Лосик Давид Семёнович (01.10.1914 – 02.11.1991) – актер Владимирского областного театра драмы им. А.В. Луначарского (1957 – 1970), заслуженный артист РСФСР (1958).
Лосик Давид Семёнович родился 1 октября 1914 г. в семье портного, в Минске. Еврей.
Учился в Государственном институте театрального искусства (ГИТИС) в Москве. По другой версии, он получил среднее специальное образование в Минске.
Актер Театра юного зрителя в Минске до 27.04.1936 г.
Арестован в Минске 28 апреля 1936 г., приговорен Спецколлегией ВС Белорусской ССР 22.08.1936 г. по ст. 72а УК БССР (соответствует ст. 58 п.10 УК РСФСР; "а/с агитация") к 5 годам ИТЛ и 3 годам поражения в правах.
Наказание он отбывал на территории Коми АССР в Ухтинско-печорском лагере. В заключении в Ухтпечлаге, работал актером в лагерном театре.
Освобожден 28 апреля 1943 г.
До 1946 г. работал вольнонаемным актером при Центральном доме культуры (ЦДК) в Ухте. Судимость снята постановлением Президиума ВС БССР от 26.08.1946 г. В это время он жил в Мелекессе и работал в драматическом театре (1946-1947).
23 октября 1946 г. в газете «Власть труда была опубликована заметка директора Мелекесского драмтеатра А.С. Кальницкой «Театр перед открытием сезона». В ней директор говорит об обновлённом репертуаре, о задачах и целях коллектива, называет ведущих артистов и спектакль, открывающий сезон – пьеса Константина Тренёва «Любовь Яровая». «Мелекесский драматический театр родился в годы Великой Отечественной войны. Открывая сезон 1946-1947 гг., он вступил в четвёртый год своего существования. В прошлом сезоне наш театр, наряду с положительными моментами, имел и теневые стороны: засорённость репертуара безыдейными пьесами, недостаточно высокую квалификацию ряда работников и низкую трудовую дисциплину. Кроме того, театр из-за отсутствия материалов не мог в должной мере оформлять свои спектакли. Исторические решения ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», о перестройке репертуара театров и улучшении его, доклад тов. Жданова обязали и наш театр перестроить свою работу. Состав труппы театра пополнили квалифицированные режиссёры: Правдин Ф.В. (он же художественный руководитель) и Колпаков Н.П., актёры Хлюпин С.П., Лосик Д.С., Чернов С.А., Михайлов Н.А и др. Художником приглашена Терлецкая Е.Н.
Коренным образом перестроен и репертуар, в основу которого положены советские пьесы. До 1 января 1947 г. наш зритель просмотрит пьесы: «Любовь Яровая» Тренёва, «За тех, кто в море» Б. Лавренёва, «Русские люди» К. Симонова, «Золотая карета» Леонова, «На бойком месте» А. Островского. Из старых спектаклей останутся только два: «Платон Кречет» Корнейчука и «Кому подчиняется время» братьев Тур и Шейнина.
Но один театр, без помощи партийных, советских и профсоюзных организаций города не сможет справиться с большими задачами, поставленными партией и правительством. Ему нужна помощь как идеологическая, так и материальная и бытовая. Профсоюзным организациям заводов, фабрик, учреждений и школ города следует организовать коллективные посещения театра. Открывает свою работу театр пьесой Тренёва «Любовь Яровая» в постановке художественного руководителя Правдина Ф.В., художник Терлецкая Е.Н.
А.С. Кальницкая, директор Мелекесского драмтеатра».
8 мая 1947 г. в газете «Власть труда» была опубликована небольшая заметка в рубрике «Театр» под названием «Русский вопрос», одноимённая с названием пьесы советского писателя, фронтовика, военного журналиста газеты «Красная звезда» Константина Михайловича Симонова. По военным дорогам он «…с лейкой и блокнотом, а то и с пулемётом…» прошёл всю войну, много раз был на волосок от смерти. В послевоенные годы К.М. Симонов был самым известным писателем в Советском Союзе. После поездки в Америку, по возвращении в Россию осенью 1946 г. он написал пьесу «Русский вопрос» под впечатлением знакомства с американским образом жизни и американской демократией. Пьеса стала самой исполняемой: ее премьеры прошли одновременно в трехстах театрах Советского Союза. Пьеса «Русский вопрос» была замечена И. Сталиным, и это сыграло не последнюю роль в её популярности на советской сцене. Не остался в стороне от её постановки и Мелекесский драмтеатр. Режиссёром Н.П. Колпаковым в 1947 г. была выбрана пьеса «Русский вопрос» для постановки на сцене Мелекесского драмтеатра. В мае 1947 года во всю шла работа над спектаклем.
В пьесе К.М. Симонова речь идет об американской журналистике. Действие происходит частично в Нью-Йорке, а частично в месте, которое напоминает Лонг-Айленд. В Нью-Йорке это действие разворачивается в заведении, похожем на ресторан Bleeck’s, что находится недалеко от здания редакции NewYorkHeraldTribune.
Мелекесская городская общественно-политическая газета «Власть труда» писала в номере от 8 мая 1947 г. следующее:
«Русский вопрос.
Коллектив Мелекесского драмтеатра работает сейчас над пьесой К. Симонова «Русский вопрос». Пьеса отличается острой политической злободневностью. Она раскрывает сущность многих явлений американской действительности. Пьеса «Русский вопрос» показывает, насколько иллюзорны в современной Америке понятия о демократии и всевозможных свободах (свобода слова, свобода печати).
Коротко о сюжете: «Издатель-капиталист Макферсон хотел купить перо и душу честного журналиста Гарри Смита. Сделка не состоялась не потому, что литератор оказался героем, нет, он просто был честным человеком. И с этой минуты начались жестокие гонения на него. Оказалось, что честному, объективному человеку нельзя напечатать в Америке правдивую книгу о советской стране (газета «Советское искусство» № 14). Автор говорит, что есть две Америки: Америка Линкольна и Рузвельта и Америка Харета и Мак Корника, Америка тружеников и Америка организаторов новой атомной войны. В главных ролях заняты: Макферсон – арт. Глоба Г.В., Гульд – арт. Хлюпин С.П., Гарри Смит – арт. Лосик Д.С., Джесси – арт. Мещерякова, Мег – арт. Артемьева О.И., Морфи – арт. Самсонов Ф.И. и др.
Режиссёр Н. Колпаков».
Спектакль имел успех у зрителя и критиков. Постановке пьесы К. Симонова «Русский вопрос» на сцене Мелекесского театра драмы и игре актёров посвящена статья под названием «Волнующий спектакль» в рубрике «Театр» в областной газете «Ульяновская правда» в номере за 28 мая 1947 г. Она написана журналистом Ц. Рабиновичем после премьеры пьесы. В этой статье особое внимание уделено главному герою пьесы Гарри Смиту и актёру Давиду Семёновичу Лосику – исполнителю этой роли. В статье театральный критик подробно анализирует постановку, игру актёров, значение спектакля и его воздействие на зрителя. О главном герое пьесы он пишет: «… Д.С. Лосик создаёт обаятельный образ Гарри Смита. Он скромен и прост, мужественен и честен. Глядя на него понимаешь, почему его так любят друзья. Образ Смита претерпевает в пьесе значительные изменения. Если вначале он простодушен, то в конце он «чертовски зол!». Актёр Д.С. Лосик ведёт роль в нарастающем темпе и достигает подлинного пафоса в последних картинах. Зритель верит, что Гарри Смит не склонит свою честную, гордую голову перед золотом Макферсона». Исполняя роль Гарри Смита, Д.С. Лосик играл себя, честного и скромного человека. Не случайно он попал в сталинский лагерь в 1936 г. Туда попадали по политическим статьям именно такие люди.
Пьеса «Русский вопрос» не единственная, где в главной роли выступал актер Д.С. Лосик на сцене Мелекесского театра драмы. В 1946 г. была очень популярна пьеса Б. Лавренёва «За тех, кто в море». Эта пьеса о Великой Отечественной войне, о боевом братстве морских офицеров, была поставлена осенью 1946 г. на сцене Мелекесского театра драмы. В этой постановке Д.С. Лосик играл роль морского офицера Максимова в 1946-1947 гг.
Сюжет спектакля. Для героев пьесы «За тех, кто в море», победа – дело решенное. И хотя еще идет война, автора волнует, какими войдут его герои в мирное время. Одно и то же необходимое для родины дело делают мужественные, способные морские командиры – блестящий морской офицер Боровский и скромный морской офицер Максимов – главные герои пьесы. Б. Лавренев своей пьесой предупреждал, что нравственное побуждение к действию очень важно, что рано или поздно оно непременно скажется в поступке, и если человек действует только или, прежде всего, во имя карьеры и личной славы, его стремление непременно обратится во вред другим людям. На материале войны истина эта доказывалась особенно наглядно, ибо здесь, среди взрывов и выстрелов, анти человечность карьеризма оплачивалась кровью товарищей. Именно Д.С. Лосик, скромный и интеллигентный человек, создал образ честного и скромного боевого морского офицера Максимова. С Мелекесским драматическим театром в 1946-1947 г. связаны постановки двух самых востребованных и популярных спектаклей в СССР в послевоенное время: «Русский вопрос» и «За тех, кто в море». В обоих спектаклях главные роли играл Д.С. Лосик. Это ли не подтверждение его таланта и трудолюбия.
В сентябре 1947 г. - мае 1948 г. - актер в Дзержинском драмтеатре. Вернулся в Ухту, в 1948-1950 гг. работал вольнонаемным актером и режиссером в ЦДК Ухткомбината МВД СССР. В 1950-е гг. работал актером в Златоустовском, Куйбышевском, Стерлитамакском театрах.
С 1957 г. во Владимире, работал актером Владимирского областного театра драмы им. А.В. Луначарского (1957 – 1970).
В ознаменование 850-летия города Президиум Верховного Совета РСФСР присвоил почётное звание заслуженного артиста РСФСР артистам театра А.А. Евдокимову, Лосику Д.С. и Федоренко Н.С. Из справки в «Энциклопедии Владимирского академического театра драмы (Персоналии): 1848 – 2018: «Пользовался чрезвычайной зрительской популярностью и творческой востребованностью. В его послужном списке более сотни ролей, большинство из которых – центральные».