Федоренко Нина Степановна (28.12.1904 – 3.02.1982) – актриса, главный режиссёр Ковровского драматического театра (1950–1953), режиссер Владимирского театра драмы (1953 – 1965), заслуженная артистка РСФСР (22.08.1958), вела курс «режиссеров ТЮЗов» во Владимирском культурно-просветительном училище (1965-1980).
Федоренко Нина Степановна родилась 28 декабря 1904 г. В 1936 году играла в Мурманском драмтеатре (филиале БДТ). Из воспоминаний Валерия Канахина: «О себе всегда говорила неохотно. А когда говорила, была предельно лаконична. Зная, что она ленинградка и пережила блокаду, решился однажды попросить её об этом рассказать. - Блокада? – переспросила она и помолчала. – В блокаду много играли… - Во врем блокады в Ленинграде работал театр? - Конечно! Мы играли в цирке. Для солдат. Их приводили с передовой. И сразу после спектакля они туда возвращались… - А что играли? - Как?! – почти возмутилась она. – Что мы могли для них играть? Конечно, водевили!» В 1946 году предприняла попытку удалиться подальше от тяжёлых воспоминаний о блокадном Ленинграде, и обосновалась в профессиональном театре города Павлово на Оке. В 1946-1950 гг. - актриса Павловского театра (Горьковской области). С 25 октября 1948 года до очередного ареста 2 июня 1949 года в этом театре работал Георгий Степанович Жженов, на спектакли с участием которого, по воспоминаниям старожилов, трудно было купить билеты… Постановка большинства спектаклей, в которых Жженов принимал участие, была осуществлена талантливым режиссером и актрисой Ниной Степановной Федоренко, поступившей на службу в театр в первый послевоенный год. Ее настоящей творческой удачей был спектакль по пьесе М. Горького «Васса Железнова», осуществленный в 1947 году, в котором она одновременно выступила в двух амплуа: режиссера и актрисы. Пресса того времени донесла до нас впечатления зрителей от первого показа: «Успех премьеры во многом определился исполнением главной роли спектакля Вассы Железновой артисткой Н.С. Федоренко. В ее исполнении дан запоминающийся образ незаурядной русской женщины с сильной непреклонной волей, с неиссякаемой энергией к действию и труду». К сожалению, Нина Степановна проработала в театре только четыре года, покинув его в октябре 1950 года…». В августе 1950 года исполком Владимирского областного Совета депутатов трудящихся принимает решение о переводе Муромского драмтеатра в Ковров: "В связи с отсутствием в г. Муроме подходящего для театра помещения, перевести Муромский гордрамтеатр в город Ковров и впредь именовать его Ковровским городским драматическим театром".
Муромский драмтеатр был перебазирован в г. Ковров из Мурома осенью 1950 года.
17 сентября 1950 г.: «К открытию Драмтеатра: в октябре с.г. в нашем городе открывается постоянный профессиональный драм-театр. Сюда приезжает труппа Мурома городского театра драмы, директор Е. Грач».
1 октября 1950 г. - Главный режиссер театра М. Недачин в статье «Городской театр перед новым сезоном» рассказывает о планах театра. В штате театра было 45 человек, директор театра Е.Ф. Грач. Творческий состав - 20 человек. Первый театральный сезон был наполнен репетициями и премьерами. Судя по отчету, уже в октябре 1950 г. зрителям было показано три пьесы: «Жизнь начинается снова» (В. Сабко), «Последние» (М. Горький) и «Свадьба с приданым» - всего 20 спектаклей, которые посмотрели 3 024 человека.
Нина Степановна Федоренко получает приглашение на должность главного режиссёра и переезжает из Павлово на Оке в Ковров. В 1950 - 1953 гг. - главный режиссёр Ковровского драматического театра.
Из воспоминаний Валерия Канахина: «Начинала с нуля. В Москве на театральной бирже набрала актеров, привезла в Ковров. И вот первый сбор труппы. А после, как водится, решено было событие это отметить. Актеры все заботы по организации «мероприятия» взяли на себя, а в урочный час пришли за главрежем: «Нина Степановна! Просим к столу!» - Меня привели в большую комнату, там стоял длинный стол. Почти богато, по тем временам накрытый. Мне указали место, я села. И смотрю - у всех красивые бокалы, у кого-то даже хрустальные, а передо мной – старая чайная чашка. Выщербленная, с трещинами. Как будто её на помойке нашли. Мне казалось, я не заслуживала такого к себе отношения. Я с трудом сдерживалась, чтобы не заплакать. Но актеры, я это чувствовала, старательно делали вид, что не замечают моего состояния. Стали разливать вино. Мне налили в эту противную чашку. Можете представить, что я при этом чувствовала?! Но вот поднялся один пожилой актер, чтобы сказать тост. И начал так:
«Нина Степановна! То, что стоит перед вами, – это не просто старая, непотребного вида чашка. Это чаша терпения! Мы знаем, сколько его вам понадобится, чтобы создать театр, сколько нервов вам придется на нас потратить. Так что уж заранее извините нас и привыкайте пить из этой чаши…» Вы не представляете, как я была им благодарна! Я до сих пор храню эту чашку!»
В 1953 году, в связи с продолжением расформировывания городских театров, в число которых попал и Ковровский театр, она получает приглашение во Владимирский областной театр драмы. Приезжает сюда не одна. По её просьбе в 1954 году театр вызывает и одну из любимейших актрис ковровской труппы, которая впоследствии станет гордостью Владимирской сцены, Лайму Петровну Степанову. И Нина Степановна стала первой, пока единственной до сегодняшнего дня женщиной-режиссёром во Владимирском театре драмы имени Луначарского, если не считать А.М. Читау, открывшую будущему корифею Малого театра А.П. Ленскому путь на сцены провинциальных театров на Владимирской сцене в 1865 году.
1953 – 1965 гг. – режиссёр Владимирского театра драмы.
В 1953 году приехала во Владимир, уже имея за плечами богатый актерский опыт. В ее послужном списке были уже такие роли как: Тугина в «Последней жертве», Лариса в «Бесприданнице» и Елена в «Женитьбе Белугина» А.Н. Островского. Васса Железнова и Софья Зыкова - потрясающие горьковские «мощные женщины». Диана в «Собаке на сене» Лопе де Вега, донна Анна в пушкинском «Каменном госте... Не менее яркие и впечатления театральной молодости, прошедшей в отважных, экспериментальных театральных коллективах. Таких как: «Массодрама» в Одессе, Харьковский Первый Рабочий Театр, Теамастерские Пролеткульта в Новосибирске... В зрелые годы она работала в театрах Одессы, Харькова, Новосибирска, Тулы, Москвы, Ленинграда, Киева… Во Владимирский театр пришла зрелым мастером, сложившимся режиссером, со своим самобытным творческим почерком. Ее режиссерской манере были присущи особое поэтическое мировосприятие и обостренное внимание к внутренней, духовной жизни героев…
О чуткости мудрого психолога и дерзости неутомимого изыскателя Нины Федоренко свидетельствует такой факт. Работала над спектаклем «Каменное гнездо» по пьесе финской писательницы Хейлы Вуолийоки. О проникновенной искренности постановки, полной драматизма и неторопливой, медлительной экзотичности скандинавской души, то «сонной, прохладной, то страстной», свидетельствует такой факт. На гастролях в г. Сочи владимирских артистов после спектакля «Каменное гнездо» посетила финская делегация. В знак благодарности «за бережное и внимательное отношение старинного русского театра к драматургии маленькой страны», растроганные финны подарили артисту В. Молькову, исполнителю роли главного героя Аарне, настоящий финский нож, как свидетельство остроты, прочности духовных и кровных уз, связавших Владимирский театр с народом Финляндии...
Одна из последних работ Нины Степановны в театре по пьесе-сказке А.Н. Островского «Снегурочка»:
«Свободный, легкий и светлый мир берендеев в трактовке Федоренко величаво и вольготно расцветал в сценографии владимирского живописца Нины Сергеевны Луговской. В легких пушистых снегах, в прихотливой резьбе и росписи Берендеевых палат, в нежно-изумрудной дымке пьянящей весны... Да и сами берендеи, одержимые сказочными, «языческими» страстями, оказывались живыми, искренними, земными, вызывая живой зрительский отклик».
В спектаклях Нины Степановны в 1955 году играли будущий актёр и режиссёр МХАТ В.Т. Кашпур с Л.П. Степановой. Имена её постоянных актёров будут переходить из одной программки в другую.
В ознаменование 850-летия города Президиум Верховного Совета РСФСР присвоил почётное звание заслуженного артиста РСФСР артистам театра А.А. Евдокимову, Лосику Д.С. и Федоренко Н.С.
В начале 60-х годов на владимирской сцене произошла знаменательная встреча двух самобытных мастеров, двух ярких индивидуальностей. Режиссера Н.С. Федоренко и актрисы Владимирского областного театра драмы им. А.В. Луначарского (1962 - 1965) Боковой Аллы Казимировны (1924 - 1978).
Постановки во Владимирском областном театре драмы:
«Маленький Мук» Е.Благиной,
«Четверо под одной крышей» М. Смирновой и М. Крейндель,
«Личное дело» Е. Успенской и Л. Ошанина,
«Дали неоглядные» Н. Вирты,
«Начало жизни» К. Финна,
«Северная мадонна» братьев Тур,
«Одна» С. Алёшина,
«Детям до шестнадцати лет» В. Любимовой,
«Сила любви» Ю. Чепурина,
«Любовь Ани Березко» В. Пистоленко,
«Мораль пани Дульской» Г. Запольской,
«Дневник женщины» К. Финна,
«Снегурочка» А.Н. Островского,
«Дмитрий Стоянов» Б. Левантовской,
«Укрощение строптивой» У. Шекспира,
«Дальняя дорога» А. Арбузова,
«Юстина» и «Каменное гнездо» Х. Вуолийоки,
«Обрыв» И. Гончарова,
«Запутанный узел» М. Маклярского и Л. Щейнина,
«Якорная площадь» И. Штока.
Программа спектакля Владимирского театра драмы им. А.В. Луначарского по трагикомедии Г. Запольской «Мораль пани Дульской». 1962-1963 гг.
С октября 1965 г. по сентябрь 1980 г. вела курс «режиссеров ТЮЗов» во Владимирском культурно-просветительном училище (ныне ВОККИ).
В 1978 году в соседнюю комнату на ул. Ильича, 11, вместо двух девиц из троллейбусного парка, поселили прибывшего из Иваново молодого актёра Николая Горохова.
Нина Степановна ведёт занятия
Нина Степановна получает поздравления от коллег в 1979 году в день 75-летия.
Из воспоминаний Валерия Канахина: «С Ниной Степановной Федоренко судьба меня свела меня в середине 70-х. В театре она уже не работала – преподавала в училище культуры. Сухонькая, седая. Божий одуванчик! И… человек не от мира сего. Казалось, быт как таковой, интересовал её мало. Все её разговоры – исключительно о «высоком». Лишь однажды, помню, вскользь обмолвилась: «Муж поступил со мной очень жестоко. Он совсем избавил меня от домашних забот. Я занималась только театром. Когда он умер, я была так растеряна! Я даже не знала, как заварить чай…»
…Такой Нина Степановна мне и запомнилась. Питерской закваски интеллигенткой. Всегда исключительно доброжелательной. Никогда никого не осуждавшей, ни на что ни разу не посетовавшей. Смиренно пившей всю жизнь из чаши терпения…»
Федоренко Нина Степановна умерла 3 февраля 1982 года.