Главная
Регистрация
Вход
Среда
22.01.2025
07:50
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1625]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [205]
Вязники [356]
Камешково [272]
Ковров [433]
Гороховец [131]
Александров [302]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [96]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [187]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2416]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [178]
Боголюбово [22]

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

 Каталог статей 
-->
Главная » Статьи » История » Владимир

Владимирский областной драматический театр им. А.В. Луначарского в 1944-47 годах

Владимирский областной драматический театр им. А.В. Луначарского в 1944-47 годах

Назад »»» Владимирский городской театр драмы им. А.В. Луначарского в 1943-44 годах

Владимирская область в составе РСФСР образована 14 августа 1944 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР. С организации Владимирской области в 1944 году театр был переведён из 3-й группы театров во 2-ю. Театр стал областным и называться - «Владимирский областной драматический театр имени А.В. Луначарского». С 1944 года по 1952 год он подчинялся Владимирскому областному отделу по делам искусств.
В качестве художественного консультанта был приглашён из Москвы режиссёр театра им. Вахтангова народный артист РСФСР Борис Евгеньевич Захава (1896-1976), поставивший спектакль по пьесе Н.В. Гоголя «Женитьба». В 1944—1949 гг. Захава заведовал кафедрой режиссуры в ГИТИСе.


Б.Е. Захава

В 1944 г. Шепелюк Анатолий Павлович был назначен на должность художника-постановщика Владимирского областного театра драмы и по совместительству инспектором по ИЗО областного отдела по делам искусств.
В 1944 году во Владимирский драмтеатр приехал с Дальнего Востока актер Соломонов Борис Александрович. Это был человек высокой культуры, очень веселый, добродушный. Его увлечением был спорт. Он был мастером спорта по штанге. В Энерго-механическом техникуме Борис Александрович организовал секцию. Семья Соломоновых жила в доме позади художественного ремесленного училища.
«Где-то в Москве». Наш театр остановил свой выбор для новой постановки на пьесе Владимира Маас и Червенского «Где-то в Москве». Пьесу определяют как комедию-обозрение, но это скорее водевиль, к тому же гротескового характера. В пьесе — целый ряд забавных приключений и положений, но психология действующих лиц в ходе действия не раскрывается, и большинство образов намечено штрихами. Хотя пьеса не претендует на особую глубину, но идея ее выступает вполне определенно. На небольшом отрезке жизни москвичей и лейтенанта, приехавшего с фронта на день в Москву, показана единая семья патриотов Советского Союза. Каждый делает свое нужное дело, и все во время войны взаимно спасают друг другу жизнь. Лейтенант разыскивает в Москве ту, которая под Смоленском, в дер. Понизовье, спасла ему жизнь, когда из-под огня вынесла его, раненого, на руках и под обстрелом донесла в медсанбат.
Разыскивая эту скромную героиню, о которой он узнал только, что ее зовут Анна Петровна Смирнова, он по справкам адресного стола попадает в Москве к целому ряду Смирновых. И здесь, в одной семье, наталкивается на человека (муж архитектора Смирновой), которому он сам спас жизнь под Смоленском.
Носильщик вокзала, помогавший ему в розысках, находит зенитчицу, которая также косвенно принимала участие в спасении его жизни, сбив немецкий самолет, бомбивший вокзал. Вот лейтенант — в семье рабочего Смирнова; дочь его работает на военном заводе, и продукция, выработанная ею, спасает жизнь если не ему, то его товарищам. Пьеса ярко дает почувствовать это единение фронта и тыла.
Над смешными положениями действующих лиц зритель весело и добродушно смеется, получает хороший отдых, но идея пьесы все же доминирует над всем, потому что это — советский водевиль.
Трудно говорить об образах, типах пьесы — человек взят не во всем многообразии своей натуры, а показана лишь та или другая сторона данного персонажа. Две главные роли (лейтенант и Нюра) довольно бесцветны — о их переживаниях можно лишь догадываться: они и говорят-то друг с другом (по ходу пьесы) лишь урывками. И тов. Нечаев (лейтенант Мельников) и тов. Глазова (Нюра Смирнова) сделали все, чтобы эти образы ожили на сцене. Несмотря на однотонный материал роли, тов. Нечаеву удалось дать живой образ. Лейтенант горячо рассказывает эпизод о спасении его жизни — он горит желанием найти ту, которая это сделала, и от всей души хочет отблагодарить ее: eй, незнакомой, он везет подарок с фронта. Единственный минус в игре тов. Нечаева — это отсутствие вокальных данных.
Нюра Смирнова (тов. Глазова) сначала мало заметная девушка в военной форме, а потом нарядная москвичка — при новых встречах с лейтенантом больше разговаривала с ним глазами и всей своей кокетливой манерой, чем словами, которых так мало дал на ее долю автор. И все-таки тов. Глазова вдохнула жизнь в этот образ.
Более ярка роль вокзального носильщика, которого автор часто ставит в комические положения. Эта роль дублируется. Исполнители — тт. Соломонов, Клюквин. Артисты по-разному воплощают на сцене этот образ. Тов. Соломонов делает его более жизнерадостным, более комическим, даже гротесковым. Правда, носильщик очень смешон в сцене репетиции опереточной актрисы, когда он «входит в роль» и с жаром танцует в паре с шикарной актрисой, но комизм здесь несколько утрирован. Носильщик тов. Клюквин более спокоен, более выдержан в реалистических тонах, юмор более тонкий. Тов. Клюквин очень удачно подчеркнул изнеможение носильщика после целого дня скитаний с лейтенантом по Москве в поисках одной из многочисленных Смирновых. Эта роль в спектакле выдвигается на первое место.
Сцена репетиции певицы из Варьете — самая красивая и самая комическая. Лишний раз приходится убедиться в разнообразии дарования занятых в этой сцене артистов. Тов. Сухарев и тов. Евдокимов показали большой диапазон своего таланта. Эти сильные драматические артисты сумели быть очень комическими в этой сцене, сохраняя, однако, и чувство художественной меры. Тов. Сухарева с большим мастерством нарисовала образ капризной опереточной примадонны. Голос, мимика и внешний вид ее Сильвы очень хороши. Тов. Сухарева провела эту роль «с огоньком». Хотелось бы только видеть больше изящества в танце.
В маленькой роли опереточного режиссера тов. Евдокимов очень элегантен и вместе с тем комичен. Как боится он гнева и своей примадонны, как ухаживает за ней, целуя ей ручки, таща на вокзал целый ворох цветов, которые примадонна желает поднести лейтенанту.
В этой сцене тов. Тарапата (артист Мочалов) выглядел настоящим опереточным актером и по голосу и по хорошо исполненному танцу.
Запоминается сцена у архитектора Смирновой. Изящна москвичка-архитектор — тов. Рунич и тонко комичен артист Смирнов в роли ее мужа. Переход от отчаяния от предполагаемой измены жены к радости — опасения были напрасны — сделан им превосходно.
По комизму хороша еще сцена в семье рабочего Смирнова. Рабочий — тов. Волохов и его жена — тов. Соломонова с тонким юмором провели эту сцену.
Тов. Пылаева исполняла две роли: заведующей адресным столом и барышни, говорящей по телефону. С большим комизмом, беглыми штрихами зарисовывает тов. Пылаева тепы — ограниченной заведующей адресным столом и пустой болтушки, бесконечно долго болтающей по телефону, которая почему-то у автора называется студенткой. Ее болтовня, переходящая в скороговорку, вызывает веселый смех зрителя.
Комичны девушки-зенитчицы (тт. Виноградова и Опалихина) и трогательна Смирнова-мать (тов. Мирская), прятавшая от немцев раненых и воспитавшая дочь-патриотку.
В этой легкой комедии-обозрении большое место отводится пению. С приходом в «музыкальной власти» в театре тов. Левкоева очень улучшилось музыкальное оформление — чувствуется рука чуткого музыканта.
Декорации в этом спектакле выглядят очень бедно, но это, оказывается, сделано умышленно, чтобы не убить спектакля, но лучше бы разыгрывать его просто в «ширмах».
Режиссеры спектакля тов. Смирнов и автор пьесы тов. Владимир Маас сумели подчеркнуть лучшие стороны комедии и сделать ее доходчивой до зрителя.
В. Крюкова» («Призыв», 15 апреля 1945).


На симках— сцены из постановки облдрамтеатра им. Луначарского «Где-то в Москве»: 1. На репетиции «Сильвы» (артисты Соломонов Б. и К. Сухарева). 2. Одна из встреч лейтенанта Мельникова с Нюрой (артисты В. Нечаев и О. Глазова).

После войны Николай Павлович Кабардин (1902-1961) поступил на сцену Владимирского театра драмы.
«ПЛАФОНЫ ДЛЯ ОБЛДРАМТЕАТРА
Хрустальный завод закончил изготовление плафонов для Владимирского облдрамтеатра им. Луначарского. Плафоны сделаны из хрусталя и художественно отделаны мастерами завода. В отделке принимали участие бригады алмазчиков В. Любимова и мастер II. Ухалов» («Призыв», 29 марта 1946).
«На-днях после реконструкции и капитального ремонта открывается Владимирский областной драматический театр. Владимирцы не сразу узнают свой театр. Зрительный зал, фойе, вестибюль переоборудованы, украшены лепкой, картинами, скульптурами, портретами великих писателей, композиторов, актеров.
По специальному заказу театра выполнены три люстры тонкой художественной работы одним из московских заводов. Окраска зрительного зала и фойе выполнена в легких тонах. Заново оборудована осветительная система сцены.
Открывается наш театр пьесой Александра Гладкова «Давным-давно». Постановка художественного руководителя театра В.Д. Бутурлина, оформление московских художников Л.И. Сперанской и Обручевой.
Через несколько дней после открытия зрители увидят бессмертную комедию Гоголя «Женитьба» в постановке режиссера В.Н. Григорьева. Несколько позднее будут выпущены спектакли: «Дорога времени» Г. Ягдфельда в постановке режиссера Ю.А. Григорьевой, «Чудеса пренебрежения» Лопе-де-Вега в постановке режиссера В. Григорьева. В ближайшем будущем театр осуществит постановку новой пьесы бр. Тур и Шейнина «Кому подчиняется время».
В июле исполняется 10 лет со дня смерти великого русского писателя А.М. Горького. К этой дате театр предполагает подготовить горьковский спектакль.
Во второй половине года театр поставит пьесу А.Н. Островского «Снегурочка» в оформлении художников Мстёры. Театр осуществит постановку еще ряда пьес классических, советских и иностранных авторов.
Наш театр не может пройти мимо важной и благородной задачи — воспроизведения на сцене мужественного образа наших великих предков, боровшихся за честь и свободу нашей Родины, их борьбы, неустанных забот и трудов. В конце этого года будет поставлена пьеса о Иване Грозном «Великой государь» В. Соловьева.
Укомплектование творческого состава продолжается. Приглашен ряд высококвалифицированных актеров.
Искусство театра является одним, из мощных средств идейного вооружения трудящихся, вдохновляющих на славные трудовые подвиги. Первая послевоенная пятилетка открывает перед художественной интеллигенцией безграничные возможности для интересной и благодарной деятельности. Великие задачи, стоящие перед страной, требуют от всех нас, работников советского искусства, вдохновенного, творческого труда, неуклонного и неуставного стремления к повышению идейного и художественного качества спектаклей.
Д. ОРЛОВСКИЙ, директор театра.
В. БУТУРЛИН, художественный руководитель» («Призыв», 26 апреля 1946).
«Награждение работников облдрамтеатра
6 июня состоялось вручение медалей «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.» работникам Владимирского областного драмтеатра.
Первой получила медаль старейшая артистка театра тов. Мирская. За ней вручаются награды тт. Волохову, Евдокимову, Нечаеву, Левговд, Чарской, Александровой, Улановой и другим.
Хорошо работал коллектив театра в годы войны. Были созданы специальные бригады, которые обслуживали своими выступлениями части Московского военного округа.
Выступая с ответным словом, директор театра тов. Орловский, артист Волохов дали обязательство в дальнейшем работать еще лучше» («Призыв», 9 июня 1946).
«Об окончании реконструкции облдрамтеатра и кинотеатра «Художественный»
Бюро обкома ВКП(б) и исполком областного Совета депутатов трудящихся отметили, что капитальная перестройка областного драматического театра и кинотеатра «Художественный» проведена качественно и оба эти здания из запущенных и неблагоустроенных превращены в культурные и благоустроенные.
Хорошо работали коллектив строителей и инженерно-технические работники Стройуправления № 5, работники архитектурного управления и руководящий состав театров» («Призыв», 11 июня 1946).
Летом 1946 г. во Владимир приехал на гастроли областной театр музыкальной комедии.

«В текущем году Владимир обогатился со вкусом отделанным, реконструированным зданием драматического театра. После многих месяцев репетиций драматическая труппа, пополненная новыми актерами, показала три спектакля. По ним можно уже судить о творческом лице ведущего в области коллектива.
Первая его встреча со зрителем вышла явно неудачной. Произошло это отнюдь не по вине драматурга. Пьеса А. Гладкова «Давным-давно», воссоздающая образы Кутузова и Надежды Дуровой, сделана талантливо. Недаром она несколько лет подряд идет во многих театрах страны.
Но Владимирский театр решил ее примитивно и безвкусно. Постановщик — художественный руководитель В.Д. Бутурлин почему-то прочитал пьесу, как мелодраму, и тем самым лишил ее героического пафоса и романтического очарования. Поучился спектакль, в котором по сути дела нет ни Кутузова, ни Надежды Дуровой. Вместо них действуют плохо понимающие свое место на сцене солдаты, размахивающие саблями и поющие песни, неуклюже сидя на лестнице, нивесть зачем придуманной.
Следующая премьера разочаровала еще больше. На этот раз театр оказался в плену у драматурга. Я. Ягдфельд написал фальшивую вещь о взглядах советских людей на свой гражданский долг. Нищета философских рассуждений и художественная беспомощность автора легко обнаруживаются даже при беглом просмотре «Дороги времени». Тем не менее театр потратил много сил и средств, чтобы она увидела свет рампы, как будто не существует других произведений советских драматургов, правдиво рисующих исторические события последних лет.
И только третья премьера — «Чудеса пренебрежения» Лопе де Вега принесла театру некоторый успех. Это — культурно поставленный спектакль, яркий и веселый, показавший художественную зрелость режиссера Григорьева и отдельных исполнителей. Однако «Чудеса пренебрежения» нельзя признать спектаклем, поднимающим театр на новую, более совершенную ступень мастерства.
Почему же театр обходит пьесы больших идей и чувств, полных страсти и глубоких мыслей, пьесы, воспитывающие советских людей в духе патриотизма? Может быть, нет таких пьес? Неверно. Такие пьесы есть. «Нашествие» Л. Леонова, «Русские люди» К. Симонова. «Старые друзья» Л. Малюгина, «За тех, кто в море!» Б. Лавренева, «Офицер флота» А. Крона — произведения, проникнутые идеями животворного советского патриотизма. Они рассказывают об Отечественной войне, учат, как надо жить и трудиться в дни мира.
Почему же их нет в репертуаре нашего театра? По-видимому, потому, что руководители театра забыли ту истину, что искусство, оторванное от жизни, перестает быть подлинным искусством. Конечно, значительно легче поставить посредственный, малохудожественный спектакль, да еще «развлекательный», чем, скажем, «Офицер флота» А. Крона. Конечно, значительно легче изобразить на сцене пажей и повес далекого прошлого, чем советского человека — человека высокой моральной чистоты, воина и созидателя, умеющего сильно любить и сильно ненавидеть.
К сожалению, наш драматический театр пошел по пути наименьшего сопротивления. Он забыл о долге искусства, состоящем сейчас в том, чтобы отлить в образах пережитое на войне и, тем самым, сделать свои спектакли действенными и жизненными. Никакие скидки на молодость нового коллектива, на так называемый организационный период, непростительно затянувшийся не могут оправдать его крупных неудач. Уж очень долго находится он в полосе становления, уж очень неясна его творческая линия. Это, собственно, и вызывает тревогу.
Через месяц откроется новый сезон. Что в течение его увидит владимирский зритель? Пока неизвестно. Репертуарные планы еще составляются, актерский состав не подобран. Пьесы советских драматургов, получившие всеобщее признание, намечаются к постановке во вторую очередь. Это внушает опасение, что они снова могут не увидеть во Владимире света.
Как ни странно, судьба драматического театра мало волнует областной отдел по делам искусств. Руководители его не интересуются репертуаром, разрешают к постановке «сырые», очень часто малохудожественные и безыдейные спектакли, сделанные по шаблону, неряшливо. Приходится удивляться тому, что в отделе не находится человека, способного отличить настоящее искусство от фальши и приспособленчества. Исполняющий обязанности начальника отдела тов. Томский не может осуществить хотя бы детальное рассмотрение и утверждение репертуарного плана театра.
Нельзя не согласиться с театральными работниками, заявляющими, что у нас отдела по делам искусств фактически не существует.
Поэтому в тяжелых условиях находится и областной театр музыкальной комедии. Крупный коллектив, располагающий серьезными силами, кочует по мелким театральным сценам, не имея в течение двух лет определенного пристанища. Что и как он делает, какого качества выпускает он спектакли, в чем нуждается — сие отделу искусств неведомо. Это ли не факт крайне недопустимого отношения к театру, снискавшему своим упорным трудом уважение зрителя!
На советский театр возложены нелегкие, но почетные задачи. В сценических образах он должен воплотить великую тему справедливой освободительной войны, выразить богатство чувств и мыслей советских людей — защитников и строителей своей прекрасной Родины. Только при этом условии театральное искусство займет в нашей стране подобающее ему место, будет вдохновлять народ на новые героические дела.
Театры нашей области должны, наконец, быть на высоте задач современности.
Б. ЕЛЬШИН» («Призыв», 13 июля 1946).
«ТЕАТР ДРАМЫ В НОВОМ СЕЗОНЕ
Областной театр драмы, готовясь к открытию нового сезона, решил дать зрителю не только культурный отдых, но и поставить перед ним основные проблемы сегодняшнего дня, волнующие советскую общественность, помогающие ей осмыслить величие победы и грандиозность нового пятилетнего плана.
В связи с этим театр реорганизован. Заново укомплектован режиссерский и актерский состав. Часть новых творческих работников приглашена из театров столицы, некоторые — из ведущих театров периферии. Творческие кадры подбирались по принципу принадлежности к единой школе актерского мастерства, к единому направлению в искусстве.
Среди приглашенных — опытные мастера искусства — главный режиссер П.Д. Ермилов, главный художник В.П. Попова, заслуженный деятель искусств А.П. Фомин, заслуженный артист И.М. Лавров, актеры Л.А. Баум, И.С. Тургенев, Горичева, Кондратьев, молодые актеры, воспитанники московских студий Н.А. Жилякова, О.И. Николаева, А.В. Чеботарев, С.И. Антипов и другие.
На той же принципиальной основе строится и репертуарный план. В основу его легли лучшие пьесы советских драматургов и произведения русской классики.
Сезон откроется пьесой А. Сурова «Далеко от Сталинграда». Пьеса отличается своей актуальностью и остротой постановки вопросов нашей жизни. В ней показаны методы работы беспартийных и коммунистов в сложной обстановке тылового города, находящегося далеко от Сталинграда. С необычайной полнотой и ясностью вскрываются недостатки и пути к искоренению их. Спектакль ставит главный режиссер театра П.Д. Ермилов, оформляет главный художник В.П. Попова.
В самом ближайшем будущем владимирцы увидят ряд других новых спектаклей. В числе их пьеса лауреата Сталинской премии Л. Малюгина «Старые друзья», ставящая проблемы воспитания молодого поколения, прошедшего через войну, чисто и верно трактующая вопросы любви, дружбы и человеческих взаимоотношений. Работает над спектаклем в основном молодежный состав, постановщик — заслуженный артист Якутской AСCP В.Д. Бутурлин.
Веселый водевиль лауреата Сталинской премии В. Катаева «День отдыха» критикует отрицательные стороны нашего быта. Работает над спектаклем С.С. Брук. Драма лауреата Сталинской прении Б. Лавренева «За тех, кто в море», развенчивает пафос индивидуального идущего в разрез с коллективом, личного подвига и воспевает социалистический пафос коллективных подвигов.
Ставятся также дома А.Н. Островского «Бесприданница» и другие спектакли.
К более далеким работам относится трагедия лауреата Сталинской премии Л. Соловьева «Великий государь», по-новому выявляющая исторический образ Ивана Грозного.
Вот основные пути, по которым будет развиваться деятельность театра с этого сезона.
Следует отметить, что завершена реконструкция здания театра, созданы все удобства для зрителя.
Коллектив театра усиленно работает и с нетерпением ждет встречи со зрителем.
Д. ОРЛОВСКИЙ, директор театра. Засл. арт. ЯАССР В. БУТУРЛИН, художественный руководитель» («Призыв», 25 августа 1946).

Глеб Александрович Стриженов с 1946 по 1948 гг. играл во Владимирском театре. Играя на сцене, он одновременно завершил среднее образование в ШРМ. Летом 1948 года родители уехали к дяде, а Олег Стриженов (брат Глеба) с другом Лешей рванули во Владимир. Оказалось, что Глеба в городе нет, он с театром уехал на гастроли в Гусь-Хрустальный. Добрались туда поздно ночью. Переночевав, пошел в театр. Глеб был на репетиции. Олег побыл с ним несколько дней, потом вместе с Глебом вернулись в Москву.
Что касается сцены владимирского театра, то ролей у Глеба здесь было не так уж много. А те, которые пришлось играть, хорошо запомнились театралам. В спектакле "Старые друзья", шедшем на сцене театра в сезон 1946-47 гг., Глеб Стриженов великолепно сыграл Дорохина.

«После капитального ремонта и переоборудования в конце февраля намечается открытие областного драматического театра. Премьерой пойдет историко-романтическая пьеса А. Гладкова «Давным-давно» из эпохи Отечественной войны 1812 года о приключениях девушки-кавалеристки Шуры Азаровой (прототип девушки-добровольца Н. Дуровой).
Коллектив театра значительно пополнен новыми артистами» («Знамя», 8 февраля 1947).

Продолжение »»»

Категория: Владимир | Добавил: Николай (10.09.2018)
Просмотров: 4760 | Теги: Владимир, театр | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2025


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru