Главная
Регистрация
Вход
Пятница
09.12.2016
20:23
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 195

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [400]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [102]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [24]
Гусь [31]
Вязники [86]
Камешково [24]
Ковров [30]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [38]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [18]
Религия [1]
Иваново [11]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 23
Гостей: 22
Пользователей: 1
Jupiter

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Водные пути сообщения Владимирской губернии в сер. XIX века

Водные пути сообщения Владимирской губернии

Водяные сообщения во Владимирской губернии составляют судоходные реки Ока, Клязьма и Теза.

Река Ока, протекая Владимирской губернией 125 верст, входит в Нижегородскую губернию и под самым Нижним-Новгородом впадает в Волгу. Во Владимирской губернии течет она мимо одного только города Мурома и ширина ее под Муромом, в том месте, где бывает летняя переправа, 296 сажен. Во время же весеннего разлива ширина бывает от 7 до 10 верст, а местами и до 15-ти. Глубина Оки весьма неодинакова; есть места, имеющие до 8 сажен глубины, но в других мели затрудняют судоходство. Ниже Мурома летом встречаются мели, покрытые водой не более как на 1 ¼ аршин.
В Меленковском и частью Муромской уездах до села Борисоглебска, левый берег Оки господствует везде над правым. Под селом Карачаровым этот берег возвышается над уровнем реки на 30 сажен. Муром также стоит на левом нагорном берегу. В прежнее время река текла в некотором расстоянии от Мурома и мало по малу подмывая высокий берег, на котором стоит город, приблизилась к нему настолько, что для безопасности надобно было разобрать несколько зданий. В последнее время, берег начали укреплять посредством досчатых заборов. В версте ниже Мурома река поворачивает под прямым углом на восток, левый нагорный берег идет по-прежнему направлению, постепенно понижается и наконец сливается с равнинами. В 20 верстах от Мурома, неподалеку от села Позднякова, подходят к правому берегу так называемые Перемиловские высокие горы и тянутся уже постоянно вдоль правого берега, по всему течению Оки в пределах Владимирской губернии. Во многих местах почти отвесная крутизна омывается водой так, что едва есть место для пешеходных тропинок, и бичевник устроен на противоположном берегу.
Грунт возвышенного берега Оки почти везде глинистый, очень редко известковый: низменный берег песчан; плитняку и камня почти нигде нет. Местность по обе стороны реки частью открыта, частью же лесиста. Местность на правой стороне реки волниста, что подало повод некоторым называть ее гористой,- однако возвышенности беспрестанно встречающиеся на правом берегу не заслуживают названия гор. Грунт дна реки почти везде песчаный и твердый.
На реке Оке нет ни постоянных, ни временных мостов. Переправы производятся на паромах в следующих местах: 1-я при г. Муроме переправа довольно удобна – ширина реки здесь 296 сажен, глубина от 1 до 10 сажен. Весной эта переправа переносится от Мурома в село Карачарово в 3 верстах выше города,- она производится от сего села через р. Оку и впадающую в нее Велетьму до сел Липни и Большого Окулова на протяжении 7-ми верст. 2-я при селе Шиморском. 3-я при селе Окшове и 4-я у Пристанского железного завода. К селу Шиморскому идет проселочная дорога от города Меленок; к Пристанскому заводу – от Мурома, а через село Окшово проходит почтовая дорога из Владимира через г. Меленки в Тамбов.
На Оке кроме мелей ничто не препятствует свободному судоходству. Низменный берег везде песчан, а потому и бичевник довольно удобен. Ока судоходна на всем течении ее по Владимирской губернии; по ней ходят преимущественно – барки, полу-барки, паромы, дощаники, кладные, мокшаны, расшивы, тихвинки и коломенки; кроме сего ходят сомины, лодки и плоты. Главнейшие товары, привозимые на барках к Муромской пристани, суть: хлеб, рыба, соль, пенька, лен, смола, корье, шерсть, железо, пряжа, деготь, шадрик, тюлений жир, поташ, купорос, жерновые камни, мыло, пряденая бумага, хрустальная посуда, алебастр, дрова, доски и другие изделия из дерева, всего на сумму до 3,000,000 рублей серебром. Товары, отпускаемые с Муромской пристани, суть: хлеб, железо, спирт, пенька, смола, пакля, шадрик, фламское полотно, пеньковые снасти, железные и чугунные изделия, краски, хрустальная и стеклянная посуда, свечи восковые, скипидар, мыло, алебастр, белая глина и белый камень.

Река Клязьма от начала своего до границы Владимирской губернии не судоходна и во многих местах запружена плотинами, при коих устроены разные частные заводы. От границы же Владимирской губернии, находясь в естественном своем состоянии, Клязьма постепенно делается судоходной и начиная от г. Владимира, чем ближе к устью, тем становится значительнее в отношении доставляемой ею пользы. Главных пристаней на реке Клязьме пять: при городах – Гороховце, Вязниках и Коврове, при селе Мстере и урочище, называемом Холуйский перевоз, близ впадения в Клязьму реки Тезы. Шестая пристань находится при г. Владимире, но она очень маловажна.
Число проходящих судов по реке Клязьме простирается до 800 и более, большая часть из них суть барки –
1. Гусянки, которые имеют длины от 12 до 26 сажен, ширины от 12 до 17 аршин;
2. Мокшаны, имеющие до 18 сажен длины и 14 аршин ширины;
3. Коломенки, от 14 до 16 сажен в длину и от 9 до 10 аршин в ширину;
4. Разшивы от 6 до 10 сажен длины и от 6 до 8 аршин ширины;
5. Тихвинки и Тезянки, длиной 9 сажен, а шириной 5 ¾ аршина.
На этих судах привозится по большей части хлеб разного рода с пристаней Орловской, Моршанской, Вышенской, Копобкавской и Березовой; привоз сего продукта простирается до 500 тысяч четвертей. Кроме сего доставляются из разных мест на довольно значительную сумму – соль, хлебное вино, железо, алебастр, деготь и разные материалы для фабричных мануфактурных заведений, как то: поташ, шадрик, купорос, краски разного рода и конский волос.
Река Клязьма, посредством коей производится все внутреннее судоходство Владимирской губернии хотя на незначительном пространстве, но тем не менее важное, потому что главнейший продукт – хлебный запас, получается в значительном количестве с упомянутых пристаней,- имела некоторые места, затрудняющие судоходство по ней, как-то: 1. Добросельская мель в 3 верстах от г. Владимира; 2. Боголюбовские две мели в 5 верстах от Добросельской; 3. Андрейцевская мель в 37 верстах от Боголюбовской; 4. Куницынская мель в 1 ½ версте от Андрейцевской; 5. Паткинская мель в 3 верстах от Андрейцевской; 6. Каменная гряда под городом Ковровом; 7. Городецкая мель в 18 ¼ верстах от Коврова; 8. Венецкая мель в 14 верстах от Городецкой мели; 9. Кисаровская в 9 в. от Венецкой; 10. Толмачевская в 4 ½ в. от устья реки Тезы, впадающей в Клязьму; 11. Крутицкие две мели в 6 в. от устья тезы; 12. Глушицкая и Пустынская мели около того же места; 13. Мстерская мель против с. Мстера; 14. Красноярская в 4 в. от Мстерской; 15. Мель против погоста Архидиакона Стефана; 16. Люлиховская мель, при устье реки Люлих, впадающей в Клязьму.
Мели эти происходят от расширения ложа реки, а также и от разделения речной струи на рукава,- почему для углубления фарватера на мелях, где река не правильно расширяется, она суживается посредством водостеснительных фашинных плотин. Степень же этого сужения определена исчислениями, основанными на известных правилах гидравлики, по подробно и тщательно сделанным гидрометрическим измерениям. А в тех местах, где мели происходят от разделения реки на рукава, они заграждаются фашинными плотинами, в том убеждении, что обратя отделившееся течение воды в настоящее ложе реки увеличением количества протока, по нем мели должны будут уничтожиться.
По таковым предположениям уже устроены для улучшения судоходства по нижней части р. Клязьмы от Владимира до впадения ее в Оку водостеснительные и заграждающие рукава реки – фашинные плотины, которые по опыту оказались весьма полезными.

В реку Клязьму впадает судоходная река Теза. Верховье ее от начала в Нерехотском уезде Костромской губернии до города Шуи не судоходно, и только в весеннее время производится иногда там сплав лесов из Костромской губернии; а от города Шуи до устья реки, что в Ковровском уезде, в полуверсте от Холуйской пристани, устроено на 83 верстах 411 саженях течения – судоходство, производимое посредством пяти деревянных однокаморных шлюзов, из которых три устроены в обход существовавших прежде запруд трех мукомольных мельниц: Власьевской, Хотимлевской и Холуйской, принадлежавших частным владельцам; а остальные два шлюза при двух вновь построенных водоудержательных плотинах при деревне Польках и близ устья р. Тезы.
Шлюзы имеют длины в каморе 10 сажен, ширины 2 сажени: две плотины, построенные: первая при д. Польках имеет ширины в отверстии 14 сажен, вторая близ устья в 20 сажен, а три мельничных запруды частных владельцев оставлены в прежнем их составе. Все части двух устроенных плотин разбираются на весну и при разливе воды отверстия их остаются свободными для весеннего протока.
При каждом шлюзе построен деревянный на каменном фундаменте караульный дом для помещения пяти человек команды, а по бичевнику через речки и ручьи, впадающие в Тезу, устроено шесть деревянных мостов, длиной от 4 до 12 сажен, шириной 2 сажени. Проходящие суда по Тезенской шлюзной системе длиной 9 сажен, шириной 5 ¾ аршин; осадка в воде до 16 вершков; груза поднимают до 2000 пудов.
Работы приведения реки Тезы в шлюзную систему начаты с 1834 года, а в 1837 году открыто судоходство.
Для возмещения отпущенного из Государственного Казначейства на 37-летних правилах капитала, употребленного на устройство сего судоходства учрежден, согласно Высочайше утвержденного 16 ноября 1836 года положения, пошлинный сбор с проходящих судов по сей шлюзной системе.
Сплавная река Теза, проходя большую часть своего течения местами лесистыми, замечательна сплавом лесов в реку Оку, на протяжении 35 верст, во все время навигации.

Сухопутные пути сообщения Владимирской губернии в сер. XIX века

Главных почтовых трактов пролегает через Владимирскую губернию два – Сибирский и Саратовский. Первый из них, проходя от границ Московской до пределов Нижегородской губернии, через города Покров, Владимир, Вязники и Гороховец, простирается всего на 262 версты. С устройством шоссе тракт этот не представляет никаких неудобств, хотя и пролегает в некоторых местах через леса. Гор по всему этому протяжению нет, а через пересекающие в разных местах реки устроены постоянные мосты.


Фрагмент французской карты 1706 года

Другой главный тракт, так называемый Саратовский, направляется на юго-восток от Владимира, проходит на расстоянии 154 ½ верст через города Судогду и Муром.
От главного Саратовского тракта отделяются в городе Муроме две другие почтовые дороги – одна на Нижний-Новгород, другая через Меленки на Тамбов.

Почтовый тракт, идущий от Владимира, пролегает через города Суздаль и Шую в Кострому, всего на расстоянии 149 ¾ верст. Дорога от Владимира к Суздалю самая затруднительная для проезда в губернии, особенно в весеннее и осеннее время.

Остальные почтовые тракты Владимирской губернии проходят: от Суздаля к Переславлю, от Переславля в Москву и Ярославль по Московско-Ярославскому шоссе и от Переславля в Покров.

Отличительную характеристику трактов Владимирской губернии составляют множество рек и ручьев, пересекающих тракты, и волнообразное положение земли, а от того частые возвышенности, в иных местах довольно затруднительные для проезда.

Владимирская губерния, изобилуя фабричными и заводскими изделиями и разными предметами сельской промышленности, отправляет для сбыта: миткаль, ситец, полотна фламское и равендучное, нанку, холстинку, платки, пестрядь, полубархат, мыло, щетину, юфть, хрусталь, стекло, купорос, квасцы, писчую бумагу, чугун, железо и меднолатунные изделия. Из крестьянских произведений промышленности развозятся для распродажи: чулки из русской шерсти, носки, варежки, валенки, лапти, колеса, кадки, решета; из уездов, изобилующих лесом, деготь, а из других известь, алебастр и глина белая для посуды. Сбыт всех сих внутренних богатств губернии производится сухопутно, по разным направлениям, в торговые пункты и преимущественно в Москву и Нижний-Новгород. Для транспорта изделий в сии города весьма способствует Нижегородское шоссе, пролегающее почти самым центром губернии, на которое при малейшей возможности направляются торговые транспорты и со всех других боковых и уездных трактов, и этим же путем доставляется из других мест и все необходимое для потребности жителей Владимирской губернии.

/Владимирский сборник. Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии. Составил и издал К. Тихонравов. Москва 1857./

Владимирская губерния

Судостроение Владимиро-Суздальского княжества
Ра, Ока, Кама и Алатырка
Муромский уезд
Меленковский уезд
Река Клязьма во Владимире
Мост через Клязьму во Владимире
«Владимирка» (Владимирский тракт)
Горьковская железная дорога
Нижегородское шоссе и промышленность Владимирской губернии
Пути сообщения и транспорт во Владимире в 1927 г.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (20.05.2016)
Просмотров: 167 | Теги: Муром, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика