Евгений Александрович Евстигнеев (9 октября 1926, Нижний Новгород, РСФСР, СССР — 4 марта 1992, Лондон, Великобритания) — советский актер театра и кино, педагог. Народный артист СССР (1983). Лауреат Государственной премии СССР (1974).
Евгений Евстигнеев. 1967 г. Фото Г. Тер-Ованесова. Из собрания ГВСМЗ
Евгений Евстигнеев родился 9 октября 1926 года в Нижнем Новгороде. Детство Евгения прошло на окраине, которая называлась поселком Володарского. Его отец был на двадцать лет старше матери. Оба они были рабочими: Александр Михайлович — металлург, Мария Ивановна — фрезеровщица. Будущий актер в шесть лет остался без отца, мать второй раз вышла замуж, но и отчим умер, когда мальчику было семнадцать. До войны успел окончить семилетку и в 1941 году пошел работать электромонтером. Потом год проучился в дизелестроительном техникуме, после смерти отчима четыре года работал слесарем на заводе «Красная Этна», занимался в самодеятельности, играл джаз. Был очень музыкален, виртуозно играл на разных инструментах: гитаре, рояле, вилках. Выступал в разных местах.
В 1946 году был зачислен на первый курс Горьковского театрального училища (ныне Нижегородское театральное училище имени Е.А. Евстигнеева). Окончив его в 1951 году, был распределен во Владимирский областной драматический театр имени А. Луначарского.
Сцена из спектакля «Снежок» в исполнении артистов Владимирского драмтеатра. В центре на стуле – артист Е. Евстигнеев, 1951 г. Из коллекции фотодокументов ГАВО.
"При знакомстве он показался мне совсем мальчишкой, — рассказывал известный артист В. Кашпур, — 25 лет, а выглядел моложе. Худой, живой, общительный, жизнерадостный. Поселили его со мной в одну комнату в общежитии. Там у нас только и помещалось, что две кровати, стол, да на треугольной полочке стоял радиоприемник, и мы ночами подолгу слушали музыку".
1951 год. «В одном из номеров «Дома крестьянина» во Владимире живут трое начинающих артистов областного театра драмы – Мольков, Кашпур и Евстигнеев. Каждый своим путем пришел в искусство. Владимир Мольков несколько лет работал в Суздале, участвовал в самодеятельности. Владимир Кашпур в последние годы Великой Отечественной бомбил с воздуха фашистские объекты, после войны продолжал службу в армии, по состоянию здоровья в 25 лет был уволен в запас, в 25 лет пришел во Владимирский театр имени А.В. Луначарского и Евгений Евстигнеев - после окончания Горьковского театрального училища. Жили молодые актеры просто: три кровати, четыре стула, стол, шкаф для одежды и радиоприемник. Зарабатывали совсем немного и питались неважно, иногда в день обходились парой бутылок кефира. Но друзья не унывали. Главное - через дорогу театр, в театре интересная работа. Играть приходилось много: большие и маленькие роли в спектаклях современного и классического репертуара. Молодежи доверяли. «Разлом», «Ромео и Джульетта», «Оптимистическая трагедия», «Ночь ошибок», «Варвары», «Алеша Пешков», «Порт-Артур»». Евгений Евстигнеев за три года - с 1951 по 1954 - сыграл во владимирском драмтеатре 23 роли. Были бесспорные удачи. Например, первая же роль - Тони в спектакле «Ночь ошибок» Гольдсмита - сыграна очень хорошо. Затем матрос в «Разломе», Меркуцио, друг Ромео - в спектакле «Ромео и Джульетта».
В театре Женя сразу завоевал признание не только зрителей, но, что еще труднее, признание труппы. Тогда шли спектакли "Порт-Артур", "На золотом дне", "Варвары", "Оптимистическая трагедия", "Ночь ошибок" и другие. Почти во всех играл Евстигнеев. Тогдашний главреж В.К. Данилов любил молодых и доверял им.
«Алеша Пешков» Областной драматический театр им. Луначарского показал недавно свою новую работу - инсценировку О. Форш и И. Груздева «Алеша Пешков», написанную по мотивам автобиографических повестей Горького. В литературном наследии великого писателя автобиографическая трилогия занимает почётное место. Она раскрывает картины жизни мелких лавочников, мещан - всех тех отравленных жаждой наживы людей, которые, подобно Василию Каширину, становились рабами своих накопленных денег. Но есть в трилогии и другая линия, наиболее ценная для нас, делающая это произведение подлинным образцом социалистического реализма. Эта линия выразилась в умении автора показывать, как сквозь пласт обывательщины победно прорастает яркое, здоровое и творческое. И этим здоровым и творческим в первую очередь является образ Алеши Пешкова. В его лице на страницах книги отражено формировании человека нового социального мироощущения, показано, как растет его ненависть к окружающей мещанской среде, переходящая в осознание необходимости беспощадной борьбы с этой затхлой средой. Это возлагает большую ответственность на актера, исполняющего роль Алеши Пешкова. Ясно, что и для инсценировщиков, для коллектива театра этот образ должен был стать центральным, так как он несет основную идейную нагрузку, стоит в центре внутреннего конфликт произведения. Перед театром стояла задача показать развитие характера Алеши, раскрыть характеры персонажей, донести до зрителя всю социальную глубину горьковского произведения. Справился ли театр с этой задачей? Только отчасти. Он показал атмосферу каширинского дома, передал силу горьковского разоблачения. Но театр еще не учел всех возможностей и требований, которые вправе предъявлять к нему зритель. Крупным недочетом спектакля является недостаточно глубокое раскрытие общего идейного содержания. Ключом к ее трактовке должны были служить слова Горького о том, что не было бы смысла писать повесть, если бы основное место в ней занимали темные стороны мещанской жизни. Вдумавшись в это, коллектив театра и, в первую очередь режиссер спектакля В.К. Данилов (Данилов Василий Кузьмич (1912-1980) - заслуженный артист РСФСР (1955), главный режиссёр Владимирского театра драмы им. А.В. Луначарского в 1950-1957 гг.), избежали бы увлечения показом раздоров в семье Кашириных, тяжбы за выделение из «дела» отца - всем этим бытовым планом. К сожалению, в спектакле подчеркнуты второстепенные линии, мотивы и затенены наиболее важные. Многочисленная, шумная, раздираемая взаимной ненавистью семья Кашириных даже отодвинула образ Алеши куда-то на задний план. И поэтому в полсилы звучит большая социальная идея произведения. Из этого общего недостатка спектакля, из отсутствия правильной режиссерской трактовки вытекает другой недочет - одностороннее раскрытие образа Алеши Пешкова. Артист В.Т. Кашпур, играющий эту роль, зарекомендовал себя вдумчивым актером, старающимся донести до зрителя социальную и психологическую сущность своих образов. Но роль Алеши Пешкова им явно недоработана, не понята до конца, на сцене на протяжении четырех актов живет любознательный, внимательно вглядывающийся в окружающую жизнь мальчик, - вот, пожалуй, и все, что можно сказать об этом образе, просмотрев спектакль. Актер должен был показать, как в мальчике Пешкове скрывались черты активного, творческого вмешательства в жизнь, чувство непримиримости, ненависти ко всему уродливому, сверкающему человека. Уходя со спектакля, зритель должен поверить, что именно этот подросток вырос в великого писателя, неукротимого борца против мира угнетателей. К сожалению, театр не сумел вплотную подойти к этой цели. В игре В.Т. Кашпура нет самого главного - развития характера Алеши Пешкова. Алеша в его исполнении уходит со сцены совсем не изменившимся, таким же, каким впервые предстает перед зрителями. А ведь действие спектакля охватывает период в несколько лет, и Алеша, уходящий со сцены в последнем акте, должен быть совсем не тем, таким он в начале спектакля только что появляется в доме дяди. Следует упрекнуть режиссера спектакля В.К. Данилова в том, что он не помог молодому актеру глубоко вникнуть в образ. Безусловной удачей спектакля является исполнение Н.А. Теньгаевым роли Василия Каширина. Артист не ограничивается раскрытием какой-либо одной черты характера своего героя. Его Каширин - вздорный, рабски преклоняющийся перед силой денег старик; страсть к наживе делает его жестоким, мелочным. Но актер сумел приоткрыть в нем и другие живые, человеческие черты. Мы понимаем, что Каширин - жертва общества, в котором он живет, его изуродовала жизнь с ее хищническими законами. Вот он сидит у избитого им же Алеши, вспоминает свое прошлое. Певуче льется его речь, блестят глаза, даже старческий голос крепнет, когда он запевает «Вверх по Волге-реке...» Перед нами другой человек, нет в нем суетливости, постоянного беспокойного ворчания, он весь во власти своих воспоминаний. Но входит Цыганок, сообщает, что пришел новый клиент, и, крикнув свое характерное «Эх, вы!», дед убегает. И уже где-то за сценой снова продолжается его злобно-стяжательское существование. Короткая сцена эта, прекрасно сыгранная Н.А. Теньгаевым. раскрывает всю глубину созданного Горьким образа, его сложность, противоречивость. Важное значение в общем идейном замысле спектакля принадлежит образу бабушки Алеши. В нем Горький подчеркивает светлое, непроходящее жизнелюбие, мудрое понимание людей, большую сердечность. Заслуженная артистка Киргизской ССР А. Н. Яковлева правдиво рисует этот образ. Ее героиня с глубокой материнской любовью смотрит на людей, любит их, понимает. Артистка сумела найти самые разнообразные краски для создания образа. Бабушка с увлечением рассказывает пленительные народные сказы, загораясь общим весельем, величаво плывет в русской пляске. Она становится сильной, спокойной - собранной среди общей растерянности, паники, когда начинается пожар. Важная роль в инсценировке отведена образу мастера Григория. Это образ большой обличительной силы. Артист Г. Ф. Кирик в основном верно вскрывает характер Григория. Он мало говорит, но за его молчанием скрывается большая боль, немой упрек эксплуататорам. Хорошо создан внешний облик Григория, он помогает раскрытию его характера, органически входит в него. Досадное чувство вызывает исполнение И. С. Михайликом роли Цыганка. Все верно в его игре, передаст актер и обаяние Цыганка, его бурлящую энергию, честность. Но все эти присущие Цыганку черты звучат как бы вполголоса, приглушенно. Создастся впечатление, будто актера что-то сковывает, мешает ему раздернуться, дать своему темпераменту зазвучать в полную силу не хватает огня в пляске Цыганку, так не хватает яркости всему исполнению актера. В трудном положении оказалась артистка Г.П. Клишко, исполняющая роль матери Алеши. Из небольшого материала, бывшего в распоряжении артистки, она пытается создать образ женщины сильного характера, которой тяжело жить в душной атмосфере каширинского дома. Она могла бы сказать о себе словами одного из последующих героев Горького: «Не на той улице я живу». Хотелось, чтобы актриса использовала материал повести, а не ограничивалась тем немногим, что предоставили ей инсценировщики. Образ получился одноплановым. лишенным психологического разнообразия. В образах братьев Кашириных - Михаила и Якова очень мало подчеркнуты индивидуальные черты. Актеры В.П. Карчевский и Е.А. Евстигнеев в основном играют каких-то злодеев вообще. Работа обоих актеров не направлена на вскрытие психологической основы образа, а идет по линии внешнего рисунка роли. Поэтому запоминаются братья не по различию характеров, а по чисто внешним данным - один играет на гитаре, другой постоянно рычит по-звериному. Нельзя так поверхностно решать образы в горьковских произведениях, где каждое лицо, каждый характер является ярким художественным типом. Отмеченные недостатки снижают качество интересно задуманного спектакля. В своих последующих работах над произведениями Горького театр обязан более внимательно отнестись к особенностям его новаторской драматургии, учитывать то большое общественно-социальное содержание, которое всегда присутствует в них. К почётной задаче - воплощению на сцене бессмертных горьковских образов театр должен подходить с большей требовательностью и вниманием» (Внукова И. «Алеша Пешков». Газета «Призыв»,1953 г., 4 марта).
Сцена из спектакля «Ночь ошибок» по мотивам комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь» с участием артистов Владимирского областного драмтеатра Е. Евстигнеева и Н. Муравской. 1951 г.
Театральные работы во Владимирском областном драматическом театре имени А.В. Луначарского: - 1951 — «Разлом» Б. Лавренева — третий матрос - 1951 — «Поют жаворонки» К. Крапивы — Володя шофер - 1951 — «Снежок» В. Любимовой — Джон - 1952 — «Иван да Марья» В. Гольдфельда — Княжич - 1952 — «Ревизор» Н. Гоголя — Почтмейстер Шпекин - 1952 — «Любовь Яровая» К. Тренева — Швандя, Котов - 1953 — «Варвары» А. Горького — Притыкин - 1953 — «Ночь ошибок» О. Голдсмита — Тони Лумкинс - 1953 — «Ромео и Джульетта» В. Шекспира — Меркуцио - 1953 — «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского — главарь анархистов - 1953 — «Алеша Пешков» И. Груздева и О. Форш — дядя Яков - 1953 — «Дуэнья» Р. Шеридана — Мендоза - 1954 — «Порт-Артур» И. Попова и А. Степанова — Иван Терешкин - 1955 — «Соперники» Р. Шеридана — Энтони Эпсолют.
Евгений Александрович Евстигнеев
Во Владимире он был уже на взлете, много играл, имел своего зрителя. Но МХАТ для актеров — вершина театрального искусства, и они стремились туда. В 1954 году Евстигнеев поехал в Москву.
- Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, - говорит Евгений Александрович. - Владимирский театр - начало моего творческого пути, здесь я делал первые шаги в искусстве - этого не забыть. Москва - это город международной культуры, вмещает в себя все лучшие вкусы, традиции. Москва - это новые учителя, учителя великих артистов. Думая, о дальнейшем образовании, познании более высокой театральной культуры, творческом росте, я и пришел в школу-студию МХАТа. Меня приняли сразу на третий курс, которым руководил П.В. Массальский. Окончив ее, артист два года играл в прославленном театре страны.
В 1957 году Евгений Евстигнеев вместе с Олегом Ефремовым участвует в создании студии молодых актеров. Немало трудностей встало перед основателями нового театра. Но он был создан и назван «Современником». За несколько лет Евстигнеев сыграл здесь глубокие и значительные роли: короля в «Голом короле», дяди Васи в «Поисках радости», Захара Захаровича в «Продолжении легенды», Чернова в «Вечно живых».
С 1960 года — член КПСС.
В кино Евстигнеев пришел уже зрелым, опытным мастером, актером со своим творческим почерком и манерой исполнения. Именно поэтому зрителям запомнились даже его первые, эпизодические роли - Петерсона в «Поединке», Филиппа в «Любушке», художника в «Ашоте» по Чехову. Но подлинный успех пришел к нему после исполнения роли физика Николая в фильме М. Ромма «Девять дней одного года». В образе Николая Ивановича актер раскрыл глубоко типические качества своего современника. Его герой в общении с окружающими не досказывает свои мысли до конца, он как бы другим оставляет место для домысливания. Однако люди, общающиеся с ним, воспринимают его как человека, глубоко уверенного в своей правоте, в своем месте и назначении в жизни. Евстигнеев сумел в герое показать глубоко современную манеру восприятия жизни, времени, эпохи, отразить настроение и мысли людей сегодняшнего дня. В фильме «Никогда» (Одесская киностудия, 1962 г. режиссеры - В. Дьяченко, П. Тодоровский) Евстигнееву была поручена главная роль - директора судостроительного завода Алексина, человека со сложным, трудным характером. В образе Алексина, - рассказывает Е. Евстигнеев, - меня привлекает его противоречивость, являющаяся отражением эпохи культа личности и руководителей, сформированных этой эпохой. С одной стороны Алексин воспринимается окружающими - и правильно - как сухарь, педант, лишенный чуткости к людям и даже к жене, как своеобразный аскет-отшельник, живущий вне мира в собственном, замкнутом круге представлений о деле, о подчиненных, близких. С другой стороны, Алексин - человек, несомненно, честный, хотя и ограниченно-прямолинейный, преданный заводу, в котором вся его жизнь. Я не хотел раскрывать подспудные черты характера своего героя, надеясь, что зрители сами его поймут, угадают. В широкоэкранном фильме режиссера Константина Воинова «Молодо-зелено» («Мосфильм», 1963) Евстигнеев сыграл небольшую, но очень характерную роль священнослужителя Жохова. Удачный образ главного конструктора создал Евстигнеев в фильме Т. Лиозновой «Им покоряется небо» («Мосфильм», 1963). Его герой, человек, по-настоящему одержимый творческим поиском, никогда не успокаивающийся на достигнутом и сознающий свою большую ответственность за судьбу и жизнь подчиненных ему людей. В фильме «Сотрудник ЧК» по популярному роману А. Лукина и Д. Поляновского Евстигнееву удалось нарисовать очень колоритную фигуру матерого врага Советской власти белогвардейца Маркова. А в превосходной сатирической кинокомедии «Добро пожаловать!», Евстигнеев прямо-таки блистательно выступил в комедийной роли, столь не похожей на предыдущие. Это - директор пионерского лагеря Дынин, которого иначе, как «товарищ Дынин», никто никогда не называет, тупой чинуша, не любящий детей и не заботящийся о них, радеющий только о неуклонном выполнении «железного» распорядка дня, всех пунктов какой-то идиотской инструкции, написанной много лет назад, но до сих пор никем не отмененной. Самое печальное, что такие вот Дынины искренне верят в правильность своих действий и считают себя настоящими друзьями детей и умными педагогами. - Раскрытие многообразного духовного мира наших современников - вот главная задача в кино и в театре, - говорит Евгений Евстигнеев. (Гинзбург Н. Евгений Евстигнеев. Газета «Призыв», 1964. 5 сент.).
Уже будучи популярным и признанным, Евстигнеев любил приезжать во Владимир, чтобы сыграть роли в спектаклях владимирского театра ("Чайка" и "Сталевары" — 70-е годы).
«О начале творческого пути Евгений Евстигнеев рассказал мне после спектакля «Сталевары» во владимирском театре (в 1970 году), в котором артист исполнил роль Петра Хромова. Как и 20 лет назад, Евстигнеев на сцене играл вместе с В. Мольковым, Н. Теньгаевым, Б. Соломоновым. Гастроли подтвердили, насколько велика популярность артиста у владимирцев, всех любителей театрального искусства. - Евгений Александрович, за исполнение роли Петра Хромова в спектакле «Сталевары» вы удостоены звания лауреата Государственной премии СССР. Можно ли считать, что это ваша лучшая работа в театре за последние годы? - Я рад, что мне доверили эту роль и что мое исполнение получило такую оценку. Роль попала вовремя. Пьеса Г. Бокарева «Сталевары» посвящена рабочему классу, подобных произведений уже лет тридцать не было на сцене. Я чрезвычайно рад, что явился в этой связи зачинателем новой волны показа спектаклей о рабочем классе, к которому я имел непосредственное отношение. Три года я работал слесарем на заводе «Красная Этна» в городе Горьком. Там же я занимался в джазовом ансамбле, играл на ударных инструментах. Ритм, пластика, жест - работа в ансамбле определенно сказалась в последующие годы, помогала в работе над ролями. Сейчас Евстигнеев - народный артист РСФСР, один из популярнейших актеров театра и кино. Кстати, как сам артист относится к своей популярности? Такой вопрос я и задал Евстигнееву. - Спокойно. Я не герой-любовник. Страдать от этого мне не приходится. Моя популярность не факел, который загорелся и потух, как у некоторых артистов. Она меня не беспокоит, к ней отношусь спокойно. Зритель знает, что есть такой артист Евстигнеев. И если иногда говорят, что он хороший, - мне этого достаточно. Популярность - глубокое понятие. Это значит, что артист нужен людям, приносит пользу, выражает интересы зрителя, помогает ему глубже, полнее понять жизнь. Популярность Евгения Евстигнеева - итог напряженного творческого труда, самоотдачи актера, шагающего в ногу со временем. В 1971 году вслед за О.Н. Ефремовым перешел в труппу МХАТа. Первой его ролью на новой сцене стал Володя в спектакле «Валентин и Валентина» по пьесе М.М. Рощина. Сейчас (1975) Евстигнеев репетирует во МХАТе роль Соболевского, друга Пушкина, в пьесе Л. Зорина «Медная бабушка», готовится к роли врача Федора Карловича в спектакле по пьесе М. Рощина «Эшелон», постановку которого осуществит Анатолий Эфрос. В апреле вместе с театром выезжает на гастроли в Польшу и Югославию («Сталевары»). Много снимается в кино: полковник-белогвардеец в фильме «Тут мужчина не годится» (вместе с Т. Дорониной), визирь в картине П. Арсенова «Вкус халвы» (о Ходже Насреддине), нэпман Вавроцкий в кинотелетрилогии по мотивам произведений А. Рыбакова (рабочее название «Выстрел»), майор госбезопасности в фильме, посвященном 30-летию Победы, «Не ради славы» (Белов Ю. Евгений Евстигнеев: «Владимирский театр - начало пути». Газета «Призыв», 1975 г. 15 марта).
Народный артист РСФСР Евстигнеев Евгений Александрович и актер Владимирского драмтеатра Соломонов Борис Александрович. Середина 1980-х гг. Из собрания ГВСМЗ
В 1988 году сыграл роль профессора Преображенского в двухсерийном телефильме «Собачье сердце».
На рубеже 1990-х годов сыграл в Театре Антона Чехова Фирса в «Вишневом саде», в 1991 году — в АРТели АРТистов Сергея Юрского — Глова в спектакле «Игроки-XXI».
Всего снялся более чем в ста лентах в кино и на телевидении. Кроме вышеперечисленных фильмов запоминающиеся удачные роли были в фильмах «Берегись автомобиля», «Золотой теленок», «Старики-разбойники», «Семнадцать мгновений весны», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Место встречи изменить нельзя», «Гардемарины, вперед!». Последней ролью актера в кино был царь Иван Грозный в фильме В. И. Ускова и В. А. Краснопольского «Ермак». С 1960 года — член КПСС. В 1976—1985 годах вел педагогическую работу в Школе-студии МХАТ, с 1977 года — профессор. Также преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссеров.
У актера были серьезные проблемы с сердцем. Первый инфаркт случился у него еще в 1980-м. В марте 1992 года ему должны были сделать в Лондоне сложнейшую операцию на сердце. Вместе с женой он отправился туда 2 марта. После обследования, проведенного 4 марта 1992 года, кардиохирург Тэрри Уильямс объявил актеру, что в его случае у него нет шансов даже после операции. Убийственный прогноз так подействовал на Евгения Александровича, что почти сразу после консультации с ним случился очередной сердечный приступ, и уже через 4 часа он скончался, несмотря на все реанимационные мероприятия. Врачебный консилиум пришел к заключению, что его могла спасти только пересадка донорского сердца.
Тело из Лондона самолетом переправили в Москву. Актер был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Нижегородское театральное училище с 06.10.2003 года носит имя Е. А. Евстигнеева.
В Нижнем Новгороде возле Нижегородского академического театра драмы имени М. Горького установлена скульптура Е. А. Евстигнеева.
В Нижегородском театре «Комедия» 10.10.2011 года был открыт IX традиционный фестиваль-конкурс имени Е. А. Евстигнеева.
Во Владимирской области учреждена театральная премия имени Е. А. Евстигнеева.
Именем Е. А. Евстигнеева названы улицы в городах Витебск (Белоруссия) и Шумиха Курганской области.
9 октября 2014 года установлена мемориальная доска на улице Бакунина в Канавинском районе Нижнего Новгорода, где актер прожил первые 8 лет жизни.
Звания и награды:
Заслуженный артист РСФСР (1968)
Народный артист РСФСР (1974)
Народный артист СССР (1983)
Государственная премия СССР (1974) — за исполнение роли Петра Хромова в спектакле «Сталевары» Г. К. Бокарева
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1990) — за исполнение роли Филиппа Филипповича Преображенского в телевизионном фильме «Собачье сердце» (1988)
Орден Трудового Красного Знамени (28 июня 1982 года) — за заслуги в производстве советских телевизионных фильмов и активное участие в создании фильма «Семнадцать мгновений весны»
Орден Ленина (1986)
Театральная Премия «Хрустальная Турандот» в номинации «За долголетнее и доблестное служение театру» (1992).
Владимирский областной театр драмы им. А.В. Луначарского Владимирский академический театр драмы Валерий Михайлович Хлевинский (род. 14 ноября 1943, Горький) — советский и российский актер театра и кино. Народный артист Российской Федерации (2002).