Помещения не отапливались. Дело доходило до того, что учащимся не на чем было готовить пищу. Лекторский состав не получал содержания полностью. Хозяйственная комиссия в мае 1922 года чтобы сократить расходы, постановила срезать патроны на 23-х лампочках, оставив только 40. Мнение всего коллектива работников ПИНО высказал Д.В. Соколов: «В совершенно неблагоприятных условиях идет работа института, в атмосфере напряженного труда. В совершенно не приспособленных помещениях, при очень низкой оплате труда преподавателей и служащих, при нищенских стипендиях и очень скудном пайке учащихся совершается подготовка будущих деятелей по народному образованию».
Несмотря на это, занятия не прерывались. Учебная программа была выполнена полностью, даже введен летний триместр с практикой и трудовыми процессами. «Рабочий день учащихся, по положению Института - это лекции, практические занятия в лабораториях, работа в столярно-токарной мастерской, в саду, в огороде, на ферме по уходу за коровами и кроликами. Сверх того учащиеся выполняют работы по самообслуживанию: дежурят в общежитиях, столовой, кухне, возят воду, дрова (надо было протопить 27 печей). Рубка капусты, очистка от снега тротуаров и т.п.». Альбицкий подчеркивал: «Вся жизнь института строится так, чтобы из учащихся не вышли белоручки и теоретики, а люди мысли и живого творческого труда».
Должность председателя правления ИНО, ректора ПИНО была выборной. Выборы проходили ежегодно, кандидатуры обсуждались на педагогическом совете. При этом Ф.А. Альбицкий оставался на этом посту до 1923 года. Вместе с ним в период становления института работали Неофит Владимирович Малицкий (товарищ председателя правления, заведующий политико-просветительским отделением), Зоя Михайловна Дормидонтова (заведующая дошкольным отделением), Николай Николаевич Шемянов (первый заведующий школьным отделением), Юлия Александровна Давыдова (заведующая школьным отделением), Дмитрий Владимирович Соколов (секретарь правления) и другие.
Вот так характеризовали своего ректора его коллеги на педсовете в 1922 году:
Шемянов Н.Н.: «...из всех лиц с самого начала принимавших участие в создании ИНО, остались только я и Альбицкий Ф.А. Он горячо предан делу. Создание института и его существование до сих пор до некоторой степени принадлежит Альбицкому...»; Малицкий Н.В.: «Он в полноте предан делу института, тогда как все другие отвлекаются еще занятиями в других местах, он принимает самое деятельное участие в устройстве и поддержании ИНО. И сколько раз в критические моменты жизни ИНО благодаря его энергичной деятельности. ИНО благополучно их переживало, а в последнее время он вел усиленные хлопоты по упорядочению материального положения ИНО...»; Захарко С.В. указал на его научную деятельность: «Альбицкий самостоятельно работал по исследованию фауны Мурмана, командированный научным обществом естествознания, и выполненные им работы вошли в коллективный труд «Исследование эмбриологии актиний». Написал самостоятельную работу «Систематика колленбул». Принимал участие во многих научных съездах. Был лектором и членом правления Народного университета при Владимирском губернском земстве, работал в школе для взрослых, читал лекции по естествознанию и методике естествознания, принимал участие в составлении программ для трудовой шкалы и партсовшколы».
С 10 августа 1921 года он занимает еще и должность профессора по методике естествознания в Иваново-Вознесенском ИНО.
Осмысливая, сколько физических и душевных сил требовалось от главы института, чтобы наладить работу и придать учреждению авторитетный статус, представляешь себе энергичного, сильного человека. Но Федор Алексеевич не был физически крепким. В документах Суздальской гимназии о воинской обязанности преподавателей встречается запись: «Альбицкий - учитель географии, слабого сложения и малого роста, имеет физический недостаток - большой горб - и потому совершенно не годен для военной службы».
В 1923 году вновь встает вопрос о реорганизации института. Отстоять прежний статус не удается, т.к. на этом этапе государству требуются новые педагогические кадры, не столько высокообразованные, сколько политически грамотные «красные силы», приверженцы и защитники новой власти и новой идеологии. Альбицкий, выступая на последнем педагогическом совете, с горечью говорил: «Такой судьбе подвергают двадцать институтов ..., такая реорганизация в техникум вызывает сожаление. Работа шла удовлетворительно, а дошкольное отделение поставлено было образцово ... Владимирский ПИНО стал жертвой общей реформы».
При назначении руководителя нового техникума кандидатура Альбицкого не обсуждалась, т.к. по новым требованиям эту должность мог занять только член партии. Ещe в 1921 году во все уездные отделы народного образования разослано письмо следующего содержания: «губОНО (Губернский отдел народного образования) предлагает проверкомам (проверяющим комитетам) особенно внимательно отнестись к работникам просвещения, материально связанным со служителями культа на предмет замещения их безработными учителями. Сведения об указанных лицах передать в Губоно». Сыну священника можно было заниматься только преподавательской и научной деятельностью. Да и то с оглядкой. Если ранее он, заполняя в анкетах графу «социальная принадлежность», писал: «Сын священника», то теперь подчеркивает: «Сын священника, народного учителя и земледельца». В этой фразе нет и тени лукавства, но как же ужасно было жить, пряча глубоко внутри память о горячо любимом отце, личность и жизнь которого в действительности - пример для подражания. В 1930-е годы многие представители рода Альбицких были арестованы, как священники, так и их дети.
С августа 1923 года Федор Алексеевич - преподаватель Владимирского рабфака. Но он работает и в педагогическом техникуме, т.к. лучшего методиста по естествознанию нет. Так, в 1925 году на педсовете рассматривался вопрос о программах по различным дисциплинам для студентов педтехникума. Заслушали всех преподавателей. Были предложения об изменениях в программах, их корректировке. И только Альбицкий выступил, представив свою собственную программу по естествознанию. Постановили принять ее и считать как программу-максимум. Он работает и в опытно-показательной школе, где проходят практику студенты.
В 1930-е годы он участвует в организации краткосрочных годичных курсов по подготовке преподавателей химии-биологии при Владимирском педтехникуме. С 1938 года по совместительству - преподаватель вновь созданного энерго-механического техникума.
Ф.А. Альбицкий не оставлял и исследовательскую деятельность. В 1931 году выходит его книга «Растительность и животный мир Ивановской области».
Он вырастил прекрасных сыновей. Старший сын Николай, будучи студентом Ивановского энергетического института, ушел добровольцем на фронт во время Советско-финляндской войны. Он пропал без вести. Возможно, эта утрата окончательно подкосила здоровье Федора Алексеевича. 26 января 1943 года он умер.
Его младший сын Федор стал инженером, работал на Свердловском турбоэнергозаводе. В 1987 году вышла его книга «Наладка и постройка систем регулирования паровых турбин».