Главная
Регистрация
Вход
Пятница
12.08.2022
16:02
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1477]
Суздаль [449]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [477]
Музеи Владимирской области [63]
Монастыри [7]
Судогда [12]
Собинка [140]
Юрьев [246]
Судогодский район [112]
Москва [42]
Петушки [167]
Гусь [186]
Вязники [342]
Камешково [114]
Ковров [425]
Гороховец [129]
Александров [288]
Переславль [115]
Кольчугино [97]
История [39]
Киржач [89]
Шуя [110]
Религия [5]
Иваново [66]
Селиваново [44]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [118]
Писатели и поэты [179]
Промышленность [129]
Учебные заведения [150]
Владимирская губерния [41]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [77]
Медицина [62]
Муромские поэты [6]
художники [48]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2191]
архитекторы [10]
краеведение [64]
Отечественная война [267]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [12]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [31]
Оргтруд [37]

Статистика

Онлайн всего: 22
Гостей: 22
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Владимирский городской театр драмы им. А.В. Луначарского

Владимирский городской театр драмы им. А.В. Луначарского

Начало » » » Владимирский Городской драматический театр

С сезона 1934-1935 гг. театр стал носить имя первого советского наркома просвещения А.В. Луначарского.

Стабильный творческий коллектив, способный решать многие задачи, в том числе - творческие, появился только в 1934 году. Из Ростова Ярославского во Владимир была переведена театральная труппа во главе с директором театра В.Д. Волоховым и режиссёром Д.Я. Хадковым.
В 1924 году в Иркутске был создан гастрольный театр. Там он работал три года, после чего был переведён в г. Киренск, затем в г. Ачинск. В 1929 году во главе с директором В.Д. Волоховым и художественным руководителем Д.Я. Хадковым театр был направлен в Черемхово для работы среди строителей Черемховского угольного бассейна. Труппа работала в шахтёрских клубах и пользовалась большим успехом. Театру было присвоено имя Черембасса (Черемховского угольного бассейна). В 1931 году театр им. Черембасса переехал в г. Якутск, затем - в г. Красноярск, а через два года был переведён из Сибири в Центральную Россию, в г. Ростов (Ярославский). Поскольку Владимир, как и Ярославль, в то время были в составе Ивановской промышленной области, то в компетенции областной власти было перемещение театра из Ростова во Владимир. Так театральная труппа обрела, наконец-то, постоянное место работы и жизни.
Уже в театральный сезон 1934 - 35 годов владимирцы увидели 26 новых спектаклей. Среди них были «Горе от ума» Грибоедова, «Шестеро любимых» Арбузова, «Пикквикский клуб» (по Диккенсу) и др. В следующем сезоне в театре появились новые актёры. Среди них были Еликонида Васильевна Мирская (сестра уже работавшей в труппе театра О.В. Кирской), её муж А.А. Евдокимов, получившие позднее в театре звания заслуженных артистов РСФСР. В последующие годы в театр приходили другие актёры, по праву завоевавшие любовь владимирских зрителей: Н.В. Муравская, Б.А. и А.И. Соломоновы, А.В. Чеботарёв, В.Г. Давыдов, А.Н. Хренов, О.В. Мансветова, М.П. Гермацкая, Н.П. Кабардин, Э.А. Корсунский, С.С. Брук и много-много других. Долгие годы в театре работал художественным руководителем и главным режиссёром Д.С. Любарский. Ставили спектакли заслуженный артист БССР Я.Я. Муратов, П.Д. Ермилов, С.С. Брук, А.В. Чеботарёв, который написал и поставил пьесу «Андрей Боголюбский». Она шла в течение нескольких театральных сезонов.
««Сентиментальный вальс»
Наш театр поставил пьесу О. Литовского «Сентиментальный вальс». Она проста по содержанию. Действие первого акта пьесы происходит в 1920 году, в тылу у белых. Работники подпольного комитета партии большевиков: Виктор Лапин, Наташа, Николай Мельгунов, Василиса – дружно спаяны общей работой в подполье. Виктор и Наташа любят друг друга. У них должен быть ребенок. Николай тоже любит Наташу, которая относится к нему как к брату. И все они вместе любят музыку «Сентиментального вальса» Чайковского. Этому вальсу суждено быть причиной многих событий в их жизни. Случилось несчастье. Виктор Лапин арестован контрразведкой. Наташа переживает мучительные дни. Потом она узнает от Николая, что Виктор расстрелян белыми. Проходит 19 лет. Время многое изменилось в жизни Наташи. Она стала женой Николая Мельгунова, Мельгунов – известный летчик. Сын, названный именем отца, Виктор уже взрослый молодой человек. Учится в консерватории. Он любит Николая, как родного отца, нисколько не подозревая, что его отец Виктор Лапин погиб 19 лет назад. Но оказывается Лапин жив. При расстреле он был только тяжело ранен. А тут же вступившая в город Красная Армия спасла ему жизнь. Но от сильных переживаний у него образовался провал в памяти. Он не помнит ни своей работы в подполье, ни Наташи, ни друга Николая. Он стал видным химиком-изобретателем. Случайный услышанный напев мотива «Сентиментального вальса» восстанавливает его память. Он все вспомнил: Наташу, у которой должен быть от него ребенок, друга Николая Мельгунова…
Спектакль легко и с большим интересом воспринимается зрителем постановщик Виктор Блок умело использовал внешние события пьесы, как канву, оттеняя этим весь драматизм положения героев.
Но показ глубоких душевных переживаний героев должен идти не по линии создания внешних сценических эффектов (как это сделал Блок), а путем вскрытия внутренних причин конфликта, чего нет в спектакле. Не поэтому ли излишняя сгущенность красок в переживаниях героев, вместо страстности и искренности, рождает в них порой душевную надломленность, неестественность чувств и дешевенькую сентиментальность. Это чувствуется и в сцене встречи Виктора с Наташей (3 акт), и в картине воспоминания Наташи о Викторе (второй акт), и особенно в первом акте, где момент грозы (беспрерывно гром и молнии) совершенно заслоняет страдания живого человека, Наташи.
Эти режиссерские недостатки не только снижают воспитательную и эмоциональную ценность спектакля, но и заглушают социальные мотивы пьесы – дружба, любовь, как лучшие спутники борьбы за лучшую жизнь.
Главную роль – Виктора Лапина – исполняет артист – Григорьев. Роль ответственная и трудная. И если на первых порах Григорьев чрезмерно ровен и медлителен, то постепенно он разыгрывается. В сценах – воспоминание о своем прошлом, встречи с Наташей и Николаем – Григорьев показал замечательную сценическую выразительность и создал этим сильный, цельный, удивительно жизненный образ Виктора Лапина. Не менее удачно исполняет артистка Рунич роль Наташи. Она сумела оттенить все неуловимые настроения и переживания Наташи, ее любовные треволнения, нежные, недосказанные чувства будущей матери. Если и чувствуется в ее игре излишняя трагичность, преждевременная надломленность, то виной этому общий недостатков спектакля. Настойчивый, умный, умеющий владеть собой Николай Мельгунов хорошо передан артистом Уадемиром. Но в нем слишком много рассудочности, мало горячности, молодой страстности влюбленного юноши. Уадемир слишком рано ведет драматическую напряженность, очень поспешно подчеркивает уверенность в своих поступках, от этого образ в своем полнокровии многое теряет.
Проникновенно и просто, увлекательно и искренне проводит роль Василисы артистка Рамина.
Образы Нины Степановой (артистка Опалихина) и Никанора Коршунова (артист Жуковский) даны с подчеркнутой холодностью и вполне удачно гармонируют со всем ходом действия пьесы.
А. Горшков» («Призыв» 26 февраля 1941).

Известие о начале Великой Отечественной войны застало труппу театра на гастролях в городе Гусь-Хрустальный. В ряды защитников Родины вскоре встали многие актеры и другие работники театра.
«Коллектив драмтеатра возвращается во Владимир
Коллектив драматического театра 5 июля возвращается из Гусь-Хрустального во Владимир.
9-10 июля театр начнет здесь работу. Первой пойдет пьеса В. Гюго «Рюи Блаз». Кроме того, коллектив театра начал подготовку пьесы «Пограничники» и нескольких других пьес на оборонные темы» («Призыв» 1 июля 1941).
Вступив в 1941 году в качестве художественного руководителя во Владимирский драм. театр Василий Федорович Морозов принес с собой высокую театральную культуру и подлинную любовь к театру.
В кон. 1941-го в театр пришло горькое известие: «Н.П. Коротков пал смертью храбрых в боях под Воронежем». Позже в театре была учреждена премия его имени, которая присуждалась молодым актерам за лучшее исполнение роли активного строителя коммунизма.

«Забота о семье военнослужащего
Мой муж, бывший артист Владимирского гортеатра, Ф.А. Громов находится сейчас на фронте. Сама я с ребенком временно проживаю в Гусь-Хрустальном. И несмотря на то, что в театр я не обращалась ни за какой помощью - коллектив театра к новому году прислал нам, как семье военнослужащего, хороший подарок. Только в нашей стране может быть такая забота о семьях военнослужащих. И я выражаю за эту заботу глубокую благодарность.
Н. Громова» («Призыв», 27 января 1942).
«ШЕЛ СОЛДАТ С ФРОНТА» Коллектив Владимирского драмтеатра деятельно готовится к XXIV годовщине Красной Армии. К празднику подготовляется к постановке пьеса В. Катаева «Шел солдат с фронта». В спектакле в главных ролях будут заняты артисты Григорьев, Сухарева, Смирнов, Евдокимов, Мирская и другие.
С 23 февраля организуется оборонный декадник. Театр поставит в своем помещении для бойцов пьесы «Разлом», «Парень из нашего города», «Собака на сене». Кроме того в течение декадника будет дано 5—6 выездных концертов на оборонные темы.
Перестроив работу на военный лад, коллектив театра за последнее время добился значительных успехов. В постановках преобладают пьесы на оборонные темы, к которым зритель проявляет большой интерес. Зрительный зал все время переполнен.
Театр оказывает большую помощь фронту. Только недавно были поставлены два спектакля, весь сбор от которых - около 8,000 рублей — пошел на теплые вещи для бойцов Красной Армии. Сегодня ставится спектакль, сбор от которого отчисляется на постройку танковой колонны «Советский артист».
Д. Степанов» («Призыв», 12 февраля 1942).
«НАКАНУНЕ»
Премьера нашего театра — новая пьеса Афиногенова «Накануне», — принадлежит к числу немногих пьес, которые успели угнаться за быстрыми темпами нашей жизни. Война, переживаемая нами сейчас, является и фоном, на котором разыгрывается действие этой пьесы, и органически слита с ходом последовательно нарастающих событий.
Несмотря на то, что в пьесе мы видим много горя, страдания, смерть, но в конечном счете пьеса все же оптимистическая. Умирают отдельные личности — остается сплоченный многонациональный советский коллектив, готовый на подвиги, на жертвы, не знающий препятствий.
Действие пьесы начинается накануне второй отечественной войны, в доме молодого агронома Андрея Завьялова (артист Примеров), женатого на туркменке Джерен (артистка Редькина). Когда Андрей ушел на войну, Джерен осталась его заместителем на работе, строго проводя в жизнь его указания. Молодая артистка Редькина показала себя очень искренней, простой и умелой исполнительницей роли Джерен. Она прекрасно подчеркнула, как может уживаться рядом большая сила духа и воли с мягкой и красивой женственностью. Артистка хорошо акцентирует.
Артист Примеров хорошо сыграл роль Андрея. Этот скромный герой, каких у нас сейчас тысячи, когда переключился с работы агронома на пост командира, показал, что «когда страна быть прикажет героем, у нас героем становится любой».
Но еще больше этот переход от мирного строительства к военным настроениям показал отец Андрея — Тимофей Ильич (артист Волохов).
Другого сына Тимофея Ильича, ставшего генералом, играл артист Григорьев. Как всегда, этот артист глубоко раскрыл внутреннюю сущность изображаемого образа. Он показал, как генерал обязан был отмести все личное и все подчинить исполнению своего служебного долга. Его клятва над трупом убитой Джерен о мщении врагу, попирающему фашистским сапогом наши родные поля и нивы, прозвучала проникновенно и сильно. Но хотелось бы видеть у генерала — Григорьева побольше военной выправки.
Актрису Гараеву, которую любил генерал, играла тов. Рунич. Эта артистка вкладывает много чувства в каждый всегда тонко продуманный ею образ. Мягкой женственностью веет от нее, как женщины и матери, и волей и твердостью, как от советской патриотки, презирающей трусость.
В пьесе есть очень симпатичная «пара» — мать (артистка Мирская) и сын Вася (артист Захаров). Режиссер очень удачно подобрал исполнителя роли Васи. Вася — сначала рабочий, потом молодой боец,— чересчур высок ростом, неловок, но горяч и искренен, — все это можно найти в молодом исполнителе роли артисте Захарове.
Когда смотришь на игру артиста Тарапата—Колю, смертельно раненого, но бодрого духом, невольно мысленно преклоняешь колени перед мужеством всех «юных, жизнь свою только начавших, отдавших тебе ее, Родина-мать», чувствуешь: он знал за что умирал.
Спектакль в постановке режиссера Смирнова смотрится с большим интересом и вниманием.
В. Крюкова» («Призыв», 11 июня 1942).
В июне 1942 года на заседании горисполкома была одобрена работа театра, его репертуар, который был представлен спектаклями «Русские люди» К. Симонова, «Пограничники» В. Билль-Белоцерковского, «Партизаны в степях Украины» А. Корнейчука, «Олеко Дундич» М. Кац, «Отцы и дети» И. Тургенева, «Ревизор» Н. Гоголя. Была вынесена благодарность артистам Е.В. Мирской, К.И. Сухареву, Е.Т. Левгонт, В.Д. Волохову, АА Евдокимову и др. - за обслуживание воинских частей. На заседании было особо отмечено, что театр перевыполнил финансовый план и отказался от дотации.
В военные годы была создана фронтовая бригада из 8 человек, которая дала 46 спектаклей для бойцов Брянского фронта.

«Итоги театрального сезона
28 июня спектаклем «Таланты и поклонники» городской драмтеатр закрывает свой зимний сезон.
Начиная с 30 августа 1941 года театр поставил 14 пьес. В условиях великой отечественной войны коллектив театра старался показать зрителю пьесы наиболее актуальные и мобилизующие на быстрейший разгром немецко-фашистских варваров. К таким пьесам следует отнести: «Доблесть», «Профессор Полежаев», «Парень из нашего города», «Шел солдат с фронта», «Батальон идет на запад», «Накануне» и др.
Мало уделено было места в репертуаре классическим пьесам. Иностранная классика была представлена лишь комедией Лопеде-Вега «Собака на сене» и русская классика — пьесой Островского «Таланты и поклонники». Это далеко недостаточно и в будущем мы заполним этот пробел.
Детям города была показана пьеса — сказка «Кот в сапогах». В дальнейшем намечается ставить специальные детские спектакли, в которых чувствуется безусловная необходимость.
За сезон театром всего дано 283 спектакля, на которых было 150.410 зрителей.
Проводились выезды в совхозы и колхозы района для налаживания театральной работы на местах. Выделенная театром агитбригада дала 12 выступлений для колхозников.
В июле театр выезжает на гастроли в Гусь-Хрустальный. В августе, наряду с подготовкой нового репертуара, театр будет заниматься массовой работой — шефскими спектаклями и концертами.
Открывая в сентябре новый сезон, мы покажем владимирцам пьесы: «Русские люди» — Симонова, «Партизаны в степях Украины» - Корнейчука, «Ревизор» - Гоголя, «Лгун» - Гольдони, «Отцы и дети» - Сапожниковой, «Дорога в Нью-Йорк» и другие.
Подводя итоги сезона, коллектив театра считает, что, несмотря на некоторые достижения, получившие положительную оценку в выступлениях на состоявшейся на-днях зрительской конференции, постановки театра все же должны быть качественно выше и иметь более крепкий ансамбль. С этой целью в состав труппы из Москвы приглашен ряд новых актеров. Должны мы вести большую и широкую работу со зрителем, мобилизуя вокруг театральных премьер общественное мнение.
Коллектив постарается сделать само помещение театра более уютным, чистым и оборудовать должным образом фойе, наладить работу буфета и т.д.
Большие и ответственные задачи стоят перед театром, как культурным центром города. И мы должны удвоить, утроить свои силы, чтобы наша творческая продукция была достойна великой сталинской эпохи и средствами искусства помогла бы выполнить приказ великого вождя товарища Сталина — разбить ненавистного врага в 1942 году.
Директор драмтеатра В.М. Томский. Художественный руководитель В.Ф. Морозов» («Призыв», 27 июня 1942).
«Наш театр получил переходящее Красное знамя
На-днях в концертном зале (Первомайская, 3) состоялось торжественное вручение переходящего Красного знамени областного комитета союза работником искусств и областного отдела по делам искусств при Ивановском облисполкоме коллективу нашего театра за хорошую постановку оборонно-шефской работы.
С отчетным докладом выступил тов. Евдокимов. Он рассказал о теплых встречах бригад театра, выезжавших в части Красной Армии, и заявил, что установившуюся тесную связь коллектива с Красной Армией теперь не разорвать никакими силами.
Красное знамя из рук представителя обкома союза Рабис тов. Шатовой принял секретарь партийной организации, участник боев, вернувшийся в коллектив после ранения тов. Волохов. Он заявил:
— Коллектив высоко оценивает эту награду и не выпустит из своих рук знамени.
С краткой речью выступил секретарь горкома ВКП(б) тов. Ковригин. Горячо приветствуя коллектив театра, он выразил уверенность в том, что слово, данное тов. Волоховым, будет безусловно выполнено.
После торжественной части состоялась дружеская встреча коллектива театра и общественности города с киноактрисой Зоей Федоровой» («Призыв», 11 октября 1942).
«К открытию зимнего сезона в театре
13 октября пьесой лауреата Сталинской премии К. Симонова «Русские люди» наш городской драмтеатр открывает свой зимний сезон. Ставит спектакль режиссер А. Евдокимов.. Художник В. Гладышев.
Пьеса трактует тему о патриотизме советских людей, их любви и преданности своей Родине в суровые дни Великой отечественной войны.
К 25-летию Октября театр готовит пьесу лауреата Сталинский премии А. Корнейчука «Фронт». Ставит пьесу режиссер В. Морозов.
До нового года театр покажет также владимирскому зрителю пьесы: «Ревизоp» Н. Гоголя, «Лгун» К. Гольдони и «Партизаны в степях Украины» А. Корнейчука. Возобновляются постановкой пьесы «Таланты и поклонники» А. Островского, «Коварство и любовь» Шиллера, «Со всяким может случиться» Б. Ромашова.
Для более тесной связи со зрителем театр будет практиковать выезды на предприятия города с докладами и читками, а также улучшит практику зрительских конференций. Намечена большая программа по оборонно-шефской работе.
Художественный руководитель В. Морозов. Директор театра В. Томский» («Призыв», 11 октября 1942).
««РУССКИЕ ЛЮДИ»
«Быть и казаться» — вот краткая формула, вскрывающая очень глубокий психологически-моральный порок людей, оставшийся нам в наследство от старого общества. Война сорвала маски с подленьких людей, казавшихся советскими. Всплыли на поверхность трусы, паникеры, предатели — людишки, считавшие, что с вещами они люди, а без вещей ничто. Вышли из тени, брошенной со стороны мастеров казаться, лучшие люди, скромные, простые, которые обычно раскрываются полностью в чрезвычайных условиях, люди с безграничной любовью к родине, с широкой душой, теплым сердцем, люди, для которых чувство любви к народу, к родине, государству выше всех иных чувств. В суровой обстановке фронта, в борьбе с ненавистными захватчиками эти лучшие чувства руководят поступками людей и из их поступков складываются герои наших дней.
Со всей глубиной вскрыл и показал это явление в своей новой пьесе лауреат Сталинской премии, поэт драматург Константин Симонов. Все персонажи пьесы «Русские люди» — живой пример непосредственности открытых целеустремленных натур.
Читатель и зритель ни на минуту не сомневаются в том, что майор Васин — наш человек, что он ведет Козловского в штаб не за документами, а за тем, чтобы арестовав его там. Даже предатель Козловский, пробравшись к русским людям, не старается особенно маскироваться — он с первой же беседы провоцирует. Сразу открывает автор и предателя Семенова - перед публикой вручает ему немец записку с заданием. Показать людей, кто они и что представляют собой — это один мотив пьесы.
Другой, а точнее, лейт-мотив заключается в том, что автор открывает и показывает секрет силы русского народа в титанической борьбе с иноземными захватчиками. Показывает великую силу русского духа, красоту большого сердца, самопожертвование без позы, широту натуры русского человека, умирающего зa родину с песней на устах.
В пьесе нет героев без сучка и задоринки. В ней простые люди, которым ничто человеческое не чуждо - и личная любовь и доля страха — они знают цену жизни. Сафонов — большой воли человек — и тот имеет свои слабости — он немного многословен. И эти простые люди творят чудеса героизма, беззаветной отваги, как бы не сознавая величия своих поступков, считая их обычными. Они увлекают лучшие чувства зрителей. Они служат живым укором тем, кто в эти грозные дни еще скрывает свое нутро и старается казаться не тем, чем они есть на деле.
Не права та часть зрителей, которая ищет недостатки спектакля в форме — мало воинской выправки, не соответствует обмундирование. Не в этом основное. На внутреннюю сторону нужно обращать внимание. Если говорить о недостатках, так они заключаются в следующем. Руководство театра не щадит уважаемого зрителями артиста Евдокимова, давая ему эту роль. Он добросовестно играет, но не дает незабываемого образа Сафонова. Не чувствует зритель суровой воли начальника. В теплоте чувств, многословии теряется основное качество Сафонова. Видимо, стремясь подчеркнуть волевые качества Сафонова, тов. Евдокимов противоречив. В 9 картине не оправданно сухо относится о Вале.
Глоба — Григорьев и майор Васин — Волохов — закрывают образ Сафонова. Их правильно понимает и долго помнит зритель, хотя и у них есть недостатки в исполнении. Глоба излишне ухарски ведет себя, отправляясь в логово врага на верную смерть. Майор Васин, несвойственно его выдержке, возрасту и моменту, с лукавым выражением на лице подбрасывает отобранный у Козловского револьвер.
Безукоризненно ведут свои роли русские женщины — Марфа Петровна — Мирская, Мария Николаевна — Рунич, Валя Анощенко — Сухарева. Особенно выделяется Марфа Петровна. Большое чувство русской матери умело показала артистка в последней сцене. Пожалуй, впервые артистка Рунич сумела убрать свои однообразные жесты и дать свежую интонацию. Только в первой картине не сдержала она характерных резких поворотов головы.
Мало чувства, лишку игры в исполнении роли Панина артистом Николаевым. Погоня за воинской выправкой (которая вовсе не обязательна Панину) приводит артиста к ходульности. Особенно отрицательна заключительная сцена 8-й картины. Образ умного, скромного и сдержанного Панина искажается.
Ярко, с аффектом ведет роль артист Тарапата. Однако излишняя крикливость и порывистость приводят к тому, что зрители называют фашистского офицера Розенберга психопатом. Такая оценка не выгодна для спектакля и исполнителя. Нужно добиться оценки — изверг, а для этого требуется, больше изуверского смака в игре на самых высоких чувствах жертв.
Хорошо подан изменник родины, отступник врач Харитонов в исполнении артиста Алешечкина. Этот раб вещей, представивший «списочек на 17 коммунистов», вызывает глубокое презрение и ненависть у зрителя.
Спектакль заслуживает внимания, но требует еще большой работы коллектива, чтобы сделать его полноценным. Следует пожелать коллективу в дальнейшей работе глубже проникнуть в своеобразие героики фронта, которую создают наши простые, скромные люди. Нужно также усилить и улучшить шумовое оформление спектакля. Особенно в 8 картине.
П. Федоров» («Призыв», 25 октября 1942).
«Выдающийся музыкальный коллектив
Заслуженный артист республики Леонид Осипович Утесов, давший со своим оркестром два концерта в нашем городе, беседовал с нашим корреспондентом.
Утесов рассказал, что джаз организовался 14 лет тому назад. В его состав входило 10 человек. Но через полтора года в ансамбль вошло много молодежи. Из старых же музыкантов осталось только двое, которые и до настоящего момента работают в оркестре.
За годы своего существования джаз-ансамбль имел самый разнообразный репертуар. Концертные программы чередовались с музыкальными комедиями. Ставились, например, такие вещи, как «Темное пятно», «Царевна Несмеянна» и др. С начала войны коллектив переключился преимущественно на концертную программу. За 16 месяцев войны джаз оркестр побывал на Калининском фронте, шуткой и песней pазвлекая бойцов в свободные от боя минуты. Побывал он и в глубоком тылу: в Сибири, на Дальнем Востоке, на Алтае, Урале, в Кузбассе.
Ансамбль богат талантливыми людьми. Леонид Осипович, прекрасный организатор и музыкант, в то же время является сердечным, чутким товарищем. Между ним и коллективом большая дружба.
Koнцертмейстер оркестра Михаил Семёнович Ветров - образованный инструменталист, настоящий мастер музыкального искусства.
Афанасий Георгиевчи Мунтян - великолепный солист, в совершенстве владеющий саксофоном и кларнетом.
Общим любимцем публики является Коля Самошников - «на все руки мастер». Его остроумные проделки вызывают веселый смех у публики.
Очень хорошим голосом и приятной манерой исполнения обладает солистка джаза Ася Харитонова.
Выступления джаза в драмтеатре и в Концертом зале следует признать весьма удачными. Руководитель его, дирижер и исполнитель многих номеров Утесов овладел полностью симпатиями публики благодаря своему музыкальному чутью, интимности и неистощимому остроумию. Каждое слово, сказанное им, вызывало улыбку или смех зала, каждый новый номер – громкие аплодисменты.
Замечательная сыгранность и высокoe музыкальное мастерство всего ансамбля произвели на слушателей сильное впечатление. Публика услышала любимые песни, мастерски исполненные Утесовым: «Раскинулось море широко», «Пароход», старинные русские романсы, куплеты едкой сатиры на гитлеровскую армию. Прекрасно был разыгран небольшой скетч, в котором рассказывается о провинциальном театре старой, дореволюционной России.
Драмтеатр, где Утесов давал свой первый концерт, представлял из себя осажденную крепость. Толпа народа стремилась попасть в заветную дверь. И одно слово было у всех на устах, оно склонялось во всех падежах - «Утесов». Ясно, что он является широко популярным музыкантом и любимцем молодежи.
Тепло провожая любимого артиста, публика горячо благодарила его и весь ансамбль за доставленное огромное довольствие и желала дальнейших успехов в их творческой работе.
И. Шоофс» («Призыв», 22 ноября 1942).
«Не забывать театр
Драматический театр нашего города является единственным местом культурного отдыха трудящихся и центром большевистской агитации и пропаганды формами художественного воздействия на массы.
Весьма ценно, что коллектив драмтеатра во время войны сохранил основные силы исполнителей и их творческие данные. Он сумел насытить свою работу современным содержанием, наряду с классической драматургией.
Театр не отстал от современности и правильно разрешил актуальные постановки. Он удачно поставил пьесы «Русские люди» и «Олеко Дундич». Силу эмоционального воздействия новых постановок на зрителя отрицать не приходится. Горожане любят свой театр, уважают его артисток, ценят удачную направленность работы коллектива. Правильная трактовка образов, исполнение ролей и оформление спектаклей вызывают хорошее впечатление у зрителей. Несомненно, в трудной и сложной работе драмколлектива имеются недостатки. Однако они не принципиальные.
Более того, чувствуется, что коллектив театра любовно относится к своей работе. Он не ограничивается работой в стенах театра. Агитгруппы обслуживают концертами жителей города, дают консультации самодеятельным коллективам и ставят постановки с выездом к зрителям. Эту почетную работу драмтеатра и стремление его к лучшему и большему обслуживанию зрителей трудно не заметить.
Поэтому обидно за театр, что руководители города, проводя торжественное заседание 6 ноября на сцене драмтеатра и пользуясь в этот великий юбилей постановкой «Олеко Дундич», с легким сердцем отнеслись к работе драмколлектива, не отметили его достижений, не согрели его теплым словом.
А.В. Абальмасов» («Призыв», 6 декабря 1942).
«Ревизор»
«Ревизор» — бессмертная комедия Гоголя. Сам писатель больше всего боялся в постановке спектакля карикатурности в показе выведенных им персонажей.
Как справился наш театр с этой задачей?
Одна из главных ролей — городничий, который более всего озабочен тем, чтобы не пропускать того, что плывет в руки. И эта забота поглощает его всего. Роль городничего исполняет артист В.Н. Григорьев. Городничий не глупый по-своему человек, ведет себя солидно, довольно серьезен. Черты его лица грубы и жестки. Все это артист Григорьев дает мастерски. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр и оправдан. В городничем у Григорьева нет пустоты, все осмыслено, нет ничего лишнего и дано только то, что действительно необходимо.
Центральную роль Хлестакова в комедии «Ревизор» исполняет артист А.А. Евдокимов. Сам Н.В. Гоголь о роли Хлестакова говорил, что «эта роль труднее остальных». Хлестаков принят испуганным городничим за ревизора. Сам по себе Хлестаков — ничтожный человек. Никогда ему в жизни не привелось бы сотворить дела, способного обратить чье-нибудь внимание. Но сила страха окружающих создала из него замечательно комическое лицо.
У артиста Евдокимова в этой роли есть кое-какие недоделки (в манере речи, в приемах игры, подчас, с большим «нажимом»). Здесь нельзя итти по линии упрощения. Н.В. Гоголь говорил, что Хлестаков — это необыкновенный врале, он не лгун по ремеслу, он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, что говорит. Он видит, что все идет хорошо, его слушают. Актеру надо знать, что Хлестаков лжет с чувством наслаждения. У Хлестакова нет ничего резкого. Исполнителю его роли все это надо хорошо продумать. Это подсилу артисту Евдокимову, и мы думаем, что в последующих спектаклях Хлестаков будет дан более ярким, более близким к тому, как дал его Гоголь.
Осип (артист Волохов) слуга, уже не молодой, крепостной крестьянин, любит самому себе читать нравоучения для барина. Он умнее своего барина, но не любит много говорить и молча плут.
Артисту Волохову не удался Осип в начале второго акта. В этой сцене не веришь Осипу, что он голоден и чортовски хочет есть: «...Чорт побери, есть так хочется и в животе трескотня такая, как будто целый полк затрубил в трубы». По ходу пьесы видно, что Осип должен быть действительно голоден, а на сцене мы видим сытого, самодовольного Осипа.
Анне Андреевне (в исполнении артистки Рунич) следует иметь в виду, что это мещанка, воспитанная вполовину на романах, вполовину на своих кладовых и мещанском уюте.
Марию Антоновну играет молодая актриса Шибачева. Играет она вровень со взрослыми, сложившимися актерами, показывает зрителю провинциальную мещаночку, научившуюся во всем подражать своей маменьке.
Бобчинский и Добчинский (артисты Алешечкин и Тарапата) несколько однообразны, и им не хватает живости, ведь это сплетники, которые хотят знать все и везде преуспеть — словом, пулеметы, тысячу слов в минуту, там, где не успеет повернуться язык, поможет жест. Таковы роли Бобчинского и Добчинского и так их следует вести.
Ляпкин-Тяпкин — гоголевский судья — замечательный персонаж, прочитавший пять—шесть книг и потому несколько «вольнодумен», большой охотник на разные догадки, и потому каждому своему слову придает большой вес. Говорит басом, с растяжкой, с хрипом и сапом. Словом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом бьют.
Таким должен быть Ляпкин-Тяпкин, но не таков он в исполнении артиста Уздемир, который не нашел нужных красок, чтобы создать этот комический образ.
В заключение можно сказать, что постановщик спектакли художественный руководитель В.Ф. Морозов при всех трудностях сделал многое, благодаря чему спектакль зрителем принимается тепло.
В. Виноградов» («Призыв», 13 декабря 1942).
«К зрительской конференции
Сегодня городской драматический театр проводит в своих стенах очередную зрительскую конференцию по подведению итогов своей творческой работы со дня открытия зимнего сезона по 15 декабря 1942 года.
В этот отрезок времени входят 3 постановки: «Русские люди» — Симонова, «Олеко Дундич» — Ржешевского и Каца и «Ревизор» - Гоголя.
Практика зрительских конференций обогащает творческий процесс театра теми замечаниями и пожеланиями, которые вносит широкая зрительская общественность в дело перестройки и планировки производственных мероприятий театра, помогая тем самым улучшить и активизировать работу коллектива.
Руководство и весь творческий состав театра получит возможность учесть всю сумму деловых высказываний по поводу своей работы и в дальнейшей своей практике - выправить недочеты, устранить то, что тормозит его творческий рост и снижает силу эмоционального воздействия на аудиторию.
В условиях Великой отечественной войны, когда искусство мобилизовано и обязано в максимальной степени, напрягая все свои производственные усилия, помогать фронту и высоким качеством и идейностью своей работы, необходимо давать наиболее полноценные и высоко художественные спектакли, в духе патриотического воспитания широчайших масс. Эта задача в современных условиях становится еще более почетной и ответственной.
Мы надеемся, что широкая зрительская общественность выскажется по волнующим театр вопросам и внесет нужные и полезные коррективы в дело работы театра, чтобы наше искусство звучало более идейно и качественно, неся в своем содержании партийную большевистскую мысль.
Острым оружием своего слова театр должен включиться еще активнее в дело борьбы и победы над варварским фашизмом - угнетателем прав свободы и морали человечества.
Директор Владимирского театра Томский. Художественный руководитель Морозов» («Призыв», 16 декабря 1942).
«Фронтовая бригада, состоящая из актрис Владимирского драматического театра Опалихиной, Левгоад, Сухаревой, Маяк и Лаврентьевой, ежедневно дает по нескольку концертов, в большинстве случаев — в гocпиталях.
Почти на всех путевках концертная бригада имеет исключительно хорошие отзывы.
Вот, например, на-днях она обслуживала госпиталь, где начальником тов. Фридман. Были даны концерты в двух палатах для тяжело больных и в зале. Несмотря на малочисленный состав актеров, общий концерт длился 45 минут. Здесь были даны самые разнообразные выступления.
Очень старательная и способная баянистка Зина Лаврентьева исполнила несколько сольных номеров на баяне, тов. Опалихина прочла стихотворение Симонова «О любви», Клавдия Ивановна Сухарева исполнила несколько жанровых песен. Евгения Трифильевна Леагоад прочла рассказ Леонида Ленча «Третья группа». Ия Маяк исполнила баярский танец.
В заключение бойцы и командиры услышали частушки в исполнении Левгоад и Опалихиной.
Концерт очень понравился раненым. Товарищ Фридман передала мнение всего коллектива:
— Замечательный концерт! Очень содержательный и интересный. Побольше бы таких!
И. Шоофс» («Призыв», 23 февраля 1943).
«Артисты в колхозе. На днях артисты драмтеатра выступали в клубе села Борисовского. Кроме сцен из пьесы «Таланты из глубин», были исполнены украинские песни и балетные танцы. Выступлением тт. Опалихиной, Евдокимова и других артистов борисовцы остались очень довольны. Тов. Опалихина интересовалась работой колхозных кружков художественной самодеятельности и дала ряд ценных советов» (К. Щербакова. «Призыв» 12 мая 1943).
«Гастроли областного театра музкомедии во Владимире. В пятницу состоялся первый спектакль областного театра музыкальной комедии на сцене городского драмтеатра.
Гастроли открылись музыкальной комедией Б. Александрова «Свадьба в Малиновке». Это большое событие в культурной жизни нашего города. Зрители очень тепло встретили новый для нашей сцены жанр сценического искусства и его исполнителей. Продолжительные аплодисменты всего зала — яркое свидетельство общего успеха постановки.
Зрители сочувствуют творческому коллективу в недостатке возможностей должным образом оформить сцену и полностью развернуться в массовых сценах и ожидают, что в последующих постановках коллектив постарается преодолеть трудности обстановки» («Призыв», 27 июня 1943).
«Гастроли Ивановского театра музкомедии. Сегодня Ивановский театр музкомедии дает во Владимире свой последний прощальный концерт. С сожалением провожают владимирцы гостей.
Все постановки прошли с успехом. Свидетельством этому может служить хотя бы то, что каждый билет в театр доставался с трудом.
Ивановцы показали нам две старые классические оперетты — «Сильву» Кальмана и «Цыганский барон» Штрауса. Всеобщее признание и одобрение заслужил первый спектакль. Само содержание, музыка, мастерская игра актеров — вот что захватывает и увлекает зрителя.
«Цыганский барон» поставлен более богато по своему внешнему оформлению. Оперетта изобилует массовыми сценами, сделанными очень красиво и характерно. Сюжет «Цыганского барона» более примитивен и сам спектакль несколько проигрывает oт этого.
Из современных музыкальных комедий наиболее удачна «Свадьба в Малиновке», которой театр открыл гастроли. Две другие значительно слабее. Драматический сюжет «На нашем берегу» сам по себе мало подходит к опереточному жанру. Комедия «Жених из посольства» страдает от того, что она мало музыкальна.
Надо сказать, что театр музкомедии имеет большой и неплохой состав труппы. Большим обаянием и прекрасным голосом одарена артистка Адамантова. Во всех своих ролях она дала хорошие, полноценные образы. Артист Матвеев обладает искусством хорошо держаться на сцене, вкладывает в свою игру много страсти. Матвееву особенно удалась роль Эдвина. Тульпо играет несколько вяло, но у него лучше голос.
Любимцами публики стали актеры Савельев, Май, Жданова. В их игре много юмора, много жизни. Савельев — Бони, Май — Попандопуло, Жданова — Собакина — вот их коронные роли. Адамов особенно хорош в роли свиноторговца из «Цыганского барона». Артист Горский мастерски передает старческую немощь, сластолюбие и глупость кесарского посла фон Шварца. Альская во всех своих ролях одинаково мила, жива, весела и остроумна.
Из молодежи следует отметить Ромашеву, Крупкину и Зимовец.
Достойны похвалы балетмейстеры Маркина и Марголин: за хорошую постановку балета, стильную и красочную.
За время своих гастролей во Владимире члены творческого коллектива вели общественную работу. Заведующий музыкальной частью Гладунюк, дирижер Apкин, Маркина, Марголин, Адамов и другие руководили в госпиталях художественной самодеятельностью. Театром было дано около 20 шефских спектаклей и концертов непосредственно на предприятиях, в госпиталях.
Коллектив театра остался доволен своим пребыванием во Владимире, вполне удовлетворен приемом как со стороны городских организаций, так и co стороны публики. О владимирском зрителе руководители и актеры отзываются как о культурном, требовательном зрителе, хорошо разбирающемся и в музыке и в игре.
Единственным затруднением, встретившимся коллективу, был недостаточно большой размер театра - как сцены, так и зрительного зала.
И. Шоофс» («Призыв», 29 июля 1943).
«Открытие зимнего сезона в театре
18 октября спектаклем «Горе от ума» А. Грибоедова открывается зимний сезон во Владимирском гортеатре им. Луначарского. Появление на сцене нашего театра гениальной комедии Грибоедова представляет, несомненно, крупное событие в культурной жизни города. Репертуар театра в разделе классики пополнится еще одним значительным спектаклем. Постановку «Горе от ума» после «Ревизора» Гоголя, сыгранного театром в прошлом сезоне, мы считаем закономерным продолжением той репертуарной линии, которую мы проводим, давая возможность широким массам рабочего зрителя увидеть на сцене высокое классическое наследие, являющееся «золотой книгой» русского народа.
После «Горе от ума» театр покажет ярчайшую классическую комедию Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского», а также «На бойкой месте» Островского.
Интересной постановкой конца 1943 года должна явиться пьеса Липекерова «Надежда Дурова», написанная советским драматургом на тему о героизме русской женщины в эпоху отечественной войны 1812 года. В пьесе выведен ряд исторических фигур - Александр I, Аракчеев, Кутузов и другие. Для пьесы пишется специальная музыка.
К школьным каникулам будет осуществлен детский спектакль, так как практика постановки «Кота в сапогах» ярко показала необходимость такого рода спектаклей для ребят города и села.
В репертуар начала 1944 года включены пьесы: «Чрезвычайный закон» братьев Тур, «Разбойники» Шиллера, «Дама-Невидимка» Кольдерона, «Последние» Горького и другие.
Труппа театра, вернувшись из весьма успешной двухмесячной поездке по колхозам и совхозам ряда районов, с большим подъемом приступает к началу новой работы. В отремонтированном здании театра созданы все условия для культурного отдыха. Коллектив надеется, что качеством своей художественной продукции театр еще больше укрепит связь с владимирским зрителем и не выпустит из своих рук областное переходящее красное знамя, которое на-днях вновь присуждено нашему театру.
Открывая завтра двери театра, мы хотим, чтобы с его сцены прозвучали дела героев Великой отечественной войны и героев тыла, беззаветно любящих свою Родину, хотим, чтобы на сцене нашли место и лучшие произведения русской и иностранной классики, убедительно поданные и идейно взволнованные.
Художественный руководитель театра В. Морозов» («Призыв», 17 октября 1943).

Виктор Данилович Волохов и Ольга Васильевна Кирская приехали во Владимир в 1934 году в составе труппы из г. Ростова на Дону. Через три года труппа получила направление в другой город, а В.Д. Волохов с женой остались во Владимире.
В 1943 г. Виктор Данилович Волохов (1896 - 1953) был назначен на пост директора театра.
Театр вел большую военно-шефскую работу. Актеры стали частыми гостями в госпиталях.
13 сентября 1943 г. погиб Герой Советского Союза Погодин Дмитрий Дмитриевич. «Мстить врагу. Геройски погиб Герой Советского Союза полковник Д.Д. Погодин.
Как живой встает он перед глазами – всегда смеющийся, жизнерадостный. Он был другом нашего театра. Ни одной новой пьесы не пропустил он. Его можно было видеть и на повторных спектаклях, причем не как зрителя, а всегда у нас за кулисами, в гримировочной, беседующим с актерами.
Беспощадная смерть взяла Дмитрия Дмитриевича. Хочется еще больше мстить и мстить проклятому врагу за жизни лучших людей нашей Родины. И недалек час, когда немцы кровью расплатятся за все свои злодеяния.
Спи спокойно, Дмитрий Дмитриевич. Память о тебе будет жить в наших сердцах.
Директор гортеатра орденоносец Волохов».
Театр был местом общения, встреч, своеобразной «отдушиной» для многих горожан. Во всяком случае, по воспоминаниям многих, билеты в театр раскупались всегда. Театр радовал публику комедийными спектаклями: «Со всяким может случиться» Б. Ромашова, «Собака на сене» Лопе де Вега, «Лгун» К. Гольдони и др. Для детей ставились пьесы «Кот в сапогах» Ш. Перро, «Жан бесстрашный» по мотивам фламандской народной поэзии. Популярностью пользовался спектакль «Сказка об Иване царевиче». Он был оформлен художниками Мстёры, а музыку к нему написал владимирский композитор С.И. Левкоев. И в последующие годы театр оставался почти единственным местом, где горожане могли не только посмотреть спектакль, но и встретиться с друзьями в тёплой обстановке. В театре был буфет, перед началом спектакля в фойе играла музыка. Город был небольшой, и все всех или почти всех знали.
«К 26-летию Kрасной Армии городской драмтеатр ставит пьесу «На Васильевском острове», посвященную героической Ленинградской эпопее. Режиссер — т. Григорьев, художник тов. Савицкий. В пьесе участвуют артисты Сухарева, Мирская, Евдокимов, Уздемир, Шибачева, Нечаев, Николаев и другие.
Коллектив театра приступил к работе над рядом классических и советских одноактовых пьес и полностью меняет программу по обслуживанию госпиталей.
28 февраля театр в полном составе выезжает в г. Иваново на декаду смотра классического репертуара.
И. Шоофс» («Призыв», 30 января 1944).
«Артисты выехали в колхозы. Вчера в колхозы Суздальского района выехала бригада городского драмтеатра для культурного обслуживания колхозников во время весеннего сева. Она покажет колхозникам пьесу «На бойком месте». 9 мая с пьесой «Не все коту масленица» выезжает бригада в колхозы Собинского района. Через 10-12 дней бригада артистов будет послана и в колхозы нашего района.
Бригады пройдут в колхозах до конца июня 1944 г.» («Призыв» 10 мая 1944).
Пушкинский вечер
Закончился сезон в городском драмтеатре. Две бригады артистов выехали на село для обслуживания колхозников во время весеннего сева. Одна бригада находится на фронте. Оттуда поступают сообщения, что владимирские артисты пользуются большим успехом у фронтовиков.
Оставшиеся в театре работники готовятся к постановке «Цыгане» Пушкина. Будут устроены пушкинские вечера в госпиталях.
Начата подготовка к новому сезону. Сезон намечено открыть «Разбойниками» Шиллера и новой пьесой – «Наше гостеприимство» Ромашова» («Призыв» 14 мая 1944).
«Красное знамя удержим до конца войны
Как уже сообщалось, Владимирскому драмтеатру вновь присуждено областное переходящее Красное знамя за шефскую работу.
Что нами сделано по этой работе?
За время войны коллектив театра поставил 85 шефских спектаклей, провел 988 концертов в госпиталях и 1120 палатных выступлений, 36 концертов для детей фронтовиков. Спектаклей в фонд обороны поставлено 22, от которых поступило 100500 рублей. Сами работники театра внесли в этот фонд 12000 рублей.
Очень активно наши работники помогают художественной самодеятельности. Подготовлено и поставлено одноактных пьес - 51, концертных программ - 8, хоровых программ - 13, танцев - 25, сольных номеров пения - 26. Проведено 60 смотров художественной самодеятельности.
Наш небольшой, но сплоченный коллектив приложит все усилия, чтобы красное знамя, которое находится у нас с начала войны, удержать до ее конца.
Председатель шефской комиссии Уздемир» («Призыв», 19 марта 1944).
В апреле 1944 г. была сформирована фронтовая бригада, выехавшая на фронт. «Сегодня выезжает на фронт бригада артистов нашего драмтеатра в составе восьми человек — тт. Рунич, Алешечкина, Тарапата, Опалихиной, Орлеанской и других. Она покажет бойцам и командирам пьесу «Дама-невидимка».
Бригада пробудет на фронте полтора месяца» («Призыв», 15 апреля 1944).
«Концерты владимирских артистов на передовой. На-днях подразделение, где командиром майор Бородин, посетила группа артистов Владимирского драмтеатра. На огневой позиции, вблизи расположения противника, артиллеристам был дан концерт. На наскоро расставленные жерди бойцы натянули плащ-палатки – и полевая сцена готова. Вражеские снаряды и пули пролетали над головой, но артисты продолжали свою работу.
Артистка Опалихина прочитала рассказ «Сын артиллериста». Тов. Орлеанская спела песню Кости из кинофильма «Два бойца» и др. С большим вниманием бойцы прослушали баянистку З. Лаврентьеву, исполнившую украинские попурри. Много смеха вызвала у зрителей маленькая шуточная постановка «Билет в Ейск» и рассказ Зощенко «На семейном фронте».
Бойцы горячо благодарили артистов и довольные разошлись по своим местам.
Капитаны Матовец, Пузиков»
«Уже 15 дней бригада артистов Владимирского драмтеатра на фронте. За это время мы сделали 41 выступление. С большой радостью встречают нас фронтовики. Мы выступаем в непосредственной близости к передовой – всего в 150 метрах. Артисты выступают с большим воодушевлением. Каждый из нас рад доставить удовольствие защитникам Родины.
Фронтовики благодарят нас за концерты и просят передать привет трудящимся Владимира. Со своей стороны обещают еще упорнее биться с врагом.
Т. Опалихина, бригадир фронтовой бригады» («Призыв» 18 мая 1944).
17 и 18 июня 1944 г. в городском драматическом театре состоялось три концерта лауреата Сталинской премии орденоносца Бориса Петровича Чиркова.

«Где-то в Москве»
Наш театр остановил свой выбор для новой постановки на пьесе Владимира Маас и Червенского «Где-то в Москве». Пьесу определяют как комедию-обозрение, но это скорее водевиль, к тому же гротескового характера. В пьесе — целый ряд забавных приключений и положений, но психология действующих лиц в ходе действия не раскрывается, и большинство образов намечено штрихами. Хотя пьеса не претендует на особую глубину, но идея ее выступает вполне определенно. На небольшом отрезке жизни москвичей и лейтенанта, приехавшего с фронта на день в Москву, показана единая семья патриотов Советского Союза. Каждый делает свое нужное дело, и все во время войны взаимно спасают друг другу жизнь. Лейтенант разыскивает в Москве ту, которая под Смоленском, в дер. Понизовье, спасла ему жизнь, когда из-под огня вынесла его, раненого, на руках и под обстрелом донесла в медсанбат.
Разыскивая эту скромную героиню, о которой он узнал только, что ее зовут Анна Петровна Смирнова, он по справкам адресного стола попадает в Москве к целому ряду Смирновых. И здесь, в одной семье, наталкивается на человека (муж архитектора Смирновой), которому он сам спас жизнь под Смоленском.
Носильщик вокзала, помогавший ему в розысках, находит зенитчицу, которая также косвенно принимала участие в спасении его жизни, сбив немецкий самолет, бомбивший вокзал. Вот лейтенант — в семье рабочего Смирнова; дочь его работает на военном заводе, и продукция, выработанная ею, спасает жизнь если не ему, то его товарищам. Пьеса ярко дает почувствовать это единение фронта и тыла.
Над смешными положениями действующих лиц зритель весело и добродушно смеется, получает хороший отдых, но идея пьесы все же доминирует над всем, потому что это — советский водевиль.
Трудно говорить об образах, типах пьесы — человек взят не во всем многообразии своей натуры, а показана лишь та или другая сторона данного персонажа. Две главные роли (лейтенант и Нюра) довольно бесцветны — о их переживаниях можно лишь догадываться: они и говорят-то друг с другом (по ходу пьесы) лишь урывками. И тов. Нечаев (лейтенант Мельников) и тов. Глазова (Нюра Смирнова) сделали все, чтобы эти образы ожили на сцене. Несмотря на однотонный материал роли, тов. Нечаеву удалось дать живой образ. Лейтенант горячо рассказывает эпизод о спасении его жизни — он горит желанием найти ту, которая это сделала, и от всей души хочет отблагодарить ее: eй, незнакомой, он везет подарок с фронта. Единственный минус в игре тов. Нечаева — это отсутствие вокальных данных.
Нюра Смирнова (тов. Глазова) сначала мало заметная девушка в военной форме, а потом нарядная москвичка — при новых встречах с лейтенантом больше разговаривала с ним глазами и всей своей кокетливой манерой, чем словами, которых так мало дал на ее долю автор. И все-таки тов. Глазова вдохнула жизнь в этот образ.
Более ярка роль вокзального носильщика, которого автор часто ставит в комические положения. Эта роль дублируется. Исполнители — тт. Соломонов, Клюквин. Артисты по-разному воплощают на сцене этот образ. Тов. Соломонов делает его более жизнерадостным, более комическим, даже гротесковым. Правда, носильщик очень смешон в сцене репетиции опереточной актрисы, когда он «входит в роль» и с жаром танцует в паре с шикарной актрисой, но комизм здесь несколько утрирован. Носильщик тов. Клюквин более спокоен, более выдержан в реалистических тонах, юмор более тонкий. Тов. Клюквин очень удачно подчеркнул изнеможение носильщика после целого дня скитаний с лейтенантом по Москве в поисках одной из многочисленных Смирновых. Эта роль в спектакле выдвигается на первое место.
Сцена репетиции певицы из Варьете — самая красивая и самая комическая. Лишний раз приходится убедиться в разнообразии дарования занятых в этой сцене артистов. Тов. Сухарев и тов. Евдокимов показали большой диапазон своего таланта. Эти сильные драматические артисты сумели быть очень комическими в этой сцене, сохраняя, однако, и чувство художественной меры. Тов. Сухарева с большим мастерством нарисовала образ капризной опереточной примадонны. Голос, мимика и внешний вид ее Сильвы очень хороши. Тов. Сухарева провела эту роль «с огоньком». Хотелось бы только видеть больше изящества в танце.
В маленькой роли опереточного режиссера тов. Евдокимов очень элегантен и вместе с тем комичен. Как боится он гнева и своей примадонны, как ухаживает за ней, целуя ей ручки, таща на вокзал целый ворох цветов, которые примадонна желает поднести лейтенанту.
В этой сцене тов. Тарапата (артист Мочалов) выглядел настоящим опереточным актером и по голосу и по хорошо исполненному танцу.
Запоминается сцена у архитектора Смирновой. Изящна москвичка-архитектор — тов. Рунич и тонко комичен артист Смирнов в роли ее мужа. Переход от отчаяния от предполагаемой измены жены к радости — опасения были напрасны — сделан им превосходно.
По комизму хороша еще сцена в семье рабочего Смирнова. Рабочий — тов. Волохов и его жена — тов. Соломонова с тонким юмором провели эту сцену.
Тов. Пылаева исполняла две роли: заведующей адресным столом и барышни, говорящей по телефону. С большим комизмом, беглыми штрихами зарисовывает тов. Пылаева тепы — ограниченной заведующей адресным столом и пустой болтушки, бесконечно долго болтающей по телефону, которая почему-то у автора называется студенткой. Ее болтовня, переходящая в скороговорку, вызывает веселый смех зрителя.
Комичны девушки-зенитчицы (тт. Виноградова и Опалихина) и трогательна Смирнова-мать (тов. Мирская), прятавшая от немцев раненых и воспитавшая дочь-патриотку.
В этой легкой комедии-обозрении большое место отводится пению. С приходом в «музыкальной власти» в театре тов. Левкоева очень улучшилось музыкальное оформление — чувствуется рука чуткого музыканта.
Декорации в этом спектакле выглядят очень бедно, но это, оказывается, сделано умышленно, чтобы не убить спектакля, но лучше бы разыгрывать его просто в «ширмах».
Режиссеры спектакля тов. Смирнов и автор пьесы тов. Владимир Маас сумели подчеркнуть лучшие стороны комедии и сделать ее доходчивой до зрителя.
В. Крюкова» («Призыв», 15 апреля 1945).


На симках— сцены из постановки облдрамтеатра им. Луначарского «Где-то в Москве»: 1. На репетиции «Сильвы» (артисты Б. Соломонов и К. Сухарева). 2. Одна из встреч лейтенанта Мельникова с Нюрой (артисты В. Нечаев и О. Глазова).

Продолжение »»» Владимирский областной театр драмы.
Категория: Владимир | Добавил: Николай (19.06.2021)
Просмотров: 229 | Комментарии: 1 | Теги: Владимир, театр | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Николай • 10:41, 21.07.2022 [Материал]
Приложение 1

«НАШЕСТВИЕ»

Когда смотришь в драмтеатре пьесу лауреата Сталинской премии Л. Леонова «Нашествиe», еще лучше понимаешь прошлое нашего народа и соединяешь прошлое с настоящим. Пьеса глубоко и сильно показывает стойкость и мужество советских людей, помогающих Красной Армии очистить землю от фашистской нечисти.
Спектакль раскрывает силы советского патриотизма людей разных профессий, разных возрастов и социальных прослоек. Через всю пьесу проходит одна мысль — великая идея защиты своей отчизны от врага жестокого, неумолимого и способного на любую подлость и провокацию. Этой идее подчинена личная трагедия семьи доктора Таланова. По ходу развертывающихся событий в прифронтовой полосе, семья Таланова отходит от позиции «нейтралитета» и становится в ряды активных защитников своей страны. Даже опустошенный моралью и обиженный сын Таланова Федор постепенно вливается в общую струю советского патриотизма и находит место среди героев своего народа.
Пьеса имеет много потрясающих сцен (возвращение Федора в дом отца перед эвакуацией города, приход немецких грабителей, свидание родителей на допросе сына, ожидание смертников, счастливое освобождение).
В ней правдиво и всесторонне показаны моральный облик, распоясанная жестокость и звериные инстинкты фашистских солдат и офицеров. В ней демонстрируется тот «порядок», который несут на своих штыках бесноватые гитлеровцы, ту «опору», на которую они опираются при насаждении своей власти во временно захваченных районах. Ни террор, ни ухищрения врага не поколебали стальной воли советских патриотов, их страстного желания видеть свою землю свободной и счастливой.
Коллектив драмтеатра под руководством постановщика Григорьева удачно освоил персонажи пьесы и дал зрителям идейный актуальный и волнующий спектакль. Не случайно этот спектакль пользуется большой популярностью среди горожан. Десять спектаклей пьесы, при полных аншлагах — неопровержимое доказательство большой социальной значимости произведения Леонова и доказательство новой удачи работников театра. Шесть тысяч владимирцев видели эту постановку, учились ненависти к врагу.
Режиссерские и исполнительские силы драмтеатра и в этой постановке показали свою профессиональную зрелость и политическое чутье. Внимательно подошел к решению своей задачи оформитель Гладышев. Безукоризненно ведут свои роли доктор Таланов (артист Смирнов), его жена Анна Николаевна (артистка Рунич), их дочь Ольга (артистка Левгоад), их сын Федор (артист Евдокимов), их няня (артистка Мирская).
Предрика — коммунист Колесников (артист Хренов) дал запоминающийся образ бесстрашного организатора и вожака партизанского отряда. Удачно выполняет роль градоначальника Фаюнила артист Григорьев. Он и в этой роли оказался на высоте своих больших дарований. Мастерски вскрыли дикие нравы и трусливость немецких офицеров художественный руководитель тов. Морозов в роли Вебеля и артист Уздемир в роли Шпурре.
Общая композиция спектакля верна и подана в зрительный зал проникновенно и с любовью. Неудачным можно считать совмещение двух ролей — официанта и парашютиста, при плохом гриме и оформлении.
Уходя со спектакля, уносишь цельное представление о чудесных качествах советских людей, их героизме, их любви к народу и его армии, о творческом росте наших драматургов и театральных работников.
Однако досадно чувствуешь отставание от работы артистов в работе административного состава театра и билетеров. Постановка почему-то начинается с 10-минутным опозданием. При открытом занавесе впускают из фойе в зал зрителей. Билетеры не помогают публике отыскивать свои места. Первые диалоги действующих лиц заглушаются шумом в зале. Все это дергает зрителя и ему приходится долго настраиваться и бесполезно напрягать свой слух и зрение. К тому же пора понять, что дети на вечерние постановки не допускаются. Между тем их немало просачивается в зал.
Г.В. Абальмасов» («Призыв», 30 марта 1943).
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2022
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru