Мирская Еликонида Васильевна и Евдокимов Александр Андреевич
Е.В. КУДРЯКОВА. ВЛАДИМИРСКИЙ НЕКРОПОЛЬ. Выпуск 3. 2000 г.
Е.В. Мирская на сцене с 1905 года. В сезон 1936-1937 гг. во Владимирский драматический театр прибыла новая актриса — Еликонида Васильевна Мирская (1885 – 1956). Приехала она из Сибири, где пользовалась большой известностью. С первых дней знакомства актеры почувствовали, что перед ними незаурядная артистка. Она была уже немолода. Имела благородный интеллигентный вид, держалась с достоинством. Труппа отнеслась к ней с благоговением, владимирский зритель одарял аплодисментами. Поговаривали, будто бы в прошлом Е.В. Мирская была антрепренером Омского драматического театра.
«Бесконечно счастлива Я старый работник театра. В нынешнем году исполняется 35 лет моей работы на сцене. 15 лет прошли в борьбе за свое существование, в тревогах и волнениях за свою дальнейшую судьбу. Дальний восток — Хабаровск, Благовещенск, Барнаул, гастроли с Дальским, с Комиссаржевской по Сибири. В царское время на театр смотрели, как на развлекательное учреждение, а с нами, актерами, даже и не считались. В том или ином городе мы служили не более трех-четырех месяцев и снова двигались в дальнейший путь. Бродячая, кочевая была жизнь! Ни о каких отпусках, курортах, учебе не могло даже быть и речи. А если случалось заболеть, ну и остался без работы, остался на произвол судьбы в чужом городе, покинутый всеми. Много было пережито в прошлом... Помню пришлось даже с больным, умирающим ребенком ехать на сезон в другой город, чтобы не потерять службу, а в день смерти репетировать и играть спектакль... Кому было дело до моего отчаяния и горя? Как же я не могу ценить то, что я имею теперь? Так как же мне не быть радостной, счастливой! Я имею право на труд, отдых, образование, на обеспеченную старость. Я бесконечно счастлива, что дожила до нынешних дней, до дней, когда я радостно отдаю свои силы любимому труду. И я отдам свой голос верным сынам за дело Ленина — Сталина, и в первую очередь Великому вождю, творцу великой Конституции СССР, создавшему для всех нас радостную и счастливую жизнь - товарищу Сталину. «Пусть зимний день цветет неповторимым маем. Пусть сердце тянется к просторам вышины — Своими песнями тебя мы выбираем На всех наречиях и языках страны. Просторы твой закон, как молния рассек. Ты озарил для всех в грядущее разбег. Сегодня по одной шестой земного шара Владыкою земли шагает человек». Артистка драмтеатра Е.В. Мирская» («Знамя», 7 ноября 1937).
Артистка Мирская
Лучшие роли, исполненные Еликонидой Васильевной, в пьесах А.Н. Островского «Без вины виноватые» (Кручинина), «Волки и овцы» (Миропа Давыдовна). Сцена Кручининой и Незнамова всегда вызывала у зрителей слезы. Неподражаемый образ Вассы Железновой создала Мирская в одноименной пьесе М. Горького. В 1937 году названа лучшей исполнительницей роли Вассы Железновой в СССР. Московский журнал «Новости искусства» отмечал, что она наиболее интересная исполнительница этой роли на советской сцене. На летние гастроли Владимирский театр не раз въезжал в г. Гусь-Хрустальный. Публика всегда тепло принимала наших актеров. С одной из таких гастролей совпало празднование 35-летнего юбилея сценической и общественной деятельности Еликониды Васильевны Мирской. Был дан спектакль «Без вины виноватые» А.Н. Островского. Зритель рыдал. Актриса получила ценные подарки, среди которых были две хрустальные вазы едва не в метр высотой... Через год после ее приезда во Владимир в театр прибыл муж Еликониды Васильевны. Артист Александр Андреевич Евдокимов (1900 – 1965) был много моложе жены, почти как сын. Он был недурен собой, улыбчив, говорил тенорком. Производил впечатление интеллигентного человека, с хорошими манерами, был всегда безупречно одет. Его игра нравилась публике, в труппе его уважали. Он умел в каждую роль внести какую-то изюминку.
В 1940 году праздновала во Владимирском театре 35-летие сценической деятельности Еликониды Васильевны.
««НАКАНУНЕ». Премьера нашего театра — новая пьеса Афиногенова «Накануне», — принадлежит к числу немногих пьес, которые успели угнаться за быстрыми темпами нашей жизни. Война, переживаемая нами сейчас, является и фоном, на котором разыгрывается действие этой пьесы, и органически слита с ходом последовательно нарастающих событий. Несмотря на то, что в пьесе мы видим много горя, страдания, смерть, но в конечном счете пьеса все же оптимистическая. Умирают отдельные личности — остается сплоченный многонациональный советский коллектив, готовый на подвиги, на жертвы, не знающий препятствий. Действие пьесы начинается накануне второй отечественной войны, в доме молодого агронома Андрея Завьялова (артист Примеров), женатого на туркменке Джерен (артистка Редькина). Когда Андрей ушел на войну, Джерен осталась его заместителем на работе, строго проводя в жизнь его указания. Молодая артистка Редькина показала себя очень искренней, простой и умелой исполнительницей роли Джерен. Она прекрасно подчеркнула, как может уживаться рядом большая сила духа и воли с мягкой и красивой женственностью. Артистка хорошо акцентирует. Артист Примеров хорошо сыграл роль Андрея. Этот скромный герой, каких у нас сейчас тысячи, когда переключился с работы агронома на пост командира, показал, что «когда страна быть прикажет героем, у нас героем становится любой». Но еще больше этот переход от мирного строительства к военным настроениям показал отец Андрея — Тимофей Ильич (артист Волохов). Другого сына Тимофея Ильича, ставшего генералом, играл артист Григорьев. Как всегда, этот артист глубоко раскрыл внутреннюю сущность изображаемого образа. Он показал, как генерал обязан был отмести все личное и все подчинить исполнению своего служебного долга. Его клятва над трупом убитой Джерен о мщении врагу, попирающему фашистским сапогом наши родные поля и нивы, прозвучала проникновенно и сильно. Но хотелось бы видеть у генерала — Григорьева побольше военной выправки. Актрису Гараеву, которую любил генерал, играла тов. Рунич. Эта артистка вкладывает много чувства в каждый всегда тонко продуманный ею образ. Мягкой женственностью веет от нее, как женщины и матери, и волей и твердостью, как от советской патриотки, презирающей трусость. В пьесе есть очень симпатичная «пара» — мать (артистка Мирская) и сын Вася (артист Захаров). Режиссер очень удачно подобрал исполнителя роли Васи. Вася — сначала рабочий, потом молодой боец,— чересчур высок ростом, неловок, но горяч и искренен, — все это можно найти в молодом исполнителе роли артисте Захарове. Когда смотришь на игру артиста Тарапата—Колю, смертельно раненого, но бодрого духом, невольно мысленно преклоняешь колени перед мужеством всех «юных, жизнь свою только начавших, отдавших тебе ее, Родина-мать», чувствуешь: он знал за что умирал. Спектакль в постановке режиссера Смирнова смотрится с большим интересом и вниманием. В. Крюкова» («Призыв», 11 июня 1942).
««РУССКИЕ ЛЮДИ» «Быть и казаться» — вот краткая формула, вскрывающая очень глубокий психологически-моральный порок людей, оставшийся нам в наследство от старого общества. Война сорвала маски с подленьких людей, казавшихся советскими. Всплыли на поверхность трусы, паникеры, предатели — людишки, считавшие, что с вещами они люди, а без вещей ничто. Вышли из тени, брошенной со стороны мастеров казаться, лучшие люди, скромные, простые, которые обычно раскрываются полностью в чрезвычайных условиях, люди с безграничной любовью к родине, с широкой душой, теплым сердцем, люди, для которых чувство любви к народу, к родине, государству выше всех иных чувств. В суровой обстановке фронта, в борьбе с ненавистными захватчиками эти лучшие чувства руководят поступками людей и из их поступков складываются герои наших дней. Со всей глубиной вскрыл и показал это явление в своей новой пьесе лауреат Сталинской премии, поэт драматург Константин Симонов. Все персонажи пьесы «Русские люди» — живой пример непосредственности открытых целеустремленных натур. Читатель и зритель ни на минуту не сомневаются в том, что майор Васин — наш человек, что он ведет Козловского в штаб не за документами, а за тем, чтобы арестовав его там. Даже предатель Козловский, пробравшись к русским людям, не старается особенно маскироваться — он с первой же беседы провоцирует. Сразу открывает автор и предателя Семенова - перед публикой вручает ему немец записку с заданием. Показать людей, кто они и что представляют собой — это один мотив пьесы. Другой, а точнее, лейт-мотив заключается в том, что автор открывает и показывает секрет силы русского народа в титанической борьбе с иноземными захватчиками. Показывает великую силу русского духа, красоту большого сердца, самопожертвование без позы, широту натуры русского человека, умирающего зa родину с песней на устах. В пьесе нет героев без сучка и задоринки. В ней простые люди, которым ничто человеческое не чуждо - и личная любовь и доля страха — они знают цену жизни. Сафонов — большой воли человек — и тот имеет свои слабости — он немного многословен. И эти простые люди творят чудеса героизма, беззаветной отваги, как бы не сознавая величия своих поступков, считая их обычными. Они увлекают лучшие чувства зрителей. Они служат живым укором тем, кто в эти грозные дни еще скрывает свое нутро и старается казаться не тем, чем они есть на деле. Не права та часть зрителей, которая ищет недостатки спектакля в форме — мало воинской выправки, не соответствует обмундирование. Не в этом основное. На внутреннюю сторону нужно обращать внимание. Если говорить о недостатках, так они заключаются в следующем. Руководство театра не щадит уважаемого зрителями артиста Евдокимова, давая ему эту роль. Он добросовестно играет, но не дает незабываемого образа Сафонова. Не чувствует зритель суровой воли начальника. В теплоте чувств, многословии теряется основное качество Сафонова. Видимо, стремясь подчеркнуть волевые качества Сафонова, тов. Евдокимов противоречив. В 9 картине не оправданно сухо относится о Вале. Глоба — Григорьев и майор Васин — Волохов — закрывают образ Сафонова. Их правильно понимает и долго помнит зритель, хотя и у них есть недостатки в исполнении. Глоба излишне ухарски ведет себя, отправляясь в логово врага на верную смерть. Майор Васин, несвойственно его выдержке, возрасту и моменту, с лукавым выражением на лице подбрасывает отобранный у Козловского револьвер. Безукоризненно ведут свои роли русские женщины — Марфа Петровна — Мирская, Мария Николаевна — Рунич, Валя Анощенко — Сухарева. Особенно выделяется Марфа Петровна. Большое чувство русской матери умело показала артистка в последней сцене. Пожалуй, впервые артистка Рунич сумела убрать свои однообразные жесты и дать свежую интонацию. Только в первой картине не сдержала она характерных резких поворотов головы. Мало чувства, лишку игры в исполнении роли Панина артистом Николаевым. Погоня за воинской выправкой (которая вовсе не обязательна Панину) приводит артиста к ходульности. Особенно отрицательна заключительная сцена 8-й картины. Образ умного, скромного и сдержанного Панина искажается. Ярко, с аффектом ведет роль артист Тарапата. Однако излишняя крикливость и порывистость приводят к тому, что зрители называют фашистского офицера Розенберга психопатом. Такая оценка не выгодна для спектакля и исполнителя. Нужно добиться оценки — изверг, а для этого требуется, больше изуверского смака в игре на самых высоких чувствах жертв. Хорошо подан изменник родины, отступник врач Харитонов в исполнении артиста Алешечкина. Этот раб вещей, представивший «списочек на 17 коммунистов», вызывает глубокое презрение и ненависть у зрителя. Спектакль заслуживает внимания, но требует еще большой работы коллектива, чтобы сделать его полноценным. Следует пожелать коллективу в дальнейшей работе глубже проникнуть в своеобразие героики фронта, которую создают наши простые, скромные люди. Нужно также усилить и улучшить шумовое оформление спектакля. Особенно в 8 картине. П. Федоров» («Призыв», 25 октября 1942).
«Жан Бесстрашный». Постановка сказки «Жан Бесстрашный» драмтеатром является хорошим подарком ребятам к Новому году. Сказка содержательна. Построенная на мотивах фламандрской народной поэзии, она будет иметь на юных зрителей большое воспитательное воздействие. Моральная тенденция сказки близка русским народным сказкам, с их верой в торжество справедливости, добра в отношениях людей друг к другу. Сказка вызывает здоровые социальные симпатии: сочувствие к простым, честным трудовым людям Жану и Жаннете, ненависть – к королям и принцессам с их фальшью, жадностью, деспотизмом. Образ мужественного солдата Жана, много лет сражавшегося за свою родину, бесстрашно совершающего героические подвиги, - этот образ невольно перенесет мысль юного зрителя к мужественным защитникам нашей родины. Постановщик спектакля тов. Евдокимов (Александр Андреевич Евдокимов) сумел сделать его особенно занимательным, интересным для детей. Он проявил большую режиссерскую изобретательность. Привлечены в качестве артистов ребята, введен мимический образ негритянки, вставлена интермедия. Моментами действие очень удачно выносится со сцены в зрительный зал. Необходимо отметить, что образ негритянки (хорошо исполняемый тов. Муравской) и интермедия (танец змеи – в исполнении выдвиженки т. Чернышевской) идут в плане основного социального звучания пьесы, ее содержания и, таким образом, не нарушают единства художественного впечатления. Выступающие в пьесе детишки, особенно крохотная Галочка Орлова, которая мило читает …, а у детей эти выступления должны будить порыв к художественной самодеятельности, желание и самим выявить свои способности стать «артистами». Хорошие декорации тов. Савицкого, продуманные звуковые и световые эффекты, костюмы, хотя недостаточно стильные, но нарядные – все направлено к тому, чтобы сделать спектакль красочным, радостным для ребят. Надо приложить все усилия, чтобы сократить антракты и придать спектаклю нужную динамичность. Художественная выдержанность спектакля нарушается только гротескным образом принца. Один гротескный образ среди всех остальных, поданных в реалистическом плане, делается пятном… Артисты, занятые в спектакле, отнеслись к работе серьезно и вдумчиво. Образ солдата Жана Бесстаршного, созданный тов. Тарапата, неплох: типичные жесты, физическая ловкость, простота и искренность интонацией, подкупающая улыбка – все это делает образ верным и доходчивым. «Перевоплощение» его в продавца слив и в доктора проведено удачно. Молодая артистка Орлеанская играет Жаннету искренно и тепло. Интонации ее мягки и достаточно гибки. В жестах ей надо добиваться большей простоты, которая является неотъемлемой принадлежностью … художественности. Хороший образ королевы, надменной и бессердечной, дает тов. Рунич: совершенно выдержанные интонации и жесты, тонкий, без шаржа, но чрезвычайно удачный грим – такое лицо сразу раскрывает душу человека. Тов. Уздемир, исполняющий роль короля, ярко вскрывает за внешним добродушием его и жадность к деньгам, и деспотизм, и способность ко всякой «подтасовке фактов». Артисткой Шибачевой хорошо сделан отрицательный образ принцессы Людовины при чарующей, привлекательной внешности – в каждом жесте, в каждом слове ее видна злая, избалованная, двуличная, бесчестная «змея». Можно с уверенностью сказать, что «королевское семейство» вызовет должную реакцию у юных зрителей. Все исполнители играют эту … которая так необходима в детском спектакле. Таковы и «шестеро из замка» с их танцем, таков и заикающийся лекарь (тов. Григорьев). Артисты сумели увлечься этой работой и увлечь своих юных зрителей. Глубокое внимание царит в зрительном зале. Ребята чутко реагируют на все происходящее на сцене, они радостно увлечены спектаклем. Одна девочка выразила это в словах: «Я бы весь день смотреть стала». Вот в этом – лучшая награда за большую работу над детским спектаклем как для режиссера, так и для всех участников его. Л. Морякина» («Призыв», 5 января 1944).
Людмила Евгеньевна Морякина долгие годы поддерживала дружеские отношения с актером и режиссером театра Александром Андреевичем Евдокимовым.
«Где-то в Москве»
Наш театр остановил свой выбор для новой постановки на пьесе Владимира Маас и Червенского «Где-то в Москве». Пьесу определяют как комедию-обозрение, но это скорее водевиль, к тому же гротескового характера. В пьесе — целый ряд забавных приключений и положений, но психология действующих лиц в ходе действия не раскрывается, и большинство образов намечено штрихами. Хотя пьеса не претендует на особую глубину, но идея ее выступает вполне определенно. На небольшом отрезке жизни москвичей и лейтенанта, приехавшего с фронта на день в Москву, показана единая семья патриотов Советского Союза. Каждый делает свое нужное дело, и все во время войны взаимно спасают друг другу жизнь. Лейтенант разыскивает в Москве ту, которая под Смоленском, в дер. Понизовье, спасла ему жизнь, когда из-под огня вынесла его, раненого, на руках и под обстрелом донесла в медсанбат. Разыскивая эту скромную героиню, о которой он узнал только, что ее зовут Анна Петровна Смирнова, он по справкам адресного стола попадает в Москве к целому ряду Смирновых. И здесь, в одной семье, наталкивается на человека (муж архитектора Смирновой), которому он сам спас жизнь под Смоленском. Носильщик вокзала, помогавший ему в розысках, находит зенитчицу, которая также косвенно принимала участие в спасении его жизни, сбив немецкий самолет, бомбивший вокзал. Вот лейтенант — в семье рабочего Смирнова; дочь его работает на военном заводе, и продукция, выработанная ею, спасает жизнь если не ему, то его товарищам. Пьеса ярко дает почувствовать это единение фронта и тыла. Над смешными положениями действующих лиц зритель весело и добродушно смеется, получает хороший отдых, но идея пьесы все же доминирует над всем, потому что это — советский водевиль. Трудно говорить об образах, типах пьесы — человек взят не во всем многообразии своей натуры, а показана лишь та или другая сторона данного персонажа. Две главные роли (лейтенант и Нюра) довольно бесцветны — о их переживаниях можно лишь догадываться: они и говорят-то друг с другом (по ходу пьесы) лишь урывками. И тов. Нечаев (лейтенант Мельников) и тов. Глазова (Нюра Смирнова) сделали все, чтобы эти образы ожили на сцене. Несмотря на однотонный материал роли, тов. Нечаеву удалось дать живой образ. Лейтенант горячо рассказывает эпизод о спасении его жизни — он горит желанием найти ту, которая это сделала, и от всей души хочет отблагодарить ее: eй, незнакомой, он везет подарок с фронта. Единственный минус в игре тов. Нечаева — это отсутствие вокальных данных. Нюра Смирнова (тов. Глазова) сначала мало заметная девушка в военной форме, а потом нарядная москвичка — при новых встречах с лейтенантом больше разговаривала с ним глазами и всей своей кокетливой манерой, чем словами, которых так мало дал на ее долю автор. И все-таки тов. Глазова вдохнула жизнь в этот образ. Более ярка роль вокзального носильщика, которого автор часто ставит в комические положения. Эта роль дублируется. Исполнители — тт. Соломонов, Клюквин. Артисты по-разному воплощают на сцене этот образ. Тов. Соломонов делает его более жизнерадостным, более комическим, даже гротесковым. Правда, носильщик очень смешон в сцене репетиции опереточной актрисы, когда он «входит в роль» и с жаром танцует в паре с шикарной актрисой, но комизм здесь несколько утрирован. Носильщик тов. Клюквин более спокоен, более выдержан в реалистических тонах, юмор более тонкий. Тов. Клюквин очень удачно подчеркнул изнеможение носильщика после целого дня скитаний с лейтенантом по Москве в поисках одной из многочисленных Смирновых. Эта роль в спектакле выдвигается на первое место. Сцена репетиции певицы из Варьете — самая красивая и самая комическая. Лишний раз приходится убедиться в разнообразии дарования занятых в этой сцене артистов. Тов. Сухарев и тов. Евдокимов показали большой диапазон своего таланта. Эти сильные драматические артисты сумели быть очень комическими в этой сцене, сохраняя, однако, и чувство художественной меры. Тов. Сухарева с большим мастерством нарисовала образ капризной опереточной примадонны. Голос, мимика и внешний вид ее Сильвы очень хороши. Тов. Сухарева провела эту роль «с огоньком». Хотелось бы только видеть больше изящества в танце. В маленькой роли опереточного режиссера тов. Евдокимов очень элегантен и вместе с тем комичен. Как боится он гнева и своей примадонны, как ухаживает за ней, целуя ей ручки, таща на вокзал целый ворох цветов, которые примадонна желает поднести лейтенанту. В этой сцене тов. Тарапата (артист Мочалов) выглядел настоящим опереточным актером и по голосу и по хорошо исполненному танцу. Запоминается сцена у архитектора Смирновой. Изящна москвичка-архитектор — тов. Рунич и тонко комичен артист Смирнов в роли ее мужа. Переход от отчаяния от предполагаемой измены жены к радости — опасения были напрасны — сделан им превосходно. По комизму хороша еще сцена в семье рабочего Смирнова. Рабочий — тов. Волохов и его жена — тов. Соломонова с тонким юмором провели эту сцену. Тов. Пылаева исполняла две роли: заведующей адресным столом и барышни, говорящей по телефону. С большим комизмом, беглыми штрихами зарисовывает тов. Пылаева тепы — ограниченной заведующей адресным столом и пустой болтушки, бесконечно долго болтающей по телефону, которая почему-то у автора называется студенткой. Ее болтовня, переходящая в скороговорку, вызывает веселый смех зрителя. Комичны девушки-зенитчицы (тт. Виноградова и Опалихина) и трогательна Смирнова-мать (тов. Мирская), прятавшая от немцев раненых и воспитавшая дочь-патриотку. В этой легкой комедии-обозрении большое место отводится пению. С приходом в «музыкальной власти» в театре тов. Левкоева очень улучшилось музыкальное оформление — чувствуется рука чуткого музыканта. Декорации в этом спектакле выглядят очень бедно, но это, оказывается, сделано умышленно, чтобы не убить спектакля, но лучше бы разыгрывать его просто в «ширмах». Режиссеры спектакля тов. Смирнов и автор пьесы тов. Владимир Маас сумели подчеркнуть лучшие стороны комедии и сделать ее доходчивой до зрителя. В. Крюкова» («Призыв», 15 апреля 1945).
К стареющей жене Александр Андреевич относился бережно и внимательно. Трогательно заботился о ней во время гастролей, накрывал пледом ноги, а по приезде в гостиницу готовил грелки, чтобы согреть их. В нашем театре Евдокимов получил звание Заслуженного артиста РСФСР. История этой контрастной пары стала нам известна со слов самого Александра Андреевича, который в минуту откровенности поведал ее. В молодости он женился на юной актрисе, у них был сын. Но вскоре молодая женщина, оставив мужа и ребенка, с кем-то сбежала. Александр Андреевич был вынужден брать малютку с собой на репетиции и спектакли, и вся труппа помогала ему. «Еликонида, — рассказывал Евдокимов — оказывала мне внимание. Так мы соединились, вырастили сына, дали ему образование». После кончины Еликониды Васильевны (1885 – 1956) через некоторое время Александр Андреевич женился. А когда и ему пришло время уйти в «мир иной», они опять соединились. Их похоронили рядом. С потерей двух талантливых артистов у Владимирского театра закончилась еще одна из его эпох.
Владимирский драматический театр
|