Главная
Регистрация
Вход
Четверг
31.10.2024
06:50
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1615]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [351]
Камешково [249]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [182]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2402]
архитекторы [30]
краеведение [73]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [174]
Боголюбово [20]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Кинотеатр «Ампир» в гор. Владимире

Кинотеатр «Ампир»


Дом Петровского (в середине)

В 1870 г. дом куплен Александром Петровским. Тот, по сути, построил совершенно новый дом, сохранив лишь фундамент времен купца Свешникова. Из описания дома, составленного в 1882 г., значилось, что под всем домом, кроме проездной арки во двор, были сводчатые подвалы - один из верных признаков ранней датировки постройки. Первый этаж дома был тоже сводчатым. Здесь, в правой стороне, помещалась лавка с раствором, наружные двери которого были железными. В левой стороне от ворот находилась харчевня, на втором этаже размещался трактир.
В кон. XIX-нач. XX в. зажиточные владимирские помещики и купцы довольно часто сдавали имеющиеся у них во владении дома в аренду. По сохранившемуся описанию, дом А. Петровского использовался следующим образом: верхний этаж сдавался в аренду купцу Шилову под гостиницу, банк, а внизу находился чаеразвесочный магазин хозяина дома.

В 1908 году купцы Петровские перестраивают дом в ином стиле. Выполнить проект перестройки было поручено владимирскому архитектору Сергею Матвеевичу Жарову, который к тому времени был уже достаточно известен своими постройками. При перестройке архитектор С. Жаров использовал элементы модерна, о чем говорят выделяющиеся на фасаде эркер и фронтон, а также отделку фасада и интерьера в стиле ампир (от фр. empire - «империя») с характерными для него лепными барельефами - фигурами воинов в античных одеждах.
В доме Петровского-сына в 1910 году открылся электро-театр «Фурор». При электрическом театре «Фурор» был частный оркестр.
В 1913 г. В.А. Петровский уступил дом коллеге купцу Фридляндеру. Здание было переоборудовано специально под кинотеатр и переименовано в электро-театр «Ампир».
В газете «Старый Владимир» за 1913 г. читаем: «Новое здание В.А. Петровского, где начал функционировать электро-театр «Ампир», надо признать одним из лучших - стильных и красивых зданий, не только в городе, но и во Владимирской губернии. Выдержано целен новый театр по фасаду, где только небольшая лепная фигура вырисовывается на мягком и стройном, легко поднимающемся вверх фоне. Красивы и полны настроения внутри здания зрительное зало, фатэ и пр. Основу этого настроения, чувство простора и легкости - удалось заложить архитектору г. Жарову, а мастерам лепщикам и рисовальщикам удалось дать законченные формы. Легко, как то в высь поднимают стены с мягкими тонами красок, а сверху также легко, без давления, лежит красиво разрисованный потолок, который кажется, обещает дать хорошие акустические условия, по крайней мере, музыкальные аккорды - скрипка и рояль раздаются сильно, не скрадываясь и не разбрасываясь, как это происходит в нашем Народном доме. Красива и мягка по контурам лепка около вторых круглых окон и по сторонам рампы, стилен карниз зрительного зала, вносящий последнюю завершительную деталь в архитектурную формулу стройной легкости, простора и цельности. Даже такая незначительная вещь, как решетка на хорах и та подогната (так в оригинале) под общий стиль; она легла, почти ажурна, и одним уж этим красива. Благодаря большой вместимости чувство простора сказывается и в расстановке стульев: проходы очень большие, стулья стоят не вплотную и соседи друг другу не мешают. Сзади, под балконом, устроено несколько изящно задрапированных лож. Лепные работы в здании выполнены мастерами от Козлова (из Москвы) и от нижегородского подрядчика г. Т., а художественная живопись мастерами от московской живописной фирмы г. Смирнова. Для концертов новый театр - лучшее здание в городе: по вместимости и по акустическим условиям оно лучше даже Дворянского собрания».
Весь 1913 г. «Ампир» не переставал удивлять владимирцев возможностью посмотреть новейшие кинокартины и увидеть «живьем» популярных театральных и цирковых артистов. Событием в культурной жизни Владимира стала демонстрация в апреле 1913 г. исторического фильма по знаменитому роману-эпопее лауреата Нобелевской премии польского писателя Генрика Сенкевича «Камо грядеши» (новый мир) длиной 5000 аршин (параметры картин того времени, 1 аршин равен 71,12 см). Его показ привлек в «Ампир» толпы зрителей. Несмотря на плохую погоду, в первый день фильм посмотрели 1600 (!) посетителей, а во второй - не менее 1000 зрителей.
С 21 мая в кинотеатре «Ампир» начали показывать картину «Майские юбилейные торжества в присутствии их императорских величеств. Посещение государем императором и его августейшим семейством гор. Владимира, Суздаля и Нижнего Новгорода 16 и 17 мая». В картине особенно удачно был схвачен тот момент, когда владимирский губернатор Иван Николаевич Сазонов представлял Николаю II местные различные депутации, а затем - поднесение императору депутатом Государственной думы владимирским городским головой Н.Н. Сомовым хлеба-соли.
Дирекция кинотеатра внимательно следила за текущими событиями: выписала ряд новых снимков, охватывавших более или менее полно торжества 16 мая, и таким образом восполнила пробел по Владимиру. В июне по желанию публики сверх программы ставились для просмотра полностью ленты «Майских торжеств».
Далеко не все фильмы активно просматривались владимирцами. Например, популярная картина-лекция об алкоголе и его последствиях (редактор картины - доктор медицины В.Я. Канель), имевшая общественный интерес и успех в Москве, 15 июля 1913 г. прошла в «Ампире» незамеченной и неоцененной владимирской публикой.
Постепенно популярность кинотеатра в городе росла. Газета «Владимирский листок» 21 июля, сообщая об очередном концерте приезжих знаменитостей в «Ампире», писала: «Ампир стал местом удовольствия и просвещения». С конца лета в кинотеатре начался еженедельный цикл театральных гастролей. 2 августа в «Ампире» выступал известный в России пародист А. Арнольдини, замечательно подражавший талантливым певицам А.Д. Вяльцевой и Н.В. Плевицкой. Через три дня в помещении кинотеатра выступала труппа лилипутов, собравшая многочисленную публику, в числе которой было много детей и подростков. Игра «маленьких артистов» произвела на юную публику хорошее впечатление: она много смеялась и искренно им аплодировала.
Спустя месяц в «Ампире» прошли нашумевшие гастроли «короля цепей» Тома Джека. На глазах удивленной публики он, закованный в цепи, легко освобождался от них.
В сентябре поставленные в двух кинотеатрах - «Ампир» и «Гигант» сцены из романа И.А. Гончарова «Обрыв» произвели на местную публику сильное впечатление. Зрительные залы были переполнены. Но, чтобы составить себе более цельное впечатление, владимирцы старались попасть в оба кинотеатра, так как пьеса была разыграна различными артистическими силами.
В воскресенье 29 сентября в кинотеатре состоялся концерт популярной исполнительницы цыганских романсов А.В. Ильмановой.
Гастроли Анатолия Леонидовича Дурова в «Ампире», прошедшие в ноябре 1913 г., оказались неудачными. Зрителям было стыдно за знаменитого дрессировщика, когда во время представления кошка не ловила крыс, а петух отказался петь. Сам Дуров гипнотизировал весь зал, вызывая гимназистов на эстраду, и пытался угадать задуманное число не более пяти.
Относительно выступления известного гармониста Петра Невского, в ноябре, мнения владимирских журналистов разошлись. Ecли газета «Старый владимирец» писала о нем положительно - «с большим успехом выступает реформатор простой, примитивной русской гармоники П. Невский. Из несложного, и, как думали до него, невыразительного инструмента - достояния немузыкальных общественных низов - Невский вызывает такое богатство и разнообразие тончайших по выразительности звуков, что кажется - у него в руках не однорядная гармоника, а один из самых богатых по музыкальной изобразительности инструментов в роде скрипки», то «Владимирский листок» - без всякого почтения: переживший свою славу, «жалок был безголосый старик».
Декабрь 1913 г. - последнего мирного года царской России - запомнился владимирцам выступлением в «Ампире» мальчика Володи Зубрицкого, обладавшего уникальными способностями. Он в уме за несколько секунд умножал многозначные числа на многозначные, запоминал целый ряд цифр и повторял их в каком угодно порядке, по памяти цитировал по желанию публики любой абзац на любой странице учебника российской истории. Его выступления проходили с шумным успехом. По воспоминаниям одного из современников, «... выходил мальчик, одетый в костюмчик с матросским воротником, с отпущенными волосами, подстриженными на лбу челочкой. С ним выходил мужчина средних лет и, представив Володю зрителям, предлагал давать задачи. На доске в клетках писались пять пятизначных чисел (по одной цифре в каждой клетке), и Володя, взглянув на доску, сразу говорил сумму всех пяти чисел. Он множил четырехзначное на четырехзначное, возводил числа в квадрат и куб, извлекал квадратные и кубические корни. Гремели аплодисменты, а в антракте шли оживленные споры. Были предположения, что все делается при помощи подсаженных лиц, которые и называли нужные числа, но эти предположения тотчас же разбивались зрителями, которые сами называли и писали числа».
1914-й год в «Ампире» начался с показа 4-й серии нашумевшей картины «Фантомас». В 1913 г. старейшая во Франции киностудия Леона Гомона приступила к экранизации пяти романов писателей Пьера Сувестра и Марселя Аллена о Фантомасе («Фантомас», «Жюв против Фантомаса», «Мертвец-убийца». «Фантомас против Фантомаса», «Подставной судья»). За экранизацию романов взялся один из самых известных режиссеров эпохи немого кино Луи Фейад. Каждый фильм представлял собой полнометражную историю «в жанре криминальной мелодрамы с элементами черного юмора». Успех картины был ошеломительным. В ателье Александра Ханжонкова перевели титры пяти фильмов и демонстрировали сериал по всей России, в том числе и во Владимире.
21 января 1914 года в электро-театре «Ампир» прошел бал-маскарад, привлекший сравнительно небольшое количество участников - чуть больше десяти. Приз получила маска «На отдых», представлявшая собой деревенскую работницу, отдыхавшую на копне сена. Редкая неделя проходила без гастролеров. 11 и 12 мая прошли гастроли популярного артиста русской оперы Е.И. Коноплянского. В конце июня состоялся бенефис пианиста большого музыкального дарования Б.С. Оксюз. Артисту был поднесен золотой жетон и цветочная лира.
С началом Первой мировой войны в «Ампире» стали регулярно проходить благотворительные киносеансы и концерты, прибыль от которых шла на нужды войны. Уже 24 и 25 августа в кинотеатре были даны сеансы, часть сбора с которых - 89 руб. 35 коп. - поступила в полицию для передачи в распоряжение городской организации по оказанию помощи больным и раненым воинам.
В декабре местный Дамский кружок в фойе кинотеатра «Ампир» устроил беспроигрышную лотерею в пользу действовавшей армии. «Сюрпризы» брали охотно. Некоторые тут же отдавались обратно и снова пускались в продажу. Случился и курьез. Один участник лотереи выиграл вещи, пожертвованные им же самим.
В 1915 г. показ благотворительных киносеансов и концертов в «Ампире» продолжался. Параллельно с благотворительными мероприятиями в пользу воинов и беженцев ставились спектакли в пользу владимирской нуждавшейся учащейся молодежи. Доходы от показанных пьес перечислялись учащимся мужской гимназии, реального училища, гимназии Л.М. Давыдовой и других учебных заведений.
В ноябре в «Ампире» демонстрировалась картина «Гибель Атлантика». Половина сбора от ее показа поступила на рождественские подарки воевавшим солдатам Сибирского и Малороссийского гренадерских полков, квартировавших до начала войны во Владимире.
В годы Первой мировой войны во Владимире размешалось довольно большое количество лазаретов и госпиталей. Выздоравливавшие солдаты и офицеры частенько посещали развлекательные заведения, в том числе и кинотеатр «Ампир». 12 и 13 февраля 1916 г. в нем шли гастроли московской оперетты. Артисты играли в спектаклях «Ночи любви» и «В волнах страстей». Первые гастроли года сделали хороший сбор. В зрительном зале преобладали военные.
В субботу 20 февраля прошел концерт хора певчих под управлением В.С. Калинина, программа которого была составлена чрезвычайно вдумчиво и заслужила со стороны широкой публики большое внимание. Учитывая военное время, цены назначили минимальные от 40 коп. до 2 руб. 35 коп. за место.
17 марта 1916 г. преподаватель Московского университета имени А.Л. Шанявского Александр Васильевич Меркулов прочитал лекцию на актуальную тему «Кооперация, ее сущность, задачи и общественная роль». Как писала газета «Старый владимирец», «моральный успех был вполне достигнут, пришло около 250 человек, но сбор не покрыл расходов».
В кинотеатре «Ампир» местное Общество детской помощи регулярно проводило отличавшееся демонстрацией разнообразных картин мероприятие под названием «Детское утро». Владимирский поэт Яков Коробов дал высокую оценку полезному начинанию в газете «Старый владимирец»: «У нас мало уделяют внимание детям ... Надо быть благодарным ему (Обществу детской помощи) за посильную помощь в деле устройства разумных развлечений для детей младшего возраста. Устроенное обществом 14 ноября «Детское утро» говорит само за себя, насколько желательны и необходимы подобные развлечения для детей нашего города. Какой восторг и радость вызывали у малышей красивые эффекты на экране, и какой радостный детский смех сопровождал комические положения. О той же необходимости и желательности подобных «утр» говорит и переполненный зрительный зал» (Попова М. П. «Место удовольствия и просвещения»//Старая столица: краеведческий альманах. – 2013. – Вып. 7. – С. 22-24.).

Дирекцией театра «Ампир», по соглашению с Комитетом, назначены с 5 по 11 марта 1917 г. сеансы конематографа, 40 % чистого сбора пошло в пользу освобожденных. 4-го марта сеанс посетили 80 человек освобожденных, сеанс прошел с подъемом, публика горячо приветствовала узников старого режима. 8-го марта в театре «Ампир» прошла лекция в пользу политических.

«Еще одна новая очередь, очередь в кинематограф. Наш обыватель так привык к очередям, что скоро будет становиться в очередь даже перед закрытыми дверями любого помещения в надежде на то, что когда-нибудь да откроются эти двери. Вчера еще до 4 часов у подъезда электро-театра Ампир тянулся довольно порядочный хвост, во главе которого стояли маленькие гимназистки, а дальше шла самая разнообразная публика. Рядом с рабочим, старательно щелкавшим семечки, поместилась «буржуйка» в шляпе и т.д., порой слышалась даже французская речь, а на все это весело смотрело осеннее солнышко и улыбалось» (газета «Владимирская жизнь», Вторник, 17 октября 1917).
В 1919 году возник Владимирский союз работников искусств (Рабис).
«6 августа в театре «Ампир» в пользу голодающих был устроен Всерабисом спектакль. Пьеса eщe не окончилась, как электрический свет стал потухать; мне пришлось по телефону просить электро-станцию о продлении светa. Ответ был лаконичен: «С удовольствием поработаем для голодающих!» Свет был продлен и спектакль благополучно закончен.
Спасибо вам, товарищи, с электрической станции, за вашу готовность помочь своим трудом голодающим!
Заместитель Завед. Губотнаробом Соболев» («Призыв», 11 августа 1921).
«Маленькие бандиты под покровительством старших оболтусов из этого же гнезда ведут форменный грабеж публики на кино-сеансах. Не стесняясь ничем, прямо у кассы требуют определенной дани. За отказ – маленьких посетителей бьют, а у более взрослых режут верхнее платье. Было несколько таких случаев. Все бандитишки вооружены ножами и, предъявляя свои требования малолетним, они сначала терроризируют жертву, приставляя к бокам и горлу ножи» («Призыв», 7 февр. 1922).
«Инвалидам нужно итти навстречу.
Инвалиды дома имени тов. Ленина № 1 обратились к администрации кинотеатра «Ампир» с просьбой разрешить им посещать театр на льготных началах. Администрация им категорически отказала и предложила обратиться в Гарнизонный клуб.
Но и там им ответили отказом.
Возможно, что кинотеатры г. Владимира слишком увлекаются НЭП-ом, но, кажется, нетрудно понять, что инвалида нельзя приравнивать к Владимирскому обывателю, посещающему театры» («Призыв», 15 июля 1922).
«Великий немой» (кино-театр Ампир)
Кино-театр Ампир как будто хочет взять рекорд по постановке глупых и пошлых драм. Сейчас там идет … угадайте что. Ни более ни менее, как кино-драма «Вампиры» в целых девяти сериях. Целых 18 дней (по два дня одна серия) публику будут угощать невозможной глупостью, пошлостью, пинкертонщиной. Ни один, даже буржуазный кино-театр, более или менее приличный, таких вещей ставить не будет. Великий немой плачет горькими слезами, видя такое извращение, опошление своего идеала. И все это проделывается под маркой Губполитпросвета (театр принадлежит ему).
Нужно положить конец таким «культурным» безобразиям, иначе все наши разговоры о культурно-просветительной работе останутся пустым звуком.
А. Штраус-Одинокий» («Призыв», 3 октября 1922).
«Бездействовавший с прошлой зимы электро-театр, находящийся в ведении Уполитпросвета, производит собой весьма безотрадное впечатление: стены как снаружи, так и в самом театре были облуплены, мебель вся поломана, вообще близок был от окончательного разрушения.
Уполитпросвет, при всем желании, за отсутствием средств восстановить потушенный огонек просветительной работы не мог и в конце концов вынужден был сдать театр в аренду Товариществу книжного магазина «Знание». Эта организация, хотя еще и сама очень молодая, т. к. возникла и начала свою деятельность всего только с июля текущего года, показала свою работу.
Театр заново отремонтирован, починена мебель, весь окрашен, стены украшены портретами вождей революции и вообще вид стал производить отрадное впечатление. Надо надеяться, что и картины пойдут по своему содержанию отвечающие духу Революционного настроения» («Призыв», 17 октября 1922).
«Чинизелли во Владимире.
Театр «Ампир» битком набит. Билетов продано сверх имеющихся в театре мест. Духота, спертый, тяжелый воздух висит в зале. Грызут и плюются семечками.
Хороший сравнительно оркестр на этот раз как-то визжит. Через головы сидящей публики натягивают веревки, поддерживающие прикрепленные к потолку трапеции. Дребезжит какой-то расколотый, худой звонок. Как будто сидишь в провинциальном балагане. Вот-вот услышишь «Фалалейч марш». Занавес открывается, оркестр играет какой-то плохонький марш. На сцене акробат и клоун. Обычные цирковые номера.
Клоун повторяет движения акробата, бессмысленно ломаясь и кривляясь, падая лицом на грязный пол.
Потом выходит юморист (Рабочий в рваной одежде, полупьяный, с ухарски подвитой на затылке челкой). Послушайте, что он поет: «Я встретил Танечку соседку, как пролетария, влепил ей страстный поцелуй. Прошли мы с ней в беседку искать любовный под‘отдел».
И далее, в этом роде.
Скажите, кому и для чего все это?..
Могут ли вызвать эти пошлые песни здоровый, веселый смех.
Ведь нужно гнать по шее таких Квази артистов из наших театров, а не псошрять их.
Еще и еще раз кричу тем, кто голос мой должен услышать.
Перестаньте творить культурные безобразия. Гоните прочь мещанскую пошлятину, лезущую к нам во все двери и окна.
Дайте разумное, полезное, светлое.
Штраус—Одинокий» («Призыв», 9 нояб. 1922).
«В театр «Ампир» в одно время нагрянула Петроградская бесшабашная халтура. Театр был набит битком. Публика, что называется, самая наипростецкая, распоясались халтурмахеры и понесли такую пошлятину, такое зловоние, что многим присутствующим стало невмоготу. Моченьки не хватило, уж больно тошнить начало. Один из присутствующих Ш. О. не вытерпел, плюнул, да вслух и сказал: «стоило из-за этой пошлятины из Питера ехать». Так этого молодчика, как вы думаете?.. привлекают к ответственности за нарушение тишины и спокойствия. Да, да факт» («Призыв», 21 ноября 1922).
После закрытия Лютеранской кирхи небольшой орган переместился в кинотеатр «Ампир» и сохранялся там в довоенные годы.
Товарищество книжного магазина «Знание», принявшее здание в аренду, наладило работу по ремонту кино-театра. Здание было отремонтировано. Руками артели лепщиков были восстановлены барельефы зрительного зала. Среди рабочих был и Иван Иванович Лаврентьев.


Иван Иванович Лаврентьев

Иван Иванович – уроженец д. Погребищи Владимирской губернии, некоторое время жил и работал в Петрограде, в 1916 году вернулся на малую родину.
«Большой ремонт, произведенный в городском кино-театре, преобразил старый, затасканный «Ампир» до неузнаваемости. Удачно использовав туннель, ранее прорезавшей нижний этаж здания, и торговые помещения, администрация устроила на их месте обширное, удобное фойе и просторный вход. Целесообразно устроена система входных и выходных лестниц. Она устранила прежнюю ампировскую тесноту и неразбериху. Облезлые стены зрительного зала теперь заново покрашены. Экран перенесен вглубь сцены, отчего зал расширился. Со вкусом подобранная, красиво и удобно расположенная обстановка фойе создает действительное место отдыха. Теперешний «Ампир» не уступает многим из лучших московских кино-театров» («Призыв», 7 января 1925).
«В кино «Ампир», в ближайшее время пойдут след. картины: «Морской волк» по известному роману Джека Лондона и «Жена фараона», с участием лучших сил немецкого экрана—Эмиль Яннитса и других.
Радио-концерт в «Ампире». В верхнем фойе установлен громкоговоритель радио. 24-го янвapя будут передаваться первые концерты с московской радиостанции имени Коминтерна. Передача концертов будет происходить: 1-го—с 18 час. 30 минут и 2-го—с 22 час.» («Призыв», 24 января 1925).

Губернский кино-театр (Губкино)

«В кино-Ампир в течение февраля будут демонстрироваться фильмы «Два претендента» с участ. Мери Пикфорд, «Крест и маузер», «Кирпичики», «Воры», «Тяжелые годы». В конце месяца пойдет «Броненосец Потемкин» — лучшая советская фильма и «Робин Гуд» с участием Дугласа Фербенкса» («Призыв», 4 февраля 1926).
«Тяжелые годы» (19-20-21 февраля в кинотеатре).
«У дяди Якова товара всякого». Чего только нет в «Тяжелых годах»!
Тут и кусочек 1905 года, и февральская революция и девятнадцатый год.
Разложение семьи ссыльного рабочего в холуйско-мещанской среде, печальные для Питера, годы мертвенной пустынности и эпидемии налетов, героическая борьба рабочих за поддержание своего завода.
Большевик рабочий Петров, его распутный сын-бандит, дочь, влюбленная в офицера-налетчика, невинно-страдающий рабочий Агеев, домовладелец купец Тучкин, его холуй, и, наконец, горничная-бандитка. Какая пестрота!
Разнообразие «товара» по истине удивительное. Оно, обнаруживает весьма претенциозную попытку объять необъятное. Попытку, конечно, неудачную.
Зритель теряет ориентацию в подобном нагромождении действия. Перепутаница. Где? Кто? Что? Кого? Зачем?
«Смешались вместе кони, люди»...
Это крупнейший серьезнейший недостаток, значительно умаляющий ценность этой, в сущности, неплохой советской фильмы. Есть прекрасные места, запоминающиеся лица. Хорошо проведена через всю фильму фигура рабочего большевика Петрова.
Особенно хорошо отражены в картине «Тяжелые годы» голода и холода, борьба за топливо для завода, гвозди — вместо зарплаты, менка в деревне... Это запоминается, это хорошо. Но путаные мелочи снова... Кто скачет в лес, где разгорелась перестрелка — помощь рабочим или бандитам? Кто, наконец, эти двое, что скачут на санях в последней части?
Какая все-ж таки пестрая путаница» («Призыв», 21 февраля 1926).
«Не везет владимирскому губкино в помощниках заведующих. Не так давно за растрату 3000 руб. были осуждены администраторы кино Левкоев и Эглит, а на-днях, перед губсудом предстал еще один помощник зава И.И. Соколов, растративший в 1925 г. 2170 руб., полученные им на хозяйственные нужды кино. За растратой пошли подлоги и Соколов стал составлять счета на расходы, проставляя в них суммы, несравненно большие, чем те, которые были израсходованы в действительности.
В госбанк он вносил деньги не полностью, а удерживал часть их у себя в кармане.
Современные растратчики взяли за правило большую часть растрат валить на железнодорожных воров. От этого правила не отступил и Соколов, заявив, что 1000 рублей у него украли на поезде, а 1000 руб. он истратил на «подмазку» кино-агента в Москве, чтобы получить от него более интересные фильмы.
Губсуд, конечно, не поверил голословным объяснениям подсудимого и приговорил его на 3 года лишений свободы, удовлетворив гражданский иск губполитпросвета в сумме 2170 рублей» («Призыв», 14 мая 1926).
«Кино-уголок. 24-го августа в губкино, общество друзей советской кинематографии открывает кино-уголок. В уголке будет организована выставка экспонатов, кино-аппаратов и пр.
Выпускается стенгазета с отделом «Слово за читателем».
Зрители могут получать любые справки по кино-вопросам: для этого создается справочное бюро» («Призыв», 18 августа 1926).
«В открывающемся при губкино кино-уголке периодически будут читаться лекции по вопросам кино» («Призыв», 19 августа 1926).

В 1927 году Губкино переименовывается в Художественный кино театр. Находится он теперь в ведении губполитпросвета.

«Арраго – счетная машина (К гастролям во Владимире)
Сегодня в художественном театре состоится выступление гения калькуляции Р.С. Арраго. Его искусство производит ошеломляющее впечатление.
О его искусство говорит весь ученый мир, мировая пресса.
Вот отрывок из его биографии: гражданин Конотопа, Черниговского округа, он окончил в Poccии, реальное училище. Из-за правовых ограничений для евреев он вынужден был выехать заграницу, где и окончил математический факультет.
Арраго заслуженно пользуется успехом у рабочих Советского Союза.
Он затрачивает несколько секунд на выполнение таких задач, на решение которых у обыкновенных математиков уходят часы, дни.
Вычисления с шести, девяти и десятизначными числами он безошибочно производит моментально. Особенно замечателен номер с извлечением квадратного корня из десятизначного числа в течение пяти-шести секунд.
Любой месяц, число, год, он моментально определяет.
Эта живая счетная машина производит необычайное впечатление.
Мы рекомендуем рабочему зрителю посмотреть Арраго. В его работе нет фокусничества, его работа - образец того, как можно развить имеющиеся способности человеческого ума, памяти и воли.
А. Арсеньев» («Призыв», 5 июля 1930).
«В художественном кинотеатре труддисциплина среди сотрудников не совсем в порядке, иногда процветает даже хулиганство. Например, 14 ноября заседала редколлегия стенгазеты, в это время ворвались в комнату уже не раз отличавшиеся в хулиганстве и распущенности механики театра: Гусев, Дудоров, Петров, которые стали вырывать заметки, обзывать нецензурными словами членов редколлегий и чуть было не затеяли драку. Работа редколлегии была сорвана.
В местной стенновке об этом появилась заметка и... через несколько дней она исчезла. Ясно, что это проделка рук тройки.
Местком никаких мер к хулиганам не принимает, не реагирует и на помещенные заметки, в результате чего сильно подрывается работа стенной газеты» («Призыв», 3 декабря 1931).
«Шесть дней идет кино-картина «Чапаев». Ежедневно за 4 сеанса проходит свыше двух тысяч зрителей. Зритель идет необычный. Художественный кинотеатр такого зрителя не видел много лет. Зритель идет организованно, в строю с оркестром.
Двенадцать тысяч зрителей смотрели «Чапаева». В оставшиеся три дня (картина пойдет до 10 декабря, включительно) эту картину увидит еще 6 тысяч.
Зрители в восторге от картины.
Кино-картина «Чапаев» действительно хороша. Она правдиво передает героику борьбы пролетариата и крестьянства с белогвардейскими бандами в годы гражданской войны» («Призыв», 8 декабря 1934).
«Зритель, при посещении художественного кино, часто досадует на то, что картины демонстрируются с такой быстротой, что даже умея хорошо и быстро читать не всегда успевает прочитать все надписи. Кто в этом виноват: кино-механик-ли, который пропускает картину очень быстро, администрация-ли кинотеатра, которая экономит время с тем, чтобы выполнить норму показа картины в полтора часа.
Администрации кино-театра необходимо помнить о зрителе!» («Призыв», 12 января 1935).
«С 10 марта большой звуковой говорящий фильм памяти бойца за дело коммунизма «КИРОВ». Производство «Союзкинохроники». Цены на билеты снижены» («Призыв», 10 марта 1935).
«Антипасхальная выставка оборудована музеем в зале художественного кино. Вход бесплатный» («Призыв», 27 апреля 1935).
«С сегодняшнего дня в художественном кино демонстрируется звуковой фильм с выступлением товарища Сталина» («Призыв», 22 мая 1935).
«Не плохое у нас в городе художественное кино. И внутри помещения прилично. Остается только пожелать одного — лучшей уборки его. В углах — пыль, стены — грязные. Пол подметается не совсем чисто.
Администрация думает, что раз зритель большую часть времени находится в темноте (при демонстрировании картины), то и не заметит грязь, пыль. А вот заметили...» («Призыв», 21 июля 1935).
«Руководители кино-театра «Художественный» сделали очень плохую световую рекламу на фасаде здания. Повесили какое-то ржавое железо, вместо рефлектора, которое того гляди упадет на голову проходящим» («Знамя», 9 апреля 1937).
«18 мая после тяжелой и продолжительной болезни скончался член нашей Владимирской партийной организации Александр Иванович Осипов.
Тов. Осипов родился в 1895 году в семье рабочего прядильщика. С детского возраста, после окончания начальной школы, Александр пошел работать на прядильную фабрику Лосева. В 1916 году, будучи призван в армию, Осипов был отправлен на юго-западный фронт, где прослужил рядовым солдатом до 1918 года. Возвратясь из армии, он принимает активное участие в общественно-политической работе на фабрике (б. Лосева), где он избирается членом фабкома, затем членом президиума уездного исполкома. В период гражданской войны Осипов служит в войсках внутренней охраны и органах ВЧК. С 1926 года работает в партийном аппарате и гражданских учреждениях, главным образом по спецчасти. Последнее время заведовал Владимирским кино-театром «Художественный».
Осипов был скромным работником, честно выполнявшим любую работу, какую бы ему ни поручала партия. Большевик, умеющий исправлять свои ошибки, добросовестный работник, примерный товарищ — таким знали мы Александра Ивановича» («Знамя», 20 мая 1937).
«Дирекция кинотеатра «Художественный» не может обижаться на отсутствие зрителя. Надо сказать больше - театр часто не может вместить всех желающих и это вполне понятно, если вспомнить те шедевры, которые создала советская кинематография за последние годы.
На экране ожили полнокровные реалистические образы из «Чапаева», «Мы из Кронштадта», из «Крестьян», «Партийного билета» и других замечательных фильмов.
Экран зрителя удовлетворяет, чего нельзя сказать о фойе, о театре в целом. Здесь полная неразбериха, отсутствие всякой организации.
Играет симфонический оркестр, работает читальня, есть буфет. Как будто все в порядке, чего еще надо? А надо немногого — именно организации. Почему бы, например, не изменить работу оркестра таким образом, чтобы он играл не в течение всех полутора часов с перерывами в 5—10 минут между вещами, а давал бы концерты на 40-45 минут по определенной программе, освещая творчество того или иного композитора.
Сейчас же впечатление таково: зритель сам по себе, а оркестр сам по себе. И тот и другой заняты своим делом: оркестр играет — что играет не неизвестно, так как об этом никто не объявляет, — а зрители сидят в читальне или буфете и очень мало пользы извлекают из сумбурных музыкальных номеров, исполняемых оркестром.
В читальне театра не увидишь ни рекомендательного списка литература, ни отзывов о новых книгах и фильмах. А почему бы не организовать 15-20-минутные беседы, до игры ансамбля, о новом фильме, о достижениях нашего искусства, о событиях в Испании (карты Испании здесь тоже нет), о жизни нашей страны.
Кино-театр не отражает даже жизни нашего города. В фойе театра нет ни одной витрины о работе наших производств, о выполнении ими производственных планов, не увидите вы здесь ни одного портрета стахановцев.
Выполнение планов посещения театра — это не заслуга дирекции. Это заслуга нашей кинематографии и техники. Отсутствие же культурно-политической работы со зрителем является большим минусом в работе театра и этот пробел необходимо восполнить в ближайшее же время» («Знамя», 21 июля 1937).
«Кино-театром «Художественный» приглашен из Ленинградской государственной консерватории квартет монофонистов Я.Ф. Орланского-Титаренко, певец, и др.
Этот маленький коллектив состоит из учащихся консерватории. Выступление рассчитано на несколько дней. Первое выступление мы прослушали 3 августа перед началом киносеанса. Квартет монофонистов исполнил «Песнь Сольвейг» музыка гениальнейшего, из северных композиторов, норвежца Э. Грига, и «Вальс арлекинов» из балета «Арлекинада», музыка Дриго.
Удачный подбор инструментов в квартете и продуманное исполнение, в котором чувствуется тонкая нюансировка и безукоризненный ритм, произвели на слушателей хорошее впечатление.
С большим подъемом были прочитаны декламатором стихотворения «Сталин» и «Два конверта». Декламатор Н.Я. Орланская обладает прекрасной дикцией и мимикой.
Выступление лирического тенора красивого тембра (арт. П.В. Кабанов) показало хорошую вокальную школу.
В.И. Дехтерев» («Знамя», 5 августа 1937).
«Нет заботы о зрителе
Администрация кинотеатра «Художественный» не заботится о зрителях и его культурном обслуживании. Придите в кино до начала сеанса и вам придется все время стоять, потому что слишком ограничено мест в зале ожидания. А выход есть. Там, где сейчас оркестр, вся середина пустует. Не лучше ли здесь поставить рядов 8 или 10 стульев и получился бы хороший концертный зал.
Большой также недостаток — это антисанитарное состояние театра. В курительной комнате очень много дыма, вентиляция плохо работает, грязно.
Надо навести чистоту, порядок в кино!» («Знамя», 29 ноября 1937).
В фойе театра под управлением Левкоева Сергея Ивановича играл небольшой симфонический ансамбль, роль которого была, в известной мере, безличной. Играли музыкальные произведения без всякого плана, почти без подготовки. Публика, сидя вдоль стен фойе, больше занималась своими разговорами.
Стремясь лучше обслужить посетителей, дирекция решила реорганизовать коллектив ансамбля в джаз-оркестр, как единицу, более соответственную по своему характеру эстраде кинотеатра.
Джаз-оркестр в кинотеатре «Художественный» был организован в мае 1938 года.
«В начале этого пути по своему составу и характеру исполнения оркестр очень мало походил на джаз: была всего одна труба и один саксофон; преобладали скрипки и даже была виолончель.
Медленно, но неуклонно менялось лицо коллектива, изменялся состав его — и количественный, и инструментальный.
Сейчас коллектив можно считать уже достаточно оформившимся и овладевшим стилем и духом джазового исполнения. Это уже почти полный джаз (которому не хватает разве третьего саксофона и трубы) с крепкой медной группой, с опытным ударником. В состав джаза введен аккордеон. Построена специальная эстрада и выступления оркестра проходят в концертном плане.
Посетители театра воспринимают музыку не так, как прежде. Мы с удовлетворением можем констатировать, что к концертному отделению все места перед эстрадой бывают заняты. К сожалению, малый размер концертного фойе допускает небольшое количество стульев и остальной массе посетителей приходится слушать концерт оркестра стоя.
Помимо номеров чисто музыкальных, значительное место отводятся вокальной музыке, практикуются выступления местных певцов совместно с джазом. В последнее время все чаще и чаще в исполняемые номера вводятся элементы театрализации в пределах, доступных нашему коллективу. В этом отношении особенно активной является группа медных инструментов — в первую очередь, в лице одного из наиболее способных работников джаза — трубача т. Жирова, трубача т. Урвачева и тромбониста т. Носкова. В дальнейшем коллектив намерен применять театрализацию, пение и элементы действия в более широких размерах.
В отношении чисто музыкальном оркестр неизмеримо вырос и в настоящее время в состоянии преодолеть значительные технические и ритмические трудности, которыми особенно богата джазовая музыка.
Руководитель джаз-оркестра С. Левкоев» («Призыв», 12 февраля 1941).
«ДЕТСКАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КИНО
При кинотеатре «Художественный» недавно организован кружок детской художественной самодеятельности. В него входит 28 учащихся школ города.
Инициатором создания и руководителем кружка является массовик театра тов. Потягалов.
Кружок уже выступал с большим успехом перед сеансами в день Красной Армии» («Призыв», 4 марта 1941).
«Работа признана отличной
Ha-днях на заседании балансовой комиссии областного управления кинофикации обсуждался отчет о работе Владимирского кинотеатра «Художественный» за истекший год. Театр имеет перевыполнение плана по всем показателям. В частности, годовой план по основным сеансам был выполнен на 126 проц., по детским — на 140 проц., план по накоплениям — на 184 проц. Получено за год прибыли 170 тысяч рублей. Хорошо в театре поставлено обслуживание детского зрителя.
Комиссия признала работу театра отличной. Директор тов. Смирнов премирован месячным окладом зарплаты. Кроме того, в распоряжение директора выделено 1500 рублей для премирования лучших сотрудников театра» («Призыв», 16 марта 1941).
«Кинотеатр в дни каникул. Закончились весенние каникулы школьников. Хорошо обслуживал детей в дни каникул кинотеатр «Художественный». Перед каждым детским сеансом выступал организованный при театре детский художественный коллектив в составе 30 человек. Над созданием этого коллектива много поработали массовик театра Потягалов и баянист Журов. Результаты этой работы сказались. Выступления коллектива пользовались большим успехом. Артисты джаз-оркестра театра в дни каникул дали для детей два концерта. Последний концерт состоялся, в частности, 30 марта. Перед началом концерта зам. Директора театра Королева призвала ребят на отлично окончить учебный год. Концерт оставил у детей очень хорошее впечатление. Особенно тепло ребята встретили выступление Журова, который одновременно играл на двух инструментах – трубе и баяне. Артисты оркестра дали обязательство в дальнейшем выступать перед ребятами каждое воскресенье.
Председатель школьной комиссии ГК ВЛКСМ И. Баскаков» («Призыв» 1 апреля 1941).
В апреле 1941 г. на заседании жюри Комитета по делам кинематографии и ЦК союза кинофотоработников тринадцати передовым кинотеатрам СССР были присуждены почётные грамоты. В числе их награжден почётной грамотой и Владимирский театр «Художественный».
С 5 мая 1941 г. в кинотеатре «Художественный» демонстрировался исторический звуковой художественный фильм «Богдан Хмельницкий». За 8 дней его просмотрело 13 тысяч человек.
«В кинотеатре «Художественный» организованы интересные витрины: «Пресса о новых фильмах» и «Новости кино». В витринах помещаются свежие газетные вырезки о новинках кино, о новых работах киностудий, портреты артистов, снимающихся в новых фильмах, рецензии на идущие картины и т.д. Витрины все время дополняются новыми статьями, вырезками, снимками. Около витрин всегда много зрителей, интересующихся новостями кино.
Б. Смирнов» («Призыв» 14 мая 1941).


Смирнов Борис Иванович, директор кинотеатра «Художественный» перед отправкой на фронт. 1941 г.

«Приезд кино-актрисы Зои Федоровой. В ближайшие дни, для встречи с владимирскими зрителями, в кино-театр «Художественный» приезжает известная кино-актриса, лауреат Сталинской премии, орденоносец Зоя Федорова.
Наш зритель знает ее по многим фильмам, прошедшим на экранах наших кино: «Подруги», «Ночь в сентябре», «Шахтеры», «Великий гражданин», «Музыкальная история» и другие.
С 21 июня в кинотеатре «Художественный» выпускается новый художественный звуковой фильм «Фронтовые подруги», где Зоя Федорова тоже исполняет главную роль.
Директор кинотеатра Смирнов» («Призыв» 15 июня 1941).
«Световое оформление фасада кинотеатра
Кино-театр «Художественный» оформляет фасад своего здания. Он будет украшен световыми надписями. Буквы полуметрового размера будут состоять из стекла, наполненного неоновым светом. Это создаст оригинальный вид фасада в отношении светового эффекта. Работы по оформлению будут проведены в ближайшие дни. На них отпущено 3000 рублей» («Призыв» 21 июня 1941).


«Призыв» июнь 1941 г.

«Мощь международной пролетарской солидарности
В кино-театре «Художественный» демонстрируется журнал кино-хроники, в котором показана торжественная встреча трудящимися г. Москвы известной революционерки Анны Паукер, освобожденной из румынской тюрьмы.
Особенно трогателен момент, когда Анна Паукер встречается со своими детьми, воспитывавшимися в Советском Союзе, в Ивановском интернациональном детском доме.
Встреча в Москве Анны Паукер выражает любовь всего советского народа к борцам революции. Трудящиеся наглядно видят силу организации Мопр (Международная Организация Помощи Борцам Революции).
Этот кино-журнал должны просмотреть все члены Мопр. Он будет демонстрироваться по 19 июня.
Хорькова, председатель горкома МОПР» («Призыв» 17 июня 1941).
«СВЕТОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ФАСАДА КИНОТЕАТРА
Кино-театр «Художественный» оформляет фасад своего здания. Он будет украшен световыми надписями. Буквы полуметрового размера будут состоять из стекла, наполненного неоновым светом. Это создаст оригинальный вид фасада в отношении светового эффекта. Работы по оформлению будут проведены в ближайшие дни. На них отпущено 3000 рублей» («Призыв», 20 июня 1941).
«НАУЧНО-ИНСТРУКТИВНЫЕ ОБОРОННЫЕ ФИЛЬМЫ
В фойе кино-театра «Художественный» перед вечерними сеансами демонстрируются звуковые научно-инструктивные фильмы по противовоздушной и противохимической обороне.
Большой интерес зрители проявили к фильму: «Как обеспечить светомаскировку жилого дома», «Как бороться с зажигательными бомбами», «Как оберечь себя от отравляющих веществ».
На-днях кинотеатр получает серию новых оборонных фильмов» («Призыв», 31 июля 1941).
«С РАДОСТЬЮ ИДЕМ В ДОНОРЫ
В кружке по подготовке значкистов «Готов к санитарной обороне» мы получили много ценных знаний. Теперь, если потребуется, мы сумеем оказать первую медико-санитарную помощь пострадавшим. Но этого недостаточно. Чтобы быть достойными советскими патриотами и приносить больше пользы любимой родине, надо упорно трудиться и образцово знать оборонное дело. У нас возникло горячее желание стать советскими донорами. Это высокое почетное звание! Из нашего коллектива записалось в доноры 13 человек. У четверых нас кровь уже проверили. Врачи признали ее здоровой, годной для переливания. Мы с огромным волнением и радостью ждем того дня, когда отдадим часть своей крови для спасения жизни красных воинов, пострадавших в горячих боях с фашистскими бандами. Одно чувство тревожит нас — оказать любую помощь нашей любимой родине, нашей непобедимой Красной Армии.
Сотрудники кино-театра «Художественный»: Секретарь парторганизации М.Г. Королева. Комсомолки В.С. Поликарпова, В.М. Остудина. Кандидат в члены ВКП(б) М.К. Шишова» («Призыв», 27 июля 1941).
Перед каждым сеансом будет выступать исполнительница роли героинь этих фильмов, дважды лауреат Сталинской премии, орденоносец Зоя Федорова.
Сейчас коллектив театра начал подготовку к кинофестивалю, оформляет здание.
Начальник отдела кинофикации Б. Смирнов» («Призыв», 22 сент. 1942).
«Закончен ремонт кинотеатра «Художественный». Помещение внутри выкрашено, побелено, приведены в порядок отопительная система, водопровод, починена крыша» («Призыв» 29 августа 1943).
«16 января открылся молодежный кинофестиваль. Кинотеатр «Художественный» принял праздничный вид. В фойе – фотографии лучших представителей владимирской молодежи, стахановцев Грамзавода, «Автоприбора», доноров-орденоносцев.
В первый день шла особенно любимая нашей молодежью картина «Как закалялась сталь» по роману Н. Островского.
О талантливом писателе и его лучшем произведении рассказал молодежи преподаватель литературы Д.В. Соколов.
Сегодня – третий день кинофестиваля. Демонстрируется кинофильм «Машенька». Перед сеансами в фойе выступают джаз-оркестр и солисты.
И. Шоофс» («Призыв», 18 января 1944).
«На-днях закончился молодежный кинофестиваль. Тысячи молодых владимирцев просмотрели картины о жизни и борьбе советской молодежи с врагами Родины.
Сейчас в кинотеатре «Художественный» проходит школьный кинофестиваль. Он продлится до 1 февраля. Школьники посмотрят лучшие детские кино-картины «Тимур и его команда», «Клятва Тимура», «Бой под Осколом» («Призыв», 25 января 1944).
«За успешную работу в области советской кинематографии в дни Отечественной войны Президиум Верховного Совета СССР наградил орденами и медалями группу работников кинематографии.
В числе награжденных—директор Владимирского кинотеатра «Художественный» тов. Королева Мария Георгиевна. Она награждена медалью «За трудовую доблесть». Тов. Королева 27 лет работает в кино» («Призыв», 20 апреля 1944).
В танковом полку служил Супоницкий, который организовал оркестр. Этот оркестр играл в кинотеатре «Художественный» перед сеансами.
«30 ЛЕТ РАБОТЫ В КИНО
Жизнь Марии Григорьевны Королевой с внешней стороны мало чем отличается от сотен других людей старшего поколения. Она родилась в бедной семье в селе Лыскове, бывшей Нижегородской губернии. С десятилетнего возраста началась самостоятельная трудовая жизнь. Была нянькой, работницей на кирпичном заводе, прислугой. В июне 1916 года она поступила экспедитором в кинотеатр «АРС» (город Тверь, ныне Калинин).
В 1928 году Мария Григорьевна приехала во Владимир и поступила на работу в кинотеатр «Художественный». Сначала она работала билетером, затем буфетчицей, с 1936 года — администратором, а с 1941 года — директором кинотеатра.
В годы Отечественной войны спасала жизнь раненых бойцов и офицеров, отдавая им свою кровь. Она награждена значком почетного донора.
За добросовестную многолетнюю службу в кино Мария Григорьевна неоднократно получала премии и благодарности. Она имеет аттестат отличника кинематографии, награждена тремя медалями.
Тридцатилетний юбилей работы Марии Григорьевны в кино совпал с окончанием капитального ремонта кинотеатра «Художественный». В день юбилея Мария Григорьевна получила много приветственных телеграмм и поздравлений. Среди них — от Владимирского обкома ВКП-б и исполкома областного Совета депутатов трудящихся, от главного управления кинофикации, от Владимирского ГК ВЛКСМ, от Ивановского областного управления кинофикации, от коллектива строителей ОСМУ-5 и от ряда других предприятий, учреждений и лиц.
За многолетнюю, безупречную службу в кино в день юбилея Мария Григорьевна награждена почетной грамотой Владимирского областного управления кинофикации и ценным подарком.
М. Козлов» («Призыв», 14 июня 1946).
«ЗАКОНЧИЛСЯ РЕМОНТ КИНОТЕАТРА «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ»
10 июня после капитального ремонта вновь раскроются двери кинотеатра «Художественный». Вновь оборудованы концертный зал, читальня, кассы, буфет, санитарные узлы. Комфортабельно отделаны зрительный зал, нижнее и верхнее фоне. Бывшие деревянные перекрытия заменены металлическими, сделаны новые полы, проведены канализация и центральное отопление.
Для концертного зала заготовлено 300 венских стульев.
Обновлена и киноаппаратура. Она снабжена мощными усилителями и громкоговорителями.
На ремонт кинотеатра израсходовано 1.200 тысяч рублей. Работы осуществлены ОСМУ-5 (начальник тов. Подгорный) под руководством архитектора Зотова» («Призыв», 8 июня 1946).
«Широкоэкранный кинотеатр во Владимире
В ряде соседних областей открыты широкоэкранные кинотеатры. В недалеком будущем такой кинотеатр будет и в нашей области. По в связи с тем, что строительство его во Владимире еще не начато, а фильмы для широкого экрана уже начали поступать на базу конторы «Кинопрокат», решено переоборудовать владимирский кинотеатр «Художественный». В ближайшее время владимирцы смогут увидеть в нашем кинотеатре широкоэкранные кинофильмы с объемным звучанием.
На днях из Киева поступила последняя партия кинопроекционной аппаратуры в дополнение к той, которая была получена ранее. Так, из Ленинграда прислан комплект четырехканальной усилительной аппаратуры, из Одессы - специальный экран.
После переоборудования ширина существующего ныне экрана увеличится вдвое и составит почти десять метров. С установкой мощной проекционной киноаппаратуры с воздушно-водяным охлаждением, с дуговыми лампами на 90 ампер, вместо имеющихся сейчас дуговых ламп на 60 ампер, улучшится освещенность экрана. В зале предстоит установить 12 динамиков и 3 - на сцене за перфорированным экраном. Воспроизведение записи звука будет производиться с магнитных дорожек, нанесенных на кинофильм, вследствие чего звуковоспроизведение также улучшится.
Строительные работы, связанные с переоборудованием зрительного зала, киноаппаратной и установкой металлической рамы экрана будет производить городской ремстройтрест, а монтажные работы по установке проекционно-усилительной киноаппаратуры и экрана - работники областной киноремонтной мастерской и специалисты гор. Москвы.
Уже сейчас начаты реконструктивные работы - расширяется киноаппаратная, оборудуется новый выход из кинотеатра. Будут сделаны два дополнительных выхода из зала и с балкона.
На месте старого выхода оборудуется просторный кассовый вестибюль, а на месте существующего вестибюля, касс, буфета предполагается соорудить второй малый зрительный зал для демонстрирования кинохроники, документальных, научно-популярных, видовых и повторных художественных кинофильмов» (газета «Приэыв». 1958. 16 марта).
АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВИЧ ОВСЯННИКОВ, преподаватель скрипичного класса. Родился в городе Гусь-Хрустальном. С детских лет у него было огромное желание учиться игре на скрипке. Мечта сбылась: он поступил и окончил Ивановский музыкальный техникум. Играл в симфонических оркестрах в Иванове, потом в Свердловске, в Куйбышеве. Во время Великой Отечественной войны был на фронте, командовав отделением автоматчиков. Во Владимир приехал после войны. С 1946 года стал работать в музыкальной школе и работал там до 1964 года. Организовал в школе детский ансамбль скрипачей. Одновременно играл партию первой скрипки в оркестре кинотеатра «Художественный» и был его руководителем. В своем творчестве был особенно заметен как оркестровый скрипач; отличался хорошей техникой, сочным звучанием скрипки. «Да, Овсянников был хороший оркестровый скрипач!», — сказал о нем Н.А. Свешников.

Вплоть до 1960-х гг. в фойе на эстраде проходили концерты артистов.
19 июля 1974 года было принято постановление исполкома Владимирского городского Совета депутатов трудящихся № 430 об организации Городского Дома кино на базе кинотеатра «Художественный». Решение было принято, когда кинотеатру исполнилось 60 лет. В результате был реализован проект комплексной реконструкции кинотеатра «Художественный» и соседнего дома 11 по улице III Интернационала. В состав Городского Дома кино вошли: кинотеатр «Художественный» с двумя зрительными залами и другими помещениями по обслуживанию зрителей, и административное здание для размещения аппарата управления кинофикации и дирекции городской киносети (дом 11).
«… областное управление кинофикации совместно с городскими организациями решили сохранить «Художественный», только капитально реконструировать его, и прежде всего внутренние помещения. Реконструкция была поручена Владимирской специальной научно-реставрационной мастерской, возглавляемой директором А.М. Рощиным и главным архитектором И.А. Столетовым. Авторами проекта стали архитекторы В. М. Цымбалов и Е. И. Пименов. Непосредственно работы на объекте вел первый участок прораба В. М. Дементьева, лепные работы осуществляла бригада под руководством В. В. Алексина. Конечно же, строителям встретилось немало организационных и технических трудностей. Не так-то легко было «вылечить» и поставить на ноги, омолодить чуть ли не безнадежно больного старца. Реставраторы отнеслись к делу творчески и стремились сдать не просто строительный объект, а своеобразное художественное произведение.
И «Художественный» по существу воскрес. Ходишь по его новым залам и коридорам, и поражаешься мастерству умельцев, вдохнувших в него новую жизнь. Они придали ему черты, свойственные в целом городу Владимиру, где седая старина соседствует с самой что ни на есть современностью, где вместе с куполами древних храмов тянутся к звездам телевизионные вышки.
И в помещении кинотеатра соседствуют разные эпохи. Зайдите в большой зал. Он выполнен в стиле ампир. Дело в том, что кинотеатр когда-то назывался «Ампир» и имел архитектурные детали, свойственные этому стилю, расцвет которого падает на начало девятнадцатого века. На потолке - тончайшие лепные розетки. Кажется, что огромные белые цветы расцвели на белоснежной глади штукатурки. На карнизах - богатый лепной орнамент с сюжетами, заимствованными из античной мифологии. Лейтмотивом повторяются барельефы, изображающие древнего воина с мечом и щитом в руках. Стены пересекают перпендикулярно потолку узорчатые лепные решетки, которые не только служат украшением, но и прикрывают вентиляционные и звуковые установки.
Много творческой выдумки применил, осуществляя это оформление, бригадир лепщиков В.В. Алексин. И эскизы, и исполнение - все это дело рук его и бригады в целом.
На потолке устанавливаются три люстры с хрустальными подвесками. Освещение перед сеансами будет ярким и праздничным.
Здесь мягкие кресла, расположенные амфитеатром, мощная вентиляционная установка с подачей кондиционированного воздуха. Зал рассчитан на 450 мест. Кинотеатр будет оборудован новейшей киноаппаратурой.
Пройдите несколько метров по беломраморному полу, зайдите в малый зал, и вы окажетесь в совершенно другом веке. Все здесь сделано по последнему слову строительной техники. Стены, облицованные дубовым шпоном. Ступенчатый потолок с внутренним освещением, обработанный специальной плиткой для улучшения акустики. В этом зале умещаются 140 человек. Предназначается он для таких мероприятий, как кинофестивали, тематические показы, демонстрация по заявкам, занятие киноклуба, кинолекторий, показ повторных фильмов и т. д.
Есть еще и третий зал на 50 мест. Здесь имеется не только экран, но и специальная сцена для выступления эстрадных и музыкальных коллективов, в этом зале зрители интересно и с пользой могут провести время перед началом сеанса.
Оборудован и большой читальный зал. Имеется живописно оформленное просторное фойе. А на будущий год намечено сделать здесь и кафе, которое расположится втором этаже соседнего дома, куда можно будет пройти по специальному проходу.
В комплексе с трехзальным кинотеатром в помещении устроен и Дом кино областного управления кинофикации. Здесь наряду с управлением расположена Владимирская кинодирекция. Создан методический кабинет. Есть специальный просмотровый зал на 80 мест» («Призыв». 1978. 28 сент.).
В годы перестройки появился еще миниатюрный видеозал. Позже – игровые автоматы и мини-бар.

Продолжение »»» Кинотеатр «Художественный».

Категория: Владимир | Добавил: Николай (23.07.2017)
Просмотров: 4563 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru