Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.01.2021
21:03
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [139]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1332]
Суздаль [414]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [430]
Музеи Владимирской области [60]
Монастыри [7]
Судогда [10]
Собинка [115]
Юрьев [223]
Судогда [105]
Москва [42]
Покров [142]
Гусь [158]
Вязники [283]
Камешково [98]
Ковров [377]
Гороховец [123]
Александров [251]
Переславль [112]
Кольчугино [76]
История [39]
Киржач [85]
Шуя [105]
Религия [5]
Иваново [59]
Селиваново [40]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [105]
Писатели и поэты [102]
Промышленность [90]
Учебные заведения [119]
Владимирская губерния [37]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [50]
Муромские поэты [5]
художники [25]
Лесное хозяйство [16]
священники [6]
архитекторы [6]
краеведение [41]
Отечественная война [244]
архив [6]
обряды [15]
История Земли [4]

Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Развитие Суздаля как туристического центра в послевоенное время

Развитие Суздаля как туристического центра в послевоенное время

Весной 1945 года закончилась кровопролитная война. Советский народ энергично берется за возрождение городов и сел, промышленности и сельского хозяйства, возвращается к мирным созидательным ритмам. Проявляет заботу о памятниках старины. Уже в апреле 1945 года была организована научно-реставрационная мастерская, занявшаяся составлением проектов реставрации, а потом и реставрацией многочисленных памятников архитектуры Владимирщины.
Главное внимание было сосредоточено на уникальном ансамбле Суздаля. Работу Суздальского производственного участка мастерской возглавил Варганов А.Д.. Он к этому времени уже имел звание ученого-реставратора и материалы по истории архитектурных памятников, планы их реставрации. Но с чего начать? Материально-техническая база очень слабая, реставраторов всего шесть человек, а все церковные и монастырские здания, искаженные временем и позднейшими переделками, взывали о помощи.


Памятник суздальцам, погибшим в годы Великой Отечественной Войны

Варганов начинает с кремля, с его древнейшего памятника — Рождественского собора. В Суздале нашелся ему прекрасный помощник, подлинный энтузиаст своего дела, прораб М.М. Шаронов — впоследствии в 1977 г. он был удостоен звания лауреата Государственной премии РСФСР за заслуги в реставрации памятников города.
В Суздаль в 1950-х годах стало все больше приезжать гостей-туристов, которые непременно посещали музей. Довольно много экскурсий по музею и городу проводил лично А.Д. Варганов - прекрасный рассказчик, благодаря чему стал одним из героев лирической повести «Владимирские просёлки» В. Солоухина.

Значительные изменения происходят в жизни города во второй половине пятидесятых годов, прежде всего в области культуры и благоустройства: были построены водопровод, первый ресторан «Сокол», первая гостиница, школа-интернат; заложены сквер им. Д.М. Пожарского у входа в Спасо-Евфимиевский монастырь и сквер около торговых рядов, стадион возле Александровского монастыря. В 1956 году на улице Ленина появился первый городской автобус, было налажено регулярное автобусное движение по маршруту Суздаль — Владимир.

В сентябре 1958 года выходит Постановление Совмина РСФСР о создании ряда историко-архитектурных музеев-заповедников, в том числе Владимиро-Суздальского на базе областного Владимирского и Суздальского художественных музеев с включением самых ценных памятников этих городов.
Пост директора Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника был предложен Алексею Дмитриевичу Варганову. Почему Алексей Дмитриевич дал согласие? Ведь он с первого дня работы был прежде всего Реставратором, как говорится, от Бога, это было его Призвание, а музей всегда стоял даже не на втором месте. Может быть, сыграла роль возможность впервые — в 55 лет — жить в большой благоустроенной квартире, которую ему обещали во Владимире? Во всяком случае, Варганов возглавил только что созданный Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Поскольку зарплату там подняли, то вскоре по рекомендации, а точнее по направлению Суздальского райкома партии (а во Владимире - из обкома партии) около десяти бывших “аппаратчиков” из номенклатуры, которые чем-то не устраивали партийное руководство, пришли на должности ведущих научных сотрудников. По мягкости характера Алексей Дмитриевич отказать начальству не смог.
В конце 1959 года работу музея проверяла комиссия Министерства культуры РСФСР. Согласно докладной записке от 11 декабря комиссией были сделаны серьезные замечания, послужившие основанием для снятия А.Д. Варганова с должности директора музея. В докладной записке, в частности, было отмечено, что “Основным недостатком в работе Владимиро-Суздальского музея-заповедника является отсутствие должного руководства со стороны тов. Варганова А.Д. Работа музея по существу пущена на самотек”. Среди недостатков в работе отмечались, что экспозиция Суздальского музея «обветшала и находится на низком культурном уровне», однако, согласно докладной, самым серьезным недостатком в работе музея-заповедника является отсутствие работы по подготовке к открытию отдела советского периода. Фондов по отделу советского периода ничтожно мало… Памятников по истории создания советской власти в крае в музее почти нет. Экспедиции по сбору этих материалов никогда не проводились.
С 4 января 1960 года к работе в музее-заповеднике в должности директора приступила А.И. Аксенова.
«Студеный ветреный январь 60-го. Ходим с Алексеем Дмитриевичем по промерзшим Архиерейским палатам, стены которых покрыты инеем. Залов экспозиций было не 65, как я с удивлением прочитала в нескольких статьях журналистов (и в архивной справке о Варганове), а всего восемь. И ещё выставка достижений сельского хозяйства района — она называлась “Советским отделом” — на месте части нынешней Крестовой Палаты — в комнатах с плоским потолком и по хранилищам фондов на третьем этаже.
Смотрители музея грелись у печки-“буржуйки” — все в валенках с галошами, поверх тулупчиков - шали.
Алексей Дмитриевич добродушно посмеивается: “Теперь вы, молодая, займетесь отоплением. Ногой в кабинеты дверь будете открывать. Документация есть, но котлы, трубы... Да что там — вам карты в руки!”
Какие карты?! С ужасом, но безропотно подписывала акты приемки золота — 3 кг. 89 г. 5 миллиграммов и серебра — 382 кг. 905 г. 8 миллиграммов, — за хранение которых я теперь несла ответственность! Под снисходительно-ироничным взглядом “бывалого” бухгалтера-завхоза Раисы Ивановны Чупиной, густо покраснев, рассматривала банковские чеки, которые надо подписывать, я же их видела впервые в жизни. Секретаря не было. Сама начала писать приказы. Приказ № 1 от 5 января 1960 года: параграф первый — вступила в должность, параграф второй - уволила какую-то смотрительницу согласно поданному заявлению. Года два писала приказы собственноручно. Из Управления культуры никто ничему не учил, хотя оно размещалось на третьем этаже, а контора музея — на первом. Алексей Дмитриевич не заходил.
Кадры, которые во все времена решали всё. Тяжело приходилось с кадрами. На 1 января 1960 года в музеях Владимира и Суздаля работало 20 научных сотрудников: 11 с высшим и 9 со средним образованием, из них в Суздале — 8, с высшим образованием - 3. Верный хранитель Евдокия Ивановна Бекетова, о которой уже упоминалось, и реставратор Александр Андреевич Осетров. Они проработают в музее много лет, эти честные труженики. Остальные — довольно скоро уйдут из музея: случайные люди; что-то их не устраивало, что-то меня как директора. Много пройдет через музей молодых специалистов, в основном выпускников МГУ. Задержатся единицы. И это понятно: жилье выкраивали из комнат, которые освобождали из-под фондов, из-под хозинвентаря, конечно, без всяких удобств. Зарплата всегда была, скажу мягко, скромной. Экскурсионная нагрузка - обязательной. Проработав год-два, почти все уезжали в поисках лучшей жизни. Заметного следа в музее они не оставили.
Исключение - Тамара Ивановна Трофименко. Приехав в 1960 году, найдет свою судьбу, встретив статного потомственного суздалянина Сашу Лапшина, а работать будет сначала старшим научным сотрудником, а с 1969 года — заведовать филиалом…» (воспоминания А.И. Аксеновой).


Растет популярность музея, растет популярность Суздаля, все больше и больше туристов приезжают в этот старинный городок, его исторические, архитектурные, декоративные достопримечательности начинает настойчиво осваивать кинематограф.
Все чаще звучат голоса о том, что Суздаль — гордость русской культуры, что он не терпит беглого осмотра, суеты, что необходимо превратить его в заповедник, в туристский центр.
Вот что писала газета «Комсомольская искра» в 1966 году: «Суздаль — живая история нашего края, а мы недь не Иваны, не помнящие родства, мы просто обязаны знать своих предшественников, ценить их труд. Гостиница рассчитана на 60 человек; всего 48 мест в ресторане и 75—в чайной. Ни одного киоска с сувенирами; даже нет приличных открыток с видами Суздаля. Приехал и уехал. И если нет у тебя с собой фотоаппарата, только свою память и считай сувениром...»
Но скоро все стало разительно меняться.
В звездную полночь, после тридцатилетнего молчания, заговорили кремлевские куранты, отреставрированные местными мастерами-патриотами В.М. Снегиревым, Л.И. Тихоновым и К.М. Чичериным. Молоток, стукнув по самому большому колоколу 12 раз, разнес по Суздалю гулкую весть о рождении нового 1967 года. Страна встречала год 50-летия Советской власти.
Этот год ознаменовался крупнейшими событиями в жизни Суздаля за последние полвека: 2 февраля 1967 года Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР одобрил Генеральный план города Суздаля, разработанный Государственным институтом проектирования городов (Гипрогор). В нем предусматривались: превращение Суздаля и его окрестностей в заповедную зону, охрана и реставрация памятников старины, сохранение трасс старых улиц и дорог, обводнение Каменки. Намечалось также расширение жилого фонда города, строительство гостиниц, организация научно-исследовательских и учебных заведений русского прикладного искусства и так далее. Одним из главных консультантов Гипрогора по истории Суздаля стал тогда бывший учитель, кавалер ордена Ленина Владимир Михайлович Снегирев, предоставивший институту имевшиеся у него фотографии Суздаля конца прошлого века, столетней давности схемы и планы города.
Согласно генеральному плану Суздалю суждено было стать историко-архитектурным заповедником — первым в СССР. В целях сохранения памятников истории и культуры в городе Суздале и дальнейшего развития отечественного и зарубежного туризма 1 августа 1967 года Совет Министров СССР постановил: принять предложение Совета Министров РСФСР, Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР, Владимирского обкома КПСС, Владимирского облисполкома, ВЦСПС и управления по иностранному туризму при Совете Министров СССР о создании туристского центра в городе Суздале. Это была переломная веха в судьбе города.
Газета «Известия» обнародовала эту новость в статье «Туристский центр в Суздале». В ней говорилось, что многочисленные исторические памятники древнерусского зодчества, скульптуры, живописи и прикладного искусства — важнейшее средство воспитания современного поколения в духе глубокого уважения к истории Родины, к огромному труду и творческому гению народа, что отечественный и зарубежный туризм приобщит людей к уникальным сокровищам Суздаля.
В те дни в центральной печати появилось много материалов о Суздале. Их тон был одинаков. «Город-сказка, город-музей, где в нескольких десятках архитектурных памятников застыли восемь веков русской истории», — писала «Комсомольская правда». «Если памятники древнего зодчества — это страницы истории нашей страны, то удивительный и своеобразный город Суздал ь— это, пожалуй, целая книга», — вторила ей «Советская культура».
«Туризм станет основной «профессией» города,— говорил в одном из интервью «Комсомольской правде» руководитель авторского коллектива проекта туристского центра Суздаля, директор ЦНИИЭП торгово-бытовых зданий и туристских комплексов М.А. Орлов. — До сих пор люди приезжали сюда чаще всего на день: негде было остановиться. А когда здесь будет создана целая система туристских учреждений, значительно больше народу сможет полюбоваться замечательными памятниками не торопясь. Важна и экономическая сторона вопроса. Расчеты показали, что использование памятников зодчества для целей туризма дает возможность не только возместить все расходы, связанные с реставрацией и содержанием памятников, но и получить значительный доход».
Совету Министров РСФСР было поручено обеспечить строительство и реконструкцию гостиниц, предприятий торговли и общественного питания, жилых домов, объектов культурно-бытового назначения, коммунального хозяйства, а также проведение работ по реставрации памятников истории и культуры в Суздале. Правительство обязало Комитет по печати при Совете Министров СССР увеличить выпуск на различных языках народов СССР и иностранных языках альбомов, буклетов, открыток, рекламных проспектов, рассказывающих о Суздале и других городах и населенных пунктах Владимирщины, а Комитет по кинематографии — организовать выпуск кинофильмов для популяризации памятников истории и культуры Владимиро-Суздальской Руси, туристского центра в Суздале.


Торговая лавка (конец XIX века). В здании размещается ресторан Погребок.

Вскоре был открыт ресторан старинной русской кухни в здании бывшего ломбарда около Гостиного двора. Названия у него поначалу не было, одни предлагали назвать «Русь», другие — «Берегиня». Закрепилось неожиданное, звонкое — «Погребок».
Газета «Правда» дала рекламу: «В зале-дубовые столы и табуреты, посуда и ложки — деревянные, расписные. В меню—русские закуски, мясо в квасе, похлебка и жаркое по-суздальски, рыба по-монастырски... Продается медовуха собственного приготовления. Обслуживают посетителей официантки, одетые в яркие русские сарафаны и кокошники».
А член Союза советских писателей, московский поэт Николай Глазков откликнулся на это событие такими стихами:
Грибы в сметане и капустник
Я деревянной ложкой ем.
В трактире кормят очень
вкусно,
Да и не дорого совсем!
Осваиваю постепенно
Я век семнадцатый на вкус,
К старинным монастырским
стенам
Своеобразный это плюс.

Тогда же Центральная студия документальных фильмов (ЦСДФ) выпустила на экраны страны цветной рекламный фильм "Суздаль — град заповедный" (автор сценария В. Викторов, режиссер-оператор П. Касаткин), первая часть которого рассказывала об исторических и архитектурных достопримечательностях Суздаля, а вторая — о генеральном плане города, о развитии индустрии туризма.


Преподобенская колокольня

В начале сентября открылась смотровая площадка на Преподобенской колокольне Ризоположенского монастыря. С самой высокой точки в первые два дня панорамой Суздаля полюбовалось более тысячи человек. В 1966 году Владимиро-Суздальский музей-заповедник посетило 180 тысяч туристов, в 1967 году их число возросло до 342 тысяч человек. Это было начало восхождения города на невиданную туристскую орбиту.

С 1968 года начались работы по реализации генерального плана, проекта туристского центра, разработанного коллективом Центрального научно-исследовательского института экспериментального проектирования (ЦНИЙЭП) торгово-бытовых зданий и туристских комплексов. Его основой было комплексное решение градостроительных, архитектурных, экономических и организационных проблем.
Задача стояла сложная — надо было так строить, так размещать объекты туризма в городе, чтобы они не нарушали целостности архитектурного ансамбля Суздаля, его исторической среды, неповторимого силуэта. Проект предусматривал, с одной стороны, приспособление для временных нужд имеющихся архитектурных памятников, с другой — строительство новых зданий. В Спасо-Евфимиевском монастыре планировалось разместить турбазу ВЦСПС с гостиницами и рестораном; в Покровском монастыре — гостиницу в рубленых избах; в Зачатьевской церкви Покровского м-ря — ресторан; в соборе — концертный зал; в Ризоположенском монастыре — систему торгово-ремесленных сувенирных рядов; в Александровском монастыре — Дом творчества художников. Все это, разумеется, после проведения реставрационных работ.
На северо-западной окраине города, в районе бывшего села Коровники, на месте бывшего карьера началось строительство Главного туристского комплекса; на северо-восточной — нового жилого микрорайона и промышленной зоны.
Широко развернулись работы по реставрации и музеефикации памятников архитектуры, благоустройству всего города. На возрождение Суздаля, создание в нем крупного туристского центра, были выделены большие деньги: вначале 29 млн. рублей, потом сумму увеличили до 43 млн., а всего получено за пятнадцать лет 80 млн. рублей. Такого оживления город не видел никогда. Суздаль превращается в крупнейший музейный и туристский центр страны. Было открыто более 20 музейных экспозиций в отреставрированных памятниках архитектуры, построен Главный туристский комплекс (ГТК) с гостиницей, мотелем, рестораном, киноконцертным залом, саунами, плавательным бассейном и другими службами, микрорайон улицы Советская, где сейчас проживает свыше 3,5 тысячи человек.

В 1968—1974 гг. Суздаль получил природный газ, котельную, водозаборные и очистные сооружения, более 150 километров тепловых, телефонных и электрокабельных сетей. Были построены административное здание на Красной площади, банк, узел связи с АТС, средняя школа, детский комбинат, комбинат бытового обслуживания, баня, автовокзал, магазины в Торговых рядах и т. д. За эти годы улицы покрылись асфальтом и бетонными плитами, украсились деревьями и кустарниками.

В 1974 году город в Крестовой палате кремля принял миллионного посетителя музея — им оказался секретарь комсомольской организации Московского шинного завода А. Бекетов.
Суздаль и его туристский комплекс стали ареной проведения крупнейших всесоюзных и международных совещаний и симпозиумов. В 1977 году состоялись III съезд Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) и XI Генеральная конференция Международного совета музеев (ИКОМ) с повесткой дня «Музеи и культурный обмен». Среди делегатов съезда были лауреат Ленинской премии писатель Леонид Леонов, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Виталий Севастьянов, народный художник СССР Илья Глазунов, заслуженный архитектор РСФСР Марк Орлов и другие известные люди.
В мае 1978 года в Суздале собрались уяастники 5-й генеральной ассамблеи Международного совета по вопросам памятников и достопримечательных мест при ЮНЕСКО (ИКОМОС). Было проведено здесь совещание министров культуры социалистических стран.
Труд людей, организаций, учреждений, всего города получил достойную оценку. В 1974 году город за большой вклад трудящихся Суздаля в пропаганду культурного наследия, сохранение и реставрацию памятников древнерусского искусства и зодчества, развитие массового туризма и в связи с 950-летием Указом Президиума Верховного Совета СССР был награжден орденом «Знак Почета». А три года спустя группа сотрудников Владимирской реставрационной мастерской и Владимиро-Суздальского музея-заповедника за реставрацию памятников истории и культуры, создание музейных экспозиций и широкое использование их в культурно-просветительных и туристских целях была отмечена Государственной премией РСФСР 1977 года в области литературы, искусства и архитектуры.
В 1978 году авторам Главного туристского комплекса (ГТК) была присуждена Государственная преми СССР в области архитектуры. А в 1982 году Суздал получил международное признание: Международная федерация журналистов и писателей по туризму (ФИЖЕТ) за сохранение и реставрацию памятников культуры, их использование в интересах туризма, укрепление культур ного сотрудничества и дружбы между народами Суздаля; и его туристский центр наградила своим почетным призом «Золотое яблоко». Лауреатами «Золотого яблока» до этого были города Эстергом (Венгрия), Йорк (Англия). Сараево (Югославия), Пезенас (Франция), Ротенбурз (ФРГ), область Сицилия (Италия), туристский район Боровец - Рила - Мельник (Болгария). Суздаль, таким образом, стал первым городом СССР, отмеченный столь высокой наградой.

В эти же годы Суздаль становится центром крупного сельскохозяйственного района, настоящей житницей Владимирщины. На окраинах города вырастают корпуса Владимирской областной сельскохозяйственной опытной станции и Суздальской птицефабрики. Район специализируется на развитии молочно-мясного животноводства, производстве зерна, картофеля, овощей. Труженики совхозов и колхозов района добиваются значительных успехов в деле повышения эффективности сельскохозяйственного производства. Непрерывно укрепляется экономика, поднимается культура земледелия и животноводства, внедряются достижения науки и передового опыта, химизация и мелиорация земель.
Все это ведет к росту урожайности полей и продуктивности животноводства. Урожайность зерновых доходит в среднем по району до 25 центнеров с гектара. А некоторые хозяйства из года в год получают до 40—45 центнеров с гектара и больше. Район многократно был победителем социалистического соревнования по производству и продаже зерна среди районов области. А по итогам 1973— 1974 годов за достижение высоких показателей во Всесоюзном социалистическом соревновании ему были поучены переходящие Красные знамена ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.

Юрий Белов. Суздаль: Путеводитель:- Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1986.-159 с.
Создание в Суздале музея
Музеи Владимирской области.

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Суздаль | Добавил: Николай (09.08.2016)
Просмотров: 1609 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту

Владимирский Край



Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2021
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика