Владимирский городской театр драмы им. А.В. Луначарского в 1937 году Назад »»» Владимирский городской театр драмы им. А.В. Луначарского в 1934-35 гг.
В сезоне 1935-36 годов в театре появились новые актёры. Среди них были Еликонида Васильевна Мирская (сестра уже работавшей в труппе театра О.В. Кирской), её муж А.А. Евдокимов, получившие позднее в театре звания заслуженных артистов РСФСР. В последующие годы в театр приходили другие актёры, по праву завоевавшие любовь владимирских зрителей: Н.В. Муравская, Б.А. и А.И. Соломоновы, А.В. Чеботарёв, В.Г. Давыдов, А.Н. Хренов, О.В. Мансветова, М.П. Гермацкая, Н.П. Кабардин, Э.А. Корсунский, С.С. Брук и много-много других. Долгие годы в театре работал художественным руководителем и главным режиссёром Д.С. Любарский. Ставили спектакли заслуженный артист БССР Я.Я. Муратов, П.Д. Ермилов, С.С. Брук, А.В. Чеботарёв, который написал и поставил пьесу «Андрей Боголюбский». Она шла в течение нескольких театральных сезонов.
Репертуар Владимирского городского театра на 1936-1937 гг. СОВЕТСКИЙ РЕПЕРТУАР 1. «Слава», В. ГУСЕВ. 2. «Большой день», Н. КИРШОН. 3. «Банкир», А. КОРНЕЙЧУК. 4. «Любовь Яровая», К. ТРЕНЕВ. 5. «Аристократы», Н. ПОГОДИН. РУССКАЯ КЛАССИКА 1. «Васса Железнова», М. ГОРЬКИЙ. 2. Пушкинский спектакль». 3. «Анна Каренина», Л. ТОЛСТОЙ. 4. «Последняя жертва», А. Н. ОСТРОВСКИЙ. ИНОСТРАННАЯ КЛАССИКА 1. «Ромео и Джульетта», В. ШЕКСПИР. 2. «Отелло», В. ШЕКСПИР. 3. «Заговор Фиеско в Генуе», Ф. ШИЛЛЕР. 4. «Принцесса Турандот», К. ГОЦЦИ. 5. «Женитьба Фигаро», П. БОМАРШЕ.
 П.Г. Жигарев, директор театра

Советский театр на новом этапе Николай Орлов Сегодня наш городской театр открывает новый театральный сезон. Сотня текстильщиков фабрики «Пионер», сотни рабочих «Автоприбора», граммофонном завода и других предприятий увидят на сцене Василия Мотылькова — молодого военного инженера-сапера, простого незамысловатого парня, какие тысячами встречаются в нашей советской действительности. Такие люди, как Мотыльков, выполняют порученное им партией и страной дело скромно и незаметно. Сама страна венчает их высшим званием героев. Сотни наших рабочих будут с неослабеваемым вниманием следить за жизнью Василия Мотылькова, сотни рабочих будут жить одной с ним жизнью. Сотни сердец будут одинаково биться, волнуясь за судьбу людей, которым угрожает несчастье, за судьбу скромного героя Василия Мотылькова, спасающего этих людей от гибели. Показом высокохудожественных образов героев нашей страны, наших героических будней театр будет воспитывать нового человека социалистического общества — человека высокой культуры. Но было бы неправильно думать, что для воспитания человека высокой культуры мы можем ограничиться только показом новых советских пьес. Культурно выросший зритель требует от театра показа образцов мировой драматургии. Зритель хочет еще более глубоко освоить художественное наследство прошлого и изучить его. На сцене нашего театра оживут образы героев Шекспира, Шиллера, Мольера, Бомарше. Показать эти образы героев, очистить их от ненужной шелухи и наслоений, раскрыть их во всей полноте — вот почетная задача творческого коллектива актеров. Наш театр, как и все театры Советского Союза начинает новый театральный сезон в условиях исключительной заботы об искусстве со стороны партии, правительства и лично великого вождя народов товарища Сталина. Установление звания «Народного артиста СССР» является ярчайшим примером сталинской заботы о творческих кадрах театра. С чувством глубокого волнения и огромной радости за искусство нашей прекрасной родины, за советский театр встретили это постановление артисты страны советов, отвечая на него еще более углубленное работой над образом, поднимая свое художественное мастерство к новым вершинам. Советский зритель любит театр. Постоянными посетителями нашего театра являются не любители —одиночки, а масса трудящихся советской страны. Наш зритель научился критически относиться к спектаклям. Он хорошо разбирается в их содержании, бойкотируя как неглубокие поверхностные пьесы, так и плохие постановки хороших пьес. Сейчас нет деления на первосортные и второсортные театры. Наскоро состряпанным спектаклям нет места ни в одном советском театре. В каждом уголке нашей необъятной родины живут и работают знатные люди страны, награжденные орденами Союза ССР, живут и работают тысячи стахановцев, которые предъявляют спрос на настоящее искусство. Предъявляют этот спрос и трудящиеся г. Владимира. Перевод нашего театра во 2-й пояс, значительное усиление творческого коллектива, укрепление материальной базы театра, улучшение бытовых условий актеров — все это дает право надеяться, что новый театральный сезон наш театр проведет под знаком показа высоко-художественных спектаклей большой значимости. В недалеком будущем советская общественность будет отмечать знаменательную дату — 100-летие со дня смерти величайшего русского поэта А.С. Пушкина. Наш театр должен немедленно принять самое активное участие в подготовке к этой годовщине, стремясь довести до массы зрителей гениальные произведения великого поэта. В репертуаре театра есть несколько пьес Максима Горького. Над постановкой этих пьес творческий коллектив должен особенно тщательно поработать. Голос буревестника революции должен со всей силой зазвучать со сцены нашего театра. На пьесах Максина Горького зритель проникнется еще большей ненавистью к проклятому прошлому и еще лучше научится любить наше прекрасное настоящее. Желаем творческому коллективу городского театра дружной, плодотворной работы. Пусть их работа полностью удовлетворит спрос зрителя на настоящее искусство, создаст высоко-художественные постановки, достойные нашей замечательной эпохи — эпохи, в которой живет и работает на пользу трудящегося человечества любимейший вождь народов Великий Сталин.




Работа театра в 1936-37 году

М.М. АЛЕШЕЧКИН, зам. директора Владгортеатра Партия и правительство обращают на театр самое серьезное внимание. В руководящих органах печати, в газетах «Правда» и «Известия», в последнее время вы часто встретите статьи, посвященные театру, освещающие разнообразную сторону деятельности театра, его творческий путь, репертуар, хозяйственную структуру театра и т. д. Все эти моменты, заостряемые центральной печатью, заставляют нас в корне перестроить работу и нашего Владимирского театра. К предстоящему сезону дирекция театра значительно улучшила нашу сценическую площадку, провела капитальное переоборудование электроосвещения и переоборудовала некоторые подсобные цеха, занятые оформлением спектакля. Новая система продажи билетов заставляет обратить самое серьезное внимание на качество продукции, даваемой зрителю, обязывает нас улучшить художественное оформление спектаклей как по линии качественного укрепления состава, так и по художественному оформлению. По постановлению комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР театр может продать организованным порядком только 25 процентов общего количества билетов, а остальные билеты поступают в общую кассу для индивидуальной продажи. Театр стремится лучше обслужить зрителя, с этой целью создаются передвижные кассы предварительной продажи билетов по крупным предприятиям. Кассы предварительной продажи билетов организуются на заводе «Автоприбор», на химическом заводе, на граммофонном заводе, на фабрике «Пионер». Такие же кассы организуются и в учебных заведениях — сельхозтехникуме, педтехникуме, рабфаке, механическом техникуме. Кроме того, билеты в театр будут продаваться в кассах больших магазинов. За время театрального сезона 1936-37 гг. будет проведен ряд зрительских конференций по крупным предприятиям и учебным заведениям. При театре организуется музей по истории театра в г. Владимире. В ознаменование столетия со дня смерти великого русского поэта А.С. Пушкина в театре будет развернута выставка жизни и деятельности великого поэта и дан специальный пушкинский спектакль. Дирекция театра, совместно с профсоюзными организациями ведущих предприятий города, организует выставку лучших стахановцев в фойе театра. При театре будет организован методический кабинет по консультации самодеятельных кружков и также создаются выездные бригады для обслуживания Красной Армии. Ввиду отсутствия детского театра, дирекция берет на себя организацию кукольного театра. В ближайшее время театр начнет систематическое обслуживание колхозов спектаклями, на их площадках и также инструктаж колхозной самодеятельности.
Создадим театр достойный нашей эпохи Д.А. ХАДКОВ, худ. Руководитель и главный режиссер Пять лет тому назад в Сибири закрепился и оформился коллектив артистов, работающий в городе Владимире третий сезон, основное ядро театра работает вместе значительно больше. Я заглянул в историю нашего театра не случайно. В настоящее время, как никогда, стоит вопрос о постоянных труппах, коллективах. Старая театральная провинция отошла в область преданий и во многих периферийных центрах, в данном случае и во Владимире, труппы стали, так сказать, «задерживаться». Дело здесь не просто в привязанности друг в другу, а значительно шире; здесь стоит вопрос о создании своего театра, театра с определенным творческим методом, с единой целью создания такой труппы, которая, работая (совместно) постоянно, определилась бы в известную театральную величину. Из года в год подбирались люди, творчески одинаково мыслящие, не чуждые коллективу, оседали в нем и принимали деятельное участие в создании лица своего театра. Люди, не заинтересованные в таком театре, отпадали, а лучшая, живая, часть театра явилась фундаментом и определила его творческое лицо. Правильно созданный и органически растущий коллектив — есть основа, из которой вырастают спектакли общественной и художественной ценности. За прошедшие три года работы в Ивановской области, при повседневной заботе о театре со стороны партии и правительства, при непосредственном участии трудящихся,— наш театр вырос и окреп. Творческий принцип нашего театра в основном базируется на методе социалистического реализма. Памятуя статьи «Правды», мы неуклонно следим в своей работе, чтобы не сойти в сторону формализма или натурализма, но в то же время мы не отказываем себе и в экспериментах, в поисках нового пути разрешения того или иного спектакля. Статья «Правды» — «Сумбур вместо музыки» заставляет все время не забывать о величайшей правдивости в искусстве. Для того, чтобы быть правдивым, недостаточно только сочувствовать, надо знать нашу действительность, понимать ее, любить. Правда наших дней — это не только правда сегодняшнего дня — это правда социализма, революции во всем мире. Работники театра должны уметь смотреть вперед, понимать настоящее и видеть перспективу будущего. Репертуарный план — это генеральная линия театра, поэтому репертуар нашего театра не должен носить случайного подбора пьес, а неуклонно стремиться охватить в первую очередь все стороны нашей действительности, как-то: героику социалистического строительства, показ людей нового общества во всем многообразии как личной, так и общественной их жизни, показ человека, проникнутого классовой борьбой и преданностью нашей партии, нашей великой родине. Проникнутого преданностью нашему Великому вождю всех народов любимому Сталину. В этом сезоне мы особенно тщательно подошли к отбору пьес, с нашей сцены прозвучат произведения художественно-ценные и идеологически воспитывающие. Включая ряд классических пьес как русских, так и иностранных авторов — мы имеем целью не только ознакомить зрителя с мировыми шедеврами драматургии, но также ставим задачу критического пересмотра классики в интересах современности. Начиная новый театральный сезон мы хотим, чтобы рабочий зритель своими постоянными критическими замечаниями через прессу, личным своим советом через зрительную газету — помог нам строить театр, достойный нашей эпохи. Мы всеми силами хотим сделать наш театр передовым в области и при помощи партийных, советских и общественных организаций — мы это сделаем. В наше прекрасное время, под водительством учителя и лучшего друга советского театра товарища Сталина — мы постараемся добиться еще больших производственных и художественных успехов.
Роль художника в театре
 И. Борщев, худ.
И. БОРЩЕВ Существует очень вредное понятие, что художественное оформление спектакля должно быть непременно «красивым» и ради красивости все в нем «как живое и настоящее». Пути создания социалистического театра решительно проходят мимо этого рутинно-мещанского взгляда и предоставляют художнику театра решение более серьезных и более глубоких творческих задач. Художник не просто «декорирует» сцену, а средствами пространственно-изобразительных искусств создает атмосферу для действия и настраивает чувства и разум зрителя на восприятие ведущей мысли драматургического произведения. Отсюда и ясные задачи. Спектакль должен иметь такую внешнюю форму, которая бы сама выражала образно — обобщенное содержание, сквозное действие, подтексты и т. п. Поэтому категорически отбрасываются бытовые мелочи-детали, красивые сами по себе украшения, как мешающие пониманию основного. Строгость без сухости. Художник изучает драматургический материал, как основу, на которой своими специфическими средствами строит систему внешних образов спектакля.
Несколько слов о средствах. Становление социалистически реального театра не может ограничиваться выразительными качествами одного из изобразительных искусств. Мыслится, таким образом, создание органически связного языка художника: из конструктивной четкости архитектуры, драматической, выразительности скульптуры и эмоциональной насыщенности живописи. Ведущая роль одного из искусств зависит от конкретного содержания пьесы. Практическая сторона вопроса. Перед художником пьеса с реальными, жизненными образами, в реальной обстановке, в определенном временном пространстве. В результате вдумчивого изучения этой драматургической действительности, возникает образ действия. Этот образ художник претворяет в реальные предметы не иллюстративно, а как содержание, со, своим отношением к нему, отношением, отвечающие сущности идеи и стремлению обострить чувства зрителя. Говоря об обозначении места действия, допускается некоторая условность, но, условность понимаемая, реальная. А для этого из реальности отбираются только такие характерные, типические черты, которые способны создать убедительное чувство среди действия. И наконец, творческая обработка этих признаков и расположение их в динамическом состоянии, выливается в единую, материально ощутимую стилевую форму спектакля. Несомненно, эффект влияния спектакля окажется более высоким, если художник, вместе с другими творцами его, будет помогать зрителю заражаться тем или иным настроением: злым, грустным, радостно-оптимистическим, веселым и т. д. Такова роль, цели и задачи, являющиеся методологической основой творческой деятельности художника в театре. Источник: Владимирский городской театр имени А.В. Луначарского в новом сезоне. Гор. Владимир, 1936 г.
«А. КИРИКОВА — артистка владимирского драмтеатра. Еще лучше работать С новым годом, дети, девушки, юноши, старики! Все мы счастливые граждане нашей великой родины вступаем сегодня в новый еще более прекрасный год нашей счастливой жизни. Я, молодая советская актриса, вместе со всеми разделяю радость. В новом году буду работать еще лучше на благо нашей родины, во славу великого вождя, родного Сталина» («Призыв», 1 января 1937).
«К постановке пьесы «Большой день» Льется кровь трудящихся на полях Испании, сражающихся за свою независимость. Разрушаются села и города, памятники искусства. Что стало с Мадридом? Сколько разрушено рабочих кварталов! Фашисты никого не щадят, они бросают бомбы с аэропланов в мирное население, в лазареты, истребляют детей, эвакуируемых из Мадрида. А пиратские нападения кораблей мятежников на наш торговый флот, на флоты других стран. А потопление нашего судна «Комсомол», вызвавшее негодование всех трудящихся Советского Союза. Все эти события заставляют нас усилить укрепление нашей обороноспособности. Пьеса, показываемая сегодня на сцене нашего театра, «Большой день» учит нас бдительности и заставляет быть всегда настороже. Она показывает, что враг не дремлет и технически оснащается. В этой пьесе показана жизнь нашего славного воздушного флота, его упорная работа по овладению техникой летного дела, большая любовь к людям и забота о быте командного состава, проявляемая со стороны командира бригады. Пьеса «Большой день» приковывает внимание к вопросу, выдвинутому рабочими завода им. Менжинского об организации учебы летному делу без отрыва от производства. 150.000 летчиков мы должны дать стране! Эти смелые соколы сядут на машины и покажут всему миру, как они любят свою социалистическую страну, защищая от посягательств фашистов всего мира. Молодежь, будьте смелы и отважны, как герой пьесы «Большой день», как наши гордые соколы — герои Советского Союза. Алешечкин» («Призыв», 7 января 1937).
«Большой день». Простая по замыслу, без излишней надуманности в сюжете, пьеса Киршона ярко рисует многообразный характер жизни, быта и героики людей нашего воздушного флота. Постановщик (режиссер Хадков) сумел избежать этого. Он удачно, с большой силой правдивости раскрывает образы пьесы. Рельефно показана внутренняя обусловленность поступков людей. Занимательно развертывается действие. Хороший, убедительный по своей политической заостренности спектакль показан владимирцам. Этому помогает и художественное оформление (художник Борщев), сделанное в реально-действенных тонах, гармонирующих со всем ходом действия пьесы. Зритель легко воспринимает не только яркий показ жизни сталинских соколов нашего воздушного флота, их геройства, безграничную преданность своей социалистической родине, но и видит что из себя представляет фашизм, какую угрозу он несет всему человечеству. Необходимо отметить хорошую сыгранность всего актерского коллектива. Замечательный по своей жизненности и убедительности дает образ пилота Кожина — артист Бартеньев. Он умело сочетал всю неуемную силищу этого человека, его преданность, бесстрашие в борьбе с врагом, с чутким до нежности отношением к живому человеку. Не менее удачно раскрывает образ пилота Голубева артист Рено. Жизнерадостную, с большой тактичностью по отношению к своим друзьям - мужчинам показывает артистка Кирикова женщину-пилота, боевую подругу красного командира. Артистка Опалихина, выполняя роль мальчика Зори, — проявила большие способности. Просто, увлекательно передает она сложные человеческие чувства и героические порывы. Роли маляра и фашиста артисты Гусев и Расторгуев так умело вплели в общую ткань хода действия всей пьесы, что из эпизодических ролей, они превратились в необходимые спутники, оттеняющие другие роли. А. Горшков» («Призыв», 12 января 1937).
«Шесть постоянных мест в городском театре для стахановцев, ударников и профактива предоставил группком союза работников общественного питания. С начала сезона эти места в театре использовали 150 работников и работниц системы общественного питания города. На постановке «Доходное место» была 6 января общественница т. Лисина. 8 января стахановец буфета ст. Владимир т. Сидоров вместе с женой смотрел пьесу «Большой день». Эту же пьесу просмотрела 9 января уборщица ударница Орлова с мужем. — Раньше, — заявляют стахановцы и ударники, — мы ходили в театр значительно реже, а теперь мы полюбили театр и не пропускаем ни одной постановки. Редкая семья не посещает театр» («Призыв», 13 января 1937).
«А.М. Горький на сцене нашего театра Драматургия А.М. Горького занимает одно из видных мест в производственной жизни нашего театра. Вслед за пьесой «Васса Железнова», прошедшей в октябре и ноябре минувшего года, мы снова обращаемся к драматургии А.М. Горького, ставя его пьесу «Последние». Пьеса «Последние» была написана А.М. Горьким вскоре после революции 1905 года, и впервые появилась в печати в 1908 году в сборнике товарищества «Знание». В доносе цензора от 10 июня 1908 года говорится: «Перед зрителем проходит целый ряд служащих в полиции лиц, представленных автором отъявленными мерзавцами. Почему пьеса называется «Последние», — мне совершенно неизвестно... Исполнение этой пьесы на театре несомненно вызвало бы, с одной стороны, — протесты против явной тенденциозности ее содержания, с другой стороны, — сочувствие известной части публики». И представление пьесы было запрещено цензурой. «Последние» — это дворянский класс перед гибелью. Отгремели раскаты «генеральной репетиции» революции 1905 года. Царизм и вся его свора чиновников, жандармов и полицейских, вначале напуганные необычайным натиском революционного движения, постепенно начинают приходить в себя и простирать свою кровавую мстительную руку на «рабов», «дерзнувших нарушить их покой». Наступает пора жуткой черной реакции. Но... история делает свое дело, — разложение пережившего себя дворянского класса налицо и недалек уже тот момент, когда этот класс — паразит должен будет исчезнуть с арены общественной жизни. В этом и заключается основная тема пьесы «Последние». А.М. Горький раскрывает перед нами действие в кругу семьи «пострадавшего» от революции бывшего полицеймейстера Коломейцева и мастерски показывает всю никчемность существования этих, еще судорожно цепляющихся за свое место в жизни, последних людей. И мы видим, с каким отчаянием восклицает героиня пьесы София: «Это бог нас наказывает!» Но дочь ее Любовь заявляет: «Глупости, мама! Какое дело богу, природе, солнцу — до нас? Мы лежим на дороге людей, как обломки какого-то старого тяжелого здания, может быть тюрьмы... Мы валяемся в пыли разрушения и мешаем людям идти. Нас задевают ногами, мы бессмысленно вызываем ненужную боль... Иногда, запнувшись за нас, кто-нибудь падает, ломая себе кости». А когда другой герой пьесы — Петр, беспомощно спрашивает: «В чем мы виноваты?» Та же Любовь резюмирует: «Слабые, ненужные должны погибнуть». Следуя основной мысли автора, мы стремимся заострить внимание зрителя не на драме узкого семейного характера, а на драме социально-классовой значимости, обусловленной внешними процессами, происходящими за стенами этого разлагающегося дворянского гнезда, на тех социальных конфликтах и классовых столкновениях, которые ведут эксплуататорские классы и всю их систему к неминуемой гибели. Режиссер спектакля А.В. Бартеньев» («Призыв», 29 января 1937).
«Театральная музыка и оркестр нашего театра В современном спектакле музыка играет крупную роль и является важной составной его частью. Музыку часто называют языком чувств. Это отчасти правильно. Действительно, музыка способна с исключительной силой воздействовать на внутренний мир слушателя, на его чувства и ощущения. Она может с предельной убедительностью, как никакое другое искусство, отражать в своем звуковом языке всю сложнейшую гамму человеческих переживаний. Отсюда становится ясным, какое большое значение может иметь музыка, удачно и уместно примененная в спектакле. Действуя рука об руку с живым художественным словом, идущим со сцены из уст актера, а подчас звуча в немой игровой сцене, музыка должна помочь лучшему восприятию зрителем всех чувств и переживаний действующих лиц, или общего настроения данного эпизода. Художественный вкус и музыкальное чутье должны подсказать опытному и талантливому режиссеру и руководителю музыкальной частью, какие именно моменты спектакля нуждаются в музыкальном сопровождении, какие места пьесы наиболее естественно соединяются с музыкой в целях большего воздействия на зрителя. Но в этом деле безусловно должна быть предельная осторожность и чувство меры, чтобы спектакль не оказался перегруженным бесцельно примененными музыкальными эпизодами. Бывает так, что по режиссерскому замыслу следует подчеркнуть какой то важный момент пьесы, обратить на него особое внимание зрителя, сделать, как говорят, «акцент» на этом моменте, музыка и здесь незаменима: удачно примененная музыкальная фраза — короткая и выразительная, иногда из нескольких тактов, невольно приковывает внимание к данному моменту спектакля. Чаще же всего, конечно, музыка передает настроение и переживания действующих лиц. Таким образом музыку в театре не следует расценивать, как начало, отвлеченное от спектакля, как явление самостоятельное, к ней следует подходить как к составному элементу спектакля, действующему в теснейшем контакте с прочими его элементами. Если режиссер указывает моменты пьесы, которые следует сопровождать музыкой и дает общую характеристику, то дело завмузчастью выбрать музыку, которая отвечала бы замыслу режиссера. Посмотрим, что представляет собой оркестровый коллектив нашего гортеатра и как он осуществляет свою общественную задачу. В процессе подготовки спектакля режиссер-постановщик передает экземпляр пьесы заведующему музчастью — т. Казанцеву, высказав свои пожелания относительно ее музыкального оформления. Тов. Казанцев знакомится с пьесой, ее стилем, вникает в характер действующих лиц, в изображаемую в пьесе эпоху и приступает к подготовке музыки. Здесь есть два пути: или эта музыка сочиняется специально для пьесы тов. Казанцевым, или она компилируется, т. е. выбирается из различных музыкальных произведений, характер и содержание которых совпадает с настроением и духом трактуемых сценических эпизодов. Из постановок текущего сезона, музыка к пьесам «Ромео и Джульетта», «Слава», «Большой день» написана тов. Казанцевым специально для этих пьес. Для примера остановимся на музыкальном оформлении последнего спектакля («Большой день»). Следует признать музыку т. Казанцева к этой пьесе удачной. «Траурная» музыка, дважды являющаяся в спектакле — сперва в фортепианном исполнении, а затем в оркестровом звучании, выразительна, насыщена и проникнута ощущением героизма — это безусловный отголосок шопеновского траурного марша. Сигнальный эпизод, передающий ощущение волнения и тревоги в момент отлета эскадрильи самолетов, характерен и ярок. Удачна лирическая песенка Кожина, сделанная в интимных элегических тонах. Но что же это за оркестр? Каков его количественный состав и исполнительская физиономия? Увы! Дирекция театра не сумела оценить роль музыки в спектакле и оказалась неспособной понять место и значение оркестра в театральном действии. На музыку здесь смотрят, как на какой то принудительный ассортимент, который по необходимости надо включать в спектакль. Семь человек — вот количественный состав этого ансамбля. Семь человек! Смешная цифра для драматического театра нашего города. Можно ли строго судить этот «оркестр»? Судить надо не оркестр, а дирекцию, заверявшую, что численный состав оркестра к 1 января будет доведен до самого необходимого минимума — до 12 чел. Все обещания остались невыполненными. Суждены нам благие порывы! А теперь уже и порывов нет. Каких красок, какой яркости можно требовать от ансамбля, лишенного в своем составе этих самых красок? Тов. Казанцев — музоформитель, он же дирижер и он же скрипач. Тов. Соколов — тромбонист, который на ходу бросает свой тромбон, и, как фокусник-иллюзионист, превращается в флейтиста, а если надо — из флейтиста — в альтиста! Един, но троичен в лицах! Контрабаса нет, ударника нет. Гармониум своим видом напоминает афинские развалины. Труба приглашается только для особых случаев. А ведь среди музыкантов ансамбля есть опытные, ответственные, с большим стажем исполнители. Помещается оркестр в странной клетке на балконе. В ней прорублено кассовое окно, откуда и льются далеко не мощной волной звуки этого выхолощенного ансамбля. Технические условия театра не позволяют поместить оркестр в положенном ему месте — ниже пола перед сценой. Дирекции следует задуматься над этим вопросом и довести музыкальный цех своего предприятия до нормального состава. Сергей Левкоев» («Призыв», 2 февраля 1937).
«Последние» Работая, над драматическим наследством Горького, художественный коллектив гортеатра постановкой пьесы «Последние» дал зрителю хороший, ценный спектакль. Горький в образах этой пьесы вскрыл, с присущей ему глубиной, психологию умирающего, прогнившего насквозь дворянского класса, и артисты вдумчивым и глубоким воплощением этих образов заставили их жить на сцене. Зритель глубоко чувствует всю мерзость этих дворянских последышей, которые в качестве полицеймейстеров, исправников, околоточных, омерзительных по своей циничности, служат «престолу и отечеству». Глубоко воспринимается и вся жалкая никчемность другой части «дворянского гнезда», — этих стариков, не знающих ответа ни на один жизненный вопрос, этой молодежи, надорванной, больной, с пустыми или озлобленными сердцами, бессильной и обреченной. А те, которых Иваны Коломейцевы расстреливали и держали по тюрьмам, которых нет на сцене, — как ярко их чувствует зритель на протяжении всего спектакля, чувствует растущей, освобождающей силой там, за стенами этого дома. Советский зритель, посмотрев пьесу «Последние», унесет с собой из театра ненависть и презрение к прошлой жизни, глубже осознает великое счастье жить в сталинскую эпоху, с большим подъемом будет выковывать из себя и воспитывать из своих детей нового человека. Все просто в этом спектакле. Это та простота, которая является, одной из характерных черт социалистического реализма в искусстве, простота, которой дышат все пьесы Горького. На большой высоте ведут свои роли артисты Расторгуев, Евдокимов, Мирская, Бартеньев. Весь спектакль идет чрезвычайно спаянно и смотрится с неослабевающим интересом. Л. Морякина» («Призыв», 5 февраля 1937).
«Группком союза строителей приобрел постоянные билеты в городской драматический театр для стахановцев и ударников из числа рабочих, инженерно-технических работников и служащих городских строек. С начала театрального сезона с этими билетами театр посетило 186 строителей и членов их семей. 29 января ходил в театр столяр-ударник Василий Степанович Колотилов с женой. 2 февраля Кривенковы муж и жена (сам Кривенков — плотник) просмотрели пьесу М. Горького «Последние». 3-го февраля эту же пьесу смотрел вместе с женой техник Фролов» («Призыв», 7 февраля 1937).
«ПУШКИНСКИЙ ВЕЧЕР В ГОРОДСКОМ TЕАTPE К пушкинскому вечеру в нашем гортеатре я подхожу с несколько особой точки зрения. Эти вечера идут после того, как в связи с подготовкой к пушкинским дням по школам и другим учебным заведениям города особенно развернулась художественная самодеятельность. Широкие слои молодежи работали над пушкинским текстом: нарисованы сотни иллюстраций, декламировались пушкинские стихи, читалась его проза, исполнялись вокальные и музыкальные номера, связанные с пушкинским текстом. Если в большинстве школ есть специалисты по рисованию и пению, которые могут руководить художественной самодеятельностью учащихся, то в области декламации и драматических постановок руководителями выступают обычно учителя словесники, вовсе не имеющие специальной подготовки. Правда, артисты гортеатра в целом ряде случаев оказывали помощь в этой работе, но обслужить все школы города, а тем более района, они, конечно, не могли. Крепко пришлось поработать многим из учителей самим, чтобы помочь учащимся в художественном чтении и постановках пушкинских произведений, многие трудности остались непобежденными. И вот для всех школьных декламаторов, артистов и «режиссеров» — пушкинский спектакль в гортеатре является очень ценным образцом. Они извлекут из него, помимо художественного наслаждения, чрезвычайно много пользы для себя - после того, как сами поработали над пушкинским текстом. Пушкинский вечер в гортеатре оставляет очень целостное художественное впечатление. И с точки зрения художественного оформления всех четырех картин, и с точки зрения исполнения ролей, особенно выдержанной является постановка «Каменного гостя». Из «Бориса Годунова» настоящим «показательным уроком» является сцена в Корчме. Режиссер спектакля и исполнители ролей, особенно монахов (артисты Волохов и Пешек), могут быть уверены, что оценены и прочувствованы будут каждый их прием и жест. Артисты, выступавшие в концертном отделении, дали хороший пример художественной простоты в чтении Пушкина, простоты, соединенной с выразительностью и глубиной интонаций (Пешек, Волохов, Крымнев, Гусев). Образцом художественного чтения является исполнение Крамовой стихотворения Лермонтова «На смерть поэта». Было бы очень целесообразно пропустить возможно больше учащейся молодежи через пушкинский спектакль. Он должен и несомненно будет стимулировать рост художественной самодеятельности среди нашей молодежи, поднимет эту самодеятельность на более высокую ступень. Л. Морякина» («Призыв», 12 февраля 1937).
«При городском драматическом театре работает семинар руководителей колхозных драматических кружков. Руководителя самодеятельных кружков под руководством режиссеров театра Хадкова, Крымнева и Бартеньева знакомятся с ролью режиссера в спектакле, техникой театрального искусства, с работой над пьесой. Проведены два занятия семинара. На первом занятии присутствовало 11 человек, на втором — 22 человека. В день занятий семинара руководители колхозных драмкружков просмотрели в театре спектакль, после чего коллективно обсудили его» («Призыв», 29 февраля 1937).
«КОВАРСТВО И ЛЮБОВЬ» Как справился наш городской театр с постановкой пьесы «Коварство и любовь»? Творческий коллектив театра (постановщик — художественный руководитель Хадков) правильно подошел к освоению шиллеровского наследства, а следовательно, донес до зрителя образы шиллеровской трагедии. Нельзя не отметить хорошей игры артиста Бартеньева, исполнявшего роль президента фон-Вальтера. Бартеньев правильно понял Шиллера и создал тип жестокого деспота. Через этот образ актер показал зрителю всю затхлую, душную атмосферу, произвол феодалов, князей, их власть над бесправным человеком. Поэтому его игру зритель принимаете большим удовлетворением. Фердинанд, майор, сын президента — артист Рено. Его игра в роли Фердинанда заставляет много переживать. Зритель через образ, созданный артистом Рено, ясно познает всю глубину драматизма, беспомощность и бесправие молодого человека пред всесильным отцом. Богатый средствами сценической выразительности, Рено показал безвыходность и обреченность Фердинанда на гибель, когда он полюбил девушку мещанку, будучи сам дворянином. В этой роля артист Рено показал себя в полной сценической силе и ведет роль все время с большим нарастанием. Вурм — домашний секретарь президента, артист Расторгуев, которого мы знаем по хорошей игре в прошлом сезоне в «Парижском тряпичнике», и в этом сезоне в ряде ролей — находит все новые и новые образы. Тип пресмыкающегося секретаря артистом Расторгуевым показан со всеми его отвратительными чертами. Сложный психологический момент, когда Вурм диктует Луизе письмо и она, подавленная глубокими переживаниями, пишет его гофмаршалу фон-Кальб (при помощи этого письма отец Фердинанда строит расчеты — разрушить союз двух любящих сердец, дабы женить Фердинанда на фаворитке герцога, и этим упрочить свое положение при дворе), разрешен артистом Расторгуевым с большим мастерством. Он хорошо обыгрывает эту сцену, умело показав жестокость над девушкой мещанкой. Артиста Евдокимова зритель видел много раз в различных ролях («Последние» — в роли Петра, в «Славе» — Маяка, в «Ромео и Джульетте» — Париса). Он каждый раз находит все новые и новые краски. Исподняя в пьесе «Коварство и любовь» роль фон-Кальба, артист Евдокимов раскрыл всю никчемность придворной знати, которая только и способна искать подвязки, утерянные леди. У этих людей мелкие страстишки, дрянная мораль, низкие цели, грязные душонки, беспомощность — таков тип фон-Кальба, хорошо раскрытый Евдокимовым. Не плохо также справились со своими ролями артистка Агеева леди-Мильфорд, фаворитка Герцога, и Мацкевич — жена музыканта Мильера. Образы музыканта Мильера (артист Заботин) и его дочери Луизы (артистка Заботина) даны неудачно, чувствуется, что для разрешения этой задачи у исполнителей не хватило силы. Что касается оформления постановки, можно сказать коротко: художник Иванов не мог большего дать по вине дирекции театра, ограничившей возможности художника, но то, что сделано художником, заслуживает хорошей оценки. Б. Виноградов» («Призыв», 13 марта 1937).
«Концерт в драмтеатре Городской драматический театр имени Луначарского пригласил через Ивановскую областную филармонию на гастроль во Владимир московских артистов. 19 марта в гортеатре состоится концерт: с рассказали и скетчами выступают заслуженный артист республики герой труда Александр Михайлович Дорошевич, заслуженная артистка республики Нина Алексеевна Бородкина (в репертуаре произведения Шекспира, Л. Толстого, Максима Горького, Маяковского) и артистка московской эстрады, исполнительница жанровых песен Екатерина Ивановна Попова» («Призыв», 13 марта 1937).
«В городском театре люди, вышедшие в антракт в фойе, бродят из угла в угол по залу. Посидеть негде. Администрация театра не позаботилась поставить кресла» («Призыв», 18 марта 1937).
«24 марта коллектив артистов городского драматического театра им. Луначарского выезжает в клуб фабрики «Организованный труд» с постановкой пьесы Ф. Шиллера «Коварство и любовь» для колхозников Боголюбовского, Лемешенского и других колхозов» («Призыв», 23 марта 1937).
«7 апреля в драмтеатре состоится городская конференция зрителей. С отчетом о работе драмтеатра в этом сезоне выступят директор тов. Жигарев и главный режиссер тов. Хадков. На конференции будет развернута критика работы драмтеатра» («Призыв», 5 апреля 1937).
«В мае этого года отмечается 30-летний юбилей сценической деятельности артиста и режиссера Владимирского городского драмтеатра Леонида Яковлевича Крымнева» («Призыв», 10 апреля 1937).
«Анна Каренина» Что же сделал режиссер-постановщик и артисты, чтобы исправить пробелы пьесы? Очень много. Талантливая артистка Крамова, исполняющая очень трудную и сложную роль Анны, сделала все, чтобы наполнить плотью и кровью этот образ. Ее Анна трогает, волнует, привлекает. Зритель не избежал «плена» этой обаятельной женщины, как не избежал его сам Толстой, хотя так сурово вынес ей свой приговор, бросив ее под колеса поезда. Крамова — Анна очень удачно дополняла автора пьесы. Всеми доступными средствами сценической изобразительности она сумела подчеркнуть и передать заливавшее ее в начале счастье любви к Вронскому, когда и горящие глаза, и живость манер все кричало в ней о счастье любить и быть любимой. Чувство матери в волнующей сцене свидания с сыном также превосходно передано артисткой. Бредовое состояние Анны после родов с лихорадочными, бессвязными речами также передано превосходно. Наконец, нарастание сознания безвыходности своего положения проведено очень последовательно и тонко. Роль Вронского исполнена арт. Евдокимовым очень тонко, поскольку позволили ему узкие рамки, в которые Браз втиснул этот образ, не намекнув даже, как мучительно бился Вронский в попытках найти выход из этой лжи и фальши, которые окружили любимую женщину. Жаль только, что артист, имеющий все данные для того, чтобы создать и внешний облик Вронского, выбрал какой-то неудачный грим, придав своему лицу полное сходство с... Лермонтовым (?) Артист Пешек, игравший Каренина, был безукоризнен. Этот талантливый артист от каждого поворота головы до малейшей интонации сумел перевоплотиться в «бюрократическую машину». Им не была забыта даже такая характерная подробность, подчеркнутая Толстым, как «торчащие уши», которые как то сумел сделать артист. Из остальных исполнителей нужно отметить артистку Агееву (Бетси), которая великолепно изобразила эту изящную великосветскую прожигательницу жизни, однако не умеющую быть надменной. Также очень хороша арт. Мирская в роли великосветской ханжи Лидии Ивановны. Той и другой артистке вполне удались «великосветские» манеры и приемы, чего нельзя сказать про артиста Соколова. Прекрасному исполнителю светских людей артисту Уздемир (мы не забыли его Шаховского во «Врагах») нечего было делать в роли Левина, которую совершенно обескровил инсценировщик, Браз. В общем спектакль «Анна Каренина» дает впечатление полной сыгранности, большой и вдумчивой творческой работы. Для советского зрителя спектакль имеет громадную ценность. В живых образах, на ненужных страданиях, жертвах и гибели женщины времен самодержавия этот спектакль со всей убедительностью показывает раскрепощение женщины Сталинской эпохи от пут, связывавших ее веками. В. Крюкова» («Призыв», 23 апреля 1937).
«Городской драматический театр 30 мая заканчивает зимний сезон. Сейчас коллектив работает над последними тремя пьесами: «Ночкой смотр», — Шкваркина, «Без вины виноватые» и «Женитьба Белугина» — Островского. Последний спектакль в сезоне — 30 мая. Пойдет комедия «Женитьба Белугина» («Призыв», 29 апреля 1937).
«30-летний юбилей сценической деятельности артиста Леонида Яковлевича Крымнева ТОВ. КРЫМНЕВУ Президиум облисполкома поздравляет Вас с 30-летним юбилеем артистической деятельности и желает дальнейшей плодотворной работы. Председатель облисполкома Аггеев *** Тов. Крымневу Л.Я. Горком ВКП(б) поздравляет Вас с 30-летием артистической деятельности. Желаем и в дальнейшей работе неустанно совершенствовать свое мастерство на пользу нашей счастливой социалистической родины. ГОРКОМ ВКП(б). *** Леонид Яковлевич! Президиум Владимирского горсовета приветствует Вас в день 30-летнего юбилея Вашей артистической деятельности и желает Вам здоровья и плодотворной работы в дальнейшем на попроще социалистического искусства. ПРЕЗИДИУМ ГОРСОВЕТА *** Уважаемый Леонид Яковлевич! Горячо поздравляем с 30-летним юбилеем сценической деятельности. Радуемся вместе с Вами и желаем в дальнейшем еще больших успехов. Крепко жмем руку. Редакция газеты «ПРИЗЫВ» *** Дорогой Леонид Яковлевич! Коллектив работников Владимирского театра в день 30-летнего юбилея, приветствуя Вас, выносит пожелание в будущей работе на поприще социалистического искусства быть бодрым и крепким до конца Вашей жизни. КОЛЛЕКТИВ РАБОТНИКОВ ГОРТЕАТРА Леонид Яковлевич Крымнев
30 ЛЕТ HА СЦЕНЕ Сегодня общественность Владимира отмечает 30-летний юбилей сценической деятельности артиста - режиссера Леонида Яковлевича Крымнева. Л.Я. Крымнев родился в 1887 году в городе Керчи, в семье рабочего табачной фабрики. Интерес к театру у Леонида Яковлевича развился еще с юношеских лет. Уже в 1907 году он поступил в одну из провинциальных трупп. Началась трудная, насыщенная всевозможными лишениями театральная жизнь. Подготовка к очередному спектаклю чередовалась у молодого актера с переписыванием текстов ролей (по пятачку с листа, чтобы приработать). Из города в город, из одного театра в другой гнала молодого артиста необеспеченная, бродячая жизнь, так характерная для актеров царской России. Настоящий творческий расцвет юбиляра начался лишь после Октябрьской революции. Л.Я. Крымнев в дни гражданской войны нашел себе достойное место. Вместе с другими актерами он разъезжал по Донбассу, играл для шахтеров и для красных бойцов. Его видели на сцене защитники Советской России, уходящие на взятие Перекопа. Горячо, с большой любовью работал Леонид Яковлевич над образами новых людей, поднятых из низов Октябрьской революцией — творцов и защитников этой революции. В Ивановской области тов. Крымнев работает четвертый год. Владимирский зритель прекрасно знает его по игре в пьесах «Платон Кречет», «Слава», «Профессор Мамлок» и во многих других. Зритель подолгу аплодировал замечательной игре артиста Крымнева, сумевшего так искусно разрешить в пьесе «Платон Кречет» теплый образ преданного делу родины советского интеллигента. Артист долго и много работал над этой ролью. Он посещал городские больницы, читал литературу, беседовал со знакомыми. Но самое важное, что имел он для выполнения этой роли — великую любовь к своей родине, чувство гордости, что он является гражданином советской страны. В пьесе «Профессор Мамлок» мы видели тов. Крымнева в роли немецкого профессора медицины. И в этом спектакле артист играл с большим успехом. Он тонко передал переживания трудового интеллигента фашистской Германии, изменения в мировоззрении немецкого профессора. В настоящее время Леонид Яковлевич является очередным режиссером-постановщиком. Он руководил постановкой большинства классических пьес, поставленных на сцене нашего театра. Прекрасное достоинство юбиляра — он не замыкается в стенах театра. Консультация руководителей колхозных драмкружков, работа в Красной Армии, лекции на семинарах — на все это он находит время, уча других и обогащая свой творческий багаж общением с молодежью, активистами самодеятельного искусства. Пройден большой путь. Впереди предстоит путь еще более интересный. И мы уверены, что в этот дальнейший путь Леонид Яковлевич вступает с той же любовью к театру, к советскому искусству, которое служит счастливому народу, строящему под знаменем партии Ленина — Сталина коммунизм. Бор. Яко» («Призыв», 14 мая 1937).
«Чествование юбиляра 14 мая, в городском драматическом театре общественность города чествовала артиста Л.Я. Крымнева, 30 лет проработавшего в театрах страны. Появление на сцене Леонида Яковлевича Крымнева, исполняющего роль Незнамова в пьесе «Без вины виноватые», весь вал встретил громкими аплодисментами. После 2-го акта председатель городского совета тов. Орлов передал Л.Я. Крымневу приветствия от горкома ВКП(б), горсовета, райисполкома и сообщил, что президиум горсовета постановил: наградить тов. Крымнева почетной грамотой, премировать месячным окладом и предоставлением хорошо благоустроенной квартиры. Приветствие юбиляру от облисполкома и от областного управления по делам искусств передал тов. Давыдов. Облисполком премировал Л.Я. Крымнева 1000 рублями. Райпрофсовет также премирует юбиляра. Зачитывается приказ по дивизии, в частях которой Леонид Яковлевич проводил большую общественную работу; командование дивизии премирует тов. Крымнева. Юбиляра приветствуют и передают подарки представители химического завода, типографии, библиотечного техникума, облмузкомедии, коллектива гортеатра и др. Оргбюро ЦК рабис премирует тов. Крымнева путевкой в Крым, администрация гортеатра — 600 рублями. В заключении зачитываются многочисленные приветственные телеграммы, присланные Леониду Яковлевичу различными организациями и артистами. В ответном слове тов. Крымнев горячо отблагодарил общественные организации и трудящихся Владимира за то внимание, которое они оказали ему в день 30-летнего юбилея. Взволнованную речь Леонид Яковлевич закончил под бурные аплодисменты восклицанием: — Да здравствует наш лучший друг - любимый Сталин!» («Призыв», 16 мая 1937).
«Письмо в редакцию Приношу искреннюю признательность всем организациям, учреждениям и лицам, почтившим меня 14 мая — в день 30-летия моей сценической деятельности. Артист – режиссер Л. Крымнев» («Призыв», 18 мая 1937). «Без вины виноватые» Социалистический роялизм, при постановке на сцене советского театра любого классического произведении, требует от постановщика объективного, правильного и глубокого вскрытия исторической правды, не терпя никаких формальных и стилистических эффектов. Это великолепно усвоил режиссер Л.Я. Крымнев при постановке на сцене нашего драмтеатра пьесы великого русского драматурга Островского «Без вины виноватые». Зритель чувствует большую волнующую силу спектакля, хорошо воспринимает его идейную насыщенность. Образ Незнамова (арт. Крымнев) дается в пьесе не только с внешней стороны: актер показывается не каким-то опоэтизированным безгрешным херувимчиком, все и всех обличающим, щеголяющим своей разочарованностью в жизни,- с большой силой сценической выразительности раскрывается в этом образе вся сложность психологии человека — поневоле «бродяги, непомнящего своего родства». Сквозь внешнюю личину «трактирного героя», скандалиста, зритель чувствует в тоне и в жестах внутреннее благородство Незнамова, его непримиримость к людям, унижающим человеческое достоинство. Сквозь полупьяную дерзость у Незнамова просвечивает юная конфузливость, хотя искалеченного жизнью, но внутренне сильного человека. Роль Кручининой — матери с трогательностью тоскующей о своем сыне, играет актриса Мирская. Хотя вследствие излишней трагической настороженности, неумения во-время прятать свою слезливость, отдельные места в роли звучат не совсем убедительнн и значение образа матери невольно снижается. Этот недостаток не вносит, однако, сильного диссонанса в общую игру Мирской. Артист Евдокимов в роли богатого барина Дудукина, умело перевоплотившись в его образ, очень удачно вскрывает всю ограниченность сознания и душевную пустоту героя. Комика по своим внешним обстоятельствам, трагика в жизни актера Шмагу, незабываемо дает артист Волохов. Не менее яркий образ Миловзорова, пустенького любовника, создает артист Гусев. Артист Уздемир, лишенный внутренней дисциплины, бесчувственно читающий текст с однообразием жестов, совершенно не понял интересного образа карьериста Мурова. Сценическое оформление спектакля (художник Борщев) сделано не только с большим вкусом, но и с знанием условий, в которых протекает действие пьесы. Отмечая 30-лотие своей сценической деятельности постановкой пьесы «Без вины виноватые» актер-режиссер Л.Я. Крымнев лишний раз доказал, что классическое произведение имеет право на жизнь на сцене нашего театра только в том случае, если спектакль доходит до сознания зрителя, как произведение, в которое творчество советского художника режиссера вдохнуло новую жизнь, заставило и зазвучать его по-новому, делая этим спектакль нужным, дышащим, а не сухой и безжизненной мумией. А. Горшков» («Призыв», 21 мая 1937).
С 11 июня в клубе им. Молотова начинает гастроли передвижной театр музыкальной комедии при Ивановской облфилармонии. «По техническим причинам гастроли передвижного театра музыкальной комедии переносятся из клуба имени Молотова в помещение городского драматического театра. Цены на места снижены. Стоимость билетов теперь установлена от 2 до 7 рублей. Вчера в гортеатре состоялся первый спектакль. Шла оперетта в 3 действиях «Последний Чардаш» («Призыв», 12 июня 1937).
«Завтра во Владимир приезжает Ленинградский театр марионеток» («Призыв», 12 июля 1937).
«Гастроли во Владимире транспортного драмтеатра В наш город приезжает драматический театр железной дороги имени Дзержинского. Первые гастроли театра состоятся 23 и 24 июля в помещении городского драмтеатра. С 25 июля по 5 августа артисты будут выступать в летнем театре городского парка. Помещение летнего театра сейчас ремонтируется» («Призыв», 22 июля 1937).
«Как мы уже сообщали, во Владимир на гастроли приехал московский драматический театр железной дороги им. Дзержинского. Сегодня, в помещении городского драмтеатра, состоится вторая гастроль театра. Артисты показывают мелодраму Гордина «Сиротка Хася». В главных ролях участвуют актеры: Лежнева, Резнев, Прижабаловский, Разумовская и Аполонский» («Призыв», 24 июля 1937).
«Уже 10 дней гастролирует во Владимире Рыбинский государственный театр кукол. Театр дает постановки всюду — в городской парке, на датских площадках, в клубах, в рабочих поселках и просто во дворах. Где бы театр ни появился, всюду он находит зрителя» («Призыв», 28 июля 1937).
«23 сентября открывается сезон в нашем драматическом театре им. Луначарского. Труппа актеров значительно обновлена. Из 33 артистов — 20 новых. Из актеров, работавших прошлый сезон, остались сейчас в труппе Расторгуев, Уздемир, Евдокимов, Волохов, Назаров, Громов, Соколов А., Капралов, Мирская, Опалихина, Кирская, Юсан и Белышева. Приглашен новый художественный руководитель и главный режиссер Б.А. Радов, работавший до этого режиссером Одесского драмтеатра. Также приглашены: режиссером Тургенев В.И. — из Тамбовского драмтеатра, актер Мирвольский Н.Ф. (на амплуа героя), актриса Матези Л.А. — героиня, художник Леферов Г.М. и другие. За сезон труппа поставит 15-16 премьер. В первый день пойдет пьеса Прута «Год 19-ый», затем «Волки и овцы» А. Островского. В репертуаре пьесы: «На дне», «Мещане» — М. Горького, «Царь Федор Иоаннович» - А. Толстого, «Тартюф» — Мольер», «Слуга двух господ» — Гольдони, «Виндзорские проказницы» Шекспира, «Принцесса Турандот» — Гоцци и др. До открытия театрального сезона остается незначительное время, но городской совет нисколько не заботится о проведении работ в театре. Не разрешен пока и вопрос с квартирами для всех вновь приезжающих артистов. Бор. ЯКО» («Призыв», 17 августа 1937). «Что мы покажем зрителю 7 ноября 1937 года — это важнейшая дата в истории борьбы рабочего класса и трудящихся за социализм. Этот день должен стать грандиозным, всенародным торжеством, когда-либо имевшим место в человеческой истории. Эта дата обязывает нас помнить, что все наши работы в этот год должны пройти под знаком Великой Октябрьской революции. Коммунистическая партия и советская власть с первых же дней Великой Пролетарской революции уделяли громадное внимание вопросам искусства и в частности театру. Чем больше рос советский театр, тем больше мужала Советская драматургия, тем нагляднее обрисовывалась и магистральная линия нашего сценического искусства, линия социалистического реализма. Только лучшие пьесы наших советских драматургов, лучшие образцы классической драматургии должны быть показаны в этот замечательный год. Какие пьесы мы намечаем? В нашем репертуаре советские драматурги: «Земля» Вирта, «Пограничники» — Биль-Белоцерковского, «Очная ставка» — Шейнина и Тур, «Лес шумит» — Пермяка, «Год 19-й» — Прута, «Алькозар» — Мдивани, «Половчанские сады» — Леонова, «Наши дни» - Вашенцева. Мы покажем также пьесы и русских и иностранных классиков: «Волки и овцы» — Островского, «Варвары» и «Мещане» — Горького, «Виндзорские проказники» — Шекспира, «Тартюф» — Мольера, «Собака на сене» — Гольдони, «Лауренсия» (Овечий источник) — Лопе-де-Вега, советская комедия «Мелкие козыри» — Ардова. Разрабатывая тематический план работы нашего театра, мы старались охватить актуальнейшие темы нашей действительности и нашего прошлого, которое мы обязаны критически осваивать и изучать. Наполненные радостным сознанием что мы живем и работаем в лучшей из эпох — эпоху великого Сталина мы готовы со всеми работниками искусства отдать все наши силы и знания, чтобы выполнить возложенную на нас партией и правительством почетную задачу в проведении XX годовщины Октябрьской революции. Художественный руководитель гортеатра Б. Радов» («Призыв», 6 сентября 1937).
«Развернем культурную работу вокруг театра Как и в прошлых сезонах, в репертуаре нашего театра видное место будут занимать в предстоящем сезоне произведения старых писателей — русских и иностранных: Мольера, Лопе-де-Вега, А.К. Толстого, Островского и др. Если огромное значение театра в культурном росте масс вообще, то, в частности, большую ценность представляют постановки произведений крупных драматургов прошлого. Такие спектакли в живых картинах и ярких образах раскрывают перед зрителем прошлое, зажигают в нем с новой силой ненависть ко всей фальши, рабству, гнету, на которых строится классовое общество; помогают глубже осознать те «родимые пятна» этого проклятого прошлого, которые нам и сейчас мешают строить новую жизнь и выковывать сознание нового человека. Группа преподавателей-словесников нашего города задалась целью сделать все возможное для того, чтобы владимирский зритель, в частности молодежь, получила максимальную пользу для своего культурного роста от этих спектаклей нашего театра. С этой целью перед постановками на сцене гортеатра произведений русских и европейских классиков мы будем проводить лекции об эпохе, жизни и творчество данного писателя. Каждая лекция будет проводиться два раза: один раз в читальне при центральной библиотеке для граждан вообще и другой раз — в одном из учебных заведений города — для учащейся молодежи. Приступая к организации этих лекций, мы обращаемся, во-первых, ко всем культурникам предприятий с просьбой создать внимание к этим лекциям среди своих работников и тем содействовать успеху этого начинания. Во-вторых, обращаемся ко всем учителям-словесникам города и литературоведам вообще с призывом присоединиться к инициативной группе, принять участие в работе — и тем самым дать ей и должный размах и достаточную прочность. По поручению инициативной группы — преподаватель текстильного рабфака Л. Морякина» («Призыв», 16 сентября 1937).
«Коллектив артистов городского драматического театра в октябре этого года намечает сделать поездки с пьесами: в Ковров, Гусь-Хрустальный, на фабрики им. Свердлова и «Организованный труд» («Призыв», 27 сентября 1937).
«25 сентября в свой выходной день инициативная группа театра провела интересную прогулку в лес. Расположившись в сухом сосновом бору, артисты приятно отдохнули. Совершенно в необыкновенной обстановке режиссер театра т. Тургенев прочитал новую пьесу, которую с удовольствием и с большим восприятием прослушали собравшиеся. За воображаемым столом (обед был накрыт прямо на песке) горячо обсуждали тот или иной вопрос. Старшие товарищи поделились воспоминаниями дореволюционного театра с его грубой эксплуатацией актера. И нам, молодым работникам, лишний раз становится ясно, что только теперь, в советском театре, можно радостно и весело творить для близкого нам зрителя. Артист П.Н. Щукин» («Призыв», 28 сентября 1937).
 Сцена из 3-го акта спектакля «Тартюф» в постановке режиссера Тургенева. Тартюф — артист Уздемир и Эльмира — артистка Каренина.
Далее »»» Владимирский городской театр драмы им. А.В. Луначарского в 1939 году
|