Главная
Регистрация
Вход
Вторник
03.12.2024
20:25
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2407]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Суздальский Свято-Александровский мужской монастырь

Свято-Александровский мужской монастырь

Александровский (первоначально женский) монастырь - расположен на левом берегу реки Каменка в гор. Суздале.
Религиозная Организация "Свято-Александровский Мужской Монастырь Города Суздаля Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" зарегистрирована 6 декабря 2006 г.
Игумен Ургалкин Александр Петрович.
Адрес: город Суздаль, улица Гастева.


Александровский монастырь, вид от Покровского монастыря

- Культурный слой Александровского монастыря (ранний железный век, XI-XIII, XIV-XVII вв.) находится в северо-западной части города, ул. Гастева, территория Александровского монастыря, левый берег р. Каменка.

По преданию, монастырь был основан в 1240 г. Александром Невским и предназначалась для сирот, вдов, оставшихся после монголо-татарского погрома Суздаля в 1238 году «без крова и пищи, и искавших утешения в своем безысходном горе в религиозном чувстве». Князь перед походом на шведов (Невская битва) дал обет построить в Суздале, на родине своих предков, монастырь в честь своего небесного покровителя Александра Римского. Князем Суздаля в это время был младший брат Александра Андрей II Ярославич (1246-1252 гг. - великий князь владимирский).
Александром Невским первоначально была построена деревянная церковь в честь его Ангела – муч. Александра Римского.
В древности монастырь назывался «Александровский - Большая Лавра» или «Александровским девичьим монастырем».
Такая глубокая древность обители и такое значение ее, как княжеской усыпальницы, подтверждается сохранившимися в Вознесенском храме памятниками XIII века. В паперти теплого храма сохранились две надгробные плиты, на одной из которых сделана надпись: „Лета 6770 (1262) преставися раба Божия, Благоверная Великая Княгиня Мария, в инокинях Марина Суждальская". На другой плите написано: „Лета 6801 (1293) преставися раба Божия, Благоверная Великая Княгиня Агрипина Суждальская". Отождествить точно эти два имени, за недостатком летописных сведений, не представляется возможным.
Число подвижниц в нем было значительно, большая часть этих подвижниц были сироты, оставшиеся после татарского разгрома Суздаля в 1237 г. без крова и пищи, и искавшие утешения в своем безысходном горе в религиозном чувстве.
Александровский девичий монастырь, как монастырь постройки св. Александра Невского, пользовался большим уважением князей последующего времени, которые жаловали его вкладами и вотчинами. Так, Великий Князь Иоанн Данилович (1331 - 1340) в своем завещании пишет: „а что есмь прикупил сельце на Кержачи у Прокофья у Игумна, другое Леонтиевское, третье Шараповское, а то даю св. Олександру (монастырю) собе в поминанье". В завещании сына Иоанна Даниловича Иоанна II (1353-1359) говорится: „А село Павловьское дал есмь св. Александру в прок, собе в память". Вероятно, такие пожалования делались и другими князьями.
Ключарь Суздальского собора Анания Феодоров (сер. XVIII в.), касаясь славного прошлого Александровской обители, выражается так: „Монастырь девич святаго мученика Александра Перского, древняго строения, был прежде богатый и знаменитый, и имел не мало вотчин, данных от благоверных князей Суждальских и протчих, в нем бо многие княжеские гробы значатся благоверных княгинь и чад их; а кто имяны ту бысть погребен, всеядца времене продолжением, от неснискания в той обители сущих, остася мало известно, и ныне оный монастырь имеется убог и незнатен".
В житии святителя Иоанна епископа и преподобного Евфимия Суждальских чудотворцев (нач. ХV века) передается, что из этого монастыря, — который здесь называется великою лаврою, взята в начальницы Покровского Суздальского монастыря сестра преподоб. Евфимия.
У Строева первой известной по документам игуменией обители названа Ирина около 1450 года. За нею следуют две игумении конца XVI века — Марфа 1586 года и Мария 1598 — 1605 гг.
Имя игумении Марии встречаем в грамоте, данной по ее просьбе монастырю Лжедимитрием I в начале XVII в. Игумения с сестрами били Лжедимитрию I челом, чтобы жалованную грамоту, подписанную царем Феодором Ивановичем, Лжедимитрий переписал на свое царское имя. В грамоте шла речь о слободке под монастырем, всего в пять дворов. Живущим в этой слободке священнослужителям, слугам монастырским и крестьянам давались всякого рода льготы в государственных сборах и повинностях и в отправлении суда. Грамота помечена 15 сентября 7114 года, т. е. дана в 1605 году.
В период польского нашествия в 1608 - 1610 гг. монастырь был сожжен.
От 1628 — 1629 года сохранилась опись гор. Суздаля, из которой мы можем почерпнуть древнейшие сведения о числе храмов Александровского монастыря, их наименовании и количестве насельниц. Здесь записано: «В Суздале ж на посаде Александровской девичь монастырь ружной; на монастыре церковь Александра мученика древяная вверх, да теплая церковь Покров Пресвятыя Богородицы древяна и клетцки, церковное строение Государево; на монастыре ж тридцать восемь келей, а в них игуменья Ольга, да сорок четыре старицы; ограда деревяная, ворота святые, другие водяные, а денежную ругу емлют из Большего Приходу, а хлебную из Дворца».
Имя игумении Ольги, правившей монастырем довольно долго, встречается и в другом старинном документе. В записных книгах времени Преосвященного Серапиона (1634 — 1653 г.) в отпуску благословенных грамот под 7158 (1650) г. значилось: «Апреля 27 дня дана благословенная грамота по челобитью Александровского девичья монастыря игумении Олге с сестрами, да попу Илье, да Савве, да дьякону Михайлу, велено им Государевою казною и мирским подаянием строити новую церковь Вознесения Господне, да мученика Александра Перского, да третий престол Иванна и Феодора епископов Суждальских чудотворцев на старом месте. По которой записной книге значится, что в показанном монастыре те церкви быша состроены и празднество совершашеся, чесому имеется утверждение в записных дому архиерейских расходных с 7165 по 7191 год».
Итак в половине XVII века в Александровском монастыре на месте двух обветшавших храмов началась стройка новой церкви во имя Вознесения Господня, мученика Александра Перского, да третьего престола в честь св. Иоанна и Феодора, епископов Суздальских.
Из преемниц игумении Ольги Строев указывает Евфросинию (1659 — 1661) и Марину (1667 — 1668). На имя последней царем Алексеем Михайловичем в 1668 году дана была грамота, в которой Александровский девичий монастырь жаловался, вместо взятой их монастырской слободки, «годовою денежною ругою против Ризоположенского женского монастыря», именно игумении монастыря положено было выдавать по 4 руб. 13 алтын, рядовым старицам по 2 руб. 15 алтын, попам с причетниками 16 рублей 20 алтын, да на свечи, вино и ладан шесть рублей из Суздальских таможенных доходов.
С 1675 по 1678 год у Строева помечена игумения Евникия. Около этого времени церкви Александровского монастыря повреждены были пожаром и, хотя возобновились в 1675 году, но, как оказалось впоследствии, непрочно и неумело.
Из книги Анании Феодорова узнаем, что церковь в честь святителей Иоанна и Феодора была «деревянная теплая, и в день памяти святителей 15 октября и 8 июня в том монастыре празднество отправлялось неотменно, как показывают это расходныя архиерейския книги разных годов, а особенно 7190 (1682) года».
В конце XVII столетия, при игумении Домникии 1675 — 1701 г., пришлось вновь приступить к строительным работам.
В 1695 г. суздальский митрополит Илларион выдал грамоту на постройку новой церкви, которая была названа Вознесенской.
От 1695 года сохранилась благословенная грамота, данная Суздальским митрополитом Илларионом на построение храма в Александровском девичьем монастыре. В виду того значения, какое имеет эта грамота в истории храмов Александровского монастыря, мы приводим ее здесь целиком:
«Илларион, Божиею милостию Митрополит Суждальский и Юрьевский. В нынешнем 203 году генваря в 20-й день, били челом нам Преосвященному Митрополиту Суждальского посаду Александровского девича монастыря Игумения Домника с сестрами, а в челобитной их написано, чтоб нам Преосвященному Митрополиту благословите и повелеть строить в том же Александровском девичем монастыре каменную церковь во имя Вознесения Господня и приделать к ней придел по левую страну Великомученика Александра Перского с трапезою теплою, и о том бы церковном строении дать им нашу благословенную грамоту, и мы Преосвященный Митрополит слышав их челобитья благословили на новое каменное строение кирпич и известь и песок и камень и всякие припасы, что к тому церковному строению будет надобно, готовить и рвы копать и сваи бить и бут бутить и строить новую каменную церковь во имя Вознесения Господня да в приделе Великомученика Александра Перского, на старом церковном месте; а строить ту новую каменную церковь и придел в длину сколько сажен прилично, а алтари сделать круглые; а чтоб на той церкви и на приделе верхи были шатровые, и учинить на них по единой главе, а в церковь сделать входные трои двери, а в придел учинить с паперти особыя двери, а из церкви в придел входных дверей не было бы; и в церкви и в приделе пред алтарями с церковного помосту сделать по две степени, а помост в алтарех и пред алтарями с верхнею степенью учинить равно, и в алтари сделать по трои двери: царские, южные, северные и по совершении церкви и придела иконы святыя ставить подле царских дверей по правую страну в начале по образу Всемилостиваго Спаса, да настоящих Святых Храмов, а по левую страну царских дверей поставить по образу Пречистыя Богородицы, а царския двери и дейсосы и протчие местные образы поставить по чину, а прихоцких людей молению образам сделать тябла подле стен вдоль церкви, а посреди церкви тябел вислых поперег и вдоль не делать и образов на них не ставить; а водружальные кресты поставить в олтарех на восточной стране за престолами над горними местами; а как та новая каменная церковь и придел со всем строением совершены будут, и о том возвестить нам Преосвященному Митрополиту, и мы повелим дать антиминсы и освятить по правилам Святых Апостол и Святых Отец; а буде та новая каменная церковь и придел построены будут не против сей нашей благословенной грамоты и они освящены да не будут. Писано в Суждале в нашем Митрополии доме, лето 7203 (1695) апреля в 3 день. К сей благословенной грамоте наша Архиерейская печать приложена».
Из приведенной грамоты видно, что в 1695 году последовало благословение Суздальского митрополита на постройку новой каменной церкви во имя Вознесения Господня на старом месте с приделом в честь Александра Перского с теплою трапезою. Это и есть нынешняя Вознесенская церковь с приделом в честь Александра. На построение храма Александровский монастырь получил вспомоществование деньгами и материалами от казны, как монастырь княжеской стройки, пользовавшийся великокняжескими подаяниями издавна. Об этом узнаем из челобитной, поданной игуменией Домникией с сестрами на имя Государей Иоанна и Петра Алексеевичей в том же 1695 году. В ней читаем:
«Великим Государем, Царем и Великим Князем Иоанну Алексиевичу, Петру Алексиевичу всея Великия и малыя и белыя Росии Самодержцем бьют челом богомольцы Ваши Суздальского города Александровского девичья монастыря Игумения Домника с сестрами. В прошлых Государи давных летах строил тот девичь монастырь Великий Князь Александр прежде из всех Суздальских монастырей, сын Великого Князя Ярослава, внук Великого Князя Владимира Киевского и Печерского Чудотворца, а ныне Государи тот монастырь и церква в том монастыре згнила и упала, а во имя та церква Вознесения Господня да предел во имя великого мученика Александра, иже в Персиде пострадавый; а в прошлом, Государи 201 (1692) году, по Вашему Великих Государей Указу, а по нашему богомолиц Ваших челобитью выдано из Приказу большия казны на то церковное строение Вашего Государского жалованья сто рублей денег, и к той церкви и все» церковной утвари искони бе Ваше Государское строение все; а на ту Государи куплены у нас кирпич и бут и всякая церковная сбруя, которая прилична к той церкви Божией, только Государи стало у нас богомолиц Ваших за железом да за оловом; а смечали у нас, подмастерья сколько надобно Государи железа, и надобно Государи железа пятьсот пуд Свийского и Немецкого дощатаго и решеточного на подставы... и на связи, да пятьдесят пуд олова на смазку, и от дела нам богомолицам Вашим к той церкви отстроению дать нечего; а та Государи церковная казна гниет за железом и за оловом, и за работу, что от дела дать нам богомолицам Вашим нечего; и в нынешнем, Государи, 203 (1694) году июня в 4 день била челом я богомолица Ваша и подала челобитную Вам Великим Государем в селе Воздвиженском о том церковном железе и что надобно олова и дать что от дела, и та челобитная с Вашим Государским Указом совсем сошла, а сказали будто челобитная подписная у дьяков, и я богомолица Ваша и дьяков спрашивала и они мне той подписной челобитной у себя не сказали, и за тем делом волочусь многое время. Милосердые Великие Государи, Цари и Великие Князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич всея великия и малыя и белыя Росии Самодержцы пожалуйте нас богомолиц своих для Спаса и Пречистыя Богородицы и для Московских Чудотворцев и для своего Государского многодетного здравия и поминаючи своих Государских родителей и прародителей, велите Государи к той церкви на строение железа и олова и от дела мастером выдать сколько Вашей Государской казны станет, чтоб нам богомолицам Вашим волочась за тем делом вконец не разориться и Вашего Государского богомолья не отбыть.
На подлинной челобитной помета: 203 года июня в 13 день Великие Государи пожаловали велели о том учинить Указ в Приказе большой казны Боярину Князю Петру Ивановичу Прозоровскому с товарищи».


Церковь Вознесения Господня

Пятиглавая церковь Вознесения Господня с шатровой колокольней построена в 1695 г. на средства царицы Натальи Кирилловны и сына ее Царя Петра Алексеевича, вместо бывших двух церквей.

Вознесенская церковь представляет собой высокий двухъярусный четверик, увенчанный пятью главками. С восточной стороны к четверику примыкает большая апсида, с северной стороны пристроен теплый придел, а с востока - паперть. Арочные окна красиво обрамлены рельефными наличниками, характерными для местных храмов XVII века. По карнизу проходят нарядные пояса кокошников. На верху пять луковичных куполов с ажурными позолоченными крестами. Храм не имеет обычной «пары» — «теплой» церкви; ее заменяют пристроенный с севера придел и паперть.


Шатровая колокольня Александровского монастыря

Восьмигранный столп шатровой колокольни поставлен на невысокий четверик, к которому пристроена деревянная лестница. Ее стены практически лишены декора, что делает ее уникальной среди суздальских шатровых колоколен. Скромным украшением верхней части служит резное обрамление арочных проемов и наличники над окнами-слухами.


Святые ворота

В первой пол. XVIII в. вокруг монастыря была сооружена невысокая ограда, украшенная декоративными башенками со стилизацией под оборонительные башни. Тогда же появились и Святые ворота с двухъярусной башенкой, напоминающие Святые врата Троицкого монастыря, ныне входящие в ансамбль Ризоположенского монастыря. Это совпадение не случайно: ограда и башни Александровского монастыря возводились под руководством Ивана Грязнова, участвовавшего в кон. XVII в. в строительстве Троицкого и Ризоположенского монастырей.

В начале XVIII столетия во главе обители стояла игумения Капитолина. На ее имя имеется указ от 1717 года Преосвященного Игнатия Суздальского, данный в ответ на челобитную настоятельниц монастырей — Троицкого, Александровского и Ризоположенского. Челобитчицы указывали на то, что в их монастыри по обещанию приходят вкладчицы, живут в монастырях белицами, ожидая пострижения, постригать же их без архиерейского разрешения они не смеют; а между тем с прекращением руги «они богомолицы заскудали скудостью большою». «Раньше пострижениц было много и мы от того все питались, писали монахини, а ныне ничего нет». Челобитчицы просили посему учинить рассмотрение. Очевидно, челобитье вызвано было строгими распоряжениями Петра Великого, ограничившими новые пострижения в монастыри и чувствительно задевшими материальные интересы Суздальских женских монастырей, пользовавшихся доброхотными вкладами своих состоятельных пострижениц. Епископ Игнатий в ответ на челобитье велел послать в Суздальские женские монастыри указы, в которых разрешались новые пострижения без испрашивания каждый раз особого соизволения Владыки, но со строгим разбором постригающихся.
Другой циркулярный указ в Суздальские монастыри послан был в 1732 году; его вызвало нарушение дисциплины именно в Александровском монастыре. Монастырем правила в это время игуменья Маремьяна. 6-го августа, с ее разрешения, одна из монахинь отлучилась в Спасо-Евфимиев монастырь, здесь ночевала и возвратилась только на другой день вечером с боевыми знаками на теле. По этому поводу Гавриил, епископ Суздальский, настрого подтвердил всем настоятелям и настоятельницам монастырей, «чтобы в монастырях монашествующие содержаны были, как правила и указы повелевают, и чтобы всякое послабление весьма было пресечено».
В конце 30-х годов в Александровский монастырь стали посылать для содержания под стражей до производства Расследования и раскаяния раскольниц. Но опыт оказался неудачным. В 1738 году прислали сюда для содержания под караулом двух раскольниц. Одна из них вошла в соглашение с караульным солдатом и ночью бежала; другая осталась только потому, что «лежала в расслаблении». На произведенном следствии игуменья Елена сумела оправдать себя и доказать свою невиновность. Дело ограничилось отсылкой в провинциальную канцелярию присматривавшего за раскольницей солдата. Но из Александровского монастыря взяли вторую раскольницу и поместили в Покровском монастыре, «понеже в том монастыре (Покровском) те раскольницы содержание имеют твердое».
Сохранившиеся архивные документы позволяют восстановить то ружное жалованье, которое выдавалось из Коллегии экономии Александровскому монастырю в конце 30-х годов. В ведомости Коллегии экономии за 1737 год показано на содержание монастыря 100 р. 88 к. и на церковную потребу 6 руб. Из выдаваемого денежного жалованья игуменья получала 3 руб. 50 коп. и монахиня по 1 руб. 75 коп. При ревизии 1744 года во владении монастыря числилось всего три души. В 1744 году в монастыре было только 32 монахини, вместо обычной нормы в 50 человек.
Все эти цифровые данные говорят о материальной скудости обители в половине ХVIII века. В виду такой скудости игумении Елене в 1748 году выдан был Епархиальною властью указ, разрешающий «собирать по верующим в гор. Суздале и Суздальском уезде доброхотныя жертвы на покрытие церкви кровлею и на свечи, ладан и всякую церковную потребу».
При той же игумении Елене в 1749 году, по просьбе ее и приходских людей, диаконом к Вознесенской церкви определен был состоявший при ней дьячком Никита Иванов. Это тот самый, надгробный памятник которого доселе сохранился в холодной паперти Вознесенской церкви с надписью: «Под сим камнем лежит тело служившего при сей церкви иерея Никиты Иванова, который родился в 1722 году марта 26 дня, а помре 1812 г. февраля 24 дня». На другой стороне камня помещено: «Жизни его было 89 лет, 11 месяцев и 5 дней, а служил при той церкви 70 лет». Далее помещена следующая эпитафия: «Жизнь долголетняя хвалы его венец, он дни свои провел в молитвах и пощеньи, чад добре воспитал, быв нежный им отец, Всевышний упокой его в Твоем селеньи».
К Вознесенской церкви дьячок Никита Иванов определен в сентябре 1743 года. Штат духовенства при Вознесенской церкви состоял из попа, диакона и дьячка, а с 1750 года и пономаря. Содержался он частью в счет ружного жалованья, выдаваемого из Провинциальной канцелярии — 9 р. 77 ½ коп., 3 ½ четвертей хлеба, выдаваемого игуменией из того хлеба, который она получала от Спасо-Евфимиева монастыря за взятую у Александровского монастыря землю, и на деньги от Суздальского магистрата «за имевшуюся раньше пашенную землю, которая взята в посать, за семь юхтей с осминою». Кроме сего причт получал подаяние от приходских людей.

В 1764 г., при проведении секуляризации Екатериной II земель, Александровский монастырь был упразднен с обращением собора в приходской храм города.
К этому времени в монастыре, кроме игумении, числилось всего 20 монахинь. Внешний вид храма и монастыря по сохранившейся описи был таков. «Каменная церковь во имя Вознесения Господня имела пять глав, крытых деревянною чешуею и выкрашенных красками. В церковь вели двое входных дверей, при которых были паперти, с западной стороны — деревянная, с южной — каменная. По левую сторону Вознесенской церкви находился теплый придел в Имя великомученика Александра Пермского, с одной главой, обитой деревянною чешуею. Колокольня с шестью колоколами устроена была отдельно. Церковь была богато снабжена утварью и украшена многочисленными священными изображениями. На многих иконах ризы, венцы и цаты низаны были жемчугом. В храмах хранилась одна из древних икон св. мученика Александра с надписью: «Лета 7080 (1572) поставил сей образ Спасского Еоуфимиева монстыря архимандрит Нов в обители святого мученика Александра».
Кроме церквей, в монастырской ограде стояла одна настоятельская деревянная келья и 27 монашеских. Монашеские кельи построены были коштом монахинь, в виду чего при упразднении монастыря Преосвященный Суздальский распорядился передать кельи в собственность монашествующих, с тем, чтобы монахини перевезли их в те монастыри, где будут иметь дальнейшее пребывание, или же продали».

Вознесенский приход

Так закончила свое существование одна из древнейших обителей. На месте ее остался один Вознесенский храм с теплым приделом во имя того св. мученика, в честь которого некогда в XIII веке построена была впервые монастырская церковь, мученик этот ныне именуется св. Александром Римским и память ему празднуется 13 мая. Александр мученик был чином воин, совершил по воле мучителей страдальческий путь от Рима до Византии и в Дризипаре во Фракии упокоился от своего мученического странствования, будучи усечен мечом при Максимиане (281 — 305). Между тем, насколько можно видеть из изложенного выше, в древнейших памятниках мученик, в честь которого посвящена была первая монастырская церковь, называется Александром Перским. Под Александром Перским, вероятно, надобно разуметь одного из 9 мучеников, пострадавших в гонение Диоклетиана в Пергии Памфилийской. Память их празднуется 1 августа. Когда произошло переименование престола, на основании существующих у нас под руками материалов определить не имеем возможности, но, вероятно, в XIX уже веке. Возможно, что это переименование вызвано было желанием согласовать день рождения св. Благоверного Князя Александра Невского с днем памяти мученика, которого он носил имя. Днем рождения св. Александра Невского в настоящее время обычно называют 30 мая. Вследствие этого, может быть, из 14 мучеников, носящих имя Александр и встречающихся в святцах, выбран именно тот, память которого празднуется в мае месяце. Если действительно сделано так, то подобное переименование исторически оправдано ни в коем случае быть не может. Не надобно забывать, что день рождения св. Александра Невского определяется на основании Истории Татищева, относительно которого Бестужев-Рюмин справедливо заметил: «Он (Татищев) не мог еще критически отнестись к своим источникам, и потому верил многому... Это не умаляет достоинства его труда, но требует осторожности в пользовании известиями, которые встречаются только у него».


Иконостас Вознесенской церкви Александровского монастыря. Начало XX в.

Царские врата и часть иконостаса Вознесенской церкви Александровского монастыря. Начало XX в.

Из икон находящихся в церкви в кон. XIX века, примечательна по своей древности была икона св. мученика Александра с надписью: «лета 7080 (1572 г.) поставил сей образ Спасского Еоуфимиева монастыря архимандрит Иов в обители святого мученика Александра».
К этой церкви была приписана Троицкая церковь села Троицы-Берег. [1]
Причта по штату было положено священник и псаломщик. Годовой доход причта: 150 р. от усадебной земли, 56 руб. 24 коп. процентов с госуд. бумаг и до 100 руб. за требоисправления, а всего до 300 руб. [1]
Приход: 7 дворов, 28 душ мужского пола, а женского пола 37 душ. [1]
Уволен за штат и. д. псаломщика Вознесенской церкви гор. Суздаля Сергий Холуйский, 2 мая 1906 г. Псаломщик села Глядкова, Суздальского уезда, Парфений Святухин, 26 мая, 1906 г. перемещен к Вознесенской гор. Суздаля церкви.

До войны и после войны — артель металлистов. Печи разжигали иконами. Ни одной иконы из этой церкви в музее нет.

В 2006 г. монастырь возобновлен в качестве мужского монастыря Владимиро-Суздальской епархии. Настоятель (с 2011 г.) - игумен Авель (Ургалкин).


Вознесенская церковь и колокольня Александровского монастыря. 1960-1970-е гг.

Вид на Вознесенский собор Александровского монастыря. 1963 г.

Собор Вознесения в процессе реставрационных работ.


Надгробная плита из Александровского монастыря XVII в.

В храме находятся гробницы:
- Вел. княгини Суздальской Марии, в инокинях Марины, преставившейся в 1262 г.;
- Вел. княгини Агрипины, скончавшейся в 1293 г.
На одной из гробнице следующая надпись: «лета 6770 (1262 г.) преставися раба Божия, Благоверная Великая Княгиня Мария, въ инокиняхъ Марина Суждальская». На другой: «лета 6801 (1293 г.) преставися раба Божия, Благоверная Великая Княгиня Агрипина Суждальская».
Между местными жителями сохранилось предание, истинность которого подтверждали уже сошедшие в могилу старожилы, будто бы гробницы великих княгинь — каменные и будто бы они висят внизу в усыпальнице на цепях, прикрепленных к каменным столбам. Проверить это предание, к сожалению, нельзя, так как ход в усыпальницу заложен был еще в давнее время, хотя неизвестно когда и кем.





Башни ограды (XVIII в).


1. Церковь Вознесения Господня.
2. Колокольня (XVII в).
3. Иконописная мастерская (новодел).
4. Келии настоятеля (новодел).
5. Баня (новодел).
6. Келии жилые (новодел).
7. Гостевые келии (новодел).
8. Святые врата (XVIII в).
9. Башни ограды (XVIII в).


4. Келии настоятеля (новодел).


7. Гостевые келии (новодел).




Справа Александровский монастырь, в центре Спасо-Евфимиев монастырь, слева Покровский монастырь


Храмы и монастыри города Суздаля.
Категория: Суздаль | Добавил: Николай (03.05.2015)
Просмотров: 8525 | Теги: Суздаль, монастырь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru