Владимирская область в составе РСФСР образована 14 августа 1944 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР. С организации Владимирской области в 1944 году театр был переведён из 3-й группы театров во 2-ю. Театр стал областным и называться - «Владимирский областной драматический театр имени А.В. Луначарского». С 1944 года по 1952 год он подчинялся Владимирскому областному отделу по делам искусств.
В качестве художественного консультанта был приглашён из Москвы режиссёр театра им. Вахтангова народный артист РСФСР Борис Евгеньевич Захава (1896-1976), поставивший спектакль по пьесе Н.В. Гоголя «Женитьба». В 1944—1949 гг. Захава заведовал кафедрой режиссуры в ГИТИСе.
Б.Е. Захава
В 1944 г. Шепелюк Анатолий Павлович был назначен на должность художника-постановщика Владимирского областного театра драмы и по совместительству инспектором по ИЗО областного отдела по делам искусств.
В 1944 году во Владимирский драмтеатр приехал с Дальнего Востока актер Соломонов Борис Александрович. Это был человек высокой культуры, очень веселый, добродушный. Его увлечением был спорт. Он был мастером спорта по штанге. В Энерго-механическом техникуме Борис Александрович организовал секцию. Семья Соломоновых жила в доме позади художественного ремесленного училища. «Где-то в Москве». Наш театр остановил свой выбор для новой постановки на пьесе Владимира Маас и Червенского «Где-то в Москве». Пьесу определяют как комедию-обозрение, но это скорее водевиль, к тому же гротескового характера. В пьесе — целый ряд забавных приключений и положений, но психология действующих лиц в ходе действия не раскрывается, и большинство образов намечено штрихами. Хотя пьеса не претендует на особую глубину, но идея ее выступает вполне определенно. На небольшом отрезке жизни москвичей и лейтенанта, приехавшего с фронта на день в Москву, показана единая семья патриотов Советского Союза. Каждый делает свое нужное дело, и все во время войны взаимно спасают друг другу жизнь. Лейтенант разыскивает в Москве ту, которая под Смоленском, в дер. Понизовье, спасла ему жизнь, когда из-под огня вынесла его, раненого, на руках и под обстрелом донесла в медсанбат. Разыскивая эту скромную героиню, о которой он узнал только, что ее зовут Анна Петровна Смирнова, он по справкам адресного стола попадает в Москве к целому ряду Смирновых. И здесь, в одной семье, наталкивается на человека (муж архитектора Смирновой), которому он сам спас жизнь под Смоленском. Носильщик вокзала, помогавший ему в розысках, находит зенитчицу, которая также косвенно принимала участие в спасении его жизни, сбив немецкий самолет, бомбивший вокзал. Вот лейтенант — в семье рабочего Смирнова; дочь его работает на военном заводе, и продукция, выработанная ею, спасает жизнь если не ему, то его товарищам. Пьеса ярко дает почувствовать это единение фронта и тыла. Над смешными положениями действующих лиц зритель весело и добродушно смеется, получает хороший отдых, но идея пьесы все же доминирует над всем, потому что это — советский водевиль. Трудно говорить об образах, типах пьесы — человек взят не во всем многообразии своей натуры, а показана лишь та или другая сторона данного персонажа. Две главные роли (лейтенант и Нюра) довольно бесцветны — о их переживаниях можно лишь догадываться: они и говорят-то друг с другом (по ходу пьесы) лишь урывками. И тов. Нечаев (лейтенант Мельников) и тов. Глазова (Нюра Смирнова) сделали все, чтобы эти образы ожили на сцене. Несмотря на однотонный материал роли, тов. Нечаеву удалось дать живой образ. Лейтенант горячо рассказывает эпизод о спасении его жизни — он горит желанием найти ту, которая это сделала, и от всей души хочет отблагодарить ее: eй, незнакомой, он везет подарок с фронта. Единственный минус в игре тов. Нечаева — это отсутствие вокальных данных. Нюра Смирнова (тов. Глазова) сначала мало заметная девушка в военной форме, а потом нарядная москвичка — при новых встречах с лейтенантом больше разговаривала с ним глазами и всей своей кокетливой манерой, чем словами, которых так мало дал на ее долю автор. И все-таки тов. Глазова вдохнула жизнь в этот образ. Более ярка роль вокзального носильщика, которого автор часто ставит в комические положения. Эта роль дублируется. Исполнители — тт. Соломонов, Клюквин. Артисты по-разному воплощают на сцене этот образ. Тов. Соломонов делает его более жизнерадостным, более комическим, даже гротесковым. Правда, носильщик очень смешон в сцене репетиции опереточной актрисы, когда он «входит в роль» и с жаром танцует в паре с шикарной актрисой, но комизм здесь несколько утрирован. Носильщик тов. Клюквин более спокоен, более выдержан в реалистических тонах, юмор более тонкий. Тов. Клюквин очень удачно подчеркнул изнеможение носильщика после целого дня скитаний с лейтенантом по Москве в поисках одной из многочисленных Смирновых. Эта роль в спектакле выдвигается на первое место. Сцена репетиции певицы из Варьете — самая красивая и самая комическая. Лишний раз приходится убедиться в разнообразии дарования занятых в этой сцене артистов. Тов. Сухарев и тов. Евдокимов показали большой диапазон своего таланта. Эти сильные драматические артисты сумели быть очень комическими в этой сцене, сохраняя, однако, и чувство художественной меры. Тов. Сухарева с большим мастерством нарисовала образ капризной опереточной примадонны. Голос, мимика и внешний вид ее Сильвы очень хороши. Тов. Сухарева провела эту роль «с огоньком». Хотелось бы только видеть больше изящества в танце. В маленькой роли опереточного режиссера тов. Евдокимов очень элегантен и вместе с тем комичен. Как боится он гнева и своей примадонны, как ухаживает за ней, целуя ей ручки, таща на вокзал целый ворох цветов, которые примадонна желает поднести лейтенанту. В этой сцене тов. Тарапата (артист Мочалов) выглядел настоящим опереточным актером и по голосу и по хорошо исполненному танцу. Запоминается сцена у архитектора Смирновой. Изящна москвичка-архитектор — тов. Рунич и тонко комичен артист Смирнов в роли ее мужа. Переход от отчаяния от предполагаемой измены жены к радости — опасения были напрасны — сделан им превосходно. По комизму хороша еще сцена в семье рабочего Смирнова. Рабочий — тов. Волохов и его жена — тов. Соломонова с тонким юмором провели эту сцену. Тов. Пылаева исполняла две роли: заведующей адресным столом и барышни, говорящей по телефону. С большим комизмом, беглыми штрихами зарисовывает тов. Пылаева тепы — ограниченной заведующей адресным столом и пустой болтушки, бесконечно долго болтающей по телефону, которая почему-то у автора называется студенткой. Ее болтовня, переходящая в скороговорку, вызывает веселый смех зрителя. Комичны девушки-зенитчицы (тт. Виноградова и Опалихина) и трогательна Смирнова-мать (тов. Мирская), прятавшая от немцев раненых и воспитавшая дочь-патриотку. В этой легкой комедии-обозрении большое место отводится пению. С приходом в «музыкальной власти» в театре тов. Левкоева очень улучшилось музыкальное оформление — чувствуется рука чуткого музыканта. Декорации в этом спектакле выглядят очень бедно, но это, оказывается, сделано умышленно, чтобы не убить спектакля, но лучше бы разыгрывать его просто в «ширмах». Режиссеры спектакля тов. Смирнов и автор пьесы тов. Владимир Маас сумели подчеркнуть лучшие стороны комедии и сделать ее доходчивой до зрителя. В. Крюкова» («Призыв», 15 апреля 1945).
На симках— сцены из постановки облдрамтеатра им. Луначарского «Где-то в Москве»: 1. На репетиции «Сильвы» (артисты Соломонов Б. и К. Сухарева). 2. Одна из встреч лейтенанта Мельникова с Нюрой (артисты В. Нечаев и О. Глазова).
После войны Николай Павлович Кабардин (1902-1961) поступил на сцену Владимирского театра драмы.
«Об окончании реконструкции облдрамтеатра и кинотеатра «Художественный» Бюро обкома ВКП(б) и исполком областного Совета депутатов трудящихся отметили, что капитальная перестройка областного драматического театра и кинотеатра «Художественный» проведена качественно и оба эти здания из запущенных и неблагоустроенных превращены в культурные и благоустроенные. Хорошо работали коллектив строителей и инженерно-технические работники Стройуправления № 5, работники архитектурного управления и руководящий состав театров» («Призыв», 11 июня 1946). Глеб Александрович Стриженов с 1946 по 1948 гг. играл во Владимирском театре. Играя на сцене, он одновременно завершил среднее образование в ШРМ. Летом 1948 года родители уехали к дяде, а Олег Стриженов (брат Глеба) с другом Лешей рванули во Владимир. Оказалось, что Глеба в городе нет, он с театром уехал на гастроли в Гусь-Хрустальный. Добрались туда поздно ночью. Переночевав, пошел в театр. Глеб был на репетиции. Олег побыл с ним несколько дней, потом вместе с Глебом вернулись в Москву. Что касается сцены владимирского театра, то ролей у Глеба здесь было не так уж много. А те, которые пришлось играть, хорошо запомнились театралам. В спектакле "Старые друзья", шедшем на сцене театра в сезон 1946-47 гг., Глеб Стриженов великолепно сыграл Дорохина.
В первые послевоенные годы заметным явлением в жизни театра стал спектакль «Повесть о настоящем человеке». В апреле 1949 г. театр открылся после реконструкции и капитального ремонта. Зрительный зал, фойе, вестибюль переоборудованы, украшены лепниной, картинами, скульптурами, портретами великих писателей, композиторов, актеров. По специальному заказу театра выполнены три люстры тонкой художественной работы одним из московских заводов. Окраска зрительного зала и фойе выполнена в легких тонах. Заново оборудована осветительная система сцены. Красивый, обновленный театр открылся премьерой спектакля по пьесе А.К. Гладкова «Давным-давно» (постановка художественного руководителя театра В.Д. Бутурлина, оформление московских художников Л.И. Сперанской и Н.Н. Обручевой). В 1949 году театр отметил свой 100-летний юбилей. Среди спектаклей юбилейного года были «Закон чести» А. Штейна, «Собака на сене» Лопе де Вега, «Дворянское гнездо» И.С. Тургенева, «Женитьба Белугина» А.Н. Островского, «Испанцы» М.Ю. Лермонтова, «Овод» Э. Войнич, премьерный спектакль «Счастье» по пьесе П. Павленко и С. Радзинского. 18 и 19 июня юбилейные дни в театре украсили гастроли народного артиста РСФСР, артиста Московского театра сатиры В.Я. Хенкина в спектакле «Роковое наследство» в постановке П.Д. Ермилова. В 1950 году Сорокин Владимир Михайлович переехал во Владимир и стал артистом областного театра драмы им. А.В. Луначарского.
С 1950 по 1957 гг. главным режиссёром Владимирского театра драмы им. А.В. Луначарского был Данилов Василий Кузьмич (1912-1980) - заслуженный артист РСФСР (1955). С 1953 года театр подчиняется областному управлению культуры и называется «Владимирский областной драматический театр им. А.В. Луначарского при областном управлении культуры».
Пристройка к театру
В 1953-1955 гг. Л. Г. Зотовым была сделана ещё одна пристройка к зданию театра, позволившая значительно увеличить площадь его помещений. Работа по реконструкции театра драмы выполнялась вместе с В.А. Погорелко. Кроме внутренней перепланировки и деталей интерьеров театра драмы, были представлены эскизы оформления фасадов.
В нач. 1950-х гг. событием не только для коллектива театра, но и для всего города был каждый новый спектакль театральной Ленинианы. Открылась она в 1951 г. спектаклем по пьесе И. Попова «Семья», где роль молодого Владимира Ульянова с большим успехом сыграл В. Кашпур. В 1956 году, владимирцам были показаны «Кремлевские куранты» Н. Погодина. В эти же годы на владимирской сцене дебютировал и четыре сезона успешно реализовывался как комедийный актер гордость российского театра и кинематографа Евгений Евстигнеев, в 1950-е гг. - выпускник Горьковского театрального училища. Заметный след в сценической истории 1950-60-х гг. оставили: режиссер Данилов Василий Кузьмич (1912-1980) (заслуженный артист РСФСР (1955), главный режиссёр Владимирского театра драмы им. А.В. Луначарского в 1950-1957 гг.), режиссер Шахбазиди Константин Христофорович (засл. арт. БАССР), режиссер Елшанкин Л.В., режиссер Федоренко Нина Степановна (1953–1965), актеры: Бокова Алла Казимировна, Д. Лосик, Л. Степанова, Б. Соломонов, Н.А. Теньгаев, Денисова Ольга Владимировна и многие другие. Премьерой пьесы Левантовской «Дмитрий Стоянов» открыл свой очередной, 108-й, театральный сезон (1957 год) Владимирский драматический театр им. А.В. Луначарского. Театр хорошо подготовился к приему зрителя. Помещение заново отремонтировано, произведена покраска фасада. К 40-летию Советской власти (1957) театр поставил «На берегу Невы», а затем — «Этих дней не смолкнет слава», «Человек выше своей судьбы», «Именем революции». В ознаменование 850-летия города Президиум Верховного Совета РСФСР присвоил почётное звание заслуженного артиста РСФСР артистам театра А.А. Евдокимову, Лосику Д.С. и Федоренко Н.С. Театр успешно гастролировал в городах области и республики. В 1958 г. он выступал в Сочи, Москве и Горьком. В 1958 г. театром была поставлена пьеса молодых местных драматургов Л.М. Липкинда и Н.П. Толубаева «На огонек».
В 1959–1960 гг. - Главным режиссёром Владимирского театра драмы им. А.В. Луначарского был Малинин Михаил Павлович.
Более сорока лет отдал этой сцене народный артист России И.Ю. Туйметов (с 1969 г.).
В начале 60-х в драмтеатре полтора года играл Валерий Михайлович Хлевинский (советский и российский актер театра и кино. Народный артист Российской Федерации). «Алла Тарасова - гостья Владимира Вечером 11 и 12 апреля зрительный зал областного театра им. Луначарского был переполнен. И не удивительно, ведь в спектакле «Чти отца своего» роль Софьи Ивановны играла Алла Константиновна Тарасова, народная артистка СССР, лауреат Государственных премий. Тарасова одна из тех, кому посчастливилось начать свою деятельность еще у К.С. Станиславского и Вл. П. Немировича-Данченко в Московском Художественном театре. Алла Константиновна начала свой творческий путь в классических пьесах. Это - Аня в «Вишневом саду», Грушенька в «Преступлении и наказании», Соня в пьесе «Дядя Ваня», Ирина в «Трех сестрах». Незабываемо исполнение ею ролей Негиной, Юлии Тугиной, Анны Карениной, Маши в чеховских «Трех сестрах». Актриса сумела судьбу каждой из этих женщин сделать судьбой целого поколения. Они очаровывают нас своей нравственной красотой, моральной стойкостью, богатством души. Создала Тарасова и запоминающиеся образы соплеменниц: Маша в «Бронепоезде 14-09», Лиза Муравьева, мужественная патриотка, участница боев с гитлеровцами в пьесе «Победители», Ганна Лихта - лидер коммунистической партии в спектакле «Заговор обреченных». В спектакле «Чти отца своего» владимирцы увидели Аллу Константиновну как мастера тонкого психологического рисунка, как большую актрису, умеющую выразить на сцене всю правду жизни, дельность и глубину чувств своей героини. Недаром Тарасовой принадлежат такие замечательные слова о роли артиста: «Велика наша ответственность перед современником. Мы живем в эпоху поразительных событий, огромного творческого подъема. Людям нашего времени нужен художник-мыслитель, участник их раздумий».
А.К. Тарасова
Владимирцы тепло принимали актрису. 17 и 18 апреля они вновь встретятся с ней в том же спектакле» («Призыв», 14 апр. 1966). Степанова Лайма Петровна (1921 - 1981) в 1966 году в паре с Ольгой Владимировной Денисовой репетировала Любовь Яровую в одноимённом спектакле по пьесе Константина Тренёва. Позднее обе играли и роль Елены Николаевны Кольцовой в спектакле по пьесе Ариадны и Петра Тур «Чрезвычайный посол».
Таня – арт. Л.П. Степанова. Спектакль по пьесе Л. Липкинд и Н. Толубеева "На огонёк" (из буклета 1959 г.).
Л.П. Степанова с Б.А. Соломоновым на встрече со зрителями.
Безродный Василий Васильевич (1912 – 1978) - театральный художник, педагог по технике сцены и гриму во Владимирском культурно-просветительном училище. Окончил в 1934 г. Институт им. Репина (позднее - Ленинградская Академия художеств). Стажировался в театре им. А.С. Пушкина (до революции и ныне вновь - Александринский), работал в Ленинградском Новом театре, театрах Хабаровска, Владивостока, Петропавловска-Камчатского. Был инициатором создания в 1939 г. Союза приморских художников и Владивостокского художественного училища (официально открытого в 1943 г.). Во Владимирском театре драмы работал главным художником с 1962 по 1971 год. Постановки: «Дневник женщины» К. Финна; «Рассудите нас, люди!» А. Андреева, В. Бортко; «Смертный приговор» И. Соболева; «Дети Ванюшина» С. Найденова; «Совесть» Д. Павлова; «Старик» по М.Горькому; «Разбуженная совесть» В. Шаврина; «Таких щадить нельзя!» В. Мильчакова, Н. Теньгаева; «На всякого мудреца довольно простоты» А.Островского; «Однажды в Новогоднюю ночь» Э. Брагинского и Э. Рязанова; «Дом, который приносит счастье» А. Данилова и В. Иокара; «Соловьиная ночь» В. Ежова; «Проснись и пой!» М. Дьярфаша.
В июле 1959 г. драматическому коллективу тракторостроителей было присвоено звание Народного театра. 1 октября 1969 г. был создан Владимирский областной театр кукол. В 1973 г. театр кукол получил здание Народного Дома (Ул. Гагарина., 7). В 1970 г. областном театре драмы состоялась премьера спектакля «Дело, которому ты служишь» (инсценировка А. Музиля по трилогии Ю. Германа).
Улица Летнеперевозинская. 1966 г. автор: Менькова Нина Васильевна. Местонахождение фото: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник"
«Возле Золотых ворот уже ведется строительство нового здания Владимирского театра драмы. Стоит ли говорить, что оно по всем статьям превзойдет старое здание. Остается только ждать дня, когда поднимется занавес в будущем театре…» («Призыв». 1966, 26 февр.). «Неподалеку от Золотых ворот во Владимире воздвигается огромное здание необычной архитектуры. Это строится областной драматический театр. Стройка - юбилейная. Труженики СМУ-3 обязались сдать объект в апреле 1970 года, накануне столетнего юбилея со дня рождения В.И. Ленина» (Юбилейная стройка. «Призыв», 10 июля 1969). «В честь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина коллектив Владимирского стройтреста № 94 строит областной драматический театр на восемьсот мест. По сетевому графику он должен войти в строй в будущем году. А пока дело за «начинкой», та монтажом сценического оборудования, за внутренней отделкой, в которую, конечно, надо вложить всё мастерство, всю душу. ... Представьте, что перед вами новый областной драматический театр. Стены фасадов здания, сцены со зрительным залом, фойе и вестибюля облицованы плитами известняка. В тон куполу Золотых ворот поблескивает медный козырек главного входа. Между мраморных колонн величественно разместились скульптуры, отображающие собой древнерусское искусство. Цоколь и подпорные стенки отделаны мрамором. Вход в театр оформлен системой светло-серых бетонных лестниц. В композицию благоустройства театральной площади включена торшерная система освещения. Все это дополняется посадкой деревьев и кустарников. А теперь о фойе второго этажа и вестибюле первого. В качестве стен — витражи из анодированного алюминия, которые заполнены стеклопакетами. Благодаря оригинальной системе освещения и наличию витражей с большой площадью остекления хорошо просматривается снаружи внутренний вид фойе и вестибюля. Мраморные лестницы ограждены никелированными стойками с симметричными дубовыми поручнями. Подвесной потолок зрительного зала, выполненный из столярных щитов, офанерован шпонами ценных пород дерева. В потолке вмонтированы громкоговорители и элементы строительной акустики. Для решения интерьера использованы подвесные потолки на откосе от перекрытий, покрытые акустической плиткой. В пазухах плитки размещены электроразводка и необходимые устройства. Сцена театра оснащена новейшей системой механического и электротехнического оборудования. Сценическая часть театра, имеющая полезную площадь свыше двух с половиной тысяч квадратных метров, оборудована вращающимся кругом диаметром восемь метров с кольцом двенадцать метров, а также новейшей системой программного управления спектаклем, технологической радиофикацией и сигнализацией. Благодаря системе кондиционирования воздуха в зрительном зале автоматически поддерживается необходимая температура зимой и летом. Театр располагает прекрасными бытовыми помещениями. Здесь созданы все условия для нормальной работы актерам, художникам, рабочим. Словом, зрелищное здание, построенное по проекту авторского коллектива ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений, вполне отвечает современным требованиям. Это будет своего рода уникальное здание. Но чтобы быстрее приблизить день открытия театра, воочию убедиться в мастерстве архитекторов, проектировщиков, конструкторов и владимирских строителей, коллективу девяносто четвертого треста, специализированным организациям заводам - исполнителям надо здорово потрудиться. Рабочие, занятые на устройстве кровли, рассказывают: - За два часа три машины утеплителя как не бывало. Не по ведру мастики, а по двести килограммов сразу используем. Вот это работа! Всегда бы такой темп был... Воспользовавшись башенным краном, слесари УНР № 672 сконструировали объемистый металлический бункер и контейнер для подачи на плиты покрытия театра кровельного материала. Предложение не ахти какое мудрое, а производительность труда кровельщиков повысилась в несколько раз. Этот пример показывает, чего стоит продуманное решение, хозяйский подход к ведению производства: К сожалению, на объекте нередки случаи «творческих» переделок. Отступления от технических условий, допущенных при изготовлении металлических ферм, привели не только к удорожанию стоимости строительства, но намного дней удлинили график возведения здания. Все больше и больше накапливается монтажных отделочных и строительных работ. Не исключено, что при надвигающемся «штурме» не будет допущено технических ошибок. Чтобы избежать переделок, следует твердо придерживаться обязательного закона: лучше семь раз отмерить, чем один раз просчитаться. На окончание строительства драматического театра отведено мало времени. Стало быть, используя имеющийся опыт, важно точно соблюдать график строительства» (Меркулова Л. Строится драматический... «Призыв», 7 августа 1969). «Заканчивается строительство нового здания Владимирского областного театра драмы им. А.В. Луначарского. Наш корреспондент обратился к главному архитектору проекта театра Георгию Пантелеймоновичу Горлышкову с рядом вопросов. Корреспондент: Какой творческий замысел лежит в основе проекта нового здания театра? Горлышков: Проектирование и строительство крупного общественного здания - дело чрезвычайно ответственное, сооружение подобного здания в таком городе, как Владимир, ответственное вдвойне. Владимир - жемчужина древнего русского зодчества; со всех концов нашей страны, из самых далеких стран мира едут сюда посмотреть на бессмертные творения русского национального гения - на непревзойденные памятники архитектуры. Всю эту высокую ответственность сознавал наш авторский коллектив, приступая к работе над проектом Владимирского областного драматического театра. Новый театр представлялся нам как современное сооружение, в котором, однако, нашли отражение традиции русского зодчества. Хотелось найти связь современной архитектуры с древней. Авторы внимательно изучили памятники Владимиро-Суздальской Руси, познакомились с историей возникновения русского народного театра и опытом современного театрального строительства. Постепенно стал складываться образ, который сегодня уже воплотился в материале, и владимирцы могут видеть здание нового театра, возведенное на площади у Золотых ворот. Итак, здание театра - это современное сооружение. Оно четко и ясно по своей объемно-планировочной структуре, интерьеры фойе и вестибюля пронизаны светом и тесно связаны с окружающей средой. Из фойе открывается прекрасный вид на Золотые ворота, Козлов вал, на театральную площадь. Решение этого основного парадного пространства в остеклении представляется в данном случае вполне оправданным, ибо никакой декор, никакие архитектурные приемы не смогут заменить великолепной панорамы, которая откроется перед зрителем из театрального фойе. Кроме того, празднично одетые люди, атмосфера приподнятости, ярко освещенные интерьеры - все это придаст ощущение праздника и на площади перед театром. Зрительный зал театра может вместить 800 человек - это торжественное помещение с белокаменными стенами, отделанными деревом. Потолок зала в целях создания лучших акустических условий облицован деревом. Свет здесь мягкий, золотистый - зал освещают 60 медных светильников. Пол из серого синтетического ковра и ярко-красные кресла дополняют архитектуру интерьера. В зале предусмотрена система кондиционирования воздуха. В любое время года для зрителей здесь будут созданы самые комфортные условия. Сцена театра позволит осуществлять самые фантастические театральные постановки. Корреспондент: Георгий Пантелеймонович, как конкретно вы увязываете здание театра с древней владимирской архитектурой? Горлышков: Эта связь прежде всего проявляется в выборе материалов для отделки здания: все сооружение облицовано белым известняком - любимым и традиционным строительным материалом владимирских зодчих прошлого. Причем белый камень, как и много веков назад, был взят из владимирских карьеров. Современный портик венчает карниз из черепной медной черепицы - не правда ли, этот прием ассоциируется с главами замечательных владимирских соборов? Здание театра немыслимо без поиска в направлении синтеза искусств, об этом говорит вся история театрального строительства. Представляется, что в данном конкретном случае наиболее уместным было привлечь для декоративного убранства театра и выражения идей, заложенных в сооружении, скульптуру. Вообще белокаменная скульптура и резьба по камню традиционны для русской архитектуры. Взгляните на Дмитриевский собор или церковь Покрова на Нерли, и вам все станет ясно. Вы поразитесь красоте, декоративности и условности изображения. Но как должно решаться скульптурное оформление здания театра, какой характер оно должно иметь, какие идеи должно нести людям? Очевидно, скульптурное оформление театра должно поведать нам о русском народном театре, а русский театр начинался на площади, на ярмарках, в самой гуще русского народа. Первыми представителями этого театра были скоморохи. Разве можно было представить хоть одно народное торжество на древней Руси без скоморохов, явления типично русского, олицетворяющего любовь нашего народа к безудержному веселью, лихим молодецким играм. Скоморохов преследовали, против них издавали указы и церковные соборы, и царствующие особы, но скоморохи оставались на Руси. В народных праздниках они создавали атмосферу веселья, смеха, подчеркнуто неофициальных и истинно человеческих отношений. В XVI веке скоморохи поднялись на новую, более высокую ступень: теперь это кукольники, показывающие «петрушку», «вожаки» ученых медведей, «вожаки», которые не только демонстрируют перед толпами народа своих питомцев, но и сопровождают показ шутливым, а порой и острым сатирическим словом. Отдавая дань этим родоначальникам русского народного театра, мы и решили установить на фасаде здания театра скульптуры, изображающие скоморохов. Корреспондент: Георгий Пантелеймонович, во Владимире возникали разные мнения об этих скульптурах. Чем руководствовался коллектив, создавая их?Горлышков: Характер изображения скоморохов был избран в соответствии с традициями русской декоративной скульптуры: пропорции тела несколько нарушены, изображение нарочито плоскостное (взгляните на изображение людей на Дмитриевском соборе). Скоморохи как бы вышли из фойе театра и приглашают вас на представление. Это словно прелюдия к театральному действию. Они исполнены с некоторой долей юмора, доброй шутки. Размеры скульптур невелики и, когда вы находитесь в фойе, они как бы сливаются с праздничной толпой зрителей, становятся участниками вашего веселья и ваших раздумий. Они выполнены из белого камня и стилизованы в духе владимирской каменной резьбы 12 века (скульптор Ю. Александров). Сейчас скульптуры дорабатываются и в ближайшее время вновь будут установлены на фасаде. Скоро новый театр распахнет свои двери. Нам хочется от всей души поблагодарить замечательных владимирских умельцев-строителей, которые с такой любовью и мастерством воплотили наш творческий замысел. И еще мы очень хотим, чтобы белокаменные стены нового театра всегда напоминали о том драгоценном наследии, которое оставили нам наши предки» («Призыв», 12 октября 1971). Здание построено из стекла и бетона на фундаменте недостроенного Дома Советов.
Строительство областного драматического театра. 1966 г.
Строительство нового здания драмтеатра. Рис. А. Кобзева.
Строительство драматического театра. 1970 г.
Вид на театральную площадь с Козлова вала. 1970 г.
Театральная площадь. 1980 г.
Строители 4 ноября 1971 г. были первыми гостями нового театра. Здесь состоялось торжественное праздничное собрание строителей области. Хозяева - артисты областного театра драмы - показали им свой новый спектакль - «Конец Хитрова рынка». Это была как бы первая «примерка».
Ул. Дворянская, д. 4
«Этого события давно уже ждали владимирцы. Они внимательно и заинтересованно следили за тем, как из «скорлупы» лесов, взметнувшихся неподалеку от древних Золотых ворот, постепенно вырастало большое светлое здание, обсуждали его архитектуру, спорили о том, украсят или нет его стеклянный фасад резные фигуры скоморохов, спрашивали друг друга: когда?.. И вот этот день пришел. У областного театра драмы им. А.В. Луначарского будет теперь новый «дом». Государственная комиссия приняла новое здание, оценив труд строителей на отлично. Среди тех, кто голосовал за столь высокую оценку, был и автор проекта московский архитектор Георгий Пантелеймонович Горлышков. Мы встретились с Георгием Пантелеймоновичем у входа в театр и, прежде чем войти внутрь здания, еще раз полюбовались новой площадью, которая возникла здесь после сноса ряда старых домов и сразу приобрела весьма живописный вид. С возвышенной, вымощенной плитами площадки, на которой стоит театр, просматривается панорама города - современные здания, очертания старых храмов. - Мы понимали, что наш театр будет стоять на древней владимирской земле, известной своими историко-архитектурными памятниками, и учитывали это при создании проекта, - заметил Г.П. Горлышков. - Следуя традициям владимирских зодчих широко использовали в отделке здания белый известковый камень. Фигуры скоморохов на фасаде театра - сродни рельефам древних храмов. Черненая медь фриза и белая облицовка стен - такое сочетание цветов также характерно для старых русских построек. Белый камень широко использован и для отделки внутренних помещений, в чем мы убедились через некоторое время. Сердце театра - зрительный зал со сценической площадкой. Несколько холодноватая белизна стен смягчена теплой фактурой дерева, которое применено в отделке зрительного зала. Создать торжественный уют помогают ряды светильников, вмонтированных в высокий потолок, красная обивка кресел (в партере и на балконе их более восьмисот). Мягкое ковровое покрытие серых тонов скрадывает звук шагов. Большую радость хозяевам храма искусства доставит сцена. Поворотный барабан, наличие разнообразного современного оборудования (более сорока подъемников), большая глубина и высота ее предоставляют и режиссерам, и оформителям все возможности для решения самых сложных творческих задач. Будет удобно и актерам, и всему обслуживающему персоналу. В новом здании - два репетиционных зала, множество артистических уборных, на которых уже появились импровизированные таблички с фамилиями хозяев: «№ 3 - заслуженная артистка РСФСР О.В. Денисова, Л.П. Скобелева», «№ 21 - заслуженный артист ТАССР В.И. Плещунов, заслуженный артист РСФСР И.Ю. Туйметов». Есть помещения для мастерских, хранения реквизита, различных служб. Оценка «отлично» - признание большого труда и высокого мастерства строителей. Георгий Пантелеймонович Горлышков не скрывал своего удовлетворения тем, как осуществлен его проект. А такое случается отнюдь не часто. В этом заслуга большого отряда рабочих, техников, инженеров. Но все-таки нужно выделить руководителей работ - прораба Александра Ивановича Курцева, который представлял генподрядчика - СМУ № 3 треста 94, и прораба Николая Константиновича Гогуева, возглавлявшего отделочников УНР-672. На их плечи лег основной груз забот и хлопот. А трудностей было немало. На сооружении театра пришлось некоторые виды работ осваивать заново. Не имели, например, опыта облицовки зданий белым камнем - научились, никогда не делали гранитные работы - стали делать. А взять фриз. Издали он выглядит цельным. На самом же деле состоит из отдельных медных чешуек. И каждую из них надо было укрепить так, чтобы абсолютно чистыми, геометрически точными оказались все линии. И добились этого. Придя в театр, вспомните о строителях. Не забудьте и тех, кто помогал им - работников Добрятинского карьероуправления, поставивших белые плиты для облицовки стен, кольчугинских металлургов, изготовивших «чешуйки» фриза, мастеров Владимирских музыкальной и мебельной фабрик, которые делали деревянные детали внутреннего оформления... Отличный подарок преподнесли строители владимирцам к празднику Великого Октября. Позавчера они заслуженно были первыми гостями нового театра. Здесь состоялось торжественное праздничное собрание строителей области. Хозяева - артисты областного театра драмы - показали им свой новый спектакль - «Конец Хитрова рынка». Это была как бы первая «примерка». Скоро новый театр гостеприимно распахнет двери для всех любителей сценического искусства» («Призыв», 6 ноября 1971). 19 ноября 1971 г. было открыто новое здание (Улица Дворянская, д. 4) драматического театра им. А.В. Луначарского. «Что бы там ни говорили придирчивые ценители, а глаз владимирца начинает привыкать к современным линиям нашего нового театра. Он особенно привлекателен вечером. Лучи глазастых прожекторов золотят белизну камни и, высвечивая здание в густой синеве, как бы приподнимают его, делают легким. Театр-корабль плывет в ночном море, маня огнями. Когда проходишь мимо, приподнятое настроение вселяется в тебя. Красивые светильники, прозрачные стены, белоснежность отделки - все смотрится празднично и словно излучает радость. Тебя заполняет теплое чувство к тем, кто воздвиг это здание и, кто вдохнул в него душу - я имею в виду электрический свет. Захотелось узнать, кто же эти мастера. Недавно наше знакомство с «хранителями огня» в театре состоялось. Совершить экскурсию по своим владениям пригласил старший инженер - наладчик Владимирского участка Московского пусконаладочного управления Виталий Андреевич Дементьев. Стройный, с выразительными карими глазами и чуть заметными сединками на висках, он был мало похож на мага, но, когда мы закончили наше путешествие, мне показалось, что он волшебник, правда, современно образованный. - С точки зрения энергетика, - начал Виталий Андреевич, когда мы по узкой каменной лестнице стали подниматься в башню сценических механизмов, - театр - это весьма сложный организм. Одного кабеля здесь уложено сто восемьдесят километров, как расстояние от Владимира до Москвы, но то ведь по прямой, а здесь, между прочим, надо было знать, как все это уложить. Монтажники сделали свое дело, а сейчас мы производим, точнее, завершаются все пусконаладочные работы в театре. Остались только кое-какие мелочи, но об этом после. - Прошу сюда, мы - на первой осветительной галерее. Полумрак, горят лишь дежурные лампы. Здесь установлены переносные прожекторы (их почти полсотни), и в любой нужный режиссеру момент всю сцену можно «затопить» светом. На второй галерее - двадцать три пульта управления сценическими механизмами. И все это отлажено, в действии. Ну, например, на этой же галерее тускло поблескивает двенадцатитонная громада противопожарного занавеса. Миг! Автоматика сработает, и надежная стена отделит сцену от зрительного зала. Еще переход - и мы поднимаемся выше, на третью осветительную галерею, где сосредоточены лебедки от всех декорационных подъемов. Тросы натянуты, как струны, и ждут своего часа, готовые «сей момент» подать декорацию. Через перила хочу затянуть вниз, но Виталий Андреевич останавливает: «Это лучше сделать с четвертой галереи, она на высоте семнадцати метров от планшета сцены, эффект будет большим». Ух ты! Отсюда, в самом деле, глянуть интересно. Где-то внизу светлый квадратик сцены, едва слышны голоса актеров. Это началась репетиция. Но висячему мостку перебираемся с одной стороны галереи на другую и оказываемся под самой крышей. Как не заглянуть! Батюшки, до чего же красив наш Владимир сверху! «Прочесы» современных кварталов, Золотые ворота, вдали силуэт политехнического, - все искрится морозом, живет, дышит. Великолепная панорама! - А теперь пожалуйте, в трюм, - обрывает мои восторги Виталий Андреевич. - Как в трюм? Он же только на корабле? - Сейчас увидите.
Инженеры-наладчики В.А. Дементьев и П.П. Савинов за работой. Фото Л. Зайцева и Л. Александрова
По той же узкой лесенке мы спускаемся, спускаемся, пока не подходим к небольшой металлической двери. Шаг через порог - мы в трюме, так называется помещение под землей, под сценой. Над головой деревянный круг, управляемый специальным механизмом. Безупречная работа его - тоже дело рук инженеров-наладчиков. Укротить всемогущий ток, заставить его вращать, поднимать, освещать - такова ежедневная работа этих людей. - Ниже трюма, - поясняет инженер, - расположено только машинное отделение. Разумеется, мы пробираемся и туда. В помещении рабочий, слабый свет. Серое тело большущего кондиционера словно вспотело от натуги, но бездыханно. - Мы могли бы отладить и эту систему, - показывает на кондиционер Дементьев, - но... Тут он, как заклинание, начинает творить какие-то непонятные слова - «Севсантехмонтаж», «Промвентиляция», «Центромонтажавтоматика». Оказывается, это названия организаций, которые ушли, оставив недоделки, и поэтому... И поэтому в зале, на балконе, в фойе не будет воздуха «после майского дождя», как предполагалось, а будет просто душно. Хорошо бы не только зрителям, а и работникам из вышеназванных организаций. В дроссельной, где расположено, можно сказать, энергетическое сердце театра, - чистота, как в операционной. Ток не простит и пылинки. Коллега Дементьева, плечистый голубоглазый инженер-наладчик Павел Петрович Савянов сосредоточенно «колдует» у магнитных блоков. - Благодаря нашей аппаратуре,- вступает он в разговор, - мы можем менять напряжение от нуля до двухсот двадцати вольт. Это значит, что еле-еле разгорающийся рассвет и яркий солнечный день в театре - не проблема. Он улыбнулся мягко и добавил: «Даже буря предусмотрена». - Какая буря? Сценическая? - Нет, настоящая. Если, скажем, по каким-то причинам разразится буря, ливень, театр перестанет получать питание с подстанции, свет в зале и помещениях все равно будет горсть еще целый час. Дадут его аккумуляторы. Да, световым богатствам театра может позавидовать само солнце! Благодаря светофильтрам возможно достижение любых цветов и оттенков. Даже ультрафиолетовые лучи есть. Если по ходу пьесы, как говорится, потребуется изобразить пустыню, в ней можно будет по-настоящему загореть. Где бы ни ходили по театру, сколько бы ни видели проводов, в конце концов все они сбегаются в одну самую главную комнату - там установлены коммутаторные панели. Инженер-осветитель Валентина Алексеевна Тарасова подходит к щиту и из красного, белого, зеленого, желтого цветов набирает световую программу спектакля. Четырехцветный пульт «Старт-2» моментально усваивает заданное и, когда идет спектакль, точно выполняет указания своей хозяйки. - О! Мы можем многое, - улыбается Валентина Алексеевна, - снег можем, облака, тучи, хорошую молнию, дождь. О закатах и утрах я уже не говорю, - это, само собой разумеется. Хотите море-океан, волны, - пожалуйста. Словом, какая бы фантастическая, в световом смысле конечно, мысль ни осеняла режиссера, мы имеем возможности ее воплотить. Ведь недаром говорят, что свет после актеров занимает второе место в театре. Надо полагать, так будет и в нашем театре тоже. Валентина Алексеевна щелкает рукоятками пульта, бесшумно нажимает кнопки, и вот по небу, то бишь по сцене, полыхают вполне всамделишные сполохи. Благо, что зрительный зал пуст и репетиция закончилась. И немного жаль, что этот цветного веера не увидят зрители. Хотя почему не увидят? Обязательно увидят. В новых спектаклях, которые, конечно же, будут сверкать и переливаться всеми цветами... театральных светофильтров» («Призыв», 30 янв. 1972). Зрительный зал рассчитан на 800 мест. Стены облицованы белым известняком. Просторный зал фойе окружен витражными стенами, сквозь которые открывается эффектная панорама города. Зрительный зал производит впечатление компактности и камерности. Сцена театра оборудована современными механизмами, необходимыми для быстрой установки и смены декораций. Труппа театра начала в нем свой 124 сезон. Открылась новая сцена спектаклем «Андрей Боголюбский» по пьесе местного драматурга и актера А. Чеботарева в постановке главного режиссера Р.И. Нагорничных.В конце 1972 года группа инженеров-проектировщиков из Москвы (Г. Горлышков, И. Былинкин, В. Давиденко, Н. Шебалина, М. Глебова) и два строителя из Владимира (техник-строитель А.И. Курцев и инженер А.М. Морозов) удостоены высокой награды - Государственной премии РСФСР. В начале 70-х Дипломами Республиканских смотров 1 степени удостоены постановки «Старик» по А.М. Горькому, «А зори здесь тихие» по Б. Васильеву (реж. В. Тищенко). 70-80-е годы XX века – период высокохудожественных постановок режиссеров-экспериментаторов В. Пази («Милый друг» Ги де Мопассана, «Двенадцатая ночь» У. Шекспира), Ю. Погребничко («Нравоучение с гитарой» по А. Вампилову, «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта), М. Морейдо («Швейк! Швейк! Швейк!» Я. Гашека, «Физики» Ф. Дюрренматта, «Василиса Мелентьева» А.Н. Островского); Ф. Бермана («Бонжур, Эдит Пиаф!» и «Обезьяна с коричневых островов» Л. Фейхтвангера), Ю. Копылова («Мера за меру» У. Шекспира, «Иванов» А.П. Чехова), которые неоднократно отмечены театральными критиками как выдающиеся образцы театрального искусства своего времени. 1970-1980-е гг. отмечены творчеством режиссеров О. Соловьёва, В. Пази, Ю. Погребничко, К. Баранова, М. Морейдо, Ю. Копылова, Ю. Галина. Последний оставил о себе добрую память еще и тем, что первым вывел театр из традиционной сценической коробки, поставил спектакль «Великое княжение», специально предназначенный для исполнения на открытом воздухе. В течение трех лет - с 1989 по 1991 гг. - театр играл этот спектакль в городе Суздале, где сценической площадкой ему служила территория музея деревянного зодчества, а зрителями были не только владимирцы и суздальцы, но и многочисленные туристы со всех уголков России и мира.
Главные режиссёры: 1977-1980 гг. - режиссер Константин Баранов (три сезона); 1980-1983 гг. - исполнял обязанности гл. режиссера, режиссер Михаил Морейдо (три сезона); 1983-1986 гг. - режиссер Юрий Копылов (три сезона); 1986-1987 гг. - и.о. главрежа, заслуженный артист РФ Соловьёв Леонид Алексеевич (один сезон).
В 1991-м г. в театр пришел новый главный режиссер - заслуженный деятель искусств России Бурков Алексей Александрович. С его именем связано немало творческих достижений театра, высоко оцененных как зрителями, так и театральной критикой.
В 90-е годы XX века, несмотря на кризис в стране, в театре достигнута творческая стабильность. При художественном руководстве заслуженного деятеля искусств РФ А.А. Буркова состоялись яркие, талантливые, содержательные постановки по произведениям Ф.М. Достоевского, А.М. Горького, Н.В. Гоголя, А.С. Грибоедова, А.П. Чехова, А. С. Пушкина, А.Н. Островского, В. Гюго, Ф. Шиллера, П. Кальдерона, М. Метерлинка, Б. Шоу, Г. Флобера, Дж. Стейнбека, Дм. Аверкиева, А. Вампилова, А. Володина, Э. Радзинского, В. Шкваркина, Г. Пинтера, Э. Ионеско, В. Каверина, Н. Эрдмана, Д. Голдмена, Д. Патрика, А. Гарни, А. Дударева и др. «Историческая фреска» по трилогии А.К. Толстого «Смута» в постановке А.А. Буркова - в течение десятилетия «визитная карточка» театра; участник фестивалей исторических спектаклей во Владимире, Москве и Костроме. В этот же период театр регулярно участвует в Международном фестивале «Голоса истории»: в 1991 (спектакль на открытой сценической площадке «Великое княжение»), 1993 («Иван – не будь дурак!» по мотивам сказки А.Н. Островского «Иван-царевич»), 1995 («Давным-давно» А. Гладкова), 1998 («Комедия о российском дворянине Фроле Скабееве» Д. Аверкиева) гг., «Баллада о солдате» (2005). Устанавливаются российско-немецкие творческие контакты (обмен постановщиками: в 1994 году режиссер из Баварии поставил во Владимирском театре спектакль-калейдоскоп миниатюр «Говорящая собака»: в 1996 году главный режиссер Владимирского театра драмы Алексей Бурков поставил в Эрлангенском театре спектакль «Старомодная комедия» по пьесе А. Арбузова. Происходит и обмен пьесами: в Эрлангене поставлены пьесы владимирского драматурга Льва Проталина «Ништяк» и «Русская Машка», а во Владимирском театре драмы главным режиссером А. Бурковым поставлена фольклорная комедия баварца Франца Креца «Без меня меня женили». Также проходят гастроли владимирцев в Германии в 1992 году со спектаклями «Жизнь Василия Фивейского» по Л. Андрееву и «Семейный портрет с посторонним» С. Лобозерова. В 1993 году Лаптев Владимир Георгиевич был приглашен главным режиссером А.А. Бурковым во Владимирский театр драмы, где работал до 1997 г. режиссером-постановщиком и поставил более десятка разноплановых спектаклей, среди которых такие самобытные и легендарные постановки, как «Я люблю эту серую кошку» Л. Проталина, «Женитьба Белугина» А.Н. Островского и Б. Соловьёва, «Гибель Европы у Золотых ворот» Н. Эрдмана, «Условия диктует леди» Э.Элиса и Р.Риза, «Чужой ребёнок» В. Шкваркина, «Романтики» Э. Ростана, «Свет мой. Сашенька» по пьесе Е.Греминой «За зеркалом» и др. Был инициатором создания и руководителем Актерской студии при Владимирском областном театре драмы (1993-1996 гг.).