Пьеса Аркадия Чеботарева «Андрей Боголюбский» имеет несколько редакций. У нее трудная судьба. По словам автора, он ее пишет уже много лет. Более поздние произведения А. Чеботарева, бывшего актера Владимирского театра, ставшего профессиональным литератором, приняты к постановке и уже идут во многих театрах нашей страны. А самая выстраданная, первая пьеса так и не ставилась на сцене до тех пор, пока с ней не ознакомился молодой начинающий режиссер В. Джагарян. Зная о том, что право первой постановки принадлежит Владимирскому областному драматическому театру, он решил взять первый вариант пьесы и осуществить смелый эксперимент — поставить масштабное историческое произведение драматургии силами самодеятельного театрального коллектива.
Подходя к одной из насущных проблем современного теaтpa — воссозданию русской тематики, В. Джагарян, естественно, понимал степень ответственности, ложившейся на его плечи. Обращение к мемориальному театру не ново. Есть пьесы, выдержанные в рамках русского эпоса, повествующие о днях далеких, былинных. Ведь «...не зная прошлого — невозможно попять подлинный смысл настоящего и цели будущего». Эти слова М. Горького, взятые эпиграфом к пьесе, как нельзя лучше объясняют позицию автора и режиссера в отношении этой проблемы. В. Джагарян шел не проторенной, удобной дорогой. Он и руководимый им коллектив были первооткрывателями во всем. Шел поиск в крупном и мелочах. Поиск средств выразительности, поиск формы. В определении ж анра спектакля автор и режиссер расходятся. А. Чеботарев назвал свое произведение героической драмой. В. Джагарян определил жанр спектакля — драматическая поэма. И последнее, видимо, более правильно. Сюжет пьесы прост. В центре внимания трагический образ князя Андрея. Он хочет строить, созидать, но смута бояр мешает ему это сделать, и он гибнет. Еще задолго до начала вас охватывает предчувствие встречи с чем-то необычным. И это ощущение подтверждается с первых аккордов музыки, с первых слов песни, которую поет мужик в посконной рубахе, лаптях, с посохом и котомкой. Его песня — надрывная и тяжелая — рассказывает странникам о бедах, пришедших на Русь. Как необходима сила, способная объединить народ, стряхнуть дремотное состояние, поднять на большие свершения. Именно об этом думает князь Андрей Боголюбский (арт. Н. Тигин), когда наперекор желанию отца едет во Владимир на Клязьме. Н. Таигин, наделяет центральный образ сильными, резкими чертами характера. Его Андрей это не только воин, он мыслитель. И сообразно своему мышлению он печется о благе народном, о единстве Руси. Эта сторона его деятельности выписана автором выпукло, ярко прослежена режиссером и хорошо выполнена артистом. Его сцены на поле боя, все картины с Улитой (артистка Л. Юзова) смотрятся как вполне законченные этюды по созданию завершенного сценического образа. Улита — жена Андрея. Л. Юзова сумела раскрыть этот полный внутреннего трагизма образ любящей женщины, матери. Она не только хорошо выполняет задачу, данную режиссером, но и приносит на сцену свое понимание ее. Необычайно гибко, с большим чувством такта она проводит свою героиню через весь спектакль. Любовь и ненависть — главные акценты в характере ее героини. Но актрисе необходимо помнить о том, что ее Улита наделана необычайной силой воли, и поэтому все ее сцены с Андреем необходимо подчинить сильному волевому порыву этой женщины, перед которыми даже Андрей иногда должен отступать. Противоборство этих двух центральных характеров составляет одну из основных линий спектакля. Степень их взаимоотношений определяет характер большинства сцен. Живой, быстрый, резкий в твоих суждениях и действиях брат Улиты боярин Яким Кучкович (артист Н. Краснер). Он один из активных, но скрытых противников Андрея. Артист создает точными четкими штрихами запоминающийся характер. Экзотическая фигура половецкого посла (артист Н. Соловкин) появляется на сцене всего один раз. Но даже в коротком диалоге с князем Андреем исполнителю удалось доказать умение идти от партнера и сохранить, при большом внутреннем содержании, четкую линию характера. Иван-строитель в исполнении артиста В. Мишина мягкий, лиричный. Егo дела и жизнь посвящены одному — служению красоте зодчества. Очень точное понимание значения образа позволило молодому актеру создать характер настоящей, хорошей правды. В образцом решении спектакля присутствуем мысль, ощущается тесный контакт между режиссером и художником. Деталь крепостной стены, установленная стационарно на накладном круге, является основой широких, смелых мизансцен. Подобное решение дает возможность интересно осуществить массовые сцены, использовав небольшую игровую площадку круга, авансцену и просцениум. Камерные сцены спектакля выглядят очень уютно, и достигается это прежде всего концентрацией внимания зрителя на небольшой игровой площадке, ограниченной на две трети ставкой (стена), в свою очередь перекрывающей около половины задника, рваные облака которого создают ощущение неодолимой скорби, боли и ожидания трагического. Заключает художественный образ спектакля декорированный суперзанавес, на котором из очертаний крепостной стены вдруг как бы вырисовывается человеческое лицо и прямо в зал смотрят усталые, измученные, вопрошающие глаза, печальные глаза с фресок Рублева. Стиль — поэтический стиль спектакля — выдержан. Но в сфере драмы режиссером допущен некоторый просчет. Главным действующим лицом спектакля является Андрей Боголюбский — личность историческая, а следовательно вполне конкретная. Драма характера Андрея заключается в его противоречиях. Но режиссером перед актерами была поставлена цель, а средства достижения ее не были определены в достаточной степени. Режиссер, создавая сценический вариант, пошел по обстоятельствам сюжета. И в результате пришел к спорному решению, выстроив драму обстоятельств, а не драму характеров. И тем не менее в спектакле театрального коллектива Дома культуру Костеревского комбината им. Коминтерна, показанном на декаде самодеятельного театрального искусства, немало запоминающихся актерских работ. Но самое главное заключается в том, что на владимирской земле создан сплоченный, сильный коллектив энтузиастов самодеятельного театрального искусства. Сорок пять человек участвуют в этом красочном зрелище. Огромный груд, вера в свои силы, стремление сделать большое и нужное дело, заявить о себе как о творческом организме - позволило коллективу создать спектакль, ставший событием в культурной жизни области. Немалая заслуга в этом принадлежит директору Дома культуры А. В. Востоковой. Театральный самодеятельный коллектив, осуществивший постановку пьесы, никем ранее не поставленной, заслуживает высокой оценки. В. ИВАНОВ, режиссер областного Дома художественной самодеятельности. Газета «Призыв», 21 июня 1970 года.
Спектакль «Андрей Боголюбский» Владимирского театра драмы
В 1970 г. драматический театр переехал в новое здание (Улица Дворянская, д. 4), за которое коллектив архитекторов был удостоен Государственной премии РСФСР.
Ул. Дворянская, д. 4
Открылась новая сцена спектаклем «Андрей Боголюбский» по пьесе местного драматурга и актера А. Чеботарева в постановке главного режиссера театра Р. И. Нагорничных. Юматов Сергей Никифорович – первый исполнитель роли Великого князя Андрея в спектакле «Князь Андрей Боголюбский» по пьесе Аркадия Чеботарёва в постановке главного режиссёра театра Рюрика Нагорничных.
«Когда наша семья переехала во Владимир в 1966 году, театр занимал другое место в городе... Рюрик Нагорничных нашел пьесу Аркадия Чеботарева о князе Андрее Боголюбском, на постановку которой никто не решался из-за ее драматургического несовершенства, и решил ее доработать, а вернее переписать. Нагорничных решился на такую грандиозную переработку поскольку увидел в ней тему, которая взволновала его уже тогда в конце 60-х годов, но только сейчас в XXI веке стала предметом бурного обсуждения в российском обществе: тему становления российской государственности и роли православия в этом процессе. Мой прадед по папиной линии был православным священником, поэтому для Рюрика Иосифовича, не смотря на атеистическую доктрину СССР, роль религии и тогда виделась не столь однозначной, как представлялось советской пропагандой. XII век в истории государства Российского оказался принципиально важным: именно тогда Андрей Боголюбский осуществил перенос столицы из Киева во Владимир, объединил мастеровой люд, наладил торговые связи между различными русскими землями, борясь с феодальной раздробленностью на Руси. Именно Андрею Боголюбскому удалось превратить разрозненные княжества в могущественную Владимирско-Суздальскую Русь. Сегодня эта часть российской истории широко обсуждается, также как и роль православия в этом процессе потому, что именно Владимиро-Суздальское княжество впоследствии стало ядром российского государства. Но давайте вспомним время постановки первого «Андрея Боголюбского» по Владимире: это был конец 60-х начало 70-х годов, в СССР закончилась хрущевская оттепель и говорить о таком прошлом, да еще и о положительной роли религии, которую в то время называли «опиумом для народа», было очень непросто. А уж с театральной сцены, как с трибуны – публично, это было рискованно для карьеры режиссера Нагорничных. Но он пошел на этот риск потому что верил в важность исторической памяти. Много сил и времени у него ушло на переработку несовершенной пьесы, но не меньше потребовалось и на согласования в различных вышестоящих инстанциях концепции спектакля. Рюрику Иосифовичу удалось добиться понимания, увлечь своим видением и коллектив театра, и, как ни покажется парадоксальным в те времена, владимирский горком и обком, без одобрения которых спектакль на сцену бы не вышел. В первые же минуты спектакля, сразу после открытия занавеса у зрителя замирало дыхание: в тусклом свете на зрителя смотрели со сцены печальные глаза Владимирской Богородицы. Знаменитая икона Владимирской Богоматери была главным элементом сценического оформления спектакля 1970 года (художник В.П. Вахмин). Подлинные церковные песнопения и молитвы (музыкальное оформление И.Я. Зильберканта) вошли в спектакль в качестве музыкального оформления постановки! Сегодня этим никого не удивишь, а тогда это была сенсация. Именно «Андреем Боголюбским» открылся Владимирский театр драмы в своем новом помещении у Золотых Ворот – это был сезон 1970-1971 года. На этом спектакле не по одному разу побывало все городское и областное руководство, приходили и приезжали священнослужители из Успенского собора, церквей Суздаля и даже из Загорска. Спектакль получил профессиональное признание, любовь зрителей и... церковное благословение». (Отзывы о театре драмы).
В 2011 г. прошла премьера нового спектакля «Андрей Боголюбский». Новая постановка создана по материалам древнерусских летописей (Ипатьевской, главным образом) и трех пьес - разных авторов - об Андрее Боголюбском. В новой сценической композиции использованы лишь отдельные фрагменты пьесы А. Чеботарева. В спектакле звучит музыка Валерия Гаврилина, у него сложный и выразительный видеоряд, иное психологическое, пластическое, сценографическое решение... Коллектив театра и автор нынешней сценической композиции, постановщик спектакля, талантливый петербургский режиссер Сергей Морозов тоже немало души, сил, знаний вложили в это творение. Спектакль «Андрей Боголюбский» (режиссер С.А. Морозов) стал визитной карточкой владимирского театра.
Спектакль «Андрей Боголюбский» получил Золотой диплом III Славянского форума искусств «Золотой витязь» и был – впервые в истории! – показан на сцене зала церковных соборов Храма Христа Спасителя (2012) В 2014 году получил Хрустальную шапку Мономаха на Всероссийском театральном форуме фестивале фестивалей "У Золотых ворот". В 2016 году стал обладателем Гран-при фестиваля "Россия театральная у Эйфелевой башни" (Франция, Париж).
Спектакль – символ, спектакль визитная карточка и театра, и города, и региона. «Андрей Боголюбский» был поставлен во Владимирском академическом драматическом театре к 900-летию со дня рождения князя. Режиссер Сергей Морозов определил жанр спектакля как «Сказание о князе-строителе». Строителе не только величественных соборов – гордости российской древнерусской архитектуры, - но и строителе Государства Российского. История жизни великого князя, история побед и поражений, нравственного падения, покаяния и духовного роста, верности и предательства вызывает сострадание, понимание и узнавание – за тысячу лет не изменились ни сами люди, ни чувства, которыми они руководствуются в жизни. «Андрей Боголюбский» - это один из спектаклей, который задает вечные вопросы и предоставляет возможность в течение пары часов испытать всю палитру эмоций - от гордости и ликования до грусти и скорби.
Длительность спектакля 2 ч. 00 мин. (без антракта)
Режиссер-постановщик: Сергей МОРОЗОВ.
Сценография: заслуженный деятель искусств республики Марий-Эл Борис ГОЛОДНИЦКИЙ.
Хореография: Наталья ШУРГАНОВА.
Костюмы: Ирина ЗАЙЦЕВА.
Музыкальное оформление: Андрей ЩЕРБИНИН.
Помощник режиссера: Римма НИКОЛАЕВА.
Владимирский академический театр драмы