Люди немецкой национальности жили во Владимире издавна. К концу 30-х годов XIX века уже сложилась лютеранская немецкая община, в которую входили немцы, работавшие на железной дороге, служившие учителями в гимназиях, врачами и провизорами в больнице и аптеке. В декабре 1839 года Главная московская евангелическая консистория назначила пастора Зедергольма во Владимир проповедником «для находящегося здесь прихода христиан евангелической церкви». Аптекарю Фридриху Форбеку было поручено собрать сведения о всех членах общины до 10 января 1840 года. Так как собственной церкви у немцев-лютеран не было, то проповедник Д. Зедергольм не проживал в городе постоянно, а бывал здесь наездами.
С 1859 по 1862 год вице-губернатором Владимирским был немец Лерхе Герман Густавович.
В 1859 г. общество христиан лютеранского вероисповедания обратилось с просьбой к губернатору Тиличееву Егору Сергеевичу об открытии во Владимире своей церкви. В 1861 году, получив разрешение, немцы-лютеране купили у наследников Петровых деревянный дом и приспособили его под кирху. В 1864 году в газете «Владимирские губернские ведомости» упоминалась лютеранская кирха в связи с тем, что рядом необходимо было вырыть пожарный колодец.
Немцы старались держаться друг за друга, встречались, вместе проводили свой досуг. Этому способствовал г-н Хорт, который, начиная с 1850-х годов, устраивал летом гулянья в своём фруктовом саду с музыкой, игрой в кегли, качелями, пивом. Перед входом в сад висела вывеска на немецком языке: «Bier-Halle». Вход был платный - 10 копеек. Это заведение и гулянья в саду посещали в основном немцы, жившие во Владимире. Они общались, устраивали небольшие концерты, так как многие умели играть на каких-либо музыкальных инструментах. 8 июня 1864 года в саду г-на Хорта был запущен воздушный шар, и посмотреть на это собралось до 200 человек.
Деревянная кирха постепенно перестала устраивать протестантскую общину владимирских немцев, которые решили построить каменную кирху. В 1864 году в городе был организован концерт в пользу лютеранской церкви, который привлёк внимание разных слоёв городского населения. На концерте были дамы высшего общества губернии, служащие железной дороги, учителя, врачи с жёнами, - всего около 150 человек. За организацию концерта взялся учитель музыки Рихард Иванович Делич. Концерт состоял из трёх отделений. В нём приняли участие как немецкие, так и русские музыканты-любители. Например, увертюру из оперы Беллини «Норма» исполнили на двух фортепиано В.И. Возницына, С.И. Хотковская, С.А. Яновская, С.И. Зарецкая, А.С. Диль, Р.И. Делич, К.К. Диль. Квинтет Моцарта сыграли Делич, Вайнер, Шульман. Два романса были спеты М.А. Шуман.
Количество лиц немецкого происхождения во Владимире постоянно увеличивалось. А.П. Субботин в своей книге «Губернский город Владимир в 1877 году» привёл такие данные: в 1860 году немцев было 40 человек, в 1877 году их стало уже 200, и они были протестантами. Тогда же в городе была открыта школа для немецких детей. «Ежегодник Владимирского губернского статистического комитета» (1884 г.) привёл новые данные о составе населения города: во Владимире проживало 268 человек протестантского вероисповедания (140 мужчин и 128 женщин).
В очерке экономиста и литератора А.П. Субботина «Губернский город Владимир в 1877 году», опубликованном в газете «Владимирские губернские ведомости» за этот же год, есть такое упоминание: «...по Дворянской сперва барские, длинные, с обширными садами дома (в одном немецкая капелла)...».
4 апреля 1883 г. президент церковного совета владимирского евангелическо-лютеранского прихода статский советник И. Яман обратился к властям с прошением присвоить приходу наименование «Александровский» в честь предстоящего коронования императора Александра III. Место для церкви было отведено на углу улиц Дворянской и Ременники. Полицмейстер навел справки и донес губернатору, что в приходе состоит до 200 лиц из всех уездов губернии, не включая в это число лютеран в составе квартирующих в городе войск. «Лютеранская церковь в городе Владимире существует с давнего времени и устроена в деревянном доме, который по ветхости действительно необходимо заменить новым зданием», - писал полицмейстер губернатору.
24 июня 1884 г. в общине был составлен на немецком языке «Акт об основании и строительстве евангелической церкви в г. Владимире», где говорилось, что основание этой церкви положено 24 апреля 1883 г. Пастор Евгений Кан собрал церковный совет и всех членов.
Строилась церковь по плану и смете, которые безвозмездно составил городской техник М.П. Кнопф. Проект был утвержден, как требовали правила, губернским инженером И.О. Карабутовым. В наблюдении за строительством участвовали два представителя церковного совета - Карл Майленхаузен и Антон Лауэрзен.
К осени 1883 г. церковь была подведена под крышу, а 29 июля освящена.
В целом церковь соответствовала готическому стилю. Длинный острый шпиль, вытянутая вверх крыша с крутыми скатами, большие вытянутые оконные проемы. В соответствии с готикой все здание должно будто тянуться к небу, а помещение должно хорошо освещаться солнечным светом, это отличает многие западно-европейские хромы от русских, где, как правило, поддерживается темнота.
Рядом, прихожанин кирхи «дерптский гражданин» Фердинанд Эльрам устроил «ботанический сад Эльрама» - оранжерея, полная тропических, высокогорных и прочих экзотических растений. Оранжерея располагалась на земле, арендуемой у купца Симонова. После своей смерти Эльрам завещал оранжерею родному приходу. Завещание было составлено 5 января 1901 г., а уже в марте председатель приходского совета назначил распродажу полученного наследства. Была объявлена цена - 510 р. Однако торги, назначаемые несколько раз, не состоялись: очевидно, купить галерею целиком - 1072 единицы - никто не мог. Тогда это экзотическое собрание цветов и запахов было распродано с молотка поштучно. В оценочной ведомости за 10 июня 1901 г. значится множество диковинных названий: лавровое дерево, мирта, аукуба, камфорное дерево, кипарис, гелиотроп, олеандр, магнолия, орхидея, агава, туя, восковое дерево, китайский померанц, чайное дерево, криптомерия, эвонимус, рододендрум, эйхинантус... Покупатели - владимирские любители ботаники и домашнего уюта - унесли домой по горшку с редким растением за умеренную плату, и уникальная галерея прекратила свое существование.
В 1904 году во Владимире уже проживали 770 протестантов-лютеран (379 мужчин и 391 женщина), что свидетельствует о том, что число прихожан кирхи постоянно увеличивалось. Среди владимирских немцев были государственные чиновники и учителя, врачи и военные, архитекторы и инженеры. Многие из них были во всех отношениях замечательными людьми, высокообразованными специалистами, добропорядочными главами семей.
Статский советник Александр Оттович Рейнвальд жил в селе Горки Кузнецовской волости, недалеко от Ставрова, в своём имении. Ещё в 1862 году он был предводителем дворянства во Владимирском уезде. Он также был земским начальником 4-го участка по Владимирскому уезду. В 1895 году в своём имении имел две десятины земли под садом, а под огородом – одну десятину. На этой земле у него работали всего 5 человек (трое мужчин и две женщины), но они собирали каждый год по 250 пудов яблок, 25 пудов вишни, 15 пудов слив, 10 пудов ягод, 200 пудов капусты, 600 пудов других овощей. Многие помещики Владимирского уезда - А.П. Протасьева (с. Кусуново и д. Уварово), братья Тюриковы (д. Бухолово и д. Ширманиха), Г. Васильчиков (с. Погребигци) в течение многих лет передавали А.О. Рейнвальду право охоты в лесных и луговых дачах. Он, в свою очередь, выдавал разрешение на охоту там лицам, имеющим специальные билеты.
Его брат, Николай Оттович Рейнвальд, жил в Муроме на Московской улице, в своём доме. Он был статским советником, земским начальником 2-го участка по Муромскому уезду, попечителем земского начального уездного училища.
Ещё один Рейнвальд, Яков Николаевич, был корнетом запаса и тоже земским начальником.
Многие немцы ещё в XVIII веке приезжали во Владимир преподавать иностранные языки в различных учебных заведениях. Немецкий язык изучали в гимназиях с первого по седьмой классы. С 1891 года немецкий язык в мужской гимназии преподавал Карл Юльевич Рейхарт, а его жена Розалия Васильевна Рейхарт преподавала рукоделие в женской гимназии. Семья Рейхарт жила на Вознесенской улице, в доме Доброхотова. Карл Юльевич имел чин статского советника. Он не только вёл немецкий язык в мужской гимназии, но ещё и преподавал Закон Божий евангелистско-лютеранского исповедания в женской гимназии.
Ещё раньше во Владимире появилась супружеская чета Лepx. Уже в 1881 году Иван Карлович Лерх преподавал математику и физику в губернской мужской гимназии и в земской женской гимназии, где он был также и секретарём педагогического совета. В 1889 году Иван Карлович Лерх получил чин статского советника. В это время он с семьёй жил на Дворянской улице в доме Бажанова. При мужской гимназии в этот период существовало Общество взаимного вспомоществования учащих и учащихся, и в 1899 году его казначеем и делопроизводителем стал Иван Карлович. В 1902 году он был назначен инспектором мужской гимназии, и ему была предоставлена квартира при гимназии. В 1904 году во Владимире было организовано общество «Ясли», а с 1908 года секретарём общества стала жена Ивана Карловича - Зинаида Александровна. В 1910 году она по-прежнему оставалась секретарём этого общества, а её муж был казначеем. В начале XX века в городе было создано Владимирское отделение попечительства о слепых. С 1908 года среди членов его совета была Зинаида Александровна. В 1913 году во Владимире работало Общество детской помощи и развлечений, и опять среди членов правления общества мы находим Зинаиду Александровну Лерх, которая продолжала оставаться и секретарём общества «Ясли». Чета Лерх в это время жила на Нагорно-Троицкой улице в доме купца Баснева. Старожил города Елена Владимировна Кудрякова помнит, что её мама была хорошо знакома с З.А. Лерх, которая после революции 1917 года много работала с дошкольниками и даже организовала кукольный театр.
Трагически сложилась судьба Юлии Оттовны Дрейер. Она родилась в 1891 году в г. Касимове, где её отец был директором мужской гимназии. После окончания курса гимназии Юлия Оттовна в 1911 году окончила курсы иностранных языков в Санкт-Петербурге. В 1913 году она приехала во Владимир и поселилась в доме Жукова на Никитской улице. Позднее во Владимир приехала её сестра София Оттовна. Обе сестры вышли здесь замуж. Юлия Оттовна стала Вострухиной, а София Оттовна - Мотренко. После революции обе сестры продолжали преподавательскую работу, они работали в Опытно-показательной школе, а Юлия Оттовна преподавала немецкий язык ещё и в педагогическом училище. 26 февраля 1938 года Юлия Оттовна была арестована. Ей было предъявлено обвинение в том, что она занималась шпионской деятельностью в пользу Германии. 3 октября она была приговорена к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение 17 октября 1938 года...
Подобная судьба была уготована и Карлу Эрнестовичу Тепферу. Он родился в 1873 году, получил высшее образование, окончив Юрьевский университет в Эстонии. Приехав во Владимир, он много лет проработал провизором в губернской земской больнице. К.Э. Тепфер жил с семьёй сначала на Ильинской улице в доме Илянова, потом на Нижегородской улице в доме Альбицкой.
Его сын Фёдор Карлович Тепфер имел чин коллежского асессора, служил городским судьёй и жил в г. Переславле. Жена К.Э. Тепфера Елена Владимировна была преподавательницей немецкого языка. После революции она вела немецкий язык в школах № 6 и № 2. Об этом помнили старожилы города К.М. Фёдоров, Е.М. Федоренко, Е.П. Керская. Мать Е.П. Керской с 1933 года работала в медицинском техникуме, где преподавал фармакологию К.Э. Тепфер. 9 января 1938 года, когда К.Э. Тепферу исполнилось 65 лет, его арестовали и обвинили в том, что он враждебно настроен к советской власти и проводил контрреволюционную агитацию среди медработников, восхваляя царский строй. Он был осуждён на 5 лет лишения свободы с поражением в избирательных правах на 2 года. Отбывая наказание в Ковровской исправительно-трудовой колонии, он умер 23 декабря 1942 года, не дожив год до своего 70-летия.
Вместе с К.Э. Тепфером в губернской земской больнице работал в качестве прозектора коллежский асессор Эдмунд Мартынович Виклейн. Он жил с семьёй на Дворянской улице в здании лютеранской церкви. 9 марта 1891 года в городе начало свою работу медицинское общество, библиотекарем которого стал Э.М. Виклейн. Его дочь, Маргарита Эдмундовна, с 1913 года стала преподавать в частной женской гимназии Орловой немецкий язык.
Люди немецкой национальности были и среди военнослужащих. С 1899 года во Владимире был расквартирован 9-й гренадерский Сибирский полк. В нём командиром 16-й роты 4-го батальона был капитан Георгий Васильевич Ланге. Он увлекался музыкой, играл на рояле, сочинял. В 1893 году он сочинил концертную программу «Свет тихий», с которой выступил на одном из благотворительных концертов. Он жил в казармах 9-го Сибирского полка. В 1900-х годах уже имел чин подполковника, был холост, по-прежнему проживал в казармах 9-го полка.
В 10-м Малороссийском гренадерском полку много лет прослужил Бернард-Эдуард-Николай-Роберт Карлович фон Ган. Он начинал службу во Владимире командиром 11-й роты 3-го батальона, в звании капитана. Был участником Русско-турецкой войны, исторического сражения под Плевной в ноябре 1877 года. Был награждён Георгиевским крестом, ранен в бою. В 1902 году в честь 25-летия битвы за Плевну его произвели из капитанов в подполковники. Известно, что в 1909 году он проживал в номерах Белова, а в 1913 году - в доме Тарасова на улице Большие Ременники.
Владимирцам хорошо известно имя губернского архитектора Петра Густавовича Бегена. Его основные работы во Владимире: здание музея Владимирской учёной архивной комиссии, винный склад, родильный приют. Хочется внести некоторые дополнения к уже известным фактам. Было три брата Беген, которые происходили из купцов города Иваново-Вознесенска. Николай Густавович Беген был известным купцом, проживал в Иваново-Вознесенске в собственном доме на Широкой улице. Он был агентом страхового общества «Русское» и членом благотворительного общества в Иваново-Вознесенске. Александр Густавович Беген, как и его брат, был купцом, жил в собственном доме на Бурковской улице в Иваново Вознесенске. Он был агентом страхового общества «1-е Российское». Петр Густавович Беген в 1899 году ещё проживал в Иваново-Вознесенске вместе с братом на Бурковской улице. Он служил в это время сверхштатным техником и секретарём в строительном отделении Владимирского губернского правления, в то же время был агентом страхового общества «Саламандра» в Иваново-Вознесенске и там же - секретарём благотворительного общества. Позднее он переехал во Владимир, поселился в построенном по его проекту доме на Троицкой улице.
Дворянская улица. 1909-1912 гг. Вид с запада, на Золотые ворота. Каменная и деревянная застройка (почти не сохр.), за забором пышные деревья. Слева: сад Эльрама, деревянный одноэтажный дом лютеранской кирхи и высокое, с коническим острым верхом здание кирхи (1884, архит. М.П. Кнопф, снес. 1954); деревянный одноэтажный дом Васильева, каменный двухэтажный дом Тарасова (единственный сохранившийся на этой стороне). Ближе к Золотым воротам - женская гимназия (1870, архит. Н.А. Артлебен, с пристройкой по проекту 1902), несколько силуэтов церковных шпилей. В центре, мелким планом, Золотые ворота XII в. Справа: за забором сад Бажанова, деревянные дома; напротив гимназии еще нет старообрядческой церкви (строительство начато в 1913). По обеим сторонам улицы столбики ограждения, дощатые мостки через канавку, слева телеграфно-телефонные столбы (1887), справа электрические столбы (1909), посредине электрические фонари (1909). На переднем плане булыжная мостовая перед подъемом Студеной горы.
Лютеранская кирха
В годы революционных потрясений лютеранская община разделила судьбу прочих конфессий. Уцелевшие общины должны были регистрироваться в горсовете и заключать договор на пользование собственным храмом. Евангелическо-лютеранская община зарегистрировалась 24 сентября 1923 г.
«Евангельские христиане». Во Владимире их немного - всего 22 человека, но в некоторых других уездах значительно больше, а по всему Советскому Союзу их насчитывается, как передают, около трех миллионов. Веская цифра конкуренции с православной церковью. Под готическими сводами бывшей немецкой кирхи происходят молитвенные собрания владимирской группы «евангельских христиан». Два-три раза в неделю. В одиннадцатом часу утра двери кирхи открываются. Один за другим идут молящиеся. Знаком приветствия служит поцелуй. Рассаживаются по скамьям и ждут начала собрания. При разговорах между собой употребляют слово «брат». На стенах нет ни одной иконы, только в центре изображение Христа. Евангелисты икон не признают. Они считают их одним из видов идолопоклонства. Сбоку плакат — «Мы проповедуем Христа распятого»: Собрание начинает молодой человек в одежде защитного цвета. Предлагает спеть из «Книги Гуслей». Начинает первый — другие подхватывают. Радость, радость непрестанно, Будем радостны всегда, Луч отрады, богом данный Не погаснет никогда... Пение продолжается минут пять. Поют нестройно. Для непривычного уха получается дикое впечатление. После окончания пения начинается нечто вроде проповеди. Из евангелия берется глава и выступающий развивает ее мысль. Когда он заканчивает, все встают на колени и молятся. Одна женщина тихим придавленным голосом произносит вслух фразы мольбы о ниспослании спокойствия и тишины в семейной жизни. Все молча стоят на коленях. Около окна бьется голубь и в солнечных бликах колеблется зелень деревьев. И вот что удивительно: тут - несколько юношей. Они тоже вместе с другими тянут заунывно: С Христом я буду в небесах С ветвями дивных пальм в руках... Пение чередуется с выступлениями и коленопреклонениями в «духовной молитве» — и так два часа... Разговариваю с одним из руководителей этой группы. — «Евангельские христиане» исповедуют учение Христа в новом и старом завете, признавая чистый смысл евангелия по написанному. Мы не признаем обрядностей, которые так любит православная церковь, различных святых и угодников, считая, что единственным посредником между богом и людьми является только Иисус Христос. Во Владимире группа евангелистов организационно оформилась только с января текущего года. Подчинена она своему «центру», находящемуся в Ленинграде, который издает свой журнал и прочую литературу. Никаких, очевидно, широких перспектив на будущее владимирская группа не имеет. По крайней мере, из беседы с руководителем никаких реальных предпосылок этому усмотреть было нельзя» («Призыв», 19 августа 1926).
В сер. 1920-х годов немецкая кирха была уже не действующая.
После закрытия небольшой орган переместился в кинотеатр «Ампир» (ныне «Художественный») и сохранялся там в довоенные годы.
«Забытое здание. Это – немецкая кирха. Угрожающе свесились развороченные железные листы крыши. При нашем жилищном кризисе, при скудости каменных строений во Владимире – необходимо использовать это строение» («Призыв», 22 июля 1925).
2 ноября 1928 г. горсовет ходатайствовал перед губисполкомом о расторжении договора с группой верующих евангелистов-лютеран на пользование зданием кирхи. Главным аргументом, как обычно в таких случаях, выдвигалось невыполнение обязанностей по ремонту здания и неудовлетворительное техническое состояние. Общине вменялась в вину еще передача здания другой группе верующих - евангелистов-христиан. В марте 1929 г. к горсовету присоединились «массы трудящихся» - профсоюз работников полиграфического производства. Общее собрание печатников постановило переоборудовать здание кирхи под свой клуб и ходатайствовало об этом перед отделом коммунального хозяйства. В здании открыт Клуб печатников. Старожилы помнят, что в этом здании находилась контора кинопроката. Лев Георгиевич Егоров рассказывал, что его мать Вера Алексеевна работала в конторе счетоводом в 30-е годы, и он часто забегал к ней на работу. У него даже осталась справка, выданная матери, подтверждающая её работу в Межрайконторе кинотреста в 1936-1937 годах. Мария Семёновна Соколова перед самой войной работала киномонтажницей в кинопрокате, расположенном в бывшей кирхе, и даже сохранила фотографии, на которых она снята со своими подругами перед кирхой. На фотографии хорошо читаются слова на фоне кирпичной кладки - «Кинопрокат».
Сотрудники конторы «Кинопрокат» у здания кирхи. 1930-е гг.
Улица Дворянская, д. 15. Здание на месте Лютеранской кирхи. В здании располагаются: ОАО АКБ "Пробизнесбанк"; Саровбизнесбанк; завод пластиковых и алюминиевых конструкций "Профит"; кредитно-кассовый офис "Форус банк" в г. Владимире; м-н ткани "Иванта"; Компания «Чистый плюс»; ООО "ФИНАМ-Владимир".
Местная Религиозная Организация Евангелическо-Лютеранская Община Аугсбургского Исповедания г. Владимира действует с 17 декабря 1999 г. Председатель церковного совета Заславский Ян Феликсович. Адрес: г. Владимир, Северная ул., д. 2, кв. 25.
Источник:
И.К. Чистякова. Из истории возникновения и развития немецкой колонии во Владимире. Краеведческий альманах «Старая Столица», выпуск 2
Храмы города Владимира.