Главная
Регистрация
Вход
Пятница
05.12.2025
07:53
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1656]
Суздаль [479]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [497]
Музеи Владимирской области [65]
Монастыри [7]
Судогда [16]
Собинка [146]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [206]
Вязники [356]
Камешково [282]
Ковров [434]
Гороховец [131]
Александров [303]
Переславль [117]
Кольчугино [99]
История [39]
Киржач [96]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [219]
Учебные заведения [179]
Владимирская губерния [59]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2435]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [39]
Оргтруд [209]
Боголюбово [42]
ВТЗ [157]
Володарка [7]
театр [5]

Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0

 Каталог статей 
-->
Главная » Статьи » История » Владимирская энциклопедия

Мирская Еликонида Васильевна и Евдокимов Александр Андреевич

Мирская Еликонида Васильевна и Евдокимов Александр Андреевич

Е.В. КУДРЯКОВА. ВЛАДИМИРСКИЙ НЕКРОПОЛЬ. Выпуск 3. 2000 г.

Е.В. Мирская на сцене с 1905 года. В сезон 1936-1937 гг. во Владимирский драматический театр прибыла новая актриса — Еликонида Васильевна Мирская (1885 – 1956). Приехала она из Сибири, где пользовалась большой известностью. С первых дней знакомства актеры почувствовали, что перед ними незаурядная артистка. Она была уже немолода. Имела благородный интеллигентный вид, держалась с достоинством. Труппа отнеслась к ней с благоговением, владимирский зритель одарял аплодисментами. Поговаривали, будто бы в прошлом Е.В. Мирская была антрепренером Омского драматического театра.
«Бесконечно счастлива
Я старый работник театра. В нынешнем году исполняется 35 лет моей работы на сцене. 15 лет прошли в борьбе за свое существование, в тревогах и волнениях за свою дальнейшую судьбу. Дальний восток — Хабаровск, Благовещенск, Барнаул, гастроли с Дальским, с Комиссаржевской по Сибири.
В царское время на театр смотрели, как на развлекательное учреждение, а с нами, актерами, даже и не считались. В том или ином городе мы служили не более трех-четырех месяцев и снова двигались в дальнейший путь. Бродячая, кочевая была жизнь! Ни о каких отпусках, курортах, учебе не могло даже быть и речи. А если случалось заболеть, ну и остался без работы, остался на произвол судьбы в чужом городе, покинутый всеми.
Много было пережито в прошлом... Помню пришлось даже с больным, умирающим ребенком ехать на сезон в другой город, чтобы не потерять службу, а в день смерти репетировать и играть спектакль... Кому было дело до моего отчаяния и горя?
Как же я не могу ценить то, что я имею теперь? Так как же мне не быть радостной, счастливой! Я имею право на труд, отдых, образование, на обеспеченную старость. Я бесконечно счастлива, что дожила до нынешних дней, до дней, когда я радостно отдаю свои силы любимому труду. И я отдам свой голос верным сынам за дело Ленина — Сталина, и в первую очередь Великому вождю, творцу великой Конституции СССР, создавшему для всех нас радостную и счастливую жизнь - товарищу Сталину.
«Пусть зимний день цветет неповторимым маем.
Пусть сердце тянется к просторам вышины —
Своими песнями тебя мы выбираем
На всех наречиях и языках страны.
Просторы твой закон, как молния рассек.
Ты озарил для всех в грядущее разбег.
Сегодня по одной шестой земного шара
Владыкою земли шагает человек».
Артистка драмтеатра Е.В. Мирская» («Призыв», 7 ноября 1937).


Артистка Мирская

Лучшие роли, исполненные Еликонидой Васильевной, в пьесах А.Н. Островского «Без вины виноватые» (Кручинина), «Волки и овцы» (Миропа Давыдовна). Сцена Кручининой и Незнамова всегда вызывала у зрителей слезы. Неподражаемый образ Вассы Железновой создала Мирская в одноименной пьесе М. Горького. В 1937 году названа лучшей исполнительницей роли Вассы Железновой в СССР. Московский журнал «Новости искусства» отмечал, что она наиболее интересная исполнительница этой роли на советской сцене. На летние гастроли Владимирский театр не раз въезжал в г. Гусь-Хрустальный. Публика всегда тепло принимала наших актеров. С одной из таких гастролей совпало празднование 35-летнего юбилея сценической и общественной деятельности Еликониды Васильевны Мирской. Был дан спектакль «Без вины виноватые» А.Н. Островского. Зритель рыдал. Актриса получила ценные подарки, среди которых были две хрустальные вазы едва не в метр высотой...
Через год после ее приезда во Владимир в театр прибыл муж Еликониды Васильевны. Артист Александр Андреевич Евдокимов (1900 – 1965) был много моложе жены, почти как сын. Он был недурен собой, улыбчив, говорил тенорком. Производил впечатление интеллигентного человека, с хорошими манерами, был всегда безупречно одет. Его игра нравилась публике, в труппе его уважали. Он умел в каждую роль внести какую-то изюминку.

35 лет сценической и общественной деятельности артистки Е.В. Мирской

«НАКАНУНЕ ЮБИЛЕЯ АРТИСТКИ МИРСКОЙ
В городском Драматическом театре им. А.В. Луначарского идет деятельная подготовка к З5-летнему юбилею общественной и сценической деятельности артистки Еликониды Васильевны Мирской. Чествование юбилярши назначено на 12 января. В этот день пойдет новый спектакль «Мой сын», в котором Еликонида Васильевна исполняет роль Марии Эстераг.
На юбилейную постановку ожидаются гости из Иванова, Кинешмы, Шуи, Вязников. Среди гостей — представители партийных, советских и общественных организаций, работники искусства.
С 5 по 10 января на граммофонной и химическом заводах «Автоприбора», фабрике «Пионер» бригады артистов гортеатра проводят с рабочими беседы о творческом пути Еликониды Васильевны Мирской. В гортеатре открыт утолок, посвященный юбилярше.
В. Кротков» («Призыв», 6 января 1940).


Артистка гортеатра Е.В. Мирская в роли Марии Эстераг (пьеса «Мой сын»).

«35 лет на сцене
12 января наш театр и общественность гор. Владимира отметят 35-летие общественной и сценической деятельности актрисы Еликониды Васильевны Мирской.
Мирская родилась в гор. Иркутске в 1885 году. Ее родителя работали в театре — отец билетером, мать гардеробщицей. С детских лет ее тянет к сцене и с 18-летнего возраста она начинает свою трудовую жизнь.
Не имея возможности получить не только театральное, но и общее образование, Еликонида Васильевна все же стала быстро расти в сценическом искусстве. Этим она обязана исключительно своей неустанной работе над собой и своей беззаветной преданности избранному поприщу.
Тяжел был путь актрисы в дореволюционной России. Постоянные переезды из города в город в поисках работы, попадающиеся театральные «меценаты», очень мало или совсем ничего не понимающие в искусстве, хозяйчики-антрепренеры... Весь этот путь, канувший в вечность, прошла и Еликонида Васильевна.
Великая Октябрьская социалистическая революция разрушила пошлую рутину старого театра. Искусство стало подлинным искусством, достоянием широких трудящихся масс. И с первых же дней советской власти Еликонида Васильевна начинает работать бок-о-бок с творцами новой счастливой жизни.
В 1920 году она едет на Дальневосточный фронт и вместе с труппой артистов, обслуживает бойцов Красной Армии, защищающих молодую республику.
Позже тов. Мирская переключается на обслуживание рабочих, неся им культуру, помогая развиваться, давая им заслуженный отдых. Рабочие многих новостроек Дальнего Востока, Сибири и Урала помнят и любят образы, которые создавала там Еликонида Васильевна.
Последние четыре года тов. Мирская работает во Владимирском теаре. С огромной любовью, с тщательностью проработки образов она подходит к каждой своей новой роли.
Ее прежняя работа с погоней за куском насущного хлеба теперь превратилась в радостный творческий труд на культурном фронте нашего социалистического строительства.
Юбилярная комиссия: В. Томский, Б. Радов, П. Уздемир» («Призыв», 9 января 1940).

«ЮБИЛЕЙНЫЕ ПРИВЕТСТВИЯ АРТИСТКЕ Е.В. МИРСКОЙ
Еликониде Васильевне МИРСКОЙ
Городской комитет ВКП(б) горячо поздравляет вас в связи с 35-летием вашей сценической и общественной деятельности.
Ваш плодотворный труд на культурном франте в условиях социалистического строительства полон творческой радости и энтузиазма. Ваш полноценный труд целиком и полностью направлен на культурное просвещение трудящихся масс.
Городской комитет ВКП(б) желает вам, Еликонида Васильевна, еще много лет успешной творческой и общественной работы на культурном фронте социалистического строительства.
Секретарь горкома ВКП(б) Л. Энодин
Еликониде Васильевне МИРСКОЙ
Исполнительный комитет Владимирского горсовета поздравляет вас, Еликонида Васильевна, с 35-летием деятельности в области театрального искусства и желает вам еще много, иного лет плодотворной работы на этом ответственном участке.
Председатель исполнительного комитета Фомичев
Еликониде Васильевне МИРСКОЙ
В день 35-летия вашей общественной и сценической деятельности, городской и районный комитеты ВЛКСМ шлют вам пламенный, комсомольский привет и поздравления.
Партия и правительство и весь советский народ придают огромное значение социалистическому, подлинно-народному искусству. Только в стране социализма созданы все условия для расцвета народных талантов, культуры и искусства.
Ваша работа на сцене театра является примером для молодежи в развитии артистической деятельности.
Желаем Вам долгой и плодотворной работы на фронте развития и укреплении советского театрального искусства и в передаче опыта молодому поколению.
ГК и РК ВЛКСМ
Еликонида Васильевна!
В день 35-летнего юбилея Вашей общественной и сценической деятельности мы, работники большевистской печати, шлем вам наше искреннее поздравление.
35 лет своей жизни вы отдали делу служения театральному искусству, 22 года из них вы несете в массы культуру великой сталинской эпохи. Сколько энергии, силы отдали вы на дело процветания советского искусства! Ваша неиссякаемая воля, стремление правдиво и честно служить народу наполняют сердца зрителей чувством беззаветной любви к своей родине, к партии Ленина—Сталина.
Незабываемые образы вы создаете на сцене. Трудящиеся заслуженно восхищаются вашей талантливой игрой. Всюду, где бы это ни было, в второстепенных ролях или героинях, вы отдаете все ваши знания, весь долголетний опыт. На ваших примерах артистическая молодежь учится быть мастерами социалистического реализма, инженерами человеческих душ.
Желаем вам, Еликонида Васильевна, долгие годы жить и творить под солнцем Сталинской Конституции.
Коллектив редакции газеты «Призыв»
Желаем новых успехов!
Высоко ценят трудящиеся нашей социалистической родины искусство. Театр – это самое любимое место культурного отдыха трудящихся.
Наш городской театр имеет слаженный коллектив, хороших актеров.
Одна из талантливых актрис коллектива — Еликонида Васильевна Мирская. Игра ее ярка, безукоризненна.
Взять спектакль «Лес» Островского. Постановка шла в позапрошлом году. Но созданный выдающейся актрисой образ стоит передо мною, как живой. Тов. Мирская дала здесь запоминающийся, яркий образ помещицы Гурмыжской. Скупыми, но сочными мазками она нарисовала тупоумие, никчемность помещичьего общества, грязную праздность буржуазного строя.
Мастерство, талант актрисы неувядаемы. Примером может служить пьеса «Павел Греков». В ней юбилярша вела роль Лидии Ивановны — технического секретаря райкома. И здесь Еликонида Васильевна создает замечательный образ волнующий зрителя. Зритель видит в образе Лидии Ивановны преданного делу Ленина—Сталина большевика, чуткого товарища.
В день славного 35-летнего юбилея театральной деятельности тов. Мирской желаю ей многих новых успехов. Думаю, что ее яркий талант еще не один раз создаст запоминающийся сценический образ.
А. Яковлев, зам. главного механика химзавода, орденоносец
Упорство, скромность
Моя первая творческая встреча с Еликонидой Васильевной, как режиссером, произошла два с половиной года тому назад в работе над пьесой «Волки и овцы» А.Н. Островского. Она готовила роль Мурзавецкой — трудную и сложную.
Я впервые увидел скромного, много требовательного к себе творческого работника. Сколько было волнений, трепета, осторожности в подходе к раскрытию этого многосложного образа.
На занятиях, которые мне пришлось вести с труппой, первой из аккуратных людей, пытливо и жадно воспринимающих все новое и свежее, была Еликонида Васильевна, давая этим образец дисциплинированности и служа хорошим примером для молодежи нашего театра.
Два с половиной года показали, что тов. Мирская не успокаивается на достигнутом и продолжает упорно раздать над собой. Желаю ей долгих лет жизни и творческой работы на благо нашего социалистического театра, на благо нашей прекрасной родины.
Художественный руководитель театра Б. Радов
ТАЛАНТЛИВЫЙ МАСТЕР СЦЕНЫ
В день 35-летнего юбилея Еликониды Васильевны Мирской мне хочется отметить исключительное дарование этой артистки. Благодаря большому опыту, высокой культуре и богатой технике, она имеет своеобразный стиль работы над ролью. С каждой новой репетицией, Еликонида Васильевна приносит на сцену свежие, глубоко продуманные оттенки, новые замечательные краски, и, как результат, создает правдивые образы, глубоко волнующие зрители.
Вспомним недавно прошедший репертуар. Такие образы, как мать — «Сыновья», Лидия Ивановна - «Павел Греков», Клавдия — «Дети Ванюшина», Лебедкина – «Поздняя любовь», Маланья — «Егор Булычев», королева — «Стакан воды» и другие, созданные тов. Мирской, оставляют неизгладимую память.
Еликонида Васильевна беспредельно любит искусство. Она радуется за успехи театра и глубоко разделяет его неудачи.
Отличительная черта нашей юбилярши — скромность. Это украшает ее славный жизненный путь. Она с удовольствием оказывает помощь другим актерам.
Зрители любят ее, как талантливого мастера сцены.
Директор гортеатра В. Томский
ПОМОЩНИК В РАБОТЕ
Еликониду Васильевну Мирскую я знаю 40 лет. Моя мать — буфетчица Иркутского театра и ее мать — гардеробщица того же театра — были подруги и когда уходили на работу — оставляли меня, двухлетнего мальчика, на руки 14-летней девочке «Ликонушке».
Прошли года. Еликонида стала артисткой. Мы, домашние, следили за ней, следили за ее творческим ростом, получая письма, рецензии, видели, как она пробивала свой трудный жизненный путь актрисы дореволюционного времени.
Через несколько лет мы снова встретились с Еликонидой Васильевной. Это было в то время, когда она стала уже вполне сформировавшейся артисткой. И, наконец, мне, начинающему тогда актеру, пришлось встретиться с ней, как с режиссером театра и руководительницей коллектива.
Мне была поручена роль старика в «Грозе». Я сыграл ее и с нетерпением ждал отзыва Еликониды Васильевны. Она ответила: «Работай над собой, из тебя может получиться актер».
И вот прошло 20 лет. Я сам актер и работаю вместе с Еликонидой Васильевной. Работали мы с ней в Красноярском театре, знал ее по обслуживанию красных бойцов в годы гражданской войны, рабочих клубов и т. д.
Тов. Мирская везде была прекрасной производственницей, хорошей общественницей. Она помогала мне стать актером, охотно передавая свои знания, свой опыт. За все это сегодня хочется сказать ей сердечное спасибо.
Артист гортеатра В.Д. Волохов
Яркие, доходчивые образы
Сегодня, когда отмечается 35-летний юбилей общественной и сценической деятельности Еликониды Васильевны Мирской, хочется со всеми трудящимися нашего города отметить ее прекрасную артистическую игру. Мне пришлось видеть тов. Мирскую во многих ролях. Каждый образ, созданный этим незаурядным мастером искусства, глубоко доходит до зрителя, оставляя в памяти неизгладимое впечатление.
Я видела Е.В. Мирскую в пьесе «Павел Греков», где она исполняла роль технического секретаря райкома ВКП(б). На первый взгляд это действующее лицо кажется незначительным. Но тов. Мирская сумела и в эту роль вложить всю силу своего артистического дарования, показав нам простого, честного, исполнительного большевика.
Юбилярша создала яркий образ жены-подруги «Профессора Полежаева». В эту роль она вложила чувство нежной и заботливой женщины, горячо любящей своего ученого мужа, поддерживающей его в дни невзгод и неудач, помогающей ему в большой работе.
В этом сезоне я смотрела постановку «Бесприданница». Здесь Еликонида Васильевна дала тип жадной женщины — матери Ларисы, которая ради своих мелких эгоистических стремлений торгует направо и налево своей дочерью.
В какой бы роли ни выступала тов. Мирская, она всегда является живым действующим персонажем пьесы. Это — человек высокой актерской культуры, умеющая работать над своей ролью так, что каждая деталь, каждый штрих доходят до понимания зрителя и люди всегда уходят из театра под впечатлением ее игры.
С. Максимова, зав. начальной школой № 3, депутат городского Совета
Обаяние и простота
35 лет выступает на сцене Еликонида Васильевна Мирская. 35 лет непрерывного труда в области искусства.
Мне, как режиссеру, проработавшему с Еликонидой Васильевной два года, хочется отметить отличительные черты ее дарования, а именно: обаяние и простоту. Вот основное, что заложено в творчестве художника Еликониды Васильевны Мирской.
Обаяние и простота, дополненные мастерством, помотают Еликониде Васильевне создавать волнующие, надолго запоминающиеся образы. Неутомимый, строгий, требовательный к себе работник, Елвиконида Васильевна до самой премьеры не успокаивается на достигнутом, наоборот, она с неослабевающей энергией продолжает свои творческие изыскания, укрепляя, насыщая и направляя свой образ по пути его развития.
От души желаю дорогой Еликониде Васильевне еще долгих, счастливых, радостных лет служения на благо и процветание нашего советского искусства.
Режиссер театра В. Григорьев
Приветствия юбилярше
В юбилейную комиссию из разных концов Советского Союза поступают телеграммы и письма с приветствиями Е.В. Мирской в связи с 35-летием ее общественной и сценической деятельности. Приветствия получены от заполярного театра города Кировска, от заслуженного артиста республики Ильи Хохлова, от драматического кружка завода «Красное эхо» и т. д.
Короткие слова телеграмм и писем пронизаны теплыми, дружескими чувствами. Их авторы желают юбилярше еще многих лет жизни и плодотворной творческой работы в области цветущего советского искусства.
О нас заботится любимый Сталин
Сейчас мы празднуем славный юбилей артистки Мирской. Еe жизненный путь проходит в театре, ему она отдала 35 лет своей жизни. Но тов. Мирская полна еще жизненных сил и желания работать.
А все это от того, что мы, актеры, спокойно, с уверенностью смотрим на будущее. Нам не угрожает голодное прозябание в старости, как было это при царской власти. Страна, любимый Сталин заботятся о нас. Порукой этого — наш золотой закон — Сталинская Конституция.
В день юбилея желаю дорогой юбилярше долгой жизни, плодотворной работы.
Актриса театра пенсионерка Рамина
Активный общественник, талантливый актер
Я — товарищ Еликониды Васильевны Мирской по совместной работе в театре. Долгое время работал суфлером, теперь актер. Тов. Мировую знаю как чуткого, хорошего товарища. Ее славная жизнь полна творческой мысли, она несет людям огонь своего яркого таланта.
Активному общественнику, талантливому актеру в день ее славного юбилея желаю от всей души такой же замечательной жизни, такой же красочной плодотворной работы на сцене.
Суфлер и актер театра Н. Орлов» («Призыв», 12 января 1940).
«Торжество в городском театре
12 января в городском театра отмечался 35-летний юбилей общественной и сценической деятельности артистки Еликониды Васильевны Мирской. Партер, балконы и ложи были переполнены зрителями.
С большим напряжением смотрелся юбилейный спектакль «Мой сын». Когда на сцене появилась Еликонида Васильевна, исполняющая роль Марии Эсфераг, в зале вспыхнули бурные аплодисменты. В день своего праздника артистка еще раз показала высокое сценическое мастерство. Она играла с большой эмоциональной силой, создав яркий, запоминающийся образ матери революционера.
После второго действия было устроено чествование юбилярши. На сцене — работники театра, представители партийных и советских организаций города.
Под шумные аплодисменты юбилейное заседание открыл председатель исполнительного комитета, городского Совета тов. Фомичев.
— Сегодня в стенах театра, — говорит он, — необычайный вечер. Общественность Владимира отмечает 35-летний юбилей Еликониды Васильевны Мирской. Далее он коротко обрисовал жизненный путь актрисы и, желая ей многих, многих лет плодотворной работы, сообщил, что городской Совет премирует юбиляршу тысячей рублей для поездки на курорт.
От имени горкома ВКП(б) юбиляршу поздравил тов. Энодин.
— Наша страна, — заявил он, — отмечает и высоко ценит честный труд каждого скромного труженика. Мы чествуем людей, которые не покладая рук работают на благо нашей прекрасной родины, отдают все свей силы делу партии Ленина—Сталина.
Речь тов. Энодина неоднократно прерывалась бурей аплодисментов в честь великого вождя и друга товарища Сталина.
После этого были заслушаны приветствия представителей областного управления по делам искусств, обкома союза РАБИС, предприятий Владимира: химического, граммофонного и опытного заводов, «Автоприбора», фабрики «Пионер» и др. В теплых, задушевных словах они поздравляли юбиляршу, преподнося ей свои подарки.
Один за другим выступали артисты гортеатра, выражая свои лучшие пожелании другу и товарищу Еликониде Васильевне.
Затем были зачитаны приветственные телеграммы от секретаря обкома ВКП(б) тов. Панковой ЦК союза работников искусства, Героя Социалистического Труда тов. Дегтярева и др.
Юбилярша переживала незабываемые минуты. Волнуясь от избытка радостных чувств, она сказала в ответ на многочисленные приветствия только несколько слов. Это были трогательные слова сердечной благодарности великому Сталину.
Чествование Еликониды Васильевны Мирской закончилось товарищеским ужином.
В. Кротков
«Сердечное спасибо великому Сталину
Ответ артистки Е.В. Мирской на юбилейные приветствия

Дорогое товарищи! Выражаю сердечную благодарность за огромное ко мне внимание и свое первое спасибо приношу великому, гениальному вождю товарищу Сталину.
В день юбилея, чувствуя слезы радости, я вспоминаю всю свою жизнь. При царской власти это было скитание, пронизанное страхом за завтрашний день, а теперь это — радость и счастье.
Помню первые дни Октябрьской революции. Вместе с новыми людьми я отправилась тогда на фронт обслуживать красных бойцов.
Я счастлива, что живу в нашу замечательную эпоху, я счастлива, когда моих товарищей по работе награждают орденами, выбирают в Верховные Советы.
Мне уже много лет. Но хочется жить и работать еще и еще, отдавая все силы и знания на пользу социалистической родины.
Еще раз спасибо человеку, который создал новую, прекрасную жизнь, творцу великой Сталинской Конституции, нашему лучшему другу и учителю Иосифу Виссарионовичу Сталину» («Призыв», 14 января 1940).


Художественный руководитель гортеатра Радов приветствует на юбилейном вечере Е.В. Мирскую

««НАКАНУНЕ». Премьера нашего театра — новая пьеса Афиногенова «Накануне», — принадлежит к числу немногих пьес, которые успели угнаться за быстрыми темпами нашей жизни. Война, переживаемая нами сейчас, является и фоном, на котором разыгрывается действие этой пьесы, и органически слита с ходом последовательно нарастающих событий.
Несмотря на то, что в пьесе мы видим много горя, страдания, смерть, но в конечном счете пьеса все же оптимистическая. Умирают отдельные личности — остается сплоченный многонациональный советский коллектив, готовый на подвиги, на жертвы, не знающий препятствий.
Действие пьесы начинается накануне второй отечественной войны, в доме молодого агронома Андрея Завьялова (артист Примеров), женатого на туркменке Джерен (артистка Редькина). Когда Андрей ушел на войну, Джерен осталась его заместителем на работе, строго проводя в жизнь его указания. Молодая артистка Редькина показала себя очень искренней, простой и умелой исполнительницей роли Джерен. Она прекрасно подчеркнула, как может уживаться рядом большая сила духа и воли с мягкой и красивой женственностью. Артистка хорошо акцентирует.
Артист Примеров хорошо сыграл роль Андрея. Этот скромный герой, каких у нас сейчас тысячи, когда переключился с работы агронома на пост командира, показал, что «когда страна быть прикажет героем, у нас героем становится любой».
Но еще больше этот переход от мирного строительства к военным настроениям показал отец Андрея — Тимофей Ильич (артист Волохов).
Другого сына Тимофея Ильича, ставшего генералом, играл артист Григорьев. Как всегда, этот артист глубоко раскрыл внутреннюю сущность изображаемого образа. Он показал, как генерал обязан был отмести все личное и все подчинить исполнению своего служебного долга. Его клятва над трупом убитой Джерен о мщении врагу, попирающему фашистским сапогом наши родные поля и нивы, прозвучала проникновенно и сильно. Но хотелось бы видеть у генерала — Григорьева побольше военной выправки.
Актрису Гараеву, которую любил генерал, играла тов. Рунич. Эта артистка вкладывает много чувства в каждый всегда тонко продуманный ею образ. Мягкой женственностью веет от нее, как женщины и матери, и волей и твердостью, как от советской патриотки, презирающей трусость.
В пьесе есть очень симпатичная «пара» — мать (артистка Мирская) и сын Вася (артист Захаров). Режиссер очень удачно подобрал исполнителя роли Васи. Вася — сначала рабочий, потом молодой боец,— чересчур высок ростом, неловок, но горяч и искренен, — все это можно найти в молодом исполнителе роли артисте Захарове.
Когда смотришь на игру артиста Тарапата—Колю, смертельно раненого, но бодрого духом, невольно мысленно преклоняешь колени перед мужеством всех «юных, жизнь свою только начавших, отдавших тебе ее, Родина-мать», чувствуешь: он знал за что умирал.
Спектакль в постановке режиссера Смирнова смотрится с большим интересом и вниманием.
В. Крюкова» («Призыв», 11 июня 1942).
««РУССКИЕ ЛЮДИ»
«Быть и казаться» — вот краткая формула, вскрывающая очень глубокий психологически-моральный порок людей, оставшийся нам в наследство от старого общества. Война сорвала маски с подленьких людей, казавшихся советскими. Всплыли на поверхность трусы, паникеры, предатели — людишки, считавшие, что с вещами они люди, а без вещей ничто. Вышли из тени, брошенной со стороны мастеров казаться, лучшие люди, скромные, простые, которые обычно раскрываются полностью в чрезвычайных условиях, люди с безграничной любовью к родине, с широкой душой, теплым сердцем, люди, для которых чувство любви к народу, к родине, государству выше всех иных чувств. В суровой обстановке фронта, в борьбе с ненавистными захватчиками эти лучшие чувства руководят поступками людей и из их поступков складываются герои наших дней.
Со всей глубиной вскрыл и показал это явление в своей новой пьесе лауреат Сталинской премии, поэт драматург Константин Симонов. Все персонажи пьесы «Русские люди» — живой пример непосредственности открытых целеустремленных натур.
Читатель и зритель ни на минуту не сомневаются в том, что майор Васин — наш человек, что он ведет Козловского в штаб не за документами, а за тем, чтобы арестовав его там. Даже предатель Козловский, пробравшись к русским людям, не старается особенно маскироваться — он с первой же беседы провоцирует. Сразу открывает автор и предателя Семенова - перед публикой вручает ему немец записку с заданием. Показать людей, кто они и что представляют собой — это один мотив пьесы.
Другой, а точнее, лейт-мотив заключается в том, что автор открывает и показывает секрет силы русского народа в титанической борьбе с иноземными захватчиками. Показывает великую силу русского духа, красоту большого сердца, самопожертвование без позы, широту натуры русского человека, умирающего зa родину с песней на устах.
В пьесе нет героев без сучка и задоринки. В ней простые люди, которым ничто человеческое не чуждо - и личная любовь и доля страха — они знают цену жизни. Сафонов — большой воли человек — и тот имеет свои слабости — он немного многословен. И эти простые люди творят чудеса героизма, беззаветной отваги, как бы не сознавая величия своих поступков, считая их обычными. Они увлекают лучшие чувства зрителей. Они служат живым укором тем, кто в эти грозные дни еще скрывает свое нутро и старается казаться не тем, чем они есть на деле.
Не права та часть зрителей, которая ищет недостатки спектакля в форме — мало воинской выправки, не соответствует обмундирование. Не в этом основное. На внутреннюю сторону нужно обращать внимание. Если говорить о недостатках, так они заключаются в следующем. Руководство театра не щадит уважаемого зрителями артиста Евдокимова, давая ему эту роль. Он добросовестно играет, но не дает незабываемого образа Сафонова. Не чувствует зритель суровой воли начальника. В теплоте чувств, многословии теряется основное качество Сафонова. Видимо, стремясь подчеркнуть волевые качества Сафонова, тов. Евдокимов противоречив. В 9 картине не оправданно сухо относится о Вале.
Глоба — Григорьев и майор Васин — Волохов — закрывают образ Сафонова. Их правильно понимает и долго помнит зритель, хотя и у них есть недостатки в исполнении. Глоба излишне ухарски ведет себя, отправляясь в логово врага на верную смерть. Майор Васин, несвойственно его выдержке, возрасту и моменту, с лукавым выражением на лице подбрасывает отобранный у Козловского револьвер.
Безукоризненно ведут свои роли русские женщины — Марфа Петровна — Мирская, Мария Николаевна — Рунич, Валя Анощенко — Сухарева. Особенно выделяется Марфа Петровна. Большое чувство русской матери умело показала артистка в последней сцене. Пожалуй, впервые артистка Рунич сумела убрать свои однообразные жесты и дать свежую интонацию. Только в первой картине не сдержала она характерных резких поворотов головы.
Мало чувства, лишку игры в исполнении роли Панина артистом Николаевым. Погоня за воинской выправкой (которая вовсе не обязательна Панину) приводит артиста к ходульности. Особенно отрицательна заключительная сцена 8-й картины. Образ умного, скромного и сдержанного Панина искажается.
Ярко, с аффектом ведет роль артист Тарапата. Однако излишняя крикливость и порывистость приводят к тому, что зрители называют фашистского офицера Розенберга психопатом. Такая оценка не выгодна для спектакля и исполнителя. Нужно добиться оценки — изверг, а для этого требуется, больше изуверского смака в игре на самых высоких чувствах жертв.
Хорошо подан изменник родины, отступник врач Харитонов в исполнении артиста Алешечкина. Этот раб вещей, представивший «списочек на 17 коммунистов», вызывает глубокое презрение и ненависть у зрителя.
Спектакль заслуживает внимания, но требует еще большой работы коллектива, чтобы сделать его полноценным. Следует пожелать коллективу в дальнейшей работе глубже проникнуть в своеобразие героики фронта, которую создают наши простые, скромные люди. Нужно также усилить и улучшить шумовое оформление спектакля. Особенно в 8 картине.
П. Федоров» («Призыв», 25 октября 1942).
«Жан Бесстрашный». Постановка сказки «Жан Бесстрашный» драмтеатром является хорошим подарком ребятам к Новому году.
Сказка содержательна. Построенная на мотивах фламандрской народной поэзии, она будет иметь на юных зрителей большое воспитательное воздействие. Моральная тенденция сказки близка русским народным сказкам, с их верой в торжество справедливости, добра в отношениях людей друг к другу. Сказка вызывает здоровые социальные симпатии: сочувствие к простым, честным трудовым людям Жану и Жаннете, ненависть – к королям и принцессам с их фальшью, жадностью, деспотизмом. Образ мужественного солдата Жана, много лет сражавшегося за свою родину, бесстрашно совершающего героические подвиги, - этот образ невольно перенесет мысль юного зрителя к мужественным защитникам нашей родины.
Постановщик спектакля тов. Евдокимов (Александр Андреевич Евдокимов) сумел сделать его особенно занимательным, интересным для детей. Он проявил большую режиссерскую изобретательность. Привлечены в качестве артистов ребята, введен мимический образ негритянки, вставлена интермедия. Моментами действие очень удачно выносится со сцены в зрительный зал. Необходимо отметить, что образ негритянки (хорошо исполняемый тов. Муравской) и интермедия (танец змеи – в исполнении выдвиженки т. Чернышевской) идут в плане основного социального звучания пьесы, ее содержания и, таким образом, не нарушают единства художественного впечатления.
Выступающие в пьесе детишки, особенно крохотная Галочка Орлова, которая мило читает …, а у детей эти выступления должны будить порыв к художественной самодеятельности, желание и самим выявить свои способности стать «артистами».
Хорошие декорации тов. Савицкого, продуманные звуковые и световые эффекты, костюмы, хотя недостаточно стильные, но нарядные – все направлено к тому, чтобы сделать спектакль красочным, радостным для ребят.
Надо приложить все усилия, чтобы сократить антракты и придать спектаклю нужную динамичность.
Художественная выдержанность спектакля нарушается только гротескным образом принца. Один гротескный образ среди всех остальных, поданных в реалистическом плане, делается пятном…
Артисты, занятые в спектакле, отнеслись к работе серьезно и вдумчиво. Образ солдата Жана Бесстаршного, созданный тов. Тарапата, неплох: типичные жесты, физическая ловкость, простота и искренность интонацией, подкупающая улыбка – все это делает образ верным и доходчивым. «Перевоплощение» его в продавца слив и в доктора проведено удачно.
Молодая артистка Орлеанская играет Жаннету искренно и тепло. Интонации ее мягки и достаточно гибки. В жестах ей надо добиваться большей простоты, которая является неотъемлемой принадлежностью … художественности.
Хороший образ королевы, надменной и бессердечной, дает тов. Рунич: совершенно выдержанные интонации и жесты, тонкий, без шаржа, но чрезвычайно удачный грим – такое лицо сразу раскрывает душу человека. Тов. Уздемир, исполняющий роль короля, ярко вскрывает за внешним добродушием его и жадность к деньгам, и деспотизм, и способность ко всякой «подтасовке фактов». Артисткой Шибачевой хорошо сделан отрицательный образ принцессы Людовины при чарующей, привлекательной внешности – в каждом жесте, в каждом слове ее видна злая, избалованная, двуличная, бесчестная «змея». Можно с уверенностью сказать, что «королевское семейство» вызовет должную реакцию у юных зрителей.
Все исполнители играют эту … которая так необходима в детском спектакле. Таковы и «шестеро из замка» с их танцем, таков и заикающийся лекарь (тов. Григорьев). Артисты сумели увлечься этой работой и увлечь своих юных зрителей.
Глубокое внимание царит в зрительном зале. Ребята чутко реагируют на все происходящее на сцене, они радостно увлечены спектаклем. Одна девочка выразила это в словах: «Я бы весь день смотреть стала».
Вот в этом – лучшая награда за большую работу над детским спектаклем как для режиссера, так и для всех участников его.
Л. Морякина» («Призыв», 5 января 1944).
Людмила Евгеньевна Морякина долгие годы поддерживала дружеские отношения с актером и режиссером театра Александром Андреевичем Евдокимовым.
«Где-то в Москве»
Наш театр остановил свой выбор для новой постановки на пьесе Владимира Маас и Червенского «Где-то в Москве». Пьесу определяют как комедию-обозрение, но это скорее водевиль, к тому же гротескового характера. В пьесе — целый ряд забавных приключений и положений, но психология действующих лиц в ходе действия не раскрывается, и большинство образов намечено штрихами. Хотя пьеса не претендует на особую глубину, но идея ее выступает вполне определенно. На небольшом отрезке жизни москвичей и лейтенанта, приехавшего с фронта на день в Москву, показана единая семья патриотов Советского Союза. Каждый делает свое нужное дело, и все во время войны взаимно спасают друг другу жизнь. Лейтенант разыскивает в Москве ту, которая под Смоленском, в дер. Понизовье, спасла ему жизнь, когда из-под огня вынесла его, раненого, на руках и под обстрелом донесла в медсанбат.
Разыскивая эту скромную героиню, о которой он узнал только, что ее зовут Анна Петровна Смирнова, он по справкам адресного стола попадает в Москве к целому ряду Смирновых. И здесь, в одной семье, наталкивается на человека (муж архитектора Смирновой), которому он сам спас жизнь под Смоленском.
Носильщик вокзала, помогавший ему в розысках, находит зенитчицу, которая также косвенно принимала участие в спасении его жизни, сбив немецкий самолет, бомбивший вокзал. Вот лейтенант — в семье рабочего Смирнова; дочь его работает на военном заводе, и продукция, выработанная ею, спасает жизнь если не ему, то его товарищам. Пьеса ярко дает почувствовать это единение фронта и тыла.
Над смешными положениями действующих лиц зритель весело и добродушно смеется, получает хороший отдых, но идея пьесы все же доминирует над всем, потому что это — советский водевиль.
Трудно говорить об образах, типах пьесы — человек взят не во всем многообразии своей натуры, а показана лишь та или другая сторона данного персонажа. Две главные роли (лейтенант и Нюра) довольно бесцветны — о их переживаниях можно лишь догадываться: они и говорят-то друг с другом (по ходу пьесы) лишь урывками. И тов. Нечаев (лейтенант Мельников) и тов. Глазова (Нюра Смирнова) сделали все, чтобы эти образы ожили на сцене. Несмотря на однотонный материал роли, тов. Нечаеву удалось дать живой образ. Лейтенант горячо рассказывает эпизод о спасении его жизни — он горит желанием найти ту, которая это сделала, и от всей души хочет отблагодарить ее: eй, незнакомой, он везет подарок с фронта. Единственный минус в игре тов. Нечаева — это отсутствие вокальных данных.
Нюра Смирнова (тов. Глазова) сначала мало заметная девушка в военной форме, а потом нарядная москвичка — при новых встречах с лейтенантом больше разговаривала с ним глазами и всей своей кокетливой манерой, чем словами, которых так мало дал на ее долю автор. И все-таки тов. Глазова вдохнула жизнь в этот образ.
Более ярка роль вокзального носильщика, которого автор часто ставит в комические положения. Эта роль дублируется. Исполнители — тт. Соломонов, Клюквин. Артисты по-разному воплощают на сцене этот образ. Тов. Соломонов делает его более жизнерадостным, более комическим, даже гротесковым. Правда, носильщик очень смешон в сцене репетиции опереточной актрисы, когда он «входит в роль» и с жаром танцует в паре с шикарной актрисой, но комизм здесь несколько утрирован. Носильщик тов. Клюквин более спокоен, более выдержан в реалистических тонах, юмор более тонкий. Тов. Клюквин очень удачно подчеркнул изнеможение носильщика после целого дня скитаний с лейтенантом по Москве в поисках одной из многочисленных Смирновых. Эта роль в спектакле выдвигается на первое место.
Сцена репетиции певицы из Варьете — самая красивая и самая комическая. Лишний раз приходится убедиться в разнообразии дарования занятых в этой сцене артистов. Тов. Сухарев и тов. Евдокимов показали большой диапазон своего таланта. Эти сильные драматические артисты сумели быть очень комическими в этой сцене, сохраняя, однако, и чувство художественной меры. Тов. Сухарева с большим мастерством нарисовала образ капризной опереточной примадонны. Голос, мимика и внешний вид ее Сильвы очень хороши. Тов. Сухарева провела эту роль «с огоньком». Хотелось бы только видеть больше изящества в танце.
В маленькой роли опереточного режиссера тов. Евдокимов очень элегантен и вместе с тем комичен. Как боится он гнева и своей примадонны, как ухаживает за ней, целуя ей ручки, таща на вокзал целый ворох цветов, которые примадонна желает поднести лейтенанту.
В этой сцене тов. Тарапата (артист Мочалов) выглядел настоящим опереточным актером и по голосу и по хорошо исполненному танцу.
Запоминается сцена у архитектора Смирновой. Изящна москвичка-архитектор — тов. Рунич и тонко комичен артист Смирнов в роли ее мужа. Переход от отчаяния от предполагаемой измены жены к радости — опасения были напрасны — сделан им превосходно.
По комизму хороша еще сцена в семье рабочего Смирнова. Рабочий — тов. Волохов и его жена — тов. Соломонова с тонким юмором провели эту сцену.
Тов. Пылаева исполняла две роли: заведующей адресным столом и барышни, говорящей по телефону. С большим комизмом, беглыми штрихами зарисовывает тов. Пылаева тепы — ограниченной заведующей адресным столом и пустой болтушки, бесконечно долго болтающей по телефону, которая почему-то у автора называется студенткой. Ее болтовня, переходящая в скороговорку, вызывает веселый смех зрителя.
Комичны девушки-зенитчицы (тт. Виноградова и Опалихина) и трогательна Смирнова-мать (тов. Мирская), прятавшая от немцев раненых и воспитавшая дочь-патриотку.
В этой легкой комедии-обозрении большое место отводится пению. С приходом в «музыкальной власти» в театре тов. Левкоева очень улучшилось музыкальное оформление — чувствуется рука чуткого музыканта.
Декорации в этом спектакле выглядят очень бедно, но это, оказывается, сделано умышленно, чтобы не убить спектакля, но лучше бы разыгрывать его просто в «ширмах».
Режиссеры спектакля тов. Смирнов и автор пьесы тов. Владимир Маас сумели подчеркнуть лучшие стороны комедии и сделать ее доходчивой до зрителя.
В. Крюкова» («Призыв», 15 апреля 1945).
«В облдрамтеатре собралось свыше 150 рабочих, служащих и артистов, чтобы выдвинуть кандидата в депутаты областного Совета. В красочно оформленном помещении царило большое оживление. Первым на собрании выступил секретарь партийной организации театра тов. Щербинин, предложивший избрать кандидатом в депутаты областного Совета старейшую артистку театра Еликониду Васильевну Мирскую.
Это предложение было встречено присутствующими единодушным одобрением.
— Артистка Мирская, — заявил тов. Кабардин,— пользуется большой любовью не только у коллектива театра, но и у зрителей. Талантливая исполнительница и хорошая общественница, она будет верной слугой народа.
Общее собрание единодушно решило выдвинуть кандидатом в депутаты областного Совета артистку облдрамтеатра Еликониду Васильевну Мирскую» («Призыв», 12 ноября 1947).
«Беззаветное служение народу
Еликонида Васильевна Мирская испытала все ужасы царского самодержавия и бесправие актрисы дореволюционного театра. Ее лучшие годы прошли в скитаниях, в поисках работы.
Радость свободного, вдохновенного, творческого труда она испытала только после Великой Октябрьской социалистической революции.
1918 год. Е.В. Мирская работает в передвижном театре, созданном при политотделе. 5-й революционной армии. Освобождены Иркутск, Чита. В городах, на полустанках, овеянных пороховым дымом, пестреют цветистые афиши. Передвижной театр ставит пьесы русских классиков.
— Это были яркие, волнующие дни в моей жизни, — говорит тов. Мирская. — Ведь я была в числе первых артистов, которые несли культуру и искусство освобожденному народу.
Bот уже двенадцать лет Еликонида Васильевна Мирская работает вместе с нами во Владимирском театре. Она создала сильные образы Вассы Железновой, Софьи Коломийцевой, матери комдива Харитонова и многие другие. Теплота и жизненная правда ее образов до глубины души волнуют зрителя.
Избиратели 4 Ленинского избирательного округа оказали Еликониде Васильевне большую честь, выдвинув ее кандидатом в депутаты областного Совета депутатов трудящихся.
Артисты облдрамтеатра: В. ВОЛОХОВ, А. НАЗАРОВ, О. КАРСКАЯ, Е. ГАГАРИНА, Н. МУРАВСКАЯ, Т. ЩЕРБИНИН» («Призыв», 19 ноября 1947).
К стареющей жене Александр Андреевич относился бережно и внимательно. Трогательно заботился о ней во время гастролей, накрывал пледом ноги, а по приезде в гостиницу готовил грелки, чтобы согреть их. В нашем театре Евдокимов получил звание Заслуженного артиста РСФСР. История этой контрастной пары стала нам известна со слов самого Александра Андреевича, который в минуту откровенности поведал ее. В молодости он женился на юной актрисе, у них был сын. Но вскоре молодая женщина, оставив мужа и ребенка, с кем-то сбежала. Александр Андреевич был вынужден брать малютку с собой на репетиции и спектакли, и вся труппа помогала ему. «Еликонида, — рассказывал Евдокимов — оказывала мне внимание. Так мы соединились, вырастили сына, дали ему образование». После кончины Еликониды Васильевны (1885 – 1956) через некоторое время Александр Андреевич женился. А когда и ему пришло время уйти в «мир иной», они опять соединились. Их похоронили рядом.
С потерей двух талантливых артистов у Владимирского театра закончилась еще одна из его эпох.



Владимирский драматический театр

Категория: Владимирская энциклопедия | Добавил: Николай (13.07.2022)
Просмотров: 777 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2025


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru