Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
20.07.2025
04:00
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1636]
Суздаль [478]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [497]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [16]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [205]
Вязники [356]
Камешково [275]
Ковров [434]
Гороховец [131]
Александров [303]
Переславль [117]
Кольчугино [99]
История [39]
Киржач [96]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [206]
Учебные заведения [177]
Владимирская губерния [58]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2426]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [39]
Оргтруд [193]
Боголюбово [42]
ВТЗ [131]
Володарка [3]

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

 Каталог статей 
-->
Главная » Статьи » История » Владимир

Владимирский областной драматический театр им. А.В. Луначарского в 1944-47 годах

Владимирский областной драматический театр им. А.В. Луначарского в 1944-47 годах

Назад »»» Владимирский городской театр драмы им. А.В. Луначарского в 1943-44 годах

Владимирская область в составе РСФСР образована 14 августа 1944 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР. С организации Владимирской области в 1944 году театр был переведён из 3-й группы театров во 2-ю. Театр стал областным и называться - «Владимирский областной драматический театр имени А.В. Луначарского». С 1944 года по 1952 год он подчинялся Владимирскому областному отделу по делам искусств.
В качестве художественного консультанта был приглашён из Москвы режиссёр театра им. Вахтангова народный артист РСФСР Борис Евгеньевич Захава (1896-1976), поставивший спектакль по пьесе Н.В. Гоголя «Женитьба». В 1944—1949 гг. Захава заведовал кафедрой режиссуры в ГИТИСе.


Б.Е. Захава

В 1944 г. Шепелюк Анатолий Павлович был назначен на должность художника-постановщика Владимирского областного театра драмы и по совместительству инспектором по ИЗО областного отдела по делам искусств.
В 1944 году во Владимирский драмтеатр приехал с Дальнего Востока актер Соломонов Борис Александрович. Это был человек высокой культуры, очень веселый, добродушный. Его увлечением был спорт. Он был мастером спорта по штанге. В Энерго-механическом техникуме Борис Александрович организовал секцию. Семья Соломоновых жила в доме позади художественного ремесленного училища.
«Где-то в Москве». Наш театр остановил свой выбор для новой постановки на пьесе Владимира Маас и Червенского «Где-то в Москве». Пьесу определяют как комедию-обозрение, но это скорее водевиль, к тому же гротескового характера. В пьесе — целый ряд забавных приключений и положений, но психология действующих лиц в ходе действия не раскрывается, и большинство образов намечено штрихами. Хотя пьеса не претендует на особую глубину, но идея ее выступает вполне определенно. На небольшом отрезке жизни москвичей и лейтенанта, приехавшего с фронта на день в Москву, показана единая семья патриотов Советского Союза. Каждый делает свое нужное дело, и все во время войны взаимно спасают друг другу жизнь. Лейтенант разыскивает в Москве ту, которая под Смоленском, в дер. Понизовье, спасла ему жизнь, когда из-под огня вынесла его, раненого, на руках и под обстрелом донесла в медсанбат.
Разыскивая эту скромную героиню, о которой он узнал только, что ее зовут Анна Петровна Смирнова, он по справкам адресного стола попадает в Москве к целому ряду Смирновых. И здесь, в одной семье, наталкивается на человека (муж архитектора Смирновой), которому он сам спас жизнь под Смоленском.
Носильщик вокзала, помогавший ему в розысках, находит зенитчицу, которая также косвенно принимала участие в спасении его жизни, сбив немецкий самолет, бомбивший вокзал. Вот лейтенант — в семье рабочего Смирнова; дочь его работает на военном заводе, и продукция, выработанная ею, спасает жизнь если не ему, то его товарищам. Пьеса ярко дает почувствовать это единение фронта и тыла.
Над смешными положениями действующих лиц зритель весело и добродушно смеется, получает хороший отдых, но идея пьесы все же доминирует над всем, потому что это — советский водевиль.
Трудно говорить об образах, типах пьесы — человек взят не во всем многообразии своей натуры, а показана лишь та или другая сторона данного персонажа. Две главные роли (лейтенант и Нюра) довольно бесцветны — о их переживаниях можно лишь догадываться: они и говорят-то друг с другом (по ходу пьесы) лишь урывками. И тов. Нечаев (лейтенант Мельников) и тов. Глазова (Нюра Смирнова) сделали все, чтобы эти образы ожили на сцене. Несмотря на однотонный материал роли, тов. Нечаеву удалось дать живой образ. Лейтенант горячо рассказывает эпизод о спасении его жизни — он горит желанием найти ту, которая это сделала, и от всей души хочет отблагодарить ее: eй, незнакомой, он везет подарок с фронта. Единственный минус в игре тов. Нечаева — это отсутствие вокальных данных.
Нюра Смирнова (тов. Глазова) сначала мало заметная девушка в военной форме, а потом нарядная москвичка — при новых встречах с лейтенантом больше разговаривала с ним глазами и всей своей кокетливой манерой, чем словами, которых так мало дал на ее долю автор. И все-таки тов. Глазова вдохнула жизнь в этот образ.
Более ярка роль вокзального носильщика, которого автор часто ставит в комические положения. Эта роль дублируется. Исполнители — тт. Соломонов, Клюквин. Артисты по-разному воплощают на сцене этот образ. Тов. Соломонов делает его более жизнерадостным, более комическим, даже гротесковым. Правда, носильщик очень смешон в сцене репетиции опереточной актрисы, когда он «входит в роль» и с жаром танцует в паре с шикарной актрисой, но комизм здесь несколько утрирован. Носильщик тов. Клюквин более спокоен, более выдержан в реалистических тонах, юмор более тонкий. Тов. Клюквин очень удачно подчеркнул изнеможение носильщика после целого дня скитаний с лейтенантом по Москве в поисках одной из многочисленных Смирновых. Эта роль в спектакле выдвигается на первое место.
Сцена репетиции певицы из Варьете — самая красивая и самая комическая. Лишний раз приходится убедиться в разнообразии дарования занятых в этой сцене артистов. Тов. Сухарев и тов. Евдокимов показали большой диапазон своего таланта. Эти сильные драматические артисты сумели быть очень комическими в этой сцене, сохраняя, однако, и чувство художественной меры. Тов. Сухарева с большим мастерством нарисовала образ капризной опереточной примадонны. Голос, мимика и внешний вид ее Сильвы очень хороши. Тов. Сухарева провела эту роль «с огоньком». Хотелось бы только видеть больше изящества в танце.
В маленькой роли опереточного режиссера тов. Евдокимов очень элегантен и вместе с тем комичен. Как боится он гнева и своей примадонны, как ухаживает за ней, целуя ей ручки, таща на вокзал целый ворох цветов, которые примадонна желает поднести лейтенанту.
В этой сцене тов. Тарапата (артист Мочалов) выглядел настоящим опереточным актером и по голосу и по хорошо исполненному танцу.
Запоминается сцена у архитектора Смирновой. Изящна москвичка-архитектор — тов. Рунич и тонко комичен артист Смирнов в роли ее мужа. Переход от отчаяния от предполагаемой измены жены к радости — опасения были напрасны — сделан им превосходно.
По комизму хороша еще сцена в семье рабочего Смирнова. Рабочий — тов. Волохов и его жена — тов. Соломонова с тонким юмором провели эту сцену.
Тов. Пылаева исполняла две роли: заведующей адресным столом и барышни, говорящей по телефону. С большим комизмом, беглыми штрихами зарисовывает тов. Пылаева тепы — ограниченной заведующей адресным столом и пустой болтушки, бесконечно долго болтающей по телефону, которая почему-то у автора называется студенткой. Ее болтовня, переходящая в скороговорку, вызывает веселый смех зрителя.
Комичны девушки-зенитчицы (тт. Виноградова и Опалихина) и трогательна Смирнова-мать (тов. Мирская), прятавшая от немцев раненых и воспитавшая дочь-патриотку.
В этой легкой комедии-обозрении большое место отводится пению. С приходом в «музыкальной власти» в театре тов. Левкоева очень улучшилось музыкальное оформление — чувствуется рука чуткого музыканта.
Декорации в этом спектакле выглядят очень бедно, но это, оказывается, сделано умышленно, чтобы не убить спектакля, но лучше бы разыгрывать его просто в «ширмах».
Режиссеры спектакля тов. Смирнов и автор пьесы тов. Владимир Маас сумели подчеркнуть лучшие стороны комедии и сделать ее доходчивой до зрителя.
В. Крюкова» («Призыв», 15 апреля 1945).
«Гастроли облдрамтеатра
МУРОМ. В городе заканчиваются гастроли областного драмтеатра. Театр поставил для муромских зрителей спектакли: «Сказка об Иване царевиче» В. Гольдфельда, «Так и будет» К. Симонова, «Встреча в темноте» Ф. Кнорре, «Женитьба» Н.В. Гоголя и «Поединок» бр. Тур и Шейнина.
За время гастролей театр подготовил новый спектакль — «Дорога времени» Якфельда. В пьесе ярко показана трагедия матери, потерявшей сыновей на войне, мужество и героизм советской женщины. Поставила спектакль молодой режиссер, дипломантка государственного института театрального искусства тов. Григорьева.
В стадии завершения находятся еще два новых спектакля: «Чудеса пренебрежения» Лопе де Вега, в постановке режиссера Шипова, и «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н. Островского, в постановке режиссера Григорьевой.
Эти новые спектакли владимирцы увидят в новом театральном сезоне» («Призыв», 5 сентября 1945).
«В середине октября Владимирский областной драматический театр удостоил своим посещением город Собинку, где показал два спектакля: «Коварство и любовь» и «Без вины виноватые».
Очень хорошо, что театр решил показать свое искусство районным зрителям. Эта инициатива заслуживает всяческой подвалы и должна практиковаться в дальнейшем, только не в таких уродливых формах, в каких она проводится теперь.
Не знаем, как выглядело творение Шиллера на сцене Собинского театра. Мы имели «удовольствие» посмотреть только «Без вины виноватые». К великому нашему недоумению спектакль начался не с первого акта, а со второго. Завязка пьесы показалась режиссуре совершенно лишней, написанной Островским, единственно, по его «неопытности», и она, со спокойной совестью, акт выбросила.
Следует упомянуть, что, действительно, некоторые театральные руководители из экономии труда и времени противоестественно отсекают первый акт от этой пьесы, но диктуется это не художественными соображениями, а недобросовестным отношением к наследию великого драматурга. Конечно, легче поставить и сыграть три акта, нежели четыре.
Нe говоря уже о какой-либо новой трактовке пьесы, режиссерской руки в спектакле незаметно. Мизансцены старые, скучные, казенные, в большинстве случаев немотивированные…» («Призыв», 26 октября 1945).


На симках— сцены из постановки облдрамтеатра им. Луначарского «Где-то в Москве»: 1. На репетиции «Сильвы» (артисты Соломонов Б. и К. Сухарева). 2. Одна из встреч лейтенанта Мельникова с Нюрой (артисты В. Нечаев и О. Глазова).

После войны Николай Павлович Кабардин (1902-1961) поступил на сцену Владимирского театра драмы.
«ПЛАФОНЫ ДЛЯ ОБЛДРАМТЕАТРА
Хрустальный завод закончил изготовление плафонов для Владимирского облдрамтеатра им. Луначарского. Плафоны сделаны из хрусталя и художественно отделаны мастерами завода. В отделке принимали участие бригады алмазчиков В. Любимова и мастер II. Ухалов» («Призыв», 29 марта 1946).
«На-днях после реконструкции и капитального ремонта открывается Владимирский областной драматический театр. Владимирцы не сразу узнают свой театр. Зрительный зал, фойе, вестибюль переоборудованы, украшены лепкой, картинами, скульптурами, портретами великих писателей, композиторов, актеров.
По специальному заказу театра выполнены три люстры тонкой художественной работы одним из московских заводов. Окраска зрительного зала и фойе выполнена в легких тонах. Заново оборудована осветительная система сцены.
Открывается наш театр пьесой Александра Гладкова «Давным-давно». Постановка художественного руководителя театра В.Д. Бутурлина, оформление московских художников Л.И. Сперанской и Обручевой.
Через несколько дней после открытия зрители увидят бессмертную комедию Гоголя «Женитьба» в постановке режиссера В.Н. Григорьева. Несколько позднее будут выпущены спектакли: «Дорога времени» Г. Ягдфельда в постановке режиссера Ю.А. Григорьевой, «Чудеса пренебрежения» Лопе-де-Вега в постановке режиссера В. Григорьева. В ближайшем будущем театр осуществит постановку новой пьесы бр. Тур и Шейнина «Кому подчиняется время».
В июле исполняется 10 лет со дня смерти великого русского писателя А.М. Горького. К этой дате театр предполагает подготовить горьковский спектакль.
Во второй половине года театр поставит пьесу А.Н. Островского «Снегурочка» в оформлении художников Мстёры. Театр осуществит постановку еще ряда пьес классических, советских и иностранных авторов.
Наш театр не может пройти мимо важной и благородной задачи — воспроизведения на сцене мужественного образа наших великих предков, боровшихся за честь и свободу нашей Родины, их борьбы, неустанных забот и трудов. В конце этого года будет поставлена пьеса о Иване Грозном «Великой государь» В. Соловьева.
Укомплектование творческого состава продолжается. Приглашен ряд высококвалифицированных актеров.
Искусство театра является одним, из мощных средств идейного вооружения трудящихся, вдохновляющих на славные трудовые подвиги. Первая послевоенная пятилетка открывает перед художественной интеллигенцией безграничные возможности для интересной и благодарной деятельности. Великие задачи, стоящие перед страной, требуют от всех нас, работников советского искусства, вдохновенного, творческого труда, неуклонного и неуставного стремления к повышению идейного и художественного качества спектаклей.
Д. ОРЛОВСКИЙ, директор театра.
В. БУТУРЛИН, художественный руководитель» («Призыв», 26 апреля 1946).
«Награждение работников облдрамтеатра
6 июня состоялось вручение медалей «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.» работникам Владимирского областного драмтеатра.
Первой получила медаль старейшая артистка театра тов. Мирская. За ней вручаются награды тт. Волохову, Евдокимову, Нечаеву, Левговд, Чарской, Александровой, Улановой и другим.
Хорошо работал коллектив театра в годы войны. Были созданы специальные бригады, которые обслуживали своими выступлениями части Московского военного округа.
Выступая с ответным словом, директор театра тов. Орловский, артист Волохов дали обязательство в дальнейшем работать еще лучше» («Призыв», 9 июня 1946).
«Об окончании реконструкции облдрамтеатра и кинотеатра «Художественный»
Бюро обкома ВКП(б) и исполком областного Совета депутатов трудящихся отметили, что капитальная перестройка областного драматического театра и кинотеатра «Художественный» проведена качественно и оба эти здания из запущенных и неблагоустроенных превращены в культурные и благоустроенные.
Хорошо работали коллектив строителей и инженерно-технические работники Стройуправления № 5, работники архитектурного управления и руководящий состав театров» («Призыв», 11 июня 1946).
Летом 1946 г. во Владимир приехал на гастроли областной театр музыкальной комедии.

«В текущем году Владимир обогатился со вкусом отделанным, реконструированным зданием драматического театра. После многих месяцев репетиций драматическая труппа, пополненная новыми актерами, показала три спектакля. По ним можно уже судить о творческом лице ведущего в области коллектива.
Первая его встреча со зрителем вышла явно неудачной. Произошло это отнюдь не по вине драматурга. Пьеса А. Гладкова «Давным-давно», воссоздающая образы Кутузова и Надежды Дуровой, сделана талантливо. Недаром она несколько лет подряд идет во многих театрах страны.
Но Владимирский театр решил ее примитивно и безвкусно. Постановщик — художественный руководитель В.Д. Бутурлин почему-то прочитал пьесу, как мелодраму, и тем самым лишил ее героического пафоса и романтического очарования. Поучился спектакль, в котором по сути дела нет ни Кутузова, ни Надежды Дуровой. Вместо них действуют плохо понимающие свое место на сцене солдаты, размахивающие саблями и поющие песни, неуклюже сидя на лестнице, нивесть зачем придуманной.
Следующая премьера разочаровала еще больше. На этот раз театр оказался в плену у драматурга. Я. Ягдфельд написал фальшивую вещь о взглядах советских людей на свой гражданский долг. Нищета философских рассуждений и художественная беспомощность автора легко обнаруживаются даже при беглом просмотре «Дороги времени». Тем не менее театр потратил много сил и средств, чтобы она увидела свет рампы, как будто не существует других произведений советских драматургов, правдиво рисующих исторические события последних лет.
И только третья премьера — «Чудеса пренебрежения» Лопе де Вега принесла театру некоторый успех. Это — культурно поставленный спектакль, яркий и веселый, показавший художественную зрелость режиссера Григорьева и отдельных исполнителей. Однако «Чудеса пренебрежения» нельзя признать спектаклем, поднимающим театр на новую, более совершенную ступень мастерства.
Почему же театр обходит пьесы больших идей и чувств, полных страсти и глубоких мыслей, пьесы, воспитывающие советских людей в духе патриотизма? Может быть, нет таких пьес? Неверно. Такие пьесы есть. «Нашествие» Л. Леонова, «Русские люди» К. Симонова. «Старые друзья» Л. Малюгина, «За тех, кто в море!» Б. Лавренева, «Офицер флота» А. Крона — произведения, проникнутые идеями животворного советского патриотизма. Они рассказывают об Отечественной войне, учат, как надо жить и трудиться в дни мира.
Почему же их нет в репертуаре нашего театра? По-видимому, потому, что руководители театра забыли ту истину, что искусство, оторванное от жизни, перестает быть подлинным искусством. Конечно, значительно легче поставить посредственный, малохудожественный спектакль, да еще «развлекательный», чем, скажем, «Офицер флота» А. Крона. Конечно, значительно легче изобразить на сцене пажей и повес далекого прошлого, чем советского человека — человека высокой моральной чистоты, воина и созидателя, умеющего сильно любить и сильно ненавидеть.
К сожалению, наш драматический театр пошел по пути наименьшего сопротивления. Он забыл о долге искусства, состоящем сейчас в том, чтобы отлить в образах пережитое на войне и, тем самым, сделать свои спектакли действенными и жизненными. Никакие скидки на молодость нового коллектива, на так называемый организационный период, непростительно затянувшийся не могут оправдать его крупных неудач. Уж очень долго находится он в полосе становления, уж очень неясна его творческая линия. Это, собственно, и вызывает тревогу.
Через месяц откроется новый сезон. Что в течение его увидит владимирский зритель? Пока неизвестно. Репертуарные планы еще составляются, актерский состав не подобран. Пьесы советских драматургов, получившие всеобщее признание, намечаются к постановке во вторую очередь. Это внушает опасение, что они снова могут не увидеть во Владимире света.
Как ни странно, судьба драматического театра мало волнует областной отдел по делам искусств. Руководители его не интересуются репертуаром, разрешают к постановке «сырые», очень часто малохудожественные и безыдейные спектакли, сделанные по шаблону, неряшливо. Приходится удивляться тому, что в отделе не находится человека, способного отличить настоящее искусство от фальши и приспособленчества. Исполняющий обязанности начальника отдела тов. Томский не может осуществить хотя бы детальное рассмотрение и утверждение репертуарного плана театра.
Нельзя не согласиться с театральными работниками, заявляющими, что у нас отдела по делам искусств фактически не существует.
Поэтому в тяжелых условиях находится и областной театр музыкальной комедии. Крупный коллектив, располагающий серьезными силами, кочует по мелким театральным сценам, не имея в течение двух лет определенного пристанища. Что и как он делает, какого качества выпускает он спектакли, в чем нуждается — сие отделу искусств неведомо. Это ли не факт крайне недопустимого отношения к театру, снискавшему своим упорным трудом уважение зрителя!
На советский театр возложены нелегкие, но почетные задачи. В сценических образах он должен воплотить великую тему справедливой освободительной войны, выразить богатство чувств и мыслей советских людей — защитников и строителей своей прекрасной Родины. Только при этом условии театральное искусство займет в нашей стране подобающее ему место, будет вдохновлять народ на новые героические дела.
Театры нашей области должны, наконец, быть на высоте задач современности.
Б. ЕЛЬШИН» («Призыв», 13 июля 1946).
«ТЕАТР ДРАМЫ В НОВОМ СЕЗОНЕ
Областной театр драмы, готовясь к открытию нового сезона, решил дать зрителю не только культурный отдых, но и поставить перед ним основные проблемы сегодняшнего дня, волнующие советскую общественность, помогающие ей осмыслить величие победы и грандиозность нового пятилетнего плана.
В связи с этим театр реорганизован. Заново укомплектован режиссерский и актерский состав. Часть новых творческих работников приглашена из театров столицы, некоторые — из ведущих театров периферии. Творческие кадры подбирались по принципу принадлежности к единой школе актерского мастерства, к единому направлению в искусстве.
Среди приглашенных — опытные мастера искусства — главный режиссер П.Д. Ермилов, главный художник В.П. Попова, заслуженный деятель искусств А.П. Фомин, заслуженный артист И.М. Лавров, актеры Л.А. Баум, И.С. Тургенев, Горичева, Кондратьев, молодые актеры, воспитанники московских студий Н.А. Жилякова, О.И. Николаева, А.В. Чеботарев, С.И. Антипов и другие.
На той же принципиальной основе строится и репертуарный план. В основу его легли лучшие пьесы советских драматургов и произведения русской классики.
Сезон откроется пьесой А. Сурова «Далеко от Сталинграда». Пьеса отличается своей актуальностью и остротой постановки вопросов нашей жизни. В ней показаны методы работы беспартийных и коммунистов в сложной обстановке тылового города, находящегося далеко от Сталинграда. С необычайной полнотой и ясностью вскрываются недостатки и пути к искоренению их. Спектакль ставит главный режиссер театра П.Д. Ермилов, оформляет главный художник В.П. Попова.
В самом ближайшем будущем владимирцы увидят ряд других новых спектаклей. В числе их пьеса лауреата Сталинской премии Л. Малюгина «Старые друзья», ставящая проблемы воспитания молодого поколения, прошедшего через войну, чисто и верно трактующая вопросы любви, дружбы и человеческих взаимоотношений. Работает над спектаклем в основном молодежный состав, постановщик — заслуженный артист Якутской AСCP В.Д. Бутурлин.
Веселый водевиль лауреата Сталинской премии В. Катаева «День отдыха» критикует отрицательные стороны нашего быта. Работает над спектаклем С.С. Брук. Драма лауреата Сталинской прении Б. Лавренева «За тех, кто в море», развенчивает пафос индивидуального идущего в разрез с коллективом, личного подвига и воспевает социалистический пафос коллективных подвигов.
Ставятся также дома А.Н. Островского «Бесприданница» и другие спектакли.
К более далеким работам относится трагедия лауреата Сталинской премии Л. Соловьева «Великий государь», по-новому выявляющая исторический образ Ивана Грозного.
Вот основные пути, по которым будет развиваться деятельность театра с этого сезона.
Следует отметить, что завершена реконструкция здания театра, созданы все удобства для зрителя.
Коллектив театра усиленно работает и с нетерпением ждет встречи со зрителем.
Д. ОРЛОВСКИЙ, директор театра. Засл. арт. ЯАССР В. БУТУРЛИН, художественный руководитель» («Призыв», 25 августа 1946).

Глеб Александрович Стриженов с 1946 по 1948 гг. играл во Владимирском театре. Играя на сцене, он одновременно завершил среднее образование в ШРМ. Летом 1948 года родители уехали к дяде, а Олег Стриженов (брат Глеба) с другом Лешей рванули во Владимир. Оказалось, что Глеба в городе нет, он с театром уехал на гастроли в Гусь-Хрустальный. Добрались туда поздно ночью. Переночевав, пошел в театр. Глеб был на репетиции. Олег побыл с ним несколько дней, потом вместе с Глебом вернулись в Москву.
Что касается сцены владимирского театра, то ролей у Глеба здесь было не так уж много. А те, которые пришлось играть, хорошо запомнились театралам. В спектакле "Старые друзья", шедшем на сцене театра в сезон 1946-47 гг., Глеб Стриженов великолепно сыграл Дорохина.
«БЕСПРИДАННИЦА». Облдрамтеатр показал владимирскому зрителю драму А.Н. Островского «Бесприданница». Выбор пьесы свидетельствует о том, что театр не боится творческих трудностей и не ищет легких путей в искусстве.
«Бесприданница», как и остальные многочисленные пьесы Островского, не отличается динамичностью. Драматическая ситуация развивается постепенно и, почти не осложняясь ничем в действии, приводит к трагическому концу. Плавное течение пьесы требует большого мастерства от актеров и выдумки режиссера.
Справился ли коллектив театра со своей задачей? Ответ дают те, для которых предназначена постановка: владимирцы тепло приняли спектакль.
Как же понял театр содержание пьесы, какую основную мысль провел режиссер через всю постановку, над чем заставил задуматься зрителя? Известно, что в старину эту пьесу Островского превращали в сентиментальную драму. В угоду обывателю режиссеры устраивали на сцене «цыганский табор». Содержание затуманивалось, тонуло в излишествах безудержной фантазии постановщиков, героиня пьесы — Лариса превращалась в жертву случая.
По иному пути пошли советские постановщики. Мы знаем одноименный кинофильм и известные постановки московских театров, данные в другом плане. По-новому поставил «Бесприданницу» в нашем театре и П.Д. Ермилов. Он правильно понял и сценически интересно решил спектакль, придав ему поэтичность, присущую этой пьесе Островского. Режиссеры тт. Ермилов и Кабардин показали Ларису не как жертву случая, а как обреченную жертву в обществе полуневежественных промышленных хищников, торговцев не только товарами, но и совестью. Нет и не может быть у них возвышенных благородных чувств, ибо они поклоняются золотому тельцу. За деньги они думают купить любовь и поэтому на женщину смотрят, как на вещь, куклу, которой «поиграют, позабавятся и бросят». Нет у этой шайки разбойников, скрывающихся под маской благопристойности, копирующих манеры и одежды прилизанной аристократии, ничего святого. Кнуров цинично предлагает своему сопернику Вожеватову отступного. Их омерзительность еще больше вскрывает сцена розыгрыша Ларисы по жребию.
Исполнение пьесы, как мы уже указывали, представляет значительные трудности. Требуется понять эпоху и людей того времени, разобраться во всех психологических тонкостях. Актеры прониклись замыслом режиссера, хорошо ведут свои роли, и постановка производит сильное впечатление. Наибольшие трудности выпали на долю арт. В.В. Ворониной. Лариса в ее пополнении мила и умна, понимает свое незавидное положение, жаждет счастья, стремится к тишине и спокойствию, хочет уйти подальше от опостылевшего ей окружающего общества. Но ее не выпускают, за ней охотятся, у нее нет выхода. Она обречена на гибель. Эту печать обреченности зритель видит с первого появления Ларисы. Вообще в четвертом акте артистка ведет роль с большим чувством. Но не слишком ли мрачна Лариса? Текст предоставляет артистке большие возможности резких переходов от грусти к веселью. Все-таки Лариса — молодая девушка, а юность и беспросветная меланхолия не могут ужиться надолго.
Артисты А.Н. Хренов, С.И. Антипов и П.П. Лоскуток создали выразительные образы «охотников за вещью», промышленников — Паратова, Вожеватова и Кнурова. Прожженный хлыщ и наглец Паратов, с замашками большого барина, в сущности ничем не отличается от своих приятелей – купцов. Морально они едины по духу. Он, не задумываясь, разыгрывает роль влюбленного и вторично обманывает Ларису, меняя ее на «невесту с золотыми приисками». Благопристойный Кнуров страшен в своем цинизме. Развязный купчик Вожеватов не отстает от друзей. Меткую характеристику дает им Робинзон в словах, обращенных к Вожеватову: «Хорошей ты школы, Вася, хорошей; серьезный из тебя нег... оциант выйдет».
В роли Карандышева выступает артист В.М. Нечаев. Никто не любит Ларису, не любит ее по-настоящему и Карандышев. Он только гордится тем, что Лариса выходит за него замуж. Карандышев — человек мелкий, завистливый, себялюбивый и жалкий. «Я знаю сам, что я смешной человек», — характеризует он себя. И пуля, посланная им в Ларису, это не акт ревности, а вспышка уязвленного самолюбия. Порой Карандышев выступает невольным обличителем. Актер ярко передал чувства и переживания мелкого, «смешного» человека.
В.С. Яковлев играл Робинзона. Сильно проведенная им немая сцена во время пения Ларисы (3 действие) и разговор с Вожеватовым (4 действие) убеждают, что актер нашел правильное решение образа, показав Робинзона не только комической фигурой, но и наделив его чертами большой человечности.
Остальные артисты, занятые в спектакле (Е.В. Мирская, Н.В. Муравская, Б.А. и Ю.Б. Соломоновы, Ф.П. Равин) своей игрой дополняют ансамбль до полного звучания. Лишь одно замечание об исполнении роли Огудаловой арт. Мирской. Нам пришлось видеть в просмотровом спектакле другую актрису, которая поняла эту сложную роль слишком примитивно. Этого не скажешь о Е.В. Мирской. Ее Огудалова — совсем иная, правильно понятый тип. Но и ей следует больше оттенить показное благородство обедневшей помещицы, чтобы на его фоне ярче выступило лицемерие и моральное падение матери Ларисы.
Немного о музыке. Режиссер совершил смелый эксперимент, и надо сказать, удачный, введя ее в действие. Она стильна, к месту в спектакле. Нас лишь удивило ее отсутствие в конце третьего акта. Оркестр в это время молчит. И совершенно напрасно.
Очень помогли задуманному плану режиссера декорации художника В.П. Поповой.
Хочется, чтобы этот спектакль посмотрели широкие массы трудящихся города.
К. ЗАХАРОВ» («Призыв», 22 октября 1946).
«Гастроли драматического театра в Кольчугине
Здесь начал работу городской драматический театр при Владимирском областном отделе искусств.
Этот театр уже второй год работает в пределах области, был в Вязниках, Коврове, Гусь-Хрустальном, где его постановки проходили с большим успехом.
Кольчугинцам он покажет пьесы: «Любовь Яровая» Тренева, «За Камой-рекой» Тихонова, «Старые друзья» Малюгина, «Обыкновенный человек» Леонова, «Лес» и «Без вины виноватые» А. Островского, «Коварство и любовь» Шиллера и ряд других. Специально для детей будут поставлены «Золушка» и «Сын полка».
Театр пробудет в городе около двух месяцев» («Призыв», 12 ноября 1946).
«СТАРЫЕ ДРУЗЬЯ». Пьеса Л. Малюгина «Старые друзья» повествует о первой любви, дружбе, преданности родине юношей и девушек, рожденных и воспитанных в благотворную пору послереволюционных лет.
Впервые мы встречаемся с ее героями в канун Великой Отечественной войны. Сегодня день рождения Антона, как шутливо прозвали друзья Тоню Федотову. За праздничным столом собрались школьные товарищи. Это только что окончившая школу молодежь, вступающая в жизнь с самыми радужными надеждами и планами.
Автору удалось создать яркие образы молодых современников с их выросшей культурой, показать в них те положительные черты, которые рождены школой, всем общественным укладом советского государства. И даже их шутливое отношение ко всему окружающему кажется понятным — оно идет от чудесной, бьющей через край молодости.
Настает война. На фронт ушел Владимир Дорохин. Защищают родину Александр Зайцев, Алексей Субботин. Тоня уехала в госпиталь...
Наконец, новая встреча со школьными товарищами — уже после войны — внешне как бы повторяет первые картины. Все так же звучит шутка на сцене. Но старые друзья повзрослели за четыре суровых года. Идеалы их определились. С честью пройдены военные дороги, а мы прощаемся с героями пьесы, убежденные, что они и дальше пойдут по верному пути.
Основная ценность пьесы — ее глубокая идейность, высокий патриотизм, умный и красочный текст. Правильно поступил Владимирский драматический театр, показав ее зрителю (постановщик и режиссер В.Д. Бутурлин, художник В.П. Попова).
В спектакле почти целиком занята способная театральная молодежь. Это не только отрадно, но и определило успех новой постановки. Молодым исполнителям близки образы пьесы, и потому они в большинстве получились правдивыми.
Роль Тони исполняет Н. Жилякова. Она несколько отступила от рисунка, который дан в пьесе. В ее игре нет взбалмошности, озорства, которыми наделил свою героиню Л. Малюгин. Артистка создает образ несколько мечтательной и поэтичной девушки, трогательной в своей первой любви, верной в дружбе, цельной по своему характеру. Ароматом прекрасной юности проникнута игра Жиляковой, особенно в первом действии. Ей также удалось оттенить новые черты, появившиеся в Тоне за годы войны, и потому образ этот, как никакой другой в спектакле, получился законченным.
Как всегда, выразительна игра артиста В. Нечаева (Дарьялов). Тепло прозвучала роль учительницы Елены Ивановны в исполнении арт. Л. Завалишиной. Запоминаются образы, созданные молодыми актерами И. Степановой (Сима) и В. Алексеевым (Сеня).
Хорошо играет арт. Г. Стриженов. Его Владимир Дорохин немного легкомысленный, но пытливый, мечтающий все познать. Он и путешествовать любит, и футболистом не прочь стать. Когда же приходит война, Дорохин, не задумываясь, уходит на защиту родной страны. Правда, за годы войны в Дорохине резко наметились отрицательные свойства его характера, которые стали одной из причин разрыва с Тоней. Эти отрицательные черты артистом сглажены. Дорохин Стриженова имеет больше положительных качеств и потому всегда вызывает симпатии зрители.
Но коль скоро постановщик спектакля В.Д. Бутурлин и арт. Стриженов привнесли в этот образ столько хорошего,— еще ярче следовало воплотить другой образ пьесы — Александра Зайцева, чтобы выбор Тони был убедительным.
Александр Зайцев — один_из центральных и наиболее удавшихся автору персонажей. Правда, в этой роли не все закончено. Внутренний мир Зайцева прикрыт некоторой замкнутостью, и зритель скорее угадывает скрытые качества Александра — его сильный, волевой характер, честного во всем юношу.
Между тем, исполнение роли Зайцева А. Чеботаревым следует отнести к числу наибольших недостатков постановки. Артист вначале неверно впадает в легкомысленный тон, зачем-то повторяет и копирует Дорохина. Этот же тон не пропадает у него и во втором действии, и неудачная шутка автора о потерянной Зайцевым на фронте руке звучит у Чеботарева почти цинично. В драматических местах своей роли артист уныло однообразен, голос его звучит невыразительно. Смотришь на бесстрастную игру Чеботарева, и трудно поверить, чтобы Тоня могла предпочесть такого Зайцева Володе Дорохину.
Еще хуже выглядит Н. Райкевич в роли Субботина. Артист непомерно развязен, особенно в первом действии, в эпизоде с Дарьяловым. На сцене возникает атмосфера собутыльничества, и она изгоняет с подмостков все обаяние юношеской непосредственности и чистоты.
Игру А. Алексеевой можно было бы признать вполне удачней, если бы теплый юмор, с которым она создает роль простой и душевной Тамары, сохранился до конца спектакля. Но в третьем действии она явно перестаралась и неизвестно почему наделила свою героиню не свойственной ей вульгарностью.
Также перестарался и арт. И. Тургенев, который усугубил недостатки своей роли.
Хочется отметить чрезмерное увлечение артистов игрой на пианино. Конечно, и этим можно было подчеркнуть выросшую культуру нашей молодежи. Но когда большинство участников бросается к музыкальному инструменту, чтобы излить свои чувства, это уже становится назойливым.
Театру нужно устранить недостатки постановки, и тогда спектакль будет вызывать радостное ощущение неподдельного мастерства, приятное сознание, что коллектив его способен решать большие задачи советского искусства.
А. АБРАМОВ» («Призыв», 17 ноября 1946).
«Благородный почин работников искусств г. Владимира
Коллективы Владимирского областного драматического театра и областного концертно-эстрадного бюро в свой выходной день 10-го декабря организуют спектакли и концерты, сбор от которых поступит в фонд помощи детям, потерявшим своих родителей в дни Великой Отечественной войны.
Благородный почин работников искусств города Владимира должен быть подхвачен всеми работниками искусств и коллективами художественной самодеятельности нашей области. Их долг — в первой половине декабря провести выступления с целью оказания помощи детям-сиротам» («Призыв», 10 декабря 1946).

«После капитального ремонта и переоборудования в конце февраля намечается открытие областного драматического театра. Премьерой пойдет историко-романтическая пьеса А. Гладкова «Давным-давно» из эпохи Отечественной войны 1812 года о приключениях девушки-кавалеристки Шуры Азаровой (прототип девушки-добровольца Н. Дуровой).
Коллектив театра значительно пополнен новыми артистами» («Призыв», 8 февраля 1947).
«Труппа облдрамтеатра в полном составе выехала на гастроли в гор. Ковров. Там она пробудет месяц и покажет основной свой репертуар.
На всероссийский творческий смотр театральной молодежи — в Москву выезжают участники заключительного тура этого смотра — артисты Владимирского облдрамтеатра Н.А. Жилякова и Г.А. Стриженов» («Призыв», 15 июля 1947).
«ГАСТРОЛИ АНСАМБЛЯ ОПЕРЕТТЫ
16-го августа в помещении областного театра драмы начинает свои гастроли ансамбль оперетты, приглашенный на постоянную работу в нашей области концертно-эстрадным бюро.
Владимирскому зрителю будут показаны оперетты «Сильва», «Роз-Мари», «Марица», «Веселая вдова», «Коломбина» и «Ярмарка невест» («Призыв», 15 августа 1947).
Трест Владимирстрой в 1947 году работал на пристройке к Владимирскому драматическому театру.

Продолжение »»»

Категория: Владимир | Добавил: Николай (10.09.2018)
Просмотров: 4856 | Теги: владимир, Театр | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2025


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru