«РАЗНООБРАЗИТЬ РЕПЕРТУАР Театр, как известно, имеет громадное значение в деле умственного, эстетического и общественного развития зрителя. Но театр может быть таким лишь при условии, если пьесы, которые в нем ставятся, глубоко идейны по содержанию, игра артистов образцова и репертуар разнообразен. Если с этой стороны посмотреть на работу нашего театра, то выводы будут по совсем удовлетворительны. Правда, выбор пьес здесь в большинстве своем не плох, игра артистов не дурна, но репертуар заставляет желать много лучшего. Он однообразен. Постоянно повторяются одни и те же пьесы, особенно трагедия «Коварство и любовь», которая за последние два—три года ставилась десятки раз. Но печальнее всего то, что руководители театра, составляя репертуарный план, всегда игнорируют интересы учащихся, которых в нашем городе очень много. В самом деле, ни одной из тех пьес, которые разбираются и изучаются в школах, например, «Ревивор», «Недоросль», «Горе от ума», «Свои люди — сочтемся», «На дне», «Вишневый сад» и целый ряд других, совсем не появляется на сцене нашего театра. А между тем, какое громадное значение для учащихся имеет просмотр их на сцене! Содержание драматического произведения становится понятнее, усваивается оно лучше, разбор пьесы учащимися под руководством учителя и самостоятельный делается более плодотворным. Обо всем этом педагоги не раз говорили дирекции театра, но и до сих пор результата никакого нет. Учитель Д. Соловьев. БРИГАДА АРТИСТОВ НА ФАБРИКЕ Группа артистов гортеатра, в составе тт. Евдокимова, Волохова, Опалихиной, Ордынского, Юсан и других выезжала на фабрику «Пионер». Здесь она поставила отрывок из пьесы «Коварство и любовь». Постановка оставила у рабочих и служащих фабрики хорошее впечатление. А. Рождественская» («Призыв», 19 февраля 1941).
««Сентиментальный вальс» Наш театр поставил пьесу О. Литовского «Сентиментальный вальс». Она проста по содержанию. Действие первого акта пьесы происходит в 1920 году, в тылу у белых. Работники подпольного комитета партии большевиков: Виктор Лапин, Наташа, Николай Мельгунов, Василиса – дружно спаяны общей работой в подполье. Виктор и Наташа любят друг друга. У них должен быть ребенок. Николай тоже любит Наташу, которая относится к нему как к брату. И все они вместе любят музыку «Сентиментального вальса» Чайковского. Этому вальсу суждено быть причиной многих событий в их жизни. Случилось несчастье. Виктор Лапин арестован контрразведкой. Наташа переживает мучительные дни. Потом она узнает от Николая, что Виктор расстрелян белыми. Проходит 19 лет. Время многое изменилось в жизни Наташи. Она стала женой Николая Мельгунова, Мельгунов – известный летчик. Сын, названный именем отца, Виктор уже взрослый молодой человек. Учится в консерватории. Он любит Николая, как родного отца, нисколько не подозревая, что его отец Виктор Лапин погиб 19 лет назад. Но оказывается Лапин жив. При расстреле он был только тяжело ранен. А тут же вступившая в город Красная Армия спасла ему жизнь. Но от сильных переживаний у него образовался провал в памяти. Он не помнит ни своей работы в подполье, ни Наташи, ни друга Николая. Он стал видным химиком-изобретателем. Случайный услышанный напев мотива «Сентиментального вальса» восстанавливает его память. Он все вспомнил: Наташу, у которой должен быть от него ребенок, друга Николая Мельгунова… Спектакль легко и с большим интересом воспринимается зрителем постановщик Виктор Блок умело использовал внешние события пьесы, как канву, оттеняя этим весь драматизм положения героев. Но показ глубоких душевных переживаний героев должен идти не по линии создания внешних сценических эффектов (как это сделал Блок), а путем вскрытия внутренних причин конфликта, чего нет в спектакле. Не поэтому ли излишняя сгущенность красок в переживаниях героев, вместо страстности и искренности, рождает в них порой душевную надломленность, неестественность чувств и дешевенькую сентиментальность. Это чувствуется и в сцене встречи Виктора с Наташей (3 акт), и в картине воспоминания Наташи о Викторе (второй акт), и особенно в первом акте, где момент грозы (беспрерывно гром и молнии) совершенно заслоняет страдания живого человека, Наташи. Эти режиссерские недостатки не только снижают воспитательную и эмоциональную ценность спектакля, но и заглушают социальные мотивы пьесы – дружба, любовь, как лучшие спутники борьбы за лучшую жизнь. Главную роль – Виктора Лапина – исполняет артист – Григорьев. Роль ответственная и трудная. И если на первых порах Григорьев чрезмерно ровен и медлителен, то постепенно он разыгрывается. В сценах – воспоминание о своем прошлом, встречи с Наташей и Николаем – Григорьев показал замечательную сценическую выразительность и создал этим сильный, цельный, удивительно жизненный образ Виктора Лапина. Не менее удачно исполняет артистка Рунич роль Наташи. Она сумела оттенить все неуловимые настроения и переживания Наташи, ее любовные треволнения, нежные, недосказанные чувства будущей матери. Если и чувствуется в ее игре излишняя трагичность, преждевременная надломленность, то виной этому общий недостатков спектакля. Настойчивый, умный, умеющий владеть собой Николай Мельгунов хорошо передан артистом Уадемиром. Но в нем слишком много рассудочности, мало горячности, молодой страстности влюбленного юноши. Уадемир слишком рано ведет драматическую напряженность, очень поспешно подчеркивает уверенность в своих поступках, от этого образ в своем полнокровии многое теряет. Проникновенно и просто, увлекательно и искренне проводит роль Василисы артистка Рамина. Образы Нины Степановой (артистка Опалихина) и Никанора Коршунова (артист Жуковский) даны с подчеркнутой холодностью и вполне удачно гармонируют со всем ходом действия пьесы. А. Горшков» («Призыв», 26 февраля 1941). «Наш театр поставил пьесу О. Литовского «Сентиментальный вальс». Она проста по содержанию. Действие первого акта пьесы происходит в 1920 году, в тылу у белых. Работники подпольного комитета партии большевиков: Виктор Лапин, Наташа, Николай Мельгунов, Василиса — дружно спаяны общей работой в подполье. Виктор и Наташа любят друг друга. У них должен быть ребенок. Николай тоже любит Наташу, которая относится к нему как к брату. И все они вместе любят музыку «Сентиментального вальса» Чайковского. Этому вальсу суждено быть причиной многих событий в их жизни. Случилось несчастье. Виктор Лапин арестован контрразведкой. Наташа переживает мучительные дни. Потом она узнает от Николая, что Виктор расстрелян белыми. Проходит 19 лет. Время многое изменило в жизни Наташи. Она стала женой Николая Мельгунова. Мельгунов — известный летчик. Сын, названный именем отца, Виктор уже взрослый молодой человек. Учится в консерватории. Он любит Николая, как родного отца, нисколько не подозревая, что его отец Виктор Лапин погиб 19 лет назад. Но оказывается Лапин жив. При расстреле он был только тяжело ранен. А тут же вступившая в город Красная Армия спасла ему жизнь. Но от сильных переживаний у него образовался провал в памяти. Он не помнит ни своей работы в подполье, ни Наташи, ни друга Николая. Он стал видным химиком-изобретателем. Случайный услышанный напев мотива «Сентиментального вальса» восстанавливает его память. Он все вспомнил: Наташу, у которой должен быть от него ребенок, друга Николая Мельгунова... Спектакль легко и с большим интересом воспринимается зрителем. Постановщик Виктор Блок умело использовал внешние события пьесы, как канву, оттеняя этим весь драматизм положения героев. Но показ глубоких душевных переживаний героев должен идти не по линии создания внешних сценических эффектов (как это сделал Блок), а путем вскрытия внутренних причин конфликта, чего нет в спектакле. Не поэтому ли излишняя
сгущенность красок в переживаниях героев, вместо страстности и искренности, рождает в них порой душевную надломленность, неестественность чувств и дешевенькую сентиментальность. Это чувствуется и в сцене встречи Виктора с Наташей (3 акт), и в картине воспоминания Наташи о Викторе (второй акт), и особенно в первом акте, где момент грозы (беспрерывно гром и молния) совершенно заслоняет страдания живого человека, Наташи. Эти режиссерские недостатки не только снижают воспитательную и эмоциональную ценность спектакля, но и заглушают социальные мотивы пьесы - дружба, любовь, как лучшие спутники борьбы за лучшую жизнь. Главную роль — Виктора Лапина — исполняет артист Григорьев. Роль ответственная и трудная. И если на первых порах Григорьев чрезмерно ровен и медлителен, то постепенно он разыгрывается. В сценах — воспоминание о своем прошлом, встречи с Наташей и Николаем — Григорьев показал замечательную сценическую выразительность и создал этим сильный, цельный, удивительно жизненный образ Виктора Лапина. Не менее удачно исполняет артистка Рунич роль Наташи. Она сумела оттенить все неуловимые настроения и переживания Наташи, ее любовные треволнения, нежные, недосказанные чувства будущей матери. Если и чувствуется в ее игре излишняя трагичность, преждевременная надломленность, то виной этому общий недостаток спектакля. Настойчивый, умный, умеющий владеть собой Николай Мельгунов хорошо передан артистом Уздемиром. Но в нем слишком много рассудочности, мало горячности, молодой страстности влюбленного юноши. Уздемир слишком рано ведет драматическую напряженность, очень неспешно подчеркивает уверенность в своих поступках, от этого образ в своем полнокровии многое теряет. Проникновенно и просто, увлекательно и искренне проводит роль Василисы артистка Рамина. Образы Нины Степановой (артистка Опалихина) и Никанора Коршунова (артист Жуковский) даны с подчеркнутой холодностью и вполне удачно гармонируют со всем ходом действия пьесы. А. Горшков» («Призыв», 26 февраля 1941).
«БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ» Стремясь писать не только о народе, но и для народа, Островский нередко обращался к мелодраме. Но мелодраматические схемы писатель всегда наполнял социально-бытовым и психологическим содержанием. Источником пьесы «Без вины вяловатые» (1884 г.) послужила мелодрама К. Гуцкова «Леди Микельсфильд», упоминаемая в пьесе. Эта реалистическая драма (неправильно названная комедией) наполнена большим социальным звучанием. Вдохновленный ростом демократических настроений 70—80 годов, Островский наиболее обнаженно показал в пьесе цинизм буржуазных нравов, остро поставил вопрос о «незаконных» детях, отразил рост протестантских настроений в русском обществе. Задачей театра следовательно было не ограничиваться мелодраматическими эффектами, а полностью передать это социальное настроение. В основном коллектив справился с задачей, хотя и вызывает некоторые замечания. Артистка Мирская в роли актрисы Кручининой не только мать, тоскующая о потерянном ребенке, но и женщина, оскорбленная в лучших чувствах одним из буржуазных дельцов — Муровым, которым «все позволено». Но роль актрисы, ценящей свое искусство выше денег, оттенена слабо. Нет живости, проникновенности в том месте, где Кручинина говорит об артистических талантах Незнамова. Артист Евдокимов убедительно передает страдание Незнамова, его положение «незаконнорожденного», его потерю веры в человека. Но Незнамов — протестант по замыслу Островского. Социальный протест звучит хотя бы в его словах: «Я не вор и наклонности к этому не чувствую. Я не разбойник, не убийца, во мне кровожадных инстинктов нет»... Протест должен выражаться и во внешнем поведении: в повышенном тоне, грубости и т. д. Однако протестантские черты не нашли достаточного отражения в игре Евдокимова. Нет большой самоуверенности, не слышно громкого голоса, о котором говорит Муров — персонаж пьесы. Не отысканы соответствующие жесты. Злой, острый взгляд бегающих глаз, большая живость интонаций, движений, характерных жестов в игре тов. Муравской (роль актрисы Коринкиной) дает ясное представление о типе интриганки, которыми изобиловала дореволюционная сцена. Легко, правдиво и без шаржа дан образ первого любовника, ограниченного «красавчика» Миловзорова (арт. Румянцев). Образы — вещи играют большую роль в пьесах Островского. Это учел тов. Волохов (Шмага). Артист тщательно обдумал костюм персонажа пьесы — вплоть до бесподобных по изношенности башмаков, ярлычка на купленном пальто. Шмага колоритен, но образ его раскрыт недостаточно глубоко. Оскорбленное чувство человеческого достоинства почти не показано в этом тоже «виноватом без вины». Художественно выполнена небольшая, но трудная роль Галчихи (арт. Юсан). Мало удовлетворяет исполнение роли Мурова (арт. Смирнов). Муров сух и безжизненен. Артист Ордынский повторяет в образе Дудукина Кнурова, героя пьесы «Бесприданница». Он до странности нейтрален к происходящему на сцене. Мало следит, например, за переживаниями Кручининой, а переживания ее, наоборот, должны вызывать в нем интерес. Режиссерское вмешательство Евдокимова оказало двоякое влияние на постановку. Исключение первого акта обеднило ее. Кстати сказать, не этим ли можно объяснить то, что образ Мурова получился безжизненным. Между тем он несет большую идейную нагрузку. Дополнительно внесенный мелодраматический элемент — пение «сердцещипательного» романса — помог оттенить уродливые стороны быта и переживания действующих лиц. Это оживило и ход действия. Вполне удовлетворяет декоративное оформление, особенно в последней сцене. Постановщику необходимо поработать над отделкой не вполне удавшихся ролей. Требует доработки последняя массовая сцена. Артисты — «гости» просто не знают, как вести себя в тот момент, когда мать и сын узнают друг друга. Е. Никольская, преподаватель первой средней школы» («Призыв», 2 марта 1941).
«КОНЦЕРТ В ГОРТЕАТРЕ Hа-днях в помещении гортеатра с большим концертом в выступил кружок художественной самодеятельности второй советской больницы под руководством медсестры Е. Прохоровой. Зрительный зал был переполнен. Аудитория тепло встречала исполнителей. Многие номера, по просьбе присутствовавших, были повторены. В частности, хорошо были исполнены «Песня о Сталине», «Сталин — наша слава», «Танкисты», «Глухой неведомой тайгой», инсценирован «Утро в колхозе» и «Зять и теща» и т. д. Много было исполнено сольных номеров. Весь чистый сбор от концерта поступил в пользу МОПР. Е. Тюгова» («Призыв», 5 марта 1941).
«Наши новые постановки Задача воспитания трудящихся масс в духе коммунизма требует от театра показа таких произведений, где бы сквозь судьбы отдельных личностей был виден рост социалистического сознания людей нашей страны. Формирование коммунистического человека — это борьба за постепенную ликвидацию противоположности между умственным и физическим трудом. Труд коммунистического человеко так же вдохновенен, как вдохновенно творчество. Труд становится огромной радостью. Поднимая эту тему на сцене театра, мы остановились на пьесе А. Корнейчука «Платон Кречет». Эта пьеса, написанная несколько лет назад, не только не потеряла своей ценности, но и стала еще нужней в дни, когда задача коммунистического воспитания трудящихся становятся в центре внимание. Пьеса занимательно построена, с большой глубиной внутренней мысли. Она ставит проблему героини в нашей действительности и правильно разрешает ее. Наша страна развертывает перед каждым человеком огромные творческие возможности, открывает широкое поле для героической деятельности. Положительным героем нашего времени является тот, кто осуществляет эти возможности — таков смысл пьесы. Большов человек Платон Кречет, врач-хирург полон любви к людям. Большевик-специалист, он влюблен в свое дело - хирургию и отдает все свои силы разрешению идеи борьбы со смертью, с преждевременной старостью. Кречет поднимает свою профессию до огромных высот и превращает ее в искусство беззаветного служения своей родине, человечеству. Кречет ищет новых путей своей профессии, терпит поражения, встречает трудности, но он полон творческого энтузиазма и поэтому побеждает. Наш коллектив, работая над этой пьесой, поставил задачу создать ряд крепких, верно очерченных и правдиво раскрытых образов, создать яркий, убедительный оптимистический спектакль. Когда мы заканчивали работу над пьесой — вышло постановление о премировании сталинской премией А. Корнейчука за пьесу «Платон Кречет». Это постановление налагает на нас еще большую ответственность в показе пьесы и подтверждает правильность выбора ее театром. Вторая наша новая работа — это инсценировка романа Е. Войнич «Овод». Выбор этой пьесы определяется стремлением к показу сильной личности, достойной подражания. Кто не зачитывался этим замечательным романом? Покойный Николай Островский, автор романа «Как закалялась сталь», говорил, что образ Овода должен являться примером для каждого революционера. Наша задача сводится к тому, чтобы правильно осветить социально-политические события Италии 19 века и зажечь нашего зрителя мужеством, героизмом и революционной страстностью Овода. Инсценировка стремится как можно шире охватить страницы романа и показать их в масштабах театра. Коллектив, работающий над «Оводом», с большим энтузиазмом овладевает этой интересной пьесой и хочет показать зрителю подлинно волнующий спектакль. Художественный руководитель театра В. Блок» («Призыв», 18 марта 1941).
«Общественная работа коллектива театра Коллектив Владимирского драмтеатра ведет большую общественную работу как в самом театре, так и вне его, имея тесную связь с массами трудящихся. Ток, артисты театра принимают самое активное участие в организации концертов в пользу МОПР, проводимых горкомом МОПР. Связаны они с драматическими кружками города, некоторые артисты (например, тт. Коротков, Жуковский, Ордынский и другие) руководят этими кружками. Несколько раз артисты оказывали большую помощь городской центральной библиотеке в проведении литературных вечеров. Это особенно относится к артистам Опалихиной, Короткову, Ордынскому, Григорьеву и другим. Сегодня в библиотеке состоится литературный вечер, посвященный 73-й годовщине со дня рождения А.М. Горького. На этом вечере также будут выступать артисты гортеатра. Читатели библиотеки всегда очень довольны подобными выступлениями. Зав. читальней Е. Наследникова» («Призыв», 26 марта 1941). «КТО СМЕЕТСЯ ПОСЛЕДНИЙ» Комедия Сталинского лауреата Кондрата Крапивы «Кто смеется последний» — яркая, бичующая сатира. Сюжет не сложен. Авантюрист, склочник и клеветник Горлохвастский, пропитанный троцкистским душком, темными путями пробирается на место директора института. Он выдает себя за палеонтолога. Застращивая робких, обманывая и льстя честным, смелым, Горлохвастский пытается на их спинах «пролезть» в науку, сделать себе карьеру. Для этого он использует профессора Черноуса, страдающего излишней доверчивостью, жалкого, трусливого научного работника Тулягу, подхалима и сплетника младшего научного сотрудника Зелкина. Жулик Горлохвастский пускает против Черноуса подлую стрелу клеветы, он запугивает Тулягу, который пишет ему научную работу. Секретарь парткома чувствует в Горлохвастском проходимца и жулика. Он чутко подходит к Туляге. Тот восстает против Горлохвастского, у него рождается мужество советского гражданина, которого недоставало. Нарочно написанный им научный труд для Горлохвастского о «Свинячьем мамонте», новом ископаемом, — бред, чепуха. Горлохвастский разоблачен. Таков сюжет пьесы. Поразительна смелость, свежесть яркого таланта Крапивы, который сумел создать эту сатирическую, реальную комедию. Он четко, с предельной ясностью, обнажил ничтожество Горлохвастского, его жены, Зелкина, с одной стороны, и подкупающую простоту, правдивость Туляги, положительных героев — Черноуса, Левановича, Веры. От пьесы веет оптимизмом, бодростью. Советских людей он изображает бдительными, сильными, морально непоколебимыми. Театр правильно понял идею пьесы и сумел очень просто разрешить ее. Режиссер В.Д. Смирнов делает комедию реалистической. Роль Горлохвастского ведет сам режиссер. Его персонаж, это олицетворение подлости. Невзыскательный художник обязательно дал бы Горлохвастского картинным злодеем! Но артист В.Д. Смирнов умело лепит образ проходимца — врага, его приспособляемость к одним, льстивость и бесцеремонную наглость — к другим. Роль Туляги исполняет Назаров. В Туляге не только трус, в нем страх гоголевского Акакия Акакиевича — «как бы чего не случилось» — и просыпающийся человек, после моральной поддержки. Актер правильно понял роль, но у него много еще недоработки. Тогда, когда в Туляге просыпается советский гражданин, особенно при разговоре с секретарем парткома, тогда, когда он подсовывает Горлохвастскому «свинячьего мамонта» - в этих местах Назаров теряется и не знает, как подать роль. Очень оригинально и смешно, без шаржа дает роль Зелкина артист Румянцев. Тонко, с юмором он рисует его подхалимство, страсть к подслушиванию, к сплетням. Ничуть не мешает то, что Румянцев заимствует манеру актерской игры у Эраста Гарина, известного зрителю по кинофильму «Музыкальная история». У Румянцева такая же медлительная походка, выражение лица, но в последнем акте Румянцев «переборщил». Зелкин в момент разоблачения получился совсем не тем, каким он должен быть. Не лучше ли ему придать животный ужас, тупой страх, растерянность? Безукоризненно провел роль Черноуса артист Ордынский. В характерном жесте, манере держать себя он нарисовал живую, темпераментную фигуру честного, искреннего советского гражданина. Артистка Опалихина в роли Веры, артист Примеров в роли Левановича постарались избежать схемы, «безликости», наполнили их индивидуальными внутренними характеристиками. Но артисту Примерову, более неопытному, нужно побольше страсти. Он холоден, особенно в разговоре с Верой во втором акте. Артистка Левговд, играющая Зелкину, не во всех моментах хороша. Часто она утрирует образ. Очень неудачно подобрана роль для артистки Валентины Прусаковой — Незнакомая женщина. Ей более подходит драматизм, глубина чувств и поэтому она играет довольно неудачно легкомысленную женщину-пустозвонку. По замыслу автора она с простодушным лукавством, даже может быть не догадываясь, передает увиденное. А этого у Прусаковой не получается. Хорошо провела роль уборщицы тети Кати артистка Мирская. Из массовых сцен требует доработки последний акт. Актеры в момент разоблачения Горлохвастского стоят безжизненной группой. Коллективу особенно нужно поработать над сыгранностью всего ансамбля. Пьеса часто идет не в темпе. Во втором акте спешка, но вобщем постановка — бесспорная удача театра. Она с удовольствием воспринимается зрителем. А. Леваков» («Призыв», 19 апреля 1941).
«Почетная грамота кинотеатру «Художественный» Владимирский кинотеатр «Художественный» по показателям своей работы является одним из передовых в Ивановской области. Коллектив театра давно держит переходящее красное знамя областного отдела кинофикации и обкома союза кинофотоработников. Ha-днях на заседании жюри Комитета по делам кинематографии и ЦК союза кинофотоработников обсуждались итоги социалистического соревнования кинотеатров Советского Союза в 1940 году. Тринадцати передовым кинотеатрам СССР на этом заседании присуждены почетные грамоты. В числе их награжден почетной грамотой и Владимирский театр «Художественный». Коллектив театра с большим подъемом встретил сообщение о высокой награде. В ответ на награду он взял обязательство работать еще лучше, добиваться новых успехов. Радостные дни переживает коллектив кино-театра «Художественный» — нам присуждена почетная грамота. Особенно большую радость переживаю я, проработавшая в театре 15 лет. Награждение обязывает нас с еще большей энергией и старанием обслужить советского зрителя. Сотрудница кинотеатра О.Д. Каменская» («Призыв», 30 апреля 1941). «РЮИ-БЛАЗ». Городской театр заканчивает зимний сезон новой пьесой В. Гюго «Рюн-Блаз». Выбор романтической пьесы обусловлен желанием театра показать спектакль полный громадного внутреннего подъема и большого пафоса. Драма «Рюи-Блаз» — одна из лучших пьес знаменитого романтика. Сюжет взят из испанской жизни XVII века. Мадрид. Королевский дворец. В раззолоченных покоях тоскует молодая королева. Лакей Рюи-Блаз влюблен в нее. Изгнанный из двора дон Саллюстий готовит страшную месть королеве и в качестве орудия избирает Рюи-Блаза, выдавая его за своего исчезнувшего брата. Он вводит лакея в придворный круг. Рюи-Блаз получает приказ сделаться любовником королевы. Лакей вознесен на вершину человеческого могущества, становится всесильным министром, использует свое положение для борьбы с вельможами, пэрами Испании, беспощадно эксплуатирующими народ. Самые неожиданные положения, столкновения злых и добрых намерений, страстная взволнованность и пылкость делают пьесу интересной. Драмтеатр, ставя «Рюи-Блаз», хочет сделать спектакль насыщенным идейным звучанием. Перевод пьесы с французского языка сделан поэтом Арго в рифмованных стихах. Искренним желанием постановщика и всего творческого коллектива являлись показ интересного, яркого театрального спектакля, утверждающего гуманизм, как высшую форму человеколюбия. Художественный руководитель театра В. Блок» («Призыв», 13 мая 1941). «На сцене нашего театра поставлена вторая пьеса знаменитого французского писателя Виктора Гюго «Рюи Блаз» (первая — «Мария Тюдор»). Как и первая, эта пьеса, написанная в 1838 г., принадлежит к циклу романтических драм. В драме «Рюи Блаз» проходит борьба между развращенной знатью, легкомысленным дворянством обреченной монархии и единственно здоровым элементом общества, представленным в лице лакея Рюи Блаз. Постановщик этой пьесы на нашей сцене главный режиссер т. В. Блок продумал и поставил ее в надлежащем плане с сохранением всех особенностей, присущих романтическим пьесам Гюго. Основная из этих особенностей — это сгущение красок как в комическом, так и в трагическом. Роли распределены очень удачно, и спектакль оставляет яркое, красочное впечатление. С трудной ролью Рюи Блаза артист Евдокимов справился хорошо. Артист уже с первого действия сразу дает почувствовать благородство натуры этого, всего только, лакея и показывает его внутреннюю борьбу, когда он пишет под диктовку дона Саллюстия закабаляющее его обязательство. Когда по ходу пьесы Рюи Блаз становится игрушкой в руках своего господина, то и тогда, на каждом новом этапе своего возвышения он остается честным, благородным и гуманным. Евдокимов очень резко сумел подчеркнуть душевное превосходство человека из народа над ничтожными представителями придворной знати. Очень взволнованно и сильно проводит артист сцену, когда бывший лакей, ставший всесильным временщиком, бросает гневные упреки министрам, поделившим между собой страну, взявшим ее на откуп и разоряющим
народ. С глубоким чувством любви проведена им также сцена объяснения с королевой. Королеву, которую любит Рюи Блаз, играет артистка Сухарева. Эта талантливая артистка с каждой новой ролью (а их было немало) обнаруживает большую способность перевоплощаться и находить внутреннюю сущность каждого образа. На этот раз артистка создала образ романтической, мечтательной бывшей немецкой принцессы. Она прекрасно передала безысходную тоску молодой души, жаждущей жизни и сильного чувства и повсюду, на каждом шагу, встречающей запреты строгого этикета королевского двора. Как цветок к свету тянулась она к страстному чувству Рюи Блаза — любящая женщина признается, что любит его даже в лакейской ливрее, прощает ему обман, но — поздно. Рюи Блаз уже принял яд. От этих трагических образов мысль невольно переходит к сильно комическому, гротескому образу дон-Сезара де Базан (артист Мирвольский). Этот бывший аристократ, порвавший со своим классом, перестал понимать и защищать интересы своего класса и делается каким-то своеобразным «рыцарем без страха и упрека». Это тоже своего рода носитель идей гуманности. Недаром же он, в исполнении артиста Мирвольского, невозмутимый и комичный, всегда с шуткой и остротами на устах, приходит в ярость, когда его брат аристократ предлагает ему сделать подлость — интриги против беззащитной женщины. Игра артиста Мирвольского, его непрерывные каламбуры, вызывавшие единодушный смех зрителя, очень оживляли пьесу. Его нельзя упрекнуть в шарже, так как такую роль, всю построенную на комические положениях (вплоть до того, что он попадает в комнату через камин), иначе играть нельзя. Другая комическая роль (Дон-Гуритан) отлично проведена артистом Григорьевым. У него также имеется сгущение красок, во в ином плане. Какой-то молчаливый комизм, молчаливая смешная любовь. Но то немногое, что говорит по роли тов. Григорьев, производит большое впечатление. Мастерски сыграл свою роль тов. Смирнов (дом Саллюстий де-Базан). Это какое-то воплощение зла. Все, что было подлого, коварного в представителях знати, как бы сконцентрировалось в образе дона Саллюстия и артист сумел это усилить и своим внешним видом: манерами и мимикой. Из небольших ролей хочется отметить трех их исполнительниц: тт. Левговд, Рамину и Мирскую. Тов. Левговд (Касильда) удачно создала образ смешливой, любопытной рыженькой наперсницы королевы, так отличающейся от чопорных придворных дам. В очень маленькой роли дуэньи артистка Рамина показала, как всегда, все разнообразие своего творческого дарования. Очень интересный и внешне, и внутренне образ создала артистка Мирская. Оформлен спектакль очень тщательно. Большой похвалы заслуживают декорации молодого художника Савицкого — они стильны и красочны. В общем коллектив удачно справился с этой трудной пьесой, написанной в стихах, и выявил идеи гуманности, проникающие пьесы Гюго. В. Крюкова» («Призыв», 18 мая 1941).
«Владимирский театр в настоящем Что можно сказать о том репертуаре, над которым работает наша драматическая труппа? Если мы перечислим постановки одного только текущего сезона, то увидим, что театр показал владимирскому зрителю пьесы самого разнообразного «стиля»: за этот сезон вы видели и классические произведения западной и русской драматургии («Коварство и любовь» Шиллера, «Враги» Горького, «Гроза» и «Без вины виноватые» Островского), и легкую известную комедию («Трактирщица» Гольдони), и кровавую романтическую драму («Мария Тюдор» Гюго), и героические советские пьесы («Любовь Яровая» Тренева, «Сын народа» Германа, «Платон Кречет» Корнейчука), и советскую комедию («Кто смеется последний» Крапивы, «Неравный брак» бр. Тур), и, наконец, крестьянскую драму Писемского «Горькая судьбина». В городе, где имеется один драматический театр, разнообразие его репертуара является большим достоинством. Если мы возьмем репертуар за три последних года, то разнообразие, разносторонность и ценность его будут видны еще ярче. Наш театр уделял и уделяет большое внимание драматургии А.М. Горького («Варвары», «Последние», «Зыковы», «Егор Булычев», «Враги», «Васса Железнова»), западно-европейской драматургии («Тартюф» Мольера, «Стакан воды» Скриба, «Лауренсия» и «Собака на сене» Лопе де Вега, «Виндзорские проказницы», «Женитьба Фигаро» Бомарше). Мы видели на нашей сцене целый ряд советских драм, которые поднимали большие животрепещущие вопросы современности или открывали страницы прошлого. Таковы: «Павел Грехов» Войтехова и Ленча, «Падь Серебряная» Погодина, «Любовь Яровая» Тренева, «Иван Болотников» Добжинского, «Таня» Арбузова и др. Когда просматриваешь театральную прессу и видишь, над чем работают столичные и областные театры, испытываешь полное удовлетворение: работа нашего театра входит в единый большой поток театрального творчества в нашей стране. Каково же качество работы над этим разнообразным репертуаром в нашем театре? Нельзя сказать, что каждый спектакль дает нам полное удовлетворение, каждый спектакль является полноценным, художественно выдержанным и законченным. Но можно назвать целый ряд спектаклей, которые оставили незабываемое впечатление, которые стояли на большой художественной высоте: «Варвары», «Последние», «Зыковы», «Егор Булычев», «Дети Ванюшина», «Бесприданница», «Собака на сене», «Павел Греков», «Стакан воды», «Сентиментальный вальс», «Овод» (переделка романа Войнич) — это такие этапы в процессе работы нашего театра, которые обязывают владимирского зрителя ценить и уважать эту работу. Все имеет, значение в драматическом искусстве: художественное оформление, режиссерская изобретательность, общая слаженность спектакля, музыкальное оформление; но решающей для спектакля является все же работа актера над образом. Пробегая в памяти репертуар последних лет, мы видим ряд образов, созданных на сцене нашего театра, которые могут удовлетворить большие художественные требования по своей глубине, выразительности. Трудно забыть образы Егора Булычева в пьесе Горького, Болинброка в «Стакане воды», Карандышева в «Бесприданнице», Павла Грекова, в одноименной пьесе, Виктора Лапина в «Сентиментальном вальсе», Тани в одноименной пьесе Арбузова, Ларисы в «Бесприданнице», Сюзанны в «Женитьбе Фигаро», Анания в «Горькой судьбине», матери в «Сыновьях» и многие другие. Очень многие спектакли дали большое художественное наслаждение, имели и громадное воспитательное воздействие на зрителя. Работа Владимирского театра показывает и отражает, несомненно и ярко, высоту театральной культуры, которую мы имеем в СССР. Преподавательница учительского института Л. Морякина» («Призыв», 20 мая 1941).
«ИТОГИ ТЕАТРАЛЬНОГО СЕЗОНА Владимирский драматический театр закончил зимний театральный сезон. За сезон театр поставил 18 пьес советских драматургов и русских и иностранных классиков. Особенно большим успехом пользовались пьесы: «Овод» Желябужского (по Войничу), «Кто смеется последний» лауреата Сталинской премии Крапивы, «Хищница» (по Бальзаку), «Рюи-Блаз» Гюго, «Сентиментальный вальс» Литовского и т. д. Всего театр посетило, считая и выездные спектакли, поставленные на фабриках «Оргтруд», «Комавангард» и им. Лакина, 88000 зрителей. Сейчас театр выехал на два месяца на гастроли в Гусь-Хрустальный» («Призыв», 27 мая 1941).
Известие о начале Великой Отечественной войны застало труппу театра на гастролях в городе Гусь-Хрустальный. В ряды защитников Родины вскоре встали многие актеры и другие работники театра. «Коллектив драмтеатра возвращается во Владимир Коллектив драматического театра 5 июля возвращается из Гусь-Хрустального во Владимир. 9-10 июля театр начнет здесь работу. Первой пойдет пьеса В. Гюго «Рюи Блаз». Кроме того, коллектив театра начал подготовку пьесы «Пограничники» и нескольких других пьес на оборонные темы» («Призыв» 1 июля 1941). Вступив в 1941 году в качестве художественного руководителя во Владимирский драм. театр Василий Федорович Морозов принес с собой высокую театральную культуру и подлинную любовь к театру. В кон. 1941-го в театр пришло горькое известие: «Н.П. Коротков пал смертью храбрых в боях под Воронежем». Позже в театре была учреждена премия его имени, которая присуждалась молодым актерам за лучшее исполнение роли активного строителя коммунизма.
«Забота о семье военнослужащего Мой муж, бывший артист Владимирского гортеатра, Ф.А. Громов находится сейчас на фронте. Сама я с ребенком временно проживаю в Гусь-Хрустальном. И несмотря на то, что в театр я не обращалась ни за какой помощью - коллектив театра к новому году прислал нам, как семье военнослужащего, хороший подарок. Только в нашей стране может быть такая забота о семьях военнослужащих. И я выражаю за эту заботу глубокую благодарность. Н. Громова» («Призыв», 27 января 1942).
«ШЕЛ СОЛДАТ С ФРОНТА» Коллектив Владимирского драмтеатра деятельно готовится к XXIV годовщине Красной Армии. К празднику подготовляется к постановке пьеса В. Катаева «Шел солдат с фронта». В спектакле в главных ролях будут заняты артисты Григорьев, Сухарева, Смирнов, Евдокимов, Мирская и другие. С 23 февраля организуется оборонный декадник. Театр поставит в своем помещении для бойцов пьесы «Разлом», «Парень из нашего города», «Собака на сене». Кроме того в течение декадника будет дано 5—6 выездных концертов на оборонные темы. Перестроив работу на военный лад, коллектив театра за последнее время добился значительных успехов. В постановках преобладают пьесы на оборонные темы, к которым зритель проявляет большой интерес. Зрительный зал все время переполнен. Театр оказывает большую помощь фронту. Только недавно были поставлены два спектакля, весь сбор от которых - около 8,000 рублей — пошел на теплые вещи для бойцов Красной Армии. Сегодня ставится спектакль, сбор от которого отчисляется на постройку танковой колонны «Советский артист». Д. Степанов» («Призыв», 12 февраля 1942).
«НАКАНУНЕ» Премьера нашего театра — новая пьеса Афиногенова «Накануне», — принадлежит к числу немногих пьес, которые успели угнаться за быстрыми темпами нашей жизни. Война, переживаемая нами сейчас, является и фоном, на котором разыгрывается действие этой пьесы, и органически слита с ходом последовательно нарастающих событий. Несмотря на то, что в пьесе мы видим много горя, страдания, смерть, но в конечном счете пьеса все же оптимистическая. Умирают отдельные личности — остается сплоченный многонациональный советский коллектив, готовый на подвиги, на жертвы, не знающий препятствий. Действие пьесы начинается накануне второй отечественной войны, в доме молодого агронома Андрея Завьялова (артист Примеров), женатого на туркменке Джерен (артистка Редькина). Когда Андрей ушел на войну, Джерен осталась его заместителем на работе, строго проводя в жизнь его указания. Молодая артистка Редькина показала себя очень искренней, простой и умелой исполнительницей роли Джерен. Она прекрасно подчеркнула, как может уживаться рядом большая сила духа и воли с мягкой и красивой женственностью. Артистка хорошо акцентирует. Артист Примеров хорошо сыграл роль Андрея. Этот скромный герой, каких у нас сейчас тысячи, когда переключился с работы агронома на пост командира, показал, что «когда страна быть прикажет героем, у нас героем становится любой». Но еще больше этот переход от мирного строительства к военным настроениям показал отец Андрея — Тимофей Ильич (артист Волохов). Другого сына Тимофея Ильича, ставшего генералом, играл артист Григорьев. Как всегда, этот артист глубоко раскрыл внутреннюю сущность изображаемого образа. Он показал, как генерал обязан был отмести все личное и все подчинить исполнению своего служебного долга. Его клятва над трупом убитой Джерен о мщении врагу, попирающему фашистским сапогом наши родные поля и нивы, прозвучала проникновенно и сильно. Но хотелось бы видеть у генерала — Григорьева побольше военной выправки. Актрису Гараеву, которую любил генерал, играла тов. Рунич. Эта артистка вкладывает много чувства в каждый всегда тонко продуманный ею образ. Мягкой женственностью веет от нее, как женщины и матери, и волей и твердостью, как от советской патриотки, презирающей трусость. В пьесе есть очень симпатичная «пара» — мать (артистка Мирская) и сын Вася (артист Захаров). Режиссер очень удачно подобрал исполнителя роли Васи. Вася — сначала рабочий, потом молодой боец,— чересчур высок ростом, неловок, но горяч и искренен, — все это можно найти в молодом исполнителе роли артисте Захарове. Когда смотришь на игру артиста Тарапата—Колю, смертельно раненого, но бодрого духом, невольно мысленно преклоняешь колени перед мужеством всех «юных, жизнь свою только начавших, отдавших тебе ее, Родина-мать», чувствуешь: он знал за что умирал. Спектакль в постановке режиссера Смирнова смотрится с большим интересом и вниманием. В. Крюкова» («Призыв», 11 июня 1942).
В июне 1942 года на заседании горисполкома была одобрена работа театра, его репертуар, который был представлен спектаклями «Русские люди» К. Симонова, «Пограничники» В. Билль-Белоцерковского, «Партизаны в степях Украины» А. Корнейчука, «Олеко Дундич» М. Кац, «Отцы и дети» И. Тургенева, «Ревизор» Н. Гоголя. Была вынесена благодарность артистам Е.В. Мирской, К.И. Сухареву, Е.Т. Левгонт, В.Д. Волохову, АА Евдокимову и др. - за обслуживание воинских частей. На заседании было особо отмечено, что театр перевыполнил финансовый план и отказался от дотации. В военные годы была создана фронтовая бригада из 8 человек, которая дала 46 спектаклей для бойцов Брянского фронта.
«Итоги театрального сезона 28 июня спектаклем «Таланты и поклонники» городской драмтеатр закрывает свой зимний сезон. Начиная с 30 августа 1941 года театр поставил 14 пьес. В условиях великой отечественной войны коллектив театра старался показать зрителю пьесы наиболее актуальные и мобилизующие на быстрейший разгром немецко-фашистских варваров. К таким пьесам следует отнести: «Доблесть», «Профессор Полежаев», «Парень из нашего города», «Шел солдат с фронта», «Батальон идет на запад», «Накануне» и др. Мало уделено было места в репертуаре классическим пьесам. Иностранная классика была представлена лишь комедией Лопеде-Вега «Собака на сене» и русская классика — пьесой Островского «Таланты и поклонники». Это далеко недостаточно и в будущем мы заполним этот пробел. Детям города была показана пьеса — сказка «Кот в сапогах». В дальнейшем намечается ставить специальные детские спектакли, в которых чувствуется безусловная необходимость. За сезон театром всего дано 283 спектакля, на которых было 150.410 зрителей. Проводились выезды в совхозы и колхозы района для налаживания театральной работы на местах. Выделенная театром агитбригада дала 12 выступлений для колхозников. В июле театр выезжает на гастроли в Гусь-Хрустальный. В августе, наряду с подготовкой нового репертуара, театр будет заниматься массовой работой — шефскими спектаклями и концертами. Открывая в сентябре новый сезон, мы покажем владимирцам пьесы: «Русские люди» — Симонова, «Партизаны в степях Украины» - Корнейчука, «Ревизор» - Гоголя, «Лгун» - Гольдони, «Отцы и дети» - Сапожниковой, «Дорога в Нью-Йорк» и другие. Подводя итоги сезона, коллектив театра считает, что, несмотря на некоторые достижения, получившие положительную оценку в выступлениях на состоявшейся на-днях зрительской конференции, постановки театра все же должны быть качественно выше и иметь более крепкий ансамбль. С этой целью в состав труппы из Москвы приглашен ряд новых актеров. Должны мы вести большую и широкую работу со зрителем, мобилизуя вокруг театральных премьер общественное мнение. Коллектив постарается сделать само помещение театра более уютным, чистым и оборудовать должным образом фойе, наладить работу буфета и т.д. Большие и ответственные задачи стоят перед театром, как культурным центром города. И мы должны удвоить, утроить свои силы, чтобы наша творческая продукция была достойна великой сталинской эпохи и средствами искусства помогла бы выполнить приказ великого вождя товарища Сталина — разбить ненавистного врага в 1942 году. Директор драмтеатра В.М. Томский. Художественный руководитель В.Ф. Морозов» («Призыв», 27 июня 1942).
«Наш театр получил переходящее Красное знамя На-днях в концертном зале (Первомайская, 3) состоялось торжественное вручение переходящего Красного знамени областного комитета союза работником искусств и областного отдела по делам искусств при Ивановском облисполкоме коллективу нашего театра за хорошую постановку оборонно-шефской работы. С отчетным докладом выступил тов. Евдокимов. Он рассказал о теплых встречах бригад театра, выезжавших в части Красной Армии, и заявил, что установившуюся тесную связь коллектива с Красной Армией теперь не разорвать никакими силами. Красное знамя из рук представителя обкома союза Рабис тов. Шатовой принял секретарь партийной организации, участник боев, вернувшийся в коллектив после ранения тов. Волохов. Он заявил: — Коллектив высоко оценивает эту награду и не выпустит из своих рук знамени. С краткой речью выступил секретарь горкома ВКП(б) тов. Ковригин. Горячо приветствуя коллектив театра, он выразил уверенность в том, что слово, данное тов. Волоховым, будет безусловно выполнено. После торжественной части состоялась дружеская встреча коллектива театра и общественности города с киноактрисой Зоей Федоровой» («Призыв», 11 октября 1942).
«К открытию зимнего сезона в театре 13 октября пьесой лауреата Сталинской премии К. Симонова «Русские люди» наш городской драмтеатр открывает свой зимний сезон. Ставит спектакль режиссер А. Евдокимов.. Художник В. Гладышев. Пьеса трактует тему о патриотизме советских людей, их любви и преданности своей Родине в суровые дни Великой отечественной войны. К 25-летию Октября театр готовит пьесу лауреата Сталинский премии А. Корнейчука «Фронт». Ставит пьесу режиссер В. Морозов. До нового года театр покажет также владимирскому зрителю пьесы: «Ревизоp» Н. Гоголя, «Лгун» К. Гольдони и «Партизаны в степях Украины» А. Корнейчука. Возобновляются постановкой пьесы «Таланты и поклонники» А. Островского, «Коварство и любовь» Шиллера, «Со всяким может случиться» Б. Ромашова. Для более тесной связи со зрителем театр будет практиковать выезды на предприятия города с докладами и читками, а также улучшит практику зрительских конференций. Намечена большая программа по оборонно-шефской работе. Художественный руководитель В. Морозов. Директор театра В. Томский» («Призыв», 11 октября 1942). ««РУССКИЕ ЛЮДИ» «Быть и казаться» — вот краткая формула, вскрывающая очень глубокий психологически-моральный порок людей, оставшийся нам в наследство от старого общества. Война сорвала маски с подленьких людей, казавшихся советскими. Всплыли на поверхность трусы, паникеры, предатели — людишки, считавшие, что с вещами они люди, а без вещей ничто. Вышли из тени, брошенной со стороны мастеров казаться, лучшие люди, скромные, простые, которые обычно раскрываются полностью в чрезвычайных условиях, люди с безграничной любовью к родине, с широкой душой, теплым сердцем, люди, для которых чувство любви к народу, к родине, государству выше всех иных чувств. В суровой обстановке фронта, в борьбе с ненавистными захватчиками эти лучшие чувства руководят поступками людей и из их поступков складываются герои наших дней. Со всей глубиной вскрыл и показал это явление в своей новой пьесе лауреат Сталинской премии, поэт драматург Константин Симонов. Все персонажи пьесы «Русские люди» — живой пример непосредственности открытых целеустремленных натур. Читатель и зритель ни на минуту не сомневаются в том, что майор Васин — наш человек, что он ведет Козловского в штаб не за документами, а за тем, чтобы арестовав его там. Даже предатель Козловский, пробравшись к русским людям, не старается особенно маскироваться — он с первой же беседы провоцирует. Сразу открывает автор и предателя Семенова - перед публикой вручает ему немец записку с заданием. Показать людей, кто они и что представляют собой — это один мотив пьесы. Другой, а точнее, лейт-мотив заключается в том, что автор открывает и показывает секрет силы русского народа в титанической борьбе с иноземными захватчиками. Показывает великую силу русского духа, красоту большого сердца, самопожертвование без позы, широту натуры русского человека, умирающего зa родину с песней на устах. В пьесе нет героев без сучка и задоринки. В ней простые люди, которым ничто человеческое не чуждо - и личная любовь и доля страха — они знают цену жизни. Сафонов — большой воли человек — и тот имеет свои слабости — он немного многословен. И эти простые люди творят чудеса героизма, беззаветной отваги, как бы не сознавая величия своих поступков, считая их обычными. Они увлекают лучшие чувства зрителей. Они служат живым укором тем, кто в эти грозные дни еще скрывает свое нутро и старается казаться не тем, чем они есть на деле. Не права та часть зрителей, которая ищет недостатки спектакля в форме — мало воинской выправки, не соответствует обмундирование. Не в этом основное. На внутреннюю сторону нужно обращать внимание. Если говорить о недостатках, так они заключаются в следующем. Руководство театра не щадит уважаемого зрителями артиста Евдокимова, давая ему эту роль. Он добросовестно играет, но не дает незабываемого образа Сафонова. Не чувствует зритель суровой воли начальника. В теплоте чувств, многословии теряется основное качество Сафонова. Видимо, стремясь подчеркнуть волевые качества Сафонова, тов. Евдокимов противоречив. В 9 картине не оправданно сухо относится о Вале. Глоба — Григорьев и майор Васин — Волохов — закрывают образ Сафонова. Их правильно понимает и долго помнит зритель, хотя и у них есть недостатки в исполнении. Глоба излишне ухарски ведет себя, отправляясь в логово врага на верную смерть. Майор Васин, несвойственно его выдержке, возрасту и моменту, с лукавым выражением на лице подбрасывает отобранный у Козловского револьвер. Безукоризненно ведут свои роли русские женщины — Марфа Петровна — Мирская, Мария Николаевна — Рунич, Валя Анощенко — Сухарева. Особенно выделяется Марфа Петровна. Большое чувство русской матери умело показала артистка в последней сцене. Пожалуй, впервые артистка Рунич сумела убрать свои однообразные жесты и дать свежую интонацию. Только в первой картине не сдержала она характерных резких поворотов головы. Мало чувства, лишку игры в исполнении роли Панина артистом Николаевым. Погоня за воинской выправкой (которая вовсе не обязательна Панину) приводит артиста к ходульности. Особенно отрицательна заключительная сцена 8-й картины. Образ умного, скромного и сдержанного Панина искажается. Ярко, с аффектом ведет роль артист Тарапата. Однако излишняя крикливость и порывистость приводят к тому, что зрители называют фашистского офицера Розенберга психопатом. Такая оценка не выгодна для спектакля и исполнителя. Нужно добиться оценки — изверг, а для этого требуется, больше изуверского смака в игре на самых высоких чувствах жертв. Хорошо подан изменник родины, отступник врач Харитонов в исполнении артиста Алешечкина. Этот раб вещей, представивший «списочек на 17 коммунистов», вызывает глубокое презрение и ненависть у зрителя. Спектакль заслуживает внимания, но требует еще большой работы коллектива, чтобы сделать его полноценным. Следует пожелать коллективу в дальнейшей работе глубже проникнуть в своеобразие героики фронта, которую создают наши простые, скромные люди. Нужно также усилить и улучшить шумовое оформление спектакля. Особенно в 8 картине. П. Федоров» («Призыв», 25 октября 1942).
«Выдающийся музыкальный коллектив Заслуженный артист республики Леонид Осипович Утесов, давший со своим оркестром два концерта в нашем городе, беседовал с нашим корреспондентом. Утесов рассказал, что джаз организовался 14 лет тому назад. В его состав входило 10 человек. Но через полтора года в ансамбль вошло много молодежи. Из старых же музыкантов осталось только двое, которые и до настоящего момента работают в оркестре. За годы своего существования джаз-ансамбль имел самый разнообразный репертуар. Концертные программы чередовались с музыкальными комедиями. Ставились, например, такие вещи, как «Темное пятно», «Царевна Несмеянна» и др. С начала войны коллектив переключился преимущественно на концертную программу. За 16 месяцев войны джаз оркестр побывал на Калининском фронте, шуткой и песней pазвлекая бойцов в свободные от боя минуты. Побывал он и в глубоком тылу: в Сибири, на Дальнем Востоке, на Алтае, Урале, в Кузбассе. Ансамбль богат талантливыми людьми. Леонид Осипович, прекрасный организатор и музыкант, в то же время является сердечным, чутким товарищем. Между ним и коллективом большая дружба. Koнцертмейстер оркестра Михаил Семёнович Ветров - образованный инструменталист, настоящий мастер музыкального искусства. Афанасий Георгиевчи Мунтян - великолепный солист, в совершенстве владеющий саксофоном и кларнетом. Общим любимцем публики является Коля Самошников - «на все руки мастер». Его остроумные проделки вызывают веселый смех у публики. Очень хорошим голосом и приятной манерой исполнения обладает солистка джаза Ася Харитонова. Выступления джаза в драмтеатре и в Концертом зале следует признать весьма удачными. Руководитель его, дирижер и исполнитель многих номеров Утесов овладел полностью симпатиями публики благодаря своему музыкальному чутью, интимности и неистощимому остроумию. Каждое слово, сказанное им, вызывало улыбку или смех зала, каждый новый номер – громкие аплодисменты. Замечательная сыгранность и высокoe музыкальное мастерство всего ансамбля произвели на слушателей сильное впечатление. Публика услышала любимые песни, мастерски исполненные Утесовым: «Раскинулось море широко», «Пароход», старинные русские романсы, куплеты едкой сатиры на гитлеровскую армию. Прекрасно был разыгран небольшой скетч, в котором рассказывается о провинциальном театре старой, дореволюционной России. Драмтеатр, где Утесов давал свой первый концерт, представлял из себя осажденную крепость. Толпа народа стремилась попасть в заветную дверь. И одно слово было у всех на устах, оно склонялось во всех падежах - «Утесов». Ясно, что он является широко популярным музыкантом и любимцем молодежи. Тепло провожая любимого артиста, публика горячо благодарила его и весь ансамбль за доставленное огромное довольствие и желала дальнейших успехов в их творческой работе. И. Шоофс» («Призыв», 22 ноября 1942).
«Не забывать театр Драматический театр нашего города является единственным местом культурного отдыха трудящихся и центром большевистской агитации и пропаганды формами художественного воздействия на массы. Весьма ценно, что коллектив драмтеатра во время войны сохранил основные силы исполнителей и их творческие данные. Он сумел насытить свою работу современным содержанием, наряду с классической драматургией. Театр не отстал от современности и правильно разрешил актуальные постановки. Он удачно поставил пьесы «Русские люди» и «Олеко Дундич». Силу эмоционального воздействия новых постановок на зрителя отрицать
не приходится. Горожане любят свой театр, уважают его артисток, ценят удачную направленность работы коллектива. Правильная трактовка образов, исполнение ролей и оформление спектаклей вызывают хорошее впечатление у зрителей. Несомненно, в трудной и сложной работе драмколлектива имеются недостатки. Однако они не принципиальные. Более того, чувствуется, что коллектив театра любовно относится к своей работе. Он не ограничивается работой в стенах театра. Агитгруппы обслуживают концертами жителей города, дают консультации самодеятельным коллективам и ставят постановки с выездом к зрителям. Эту почетную работу драмтеатра и стремление его к лучшему и большему обслуживанию зрителей трудно не заметить. Поэтому обидно за театр, что руководители города, проводя торжественное заседание 6 ноября на сцене драмтеатра и пользуясь в этот великий юбилей постановкой «Олеко Дундич», с легким сердцем отнеслись к работе драмколлектива, не отметили его достижений, не согрели его теплым словом. А.В. Абальмасов» («Призыв», 6 декабря 1942).
«Ревизор» «Ревизор» — бессмертная комедия Гоголя. Сам писатель больше всего боялся в постановке спектакля карикатурности в показе выведенных им персонажей. Как справился наш театр с этой задачей? Одна из главных ролей — городничий, который более всего озабочен тем, чтобы не пропускать того, что плывет в руки. И эта забота поглощает его всего. Роль городничего исполняет артист В.Н. Григорьев. Городничий не глупый по-своему человек, ведет себя солидно, довольно серьезен. Черты его лица грубы и жестки. Все это артист Григорьев дает мастерски. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр и оправдан. В городничем у Григорьева нет пустоты, все осмыслено, нет ничего лишнего и дано только то, что действительно необходимо. Центральную роль Хлестакова в комедии «Ревизор» исполняет артист А.А. Евдокимов. Сам Н.В. Гоголь о роли Хлестакова говорил, что «эта роль труднее остальных». Хлестаков принят испуганным городничим за ревизора. Сам по себе Хлестаков — ничтожный человек. Никогда ему в жизни не привелось бы сотворить дела, способного обратить чье-нибудь внимание. Но сила страха окружающих создала из него замечательно комическое лицо. У артиста Евдокимова в этой роли есть кое-какие недоделки (в манере речи, в приемах игры, подчас, с большим «нажимом»). Здесь нельзя итти по линии упрощения. Н.В. Гоголь говорил, что Хлестаков — это необыкновенный врале, он не лгун по ремеслу, он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, что говорит. Он видит, что все идет хорошо, его слушают. Актеру надо знать, что Хлестаков лжет с чувством наслаждения. У Хлестакова нет ничего резкого. Исполнителю его роли все это надо хорошо продумать. Это подсилу артисту Евдокимову, и мы думаем, что в последующих спектаклях Хлестаков будет дан более ярким, более близким к тому, как дал его Гоголь. Осип (артист Волохов) слуга, уже не молодой, крепостной крестьянин, любит самому себе читать нравоучения для барина. Он умнее своего барина, но не любит много говорить и молча плут. Артисту Волохову не удался Осип в начале второго акта. В этой сцене не веришь Осипу, что он голоден и чортовски хочет есть: «...Чорт побери, есть так хочется и в животе трескотня такая, как будто целый полк затрубил в трубы». По ходу пьесы видно, что Осип должен быть действительно голоден, а на сцене мы видим сытого, самодовольного Осипа. Анне Андреевне (в исполнении артистки Рунич) следует иметь в виду, что это мещанка, воспитанная вполовину на романах, вполовину на своих кладовых и мещанском уюте. Марию Антоновну играет молодая актриса Шибачева. Играет она вровень со взрослыми, сложившимися актерами, показывает зрителю провинциальную мещаночку, научившуюся во всем подражать своей маменьке. Бобчинский и Добчинский (артисты Алешечкин и Тарапата) несколько однообразны, и им не хватает живости, ведь это сплетники, которые хотят знать все и везде преуспеть — словом, пулеметы, тысячу слов в минуту, там, где не успеет повернуться язык, поможет жест. Таковы роли Бобчинского и Добчинского и так их следует вести. Ляпкин-Тяпкин — гоголевский судья — замечательный персонаж, прочитавший пять—шесть книг и потому несколько «вольнодумен», большой охотник на разные догадки, и потому каждому своему слову придает большой вес. Говорит басом, с растяжкой, с хрипом и сапом. Словом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом бьют. Таким должен быть Ляпкин-Тяпкин, но не таков он в исполнении артиста Уздемир, который не нашел нужных красок, чтобы создать этот комический образ. В заключение можно сказать, что постановщик спектакли художественный руководитель В.Ф. Морозов при всех трудностях сделал многое, благодаря чему спектакль зрителем принимается тепло. В. Виноградов» («Призыв», 13 декабря 1942).